План конспект урока стресс и здоровье

План-конспект занятия по биологии (9, 10, 11 класс) по теме:
Занятие «Стрессы в жизни человека»

Методические материалы занятия «Стресы в жизни человека» разработаны для проведения занятия в системе дополнительного естестественнонаучного образования, однако могут быть использованы при организации внеклассной работы в школе для проведения внеклассных мероприятий в старших классах. Методические материалы позволяют подробно ознакомить учащихся с протеканием стрессовой реакции в организме человека, методами профилактики нервного напряжения. Занятие проводится с целью воспитания чувства отвественности за сохранение своего здововья, здоровья своих близких.

Предварительный просмотр:

Станция юных натуралистов

«Стрессы в жизни человека»

для учащихся 9 — 11 классов

по программе дополнительного образования детей

Т.П. Лапина — педагог

Новокузнецк, 2014 г.

Занятие на тему: «Стрессы в жизни человека»

познакомить учащихся с основными причинами развития стрессовой реакции у человека и способами снятия эмоционального напряжения.

Теоретическая часть занятия

История создания учения о стрессе

В последние десятилетия двадцатого века в повседневной жизни все чаще употребляется слово «стресс». Так называют напряженное психологическое состояние, возникающее у человека при сильном эмоциональном потрясении.

Между тем ученые вкладывают в это слово несколько иной смысл. Что же такое стресс? Открытие этого биологического явления происходило в то время, когда известный канадский биохимик Ганс Селье (1907–1982) был студентом медицинского факультета Пражского университета. Работая в университетской клинике, он обратил внимание на то, что самые первые признаки у разных инфекционных заболеваний одинаковы: слабость, боли в суставах, потеря аппетита, апатия. Различия в симптомах болезней – их специфика – появляются позже. Именно отличительные признаки позволяют врачу поставить точный диагноз – установить, какая болезнь у пациента. Поэтому в медицине основное внимание всегда уделялось специфическим симптомам, свойственным лишь данному заболеванию. Тому факту, что все болезни начинаются практически одинаково, не придавалось должного значения. Только свежий взгляд позволил Гансу Селье увидеть проблему там, где ее никто не замечал. Студент поделился своими мыслями с преподавателем, и встретил полное непонимание.

К этой проблеме ученый вернулся через десять лет, когда он уже работал в Канаде. Изучая действие различных веществ на животных, биохимик установил закономерность, подобную той, что озадачила его в студенческие годы. Оказалось, что какое бы вещество ни вводилось животным, вначале на физиологическом уровне оно вызывало схожую реакцию. Симптомы всегда были одни и те же. Селье назвал такую реакцию организма общим адаптационным синдромом, или синдромом биологического стресса, сокращенно – стресс.

Эксперименты показали, что общий адаптационный синдром – это реакция организма на любое изменение внешней или внутренней среды. Порождающие стресс факторы ученый назвал стрессорами. Ими могут быть перепады температуры, инфекции, травмы, физические нагрузки, умственная работа, сильное нервное возбуждение. Селье сделал вывод, что стресс – это глобальное биологическое понятие, применимое ко всему живому; его постоянно испытывают и одноклеточные организмы, и растения, и животные, и, конечно, человек. В 1936 году Г. Селье опубликовал результаты своих исследований.

