Почему возникает заикание

Почему возникает заикание

Логоневроз у взрослых (заикание) встречается намного реже, чем в детском возрасте. Так называется патология речи, при которой происходит частое повторение человеком отдельных звуков, слогов, или целых слов.
Иногда происходит их пролонгация, и возникают паузы. Затрудненное общение приводит к психологическим проблемам, поэтому решать ее необходимо. Согласно статистике патология проявляется чаще у мужчин.

Почему взрослый заикается?

Если логоневроз возникает в раннем детстве, то существует множество способов решения данной проблемы. Особенно эффективна работа специалистов с детьми от 2 до 6 лет, поскольку именно в это время и происходит формирование речи.
Если заикание усугубляется или рецидивирует в 16 лет, то причины могут заключаться в высокой лабильности нервной системы или развитии невроза.
Но бывают случаи, когда логоневроз не отмечается у ребенка в раннем возрасте, но внезапно появляется у него в период взросления. Вероятность такого события составляет около 1%.
В последнее время отмечается все большее количество взрослых людей, страдающих от логоневроза. Как у них, так и у детей во время заикания при разговоре возникают судороги речевого аппарата, что не может рассматриваться как обычный недостаток, поскольку их появление связано с психоневрологическими проблемами, из них выделяют:

1. Невротические. Физиологической патологии при этом не отмечается. Логоневроз развивается на фоне сильного эмоционального потрясения, шока, пережитого горя. В разговоре особенно сильно нарушение речи проявляется при высокой важности для больного тех фраз, которые он произносит.

2. Органические. Причиной являются заболевания (травмы, опухоль, контузия). Нарушения речи бывают временными и постоянными. Проходят только после устранения причины их возникновения.

Как это проявляется?

Заикание может сопровождаться следующей симптоматикой:

• неврологические признаки (тревожность, нарушение сна и аппетита, ощущение собственной неполноценности, потливость);
• нарушения речи (затруднение, повтор, вынужденные паузы, судорожная артикуляция и спазм);
• тик мимических мышц, чувство нехватки воздуха, дрожание губ и верхних конечностей, судорожное дыхание.

В результате сильного гнева или испуга может наступить временное заикание, при этом совершенно необходимо своевременно оказать помощь, иначе патологическое состояние может закрепиться надолго.

Помощь при заикании.

Лечение логоневроза у взрослых является сложным процессом. Начинать следует с восстановления нормальной работы нервной системы и стабилизации эмоционального фона, а потом уже заниматься восстановлением нормальной речи.
Все методики оказания помощи применяются только после тщательного обследования и выявления причин патологии.
Для помощи при такой патологии рекомендуется консультация следующих специалистов:

Специалисты и методы лечения.

Вам может понадобиться помощь таких специалистов:

• Невролог (поможет в постановке диагноза, даст направление на обследование ЭЭГ и МРТ, при необходимости назначит курс седативных препаратов или мягких ноотропов);

• Психотерапевт ( сеансы могут быть направлены на снижение уровня тревожности, обучение клиента методам релаксации, помогают выстроить новые привычки при разговоре, наработать новые навыки общения). Одним из достаточно эффективных методов психотерапии при логоневрозе также считается гипноз;

• Логопед (работает непосредственно с дефектами речи);

• Физиотерапевт, рефлексотерапевт, иглотерапевт, массажист (проводят сеансы терапии, направленной на нормализацию работы нервной системы).

Кроме того, сам пациент также может в домашних условиях применять следующие методы лечения: фитотепария, аромотерапия, расслабляющие ванны, медитация, техники мышечной и дыхательной релаксации.

Иногда логоневроз возникает на фоне выраженного шейного остеохондроза. В таком случае используются все возможные лекарственные средства и прочие способы для улучшения состояния этого сегмента позвоночника.

Преодоление такой проблемы, как логоневроз, в значительной степени зависит от желания и стремления самого человека.
Заболевание легкой и средней степени тяжести можно начинать лечить у специалистов, а при достижении первых положительных результатов продолжить их самостоятельно.

Ниже предлагаю использовать Метод аутосугестии (самовнушении) в кризисных ситуациях при заикании.

