Плавность речи при заикании

Если ребенок начал заикаться

Заикание — такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением — судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: «а», «ну», «вот» и т.п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем более, если заметно, как ребенок старается скрыть их. Не откладывайте свой визит к логопеду и психиатру.

Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятней прогноз! Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание. Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается инициальным (начальным), если больше — закрепившимся.

При остро возникшем заикании в первую очередь надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду, сделайте все возможное, чтобы ребенку не надо было туда ходить. Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца. Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз. При инициальном (начальном) заикании специальные занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся. Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых!

Постарайтесь говорить неторопливо, короткими предложениями без лишней эмоциональности. Употребляйте простые слова.

Требование говорить медленнее создает у ребенка впечатление, что он делает что-то неправильно. Важно в целом организовать режим так, чтобы реже возникала необходимость говорить (конечно, это не значит, что нельзя отвечать на вопросы ребенка или разговаривать с ним).

  • Приучите ребенка к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.
  • Полезно петь, двигаться под музыку.
  • Поощряйте игры с водой, песком. Они увлекают детей и укрепляют нервную систему.
  • Привлекайте детей к спокойным домашним делам.
  • Режим должен быть щадящим, но основная установка — ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение — не следует посещать шумные зрелищные мероприятия до шести лет. Домашний режим намного предпочтительнее детского сада.

    В три года многие дети могут начать занятия с логопедом.

    Необходимо помнить, что для течения заикания характерна волнообразность. В моменты так называемого ухудшения предпочтительнее неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание.

    В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.

  • Постарайтесь организовать домашний театр, можно кукольный. Это не только даст возможность перевоплотиться, почувствовать себя другим, — незаикающимся персонажем, но и улучшают умение высказываться.
  • Упражняйте ребенка в пересказе различных литературных произведений. (Сказки В.Сутеева, рассказы Н.Носова и др.).
  • Чрезвычайно полезно научить заикающегося ребенка читать по слогам. Овладение чтением по слогам помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализовать ритм устной речи, предотвратить нарушения слоговой структуры, научиться правильно делить слова на слоги.
  • Родители могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверять специалистам.

    Занимаясь с ребенком самостоятельно, учитывайте его состояние и возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми. Успех любых начинаний зависит от систематичности работы!

    Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования психологов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными и творческими заданиями.

    www.logopeda.net

    Мир Психологии

    Главное меню

    Обследование темпа и плавности речи

    «Основы теории и практики логопедии»

    Глава II. ПРИЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

    Обследование темпа и плавности речи

    При обследовании темпа и плавности речи отмечаются особенности речи, связанные с заиканием.

    Логопед обращает внимание на характер задержек при заикании, т.е. выявляет форму заикания: клоническую (ребенок повторяет по нескольку раз первый звук или слог слов) или тоническую (ребенок делает внезапную остановку в середине слова, фразы, чаще всего в начале речи). Формы заикания могут быть смешанными (с преобладанием клонуса или тонуса – клоно-тоническая, тоно-клоническая).

    Кроме того, уточняется частота задержек и темп речи – нормальный, быстрый, медленный.

    Заикание проявляется неравномерно, оно более резко обычно выражено в самостоятельной речи. Именно с него и начинается обследование заикающихся. Разными вопросами логопед вызывает ребенка на активное высказывание.

    После того как у логопеда создается общее представление о характере самостоятельной речи ребенка, нужно перейти к выявлению заикания при чтении, ответах на вопросы и пересказе прочитанного текста. Можно также предложить прочитать наизусть стихотворение.

    Все наблюдения, полученные логопедом при обследовании речи заикающегося, фиксируются. Обращается внимание на наличие сопутствующих движений головы, рук, ног, на засорение речи ненужным повторением таких слов, как это, вот, так сказать и т.д.

    В процессе обследования ребенка заполняется речевая карта, где фиксируются все выявленные отклонения в его речевом развитии.

    Приведем для иллюстрации образец речевой карты, который может быть использован в любом логопедическом учреждении.

