Первые признаки аутизма у детей

Каковы первые симптомы аутизма у детей?

Аутизм (или расстройства аутистического спектра) — это нарушение развития при котором у человека снижена способность эффективно обучаться в процессе социального взаимодействия. Есть множество навыков, которым дети учатся у своих родителей или у других людей, и которым детям с аутизмом научиться крайне затруднительно. Задержка или своеобразие развития этих навыков, в частности задержка в формировании речи, понимании речи, задержка и своеобразие формирования игры и других социальных и коммуникативных навыков – все это может являться симптомами аутизма, и не заметить их практически невозможно. Например, в возрасте полутора лет ребенок с аутизмом может плохо реагировать на обращения к нему, может как будто не слышать речь, у него может не появляться жестов или слов (обычно к полутора годам мы ожидаем как минимум 10-15 слов и большого количества жестов).

В возрасте двух лет у ребенка может по-прежнему быть отставание в развитии речи (может не быть слов и фраз, которые к двум годам уже должны появиться), но может быть и очень своеобразное развитие речи — ребенок может говорить не для общения (например, часто повторять услышанные им слова и фразы), испытывать сложности в том, чтобы побеседовать, рассказать что-то про себя. Часто в этом возрасте становятся заметными особенные игры — они могут быть очень однообразными (с повторением одних и тех же действий), могут быть очень необычными (например, ребенок может играть с телом и ощущениями, разглядывая источники света, прислушиваясь к определенным звукам и так далее). Для родителей детей в возрасте от 18 до 24 месяцев разработан специальный опросник М-chat, который может помочь выявить риски аутизма. Вы можете пройти тест здесь аутизм-тест.рф

У более старших детей можно заметить сложности в общении со сверстниками, когда они с одной стороны могут стремиться к общению, с другой — не уметь играть в общие игры, беседовать, подстраиваться под правила игр.

Поведение людей с расстройством аутистического спектра очень сильно отличается в зависимости от того, сколько им лет, какой у них уровень развития и уровень интеллекта, какую они получали и получают помощь, и как устроена вокруг них среда. Но вне зависимости от этого, все они будут иметь постоянные сложности в социальном взаимодействии и коммуникации, именно это будет важным для того, чтобы диагностировать аутизм (расстройство аутистического спектра).

— отсутствие зрительного контакта (тоесть он есть, ЗК, детки прекрасно следят за окружающими и смотрят в глаза, но только пока вы не начинаете в ответ их эмоционально грузить), то есть взгяд глаза-в-глаза они с трудом выносят несколько секунд, и то в хорошем настроении и в состоянии покоя. Дольше — для них пытка, чуть ли не физически больно, буквально вызывает панические атаки и тп неприятности.

— высокая чувствительность к громким звукам. Повышаете голос (вне зависимости от эмоц фона, например любимая собака решит погавкать, или кто-то рядом заголосит, или вы вякнете «епрст» или «гооооо-о-о-ол. «) — дите в рев и начинает биться в истерике, пока не обнимешь и не начнешь тихонько утешать и обьяснять, что все нормально и ему ничего не угрожает.

— повторяющиеся действия (взмахи руками, раскачивания, бодания, кусания самого себя за руку например, битье головушкой об стену/пол/того кто обидел-напугал, . ). Аутистов это успокаивает, как остальных поглаживание по голове или жевание вкусняшки.

— полный игнор мягких игрушек и кукол по их прямому назначению, то есть в игры «понарошку», имитирующие социальные взаимодействия.

— часто проблемы с режимом сна/бодрствования (очень остро реагируют на любое давление со стороны окружающих).

— ограниченный рацион, критическое отношение к любой незнакомой пище. Причем пробовать на вкус в период 0-3 года все подряд — это все как у всех. Но сожрать с голодухи какую-нибудь незнакомую капусту/кабачок/конфету/котлету — фиг вам, аутисту проще голодать неделю.