Проводится следующим образом: заикающийся устраивается в удобном положении с закрытыми глазами и повторяет в утвердительной форме:

«Я говорю хорошо, свободно, плавно и слитно, не разрывая слова и фразы, точно так, как я произношу ряд звуков «АОУИ»; я плавно и слитно произношу всю фразу, точно так, как я произношу ряд цифр: «1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10». Страха речи больше нет. Я везде и всюду чувствую себя уверенно и спокойно» и т. п.

При проведении метода следует добиваться, чтобы сеанс не сводился к пассивному проговариванию формул, а отражал бы активное стремление больного представить себя хорошо говорящим. Пациент должен научиться вызывать у себя представление о том, как он разговаривает без заикания дома, в учебном заведении, на работе и в других ситуациях. Самовнушение рекомендуется проводить 2-3 раза в день.

Последний сеанс осуществляется перед сном, когда имеются более благоприятные условия для его проведения и реализации.

Дыхательная гимнастика для расслабления органов речи:

1. Стать прямо, расслабить руки. Спину сделать круглой и немного наклониться вперед, расслабив голову, вместе с ней шею и плечи. Делается быстрый вдох с использованием только носа. Вернуться в исходное положение и шумно выдохнуть, уже через рот. Повторять 12 подходов по восемь раз.

2. Стать ровно, руки опустить на бедра. Спину держать прямо. Голову поворачивать в сторону, делая вдох, выдыхать плавно при переводе головы в другую сторону. Тело, во время выполнения упражнения, должно быть максимально расслабленно. В данном случае достаточно три подхода, но по три десятка раз.

3. Следующее упражнение делается сидя на полу. Сесть нужно в позу лотоса, руки опустить на колени и максимально расслабиться. На глубоком медленном вдохе максимально наполнять легкие воздухом. На выдохе, выталкивать воздух животом.

В процессе проведения описанных упражнений нагружается диафрагма, а голосовые связки расслабляются. Они не смыкаются во время беседы, речь становится плавной и спокойной. Гимнастику нужно проводить по вечерам, через 2-3 часа после еды.

Различные расслабляющие травы помогают при лечении заикания. Чаи действуют, как гимнастика, расслабляя и успокаивая человека. Хороший сбор для приема внутрь можно приготовить на основе цветочков календулы, листиков мелиссы. Добавить листики березы, солодку и донник. Заливать столовую ложку сбора кружкой кипятка и настаивать несколько часов. Пить по 2-3 ст. ложки перед приемом пищи.

Можно заваривать сбор на основе ромашки, душицы, аниса, пустырника, мелиссы и зверобоя. Одну столовую ложку залить кипятком и три часа настаивать в кружке. Пить по пол кружки до четырех раз в течение одних суток.

В термос на два литра положить горстку плодов шиповника, столько же ягод калины. Залить кипятком и оставить на пять часов. Чай пить с лимоном, добавляя мед для сладости.

Если вдыхать ароматы, которые успокаивают, придают уверенности, избавляют от напряжения и раздражительности, то это поможет при заикании. Сеанс ароматической терапии нужно проводить вечером.

Эфирные масла добавлять в ванну, некоторые добавляют отвары полыни, лаванды, чабреца, шалфея. Важно, чтобы вода не была сильно горячей, а время процедуры не составляло более 15 минут. Проводятся ванны курсом в течение 14 дней. Простое, но эффективное и приятное лечение заикания у взрослых в домашних условиях можно проводить регулярно. Процедуры можно сделать образом жизни, тогда от проблемы останется лишь маленький след.

www.zhelezkov.org

Почему человек заикается?

Причины и следствия.

Почему-то принято считать, что заикание у людей возникает по причине сильного эмоционального потрясения. Действительно, такое может произойти, но лишь в редких случаях. Но, в целом заикание вызвано совершенно другими причинами и является внешним проявлением наличия проблем в состоянии здоровья. А возникают они, в подавляющем большинстве случаев, на фоне патологии при развитии и формировании структур головного мозга.

Чаще всего, в девяноста процентах случаев, заикание развивается у детей в возрасте от двух до пяти лет, именно в тот период, когда происходит формирование сложных мозговых связей. А вот истинная причина заикания так до конца и не установлена.

