Пиктограмма для детей с умственной отсталостью

Расстройства памяти у умственно отсталых лиц объясняется слабостью замыкательной функции коры и в связи с этим малым объемом и замедленным темпом формирования новых условных связей, а также их непрочностью. Ослабление активного внутреннего торможения, обуславливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, приводит к тому, что воспроизведение запечатленного материала также неточное. Забывчивость — проявление истощаемости и тормозимости коры головного мозга.

Нарушения непосредственной памяти у умственно отсталых детей проявляются в том, что они усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике (Замский X. С.). Замедленность и непрочность процесса запоминания сказывается, прежде всего, в том, что программу четырех классов общеобразовательной школы умственно отсталые дети усваивают за 7-8 лет обучения. Для усвоения нового материала, например таблицы умножения, отсталым детям требуется значительно большее число повторений, чем нормальным.

Таким образом, основными нарушениями памяти являются замедленный темп усвоения, непрочность сохранения и неточность воспроизведения.

Нарушение динамики мнемической деятельности проявляется в том, что первоначальное хорошее запоминание сменяется нарушением воспроизведения, а затем происходит частичное воспроизведение. Причиной таких динамических расстройств памяти могут быть резидуальные органические поражения головного мозга или эмоциональная неустойчивость, приводящая к недифференцированному восприятию и нарушению удержания материала. У умственно отсталых детей эпизодическая «забывчивость» — явление нередкое.

Нарушение опосредованной памяти, связанной с мыслительными операциями, наблюдается у всех умственно отсталых лиц. Оно объясняется неэффективностью процесса переработки и отбора подлежащих запоминанию впечатлений, что тесно связано с опосредствованным характером запоминания (Леонтьев А. Н.). Во время использования метода пиктограмм (Лурия А. Р.) у умственно отсталых испытуемых основное затруднение — интеллектуальная операция по установлению общности в рисунке и в запоминаемом слове. Они не могут выделить существенные признаки запоминаемого слова, хотят отобразить все детали и потому не запечатлевают их в рисунке. По мере обучения опосредованное запоминание становится лучше, подростки постепенно овладевают его приемами (Занков Л. В.). Умственно отсталые лица, как правило, плохо понимая материал, лучше запоминают внешние признаки предметов в их случайных сочетаниях.

Пиктограмма для детей с умственной отсталостью

Методика впервые была предложена Л. С. Выготским; ее описание было дано А. Р. Лурия (1930). Г. В. Биренбаум (1934) предложила использовать ее для исследования мышления; разработка методики принадлежит С. В. Логиновой (1972). Представляет собой вариант изучения подростков, страдающих умственной отсталостью. Может быть с успехом использована при военной или судебно-психиатрической экспертизе. В последние годы делается попытка использовать эту методику для исследования самых маленьких детей, применяя для этого доступные им слова и словосочетания.

Для проведения эксперимента нужны чистая бумага и карандаши (простой и цветные). В подготавливаемых к эксперименту наборах слов и словосочетаний простые понятия могут чередоваться с более сложными, отвлеченными, например: «вкусный ужин», «тяжелая работа», «счастье», «развитие», «печаль» и т. п.

Ребенку объясняют, что будет проверяться его память, можно сказать «зрительная память». Чтобы запомнить отдельные словосочетания, он должен, ничего не записывая, нарисовать то, что поможет ему вспомнить заданное слово.

Выбранные из легких первые выражения могут быть использованы для более подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в понимании инструкции. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Какие бы связи и рисунки ребенок ни создавал, не следует высказывать неодобрения. Лишь тогда, когда рисунки слишком многопредметны, а сам ребенок больше увлекается процессом рисования, чем выбором связи для запоминания, его можно несколько ограничить во времени.

Через час ребенку предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним. Иногда ребенку может быть оказана необходимая помощь.

При оценке результатов эксперимента прежде всего подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами непосредственного заучивания (по методике «заучивание 10 слов»).