Влияние стресса на живой организм

Стресс имеет три фазы развития. Сразу же после воздействия на организм какого-либо стрессора возникает реакция тревоги, она характеризуется резким снижением уровня сопротивляемости. Постепенно организм начинает мобилизовывать свои ресурсы: вырабатываются гормоны, антитела, т.е. принимаются необходимые физиологические меры для нейтрализации стрессора. Такая стадия может длиться несколько часов или суток. В том случае, когда защитным силам организма удается справиться с возникающим дисбалансом, начинается фаза адаптации. Уровень сопротивляемости организма восстанавливается. Но при воздействии очень сильного стрессора в течение длительного времени может наступить необратимое истощение организма, влекущее за собой смертельный исход. Возникали вопросы: «Почему же после стадии адаптации, когда организм приспособился к изменившимся условиям, может наступить фаза истощения?» Селье предложил объяснение: у всех живых существ имеется некий резерв адаптации – адаптационная энергия, из которого организм черпает силы для приспособления к изменениям, эти силы не беспредельны. По его мнению, запасы адаптационной энергии даются человеку от рождения и постепенно расходуются. После каждого стресса адаптационная энергия восстанавливается, но не полностью, и, таким образом, каждый стресс в большей или меньшей степени опустошает запасы жизненных сил. «Старение – итог всех стрессов, которым подвергается организм в течение жизни», — полагал Г. Селье. После смерти ученого его последователи обнаружили, что не каждый стресс приводит к необратимому истощению резервов адаптации. Положительный физиологический стресс, который вызывают положительные эмоции, активные физическая и умственная нагрузки, необходим для нормального развития организма.

Практические выводы теории Ганса Селье о стрессе:

  • Стресс может оказывать и отрицательное, и положительное воздействие.
  • Положительный стресс, как правило, порождают положительные эмоции, регулярные физические и умственные нагрузки.
  • Отрицательный стресс вызывают отрицательные эмоции, нервное и физическое перенапряжение. «Стресс рухнувшей надежды, — говорил Ганс Селье, — со значительно большей вероятностью, чем стресс от чрезмерной мышечной работы, приводит к заболеваниям».
  • Нейтрализовать отрицательный стресс помогают условия, порождающие положительный стресс, например физические нагрузки.
  • Положительный стресс обычно более благотворно влияет на организм, чем полный покой. Известно, что лучший отдых – это смена деятельности. Например, если не решается задача, нужно сделать перерыв для физической нагрузки, которая вызовет положительный стресс. Он поможет восстановить силы и нейтрализовать действие отрицательного стресса.

    Точка зрения современной медицины на стресс

    Современная медицина подтверждает, что причиной стресса могут быть большие физические и эмоциональные нагрузки. При стрессе уровень гормонов надпочечников повышается, а когда обстановка нормализуется – падает, организм расслабляется. Если стресс длится долго и повторяется часто, уровень гормонов постоянно высок.

    Основные симптомы стрессовой реакции организма: рассеянность, повышенная возбудимость, постоянная усталость, плохой ночной сон и аппетит, ухудшение памяти, возможно возникновение психосоматических болей в области головы, спины, желудка. Стрессом могут быть вызваны такие заболевания, как гипертония, сердечные приступы, расстройства пищеварения, ожирение. Стресс ослабляет иммунную систему.

    Современная медицина советует людям, страдающим от стрессов, научиться саморегуляции своего эмоционального состояния с помощью занятий аутотренингом, медитацией, йогой, физическими и дыхательными упражнениями. Если нельзя изменить события, ведущие к стрессу, необходимо изменить реакцию человека, его субъективную оценку данной ситуации.

    Практическая часть занятия: ознакомление с основными методиками саморегуляции и выполнение упражнений по саморегуляции эмоционального состояния человека.

    Под саморегуляцией, прежде всего, имеется в виду умение человека контролировать и при необходимости изменять свое эмоциональное, психофизическое состояние, поведенческие реакции, мысли на более позитивные. Для регуляции собственного состояния можно использовать психологические техники, специальные физические и дыхательные упражнения, массаж, самомассаж.

    Многие приемы саморегуляции построены по принципу системы психотехнического действия, т.е. действия по изменению собственного психического состояния за счет выполнения определенных техник. Например, для контроля над собственными негативными аффективными высказываниями в ситуации, когда они не приемлемы, можно использовать психотехники «Счет до 10», «Набрать в рот воды»: внимание смещается с эмоций, мы внутренне не убеждаем себя успокоиться, а просто размеренно считаем или представляем воду у себя во рту, а в результате успокаиваемся. За счет использования психотехники происходит овладение различными аспектами своей психики, сознания, поведения, в результате значительно повышается произвольность, психические процессы становятся более осознаваемыми, соответственно их легче контролировать.