Даже в том случае, когда проблемы с речью возникают на фоне испуга, то он лишь являются толчком, но предпосылки к этому уже присутствовали.

О каких предпосылках идет речь? Это могут быть поражения головного мозга в раннем возрасте, и это является основной причиной, также можно говорить о нарушениях в эмоционально-волевой сфере и о наследственности.

Травма мозга ребенка может быть вызвана тяжелым протеканием беременности матери, осложнения в родах или инфекционные заболевания в первые месяцы жизни.

Если же говорить о наследственном факторе, то это не означает того, что заикание передается на генном уровне. Здесь имеется в виду то, что ребенок может унаследовать определенный тип нервной системы одного из его родителей, который и является причиной наличия у него речевого дефекта.

К профилактическим мерам в борьбе с заиканием относится материнская забота о собственном здоровье в период беременности.

Если же уберечь ребенка от этой напасти все же не удалось, то следует серьезно заняться его лечением, а не надеяться на то, что «само рассосется».

Не стоит надеяться и на помощь «бабушек», которые лечат своими методами, при помощи молитв, заговоров и т.д.

Даже если вам удастся достигнуть определенных успехов, что случается крайне редко, то радовать они вас будут непродолжительный период, а чаще это и вовсе не помогает.

Поэтому, с заиканием лучше сразу же обратиться за помощью к официальной медицине.

Причем сделать это следует в любом возрасте.

Запишитесь на прием к врачу-психоневрологу, который назначит проведение диагностики.

После полученных результатов доктор займется проведением комплексного лечения, которое включает в себя прием медицинских препаратов, физиотерапию, иглоукалывание, массаж и психотерапию.

В процессе лечения, для достижения максимальных успехов, приглашаются специалисты других профилей. При проведении лечебного курса человеку помогают избавиться от комплексов, учат правильному дыханию, технике речи и т.д.

Как правило, курс лечения занимает месяц-полтора.

Безусловно, добиться стопроцентной гарантии излечения от заикания никто дать не может, тем более, что возможен рецидив при определенных условиях, например, при наличии стресса.

Но, все же результаты комплексного лечения обнадеживают.

Чтобы избежать серьезных последствий в будущем, важно уделить вопросам лечения заикания у детей, особенно в подростковом возрасте максимум внимания.

В противном случае можно ожидать развития у них тяжелой формы неврозов.

Ведь, зная о своей проблеме, у ребенка появляется чувство страха, волнение, что приводит к еще большим нарушениям речи. Самостоятельно преодолеть проблему ребенок не в состоянии, поэтому родителям обязательно нужно ему помочь.

Следует заметить, что медики отмечают тот факт, что дети могут начать заикаться, просто подражая кому-либо. Такое случается в тех случаях, когда между здоровым и заикающимся ребенком первый перенимает его манеру речи.

Чтобы вернуть речевые навыки в нормальное русло в этом случае также требуется помощь специалиста.

www.unian.net

Почему возникает заикание у детей и что с этим делать

Экология жизни. Дети: Отклонения в произношении часто вызывают насмешки со стороны других детей, приводят к снижению самооценки, нежеланию .

Красивая и внятная речь является важным элементом успешной социализации ребенка. Отклонения в произношении часто вызывают насмешки со стороны других детей, приводят к снижению самооценки, нежеланию общаться с окружающими.

Приблизительно к таким же последствиям приводит заикание у детей, причины и лечение которого чаще всего определяют невролог и логопед.

Заикание – это болезнь или отклонение?

Изменение ритма, плавности и темпа речи называют заиканием. К этому состоянию приводит судорога мускулов, участвующих в произношении слов. Впервые появляется заикание у детей дошкольного возраста приблизительно в 2–3 года. В этот период происходит активное развитие речи, любые отклонения дают о себе знать.

У девочек лучше развита эмоциональная устойчивость, поэтому такое нарушение речи встречается у них в 4 раза реже, чем у мальчиков.

Очень важно как можно раньше выявить начинающееся отклонение и начать лечение, пока не произошло его фиксации.

Классификация

Заикание делят на 3 формы:

Дефекты, возникшие при развитии мозга, приводят к органической форме.

Травмы, нейроинфекции нарушают функции, вызывают задержку психического развития. Такие дети заикаются постоянно, причина – артикуляционные судороги.