    Речевая карта

    1. Фамилия, имя .
    2. возраст .
    3. Домашний адрес
    4. Кем направлен
    5. № детского сада
      адрес

    6. Выписка из характеристики школы или детского сада
    7. Условия воспитания дома
      Жалобы родителей
      Какие отклонения в речи отмечают родители
    8. Общая характеристика речи (запись беседы)
    9. Состояние слуха
    10. Состояние артикуляционного аппарата
    11. Темп и плавность речи
    12. Речевое дыхание
    13. Овладение звуковым составом слова:
      а) произношение звуков
      б) произношение слов с различным слоговым составом
      в) различение звуков (слуховое или фонематическое восприятие)
    14. Словарный запас (охарактеризовать и привести примеры)
      а) ответы на вопросы
      б) самостоятельное называние предметов и предметных картинок
      в) рассказ по сюжетной картинке или серии картин
    15. Грамматический строи речи (охарактеризовать и привести примеры)
    16. понимание речи (охарактеризовать и привести примеры)
    17. Письмо:
      а) навыки анализа и синтеза звукового состава слов
      б) образцы слухового диктанта отдельных слов и предложений
      в) самостоятельное письмо по картинке
      г) списывание с печатного текста
    18. Чтение:
      а) характеристика овладения техникой чтения
      б) ошибки при чтении
      в) понимание прочитанного
    19. Заключение

    В речевую карту заносятся выявленные отклонения и приводятся соответствующие примеры, характеризующие недостатки произношения, ошибки письма, чтения или образцы аграмматизма в речи. Речевая карта заполняется выборочно в зависимости от тех нарушений, которые были обнаружены при обследовании.

    Выявленные отклонения анализируются, сопоставляются и фиксируются в форме заключения.

    Заключение – это синтез всех выявленных отклонений в речевом развитии ребенка, т.е. краткий анализ данных обследования, который позволяет сделать прогноз и наметить необходимые педагогические мероприятия.

    В дальнейшем в логопедическую карту каждого учащегося систематически заносятся результаты проделанной работы. Намеченный предварительный план работы уточняется, дополняется, а иногда и видоизменяется в зависимости от выявленных в процессе обучения особенностей речи.

    В некоторых случаях данные, полученные при первичном обследовании, могут оказаться недостаточно полными; так, например, не всегда удается при сложных формах нарушения речи (особенно у детей, обучающихся в логопедических школах) выявить структуру дефекта или условия, способствующие наилучшей компенсации дефекта.

    В условиях первичного обследования ребенка обычно не удается обнаружить отклонения в развитии моторики, а в процессе постановки звуков вдруг начинают проявляться трудности, обусловленные вялостью артикуляционного аппарата, недостаточной его подвижностью.

    Данные, полученные в процессе обследования, затем пополняются фактами, которые обнаруживаются в процессе динамического изучения ребенка в ходе коррекционной работы.

    Мы остановились на методах и приемах, рассчитанных на детальное и разностороннее изучение детей младшего школьного возраста, в условиях школьного логопедического пункта, специальных речевых школ и других логопедических учреждений. Эти методы могут быть применены и по отношению к детям старшего дошкольного возраста.

    Цели и задачи подобного обследования состоят в том, чтобы выявить картину речевого нарушения у ребенка, установить глубину и степень его речевого недоразвития, определить, что является первичным, что вторичным, выяснить, какова взаимосвязь и взаимообусловленность между нарушенными сторонами речи, и в зависимости от обнаруженных результатов спланировать работу, выбрать наиболее эффективные и экономные пути воздействия на дефект. Такое обследование требует большой тщательности и времени.

    Наряду с указанным видом обследования применяются и другие. Так, например, если цель обследования – ориентировочное изучение состояния речи детей, то используются избирательно лишь некоторые приемы из описанных выше, так как детального изучения отклонений в речевом развитии производить не надо.

    При кратком обследовании надо использовать каждое наблюдение над речью для выводов в нескольких направлениях. Например, можно попросить ребенка что-либо рассказать и в то же время проследить, какие недостатки произношения наблюдаются, каков его словарный запас, нет ли аграмматизмов в речи, пет ли изменения плавности речи и т.д. В процессе такого обследования можно получить лишь предварительное представление о наличии дефекта речи.

