Пищевой стресс у ребенка

Стресс у детей

Стрессу подвержены все, независимо от возраста. Дети, точно так же как и взрослые, испытывают физические и эмоциональные последствия стрессовых ситуаций. Не отмахивайтесь от ребенка, когда он рассказывает вам о том, что его огорчает, печалит или злит.

Дети, как и взрослые, желают, чтобы их любили, защищали и поддерживали. Каждый день ребенок подвергается стрессу: учится вести себя за столом, впервые идет в школу, сдает экзамен по математике.

Ниже приведены 12 самых распространенных ситуаций, являющихся источниками сильного стресса для ребенка.

— Смена места жительства

— Переезд друга на новое место жительства

— Необходимость сменить школу, в особенности в середине учебного года

— Смерть близкого родственника, например бабушки или дедушки

— Смерть домашнего питомца

— Рождение брата или сестры

— Постоянные ссоры родителей

— Вступление родителя в брак с кем-то, у кого уже есть дети

— Первая поездка в летний лагерь

— Ребенка дразнят или задирают в школе

— Ссора с близким другом

Признаки стресса у детей — физические и эмоциональные симптомы, которые проявляет ребенок. Он жалуется на головные боли, боль в желудке, недомогание, усталость, ему трудно заснуть. Также ребенок может часто плакать, капризничать или отстраняться от семьи. Он может тревожиться, беспокоиться, быть подавленным. Могут появиться нервозные привычки: ребенок часто сглатывает, обкусывает ногти. Стресс может начать подрывать физическое и эмоциональное здоровье ребенка. Гормональная и иммунная системы ребенка ослабевают и изнашиваются, и ребенок становится более подвержен заболеваниям и травмам.

Говорите с ребенком о его чувствах. Когда ребенок говорит о том, что его беспокоит, он перестает подавлять свои эмоции. Позвольте ребенку быть собой. Дисциплина важна, но не будьте слишком требовательны. Регулярные физические упражнения помогают снять последствия стресса. Если ребенок не в состоянии справиться со стрессом или приспособиться к нему, обратитесь к детскому психологу. Психолог необходим, если стресс ребенка связан с членом семьи.

ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Необходимо придерживаться рациона, составленного из здоровой пищи; так ребенок получит все питательные вещества, нужные для борьбы со стрессом. Ограничьте долю сахаросодержащих продуктов, так как они ослабляют иммунную систему и уменьшают количество минералов в организме.

Пищевые добавки

Детские мультивитамины — необходимы для того, чтобы в организм ребенка поступали витамины и минералы, нужные для борьбы со стрессом.

Лекарственные растения

Пассифлора — это растение полезно при стрессе, который вызывает тревогу, бессонницу и напряжение в мышцах. Давать дважды в день для лечения указанных симптомов, не прекращая лечение стресс.

Гомеопатия

Цветочные эссенции Бака — ребенку можно дать «Спасательное средство доктора Бака», которое помогает снимать последствия стресса. Либо выберите сочетание эссенций, которое наиболее точно соответствует состоянию вашего ребенка. Например, осина помогает при страхе и беспокойстве. Грецкий орех помогает при необходимости приспособиться к новым обстоятельствам. Для того чтобы снять напряжение и беспокойство, используется каштан. Давать по 2 кайли — один или два раза в день. Если в течение 2 недель состояние ребенка не улучшится, возьмите другую эссенцию или проконсультируйтесь со специалистом.

Ignatia ЗОС — ребенок напряжен, у него часто меняется настроение. Он плачет, но хочет, чтобы его оставили одного. 2 таблетки два раза в день в течение 1 недели, далее — по необходимости.

Kali phosphoricum 6Х и Magnesia Phosphirica 6Х — если вы не знаете, какое средство выбрать, дайте ребенку это сочетание средств. Оно помогает при стрессе. По 2 таблетки каждого средства два раза в день, каждый день. В день не более 4 доз.

РАСШИРЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Витамин С — укрепляет иммунную систему и оказывает легкое противовоспалительное действие. Предпочтительнее разновидность с биофлавоноидами. Дозировка: возраст ребенка в годах, помноженный на 50 миллиграмм, дважды в день. Если начнется диарея, уменьшите дозировку. Желательно использовать витамин С в порошке (некислотный) или жидкий витамин С. Оба варианта подходят и для младенцев, и для детей, и их можно добавлять в сок.

Акупрессура

Четверо врат — помогает снять напряжение. Это сочетание точки Печень 3, расположенной на верхней плоскости стопы, в выемке между большим и вторым пальцами, и точки Толстая кишка 4, расположенной на перепонке между большим и указательным пальцами руки. Двое людей должны по 15 секунд мягко нажимать на все четыре точки одновременно. Повторить трижды. Процедуру проводить раз в день.

ЧЕГО ОЖИДАТЬ

Вы поможете ребенку выдержать стресс и его последствия, если будете говорить с ребенком, кормить его здоровой пищей и питательными добавками.

www.mama.biz.ua

Пищевая аллергия у детей

Под пищевой аллергией подразумевают избыточную реакцию организма, вызванную некоторыми продуктами питания либо их компонентами. При попадании еды в организм происходит ошибочная реакция иммунной системы: она принимает пищу за враждебный элемент и начинается активно вырабатывать специфические иммуноглобулины, которые выполняют защитную функцию. Этот процесс и запускает аллергические реакции. Обычно патологоиммунную реакцию провоцируют белки, иногда – углеводы и жиры. Истинная пищевая аллергия встречается довольно редко, её часто путают с индивидуальной непереносимостью конкретных продуктов, так как обе проблемы сопровождаются одинаковыми симптомами.

Повышенная чувствительность к определённым пищевым компонентам и продуктам чаще всего встречается у детей. Механизм возникновения пищевой аллергии выглядит так: в организм попадает пища, которую по каким-то причинам иммунная система воспринимает как потенциальную угрозу, после этого начинается активная выработка иммуноглобулинов для борьбы с «врагом», в результате чего и возникают патологические реакции.

Причины, почему организм классифицирует определённые компоненты как враждебные, до конца не изучены. Однако существуют факторы, которые способствуют возникновению пищевой аллергии у детей:

  • наследственная предрасположенность к аллергическим заболеваниям;
  • болезни ЖКТ и нарушение микрофлоры кишечника;
  • слабый иммунитет (в силу возраста либо из-за болезни).
  • Косвенными причинами является неправильное питание мамы во время беременности. Влияет на развитие пищевой аллергии в дальнейшем и раннее отлучение от груди, и нарушение правил ввода первого прикорма.

    Пищевая аллергия у детей может проявляться по-разному. Интенсивность симптомов зависит от многих факторов, в том числе и от того, в каком количестве попал аллерген в организм. Признаки аллергии могут появиться мгновенно и иметь острый характер. Такие симптомы считаются самыми опасными. При приёме аллергена возникает отёк горла и нёба, немеет язык. В этом случае требуется немедленная госпитализация. Такие проявления аллергии встречаются не так часто. К типичным симптомам патологоиммунных реакций на пищу у детей относят:

  • кожные поражения – сыпь различного характера, красные пятна, шелушение кожи, отёчность мест поражения, зуд и жжение;
  • респираторные признаки – ринит, слезоточивость, кашель;
  • проблемы в работе ЖКТ – поносы и запоры, рвота, боли в животе, отсутствие аппетита.
  • Симптомы обычно проявляются комплексно. Чаще всего у ребёнка можно наблюдать сочетание кожных поражений и нарушений в работе системы пищеварения. Яркость клинической картины зависит от того прекратился ли контакт с аллергеном. Если раздражитель продолжает поступать в организм, то интенсивность симптомов увеличивается.

