Пограничное состояние умственной отсталости

Пограничное состояние умственной отсталости

Принято различать три степени умственной отсталости: дебильность (самая легкая), имбецильность (более глубокая) и идиотия (наиболее тяжелая).

Дебилы, заканчивая вспомогательную школу, достигают в результате обучения сравнительно высокого уровня психического развития. Они становятся самостоятельными гражданами, т.е. несут ответственность за свои поступки, овладевают профессиями, требующими средней квалификации, имеют право быть владельцами комнат, домов и т. д. В ряде случаев возникают сомнения в их вменяемости, дееспособности и трудоспособности, и тогда тот факт, что юноша или девушка окончили вспомогательную школу, может послужить основанием для психиатрической экспертизы. Однако сама по себе умственная отсталость в степени дебильности не может быть причиной невменяемости, нетрудоспособности либо недееспособности человека. Причиной этого могут оказаться лишь те основные заболевания, которые привели к умственной отсталости. В настоящее время дебилы считаются ограниченно годными к несению воинской службы. Заключение об ограниченной годности или непригодности к несению воинской службы делается на основе психиатрической экспертизы. При этом большое внимание уделяется характеристике из вспомогательной школы, которую окончил юноша-призывник. Кроме того, широко применяются экспериментально-психологические методы исследования для оценки его психического состояния и развития.

В последние годы многие отечественные и зарубежные авторы делают попытки провести более дифференцированную оценку степеней умственной отсталости, особенно се легких форм — дебильности. Используются термины: «легкая дебильность», «средняя дебильность», «выраженная дебильность»[6]. Несомненно, что эти понятия могут иметь большое практическое значение, поскольку дифференцированная оценка состояния ученика может позволить более точно и эффективно проводить различные педагогические, трудовые и другие мероприятия. Однако в настоящее время остаются еще несколько неопределенными те критерии, которые положены в основу такой классификации.

Кроме того, существует (согласно международной классификации психических заболеваний) понятие «пограничная умственная отсталость», которое предположительно должно характеризовать состояние между нормальным психическим развитием и легкой дебильностью. Однако, поскольку понятие «пограничная умственная отсталость» основано на измерительном подходе к величине ума, целесообразность ею использования представляется сомнительной.

В специальных классах, существовавших в прошлом почти при всех вспомогательных школах, обучались глубоко отсталые дети — имбецилы. Они не усваивают общих понятий, правил арифметики и грамматики. За много лет школьного обучения с трудом усваивают лишь элементарные навыки чтения и письма. Трудно, но практически возможно приспособить их к выполнению некоторых видов производительного труда. Однако самостоятельно жить имбецилы не могут, так как нуждаются в опеке и надзоре.

pedlib.ru

Вопросы родителей

БУДЬ РОДИТЕЛЕМ СВОЕЙ МЕЧТЫ!

Пограничная умственная отсталость, ЗПР

ЗПР или пограничная умственная отсталость — эти нарушения проявляются в недостаточности интеллекта и психически в целом вследствие нарушения развития. Это относительно легкие нарушения, основой которых является задержка темпа психического развития. Они занимают промежуточное место между нормально развитым интеллектом и олигофренией.
Задержка темпа психического развития может быть временным явлением. Существуют и врожденные легкие формы интеллектуальной недостаточности, таких детей и взрослых еще называют конституционально-глупыми.
Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления, наследственная предрасположенность, а также неблагоприятное воздействие окружающей среды. Задержки развития могут быть обусловлены психогенными ситуациями, когда ребенок разлучен с родителями, недостаточностью полноценных эмоциональных контактов (например, у детей, выросших в Домах грудника и Домах ребенка, детских домах, у сирот, которым никто не уделяет должного внимания), а также дефектами органов чувств (слепота, глухота, глухонемота), — в таких ситуациях ребенок не получает разносторонней информации для полноценного интеллектуального развития.
Развитие психических функций ребенка происходит в определенные возрастные периоды. Если он не получает в это время необходимой информации, то его развитие замедляется.
Для нормального развития ребенка имеют большое значение и условия воспитания. Дети, выросшие в малокультурных семьях, где родители не занимаются их воспитанием и развитием, часто отстают в интеллектуальном отношении от своих сверстников. Играет роль и педагогическая запущенность.
Проявления задержки развития разнообразны. Помимо интеллектуальной недостаточности и незрелости психики, наблюдаются нарушения поведения и невротические симптомы.