    Другим будет обследование, когда наряду с выявлением характера речевого нарушения стоит задача отдифференцировать собственно речевое нарушение от нарушений речи, обусловленных снижением слуха или умственной отсталостью, что бывает необходимо в процессе отбора детей для обучения в специальных школах. В этом случае речевой материал можно использовать для обследования слуха и интеллекта. Кроме того, возникает необходимость применять и дополнительные приемы, позволяющие исследовать интеллектуальные возможности детей. В зависимости от цели и конкретных практических задач применяется тот или иной вид обследования.

    www.persev.ru

    Когда мы говорим, что у человека плавная речь, мы имеем в виду, что его речь течет плавно. Звуки сливаются в слоги, слоги в слова, слова объединяются в предложения легко и просто. Если у кого-то речь прерывистая, это эначит, что она неравномерная и не течет плавно. Прерывистая речь означает разрыв в плавном течении речи.

    Понятно, что у каждого из нас речь случайно может стать прерывистой. Речь не является автоматической. Мы конструируем новые фразы для того, чтобы выразить новые мысли и ощущения. Поэтому речь – это процесс творческий, требующий принятия решения.

    Дети, которые до сих пор изучают язык и овладевают навыками общения, тренируют речевые мышцы. Они узнают огромное количество новых слов и новых речевых структур за короткий период времени. Также дети должны научиться информировать, убеждать и задавать вопросы. Неудивительно, что временами у детей речь бывает прерывистая.

    • Замещающие звуки и слова. Это звуки, слоги или слова, которые не придают никакого смысла сообщению. Наиболее часто употребляемые звуки – э-э и м-м-м. Также, сюда относятся слова-паразиты: ну, понимаешь, ты знаешь.
    • Повторы. Дети могут повторять первые звуки или слоги слов, а также полностью слова, а также несколько слов во фразе или предложении.
    • Паузы. Паузы или интервалы тишины считаются перерывами в речи в зависимости от времени возникновения и длительности. Паузы необходимы для выделения фраз или законченных мыслей. Если паузы длятся более двух секунд, это считается прерывистой речью.
    • Возвраты. Дети часто возвращаются к тому, что они уже сказали. Они могут остановиться среди фразы и начать говорить в новом направлении. Ревизия может касаться выбора слова, грамматики произношения. Ребенок может возвратиться, чтобы добавить еще одну фразу.
    • Нескоординированные по времени слова.
      Слоги и звуки могут растянуться. Также возможна пауза в середине слова. Может появляться сопутствующее напряжение речевой мускулатуры. Иногда голос звучит напряженным. Может нарушаться координация между дыханием и речевыми мышцами.

      Причин прерывистой речи может быть несколько. Чаще всего это объясняют резким ростом словарного запаса. Дошкольники стремятся говорить о сложных вещах. Существует много вариантов, как именно выразить ту или иную мысль. Выбор между тем, что сказать и как именно сказать становится все сложнее.

      Дети также должны решить какое именно слово нужно вставить, чтобы точнее передать смысл. Так дети делают паузу, заполняют ее звуком э-э-э-э, повторяют слово в поисках подходящего слова.

      Еще одно объяснение – нарушение координации между движениями губ, языка и челюсти. Иногда дети неправильно во времени произносят глаголы, путают последовательность звуков, неправильно произносят слова. В результате появляются повторы, растягивания, разорванные слова, возврат к началу фразы. Если ребенку трудно говорить, подбирать нужное слово, конструировать предложения, координировать мышцы лица – у него будет прерывистая речь. Если ребенок нервничает или волнуется, у него речь также становится прерывистой.

      Чаще всего прерывистая речь бывает у ребенка дошкольного возраста. Возвращение к началу фразы, звуки э-э-э и м-м-м, повторы слова или фразы появляются в детском возрасте. Повторения звуков и слогов, растягивания звуков, и разорванные слова встречаются реже. По мере достижения ребенком школьного возраста повторы встречаются значительно реже. Спектр нормальной речи очень широк. У большинства детей время от времени встречается каждый из вышеперечисленных типов неплавной речи. Это считается вариантом нормы.