    Любой навык формируется путем специальных тренировок через автоматизацию психотехнического действия, но затем легко включается в нужный момент, поэтому для выработки и овладения навыками саморегуляции требуется тренировка в течение некоторого времени.

    Какой же должна быть идеальная методика борьбы с ежедневными стрессовыми ситуациями? Первое требование к ней – короткое время. Люди, столкнувшись с расстройством своих планов, часто имеют не более трех минут, или меньше, чтобы прийти в себя. Идеальная методика должна быть свободна от каких-либо побочных негативных эффектов. Она не должна снижать уровень энергетики или влиять на мотивацию. Она должна позволить почувствовать себя раскованным и в то же время собранным.

    Методы саморегуляции эмоционального состояния

    Самоуспокоение при помощи позитивных идей – один из приемов начала расслабления. Поощрение себя самого, напоминание себе о своих предыдущих успехах тоже помогают справиться с возникшим напряжением. Память о том, как мы преодолевали свои неприятности в прошлом, увеличивает наши шансы справиться с ними и в настоящем.

    Метод самоуспокоения «Убежище»

    Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться, когда пожелаете. Это место совсем не обязательно должно быть реально существующим. Вообразите себе хижину в горах или лесную долину, о которой никто кроме вас не знает. Личный космический корабль, сад на Гаити, таинственный замок. Мысленно опишите это безопасное удобное место. Когда ложитесь спать, представьте себе, что вы направляетесь туда. Вы можете там отдыхать, слушать музыку, разговаривать с другом. После того как вы проделаете это несколько раз, можете фантазировать подобным образом в течение дня. Закройте на несколько минут глаза и войдите в свое личное убежище.

    Метод самоуспокоения «Волшебное слово»

    Прерывает автоматический поток мыслей при помощи успокаивающего слова или фразы. Выберите простые слова типа: мир, отдых, покой, уравновешенность. Вместо слов можно считать: 1001, 1002 и т.д. или использовать фразы: «глубокое и еще более глубокое расслабление». Пусть мысли проносятся в вашей голове, не давайте им завладеть вами. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Повторяйте слово, фразу или считайте про себя в течение 60 секунд. Дышите медленно и глубоко.

    Для лучшего усвоения способа первое время занимайтесь в тихом месте не менее 10 минут. Постепенно ваш разум научится ассоциировать этот способ с релаксацией. И он начнет срабатывать за две-три минуты.

    Аутотренинг — один из эффективных приемов саморегуляции, однако он требует особой подготовки и более длительного времени. Более простой способ, который можно применять с этой целью – самонастрой.

    Самонастрой — повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:

  • Сейчас я почувствую себя лучше.
  • Я могу полностью расслабиться, а потом полностью собраться.
  • Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
  • Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
  • Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства.
  • Чтобы не случилось, я постараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы избежать стресса.
  • Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке.
  • Заключительная часть: подведение итогов занятия и прощание с учащимися.

    1. Валеология. Справочник школьника. Сост. Заготова, С. Н. – Ростов-на-Дону: Баро-пресс, 2001. – 448 с.
    2. Жуков, Д. А. Поведение при стрессе. Формирование поведенческого акта. // Биология в школе, 2004. — №7. – С.5.
    3. Жуков, Д. А. Стресс. // Биология в школе, 2004. — №2. – С12.
    4. Шабалина, Н.С. Большая энциклопедия народной медицины / Шабалина Н. С. – М.: Эксмо, 2010. – 1088 с.
    5. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. Ред. Володин, В. А. – М.: Аванта+, 2001. – 464 с.
    6. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока»Древние образы в современных народных игрушках».Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк.

      На уроке даётся представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов, рассматривается, что является мерилом красоты. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

      Урок с использование проектно-исследовательской деятельности учащихся. Содержит презентацию.

      Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч.

      План-конспект занятия на тему:
      «Стресс и способы его преодоления»

      Данная разработка знакомит с понятием стресса и способами его преодоления.

      Тема урока: «Профилактика стресса и его регуляция»

      Методическая – показать целесообразность использования в ходе урока традиционной и альтернативной психологии для формирования успешной личности.