Различают психогенно обусловленные задержки развития и
задержка развития в связи с ранним органическим повреждением мозга
.

1. ЗПР в связи с ранним органическим повреждением мозга.
Легкая интеллектуальная недостаточность при этом варианте вызвана нарушением функций в связи с остаточными явлениями заболеваний головного мозга, которые называются органическими.
Эта форма задержки психического развития характеризуется неравномерным недоразвитием интеллекта, причем в наибольшей степени страдают предпосылки интеллекта — внимание, память и психическая активность. Интеллектуальная недостаточность сочетается с быстрой утомляемостью, истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, расстройствами настроения, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью и усилением влечений.
Внимание у таких детей неустойчиво, легко рассеивается и с трудом концентрируется. Дети с трудом сосредотачиваются на уроке, отвлекаются на посторонние разговоры или игры. Учитель должен постоянно делать им замечания, требуя внимания и выполнения заданий. Если родители не занимаются с ними постоянно, то возникает педагогическая запущенность, они отстают по всем предметам и остаются на второй год из-за неуспеваемости.

2.Психогенно обусловленные ЗПР.
Эти состояния более обратимы, чем другие задержки развития. Чаще всего они являются временными задержками развития.
Сравнительно легкая временная форма задержки развития наблюдается, когда ребенка отдают в круглосуточные ясли или в детский сад на всю рабочую неделю. В таких случаях ребенок мало видит родителей. Его воспитание либо никто не замечает, либо занимаются малообразованные няни, на попечение которых более двух десятков детей, и они не успевают уделять должного внимания нормальному психическому развитию своих подопечных, ограничиваясь кормлением, укладыванием спать, прогулками и сменой одежды. Дети мало видят взрослых, почти не слышат грамотной речи, их общение ограниченно воспитателями и такими же, как и они сами, малоразвитыми детьми. Они не умеют читать, считать и писать, что обычно умеют делать уже 3-4-летние дети, растущие в нормальных семейных условиях, которые каждый день имеют возможность впитывать новую информацию.
Все это вызывает отставание в развитии от норм, положенных этому возрасту.
По аналогичным закономерностям развивается задержка психического развития у детей, отданных с младенческих лет в Дома грудника, Дома ребенка, или позже в детские дома и интернаты. У воспитанников этих заведений задерживается развитие речи и интеллекта, отмечается бедность словарного запаса, недостаточный уровень знаний и ограниченность представлений по сравнению с детьми того же возраста, воспитывающимися в нормальной семье.
При внезапном разлучении с родителями у детей могут наблюдаться шоковые реакции с повышением температуры тела, рвотой, поносом, изменением поведения. Задержка развития возникает и при так называемом госпитализме, когда ребенок длительное время находится без родителей в больницах и специальных санаториях по поводу тяжелых хронических заболеваний (например, туберкулеза или нарушений опорно-двигательного аппарата), в интернатах для хронических больных. Такая интеллектуальная недостаточность быстро преодолевается при возращении ребенка в нормальную обстановку. Но если ребенок годами находится в таких учреждениях, то задержка развития может стать более стойкой.фектом органов чувств.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Карманные деньги детямСколько давать детям карманных денег и платить ли детям за хорошие дела? Подобную практику можно.
  2. Гиперопека в семейном воспитанииПопробуем определить, какая же картина мира возникает у ребёнка, над которым постоянно трясутся родители и.
  3. Нервные нарушения у детейПоговорим об особенностях воспитания нервных детей в семье. Большинство родителей просто не обращают на первые.
  4. Неблагодарный ребёнокРодители любят раз за разом подчёркивать, в каком неоплаченном долгу перед ними находятся их дети.
  5. Развивающее занятие с гиперактивными детьмиЗанятие рассчитано на детей 4-7 лет, длительностью 20-40 минут, в зависимости от состояния ребёнка, занятие.

trudno-deti.ru

Пограничные психические состояния личности

Пограничные психические состояния личности — состояния, смежные между нормой и патологией: реактивные состояния; неврозы; психопатоподобные состояния; задержки психического развития (умственная отсталость), акцентуации характера, психические нарушения в экстремальных условиях.

