Педагог с неврозом

Содержание:

Детские неврозы. Профилактика неврозов.

Психоневролог А.И.Захаров приводит формулу: «Ребёнок, находящийся в состоянии стресса, перенапряжения, утомления, имеет сниженную реактивность организма (пониженный иммунитет), как правило заболевает (соматические заболевания, вегетативные нарушения). Частые болезни служат отправной точкой развития невроза».

Какие дети в большей степени подвержены неврозам?

1. Дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, которые всё очень близко принимают к сердцу; впечатлительные дети, склонные к беспокойству и волнению.
2. Импрессивные дети, склонные к внутренней переработке чувств и переживаний. О таких детях говорят: «Всё держит в себе».
3. Дети с внутренней неустойчивостью:
— с нервной конституцией (влияние генетики: нервно-соматически ослабленные родители; полярные темпераменты родителей ребёнка; темперамент самого ребёнка);
— дети с развитым чувством «Я». О таких детях можно сказать, что они не переносят повышенного, приказного и тем более раздражительного тона, оскорблений. В ответ на это, они плачут, обижаются или «уходят в себя».
Как правило, истоки возникновения неврозов заложены в семье. В семье ребёнок получает стресс от конфликтов между родителями, неправильного воспитания (гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность, эгоцентрическое воспитание, неуёмные прин-ципы, запреты), блокирования эмоционального контакта между ребёнком и матерью (мать не даёт то тепло и ласку, которые необходимы эмоциональному, впечатлительному ребёнку).
Негативное отношение к ребёнку в детском саду или школе со стороны педагога служит сильным раздражителем для ослабленной нервной системы. Часто бывает так, что позиция педагога такова, что он считает правильным сообщить родителям о «баловстве», «упрямстве», «вредности» ребёнка. И родителям остаётся только «нажать», «исправить», «наказать», то есть ещё раз сделать то, от чего ребёнок страдает и ещё больше ослабить его нервную систему. Другая позиция педагога: обратить внимание родителей на болезненный характер поведения ребёнка; посоветовать, как поступить в том или ином случае, то есть творчески разрешить проблему, учитывая индивидуальность ребёнка. В первом случае педагог закрепляет или усиливает невроз, во втором – снижает его. Очень тяжело приходится детям с высоким уровнем сензитивности при психологически неграмотном воздействии со стороны педагога, что может привести к снижению самооценки, к неумению самоутвердится в детском коллективе. Существует дидактогенный невроз, основной причиной которого является нарушение значимых для ребёнка отношений педагог — ученик, где патогенным фактором могут быть неправильное поведение и слова педагога в ад-рес ученика. Педагогу следует учитывать повышенную ранимость мальчиков, испытывающих проблемы во взаимоотношениях с отцами или уже частично или полностью лишённых общения с ними после развода родителей. Такие мальчики болезненно пережи-вают, когда их начинают стыдить в присутствии сверстников, указывать, что они ведут себя не так, как нужно, отстают от других, не оправдывают надежд. В подобных ситуациях дети чувствуют себя ещё более непонятыми и изолированными, становятся робкими и нерешительными или начинают «вредничать» — делать всё наперекор, вызывая негативное отношение к себе. В этом случае, как правило, похвала за успехи способствует достиже-нию положительного результата. Действенным оказывается и вовлечение ребёнка в коллективные дела с предоставлением ему ведущей роли.
Очень тяжело приходится детям с педагогом, имеющим невротическое расстройство. Нервный педагог не может найти общий язык прежде всего с нервно-расстроенными детьми. То есть вместо понимания, заботы и поддержки он переносит на детей своё раз-дражение и беспокойство.

В чём же должна заключаться помощь педагога детям с неврозами?

— развитие навыков общения;
— нахождение признания в детском коллективе;
— замечать их успехи, хвалить;
— поддерживать в трудную минуту, защищать от тех кто дразнит и способен на агрес-сию.
Профилактика неврозов у детей заключается в формировании механизмов психической саморегуляции. Эмоциональных, с развитым чувством «Я» и художественно-одарённых детей следует окружать заботой и любовью, поддерживать и развивать их чув-ство «Я». Но без чрезмерной опеки, потакания прихотям и капризам. Разумная твёрдость должна сочетаться с эмоциональным принятием ребёнка, чтобы он не чувствовал себя одиноким, непонятым, нелюбимым.