Ценнейшие данные представляет анализ рисунков детей. Тут может быть важным все: манера держать карандаш и наносить линии, сила нажима на карандаш, расположение рисунков на плоскости листа, выбор цвета и т. п. Но безусловно, что наиболее важным является анализ содержания самих рисунков. Они отражают запас знаний и представлений ребенка, особенности его индивидуального жизненного опыта. Рисунки отражают способность детей к отвлечениям и т. д.

Вопросам анализа результатов применения метода пиктограмм посвящено много публикаций. Методика может быть полезна для исследования тех детей, у которых в период обучения во вспомогательной школе неожиданно возникает ухудшение психического состояния.

Методика применяется для исследования понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.

pedlib.ru

Игры для детей с умственной отсталостью

Отставание по умственным способностям от сверстников называется слабоумием. Проблема может быть как врожденной, так и приобретенной. Доктора предпринимают все усилия и новейшие методики, чтобы минимизировать дефект, дополнительно применяются игры для детей с умственной отсталостью.

При патологиях в структуре мозга возникают необратимые процессы, влияющие на умственные, интеллектуальные способности ребенка. Недоразвитость, отставание от развития доктора именуют олигофренией или слабоумием и относят в мкб 10 к коду F-70-79. Каждое из этих состояний представляет собой большую трагедию, а также проблемы в социальной сфере.

Особенности психического развития детей с умственной отсталостью

При нормальном развитии, человек с момента рождения обретает навыки высших психических функций, к которым относится мышление, речь, восприятие реальности, память. Что касается лиц со слабоумием, то у них наблюдаются особенности высших психических функций. Они утрачены частично или полностью, все зависит от тяжести недуга. Болезнь встречается примерно у 3% из общего числа новорожденных, что говорит об актуальности проблемы. В зависимости от формы болезни, причин развития слабоумия, умственная недоразвитость может иметь различные степени.

Первая ступень — проблемы с восприятием, которой сопутствуют нередко плохой слух, зрение, скудность речи. Но даже если с анализаторами все в порядке, возникает расстройство обобщения восприятия, замедленность в понимании по сравнению со здоровыми детишками. При олигофрении, ребенок может охватывать только отдельные части предмета, прослушанного материала, не вникая в важные моменты.

Серьезное нарушение интеллектуальных способностей вызывает особенности речевого развития у детей с умственной отсталостью. Как правило, речь запаздывает, или наблюдается чрезмерный поток фраз, которые по неопытности можно воспринять за богатую речь. Главное прислушаться и будет понятно, это всего лишь набор фраз ничего не значащих, на уровне одной интонации и свидетельствующих о проблеме с психикой. Нередко, если у ребенка присутствует сложная форма умственной отсталости, что называется имбецилизм, речь может полностью отсутствовать, что свидетельствует о глубоком поражении мозга из-за гидроцефалии.

Примерно в 3-4-х летнем возрасте, речевое развитие немного улучшается — ребенок может улавливать интонации, мимику родителей, вникать в отдельные фразы, слова, что позволяет обогатить словарный состав, но состояние все же остается ограниченным.

Зачем нужны корректирующие игры

Ребенку трудно или совсем не дается обучение в общеобразовательных заведениях, он не способен адаптироваться в социуме. По этой причине, разработаны программы, называемые коррекционно-развивающими, так как болезнь не лечится, а только поддается корректировке интеллектуальная, умственная составляющая.

Важно: не стоит ожидать мгновенных результатов от занятий, родителям придется набраться терпения и мудрости, чтобы добиться прогресса в развитии малыша.

Подвижные игры для детей с умственной отсталостью

Игры на развитие двигательных способностей отлично развивают мелкую моторику, координацию, равновесие, позволяют концентрировать внимание на определенном объекте. Малыш осваивает простое представление о расстоянии, величине, весе предмета.

Встать рядом с малышом и повторять: Мы едем, едем на машинке, нажимаем ножками на педали, включаем газ, потом выключаем. Смотрим внимательно вперед. Идет дождь и дворники стирают капельки — то вправо, то влево. Теперь стекла без воды! Водители мы хоть куда! Во время инсценировки, детишки должны повторять за преподавателем движения ножками и ручками.