— частые простуды и проблемы с пищеварением. По последним исследованиям у аутистов в 97 процентах случаев очень специфический дисбактериоз в кишечнике, в следствие чего слабый иммунитет и в половине случаев — тяжелые пищевые аллергии, причем восновном на глютен (пшеница, рожь, еще длинный список). Явное улучшение состояния (спокойствие, хорошее настроение, дружелюбие и усидчивость) однозначно приходят после 2-3х месяцев на диете, полностью исключающей эти аллергены. Но диету надо поддерживать долго, прямо очень долго, лет до 12-15 точно. Так что сделать анализ «аллергия на глютен» — это очень важно при малейшем подозрении. Эта же аллергия часто бывает причиной СДВГ и агрессии у деток, а ее лечение диетой — облегчает или снимает полностью эти симптомы.

А самое главное, имхо, понимать, что у вашего ребенка сохранен интеллект. Да, он тормозит и цепляет якорем, он часто сердится и не горит желанием поболтать с вами за жизнь, он тихо ненавидит любые стадные развлечения и не желает выполнять инструкции. Увы и ах.

Но он умница и гений, и внутри он такой же добрый, веселый и любопытный как вы сами и как все дети. Просто он быстрее остальных устает от общения, и ему нужна ваша поддержка и понимание, а главное вера в него. Не предавайте своих деток разочарованием. Любите, учите, ищите подходы с каждой новой задачей — и они вас миллион раз заставят рыдать от восторга.

thequestion.ru

Первые признаки аутизма у ребенка

Родителям очень трудно согласиться с тем, что их малыш имеет проблемы с развитием. Однако в случае аутизма чем раньше вы заметите его симптомы, тем лучше — желательно, если это сделано в первые 18 месяцев жизни. Правильная коррекция позволит вашему ребенку обучаться, воспитываться и развиваться так, чтобы полностью преодолеть ограничения аутизма.

Как распознать аутизм

Расстройства, характерные для аутизма во всех его вариантах, вызывают задержки в таких основных областях развития, как говорение, игра и взаимодействие с другими людьми. Признаки и симптомы аутизма варьируются, как и его воздействие на развитие ребенка. У некоторых детей отмечаются лишь незначительные сложности, другие сталкиваются с серьезными проблемами. Как бы то ни было, каждый ребенок-аутист имеет сложности по крайней мере в трех сферах: коммуникация — как словесная, так и несловесная, выстраивание взаимосвязей с другими людьми и окружающим миром, формирование гибкого мышления и поведения.

Среди врачей, родителей и специалистов-психологов нет единого мнения о том, какие причины вызывают аутизм, как правильно вести себя с аутистом, и еще многих важных вопросах. Однако один факт не вызывает сомнения: ранняя интенсивная коррекция приносит большую пользу. Это особенно важно для детей, составляющих группу риска, и детей, у которых наблюдаются только незначительные симптомы.

Выявление аутизма в раннем возрасте — задача родителей Именно родители способны первыми заметить настораживающие сигналы. Они хорошо знают своего ребенка, постоянно общаются с ним и могут увидеть то, чего не заметит педиатр за 15 минут осмотра. Но чтобы понимать, что укладывается в понятие нормы, а что — не совсем, нужно иметь определенный запас знаний.