При копировании материалов с сайта,
ссылка на psycholog-school.ru обязательна
© 2010-2018 Школьный психолог

Психологам
* Возможность создания персональных страниц
* Публикация материалов с получением
электронного свидетельства, заполните форму.
* Из Ваших презентации делаем флеш-ролики, новинка!

psycholog-school.ru

Невроз – цена образования

Как полностью выполнить программу обучения и одновременно сохранить здоровье учащихся? Не получается! Какие только способы решения не предлагают! Одни ратуют за введение принципа «минимакс» – объяснять по максимуму, а спрашивать по минимуму. Интересно, что из этого получится? Другие видят выход в изменении содержания образования. Да, видно, так увлеклись, что за этим изменением не то что дети – учителя не успевают (учебники есть, а методических пособий нет). Кстати, как изменяется содержание – тоже вопрос: по одним предметам усложняется (как вам – читать Бабеля в 5-м классе?!), а по другим резко сокращается. Третьи говорят о жестком нормировании времени на выполнение домашних заданий, дабы избежать перегрузки. Что ж, очень жаль, что этим светлым умам не пришла в голову мысль о причинах таких больших домашних заданий и перекладывания работы учителя в школе на работу учащихся и их родителей дома. Ведь проще, не давая ответа, заставить, запретить, ограничить, перенести ответственность и так далее. Причем об учителе и его проблемах никто не думает. В общем, вместо одного, но профессионального подхода в решении вопроса существует много «творческих».

Каков же результат? Учителя в растерянности, дети нормально не могут перейти из школы в школу – программы не совпадают, а уж о вступительных экзаменах в вуз и говорить не приходится – репетитор нужен. Родители в шоке: «Задания такие, что мы своим детям помочь не можем». И в этой ситуации во главу угла ставится степень обученности, ведь именно ее будет проверять любая комиссия.

Извините, но напрашиваются вопросы: обученности чему? Обученность кого? И обученность какой ценой? Ведь о цене-то задумываются в последнюю очередь. Ну и где же здесь желание сохранить здоровье детям? На словах есть, а по сути нет.

Что мы имеем в итоге? Совершенно естественную реакцию организма – дидактогенный невроз. Психотравмирующие факторы вызывают неврозы как у педагогов, так и у детей. Кроме того, появление невроза – это первая стадия цепной реакции: он является следствием существующей ситуации и одновременно причиной невозможности выхода из нее.

Учителя работают в ситуации хронического стресса. По статистике, почти все педагоги со стажем работы более десяти лет страдают различными формами неврозов. Не правда ли, удручающая картина. И как при этом они будут учить детей? А сколько учителей со стажем более десяти лет в российских школах? А сколько учеников у них учится?

К сожалению, обо всем этом все давно знают. Ну и что изменилось от этого знания? Неужели преподавателям стало легче работать? Или большинство детей стали проявлять интерес к учебе? Прошу понять меня правильно – я говорю не об отдельных оазисах благополучия, а о массовой практике.

Положение дела в среднем образовании привело к возникновению нового термина – дидактогения. Что он обозначает? Психическую травму, источник которой – педагог (неуважительное, предвзятое отношение к учащемуся, прилюдное высмеивание его ответов, поведения, внешнего вида, способностей). Кроме того, дидактогениями именуют психические расстройства, возникающие под влиянием психоэмоционального дистресса: неврозы, другие психогенные заболевания.

Дальнейший разговор о проблеме дидактогений построю в стиле интервью, где попытаюсь дать лаконичные ответы на вопросы, наиболее часто возникающие при общении с учителями, методистами и администрацией школ.

Невроз – это заболевание или нет?

Неврозы относятся к группе психогенных заболеваний (психогений). Они появляются после психической травмы, причем все болезненные проявления связаны с психотравмирующим фактором, а после его исчезновения или нормализации ситуации переживания проходят или значительно сглаживаются. Как раз эта особенность может быть использована для нормализации психической деятельности не только учащихся, но и учителей.

Что может быть причиной возникновения дидактического невроза?