Детей нужно собрать в хоровод и напевать: Детки, нам навстречу летят красивые бабочки, они танцуют и кружат под музыку. Давайте повторим за ними и будем также кружиться. Под звуки ритма, учитель делает разные движения руками, ногами, а дети повторяют за ним. В определенный момент, преподаватель должен коснуться одного из ребятишек, он выходит в центр круга и танцует по своему, затем в игру вступает следующий участник.

Что там летает?

Учитель называет предмет, летающий в воздухе. Ребенок должен ответить, что это летает и махать руками как крыльями. Если преподаватель произносит слово, принадлежащее нелетающему объекту, малыш сидит спокойно.

Найди ухо и нос

Учитель должен дать команду — произнести слово «нос» и дотронуться до носа, затем «ухо» — прикоснутся к уху. Первая попытка должна совершаться вместе с ребенком, вторую малыш должен сделать сам.

Запрещенные движения

Учитель совершает движение, которое нельзя повторять детям, затем дополняет действия взмахами рук и ног, которые также нельзя воспроизводить. Тот, кто «ослушался» и повторил действия, выбывает из игры.

Есть или не есть

С произнесением слов, учитель бросает детям мяч. Слово может означать съедобный или несъедобный предмет. Если кто-то поймал мяч при «несъедобном» — выбывает из игры.

Игры, направленные на развитие речи у детей с умственным отставанием

Витрина магазина

Учитель ведет малышей к небольшой витрине, называя ее Лавкой Сказочника. Там расставлена яркая посуда, а дети становятся в очередь. Когда малыш подходит, учитель спрашивает, что ему продать и отпускает товар только тогда, когда «покупатель» назовет предмет, его цвет. Игру можно закончить с полной реализацией представленного товара.

За что меня любят

Вместе с учителем, детки идут по дороге в Страну Сказок, на их пути встречается волк. Пока малыши не расскажут, за что его можно полюбить, прохода нет.

Выбери себе имя

Чтобы продолжить путь по дороге Сказок, малышам нужно придумать себе имя, которое им нравится. Преподавателю нужно задать вопрос — почему именно это имя выбрал тот или иной ребенок.

Разработка зрительной внимательности

Найди лишнее

На карточке нарисовано 6-10 объектов, из которых 2 совершенно одинаковых рисунка. Ребенку нужно найти их и озвучить.

Укажи лишнее

На картинке 5 одинаковых рисунков и один отличающийся. Малыш должен указать на лишний предмет.

Ищем отличия

На карточке нарисованы две картинки, у них есть несколько отличий, которые должен найти ребенок.

Строим узоры

Малышу нужно дать цветные палочки, мозаику, чтоб он выложил букву, узор, цифру и т.д.

Мастерим бусы

Нужно взять два цвета (или вида) бус и показать схему, по которой ребенку нужно их нанизать на нить.

Выходим из лабиринта

Представить карточку, на которой нарисован лабиринт. Дитя должно взглядом показать пути и выход. Если сложно сделать это только глазами, дать карандаш, палочку.

Пиктограмма — как способ общения

При тяжелой или умеренной степени болезни, для облегчения коммуникации разработаны пиктограммы для детей с умственной отсталостью. Малыш общается символом как письмом, который выражает его мысли. Пиктограммами пользуется весь мир, вспомним хотя бы дорожные знаки, спортивные символы и т.д. Метод был создан в Советском Союзе еще в 30-х годах 20-го века.

Каждая картинка должна быть простой, конкретной, соответствовать банальным желаниям ребенка. Всего система пиктографии для умственно отсталых состоит из шестидесяти картинок для 10-ти разделов:

  • общие символы, предназначенные для взаимосвязи;
  • качественные обозначения: плохо, хорошо, очень хорошо;
  • знаки, выражающие состояние ребенка, его здоровья;
  • знаки, обозначающие еду, посуду;
  • предметы быта;
  • знаки, указывающие на гигиену;
  • занятия, игры;
  • ощущения, чувства;
  • отдых, работа;
  • вера, религия.

Особенности развития детей с умственной отсталостью требуют от его родителей массу терпения, внимания, ответственности. Растить такого малыша нелегко, придется быть его верным спутником по ходу всей жизни. Не стоит зацикливаться на разработанных специалистами программах по развитию элементарных навыков, хотя они дают отличные результаты.