      Если неплавная речь является нормой для большинства детей, определенные паттерны прерывистой речи не являются настолько типичными. Во-первых, если у вашего ребенка в большинстве ситуаций общения речь неплавная, это может свидетельствовать о его трудностях облечь мысли в словесную форму. Если навыки построения предложений и произношение у ребенка незрелые, тогда поиск нужного слова и соединение звуков в слоги еще более затруднено. Также, редко у ребенка наблюдается прерывание слов.

      Многие специалисты изучали разницу между заиканием и нарушением плавности речи. При заикании встречается ряд прерываний речи, которые нарушают плавное течение слов. Некоторые специалисты отмечают схожесть заикания и возрастного нарушения плавности речи. Одна из причин, лежащих в основе такой точки зрения – то, что в речи практически каждого ребенка иногда встречается нарушение плавности. Также, большинство заикающихся детей начинают заикаться в дошкольном возрасте, в то же время когда неплавная речь является возрастной нормой. Логично подумать, что заикание представляет собой результат возрастного нарушения плавности речи.

      Другие специалисты различают заикание и возрастное нарушение плавности речи. Они подчеркивают, что при заикании количество невовремя произнесенных слов больше, чем пять случаев на сто нормально произнесенных слов. В дополнение ко всему, при нарушении плавности речи паузы могут быть длиннее, а количество повторов в речи может быть больше, может наблюдаться борьба и сильное напряжение мышц. Мимика, напряженные жесты ребенка указывают на то, что нарушение плавности речи фрустрирует ребенка.

      Американская ассоциация плавной речи опубликовала список предупреждающих знаков, свидетельствующих о том, что ребенок реагирует на прерывание в своей речи.

      • Частое повторение звуков и слогов.
      • Повторение слогов, в которых звук э-э-э замещает правильные гласные.
      • Частое растягивание гласных.
      • Тремор (дрожание мышц ) рта и челюсти во время речи.
      • Разная громкость голоса во время произнесения одного и того же слова.
      • Напряжение и непроизвольные телодвижения.
      • Ребенок выглядит испуганным во время речи.
      • Избегание слов, откладывание слов.

      Во–первых, в большинстве случаев перерывы являются естественным компонентом любой речи. Плавность речи вырабатывается постепенно, так же как и произношение, структура предложений, словарный запас. Детям требуется время, чтобы овладеть речевыми навыками, и это, в свою очередь, может сказаться на плавности речи ребенка.

      Во- вторых, постарайтесь понаблюдать за своей речью во время разговора с ребенком. Если вы обычно разговариваете слишком быстро или перебиваете ребенка, постарайтесь говорить медленнее. Дайте вашему ребенку столько времени, сколько ему потребуется. С помощью контакта глазами, выражения лица, тона голоса дайте понять ребенку, что вы заинтересованы его рассказом. Если ребенок почувствует, что вы заинтересовано и терпеливо его выслушаете, ощущение нехватки времени у ребенка может значительно снизиться.

      Помощь остальных членов семьи также очень важна. Если в семье несколько детей, необходимо установить очередность, с которой будут разговаривать дети. За обеденным столом говорящего слушают, не перебивая. Это уменьшает ощущение нехватки времени у ребенка, и делает беседу более интересной.

      Имеет смысл обратиться к специалисту, если плавность речи вашего ребенка нарушена более шести месяцев. Важно, чтобы вы осознали, что в этом никто не виноват. Никого не нужно винить. По неизвестным причинам речь у некоторых детей становится прерывистой. У большинства из них это продолжается в течение какого-то периода времени, а затем дети вырастают из этого.

      www.zaikanie.ru

      Плавность речи при заикании

      В заикании у малыша могут проявляться судороги губ, языка, голосовых связок, дыхания. Ребенок с трудом передает речевое сообщение, а его собеседники испытывают напряжение, слушая такую речь. Как правило, если ребенок произвольно пытается преодолеть эти запинки, то это приводит часто к усилению заикания.

      У некоторых детей заикание что называется «висит на губах» и ребенок запинается на первых согласных звуках в словах, например: «Мммама, пппокажи мммне, что у тттебя ввв руках». При таком заикании малыш не может начать говорить слово, а вторая его часть получается легко, и малыш запинается в основном на начальных гласных. В легких случаях заикание встречается только в начале предложения, на первом слове, а дальше предложение проговаривется уже легко.