      Обучающая – познакомить учащихся с психологией и физиологией стресса; раскрыть суть «вреда» и «полезности» эмоционального стресса; дать понятие о симптомах стрессового состояния; научить традиционным и нетрадиционным способам выхода из стрессового состояния.

      Развивающая – способствовать развитию логического мышления; активизировать ранее полученные знания о способах выхода из стрессовой ситуации; нацеливать учащихся на постоянную работу по осмыслению происходящего на уроке, на анализ получаемой информации; развивать креативные способности; развивать коммуникативные способности.

      Воспитательная – прививать интерес к работе в коллективе, к результатам труда своих товарищей; воспитывать выдержку, самообладание, умение слушать и слышать; прививать желание использовать полученные знания на уроке в обыденной жизни; способствовать формированию чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе.

      Тип урока: комбинированный.

      Методы обучения: диалогический, эвристический.

      Методы преподавания: объяснительно-стимулирующий, инструктивный.

      Методы учения: частично-поисковый, репродуктивный, дедуктивный.

      2.Наглядные пособия – плакат «Значение цветов по арт-терапии».

      3.Дидактический материал – аутогенная тренировка, воздействие цвета на психоэмоциональное состояние человека, использование музыкальных средств в целях реабилитации учащихся, ксерокопия женских силуэтов для арт-терапии (стихографика) – использование некоторых элементов методики.

      4.Раздаточный материал – кисточки, краски акварельные, банки с водой.

    7. Организационный момент.
    8. Ознакомление учеников с целью и планом урока
    9. Объяснение новой темы.
  • Психология стресса.
  • Симптомы стрессовых состояний.
  • Методы выхода из стрессового состояния:
  • — либропсихотерапия («лечение» чтением);

    — элементы арт-терапии (стихографика).

    4. Подведение итога урока, выводы, оценка работы учащихся.

  • Предлагается сформулировать тему учащимся.
  • Чтение сказки.
  • Сказка А.А. Рухманова «Охотник и его сыновья»

    (Сказка поможет подросткам расширить свои представления о стрессе и его преодолении. Работу по содержанию сказки «Охотник и его сыновья», написанную А.А. Рухмановым можно проводить и в системе психотерапевтической работы со взрослыми).

    Жил-был в некотором царстве охотник. Нелегкой была его жизнь. С трудом добывал он свой кусок хлеба. Сколько, бывало, верст пройдет по лесу, прежде чем встретится какая-то живность. Бывало, что и счастье привалит — крупная добыча попадется: и мясо, и шкура неплохая. Снесет на базар, глядишь, и есть чем семью кормить.

    А какая радость была, когда сын родился. Счастливей его не было на свете человека. Но черное горе ходило рядом — задрал, косолапый сына. Не было пределов печали несчастного отца.

    Идет как-то охотник по лесу, силы проверяет. Видит, попался ему серый заяц. «Неплохо, — подумал охотник, — нынче и заяц добыча». Взял он серого за уши, хотел было его в сумку бросить, и вдруг заговорил косой человеческим, голосом:

    — Отпусти меня, добрый охотник. Что хочешь проси, любой откуп.
    Подивился охотник чуду:

    — Сколько лет живу, а такого чуда не видывал. Будь что будет, заяц — не медведь. А вдруг и вправду, что спрошу, то и сделает.

    Стал думать, что у зайца просить. Вспомнил про своего несчастного сына, вспомнил про свою радость при его рождении и печаль после гибели, подумал про свою горемычную жизнь и сказал:

    — Ладно, серый, беги. Только сделай так, чтобы сын у меня второй родился, чтоб здоров был, чтоб жизнь прожил спокойную-преспокойную, чтоб не было у него никаких забот и никаких волнений.

    Сказал и отпустил зайца.

    — Все будет, как ты хочешь, — молвил заяц и скрылся в кустах.
    Только и слышал охотник, как зашумели ветки вслед убежавшему чудному зверю.