Если присоединяются невротические реакции, то форма становится смешанной.

Только консультация невролога поможет ответить на вопрос, можно ли вылечить заикание у ребенка.

Функциональная форма появляется у детей с особенностями нервной системы, склонным к неврозам, психически ранимым. Часто бывает после психотравмирующей ситуации. Для них характерны судороги дыхательных и голосовых мышц. Дети с таким типом заикания стремятся преодолеть недуг, иногда чрезмерно. Увеличенная речевая нагрузка оказывает отрицательное действие.

По степени тяжести разделяют на 3 формы: легкую, среднюю и тяжелую.

На ее определение влияет степень социализации – при легком типе заикания практически незаметны, а при тяжелом общение сильно затруднено.

Течение болезни может быть:

  • постоянным, когда симптомы не уменьшаются и беспокоят все время;
  • волнообразным: периоды ухудшения и улучшения чередуют друг друга;
  • рецидивирующее: симптомы в период ремиссии практически исчезают и вновь обостряются под влиянием стресса.
  • Почему заикание появляется?

    Точные причины заикания у детей 3 лет и старше установить тяжело. Обычно имеют место предрасполагающие и провоцирующие факторы.

    Причинами заикания могут быть:

    1. Родовая травма.
    2. Воздействие токсических веществ в период беременности: курение, алкоголь, профессиональные вредности.
    3. Наследственная предрасположенность.
    4. Травмы головы.
    5. Болезни органов речи.

    Провоцирующие факторы:

  • Социальные причины: недостаток внимания родителей, синдром дефицита внимания, излишняя строгость, перегрузка речью, смена места жительства или детского сада, подражание заикающемуся члену семьи.
  • Психологические: испуг, ревность и обида, стрессы, эмоциональное напряжение, детские страхи, переучивание с левши на правшу.
  • Сочетание предрасполагающих и провоцирующих факторов отвечает на вопрос, почему дети заикаются.

    Симптомы

    Проявления патологии зависят от причины, степени тяжести:

    1. Речевые судороги, которые могут быть клонические, тонические и смешанные. В первом варианте они проявляются повторением первой буквы (к-к-кошка), во втором – появлением паузы в слове (к…ошка).

    2. Изменение дыхания: дети дышат поверхностно, без участия диафрагмы. Постепенно она слабеет, и дефект закрепляется.

    3. Нарушение интонации: речь монотонная, невыразительная.

    4. Психосоматические реакции: энурез, потливость, покраснение лица, фобии, нервные тики, резкая смена настроения, гиперактивность.

    Способы лечения

    Качественная диагностика и обследование определят, как вылечить заикание у детей.

    Психоневролог установит психологические проблемы, возможные травмирующие ситуации.

    Обследование мозга, изучение анамнеза позволят выявить органические причины патологии, на которые можно повлиять медикаментозно.

    Логопед заикание у детей лечит при помощи специальных упражнений, направленных на формирование ритма, четкости артикуляции речи, избавление от слов-паразитов, которыми заикающиеся дети иногда заполняют паузы.

    Как лечить заикание у ребенка 5 лет не отличается от методов, применимых для младших школьников. Используется дыхательная гимнастика, которая тренирует диафрагму и дыхательную мускулатуру.

    Существуют специальные компьютерные программы для лечения. Суть заключается в воспроизведении речи с задержкой, которая произносится в микрофон. Дети пытаются подстроиться под собственный голос, происходит синхронизация и заикание устраняется.

    Лекарства от заикания у детей относятся к группе ноотропов, успокоительных, которые приводят в уравновешенное состояние нервную систему. Иногда достаточно травяных успокоительных чаев, отваров.