      Существует заикание, которое затрагивает более сложные речевые органы, и даже дыхание. Тогда ребенок заикается на гласных звуках, в начале, в середине и в конце слова. Такое заикание звучит как бы из глубины организма ребенка, затрагивая дыхание и всю артикуляцию. Но у каждого ребенка «свое заикание», свои причины его появления, свои индивидуальные особенности его протекания.

      Существующие мифы о заикании.

      1. «Это пустяковая проблема. Можно не обращать внимания, и все улучшится само по себе» . – Заикание со временем не исчезает, а только закрепляется. Дефект с момента закрепления усиливается, и на его устранение требуется больше времени и сил семьи и специалистов.
      2. «Он так говорит, пока маленький, вот пойдет в школу, там будет говорить как все дети» . – Во время поступления в детский сад или школу заикание усиливается, так как ребенку нужно адаптироваться к новым условиям, а для этого необходимы новые силы организма. Ребенку становится труднее говорить, и кроме того, он начинает тяжело переживать свой дефект, в школе усиливается тревога и невротичность заикающегося ребенка.
      3. «Нужно научить ребенка контролировать свою речь» . – При некоторых формах заикания такая тактика приемлема и приводит к улучшению речи, а при других приводит только к усилению дефекта. В любом случае нужен индивидуальный подход к каждому ребенку.
      4. «Ребенок просто придуривается, если его наказывать, он перестанет морочить нам голову» . – Физическое наказание приводит к усилению дефекта, а также к его углублению. Существуют случаи возникновения заикания после физического наказания ребенка родителями.
      5. «Если в семье заикается кто-то из родителей, то малыш непременно будет заикаться» – Нахождение рядом с заикающимся родителем во время появления заикания может привести к его закреплению, но после прохождения курса лечения заикание устраняется. Возможно также коррекция заикания как у ребенка, так и у родителей.
      В народе бытует мнение, что причиной заикания является испуг. Часто родители, приходящие с ребенком или подростком на прием к специалисту, говорят: «Его собака испугала». Но в реальности это не совсем так.

      Существует несколько видов заикания, каждый из которых имеет различные причины и формы проявления. Определить их может только специалист, поэтому родителям необходимо при появлении заикания у ребенка не тратить драгоценное время и как можно раньше обратиться к детскому психоневрологу, психиатру, психологу или психотерапевту. Не стоит тратить время на посещение различных народных целителей, так как результат этих с позволения сказать «горе-специалистов» в этой области не очевиден. Своевременная и правильная постановка диагноза и назначение лечения, – прогноз успешности избавления от этой сложной и комплексной проблемы. Дело в том, что для разных форм заикания существуют свои методы лечения, часто взаимно исключающие друг друга. При одних формах родителям требуется направить все внимание на речь ребенка и контролировать каждый его звук, обучая ребенка таким образом выстраивать внутренний контроль за своей речью. А при других формах такая тактика приведет только к усилению дефекта. И поэтому важно своевременно и правильно продиагностировать малыша.

      Еще 20-30 лет назад в нашей стране не было специализированных центров по устранению заикания у детей, да и на сегодняшний день проблема находится в стадии постоянного изучения, исследования и разработки эффективных методов ее лечения. Но в настоящее время многими специалистами принято и поддерживается мнение о том, что проблема эта многоплановая, сложная и многоосевая. Эффективно в устранении дефекта часто использовать знания не только медицины, но и психологии, логопедии и педагогики. Таким образом, заикание –сложная медико-психолого- логопедическая проблема. И в специализированных центрах возможно наблюдение и лечение ребенка командой специалистов, согласующих свои действия и направляющих свои усилия соответсвенно индивидуальным особенностям каждого обратившегося ребенка и его семьи.