Все пограничные психические состояния личности характеризуются нарушением адаптивных возможностей личности, ее психической дезинтеграцией. Они возникают как следствие конкретных психосоциальных факторов.

Психопатоподобные черты личности формируются при крайностях в методах воспитания — угнетение, подавление, принижение личности формируют подавленный, тормозной тип. Систематическая грубость, насилие содействуют формированию агрессивного типа личности. Истерический тип формируется в обстановке всемерного обожания и восхищения, исполнения всех капризов и прихотей психопатоподобного индивида. (См. Типы личности)

Психопаты возбудимого и истерического типа склонны к половым извращениям — гомосексуализму (влечение к лицам своего пола), геронтофилии (влечение к лицам старческого возраста), педофилии (половое влечение к детям). Возможны и иные поведенческие извращения эротического характера — скопофилия (тайное подглядывание за интимными актами других людей); эротические фетишизм (перенос эротических чувств на вещи), трансвестизм (испытание полового удовлетворения при переодевании в одежду противоположного пола), эксгибиционизм (половое удовлетворение при обнажении своего тела в присутствии лиц другого пола), садизм (эротический тиранизм), мазохизм (аутосадизм) и др.

Каждому возрастному периоду соответствует определенная мера сформированности познавательных, эмоциональных и волевых процессов, системы потребностей и мотивов поведения, то есть минимум базовых структур психики.

Психическое развитие индивида происходит неравномерно — формирование отдельных психических свойств может быть опережающим или замедленным. Границы между уровнями психического развития не абсолютны (нельзя, например, точно определить критерии психического развития по годам жизни).

Показатели задержки психического развития: некритичность мышления, необдуманность действий, недоучет объективных условий деятельности, повышенная отвлекаемость на случайные раздражители. Отдельные внешне привлекательные объекты для умственно отсталых подростков служат спонтанными побудителями к действию, индивид подчинен ситуативному «полю» — он полезависим.

Наиболее характерный признак умственной отсталости — неразвитость функции обобщения — оперирование общими свойствами объектов заменяется лишь конкретными связями между ними. (см. Психические состояния)

wiki.1vc0.ru

Умственная отсталость

Умственная отсталость — это одно из самых тяжелых заболеваний мозга, которое только может постигнуть человека, в силу его необратимости. Суть данного заболевания заключается в том, что присутствует стойкое недоразвитие интеллектуальной деятельности и психической деятельности в целом. Связано появление этого заболевания с приобретенной или врожденной патологией мозга. Как правило, при данном заболевании наблюдается не только снижение уровня интеллектуальной деятельности, но и снижение уровня функционирования психоэмоциональной сферы, моторики, речи, а также общего уровня развития личности. Также заболевание носит названия «олигофрения» и «малоумие».

Диагностика умственной отсталости

Как правило, диагностику следует проводить еще в детском возрасте, до того, как ребенок пойдет в школу. Это очень важно потому, что ребенку с умственной отсталостью необходимо обеспечить специальные условия для обучения — настоятельно рекомендуется обучение в специальной коррекционной школе, где к ребенку будет создан индивидуальный подход. Кстати, чем раньше начать работу с человеком, которому поставлена умственная отсталость, тем больше вероятность того, что он сумеет социализироваться и даже выполнять какую-то несложную работу со временем. Занимается диагностикой данного заболевания врач-психоневролог, также необходимо обязательное участие педагога. Необходимо особое внимание и профессионализм с их стороны, так как именно в этот момент определится дальнейшая судьба ребенка, то, как он продолжит свой жизненный путь. К сожалению, опыт показывает что зачастую врачи ставят неправильный диагноз здоровому ребенку и тем самым на долгие годы лишают его возможности полноценно и правильно развиваться.