    Диагностика пищевой аллергии

    Диагностику пищевой, как и любой другой аллергии, осуществляет врач-аллерголог. Он ставит диагноз на основе:

  • клинической картины;
  • анамнеза;
  • результатов анализов.
  • Симптомы аллергии пищевого типа похожи на симптоматику различных заболеваний, поэтому важно обращаться к методам дифференциальной диагностики. Одна из первоочерёдных задач врача-аллерголога – определить аллерген. При пищевой аллергии сделать это бывает просто только тогда, когда проявляется мгновенная реакция, во всех остальных случаях возникают трудности. Поиск аллергена у маленьких детей осуществляют методом исключения: сначала врач назначает строгую диету, а затем постепенно в рацион вводятся привычные ребёнку продукты. Детям старше пяти лет при сложностях выявления аллергена проводят аллергопробы.

    Осложнения

    Пищевая аллергия опасна своими острыми проявлениями. При мгновенной острой реакции ребёнку может потребоваться неотложная медицинская помощь: промедление может повлечь за собой серьёзные последствия, вплоть до летального исхода. К опасным проявлениям данного типа аллергии относят:

    Если пищевую аллергию не лечить и при обострениях не направлять силы на купирование симптомов, то она может перерасти в атопический дерматит и бронхиальную астму. Аллергические проявления снижают иммунитет ребёнка, открывают доступ к организму инфекциям и вирусам.

    Что можете сделать вы

    К лечению пищевой аллергии у детей необходимо подходить комплексно. Наметить курс лечения может только врач после выявления аллергена. Самое главное, что могут сделать родители для своего ребёнка, – записать его на приём к аллергологу при первых же признаках патологических реакций. В дальнейшем необходимо будет:

  • исключить контакт ребёнка с пищевым раздражителем;
  • давать лекарства, выписанные врачом;
  • предпринимать общие меры, нацеленные на повышение иммунитета ребёнка (правильное питание, естественная витаминизация, корректировка режима, занятия спортом).
  • До консультации с врачом нельзя давать ребёнку медикаменты, а также экспериментировать с методами народной медицины. Родители также не должны самостоятельно принимать решение по прекращению курса лечения: он должен быть пройдён до конца, даже если симптомы удалось снять.

    Что делает врач

    При пищевой аллергии у ребёнка врач назначает комплексное лечение. Оно направлено на:

  • купирование симптомов;
  • выведение из организма аллергена;
  • восстановление микрофлоры кишечника.
  • При пищевой аллергии показана диетотерапия, иногда этого бывает достаточно, чтобы реакция прекратилась. Аллергию данного типа у детей лечат и медикаментозно. Ребёнку-аллергику назначают препараты исходя из возраста пациента и симптоматики. Обычно используют:

  • энтеросорбенты;
  • антигистаминные препараты;
  • средства местного действия (при кожных проявлениях);
  • препараты, воздействующие на респираторную симптоматику.
  • Профилактика

    Профилактика пищевой аллергии у детей сводится к разумному подходу к вопросам питания. Чтобы избежать избыточных реакций, необходимо:

  • правильно вводить первый прикорм;
  • всегда знакомить ребёнка с новыми продуктами постепенно, наблюдая при этом за реакцией организма (наиболее актуально до пятилетнего возраста);
  • осторожно давать ребёнку продукты, считающиеся аллергенными (особенно если есть предрасположенность к патологическим иммунным реакциям или ребёнок ещё маленький);
  • запрещать ребёнку употреблять вредные продукты, содержащие красители, ароматические и пищевые добавки (особенно актуально для подростков, которые любят «вредности»).
  • Если ребёнок знаком с пищевой аллергией, то избежать появления реакций можно только одним способом – исключить из рациона продукт-аллерген. Об аллергии необходимо сообщить в садик или школу, нужно научить ребёнка избегать опасности.

    Пищевой стресс у ребенка

    «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»
    (Оскальд Уайльд)

    Эмоциональный стресс – состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

    Какие факторы вызывают стрессовые ситуации у детей:

    — поражения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы;

    — задержка психического развития;

    — нарушение адаптации к детскому коллективу;

    — неблагополучный микроклимат в семье, условия воспитания ребенка.

    Травмирующее воздействие могут оказывать ситуации:

    1. Связанные с утратой или отсутствием чувства защищенности (жестокость или эмоциональное отвержение в семье, развод, гиперопека, появление нового члена семьи, языковая или культурная отгороженность семьи).