      Заикание может возникнуть остро, то есть внезапно, вследствие психической травматизации – испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни малыша. Заикание может проявиться как в период начала посещения детского сада ребенком, так и в момент рождения в семье братика или сестрички, после переезда на новое место жительства семьи, и при изменении в составе семьи – когда уходит один или несколько членов семьи в результате развода- или при появлении новых членов семьи в результате замужества матери или женитьбы отца, при появлении в семье сводных братьев и сестер. Существуют и другие причины острого появления заикания у ребенка. Также заикание может возрастать и постепенно, иногда усиливаясь в течение многих месяцев. В целом это очень индивидуально у каждого ребенка.

      В любом случае, если заикание отмечается не более одного или двух месяцев, то оно считается инициальным (начальным), если оно проявляется дольше –то оно считается закрепившимся.

      Для заикания характерно волнообразное течение. Состояние речи может изменяться в зависимости от времени года (осенью и весной обычно усиливаясь), времени суток ( по вечерам оно бывает больше выражено, чем в утренние часы и наоборот). После перенесенного заболевания у многих детей заикание усиливается, но встречаются и те, у которых оно временно затихает.

      Дети по-разному говорят дома и в школе или в детском саду, на игровой площадке среди сверстников. Иногда речь ухудшается, казалось бы, и без видимых причин.

      Инициальное заикание.

      В подавляющем большинстве случаев заикание возникает в раннем дошкольном возрасте, в период активного развития речи. Чаще всего это происходит в 2-3 года. До этого времени практически невозможно продиагнростировать эту проблему из-за недостаточного овладения ребенком речью. Как только родители заметили внезапно возникшее заикание у ребенка, необходимо немедленно показать его специалисту и, объединив с ним свои усилия, направить все силы на устранение еще незакрепившегося дефекта.

      uspeh-centr.ru

      Независимый сайт о заикании

      Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи

      Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. Логопед объясняет детям,, что от пра-вильного произношения всех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи. Воздух расходуется в основном на гласные звуки, они произносятся широко и громко, в каждом слове обязательно выделяется ударный гласный.

      Плавность речи отрабатывается сначала в элементарных речевых фор-мах:
      • на произнесении отдельных гласных звуков;
      • на сочетаниях гласных звуков (двух, трех, четырех, пяти);
      • на слоговых сочетаниях согласных звуков с гласными;
      • на произнесении фраз из одного слова;
      • на произнесении коротких фраз;
      • на произнесении длинных фраз с логической паузой.

      Параллельно проводится работа по развитию интонационно-выразительной стороны речи (пролонгированное произнесение гласных звуков, повышение, понижение голоса в конце фразы). Логопед предлагает детям свои речевые образцы, наглядно-иллюстративный материал, используется конкретная ситуация. Основными видами упражнений являются: произнесение речевого материала вместе с логопедом, вслед за ним, называние предметов и действий по кар-тинке или в конкретной ситуации. Во всех этих упражнениях отрабатывается важнейший элемент плавной речи — слитность. Это значит, что все звуки должны как бы вливаться один в другой и все сочетание должно произно-ситься как один долгий звук.

      При выполнении заданий на сочетание гласных звуков важно следить за тем, чтобы при переходе от одного звука к другому голос звучал непрерывно, а менялось только положение губ и языка. При произнесении сочетаний гласных звуков с согласными прежде всего необходимо соблюдать все требования, предъявляемые к произнесению гласных. Тогда вместе с ними будут свободно произноситься и согласные звуки. Чтобы эти звуки не вызывали затруднений, нужно произносить их легко и без напряжения (слегка смыкать губы, слегка касаться кончиком языка зубов и т. п.)..

      В работе над фразами соблюдаются следующие речевые правила: ко-роткие предложения произносятся на одном выдохе; длинные предложения делятся на смысловые отрезки (3—4 слова), между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох; слова внутри короткого предложения произносятся слитно. Логопед должен объяснить детям важность пауз и на доступных примерах показать их значение.

      Затем отрабатывается чтение заученных стихотворных текстов. Бла-годаря тому, что в стихах наблюдается строгое чередование ударных и безударных слогов, что они очень ритмичны, что окончания строк рифмуются и каждая строка в стихах чаще совпадает со смысловым отрезком, они удобны для закрепления всех элементов правильной речи: упорядоченного дыхания, неторопливого темпа, слитности, выделения грамматического и логического ударения, деления на смысловые отрезки.

