Песня заикание

Музыка и чистоговорки в коррекции речи при заикании

Проблема заикания волнует многих родителей. Считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникает. В начальной стадии этот дефект имеет обычно легкую форму. В плане коррекции это сложный, длительный процесс, требующий от логопеда высокого профессионализма, терпения, владения методиками и умения строить коррекционную работу с позиции личностно-ориентированного подхода к ребенку.

Нарушение артикуляции, голоса, дыхания и ритма создают предпосылки для возникновения судорожной речи.

Для снижения судорожности у заикающихся детей эффективно использовать песенки-попевки, что способствует отработке наиболее трудных моторно произносимых звуков.

Такие понятия, как интонация, ритм, паузы являются общими для речи и музыки.

Пение связано с напевностью разговорной речи, и богатством связей между интонацией и ритмикой языка. Оно является самым доступным и любимым видом музыкальной деятельности детей, вызывает положительные эмоции, нормализует мышечный тонус.

При пении симптомы заикания, судорожные спазмы постепенно исчезают.

Именно оно обладает всеми необходимыми свойствами: протяженностью, ритмичностью, слитностью. Используя и меняя эти три главные особенности пения, мы постепенно приближаем его к необычной, медленной, слегка напевной речи, через ускорение ритма и сокращение протяженности гласных звуков.

Через систему вокальных упражнений ребенок постепенно освобождается от судорожности в речи, что создает предпосылки исчезновения страха речи, формируется уверенность в своих силах.

Каждый логопед строит свою коррекционную работу в тесной связи с музыкальным руководителем дошкольного учреждения, так как любое занятие начинается с музыкальных упражнений песенок-попевок, песенок-распевок. Это, как правило, короткий текст, создающий яркий образ.

Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная!

Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота
Отыщи-ка там кота.

Этот образ близок и знаком детям, поэтому вызывает положительные эмоции. В работе над песенками-попевками решаются следующие логопедические задачи:

— отработка мягкой атаки голоса и постановка правильного ударения;
— отработка правильного дыхания во время пения и умение распределить его на всю фразу;
— отработка темпа и ритма речи;
— устранение судорожных спазмов в процессе вокальных упражнений;
— развитие эмоциональной сферы детей.

При заикании для отработки звучания гласных и взрывных согласных звуков используются чистоговорки. Они имеют ряд педагогически целесообразных преимуществ в работе с заикающимися:

1. Ритмическая рифмовка чистоговорок помогает развитию просодических компонентов речи: темпа и ритма, интонационной выразительности.

2. В чистоговорках отрабатываемый звук прочнее входит в речь, и в дальнейшем легче используется в речевой практике.

При пении чистоговорок у детей с заиканием отрабатываются определенные умения и навыки:

— петь негромко, легким голосом, без напряжения, используя мягкую голосовую атаку;
— петь в темпе, близком к разговорной речи.

Рытова Екатерина Владимировна,
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №5
комбинированного вида»,
г. Судогда

logoportal.ru

Твой Малыш

Что почитать школьникам на каникулах? 15 интересных книг, которые помогут полюбить чтение

Как укрепить привязанность? 4 тактильные игры с ребенком

Узнай, как собрать чемодан ребенку в лагерь: полезный мастер-класс

Самые сильные, мужественные и.. нежные: звездные футболисты показали своих малышей

Дифтерия в Украине: можно ли бесплатно вакцинировать ребенка прямо сегодня?

Календарь прививок

Календарь беременности

Таблица прикорма

Заикание. Стихи да песни – и нет болезни!

  • Источник
  • Автор

Повтор слогов, слов и отдельных звуков наряду с мышечным напряжением лица свидетельствует о проблемах с речью. Чтобы все пришло в норму, придется потрудиться.

По нескольку раз малыш начинает одну и ту же фразу, но, не сумев подыскать нужные слова, умолкает? Такое бывает. Однако если это постоянно повторяется, сопровождается непроизвольными взмахами руками, то пора задуматься о причинах этого явления. Заикание может передаваться генетически. Но чаще всего недуг провоцируют окрики, наказания, регулярные громкие ссоры родителей.

Что происходит?

Если в семье, детском саду неблагоприятная обстановка, малыш постоянно находится в состоянии стресса. Он не может расслабиться!

В коре головного мозга происходят перебои между процессами возбуждения и торможения. Подкорковые образования рассылают беспорядочные импульсы. Они попадают в зону воспроизведения речи. И в разных разделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы) появляются некие судороги, приводящие к нарушению плавности высказывания.