    Как помочь: советы родителям

    Родители должны знать, как вылечить ребенка от заикания и что нужно сделать, чтобы помочь ему:

  • не нужно перебивать и подгонять во время разговора;
  • многократное повторение слова, на котором он запнулся, может только ухудшить состояние;
  • разговаривать нужно размеренно, спокойным голосом, избегать громких выкриков, резких движений;
  • в семье нужно создать спокойную обстановку;
  • одновременно с вышеперечисленным не должно быть привилегий заикающемуся из-за его состояния;
  • на время лечения нужно отказаться от посещения кружков и секций, массовых мероприятий;
  • полезно соблюдать режим дня;
  • телевизор, компьютерные игры следует максимально ограничить, особенно перед сном;
  • маленьких детей не следует загружать новыми сказками и книжками, читать лучше давно знакомые и небольшие по объему;
  • полезны занятия пением и музыкой, причем необязательно это должны быть уроки с учителем, достаточно просто иногда петь вместе знакомые песенки;
  • за каждый самый небольшой успех нужно хвалить, меньше критиковать;
  • не стоит акцентировать внимание на патологии, разговаривать в присутствии малыша о его заикании.

Лечение заикания длительное, важно не пытаться ускорить процесс, давить на дошкольника, чтобы успеть вылечиться к школе. У некоторых оно постепенно проходит после преодоления юношеского возраста. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

econet.ru

Заикание, или Полезное знание об одном из видов нарушения речи

Однажды знакомая мусульманка искала мужа. Но требований и желаний к будущему мужу было так много, что никак не находился тот, кто мог подойти по её списку на 100 %, ну или хотя бы на 90 %. Мало кто верил, что чудо случится. Но оно, наконец, случилось!

Нашёлся брат-мусульманин, работящий, скромный, знающий, соблюдающий. Но! И ему она отказала в общении. Высказала она свою большую боязнь после знакомства с ним: «Как я могу выйти за него замуж, если он заикается? Ведь дети-то мои тоже будут заикаться!»

Я тогда была сильно удивлена… Как мало мы знаем о многих простых вещах, теряя при этом возможность стать счастливыми! Я рассказала своей знакомой немного о таком нарушении речи, как заикание. Поделюсь своими знаниями и с вами, дорогие читатели.

Итак, поговорим о заикании.

Что такое заикание?

Заикание – это нарушение устной речи, при котором она становится прерывистой, происходит непроизвольное членение слова на слоги или звуки, возникает судорогоподобное напряжение мышц лица, что приводит к затруднению коммуникаций с другими людьми.

Почему возникает заикание?

Причин возникновения заикания может быть две:

1. Причина может быть в повреждении головного мозга. Например, из-за тяжёлого протекания беременности, родовой травмы, сотрясения мозга, перенесённого воспаления: менингита, энцефалита и др.

2. В других случаях причиной заикания является невроз. Неврозы возникают под воздействием психических травм, чрезмерного эмоционального или умственного напряжения (сильный испуг, адаптация к новому месту жительства, начало посещения образовательного учреждения, ссоры или развод родителей и т. п.).

В спокойной обстановке речь ребёнка может быть обычной, без запинок. А при сильном волнении, контактах с незнакомыми людьми и в других ситуациях такие дети либо начинают заикаться, либо вообще не могут говорить. Если психическая травма была кратковременной, то такие реакции, как правило, быстро проходят.

Какие они, дети с заиканием?

Заикание может начаться в 2–3 года. В это время у ребёнка появляется фразовая речь, могут наблюдаться запинки, нарушения плавности речи. Дети спешат поделиться своими мыслями и чувствами, а слов не всегда хватает, он начинает «захлебываться» своей речью. Попробуйте сказать малышу, что если не спешить, то слова будут рождаться намного легче. Через какое-то время речь малыша нормализуется. Главное не заостряйте на этом внимание ребёнка, не ругайте и не высмеивайте его.

Заикание может начаться и после 3-х лет. Многие трёхлетки боятся уколов и неожиданных звуков, темноты, сказочных персонажей и замкнутого пространства. Сильный аффект перенапрягает ещё неокрепшую речевую систему ребёнка и поэтому может стать поводом для возникновения заикания.

Родители заикающихся детей, как правило, недостаточно общительны. Мамы таких детей излишне тревожны, а отцы сверхимпульсивны. И мамы, и папы таких детишек любят торопить детей, нагружать их различного рода интеллектуальными занятиями в ущерб игровой деятельности. К детям предъявляются повышенные требования без учёта их возраста.

В то же время сами родители в большинстве случаев не следят за собственной речью, говорят очень быстро, и нередко ребёнок не успевает за темпом речи взрослых. Иногда заикание связано с наследственностью. К тому же взрослые в семье непоследовательны в требованиях, часто меняют решения, конфликтуют друг с другом.