      Только потом переходят к пересказу коротких текстов с делением на смысловые и логические отрезки. Работа над пересказом прослушанного текста облегчается тем, что здесь присутствует опора на готовый языковой материал и определен сюжет последовательности событий. Для подготовительной работы и в случаях затруднений детей используются наводящие вопросы, опорные слова, предметные картинки.

      Работа над пересказом прослушанного текста включает:
      • пересказ текста с опорой на наглядный материал;
      • пересказ текста по плану;
      • пересказ прослушанного текста без опоры;
      • пересказ текста сюжетно-ролевого содержания. Следующий этап работы над плавностью речи является переходной ступенью к самостоятельной речи и охватывает нижеследующие виды работ:
      • работа над вопросно-ответной формой речи;
      • ответы на вопросы по картине;
      • ответы на вопросы по тексту;
      • составление вопросов к картине;
      • составление вопросов к тексту.

      Затем плавность речи формируется в более сложных видах монологической речи — самостоятельное составление рассказов:

      • по предметной картине с использованием схемы;
      • по серии сюжетных картин (от трех до восьми);
      • по сюжетной картине;
      • по описанию пейзажной картины.

      Данный вид работы облегчается опорой на наглядный материал, однако отсутствует языковой материал и сюжет последовательности событий. Если дети испытывают трудности при составлении рассказов, им можно предложить образец рассказа логопеда по картине или ее отдельной части; наводящие вопросы, а затем предваряющий план рассказа; составление рассказа по фрагментам картины; коллективное составление рассказа.

      Конструирование рассказа предполагает его составление в рамках известного начала или конца, либо того и другого, составление по серии опорных слов.

      Выполнение данных видов работ часто вызывает трудности у детей. Для облегчения выполнения данных заданий проводится подготовительная работа по актуализации словарного запаса; по формированию устойчивых словосочетаний, характерных для выбранных тем рассказов. Учащимся, испытывающим затруднения в составлении рассказов по известным началу и концу, опорным словам можно предложить предметные или сюжетные картинки.

      Завершающим этапом в коррекционной работе с заикающимися является закрепление полученных навыков плавной речи. Они составляют самостоятельно рассказы на заданную тему о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанными, о событиях дома, составляются творческие рассказы и инсценировки на заданную тему.

      В процессе формирования плавности речи в различных формах логопед знакомит детей с правилами речи. В них содержатся правила поведения во время разговора с собеседником, основы правильного речевого дыхания в процессе произнесения слов, фраз.

      Логопед объясняет и показывает детям своим примером, как нужно вести себя с собеседником: во время разговора смотреть в лицо слушающему человеку, не опускать голову и держаться прямо и уверенно, не делать лишних движений, не спешить с ответом и проговорить его сначала про себя. Говорить только на выдохе и выделять в каждом слове ударный гласный звук, гласные произносить широко и протяжно, короткие предложения произносить на одном выдохе, а длинные фразы делить на смысловые отрезки, между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох. Говорить громко, четко, выразительно.

      Правила речи постоянно напоминаются детям или заучиваются наизусть.

      Коррекционная работа по развитию речи должна быть дифференцированной в зависимости от степени отклонения от нормы.

      Специфика работы с детьми, имеющими разные уровни сформированности речи, заключается в преимуществе отдельных направлений работы, в степени самостоятельности детей, в дифференцированном подборе речевого материала.

      Те дети, у которых речевое развитие условно приближается к норме, могут более интенсивно работать над плавностью речи. Но поскольку обнаруживаются некоторые затруднения в построении связного речевого высказывания с ними проводятся дополнительные логопедические занятия по развитию устной связной речи.

      Для детей, речь которых характеризуется явлениями нерезко выраженного ее недоразвития, в логопедические занятия по развитию речи включаются специальные задания и упражнения по коррекции нарушений отдельных компонентов речи.

      Дети, в речи которых наблюдаются все признаки ее общего недоразвития, требуют значительной индивидуализации занятий, тщательного выбора материала в зависимости от речевых возможностей этих детей, включения в логопедическую работу развития всех сторон речи.

      Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

      Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

      Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

      stuttering.su