    Прошел положенный срок — родился у охотника второй сын. Всем хорош малыш: и ростом, и лицом вышел, и растет крепеньким. Только уж слишком спокойный— не смеется, не плачет; ни гулять ему неохота, ни есть, ни пить. Растет себе и растет, а интересу никакого ни к чему не проявляет. За все детство ни разу шишку не набил, царапины не получил, не дрался ни с кем и ни с кем не дружил.

    Вырос сын крепок, здоров, да вся жизнь как-то мимо него проходит. Горе где какое, или радость — ничто не трогает. Отец с матерью померли — не горевал; девушке приглянулся — не радовался; собирался жениться — да передумал.

    Встретил как-то он серого зайца в лесу, а тот не убегает, говорит человеческим голосом:

    -Ну что, брат, как живешь? Доволен спокойной жизнью? Может, по-другому жить хочешь?

    Не удивился охотничий сын и говорящем зайцу.

  • Как хочешь,- отвечает.
    И сказал заяц:
  • Живи, как все люди живут,- а сам скрылся в лесу.
  • Огляделся молодой человек. Вокруг лес чудесный, красота первозданная.

    — Как раньше не замечал такого,— подумал он.

    Затрепетало сердце от счастья, дух захватило. Только на это его и хватило. Упал он и . умер.

    Вопросы для обсуждения

  • О чем эта история?
  • Чему она учит?
  • Как она может помочь в реальной жизни?
  • Вывод : История учит тому, что под стеклянным колпаком всю жизнь не проживешь, что жизнь без тревог и забот – это не жизнь, что именно заботы и тревоги приносят человеку радость. Наша жизнь это радости и огорчения, удачи и неудачи, конфликты и примирения, заботы, в общем, сплошные проблемы. И каждый раз мы должны решать их.

    Но прежде, чем обозначить цель нашей сегодняшней встречи, мне бы хотелось озвучить слова Сенека: «Умей спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить».

    Итак, если кратко обозначить цель нашего урока – научить вас некоторым способам снятия чрезмерного нервного напряжения.

    Мы с вами живем в эпоху великих научно-технических открытий, серьезных достижений в науке. Практически прекратились эпидемии таких смертельно опасных инфекций, как чума, черная оспа, сыпной тиф; значительно снизилась смертность от многих других инфекционных заболеваний. Но! В целом заболеваемость не уменьшилась. Просто существенно изменилось структура заболеваемости. Место тяжелых инфекций заняли болезни, которые в быту называют «болезнями цивилизации»: гипертония, инсульты и инфаркты, опухоли, язва желудка… Этот перечень можно продолжать и продолжать.

    Изменения, которые происходят при этих заболеваниях врачи связывают с более или менее длительным эмоциональным напряжением (в виде страха, ненависти, тоски, обиды, отчаяния и др.), возникающим в ответ на жизненные трудности и конфликты – как межличностные, так и внутренние.

    Независимо от того, что каким причинам – внешним или внутренним – не удается удовлетворить актуальную потребность в чем-то, у человека возникает состояние стресса.

    Слово «стресс» используется, по-видимому, чаще любого другого научного термина. Так что же такое стресс?

    Концепция стресса разрабатывается с 1936 года выдающимся канадским физиологом Гансом Селье и его последователями во всех странах мира. Согласно его определения , стресс – это специфический ответ организма человека или животного на любое предъявляемое ему требование; этот ответ представляет собой напряжение (русский перевод английского слова «стресс») всех защитных сил организма, мобилизацию его ресурсов, и, прежде всего, вегетативной, нервной и гормональной систем для приспособления к изменившейся ситуации и решения возникающих жизненных задач.

    Г.Селье выделяет три фазы такого реагирования организма:

    1.Реакция тревоги (мобилизация резерва организма).

    2. Фаза сопротивления.

    3.Фаза истощения (появляются явные признаки физического неблагополучия).

    Но стресс не всегда оказывает отрицательное влияние. Это обязательный компонент жизни сопровождающий положительные и отрицательные эмоции, в том числе и страстную любовь, и творческий подъем. Эти эмоции приносят удовлетворение и защищают от ударов жизни. Стресс может не только снизить, но и повысить устойчивость организма. Но грань между положительным и отрицательным стрессом еще не определена. Над этим продолжают работать ученые.