Существуют различные методики диагностирования умственной отсталости, например, диагностика умственной отсталости по Стребелевой. Однако, как правило, общие критерии диагностирования умственной отсталости одинаковы. Во-первых, особое внимание обращается на мозговые заболевания, которые были перенесены в детстве — к таковым могут относиться нейроинфекции, интоксикации, разнообразные травмы и прочее. Также очень важно правильно собрать анамнез, в частности, если мать применяла какие-либо средства, чтобы вызвать аборт, это обязательно должно быть указано. Плюс ко всему, очень важно наличие информации о тяжелых родах, при которых имела место быть асфиксия плода; констатация факта перенесения мозгового заболевания ребенком. Но не эта информация является ключевым критерием диагностики, самое важное — это непосредственная диагностика ребенка, общение с ним. Кстати, некоторые дети в незнакомой обстановке склонны вести себя слишком замкнуто или нервозно, и это вовсе не означает наличие какого-либо заболевания, в том числе и умственной отсталости.

Лечение умственной отсталости

К сожалению, умственная отсталость — это неизлечимое заболевание по своим характеристикам. Однако некоторые виды отсталости поддаются лечению, в частности, когда имеет место быть установленная причина заболевания (токсоплазмоз, врожденный сифилис и некоторые другие). Если умственная отсталость связана с нарушением обмена веществ, назначается диетотерапия, иногда возможно гормональное лечение. Также очень важно правильно образование и воспитание человека с умственной отсталостью.

Также встречается такое состояние, как пограничная умственная отсталость. Это достаточно спорное состояние, в едином мнении о котором не могут сойтись ни врачи, ни педагоги, но в любом случае — это достаточно легкая форма обычной отсталости, которая может подаваться медицинским и педагогическим мерам.

lecheniedepressii.ru

Задержка психического развития, пограничная умственная отсталость

К этой группе расстройств относятся различные по этиологии, патогенезу и клиническим особенностям состояния легкой интеллектуальной недостаточности (IQ 70–79%), занимающие промежуточное положение между олигофренией и интеллектуальной нормой (Ковалев В.В., 1979). В МКБ-10 ЗПР относится к специфическим расстройствам психического развития и включена как синдром в структуру соответствующего психического, неврологического или соматического заболевания, что встречает возражения со стороны некоторых отечественных исследователей.

Границы этой группы во многом определяются требованиями общества к умственным способностям детей. Большему выявлению расстройства способствует рост уровня таких требований (усложнение школьных программ, более ранние сроки начала учения и др.) В части случаев ЗПР примыкает к дебильности, в другой части – к нарушениям т. н. предпосылок интеллекта. Во многих случаях выявляется тенденция к достижению нормальных показателей интеллекта или значительной компенсации когнитивного дефицита при специальных условиях воспитания и обучения. Этиология пограничных форм неоднородна. Вероятными причинами развития ЗПР являются:

Генетическая и/или конституциональная незрелость структур головного мозга, ответственных за познавательную деятельность и речь (лобной, а также функционально связанных с нею областей теменной и височной коры больших полушарий). Так, конкордантность по дислексии (нарушениям чтения и письма, по терминологии шведских исследователей) среди монозиготных близнецов составляет 100%, у дизиготных близнецов – 30%. Возрастает число факторов риска для антенатального периода развития организма: нейроинфекции, гипоксия, употребление некоторых медикаментов и т. д. Например, ныне обсуждается возможность тератогенного эффекта бензодиазепинов, особенно в начале беременности;

Неадекватное, изнеживающее воспитание, когда у ребенка не формируются познавательные потребности, потребность в труде, самодисциплина, чувство ответственности, обязательность, способность к самоограничениям, упорство в достижении цели, выносливость к тяготам жизни, готовность помогать другим. Не менее серьезные последствия оставляет авторитарное воспитание, ограничивающее степень свободы ребенка, делающее ребенка аспонтанным, зависимым, а также воспитание в условиях противоречивых требований к ребенку;