Важно уделять любимому чаду больше внимания, совершать прогулки, лучше в красивых местах, начиная с ближнего расстояния, двора, улицы, затем на берегу реки, моря, в зеленой зоне. По ходу можно говорить с ним на доступные темы, пытаться вызвать у него реакцию на беседу, пусть это будет мимика, жесты, глухие звуки. Благодаря легкому променаду, у ребенка будет развиваться внимание, наблюдательность, память.

psycholekar.ru

Особенности пиктограмм детей с ранним детским аутизмом

В литературе широко представлены исследования особенностей пиктограмм людей, страдающих шизофренией, больных с аффективными расстройствами, органическим поражением головного мозга, страдающих алкоголизмом и др. Однако мы не встретили исследований, посвящённых особенностям пиктограмм детей с РДА.

В исследовании приняли участие 71 ребёнок младшего школьного возраста: из них экспериментальная группа — 40 человек (дети с РДА 12 человек, дети с лёгкой степенью умственной отсталости 28 человек) и контрольная группа 31 человек (дети из общеобразовательной школы).

В эксперименте использовался метод пиктограмм. Интерпретация проводилась с использованием критериев, предложенных Б.Г.Херсонским: — фактор абстрактности, имеющий 3 степени (конкретные, атрибутивные и метафорические образы); — фактор индивидуальной значимости; — фактор адекватности; — фактор частоты выбора. Оценивалось также:

— насколько ребёнку доступна обобщённая символизация слова, то есть может ли испытуемый сам подобрать опосредованный образ к нужному слову. Насколько выбор образа связан с темой: отражает он суть понятия или же носит лишь поверхностную связь;

— количество правильно воспроизведенных слов, что говорит об уровне опосредованного запоминания;

— случаи однотипных рисунков, мало связанные по смыслу со словом, но при правильно воспроизведённых словах — свидетельствует о хорошей механической памяти;

— расположение рисунков на листе — говорит об умении организовать свою деятельность.

Известно, что у детей с РДА имеется своеобразие в формировании интеллекта, в соответствии с данными литературы примерно у 95 % детей с РДА имеется сочетание умственной отсталости и аутизма, 5 % детей с РДА могут даже стать университетскими учёными. У детей с умственной отсталостью, наряду с глобальным недоразвитием всех сторон психической деятельности, ведущим признаком является недоразвитие абстрактного мышления.

Исследование показало следующие особенности пиктограмм детей с РДА:

* Предпочтение выбора конкретных образов для запоминания (52% от всех выборов).

* Значительное увеличение количества выхолощенных образов (норма — 7,7% от общего числа всех выборов, РДА — 23,4%, УО — 14%).

* Снижение количества адекватных пиктограмм (средний показатель по норме — 78%, по РДА — 48%, по УО — 54%).

* Снижение количества стандартных образов для запоминания (норма — 53%, РДА — 34%, УО — 40%) за счёт увеличения количества оригинальных неадекватных образов.

* Снижение количества индивидуально значимых пиктограмм в сравнении с нормой (норма — 23,5%, РДА — 18,3%, УО — 17,5%).

* Увеличение количества отказов (норма — 4,5%, РДА — 10,8%, УО — 9,3%).

* Увеличение количества персевераций, связанных с застреванием на определённой теме (норма — 0,5%, РДА — 8,3%, УО — 2%).

* Значительное снижение количества правильно воспроизведённых слов (средний балл воспроизведения: норма — 6,1; РДА — 1,6, УО — 2,3).