Рассмотрим сначала невротизирующее влияние учебы. На психическое здоровье неблагоприятно влияет не сама по себе умственная нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательный процесс, а также несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободного личного времени (часто из-за ортодоксального отношения родителей к высоким оценкам), различные конфликтные отношения.

Тяжелые переживания у школьников, особенно у тревожно-мнительных, чувствительных, связаны с экзаменами. Возникающее при этом напряжение сопровождается психосоматической реакцией, нарушением адаптации. Наиболее частые проявления – неврозы утомления и астенические неврозы, слабость внимания, нарушение сна или невротические страхи (боязнь темноты, персонажей фильмов, одиночества, разлуки с близкими, тяжелых болезней и тому подобного).

Какое влияние на развитие невроза оказывают взаимоотношения ученик–учитель? В каких случаях это происходит? В основном, когда действия педагога могут вызвать болезненную психическую реакцию у школьников – дидактогению. У детей проявляется болезненная застенчивость с навязчивыми страхами несостоятельности, бурной реакцией в самый неподходящий момент (покраснение, потливость, дрожание рук, затруднения в речи и тому подобное). Такие переживания возникают после резких замечаний педагога при выходе учащегося для ответа к доске: порицание, бесцеремонные комментарии по поводу того, что учащийся потеет, краснеет, сильно волнуется в такой ситуации.

Обычно в подростковом возрасте (когда повышено внимание к своей внешности) в результате дидактогении может возникнуть навязчивое опасение наличия уродства, какого-то мнимого физического дефекта, неприятного для окружающих, дефекта, который может быть предметом насмешек.

Может ли конфликт быть причиной невроза?

Разумеется. В детском возрасте особое значение имеют неправильное воспитание, негармоничная семья и конфликтные ситуации, в которых главным действующим лицом становится педагог.

Конфликт занимает центральное место в жизни ребенка, оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает эмоциональное напряжение, которое обостряет противоречия, усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает самоконтроль, дезорганизует волю. По мнению отечественного ученого А.И. Захарова, в основе патогенного конфликта лежит конфликт между «Я» и «Мы», когда ребенок хочет, но не может по разным причинам войти в референтную группу «Мы» (вначале это семья, затем группа сверстников).

Какие воспитательные воздействия являются психотравмирующими?

Ответ на этот вопрос кажется очень простым: необходимо только перечислить все способы общения, связанные с унижением, подчинением или подавлением учащихся. Но это кажущаяся простота, потому что, во-первых, разнообразие и количество психотравмирующих воздействий чрезвычайно велико, да и вызвать психологическую травму у одного ребенка может то, что другими воспринимается абсолютно спокойно. Во-вторых, практически невозможно под каждое воздействие разработать «инструкцию по применению».

Неприятие со стороны учителей и родителей формирует как агрессивных, социально плохо адаптированных детей, так и детей с невротическими расстройствами. Кроме того, А.И. Захаров проанализировал и сгруппировал отдельные стороны неправильного воспитания по степени их патогенной значимости: несоответствие, неприятие, неравномерность, несогласованность, непоследовательность, неустойчивость, тревожность.

На первом месте

Несоответствие требований взрослых возможностям и потребностям детей, ритму их физиологического и психического развития, конституциональным и половым особенностям

Что это означает? Взрослые предъявляют слишком много требований, которые трудновыполнимы на практике и превышают возможности усвоения детьми. Чаще всего подобное отношение проявляется у авторитарных родителей или родителей, больных неврозом. Кроме этого, типичное для матерей стремление к строгой дисциплине, запретам и ограничениям обусловлено их неудовлетворенностью браком, ребенком и компенсирует недостаточное участие отца в воспитании детей.

Неприятие индивидуальности и эмоциональное неприятие детей

Раздраженно-нетерпеливое отношение, частые порицания, угрозы и физические наказания, отсутствие необходимой нежности и ласки. Неприятие индивидуальности – следствие непонимания родителями особенностей развития своих детей, навязывания им стереотипных решений, шаблонного подхода в воспитании. Это отношение говорит об определенной интеллектуальной незрелости самих родителей, их нетерпимости и максимализме, конфликте между ними. В некоторых случаях родители «не принимают» фактический возраст детей и относятся к ним как к более старшим или младшим.