Генетические и врожденные, а также рано возникшие и значительные дефекты зрения и слуха;

Относительно негрубые органические повреждения и нарушения развития структур головного мозга, ответственных за интеллектуальную активность, а также других церебральных структур с последствиями в виде повышенной нервно-психической истощаемости, вегетодистонии, ослабления внимания, памяти, снижения скорости течения психических процессов;

Специфические нарушения развития общей моторики, артикуляции, экспрессивной и импрессивной речи, чтения, письма и счета;

Недостаточная забота об интеллектуальном развитии детей, неадекватные педагогические подходы (социально-педагогическая запущенность, интеллектуальная депривация);

Неумеренное пользование информационными ресурсами интернета, вследствие чего у детей не развивается способность к самостоятельной умственной деятельности, не формируются необходимые когнитивные схемы;

Соматические и неврологические состояния, заболевания и аномалии физического развития, ограничивающие возможности интеллектуального развития детей;

Длительные и тяжелые психотравмирующие ситуации, например состояния эмоциональной депривации и воспитание в условиях детских учреждений, в неблагополучных родных и приемных семьях;

Стойкие расстройства поведения, препятствующие включению ребенка в адекватные для умственного развития социальные отношения и структуры.

Нередко указанные причины комбинируются, создавая большое разнообразие клинических проявлений ЗПР.

Степень задержки интеллектуального развития варьирует от легкой до выраженной. При легкой степени ЗПР психическое развитие запаздывает в пределах одного возрастного периода, средней степени – на один-два возрастных периода, тяжелой степени – более чем на два возрастных периода. При легкой степени ЗПР особенно заметна тенденция к компенсации отстающих функций. При средней степени ЗПР тенденция к компенсации значительно отстает от нормы интеллектуального развития. При тяжелой степени ЗПР тенденция к компенсации обычно отсутствует, при этом наряду с ретардаций умственного развития встречаются другие аномалии развития, что создает трудности в дифференцированной диагностике с олигофренией и деменцией.

Распространенность ПУО не установлена, по приблизительным оценкам, она вдвое и более превышает показатель умственной отсталости. По некоторым сведениям, ПУО встречается у 5–10% детей школьного возраста. По данным W. Mayer-Gross (1948), распространенность ПУО в Шотландии составляет 27 на 1000 детей, а среди всего населения – 15,6 на 1000 населения. Достоверные данные по РФ отсутствуют, однако в последние десятилетия отмечается значительный рост числа случаев ПУО (рост по типу «цунами») и связанное с этим увеличение числа классов и групп коррекции в школах и дошкольных детских учреждениях (особенно детей 7-го вида).

Отсутствие надежной статистики связывают в первую очередь с тем, что к ПУО относятся весьма разнородные состояния, многие из которых характеризуются отчетливой тенденцией к обратному развитию. Во-вторых, распознавание ЗПР и отграничение ее от легкой умственной отсталости нередко представляет немалые сложности и требует длительного наблюдения за детьми. Часто бывает трудно дифференцировать ЗПР и нижнюю границу нормы интеллектуального развития. Наконец, отставание умственного развития может сопровождать ряд других расстройств развития и патологий детей, например синдром гиперактивности с дефицитом внимания, детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, реактивное расстройство привязанности и др.

Главные клинические проявления задержки психического развития по М.Ш. Вроно:

  • запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения);
  • эмоциональная незрелость;
  • неравномерность развития отдельных психических функций;
  • функциональный, обратимый характер нарушений.
  • Существует ряд классификаций пограничной умственной отсталости. Так, исходя из этиопатогенетического принципа Г.Е. Сухарева (1965, 1970) различает:

  • интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;
  • интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
  • нарушения при различных формах инфантилизма;
  • вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражениями слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;
  • функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм ЦНС.

psyclinic-center.ru