По мере того, как нервное напряжение нарастает, этот дефект усугубляется. И от него нужно избавить ребенка! Что делать? Как можно скорее обратиться к специалистам!

Иногда дети, страдающие заиканием, нуждаются в коррекции шейного отдела позвоночника (этим занимается ортопед). При ее проведении налаживается кровообращение в участках головного мозга, связанное с речетворчеством.

Однако гораздо чаще устранить первопричину заболевания и снять нервное напряжение помогают консультации психолога.

Да и ты работай над собой: никогда не повышай голос! А еще внимательно следи за режимом дня своего маленького. Заикающийся малыш должен спать не менее 10 часов ночью и хотя бы 2 часа днем.

Техника дыхания

Чтобы правильно и плавно произносить все слова, нужно следить за дыханием. Нижняя граница скорости нормальной речи для трехлетнего ребенка – три-четыре слова за один выдох. Стремитесь к такому результату. Дыхательная гимнастика поможет его добиться! Только делай ее вместе с крохой – будет веселее!

Итак, короткий вдох и непрерывный продолжительный выдох через рот (длительность его должна быть 4-5 секунд). Старательно отработайте эту технику и лишь спустя время усложняй задание: на выдохе попытайтесь произносить фразы из трех-четырех слов.

Только, чур, долго не думать! Возьми детскую книгу с короткими предложениями, читай, а малыш пусть повторяет.

Стихи да песни – и нет болезни!

Плавное озвучивание коротких текстов вслух (пойте песни!) отлично разрабатывает артикуляционный аппарат и. при этом ребенок перестает заикаться. Так же действуют скандированная речь (учите стихи), шепот. Придумай или вспомни игры с воспроизведением речи (например, «Испорченный телефон»), позовите друзей и поупражняйтесь. Малыш с удовольствием будет выполнять такие веселые задания!

tvoymalysh.com.ua

Обсуждения

Песенки при заикании

16 сообщений

Настасья, вам помогут специальные песенки доктора мед. наук М.Л. Лазарева. Песенки — упражнения дыхательной гимнастики направлены на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина вдоха, сила и выносливость дыхательных мышц, в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. Дыхание приобретает экспрессивные (т.е. выразительные) черты. С помощью песен и звуковых упражнений проводится развивающий эмоционально-дыхательный тренинг, который приводит к улучшению психофизического состояния ребенка, рождает ощущение здоровья и счастья.

«ПЕТУШОК»
Петушок машет крыльями, на одном выдохе произносит: «КУ-КА-РЕ-КУ».
«ЕХАЛА МАШИНА»
Обучение постепенно выдыхать воздух
Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд, при этом делая губами: «тр-р-р», «кар-р» и др.
«ЗАЙКА»
Можно инсценировать песенку, обыгрывая движениями по тексту, подпевая припев на слова: «ой — ой. » на одном выдохе.
«ВЕСНА» — песня — повторялочка, дети учатся правильно распределять свое дыхание на музыкальную фразу и брать его между фразами. Первую фразу поет взрослый, ребенок повторяет — и так до конца песни.
«ЕЖИК» — изобразить движениями рук колючего ежика, как он бежит, напевая песенку «ф-ф-ф. «
«ЛЕВ»
Дети растопыривают пальцы (когти) и изображают рычание льва, готового к нападению.
«ДЫШИТ ПАРОВОЗ» — двигаться, изображая паровозик и подпевать слоги «чух-чух».
«ИГРАЕМ НА ДУДОЧКЕ» — Учить делать вдох носом, а выдох — ртом, выработка дифференциального дыхания.

Настасья, эти песенки реально помогают!! Мы поем с нашими детками эти «дыхательные» песенки (так мы их называем) ежедневно.

Программа Лазарева M.JI. впервые предложила оздоровление детей на основе музыкальной психорегуляции дыхания, т.е. на базе пения. Сам процесс пения рассматривается как вокально-речевой процесс, в котором на дыхание «нанизывается»:

 Эмоциональная реакция — «вокал».
 Интеллектуальная — идея, смысл текста.
 Моторная деятельность — речь.

Песни влияют на эмоциональную сферу ребенка, меняют настроение ребенка, позволяют почувствовать себя здесь и сейчас у моря, среди цветов, друзей зверюшек, таким образом отвлечься от болезни. Оживляя эмоциональную сферу, восстанавливается иммунобиологический процесс, и дети реже болеют. Давно известно, что большое количество негативных эмоций снижает иммунитет ребенка, а с помощью хорошей песни, игры, доброжелательной обстановки эмоциональный тонус повышается.