Неприятие может быть связано и с эмоциональной черствостью родителей: недостаточная теплота в отношениях с детьми, нежеланность ребенка в первые годы жизни или несоответствие его пола ожидаемому, а также неспособность ребенка выполнить требования родителей.

Неравномерный характер воспитания в различные периоды жизни детей со стороны одного или обоих родителей

В первые годы жизни ребенок испытывает недостаток материнской заботы: из-за ее раннего выхода на работу его отдают на воспитание няням, родственникам, в ясли. Кроме того, недостаток материнской заботы связан с неуверенностью женщины в прочности брачного союза и неразвитостью материнского чувства. Затем она, словно наверстывая упущенное, окружает свое дитя излишним вниманием, особенно при наличии невротичного, тревожного и истерического характера. Иногда сверхопека компенсирует недостаток заботы у самой матери в детстве, снимает чувство вины за непринятие ребенка в первые годы его жизни и восполняет отсутствие постоянной заботы о нем со стороны отца.

Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей и других членов семьи

Контрастное сочетание строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающе-разрешающее отношение у другого – такие различия обусловлены твердостью или мягкостью их характера и конфликтным противопоставлением точек зрения на воспитание детей. Например, матери с холерическими чертами темперамента негативно воспринимают «медлительность» и «упрямство» дочерей, напоминающие им аналогичные черты отцов. Поэтому они часто торопят (подгоняют), ругают дочерей, кричат на них, в то время как у отцов с ними эмоционально-теплые и разрешающие отношения.

Совсем другое происходит, когда матери с флегматическими чертами характера болезненно-чувствительно воспринимают общие с отцом холерические черты темперамента мальчиков. В таких случаях они излишне строго ограничивают их активность, часто кричат на них, ругают и физически наказывают.

Непоследовательность воспитания, его противоречивость у каждого из родителей

Непоследовательность может быть симптомом невротического состояния матери, проявлением ее истерических черт характера. Непоследовательность у отцов говорит об их мягком и непостоянном характере.

Неустойчивость в обращении с детьми

Повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность обусловлены теми же факторами, что и непоследовательность, а также тем, что мать не удовлетворена супружескими (в том числе сексуальными) отношениями.

Тревожность в воспитании

Постоянное беспокойство о ребенке присуще матери и говорит о соответствующих чертах ее характера. При конфликтных отношениях в семье матери еще более тревожны по отношению к детям.

zdd.1september.ru

Невроз против смерти. (Истории из практики)

Это не рассказ о том, что с неврозом надо подружиться. Это две реальные истории о том как невроз излечился за один сеанс. К сожалению на этот раз я не буду радовать вас фокусами от психологии или мистикой. Только грубая логика.

Назовем её Вера. Когда она пришла все признаки невроза были налицо. Ком в горле, дрожащие руки, панические приступы. Даже по шкале Шихана было характерное значение. Однако когда мы начали исследовать её жизнь на предмет самых ярких нестроений оказалось, что всё хорошо. Как правило у клиентов заметны причины сразу — работа, семья, дом. У Веры всё было отлично. Но она не походила на счастливого человека.
Как часто бывает положение спас вопрос «С чего это началось?»
— Да всё дочь. — пожаловалась клиентка, — у неё кашель уже больше года!
Пришлось сделать одним из условий лечения, предписание отвести дочь на обследование.
Это было самое быстрое исцеление от невроза! На следующем сеансе Вера сияя сказала:
— У дочки обнаружили туберкулез!
Именно так это и выглядело счастье и туберкулез.

-Зато наконец нашли, она раньше проверялась но не обнаружили потом забросила, а сейчас в больнице, но она будет жить!
Ни одного симптома невроза не осталось, через 2 недели на контрольной проверке она так же не обнаружила тревоги. Дочь Веры поправилась.