  • Упражнение “Пересадка сердца” (15 мин.)
  • — развитие толерантности при ответственном выборе,

    — развитие саморегуляции эмоционального фона в стрессовой ситуации во время принятия ответственного решения.

    Инструкция : “ Разделитесь на группы. Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.

    Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию.

  • Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
  • Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
  • Священник, 27 лет.
  • Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
  • Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.
  • Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.
  • Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
  • Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ-инфицирована.
  • Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.
  • Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.
  • По окончании обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргументирует его ”.

    При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно, вы поставили “оценку” каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются совсем другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.

    Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках.

    Также бывает в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Нам могут не нравиться их поступки, их стиль жизни. Мы даже можем решить, что не хотим дружить с ними, но мы не можем судить их.

    Если нам не нравятся их привычки, мы будем вести себя по-другому. Если нам не нравится, как человек строит свою жизнь, мы будем строить свою жизнь по-другому. Но это нам не нравится. А они имеют право.

    Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям.

    Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.

    Что же с нами происходит, если нас что-то не устраивает, если возникает некий дискомфорт? Какова физиология стресса?

    Определенные стрессоры являются толчком к возникновению в мозге очага возбудимости – доминанты.

    Что может быть стрессором? (ответы учащихся).

    1.Физические стрессоры: жар, холод, шум, огонь, уличное движение, насилие, болезни, плохие условия работы и т.д.

    2.Социальные стрессоры: общественные, экономические и политические; семейные; связанные с работой, карьерой; межличностные стрессоры.

    3. Семейные стрессоры: распределение обязанностей, ревность, различие в системах ценностей, болезни (смерть в семье и т.д.).

    Стресс обычно вызывается кратковременными и долговременными стрессорами. К кратковременным относятся неудачи, отвлечения внимания, страхи, боли, дефицит времени; к долговременным — конфликтные ситуации, сражения, долговременная изоляция, опасная работа, длительные нервно-психические перегрузки. Признаки стресса, т. е. нервного напряжения, могут быть физическими (нарушение сна, бессонница, нарушение памяти), поведенческими (излишняя суета, повторение одного и того же действия) и психологическими (конфликты, частые эмоциональные срывы, от которых больше всего страдают наши близкие). На первом месте среди факторов риска стоит ускорение темпа жизни, на втором — информационные перегрузки. Сутолока крупных городов — это мощный стрессовый фактор. К нему надо добавить малую подвижность горожан. Современные продукты вкусные, но ненатуральные. Из-за перегрузок в школе и постоянного сидения у компьютеров 80% детей нарушают нормальные физиологические функции сердца, дыхания, пищеварения.

    Британские ученые установили, что стресс ухудшает у детей аппетит. В состоянии стресса 11-летние дети чаще питаются нездоровыми видами пищи, одновременно употребляя меньше полезных продуктов. Исследователи показали, что стресс в первую очередь вызывает потребление жирных продуктов. Самые подверженные стрессу учащиеся съедают их в два раза больше, чем ведущие самый спокойный образ жизни. Возникающий у подростков избыточный вес часто сохраняется и во взрослой жизни, увеличивая риск сердечных заболеваний и диабета.

    Итак, повторю, что под воздействием значимого стрессора выделяется адреналин. Если этот круг не прекращается длительное время, человек входит в стадию чрезмерного стрессового напряжения.

  • Симптомы стрессовых состояний:
    1. Постоянная раздражительность в общении с людьми.
    2. Чувство, что вы не справляетесь со своими обязанностями.
    3. Потеря интереса к жизни.
    4. Страх заболеть (постоянный или возникающий иногда).
    5. Постоянное ожидание неудачи.
    6. Я — плохой, ненависть к себе.
    7. Трудности с принятием решения.
    8. Потеря интереса к другим людям.
    9. Утрата чувства юмора.
    10. Проводится тест «Мой уровень стресса»
    11. Варианты ответов на вопросы: очень, не особенно, ни в коем случае.

      Раздражает ли вас:

      — смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?

      — женщина «в летах», одетая, как молоденькая девушка?