Кроме того, с помощью пения развивается экспрессия ребенка: дыхательная, речевая, двигательная, мимистическая. Развиваются музыкально- сенсорные навыки:

 «внешний слух» — способность слышать вокруг себя звуки,
 «внутренний слух» — способность слышать музыку внутри себя, чувство ритма, чистота интонации, динамика,
 звуковысотный слух, укрепляются мышцы органов дыхания и голосового аппарата, улучшает здоровье, укрепляет легкие, а повышает качество пения.

По мнению лучших врачей и других специалистов: пение — лучшая форма дыхательной гимнастики.

ПЕНИЕ как одно из СРЕДСТВ КОРРЕКЦИИ заикания
Заикание чаще всего проявляется в дошкольном возрасте от 2 до 6 лет, т.е. есть в момент становления речи. У заикающихся детей нарушено чувство ритма и темпа, при движениях излишнее напряжение мышечного тонуса. Появление заикания резко сужает коммуникативные возможности. Традиционные методы «борьбы» с заиканием построены на том, чтобы научить ребенка правильно пользоваться дыханием, свободно говорить и общаться. Ребенок получает специальные инструкции: «Вдохни. Задержи дыхание. Теперь выдыхай и говори — медленно, плавно, спокойно».

Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкального искусства, в частности пения, показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми, имеющими заикание. Психологический аспект воздействия музыки, пения на заикающегося ребенка связан, прежде всего, с коррекцией нарушений эмоционально-личностной сферы детей, где важное место занимают коммуникативная сфера, расширение социального опыта детей, умения адекватно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Вокальное и хоровое пение испокон веков использовали для лечения физических и душевных недугов, а также, заикания. Поэтому, пение — работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту заикания, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам. Научившись вокальному пению, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Доказано, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом — стихотворением, песней — получает в нем опору и восстанавливает равновесие, то есть, заикание исчезает.

Во время ПЕНИЯ у заикающихся исчезает повышенное напряжение дыхательных и артикуляционных мышц. Пение помогает развивать силу голоса, чистоту его звучания и мелодику речи. Пению уделяется настолько большое внимание, что оно вводится не только в музыкальную деятельность, а на каждое логопедическое занятие.
В начале обучения дошкольников пению определяется диапазон голоса каждого ребенка, умение правильно управлять вдохом и выдохом в пении, одновременно проверяется слух, память и чувство ритма, которые развиваются в процессе певческой деятельности. Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности очень тесно связаны между собой.

Прежде чем научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать, поэтому дыханию в работе с заикающимися детьми на музыкальных занятиях уделяется большое внимание. Работа начинается с упражнений в глубоком дыхании. Объясняется и показывается, как делать вдох глубоко, не спеша, задержать ограниченное время воздух, а затем начинать медленно выдыхать через рот, как бы дуя на блюдечко, в котором находится горячий чай. Все движения делаются ритмично, под счет: на «раз, два» делается вдох, на «три» дыхание задерживается, затем на «раз, два, три» делается выдох. Обязательно наблюдаем, чтобы процесс глубокого дыхания проходил при полном спокойствии и равномерности вдоха и выдоха не только во время пения, но и речи. Иногда предлагаем детям перед вступлением «понюхать цветок» и сразу начать петь, «сдуть пушинку», «задуть свечу».

Постепенно дети овладевают глубоким дыханием и ощущением опоры звука. Приучаем детей брать дыхание организованно, всем вместе, перед началом пения, при окончании музыкальных фраз, на паузах и т.д., используя дирижерский жест. Объясняем и показываем, как взятое дыхание в распеваниях «расходовать» планомерно, брать его глубоко или поверхностно, в зависимости от темпа и характера музыкального произведения.

m.vk.com

Польза вокала при заикании и в произношении буквы «Р»

Нам песня строить и жить помогает
Она как друг, нас зовет и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!
Сл. В. Лебедева-Кумача

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья взрослого и детского населения. Методов оздоровления и профилактики очень много и один из них, приносящий не только пользу, но и удовольствие – это ВОКАЛ. Можно уверенно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще одну немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи и является источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Занятие любым видом вокала дает не только развитие слуха, интонационной чистоты голоса, вокальной техники, но и помогает справиться с дефектами речи и даже с простудными заболеваниями.

Вокал может благотворно влиять на устранение таких видов логопедических нарушений, как дисфония, дислалия, ринофония, и др., если только они не связаны с анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата или психическими расстройствами.