Заикающийся, тревожный ребёнок часто скован и напряжён в общении, боится сделать что-либо не так или сказать не то, что нужно.

Такие дети не отличаются и выраженным стремлением к общительности, предпочитая тихие, спокойные игры сами с собой. Наиболее травмирующее действие на них оказывает раннее принуждение к общению, большое количество взрослых и детей, помещение в ясли и отрыв от родителей.

Возможна и противоположная, экстравертированная направленность личности, когда ребёнок неудержимо стремится к общению с как можно большим кругом сверстников и взрослых. Тогда вызывать его беспокойство будет ограничение взрослыми его общения со сверстниками, что опять же приведёт к напряжённости и скованности и, как неизбежное следствие, к затруднениям в речи.

Есть ещё одна форма заикания, которая может возникать у детей, проводящих очень много времени за просмотром теле- и видеопродукции. Дети просто не успевают усвоить беспорядочно поступающую информацию. В таких случаях достаточно ограничить время просмотра, обеспечить нормальный отдых нервной системе.

Что делать, если ребёнок начал заикаться?

Прежде всего, не впадайте в панику. Основные усилия направьте на ваши отношения с ребёнком. От этого зависит, насколько быстро и успешно будет преодолено это нарушение.

– Не обсуждайте в присутствии сына или дочери, что послужило толчком к возникновению заикания.

– Если ребёнок предпочитает основные движения делать левой рукой, не переучивайте его сами и не позволяйте это делать окружающим.

– Пересмотрите стиль ваших взаимоотношений с ребёнком. Не требуйте от него беспрекословного подчинения, длительного удержания внимания, усидчивости, совершенства в выполнении всех дел и заданий. При этом понимание проблем вашего сына или дочери не означает вседозволенности в воспитании.

– Исключите семейные ссоры.

– Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребёнка каждый день было время, когда всё внимание уделялось бы ему одному и не возникало бы соперничества с другими детьми. Когда появляются конфликты между братьями и сёстрами, вам нужно вмешаться и успокоить детей. Ребёнок, который страдает заиканием, всегда должен иметь возможность высказаться в свою очередь.

– Помните, что такой ребёнок особенно чувствителен к резкой смене своего образа жизни, окружения.

– Определите оптимальный режим дня для вашего малыша или школьника и чётко его соблюдайте. Перегрузок не должно быть и в дополнительных занятиях. В то же время положительные эмоции необходимы такому ребёнку, а их могут дать занятия спортом, любимым видом искусства и т. д.

– Иногда можно говорить со своим ребёнком о его заикании, чтобы он не думал, что заикание является нежелательной темой для обсуждения. Выразите ребёнку свою эмоциональную поддержку словами: «Тебе было непросто сказать это, не так ли?» Если вы приободрите ребёнка разговорами на данную тему, он поймёт, что может обсуждать больной для него вопрос столько, сколько ему захочется.

– Обратитесь за помощью к специалистам: логопеду, невропатологу, психологу. Не стоит главной целью помощи ставить полное устранение запинок в речи. Если в семье заикание ребенка не воспринимается как трагедия и как повод ограждать его от любых испытаний, он сможет адаптироваться в жизни.

– Можно делать специальный массаж. Попросите логопеда показать, как правильно это делать. Или воспользуйтесь специальной литературой.

– Нужно помочь детям избавиться от страхов, используя рисунки и игры.

– Большое значение для успешного преодоления заикания имеет также речь окружающих. Ребёнок должен слышать только негромкую, спокойную, неторопливую речь.

– Устранять заикание нужно сразу, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычно лёгкую форму. Но чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка.

Известный детский психиатр М. Буянов отмечает, что лишь у незначительного числа людей заикание не проходит к подростковому возрасту. Это говорит либо о тяжести нарушения, либо о неправильном лечении в прошлом. Но и в таком случае при настойчивости и терпении пациента и его родственников прогноз благоприятный. И оно если проявляется, то в нестандартной ситуации, которую переживает человек. Вероятно, именно поэтому тот брат-мусульманин и говорил несколько «нестандартно», проявляя тем самым своё волнение и переживание при знакомстве с сестрой-мусульманкой.