    2. Вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи (посещение детского сада, госпитализация).

    У детей дошкольного возраста могут появиться депрессивные симптомы. Ребенок, утратив имеющееся благополучие или лишившись объекта любви, может переживать чувство беспомощности и пассивного смирения.

    Среди соматических симптомов стресса отмечаются:

    — расстройства пищевого поведения, кишечные колики, потеря массы тела, энурез, энкопрез, головные боли, тики и др.

    — нарушения поведения, замещающие расстройства настроения (отказ от участия в живых эмоциональных играх, затруднения при концентрации внимания в процессе занятий, ухудшение усвоения знаний, стремление к уединению или, наоборот, в поисках поддержки нежелание покинуть общество взрослого, легкое вступление в ссоры, аутоагрессия, появление таких вредных привычек, как сосание пальцев, откусывание ногтей и др).

    У детей дошкольного возраста наблюдается раздражительность, плаксивость, аффективные вспышки, апатия, страхи, а также нарушения интеллектуального и речевого развития.

    Рекомендации для родителей и педагогов

    1. Учите детей находить адекватные, ориентированные на нравственные ценности, способы взаимодействия с окружающим миром.

    2. Создавайте ситуации успеха, с помощью которых ребенок сможет поверить в себя.

    3. Давайте ребенку посильные задания, не требуя выполнения слишком сложного для него поручения.

    4. Ставьте перед ребенком реальные и определенные цели (лучше учиться, выполнять правила поведения, вовремя делать уроки и др.)

    5. Позвольте ребенку быть самостоятельным.

    6. Играйте вместе с ребенком: игровые методы работы с предметами, игрушками формируют более тесный эмоциональный контакт.

    7. Применяйте психотерапевтические методы: сказкотерапия, песочная терапия, арт-терапия.

    8. Помните, что улучшению самочувствия ребенка способствует тактильный контакт как элемент телесной терапии: обнять, погладить, успокоить и т.д.

    9. Заботьтесь о физическом и психическом здоровье ребенка. При необходимости обращайтесь к специалистам: врачу-педиатру, психотерапевту, психологу.

    10. Помните, что умение противостоять стрессам – одно из условий душевного благополучия ребенка.

    www.medkirov.ru

    Стресс и посттравматическое состояние у детей

    Что такое посттравматическое расстройство?

    Посттравматический синдром или стресс у ребенка – возникает по причине сильного, непереносимого для психики воздействия каких-либо обстоятельств и сопровождается рядом психических симптомов. Сильными стрессами, повлиявшими на состояние ребенка могут быть:

  • медицинские вмешательства, сильные болевые ощущения, операции
  • длительные болезни, серьезные физические травмы
  • физическое насилие в семье, наблюдение за насилием
  • ребенок потерялся, попал в руки злоумышленников
  • тяжелая болезнь или смерть родственника, друга
  • внезапное исчезновение из жизни ребенка кого-то из близких
  • переезд, перевод в новую школу
  • усыновление/удочерение
  • несчастный случай, авария
  • природные катастрофы
  • война: бомбежки, выстрелы, эвакуация
  • длительное пребывание в условиях эмоционального насилия в семье или в коллективе (давление, унижение, издевательства, отвержение)
  • Острый и хронический стрессы у ребенка

    Врачи отмечают, что существует несколько стадий посттравматического синдрома – острый и хронический. Острая стадия наступает в момент проживания стресса и длительность ее индивидуальна. В начале этого этапа ребенок проживает психическое напряжение и страх. Рядом могут быть другие люди, но субьективно человек остается один на один со страхом, злостью, отчаянием, беспомощностью. По окончанию приходит облегчение, происходит улучшение настроения, но вскоре временная эйфория трансформируется в вялость, усталось и заторможенность. В этот момент ребенку нужно помочь пережить негативные эмоции и почувствовать поддержку. Однако часто взрослые сами парализованы стрессом, и ребенку приходится справляться одному. Человек, не получивший поддержки во время острого стресса, переходит к стадии хронического стресса. Эта стадия предполагает длительную адаптацию после пережитого стресса, и если на этом этапе человеку не будет оказана адекватная помощь, то есть риск формирования посттравматического стрессового расстройства. Это влияет на развитие личности и физическое состояние человека. Для этапа хронического стресса характерны неожиданные поведенческие реакции, резкое изменение привычек и ритма жизни, нарушение концентрации внимания и сна, пищевого поведения, обострение соматических болезней, эмоциональные вспышки, перепады настроения и другие психологические симптомы.