Дислалия (от греч. dis – приставка, означающая частичное расстройство, и laliо – говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе. Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже – пропуски).

Ринофония – изменение только тембра голоса при нормальном звукопроизношении. Типичный при ринофонии носовой оттенок голоса возникает при неправильном направлении голосовыдыхательной струи. Причины возникновения ринофонии различны. Одной из причин можно назвать психические травмы, испуг, страх. При этом ринофания носит преходящий характер. Другой причиной является вялая артикуляция у ослабленных детей, у которых мягкое нёбо не дотягивается до задней стенки глотки.

Дисфония (греч. dys- + phone звук, голос) – расстройство голосообразования, нарушение высоты, силы, тембра голоса. Голос становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся, монотонным, с «металлической окраской»). Позитивный эмоциональный настрой, создающийся при пении, благотворно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы, что очень полезно при лечении логопедических нарушений.

Дефекты речи

«Певец-заика».

Широко известен факт лечения заикания при помощи вокала. Как? Почему человек, заикающийся в обычной речи, порой до такой степени, что окружающие не понимают его совершенно, при пении вдруг перестает вспоминать о своем недуге. Для этого необходимо определить, в чем причина заикания и как проявляется этот дефект речи на практике.

Основным проявлением такого дефекта являются судороги в процессе речевого акта. Речь при этом становится прерывистой, в ней появляются паузы, повторы, нарушаются ударения слов, интонация, ритм, изменяются громкость, сила, высота и тембр голоса. Обычно постепенно формируется страх речи (логофобия), а фиксация внимания больного на своем недостатке приводит к развитию у него невротических расстройств (чувство собственной неполноценности, неуверенность, повышенная тревожность).

Обычно данный речевой дефект проявляется в период интенсивного развития речи, в возрасте 2—5 лет, когда у ребенка формируется связная речь. Чаще наблюдается у мальчиков. Наибольшей выраженности достигает в критические периоды развития (в возрасте 6—7 лет и в пубертатном периоде). Часто таким людям дополнительно к логопедическим упражнениям рекомендовано заниматься академическим вокалом. Специфика академического вокала подразумевает плавное звуковедение, правильно поставленное дыхание, пропевание всех гласных. Пение, по сути дела, идет по пути методики лечебной фонетической ритмизированной реконструкции. (Подробнее об этом методе можно прочитать в статьях С. Б. Скобликовой).

Музыка сама по себе разбивает сложные слова на более простые ритмизированные слоги, в связи с чем «певцу-заике» становится легче произносить слова более ровно, чем в разговорной практике. Часто заикание сопровождается прерывистым дыханием, что тоже достаточно эффективно решается при занятиях вокалом, поскольку пение требует крепкого поставленного дыхания. «Певец-заика» приучается говорить протяжно, не прерывая дыхания, что впоследствии многие из учеников применяют и в разговорной речи как метод для произнесения сложных словосочетаний.

Конечно, и репертуар необходимо подбирать соответственно, произведения должны быть простыми по мелодии, плавными, без резких скачков. На начальном этапе очень неплохо подойдут романсы на русском языке и протяжные народные песни. Кроме того, отвлекаясь на содержание произведения, на его художественный смысл, певец-заика забывает о своем страхе речевого общения, что способствует устранению психологических причин заикания. Дело в том, что заикание, по мнению специалистов, часто возникает на почве недостатка общения, а впоследствии преобразуется в серьезную психологическую проблему. Человек с тяжелой степенью заикания испытывает психологическое напряжение при контакте с другими людьми, но при исполнении произведения «певец-заика» вынужден думать не о том, как ему тяжело общаться, а о том, что он хочет донести до слушателей. При удачных выступлениях на сцене, пусть даже это будет маленькая сцена в кругу друзей и близких, психологическое удовлетворение от исполнения произведений приобретает значение лекарственной терапии, способствующей устранению речевого дефекта.

«Из песни «Р» не выкинешь»