Но это не помешало ему всё же жениться на хорошей девушке. У них растёт сын-болтунишка с хорошей правильной речью. Позже я узнала, что многие девушки отказывались с ним общаться, слыша как он «заикается». Он не отличается брутальностью, но выделяется скромным нравом, который проявлялся при знакомстве с сёстрами в виде волнения и повторения некоторых звуков в словах. Теперь, находясь в браке с женой, которая разглядела в нём ценные душевные качества, его заикание практически не проявляется.

Юлия Замалетдинова, канд.псих.наук

www.islam.ru

Заикание у детей. Почему возникает недуг?

Проблема заикания все больше встречается у детей дошкольного и школьного возраста. Почему оно возникает и возвращается после консультаций специалиста? Как может помочь семья в борьбе с этим недугом? На вопросы отвечает логопед-дефектолог центра психологической помощи «Отражение».

Почему появилась эта статья? Еще одна статья о заикании, наряду со многими другими, посвященными этому давно известному и достаточно широко распространенному страданию.

Заикание считается трудно излечимым, постоянно ухудшающимся недугом. Правда, всегда находились отдельные специалисты, получавшие высокие результаты, но их работа была буквально на грани искусства и, к сожалению, спустя какое – то время, заикание у клиентов возвращалось.

Почему заикание возвращается?

Я – логопед, работающая в детском саду и среди прочих дефектов речи должна коррегировать заикание. «За плечами» — дефектологический факультет университета и владение методикой Устойчивой нормализации речи Л.З.Арутюнян ( Андроновой), которая была моим учителем. Это методика в то время была уникальной. Казалось, все продумано. Есть возможность убрать судороги у ребенка, предложен полный стиль произношения, позволяющий безболезненно перейти от слога к обычной речи. Непосредственные результаты были хорошими. После свободной речи просто не верилось, что заикание когда – нибудь может опять вернуться. Но, к сожалению, встречая позже родителей этих детей, узнавала, что заикание, пусть уже в гораздо легкой степени, но возвращается. Поиски путей были продолжены.

Заикающиеся (как дети, так и взрослые) – это в большинстве своем люди с недостаточной самооценкой, с малой долей инициативы, самостоятельности и достаточно высокой сдерживаемой агрессивностью.

Выступая в роли ведомого, я постоянно снабжала своих клиентов «моральными костылями». Исключалась возможность перестройки себя с помощью собственных усилий. Сейчас мой клиент делит со мной ответственность за свои поступки и свою речь. Мы работаем над переживаемыми чувствами и учимся осознавать их.

Почему возникает заикание?

Мы создаем опоры не только на меня, но и на себя самого. Потому что там, где нет ответственности за свой выбор, нет устойчивых положительных результатов. Психотерапия помогает нам выявить и осознать причины страха. Что за ним? «Каждый здоровый человек будет испытывать страх речи, — говорю я , — если у него возникает заикание. Ваш страх – страх разумного человека за себя. Он основан на стремлении скрыть дефект». Клиент получает и поддержку, и сталкивается с чем–то из своей жизни, что позволяет осознать причины и суть страха. И уже в процессе коррекции речи к этому вопросу можем не возвращаться.

Многие мои клиенты ведут дневники. Я с их разрешения хочу привести отрывки некоторых переживаний, которые помогут вам лучше понять внутренний мир заикающегося человека.

Из дневника К.,18 лет: « Перед произнесением фразы сначала необходимо обдумать, мысленно переставить слова с места на место, некоторые изменить или совсем убрать, т.е создать фразу в более легком произношении. Иногда бывает так, что она теряет свой смысл, но я этого не замечаю из – за долгого обдумывания. Стою в очереди за билетами, впереди меня человека три – четыре. Наблюдаю, как они обращаются к кассиру и замечаю, что некоторые ничего не говорят. Я это беру на заметку и делаю то же самое, но сам волнуюсь и думаю: « Вдруг она спросит и придется отвечать». Поэтому стараюсь мысленно представить примерный текст ответа, наиболее короткий и без трудных слов. Взяв билеты, начинаю разговор с человеком, которого хорошо знаю. Но волнение не проходит, и чем больше думаешь о своем вопросе, тем больше начинаешь заикаться и становишься более растерянным; дыхание сбивается, все мышцы в напряжении при выговаривании слов, лицо начинает искажаться и краснеть, возникает злость, становится как-то не по себе и стараешься быстрее закончить разговор…»