      — чрезмерная близость собеседника (допустим, в трамвае в час пик)?

      — курящая на улице женщина?

      — когда какой-то человек кашляет в вашу сторону?

      — когда кто-то грызет ногти?

      — когда кто-то смеется невпопад?

      — когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?

      — когда любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?

      — когда в кинотеатре сидящий перед вами все время вертится и комментирует сюжет фильма?

      — когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь прочесть?

      — когда вам дарят ненужные предметы?

      — громкий разговор в общественном транспорте?

      — слишком сильный запах духов?

      — человек, который жестикулирует во время разговора?

      — коллега, который часто употребляет иностранные слова?

      За каждый ответ «очень» запишите 3 очка, за ответ «не особенно» — по 1 очку, за ответ «ни в коем случае» — 0.

      Более 50 очков. Вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это слишком расшатывает нервную систему, от чего страдают и окружающие.

      От 12 до 49 очков. Вас можно отнести к самой распространенной группе людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.

      11 и менее очков. Вы весьма спокойный человек, реально смотрите на жизнь. Или этот тест недостаточно исчерпывающий, и ваши наиболее уязвимые стороны так в нем и не проявились? Судите сами. По крайней мере, с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого легко можно вывести из равновесия.

      Как же избавиться от всего этого?

      У вас, наверное, есть свои способы борьбы со стрессом. Назовите их (ответы детей).

    12. Пути преодоления стресса
      • Общение с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами.
      • Поддержка близких.
      • Внешние источники сил (природа, музыка, книги).
      • Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.
      • Ставь посильные задачи, реально смотри на жизнь.
      • Занимайся физкультурой и спортом.
      • Правильно питайся, соблюдай режим дня.
      • Радуйся жизни.
      • Помни, мы сильны, когда верим в себя.

      Сегодня мы с вами поговорим и о других способах, которые популярны у многих людей, а главное – они результативны, если в них верить.

      На некоторых способах снятия психологического напряжения остановимся подробнее.

      Использование музыкальных средств в целях реабилитации (беседа на фоне музыки).

      Большую роль в переключении, разрядке и восстановлении душевного равновесия играет музыка. Она снижает активность доминанты, сформировавшейся во время конфликтной ситуации, разряжает накопившийся отрицательный потенциал. Кроме того, музыка формирует новую конкурирующую доминанту, особенно у людей с художественным типом высшей нервной деятельности (ВНД), а также музыка способна повысить общий тонус человека вялого, опечаленного, мобилизовать его энергию на достижение какой-либо цели. Приобщение к миру музыки, как полагают, повышает жизненную стойкость.

      Условия, при которых музыка поможет восстановить равновесие:

    13. Она должна соответствовать и настроению, и вкусу (по ситуации хочется разного: нежного или бодрого).
    14. Музыка должна быть оптимальной по громкости: иногда хочется, чтобы она звучала на всю мощь, а иногда – тихо, ненавязчего (при подавленном настроении , обычно, более эффективна тихая музыка, мелодичная; при возбужденном – достаточно громкая, с подчеркнутым ритмом).
    15. Особенно сильное действие на психику оказывает активная музыкотерапия, т.е. когда человек сам играет (поет, насвистывает ) ту мелодию, которой соответствует его настроение.
    16. Классическая музыка имеет особое влияние на человека:

    17. При переутомлении и нервном истощении – «Утро» Григ, «Полонез» Огинский.
    18. При угнетенном меланхолическом настроении – «К радости» Бетховен, «Аве Мария» Шуберт.
    19. При выраженной раздражительности, гневности — «Хор пилигримов» Вагнер, «Сентиментальный вальс» Чайковский.
    20. При снижении сосредоточенности, внимании – «времена года» Чайковский, «Лунный свет» Дебюсси, «Грезы» Шуман.
    21. Расслабляют – «Баркарола» Чайковский, «Пастораль» Бизе, «Лебедь» Сен-Санс.
    22. Тонизируют – «Чардаш» Монти, «Шербургские зонтики» Леграна.
    23. Музыка позволяет наиболее эффективно построить и влияние аутогенной тренировки на личность. В ее основе лежит самовнушение.