* Увеличение количества недифференцируемых образов, что связано со слабым развитием моторики (норма — 0,9%, РДА — 16%, УО — 9%)

Пиктограммы детей с РДА имеют индивидуальный характер и поэтому широко вариативны. Довольно большой процент детей отказывался от участия в исследовании, что совершенно не характерно было для детей из общеобразовательной и коррекционной школ, которые с удовольствием шли на исследование. Скорее всего, это связано с нежеланием открываться и устанавливать новые контакты. У детей с РДА отмечается чрезмерная застреваемость на теме: при просьбе нарисовать заданное слово они продолжали рисовать по своей теме, активно её комментируя. При переключении внимания ребёнка на новое задание с трудом, у них после 2-3 пиктограмм появлялась новая тема, связанная с предложенным словом и дальше все остальные пиктограммы дополняли её. Кроме того, некоторые дети стремились выйти за границы листа, чего не наблюдалось при исследовании детей с умственной отсталостью и детей из общеобразовательной школы.

Метод пиктограмм может быть использован для дифференциальной диагностики РДА и умственной отсталости.

www.psyhodic.ru

Методическая разработка на тему:
использование пиктограмм в работе

роль пиктограмм в жизни человека, а особенно в жизни безречевого ребенка

Предварительный просмотр:

В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе к детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности – детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (по МКБ – 10: F71, F72). В ходе обучения данной категории учащихся школ VIII вида решаются следующие задачи: поиск путей их возможной социализации через привитие норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня коммуникативной компетентности (Людмила Борисовна Баряева, Ирина Магомедовна Бгажнокова, Александр Рувимович Маллер, Елена Антоновна Стребелева, Людмила Михайловна Шипицина, Галина Викторовна Цикото). И решение одной из задач не возможно без решения остальных. Таким образом, они взаимосвязаны и перетекают одна в другую.

При социализации лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью трудноразрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленная узостью социальных контактов, неадекватная самооценка и неадекватное восприятие других людей.

В целом вводимое мною понятие «речевая коммуникация», «общение» рассматривается как явление не только сугубо речевое. Раскрывая и затрагивая сущность этих понятий, предполагается в их внутренней структуре два компонента. С одной стороны, владение ребенком определенными личностными качествами, необходимыми для полноценной реализации общения, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями коммуникативной ситуации и особенностями партнера по общению; с другой стороны – это владение речью как средством общения. И если один из компонентов (или оба одновременно) в силу определенных причин недоразвит, мы говорим о том, что ребенок нуждается в специально организованной коррекционно-педагогической помощи по формированию речевой коммуникации.

В таких случаях нарушение в сфере общения сказываются на развитии личности. Искажено представление детей о себе, затруднено осознание ребенком себя как личности, что ведет к трудностям налаживания межличностных отношений и осложняется процесс адаптации такого ребенка в школе, в последующем в обществе, а также усвоение им программного материала.

Немаловажной составляющей рассматриваемой проблемы является грубое системное недоразвитие речи в структуре дефекта при умеренной и тяжелой умственной отсталости. Характер недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития, в ряде тяжелых случаев речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые «безречевые» дети, которые среди тяжело умственно отсталых детей составляют 20 – 25% (Л. М. Шипицина 2004).

Поэтому необходимо развивать «речевую коммуникацию» у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, так как это:

— необходимый фактор развития личности;

— играет важную роль в когнитивном (развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие , память , формирование понятий , решение задач , воображение и логика ) и эмоциональном развитии;

— необходимо для своевременной и успешной социализации данной категории детей в обществе.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют грубое системное недоразвитие речи и представляют собой полиморфный контингент. Людмила Михайловна Шипицына выделяет три уровня сенсорного недоразвития:

— К первому уровню отнесены дети, непонимающие речи посторонних людей, но воспринимающие речь ближайшего окружения.

— Второй уровень сенсорного недоразвития имеют дети, понимающие речь окружающих в виде коротких фраз.

— К третьему уровню отнесены дети, воспринимающие речь, но не понимающие сложные речевые конструкции и тексты.

Ограниченное понимание обращенной речи затрудняет установление первичного контакта. И при установлении контакта, он не продолжительный.

Особенности развития активной речи у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью также разнородны по степени тяжести проявления. Людмилой Михайловной Шипициной выделено три уровня развития речи:

— дети, пользующиеся лепетными словами и словосочетаниями;

— дети, у которых имеется бытовой словарь и фразовая речь.