Отметим, что коррекция заикания вызывает поломку устоявшегося поведения. Заикающиеся считают заикание причиной всех своих бед. От излечения ждут «счастья и свободы», не осознавая что здоровая речь не может решить всех жизненных проблем. Хотелось бы, чтобы было понятно, что заикание не только мешает, но и помогает приспособиться к окружающему миру. Заикание – способ контакта, а не его прерывание.

Как семья может помочь в излечении от заикания?

Отдельно хочется выделить работу с семьей заикающегося. Если это ребенок, то родители обычно чрезмерно опекают его, находятся с ним в слиянии ( не понимают, где их желания и потребности, а где ребенка), лишают своего малыша ответственности за свое поведение, сдерживают его и свою агрессию. Обычно мамы на приеме говорят так : «Мы стараемся больше сами говорить, ему ведь тяжело» или « Я уже поговорила с учителем и решила все проблемы, пусть отвечает письменно, лишь бы речь стала лучше». И с новой силой увеличивается и без того сильная зависимость близких родственников и ребенка, что приводит к закреплению и развитию симптома.

Дорогие родители! Вы можете проследить и помочь вашему ребенку, анализируя вместе со специалистом очень важные моменты в треугольнике «вы – ребенок — заикание». Это можно сделать наблюдая:

1. В каких ситуациях заикание вашего сына или дочери ухудшается или улучшается?

2. Почему вы становитесь требовательнее и строже, когда ребенок начинает говорить лучше и становитесь мягче и податливее, когда состояние речи малыша вдруг изменилось к худшему?

3. Что служит пусковым механизмом? Почему, например, на отдыхе заикание ослабевает или совсем проходит, а как только ребенок идет в школу или детский сад внезапно появляется?

4. Как меняется ваше эмоциональное состояние, как меняются ваши отношения с близкими, с мужем (женой), когда малыш начинает заикаться?

И тогда появляется материал, с которым работаем в психотерапевтическом блоке коррекции заикания.

Как лечить заикание?

Несомненно, параллельно используются всевозможные дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, упражнения — импровизации, пение.

Хотелось бы остановится на бытующем среди логопедов мнении, что «большинство заикающихся не поддается терапии и заикание живет с ними на протяжении всей жизни». Это мнение получило широкое распространение на Западе, где существуют даже общества заикающихся, целью которых является их адаптация к окружающему миру, а девизом — фраза: « Для нас нет выбора заикаться или не заикаться, но мы можем выбирать, как заикаться». Это мнение высказывает и ряд отечественных специалистов, выделяющие особые формы заикания, для которых можно прогнозировать отсутствие выраженных эффектов терапии».

Специалисты говорят, что тяжелые формы иной раз излечиваются легче и надежнее.

Огромной помощью и поддержкой для заикающихся клиентов является аппарат « Монолог». Он имеет несколько функций: звукозаглушения, звукоусиления, ритмической стимуляции и воспроизведения речи с определенной задержкой. Эти функции способствуют снижению выраженной судороги, преодолению нарушений звукопроизношения, позволяют контролировать темпо – ритмическую и интонационно – мелодическую стороны речи.

Как выбрать логопеда?

Опыт коррекции заикания можно широко использовать в логопедической практике. Однако ее успешное применение требует довольно высокой подготовки. Работа логопеда сложна и уникальна. Она соединяет в себе качества педагога и врача в сочетании с психотерапией — мастерством эмоционального контакта с клиентом. Профессиональная интуиция и такт, подкрепленные знаниями и опытом, воображение и талант, в том числе талант к сопереживанию, умение «индивидуализировать» методику применительно к конкретным случаям, создавать новые приемы, образы и т.д вплоть до импровизации, прохождение личной терапии – вот основные составляющие того мастерства, без которых немыслим человек, занимающийся исцелением заикания.

Статья подготовлена логопедом — дефектологом – гештальт – терапевтом Сердюк Алёной Викторовной

www.nnmama.ru