В ту же зиму случилась вторая история про логичный невроз. Хоть я и обещал, что обойдемся сегодня без мистики, но. горбатого известно что могила исправит. Марина обратилась с неврозом и жалобой на то что её семья проклята. И в самом деле семья Марины постепенно умирала от рака. Который вроде как не передается по воздуху, но именно в этой семье разбушевался. Догадка была банальной, и точной — оказалось что они жили рядом с трубой местной тэц. Дело было в экологии, на таком расстоянии выбросы станции были крайне вредны. Именно поэтому у трубы остался только частный сектор, большие дома было запрещено строить. Проблему можно даже назвать не психологической. Информация, может с уроков по гражданской обороне, осталась в предсознании Марины и мучила её неврозом. Совет был тоже не мудреным — как можно быстрее переехать. А невроз был так же вылечен в короткие сроки.

www.b17.ru

Что такое школьный невроз

Невроз у ребенка – распространенная проблема, с которой часто сталкиваются родители и педагоги. Нервность может сопровождаться множеством симптомов: раздражительностью, капризностью, беспокойным сном, невропатией, неврозом. Нервным ребенок может быть от рождения, а может стать таким впоследствии.

Сложность заключается в тесной взаимосвязи, с которой сталкиваются родители: ведь часто нервность – результат плохого воспитания, а воспитывать нервного ребенка сложно. Таким образом, симптомы школьного невроза нарастают, а взрослые не знают, какими методами воздействовать.

О школьном неврозе говорят, когда у ребенка наблюдаются неосознанные тревожные симптомы и страхи, связанные с посещением школы. Это сопровождается соматическими симптомами: рвотой, тошнотой, головной болью, которые развиваются перед посещением занятий.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту!
  • Здоровья Вам и Вашим близким!
  • Развитие школьных неврозов может происходить под влиянием неблагоприятного психологического климата. Классическими проявлениями заболевания являются безосновательная агрессивность, отказ ходить в школу.

    Зачастую педагоги не осознают всей силы негативного воздействия, которое оказывается на психику детей, когда на них кричат, обращаются нетактично, используют назидательную интонацию. Между тем, доказано, что спокойный тон наиболее эффективен при общении.

    Сухомлинский, изучавший школьные неврозы на протяжении нескольких лет, пришел к выводу, что все дети по-разному реагируют на несправедливое отношение учителя.

    У кого-то возникает взвинченность, у кого-то – мания несправедливых обид, преследований, у одних – озлобленность, у других – показательная беззаботность, у кого-то – безучастность, у кого-то – страх перед наказанием. Поведение может сопровождаться кривлянием и паясничанием, ожесточенностью.

    В большей степени именно учителя, не учитывающие личностные особенности своих учеников, выбирающие неправильную тактику по отношению к ним, становятся причиной развития школьных неврозов.

    Причины возникновения

    Невроз может развиться под влиянием биологических, филогенетических, психологических факторов. После рождения человек долгое время находится в состоянии беспомощности и зависимости, которое тесно связано со страхами. Из этого развивается потребность в любви, которая сопровождает людей на протяжении всей жизни.

    В свою очередь, Фрейд предложил теорию, по которой невроз является следствием нарушенной психики, а не нервной системы, т.е. развивается из-за имевших место переживаний, тяжелых впечатлений. Лечить заболевание он предлагал коррекцией психики, полагая, что лекарства и массажи не смогут оказать нужного эффекта.

    Неврозы у детей – наиболее распространенная форма нервно-психической патологии. Неврозы становятся проявлением проблем взаимоотношений между людьми, поиска любви, самовыражения.

    Изначально неврозы это эмоциональные расстройства, которые возникают на фоне нарушений отношений в семье. В первые годы жизни для ребенка особенно важны взаимоотношения с матерью, чуть позже не менее значимыми становятся отношения с отцом.

    Как правило, родители сами имеют большое количество личных проблем, в некоторых случаях тоже страдают от невроза, а манера воспитания ребенка основывается на общепринятых принципах и своем опыте, при этом индивидуальные черты детей не учитываются.

    Эта точка зрения позволяет сделать вывод, что невроз у ребенка является следствием родительских проблем, зачатки которых сформировались еще в прародительской семье.

    Симптомы неврозов у детей можете увидеть тут.

  • Следует выделить ситуацию, когда ребенок в семье один, а также изоляцию ребенка при наличии других детей.
  • Родители и дети могут быть несовместимы друг с другом с психологической точки зрения, это может провоцировать постоянные конфликты.
  • Нездоровая психологическая обстановка возникает, когда наблюдается доминирование одного из взрослых или подмена классических семейных ролей.
  • Также на развитии заболевания может сказаться низкая продуктивность совместной деятельности и изолированность семьи от общества.