  • Наблюдайте, как развивается ваш ребенок. Особенно тщательно следите за тем, как малыш преодолевает основные рубежи в социальном и эмоциональном развитии и познавательной сфере. Вовремя ли это происходит? Сами по себе задержки в развитии — еще не диагноз, но они свидетельствуют о повышенном риске аутизма.
  • Действуйте, если нужно. Конечно, если ваш малыш заговорил или сделал первые шаги раньше (или позже) других, это еще не повод для паники. Понятие «нормы» применительно к развитию очень широко. Но если ребенок не прошел возрастные вехи в том или ином аспекте развития или вам кажется, что что-то идет не так, обязательно посоветуйтесь с врачом.
  • Не используйте подход «поживем-увидим». Некоторые родители так и делают — ждут. Это худший из всех возможных подходов. Так вы можете потерять время и не использовать шансы на улучшение в самом подходящем возрасте. Кроме того, и при аутизме, и при других задержках развития дети, как правило, не «перерастают» эти проблемы, им нужна дополнительная квалифицированная помощь.
  • Доверяйте своей интуиции, ведь никто не чувствует ребенка лучше, чем мама и папа. Конечно, если вы обратитесь к врачу, он должен будет провести тщательное обследование и установить характер и степень задержек в развитии. Но бывают случаи, когда даже квалифицированные специалисты упускали из виду или недооценивали важные симптомы. Так что если вы «печенкой чувствуете», что проблемы есть, обратитесь к другому врачу, ведь два мнения лучше одного.
  • Обратите внимание на такой важнейший симптом аутизма, как потеря некоторых навыков: обычно это случается в возрасте от 12 до 24 месяцев. Иногда дети, которые уже начинали разговаривать, играть или пользоваться жестами (махать «пока-пока», например) перестают это делать. Любая потеря такого рода — однозначный сигнал отставания в развитии.
  • Признаки аутизма у малышей

    Если признаки аутизма выявлены в младенчестве, то лечение может быть очень успешным благодаря пластичности молодого мозга. Интенсивная терапия, начатая в возрасте до полутора лет, способна полностью преодолеть его симптомы. Самые ранние признаки аутизма включают не столько аномальное поведение, сколько отсутствие нормального. Именно поэтому их трудно распознать. Иногда родители даже рады тому, что у них тихий спокойный ребенок, который не требует внимания.

    Нужно знать признаки, на которые следует обратить внимание:

  • ребенок избегает визуального контакта, в частности, во время кормления;
  • не улыбается в ответ на вашу улыбку;
  • не реагирует на свое имя или знакомый голос;
  • не следит взглядом за предметами;
  • не машет «пока»,
  • не делает других коммуникативных жестов;
  • не показывает на предметы, на которые указываете вы;
  • не пытается привлечь к себе внимание звуками;
  • не обнимает и не отвечает на объятия;
  • не подражает вашим движениям и мимике;
  • не просится на руки;
  • не участвует в общих играх или коллективных действиях;
  • не просит помочь ему.
  • Есть неско лько знаков, которые должны вас не просто насторожить, а заставить немедленно действовать:

  • к 6 месяцам — малыш не улыбается и не проявляет радости ни в каких ситуациях;
  • к 9 месяцам — не реагирует на улыбку, не повторяет звуки или мимику;
  • к 12 месяцам — не реагирует на имя, не лепечет и не пытается разговаривать, не жестикулирует;
  • к 16 месяцам — не разговаривает;
  • к 24 месяцам — не произносит двусловных осмысленных фраз.
  • Признаки и симптомы аутизма у детей постарше

    По мере взросления первые признаки аутизма становятся разнообразнее. Существует очень много сигналов и симптомов, но в целом их можно объединить в несколько групп: неразвитость социальных навыков, трудности с говорением, трудности с невербальной коммуникацией и негибкость поведения. В сфеер формирования социальных навыков можно выделить такие особенности: отсутствие интереса к другим людям и к происходящему вокруг; неумение устанавливать контакты, играть или дружить с другими детьми; ребенок предпочитает, чтобы его не трогали и не обнимали; не играет в имитационные игры, не дает вовлечь себя в общие занятия; испытывает трудности с выражением или пониманием чувств; кажется, не слышит, как с ним разговаривают; не делится с другими (игрушками, картинками и др.).

    Речевые трудности

    Дети с аутическими склонностями часто испытывают трудности в овладении речевыми навыками. Как правило, они поздно начинают разговаривать. Обратите внимание на такие проявления: разговаривает «не своим» голосом, с ненормальным тоном или ритмом (например, заканчивает каждое предложение так, будто это вопрос); твердит одни и те же слова и фразы; повторяет вопрос вместо того, чтобы отвечать на него; говорит о себе в третьем лице; допускает многочисленные грамматические ошибки и «неправильные» слова; затрудняется выразить свои желания или нужды; не понимает простейшие вопросы или утверждения; понимает все сказанное слишком буквально (не замечает подтекста, иронии и других полутонов).