«Часто ко мне в класс приходят дети, не выговаривающие букву «Р». Порой даже в возрасте около 7 лет*. – рассказывает преподаватель по вокалу в музыкальной школы «Виртуозы» Быкова Ирина Сергеевна –С чем связано такое опоздание речи? Варианты могут быть разные, возможно у ребенка слишком короткая подъязычная уздечка, тогда необходимо вмешательство врача, но чаще всего дефект наблюдается у детей, которые по своему характеру немного ленивы, а родители относятся к своему чаду согласно известному словосочетанию «еще маленький» и не заставляют ребенка четко выговаривать согласные. Такие дети говорят вместо «Р» нечто среднее между «Л» и «Р», соответственно работает не кончик языка, как должно быть при произношении вибрирующих согласных, а серединка языка. Справиться с этим дефектом на самом деле не так сложно. Я применяю разные методы, каждому помогает свой. Например, в распевку я включаю проблемную букву на конце : у-у-у-у-утрррр, постепенно увеличивая количество проблемной согласной. Потом мы переходим на нисходящий ход по трезвучию на слоге «РА» и так далее. Чаще всего ребенок может произносить «Р» только с какой — нибудь одной гласной или согласной, Ра, Др, Тр, Ро…. Именно от этого и следует отталкиваться преподавателю вокала, добавляя постепенно к простым для произношения слогам сложные. Чаще всего, достаточно однажды преодолеть речевой дефект, чтобы постепенно ученик пришел к правильному произношению. Но распевки и произведения — это очень разные вещи. На распевках может получаться многое, а вот в тексте произведения — далеко не всё. В таких случаях мы берем красный карандаш и обводим в тексте все сложные слоги, тогда дома ребенок может самостоятельно обращать внимание на сложные места и постепенно все «Р» встают на свое место. Обычно, достаточно спеть пару песен с качественной буквой «Р» и впоследствии, ребенок говорит проблемную букву уже автоматически, не задумываясь.»

В процессе работы многое зависит не только от преподавателя, но и от ученика, а в случае с детьми – ещё и от родителей. Необходимо помнить, что даже 2 урока в неделю – это ничтожно мало для исправления речевого дефекта, даже в легкой степени проявления. Чем старше ученик, имеющий речевой дефект, тем сложнее справиться с физиологической привычкой, с психологическими последствиями недуга, однако сложно не значит невозможно. Если желание взрослого человека исправить речевую патологию сильное, то преподаватель по вокалу будет наставником и помощником в этом сложном, но интересном пути!

Таким образом, музыкальное образование может способствовать не только душевному преображению, но и физическому здоровью, затрагивая самые ценные аспекты человеческой жизни. Именно ВОКАЛ может стать этапом нового звучания вашей жизни и важным шагом к вашему здоровью и здоровью вашего ребенка. В музыкальной школе «Виртуозы», не зависимо от возраста и начальной подготовки, вы можете пройти первое бесплатное занятие с преподавателем по вокалу и узнать о коррекционных занятиях по устранению речевых патологий.

virtuozy-msk.ru

Детское заикание: помочь и предупредить

Родители с восторгом ждут первого «агу» крохи, гуления и первых слов. И вот малыш уже начинает выговаривать слова, складывать их в предложения, но тут иногда выясняется, что ребенок заикается. Что делать? К каким специалистам обращаться за помощью? И как себя вести в такой ситуации, как помочь малышу максимально эффективно?

Главное — не паниковать! Ведь, как правило, своевременно выявленное заикание у детей лечится достаточно быстро — в период от 4 месяцев. Разумеется, при условии выполнения всех рекомендаций логопеда-заиколога.

Логопед Светлана Томилина советует обращать внимание на качество произношения у ребенка особенно в возрасте 2,5 – 4,5 лет: в это время риск начала заикания наиболее высок, так как идет период активного речевого развития.

Нередко родители на приеме у логопеда интересуются, почему же их ребенок начал заикаться. Специалисты называют два типа причин появления этой болезни: располагающие и вызывающие.

В первом случае врачи отмечают неблагополучное течение беременности, нервно-психическую ослабленность детей вследствие перенесенной родовой травмы, наследственный фактор, частые болезни первых лет жизни ребенка и особый тип его нервной системы.

Вызывающих причин гораздо больше и все они, к сожалению, достаточно будничны. Спровоцировать заикание может сильный испуг: ребенка может напугать собака, гроза, страшная сцена в фильме. Нередко малыш начинает заикаться из-за неблагополучной обстановки в семье. Также заикание может быть симптомом другого заболевания — невроза. В этом случае необходима помощь как логопеда, так и невролога.

Психолог-консультант Арина Липкина убеждена, что у появления детского заикания есть и психологические факторы. Это может быть криком о помощи со стороны ребенка: он подсознательно использует такую речь, чтобы привлечь к себе внимание своих родителей.

Например, когда общение и интерес смещаются в сторону другого члена семьи, чаще всего новорожденного: старший ребенок может предположить, что родители его больше не любят и тогда заикание будет способом его борьбы за свое место в семейной иерархии. Заикание может появиться и в случае изменения привычного образа жизни: переезда или потери близких.

www.passion.ru