    Похожие симптомы могут проявляться в случае, если ребенок длительно переживал мучительные обстоятельства, на которые он никак не мог повлиять (в семейных отношениях или в коллективе). Это действует на психику аналогично острому стрессу и имеет такие же последствия.

    Какие бывают симптомы стресса у детей?

    Внимание родителей должны привлечь такие симптомы стресса как:

  • эпизоды повторного переживания – повторяющиеся негативные воспоминания, частые сны, связанные с событием, появление объектов, провоцирующих «возврат» к пережитому стрессу
  • повышенная возбудимость – эмоциональные вспышки, раздражительность, истерики, приступы агрессии
  • депрессивные симптомы и поведение избегания – чувство отрешенности, одиночества, отсутствие положительных эмоций, потеря активности, отказ от любимых видов деятельности
  • неожиданные поведенческие реакции: ребенок не хочет разговаривать или слишком болтлив, навязчив; много плачет или смеется невпопад; немотивированная агрессия или обидчивость, страх
  • резкое изменение привычек и ритма жизни: испытывает трудности в концентрации внимания, трудности при засыпании или пробуждении, возможен отказ от еды или переедание, тяга постоянно смотреть телевизор, играть в компьютер
  • могут проявляться различные соматические болезни
  • нарушения саморегуляции — заикание, навязчивые действия, перепады настроения или зацикленность на одной теме, мысли, занятии
  • разрушение учебной деятельности, отказ от нее, отказ ходить в школу, в детский сад
  • эмоциональные симптомы: страхи, необьяснимая тревога, недоверие к окружающим, скрытность, нежелание общаться с широким кругом людей, отпускать родителей.
  • Записаться на прием к психологу в клинику Фэнтези можно по телефону +7 (495) 640-33-30 .

    Психолог детской клиники Фэнтези

    Опыт работы более 15 лет.

    Специализация: психологическое консультирование и психотерапия с детьми, взрослыми, супружескими парами. Коррекция эмоциональных и поведенческих трудностей у детей, сложностей в учебе, проблем в общении. Психотерапия личностных расстройств (депрессия, тревожные расстройства, панические атаки и др.).

    fantasyclinic.ru

    Как воспитать всеядного ребенка

    Многие недооценивают роль пищевого поведения. Подумаешь, сегодня поел, завтра не поел, сегодня так, завтра эдак. Избирательный вкус, ограниченное меню — что в этом такого? На самом деле неправильно сформированное пищевое поведение и, как следствие, неправильное питание, приводят к таким проблемам, как:

    • нарушение обмена веществ вследствие нехватки определённых элементов в рационе;
    • недостаток веса или избыточный вес;
    • проблемы с пищеварением, гастрит, колит, боли в животе;
    • пищевая аллергия;
    • снижение иммунитета, развитие хронических заболеваний и пр.
    • Вот почему так важно практически с самого рождения учить малыша питаться правильно. Что значит правильно и как это воспитать?

      Первые шаги

      Сложно это осознать, но воспитывать определённое пищевое поведение можно уже у новорождённого. Если вы обсуждали с другими мамами, как кушают ваши детки, то наверняка поняли, что делают они это совершенно по-разному. Кто-то слабо и долго, с перерывами, кто-то быстро, большими глотками. Кто-то просит есть чаще, другие реже.