    Трудности невербальной коммуникации

    Это трудности, связанные с использованием «языка тела» и мимики, что значительно усложняет невербальную коммуникацию. На них могут указывать такие симптомы: не смотрит в глаза; выражение лица не соответствует содержанию того, что говорит; не перенимает от других людей выражение лица, тон или жесты; крайне редко использует жесты, ведет себя как «автомат» или робот; необычным образом реагирует на новые виды, звуки, запахи и проч., особенно чувствителен к громкому шуму; двигается необычным образом (например, ходит исключительно на цыпочках). Признаки негибкого поведения Дети-аутисты часто демонстрируют негибкое поведение, ограниченное несколькими привычными моделями. В частности, для них характерны следование устоявшейся рутинной процедуре (например, один и тот же маршрут в школу и домой); избегает всякого рода изменений в обстановке или распорядке дня (впадает в истерику при перестановке мебели или если его отправляют спать в непривычное время); манера размещать предметы в одном и том же порядке; интересуется очень узкими темами, часто с использованием цифр и символов (например, заучивание графика движения транспорта, картографической информации и проч.); подолгу расставляет игрушки определенным образом или выполняет одни и те же действия (монотонно крутит колеса игрушечного автомобиля или наблюдает за работой вентилятора); снова и снова повторяет одни и те же действия, например, хлопает в ладоши или раскачивается. Хотя повторение однотипных действий считается самостимуляцией, по мнению некоторых исследователей, это не стимулирует, а успокаивает аутиста. В число самых распространенных входят: хлопанье в ладоши, раскачивание вперед-назад, встряхивание пальцами, перемещение пальцев перед глазами, долгое смотрение на огонь или на движущиеся предметы, сжимание головы ладонями (ладони на ушах), щелканье выключателем, повторение слов или звуков, выстраивание игрушек в одну линию.

    Что делать, если вы заметили симптомы аутизма и чувствуете беспокойство за своего ребенка?

    Разумеется, обратиться к специалисту: установить их природу, степень задержки развития или аутизма, а после этого и разработать программу коррекции можно только в результате полноценного обследования.

    medoblako.ru

    Первые признаки аутизма

    Среда, 12 Апреля 2017

    Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.

    Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

  • ребенок не смотрит в глаза;
  • говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
  • все время повторяет слова, фразы;
  • ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
  • не произносит слова, мычит;
  • не интересуется игрушками;
  • не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
  • ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
  • трясет головой, руками, раскачивается;
  • ходит на носочках;
  • грызет пальцы, руки;
  • бьет себя по лицу;
  • у ребенка истерики, приступы агрессии;
  • боится незнакомых/ чужих;
  • пугается звуков, вздрагивает.
  • Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей — Видео — Признаки аутизма.

    Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

  • Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
  • Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
  • Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Поведение маленького аутиста

Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.

Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.

Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.

Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.

Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:

— Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;

sovpnb.ru

Первые признаки аутизма у ребенка – как не пропустить

Диагноз «аутизм» или «расстройство аутистического (аутического) спектра» в последнее время ставят малышам все чаще. Это группа с неустановленными причинами, но схожими внешними проявлениями в поведении ребенка. К примеру, в Американском центре по контролю за заболеваемостью подсчитали, что 1,5 % всех детей в Америке имеют аутичные «странности» в поведении.

Сколько их в Украине – статистики нет. Но педиатры и неврологи говорят, что видят деток с чертами аутизма довольно часто. На что обратить внимание родителям и к какому специалисту обращаться – в интервью с детским неврологом высшей категории Ольгой Яковлевной Нижегородцевой

Ранняя диагностика

Первые черты аутичного спектра можно заметить у ребенка в раннем возрасте. С рождения до 3 месяцев нужно внимательно наблюдать, как малыш смотрит на предметы и на родителей. К трем месяцам его взгляд должен быть «социальным», осознанным и открытым. Грудничок к этому возрасту уже узнает родственников.