Все чаще в составе первых классов коррекционных школ обнаруживается группа «безречевых» детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Данная группа составляет 20 — 25% среди детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости и является разнородной по своему составу:

— дети с полным отсутствием голосовой активности;

— дети, у которых имеется звуковая или минимальная звуко-слоговая активность;

— дети способные к сопряженному и отраженному повторению слогов и слов при отсутствии общеупотребительной речи.

Но, не смотря на то, что данная категория детей является полиморфной, можно выделить основные характерные черты личности:

— отсутствие мотивации к общению;

— неумение ориентироваться в ситуации;

— разлаженность в поведении;

— негибкость в контактах;

— повышенная эмоциональная истощаемость.

Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Таким образом, речь детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости не обеспечивает в полной форме «коммуникативную» функцию. А как писала Людмила Михайловна Шипицина: «люди, не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении. Чаще всего инициатива коммуникации принадлежит не им. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого причину, желание или время. Обычно контакты ограничиваются лишь удовлетворением жизненно важных потребностей (сводить в туалет, переодеть, накормить, напоить, поменять положение, вывести на прогулку). В связи с тем, что понять «неговорящего» ребенка очень трудно, он чаще всего лишен возможности предъявить свои требования. Опасно, если человек к этому привыкнет. Ребенок, подросток, а затем и взрослый человек или превратиться в покорного, послушного человека, не способного реализовать ни одного из своих желаний, не верящего в себя, в свою ценность и значимость, или стать агрессивным – от того, что его не понимают, что он лишен права принятия решений, права выбора». (Л.М. Шипицины ««Необучаемые» ребенок в семье и в обществе» С-Петербург 2005 год с. 146 – 477) До недавнего времени таким детям не оказывались образовательные услуги. Им ставился диагноз «необучаемый» и они находились в семье. В настоящие время и данную категорию детей обучают и довольно продуктивно, используя разнообразные средства невербальной коммуникации.

Невербальные средства коммуникации являются ведущими в общении у «безречевых» детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Возникает необходимость обучать детей правильному использованию имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их функционального содержания. И обучение должно быть построено таким образом, чтобы невербальные средств стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. Но есть такая категория детей, которые не овладеют словесными средствами коммуникации, в таком случае использование невербальных средств общения может стать обходным путем в организации и успешной социализации детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека , обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.

К невербальным средствам общения с людьми, у которых имеются нарушения интеллекта, относятся:

— система символов (пиктограммы).

Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, а в случаи, когда ребенок «безречевой», при помощи еще и мимики, жестов или с использованием картинок символов.

Роль мимики, как средство невербального общения, очень значима, «так как неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение с другими людьми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности. Способность выражать свои мысли и чувства посредством мимики может заменить обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволяет лучше понимать своего собеседника и привносить определенную живость в общении друг с другом» (Л.М. Шипицына).

(Мимика без слов может сообщить много информации, например, улыбка сообщает то, что у ребенка хорошее настроение, он радуется, его ничего не беспокоит, а сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу – сердится, либо тоже самое «безречевой» ребенок может понять по лицу своего собеседника). Но чаще всего у детей с нарушением интеллекта встречается бедная пантомимика, и они не в состоянии выразить свое эмоциональное состояние или его понять, вследствие чего этому нужно обучать данную категорию детей.

Жесты, как и мимика, могут показать и выразить какое то эмоциональное состояние человека. но также они могут нести в себе и другую информацию. Поэтому жесты бывают разные:

Одной из задач обучения «безречевых» детей научиться пользоваться системой жестов в повседневной жизни. Начиная от самой доступной формы выражать свои потребности, например, знак согласия и отрицания, с помощью движения головы или с помощью других посильных ему движений. Естественная жестикуляция может помочь данной категории детей в трудной ситуации (обратить на себя внимание – помахиванием руки) или для выражения своих потребностей, желаний или просьбы.

Для большинства лиц с умеренными или тяжелыми нарушениями интеллекта, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использована система пиктограмм.

Пиктограмма – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктографическое письмо (рисуночное письмо) – отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запонимания, известно со времен неолита (2 тыс. лет до н. э.) – наскальная живопись.