Негативное воздействие оказывает поведение матерей, которые не хотят исполнять семейные и материнские обязанности, отдавая предпочтение карьерному росту и самореализации. Такие женщины категоричны, они не проявляют нежность и ласку по отношению к детям, легко прерывают семейные отношения.

Как правило, они являются единственными детьми в семье. В то же время, женщины, которые уделяют внимание и работе, и семье сталкиваются с чрезмерными нагрузками, которые делают неустойчивым их психическое состояние.

Как следствие, рост количества неврозов у родителей вызывает аналогичный рост у детей, поэтому в такой ситуации крайне важно при необходимости оказать своевременную и квалифицированную психологическую помощь и взрослым.

Профилактика школьных неврозов

Школьные неврозы практически во всех случаях сочетаются с нежеланием посещать школу. Это может наблюдаться и при развитии иных форм психических отклонений у школьников, так как любые психические нарушения сопровождаются социальной дезадаптацией. Так как в этом возрасте социальная сфера представлена в основном школьным занятиями, то страдают именно они.

Школьник с тревожным типом личности обладает сниженной мотивацией к активности, так как старается избегать неудач. У него занижена самооценка, он не рассчитывает получить высокий результат от своих действий. Такие подростки изначально выбирают для решения легкие задачи, избегая трудностей.

Нарушено целеполагание, что связано с нерешительностью, характерной для такого типа личности. Подготовка к учебе всегда сопровождается негативно окрашенными эмоциями, неспособностью концентрироваться, возникновением проблем с памятью.

При возникновении трудностей дети с повышенной тревожностью не в состоянии проявлять гибкость в выборе цели и методах ее достижения. Факты неуспешности прочно сохраняются в памяти, создавая негативную ауру.

Перечисленные характеристики поясняют, по каким причинам усвоение знаний дается с трудом. На основании этого можно выработать рекомендации профилактического, коррекционного, развивающего характера, которые будут способствовать формированию адекватных социальных мотивов и самооценки ребенка.

Особенности коррекции заключаются не только в том, чтобы снизить само состояние тревожности у ребенка, но и трансформировать структуру личности таким образом, чтобы школьник мог в полной мере реализовать свои возможности и таланты, не растрачивая свой потенциал на негативные переживания и фобии.

Низкая общительность ребенка с неврозом вызывает дополнительные проблемы в классе, связанные с негативным отношением сверстников.

Для детей с неврозом характерно проявление таких невротических реакций, как заикание, энурез, тики, обгрызание ногтей. Наблюдаются предметно-фиксированные страхи, нарастание тревожности, которые сопровождаются учащенным сердцебиением, перед написанием проверочных работ.

Развитие психосоматических расстройств, пограничных психических заболеваний является следствием недостаточного внимания к тревожному типу личности школьника.

В борьбе с этой проблемой важно определение правильной стратегии. Необходимо внушать ребенку уверенность, поддерживать его при постановке задач, сопровождать процесс их решения, оказывая при необходимости помощь.

Следует следить за организацией процесса обучения. Благоприятно скажется вовлечение ребенка в решение творческих задач, а также содержательный, развернутый анализ результатов с подчеркиванием достижений.

Для детей с неврозами не рекомендуется использовать оценочную систему, так как низкая оценка может усугубить ситуацию, преумножив состояние тревожности. Стандартная школьная отметка отражает усредненный результат.

Более эффективным методом считается использование дифференцированной системы оценок, которые бы по отдельности показывали результаты за усилия, старания, прилежание и за итог работы.

Необходимо использовать дозированные задачи, которые будут иметь нарастающую сложность. Педагог должен осознавать трудность ситуаций, с которыми сталкивается ребенок с неврозом и постоянно подкреплять его уверенность подсказками, подчеркиванием успехов.

Учителю следует соблюдать темп работы, который будет соответствовать способностям такого школьника. Работа по укреплению уверенности в собственных силах должна проводиться постоянно.

Важной составляющей является налаживание социальных контактов и мотивации к общению. Также важна концентрация на нравственном воспитании ребенка, коррекции социально-неадекватного поведения, заниженной самооценки.