Особый «стеклянный взгляд» – это один из признаков аутичности. Ребенок смотрит как бы внутрь себя. Это может заметить мама, а также внимательный педиатр во время осмотра. Ребенок с расстройством аутичного спектра смотрит вроде бы задумавшись, очень серьезно, но как бы сквозь себя.

Кроме этого, крошка может быть вялым, малоулыбчивым. В норме малыш к четырем месяцам уже смеется вголос. У ребенка с чертами аутизма мимика может быть бедной. Ему не нужна ни мать, ни игрушки. Малыш играет сам и, кстати, довольно продолжительное время.

Мама обычно довольна: спокойный, тихий, никому не мешает, у нее есть время на домашние дела. Часто кроха интересуется не игрушками, а подручным материалом, к примеру, какой-то ниточкой или моточком шерсти. А в возрасте чуть старше 6 месяцев может заинтересоваться своей ручкой: внимательно ее рассматривает, подносит к глазам, отдаляет, поворачивает разными сторонами.

Тут родители должны забеспокоиться. Во-первых, игра довольно странная, во-вторых, он как бы «зависает» на игре, уходит в свой мир. И в этом мире ему, кроме этих движений, ничего не надо. Такой ребенок может не идти на руки к маме, но запросто попроситься к чужим, незнакомым ему людям.

Тревожный сигнал, если до полугода малыш протягивал ручки навстречу маме, с удовольствием шел на руки, а потом вдруг перестал, но охотно идет к посторонним.

Эти странности должны заставить родителей обратиться к специалисту. Часто такой «особенный» ребенок не понимает детских игр и не участвует в тех, в которые играют дети с 5 месяцев: «ку-ку» «ладушки», «птички полетели на головку сели».

Что после годика

Другой вариант – это когда странности начинают проявляться только после года. До определенного момента все хорошо, ребенок социализирован, он даже говорит слова. И вдруг начинает терять речь, все приобретенные навыки, признаки социализации, «забывает» детские игры и включает свои, особенные, которые, кстати, бывают очень оригинальными.

Например, он может ставить тарелку на обод и крутить ее. Получается довольно много оборотов, такое даже взрослый не сделает. Бывает, бросает мячик в один и тот же угол и попадает. Родители видят ловкого и подвижного ребенка, ведь он добивается виртуозности в своих занятиях.

Но неимоверная точность и ловкость в движениях, как и признаки продвинутости в обучаемости в очень раннем возрасте должны насторожить. Такие странные вещи не должны радовать родителей. В данном случае нужно идти к врачу.

Малыш с признаками аутизма может часами лежать в кроватке, поворачиваясь с одного на другой бок. Эти монотонные стереотипные движения-ритуалы должны заставить родителей обратиться к врачу. Может выясниться, что это просто дурная привычка, что нужно отвлечь ребенка и все на этом закончится.

А может быть, врач найдет еще какие-то признаки аутичного спектра. Хороший невролог должен уделить ребенку хотя бы полчаса, понаблюдать его в игре. За это время можно составить представление, что с малышом не так. Возможно, все нормально, просто есть какие-то ритуальчики, от которых нужно вовремя избавиться. Тогда доктор объясняет маме, как научиться корректировать такое поведение.

Чем раньше доктор увидит черты аутизма, тем скорее можно от них избавиться. В 2005 году в Украине вышли алгоритмы по выявлению раннего детского аутизма. В них четко прописано, что семейные врачи, неврологи и педиатры должны обратить внимание на такого ребенка уже до года.

А с возраста полутора лет им должны заниматься психиатры. К сожалению, на практике грудничками психиатры не занимаются. Малышам до трех лет выставляют диагноз «задержка психомоторного развития» и назначают разнообразные лекарственные препараты, которые теряют свою эффективность после года.