Принцип пиктограмм до сих пор применяет широко и в нашем современном мире:

— международные знаки и символы, обозначающие виды спорта, а также дорожные знаки;

— для обозначения опасных веществ и предметов;

— условные обозначения на ярлыках одежды и текстильных изделиях;

— система пиктограмм и символов на вокзалах или в аэропорту;

— на упаковке товаров;

— в системе знаков программ компьютера и тд.

Иными словами, чтобы ребенку было легче социализироваться в обществе, мы должны их познакомить с основными и необходимыми для него пиктограммами и символами, а для детей «безречевых» — это может стать также одним из способов общения с окружающими людьми.

Таким образом, пиктограммы могут использоваться в таких качествах:

— как средство временного общения, для сохранения у ребенка мотивации и желания общаться;

— как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем;

— как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий);

— как подготовительный этап к усвоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения);

— как средство развития и коррекции высших психических функций (память, внимание, мышлении).

Методика «Пиктограмм» была разработана в начале 30-х годов 20 века (1935 г. Л.С. Выготский) и использовалась в психологических исследованиях для изучения индивидуальных и возрастных особенностей человека, для определения психологического типа личности.

Немецким специалистом Райнхольдом Лёбом (1985-1994) была разработана такая система, как вступление в коммуникацию с не умеющими говорить умственно отсталыми людьми. Эта система охватывает 60 символов с напечатанными рисунками значениями слов.

В системе выделяются следующие разделы:

— общие знаки взаимопонимания;

— слова, обозначающие качества;

— сообщение о состоянии здоровья;

— посуда, продукты питания;

— предметы домашнего обихода;

С помощью разработанной системы знаков, у человека появлялась возможность общаться с другими людьми.

Также есть система пиктограмм для детей, страдающих речевым недоразвитием, разработанная Баряевой Людмилой Борисовной, Логиновой Екатериной Тофиковной, Лопатиной Людмилой Владимировной, которую я использую в работе с «неговорящими» детьми, а также с детьми с умеренной степенью умственной отсталости для развития речи.

В системе данных пиктограмм выделяются следующие разделы:

— Ребенок и явления природы;

— Ребенок в семье;

— Ребенок и мир животных;

— Ребенок и его игрушки;

— Ребенок и мир растений;

— Ребенок и его дом;

— Ребенок в школе.

Каждая серия состоит из системы пиктограмм, изображающими предметы (на голубом фоне), действия с предметами (на красном фоне), признаками предметов (на зеленом фоне). Чаще такие цвета и встречаются в окружающем ребенка социальном мире.

Таким образом, содержание данной серии пиктограмм обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, классе, разнообразных ситуациях повседневной жизни.

В ходе работы можно размещать пиктограммы в отдельные коммуникативные таблицы, в коммуникативные тетради. С пиктограммами знакомятся все учащиеся, независимого от того, могут они говорить или нет, так как очень важно, чтобы не только педагог общался с «неговорящим» ребенком, но и другие ученики. И если с помощью пиктограмм ребенок сможет общаться со своими товарищами, это будет самым большим достижением.

Коммуникативные карточки, таблицы или тетради составляются индивидуально для каждого ученика, нуждающихся в них. Количество используемых символов может увеличиваться по мере усвоения их значений, причем этот круг расширяется в направлении от символов, обозначающих жизненно необходимые понятия (туалет, пить, больно, плохо, холодно), к символам самых разнообразных вещей, входящих в круг интересов ребенка или подростка.

Таким образом, данную систему работы можно использовать для коррекционно-педагогической работы с «неговорящими» детьми, детьми, имеющими речевое недоразвитие, детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы, испытывающими коммуникативные трудности, детьми с выраженными нарушениям интеллектуальной деятельности.

Таким образом, использование метода пиктограмм:

— вызывает у ребенка желание пользоваться речью;

— уточнять и пополнять пассивный и активный словарь;

— по возможности вводит в обиходный словарь хотя бы лепетные варианты названий предметов, наиболее распространенных глаголов, название основных цветов и признаков;

— создает базу для дальнейшего развития речи и познавательной деятельности ребенка;

— развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

nsportal.ru