      Тренироваться нужно не менее трех раз в сутки по 5-10 минут и постепенно увеличивать это время (под музыку апробировать с детьми расслабляющую аутогенную тренировку).

      Если сонливость сохраняется, сделать 3-4 глубоких вдоха и выдоха, 3-4 раза сильно зажмурить глаза, не поднимая век. При этом убеждать себя, что сонливость проходит, наступает чувство покоя, расслабления.

      Медитация – интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранение всех факторов, рассеивающих внимание, как внешние, так и внутренние (доклад учащегося по технологии медитации).

      Либропсихотерапия («лечебное» чтение) – этот прием предложен еще В.М.Бехтеревым (доклад учащегося по технологии либропсихотерапии).

      Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние человека при минимально затраченных средствах. В одних случаях книга отвлекает человека от дурного влияния и направляет его энергию на достижение положительных целей: избавляет от скуки, пробуждает интерес к познанию; в других случаях книги заставляют пересмотреть всю жизнь, изменить не только отношение к чему-либо, но и все поведение.

      Но книги необходимо подбирать тщательно, в соответствии с задачами, которые встали перед человеком, и обязательно с учетом его индивидуальных особенностей, так как одно и тоже художественное произведение может вызвать у разных людей совершенно разные реакции.

      Использование цвета . Для профилактики нервного напряжения следует учитывать и характер воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования Е.Б.Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющие на человека: это зеленые, желто-зеленые, зелено-голубые цвета. Помимо физических свойств цвета, то есть длины волны, необходимо учитывать его качество и эстетическое значение. Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.

      Снять психическое напряжение позволяет не только цветовое оформление помещений, где находятся люди, но и сам процесс рисования, позволяющий снять внутреннее напряжение (доклад учащегося по технологии арт-терапии).

      Важно помнить, что у каждого человека имеется свое более или менее отчетливое отношение к тому или иному цвету, и их различным комбинациям (задание учащимся: вспомнить какие цвета в одежде, их сочетание чаще всего предпочитаете). Это отношение может существенно меняться под воздействием самых различных факторов. Но устойчивые предпочтения чаще всего сохраняются, они составляют «личную цветовую шкалу», как одно из проявлений индивидуальности (работа с женскими силуэтами – их раскрашивание. Последующий анализ полученных работ. Рефлексия).

    24. Подведение итога урока, выводы, оценка работы учащихся.
    25. Вот и подошел к концу наш урок. Совместными усилиями мы не просто узнали новые способы работы со своим нервным напряжением, но и поделились своим опытом. Вы узнали, как возникает в нашем организме стресс и каковы его симптомы. Но главное, чтобы вы запомнили способы борьбы со стрессом и полученными знаниями поделились со своими друзьями и родственниками.

    26. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008. – 190 с.
    27. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
    28. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.
    29. Родионов В., Ступницкая М., Ступницкая К. Антистресс. // Школьный психолог, № 20-24, 2005 г.; № 1,
    30. В данной статье описаны эффективные способы решения проблемы столкновения ценностей преподавателей и обучающихся.

      Статья студента ГБОУ СПО МО «Красногорский колледж» Терехова С.С. для выступления на научно — практической конференции: «Здоровая молодеж — здоровое общество». Актуальность темы настоящей статьи обусл.

      Статья студентки ГБОУ СПО МО «Красногорский колледж» Абайхановой Л.Р. для научно — практической конференции «Здоровая молодежь — здоровое общество». Актуальность темы настоящей статьи обусловлена тем.

      Тип урока: урок изучения нового материала. Форма организации: фронтальная, групповая. Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный. Основные понятия: конфликт, противоречие, участники кон.

      Химическое равновесие и способы его смещения.

      Проблема эстрадного самочувствия музыканта-исполнителя занимает важное место в профессиональной деятельности представителей всех исполнительских специальностей. Она является одной из центральных в муз.

      Часть моей дипломной работы о причинах эстрадного волнения и способах его преодоления. Работа написана на основании личного опыта.

      nsportal.ru