      Главное правило для формирования фундамента пищевого поведения — есть нужно тогда, когда хочется, и столько, сколько хочется. То есть не кормить по часам, до синевы укачивая младенца с пустышкой, пока кукушка не возвестит о том, что прошло 4 часа с последнего приёма пищи. Не давать грудь тогда, когда вам хочется, чтобы ребёнок замолчал. И не разрешать бабушке вливать в рот внуку очередную бутылочку смеси лишь потому, что ей показалось, будто он мало весит. В организме новорождённого проходит тонкая настройка всех систем, и ему лучше, чем кому-либо, известно, когда пора или не пора перекусить. Кормление по часам вне зависимости от желания ребёнка, отрывание от груди раньше, чем чадо насытилось, перекармливание способны раз и навсегда нарушить природную связь «голод–еда–насыщение».

      Второе правило гласит: еда — это еда. А не средство успокоения, отвлечения, развлечения, игры и т.п. Это справедливо для всех детей, кроме новорождённых на грудном вскармливании (для них мамино молоко — и успокоительное, и лекарство от боли). Если малыш уже научился активно выражать свои желания или кушает смесь, стоит чётко дать ему понять: когда обидно, больно, скучно или просто настроение плохое, можно легко исправить ситуацию общением с мамой и другими родственниками. Поиграть, попеть, потанцевать, пообниматься, полежать рядом. А еда нужна только тогда, когда ты голоден.

      Обычно к тому моменту, когда мама уже умеет отличать, что именно беспокоит кроху: голод или что-то другое, — становится ясно, что ребёнок естественным образом пришёл к определённому режиму питания. Так кормление по требованию само собой превращается в кормление по часам, только безо всякого насилия над малюткой.

      Вводим прикорм

      Большую роль в воспитании пищевого поведения играет прикорм. Если вы хотите, чтобы ваш кроха не боялся пробовать новую пищу, охотно съедал то, что вы ему предложили, питался полноценно, воспользуйтесь следующими советами.

      1. Вводить прикорм нужно только тогда, когда ребёнок к этому готов, то есть сам проявляет интерес к какой-либо пище, кроме молока или смеси. В среднем это происходит в возрасте 6–8 месяцев, но бывает раньше или позже. Обычно малыш, готовый попробовать прикорм, уже умеет сидеть самостоятельно и может похвастаться первыми зубками.
      2. Начните прикорм с несладких и несолёных блюд. Идеальны для этого пюре из гипоаллергенных овощей: кабачка, цветной капусты, брокколи. Некоторые врачи советуют начинать с безмолочных несладких каш или кисломолочных продуктов.
      3. Давать прикорм следует, когда малыш голоден, но до молока или смеси.
      4. Если кроха морщится от первой ложки, не настаивайте и не пытайтесь любыми силами впихнуть в него прикорм. Дайте ему время привыкнуть: предлагайте одно и то же питание в течение нескольких дней. Если ребёнок так и не проявил желание продолжить трапезу, попробуйте с другим блюдом. Если малыш отказывается от любого прикорма, оставьте попытки на одну-две недели, а потом попробуйте снова.
      5. Ни в коем случае не старайтесь отвлечь внимание крохи и впихнуть ему ложку. Чтение книг, песни и танцы родителей, игры и просмотр мультфильмов в процессе еды — самое плохое, что только можно придумать. В этом случае ребёнок концентрируется не на пище, её консистенции и вкусе, не на своих ощущениях (голоден он или насытился), а на чём-то постороннем, то есть ни о каком правильном пищевом поведении речи не идёт.
      6. Питание после года

        Пожалуй, самый сложный момент в процессе воспитания пищевого поведения — тот, когда ребёнок начинает осознавать, что его кормят не тем, что едят родители. Он требует вашу еду, лезет в вашу тарелку, печальными глазами смотрит вам в рот… В то же время он может отказываться жевать кусочки, соглашаться только на пюре. А попробовав что-то действительно вкусное (особенно, сладости), начнёт просить только это. Как быть?