Лечение и коррекция

Желательно до 3 лет определиться с диагнозом и отправить маму с малышом в реабилитационный центр или к адекватному психиатру. Лечением аутизма неврологи не занимаются. Это заболевание корректируют не врачи, а специалисты-реабилитологи. Курирует таких деток психиатр.

Он может назначать лекарства, если нужна коррекция поведения, потому что такие малыши бывают неуправляемыми. Им и назначают серьезные психиатрические препараты.

Невролог на своем месте только выявляет начальные подозрительные признаки, очень часто наблюдает малыша до года и советует, как родителям подкорректировать поведение сына или дочери.

Дело в том, что черты аутизма есть у многих детей до года. У малышей существуют ритуалы, то есть, монотонные повторяющиеся движения. Эти действия описаны в медицинской литературе. В раннем возрасте с диагностикой расстройств аутичного спектра легко можно ошибиться. Поэтому неврологи и не спешат выставлять диагноз.

Эти повторяющиеся ритуалы нужно попытаться как можно быстрей ликвидировать, чтобы они не переросли со временем во что-то более тяжелое. Родители как можно раньше должны получить инструктаж, как избавиться от ритуалов. И чем младше малыш, тем легче это удается.

Рекомендации родителям

Мамы, папы и бабушки должны знать, что на странные действия ребенка нужно обращать внимание. К примеру, ребенок лижет холодильник и стиральную машину и, одновременно, он умный и неконтактный. Дети с чертами аутизма часто гениальны в чем-то одном. И то, что ребенок облизывает предметы, должно насторожить, заставить показать малыша врачу. Такое поведение может оказаться первыми признаками аутизма, а может быть просто детской шалостью.

Странности в поведении ребенка должны насторожить думающих родителей. Трудно определить, откуда они берутся, родители всегда спрашивают причину. А причины как раз официальная наука и не знает. Есть только следствие.

Поэтому внимательно наблюдаем за ребенком. Что-то смущает – не стесняемся идти к специалисту. Пусть поведение малыша окажется просто странной привычкой, которую ребенок перерастет.

Лучше прийти к неврологу 10 раз с этой «ерундой» или «мелочами» и ошибиться, чем пропустить аутичный спектр и формирование аутизма, когда к четырем годам уже кардинально что-то поменять будет невозможно. Диагноз аутизм ставится по новым законам с полутора-двух лет. Но заподозрить черты аутизма можно уже в 3-4 месяца.

Если вы заметили странности в поведении ребенка

Если что-то смущает в поведении малыша – обращайтесь сразу к неврологу. Если невролога в поликлинике нет, – тогда к педиатру. И настойчиво спрашивайте, надо ли потакать странностям, и как правильно развивать ребенка.

Случается, в годик такой кроха уже считает, знает все цвета. И одновременно «исполняет» ритуалы. Малыш, возможно, просто перегружен информацией. Он старается разгрузиться ритуалами и монотонностями, уйти в свой мир.

И родители должны получить элементарный инструктаж, что делать с таким малышом. Нельзя, чтобы кроха часами стоял в кроватке, переминаясь с ноги на ногу.

Эти ритуалы описаны в медицинской литературе. Что это – вредная привычка, знак протеста, недостаток любви? – никто не может сказать определенно. Но, если есть такие проявления, нужно уметь с ними бороться. Мама должна знать, как избавить от них ребенка.

Ребенок должен развиваться естественно, по нормам.

Если вы можете похвастать гениальностью своего грудничка – это хуже, чем если бы ребенок в годик говорил только одно слово. Или даже не говорил, а просто понимал. В этой непростой ситуации очень важно участие врача. Но из-за очередей под кабинетами медики мало разговаривают с родителями. Поищите своего, адекватного врача, который сразу и точно ответит на ваши вопросы. В идеале, хороший невролог наблюдает ребенка в игре около получаса, видит его достижения и недостатки, и говорит об этом родителям.

Подготовила Виктория Астахова

svitmam.ua