Читайте подробнее о профилактике неврозов у детей дошкольного возраста.

Можно ли помочь ребенку у истерическим неврозом, мы расскажем здесь.

Для успеха необходимо объединять усилия учителя, психолога, врача по лечению неврозов. Психолог после проведения психодиагностики занимается корректирующей работой, направленной на устранение нарушений, вызвавших невроз.

Учитель должен принять меры для ликвидации факторов, создающих стрессовые ситуации, которые способствуют формированию и усилению невроза. Врач назначает лечение, основанное на использовании психогигиенических, психотерапевтических, медикаментозных методов.

nerv.hvatit-bolet.ru

Педагог с неврозом

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 375

Поделиться с друзьями:

Под неврозами понимают группу функциональных нервно-психических нарушений, эмоционально – аффективных и соматовегетативных расстройств без видимых патоморфологических изменений и изменений метаболических процессов в организме.

Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, неблагоприятным образом сказывается на процессах их адаптации к учебным нагрузкам, является причиной дальнейшего нарастания психической напряженности, неврозов [3]. Все нарастающий темп жизни, быстро увеличивающийся при этом информационный поток, многообразные социальные проблемы, криминальные ситуации, незащищенность и обусловленная этим тревога за себя и своих близких, неуверенность в завтрашнем дне способствуют нарастанию числа больных неврозом [2].

Неврозам подвержены дети разного возраста. Чаще всего проявление невроза связано с социальным изменением среды, обусловленным началом обучения в школе и с особенностями высшей нервной системы детей младшего школьного возраста. Чаще неврозы развиваются у детей с неуравновешенным или слабым типом нервной системы [1].

Учитель, работающий с детьми должен хорошо знать, что невроз ведет к снижению трудоспособности, ухудшению психологического климата в школе, семье.

Симптомы проявления неврозов зависят от особенностей личности и от характера психической травмы ребенка. В зависимости от симптомов выделяют следующие виды неврозов: истерия, неврастения и невроз навязчивых состояний.

Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся является важным условием профилактики неврозов. Необходимо учитывать врождённые, биологически заложенные особенности, и в первую очередь, специфику латеральной асимметрии головного мозга ребёнка в учебной деятельности (леворукие или праворукие). Индивидуальный подход предполагает учет психических и физиологических особенностей младших школьников, особенности их здоровья, тип высшей нервной деятельности, темперамент, биоритмологические свойства, характер памяти и др. [3]

Большое влияние на формирование неврозов оказывает неправильное воспитание. Например, стимулирующее воспитание способствует развитию невростении («Вот у тебя «тройка», а у твоего соседа по парте – «пятерка». Что же ты глупей его?»).. Подавляющее воспитание развивает склонность к формированию невроза навязчивых состояний («Ну что же ты можешь? Сиди уж, лучше помалкивай. Не знаешь, так помалкивай!»). Заласкивающее воспитание становится причиной истерии («Ты у нас самая умный, самый любимый, поэтому тебе завидуют»). Неадекватная самооценка – одно из основных свойств истерической личности (обычно это дети – «кумиры семьи»). Поэтому учитель должен развивать объективную самооценку.

Родителям необходимо больше времени уделять детям, принимать активное участие в их жизни. Совместные прогулки, походы в кино, любая совместная возня с родителями, доставляющая ребенку положительные эмоции может создать эмоционально лучшие условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок.

Зная природу неврозов и его клиническое проявление, учитель может определить наиболее эффективные пути профилактики школьных неврозов и способствовать формированию здоровьесберегающего образовательного пространства.

Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помошь родителей детям). «Респекс», СПб.: 1995, 192 с.

Кокаева И.Ю. Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников (на примере республики Северная Осетия-Алания) /диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2011. С.65.

Кокаева И.Ю. Педагогическая психогигиена / учебное пособие / И. Ю. Кокаева; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Осетинский гос. пед. ин-т М-ва образования и науки Республики Северная Осетия-Алания». Владикавказ, 2007. С.35.

Литвак М.Е Неврозы: клиника, профилактика и лечение/под ред. М.Е.Литвак.Изд.3-е.Ростов н/Д :Феникс, 2012. 279с. (Психологические этюды).

www.scienceforum.ru