        1. Садитесь за стол всей семьёй. Кому приятно ковыряться в тарелке в одиночестве? Гораздо лучше, когда вся семья собирается за столом. Или хотя бы часть семьи. Если не хотите, чтобы кроха клянчил еду у взрослых и отказывался от своей, постройте график таким образом, чтобы завтракать, обедать и ужинать вместе с малышом. Так он будет охотнее кушать и быстрее научится пользоваться столовыми приборами. По той же причине подросшего карапуза лучше сажать в высоком стульчике за большой стол, а не за детский столик.
        2. Подавайте пример. Несложно догадаться, что, если родители питаются только бургерами и картошкой фри, малыш не захочет отрываться от коллектива и в одиночестве поглощать овощное пюре. Единственный способ научить ребёнка питаться правильно — делать это самим. Ешьте при нём то, что ему можно попробовать: овощи, фрукты, мясо, гарниры, каши. В конце концов, раз вас волнует вопрос правильного питания малыша, значит, вы не против нормализовать и свой рацион. Тем более, что это крайне полезно для здоровья.
        3. Скажите «нет» телевизору на кухне. Не давайте ребёнку смотреть мультики или читать книги во время еды и сами не подавайте плохой пример (телефон и планшет приравниваются к телевизору).
        4. Будьте осторожны с перекусами. Поев между приёмами пищи, ребёнок может не успеть проголодаться к назначенному часу. Особенно если он перекусил парой сладких булок или куском торта. Постарайтесь отказаться от перекусов, а в случае, когда малыш проголодался раньше времени, предложите ему питьё, небольшой фрукт или овощ.
        5. Купите ребёнку собственную посуду и детские столовые приборы — так ему будет интереснее и приятнее пробовать пищу.
        6. Не запрещайте проявлять самостоятельность. Многие мамы стараются подольше кормить деток с ложки, чтобы они не испачкались и не перемазали всё вокруг. Мало того, что такой способ питания очень скучный, так ещё и быстро становится привычкой. А значит, с большой долей вероятности такой ребёнок будет просить покормить его и в 3, и в 5 лет. Купите малышу большой фартучек с карманом и предложите есть самостоятельно. Вы удивитесь, с какой охотой он примется за пищу, которую раньше отказывался есть.
        7. Уделяйте внимание сервировке. Красиво оформленное блюдо есть куда приятнее, чем бесформенную плюху чего-то как будто уже пережёванного. Чем старше ребёнок, тем больше требований он предъявляет к виду пищи. И это правильно: в норме, когда человек голоден, при виде привлекательного блюда у него начинает вырабатываться слюна и желудочный сок, что облегчает переваривание. Если малыш не хочет есть, попробуйте красиво выложить еду на тарелку. Порежьте мясо кубиками, а овощи — соломкой, чтобы их удобно было брать и класть в рот.
        8. Разработайте грамотное меню. После года у ребёнка начинают проявляться пищевые пристрастия. Кто-то больше любит каши, кто-то — овощи, а кого-то не оторвать от творога. При этом кормить кроху чем-то одним, самым любимым, конечно, неправильно и невозможно, ведь рацион должен быть разнообразным и полноценным. Исключите из меню то, что чадо категорически отказывается есть, и замените на другую, аналогичную пищу (например, абсолютно нормально есть морковь и кабачок, но не есть при этом тыкву и огурец).
        9. Комбинируйте разные продукты в одном блюде (любимые с не самыми любимыми), предлагайте компромиссные решения (любимый кабачок после кусочка мяса). Готовьте основное блюдо из того, что малыш точно съест. Предлагайте ребёнку несколько равноценных вариантов на выбор (например, рис или гречку, рыбу или котлету) — так он почувствует, что имеет право решать, что будет есть, а значит, покушает с большим удовольствием.
        10. И последний важный совет — не кормите ребёнка жареным, острым, жирным, ограничьте соленья и сладости. Во-первых, так полезнее для пищеварительной системы и всего организма в целом. Во-вторых, блюда со слишком ярким вкусом заставят малыша отказаться от других, более нейтральных. Совсем не употреблять соль и сахар нельзя, ведь в малых количествах они необходимы организму, но важно знать меру. И, конечно, сладости следует давать только после еды, а не вместо неё.

        Не переживайте, если у ребёнка уже сформировалось неправильное пищевое поведение, — его можно и нужно корректировать на любом этапе. Всё зависит только от вашего терпения и желания!

        detstrana.ru