Меню

Поисково спасательная служебной собаки



Подготовка собак для поисково-спасательных служб, подготовка и правильный уход влияют на конечный результат

Все что нужно знать

Подготовка служебных собак для поисково-спасательной службы

К сожалению, современная действительность такова, что динамика роста техногенных катастроф и частота терактов становятся угрожающими. В этих условиях чрезвычайно важна работа поисково-спасательных служб (ПСС), созданных с целью своевременного поиска пострадавших и оказания им помощи. Наряду с людьми, в составе спасательных команд несут службу специально обученные и натренированные собаки.

Для того чтобы наиболее ярко представить, какой должна быть собака поисково-спасательной службы, достаточно вспомнить ставшую уже хрестоматийной историю овчарки по кличке Аякс. В 1954 году в горах Дахштейна лавина накрыла группу школьников во главе с учителем. Собака работала четверо суток без отдыха, одного за другим, спасая людей из-под толщи спрессованного снега. Она рыла и скребла когтями, даже обморозив лапы, пока не упала от изнеможения. Когда спасатели отнесли Аякса на базу, чтобы перевязать его, пса невозможно было удержать на месте – он рвался на место поисков. Обмороженными лапами собака откопала в снегу еще одного ребенка. Заболевания и рекомендации для ротвейлера

Необходимые качества собак для поисково спасательной службы

Выполнение такой сложной и изнурительной работы возможно лишь в том случае, если у собаки великолепные природные данные, которые развиты и усовершенствованы специальной профессиональной подготовкой собак . Для работы в ПСС собака должна обладать отличным слухом, острым чутьем, выносливостью и недюжинной силой.

Желательно, чтобы она была не выше 45-50 см, что облегчит ее транспортировку и передвижение в труднодоступных местах. Собака для ПСС должна иметь сильный и уравновешенный характер, хорошо обучаться и доверять людям. Даже незнакомые люди и животные не должны вызывать у нее агрессию. Вялые или наоборот, чрезмерно возбудимые животные, малопригодны для спасательной работы.

Несмотря на то, что ПСС – довольно сложная работа, она не требует подбора собак специальных пород с особыми родословными. Опыт показывает, что хорошо справляются со службой лайки, немецкие овчарки, колли, сенбернары, а также метисы. Что касается возраста, то для тренировки подойдет не только щенок, но и хорошо развитая собака до двухлетнего возраста.

С учетом специфики работы, дрессировщики используют, как более выносливых и сильных кобелей, так и внимательных и осторожных сук. Не возраст, порода и пол, а грамотная подготовка животных и правильный уход за ними влияют на конечный результат.

Начальная подготовка собак

Подготовка собаки включает в себя правильное выращивание (рост, физическое развитие) и последовательное воспитание (формирование поведения и нервной системы). Оба понятия неразрывно связаны и являются обязательными. От неразвитой физически собаки не приходится ожидать уравновешенной психики и крепкой нервной системы.

Вот почему с раннего возраста, наряду с неприхотливостью к пище и витаминов для служебных собак WOLMAR способностью работать в сложных метеоусловиях, у спасательных собак формируют смелость и интерес к поиску, настойчивость в достижении цели. Именно поэтому важно, чтобы учебные занятия по поиску источника запаха всегда оканчивались его нахождением. В противном случае, интерес к поисковой работе будет снижен или вовсе пропадет. Заболевания и рекомендации для ротвейлера

Однако это не значит, что следует облегчать животному задачу, делая слишком простые закопки. С первых же занятий собака должна быть нацелена на сложности в работе, а значит, предпочтительнее, если она найдет пару трудных закопок, чем множество простых. Если животное не справляется с задачей, дрессировщик может постепенно сужать круг поиска, помогая своему питомцу. В случае удачи, тренер более активно поощряет собаку.

Система тренировок собак

Каждое утро рекомендуется начинать с получасового кросса для тренировки выносливости и силы. Во время ежедневных прогулок собаку спускают с поводка, позволяя свободно обнюхивать предметы. Необходимо также тренировать ее чутье, посылая за далеко брошенными апортировочными предметами.

Раз в неделю животному необходима продолжительная прогулка с повышенной двигательной активностью: прыжками, преодолением препятствий, плаванием. Для закаливания зимой практикуют ночевку в снежной норе.

С целью формирования способности ориентироваться на местности, следует часто менять маршрут прогулки, брать собаку в длительные походы в местности с различными видами рельефа. Дозировать нагрузки и закаливать животное следует постепенно, не допуская резкого переохлаждения. Осторожно нужно относиться и к психике собаки, не перегружая ее.

При успешном выполнении задания тренер должен поощрять животное лакомством, выражением радости и лаской, создавая мотивацию правильного поведения со щенячьего возраста. Заболевания и рекомендации для бигль

Методика обучения для поисково спасательной службы

Приучая собаку к выборке вещи по запаху, следует добиться, чтобы она не приносила найденный предмет дрессировщику, а лишь подавала голос. Это крайне важно в реальной обстановке: когда собака найдет вещи пострадавшего, она не должна покидать место из-за угрозы потерять его.

Сообщив лаем о находке, собака продолжает обнюхивать все вокруг, пытаясь найти самого человека. Добиться правильного поведения можно следующим образом: как только собака найдет апортировочный предмет, дрессировщик подбегает к ней, дает команду сесть и помахивает перед ней найденным предметом, провоцируя лай.

Для поиска пострадавшего у собак вырабатывается навык зигзагообразного обследования местности с нахождением двух закопок с запахом помощника. Условным раздражителем при этом является команда тренера «Ищи!» и характерный жест рукой в направлении поиска. Вспомогательный раздражитель – команда «Вперед!».

Лакомство, ласка и выражение радости дрессировщика – безусловные раздражители выработки навыка. Челночный метод позволяет в поиске предмета под разными углами использовать встречный ветер, облегчая улавливание запаха. Помимо челночного используются такие способы поиска, как «веерный» и «спиральный». По мере освоения собакой того или иного метода, тренировки усложняются, увеличивается глубина закапывания человека и предметов. Собака учится находить незнакомого человека без предварительного знакомства с его запахом. Параллельно с тренировками поисковых навыков собаку в армии приучают к громким звукам, запахам дыма и крови , перевозке различными видами транспорта.

Содержание собак

Содержать собак лучше в открытом огороженном вольере с утепленными будками. Так животные будут закаляться, у них сохранится подшерсток, без которого не обойтись, работая на холоде. Рациональнее содержать в вольере не одну, а сразу 3-5 собак. Такой способ имеет следующие преимущества:

— Больше простора для каждой собаки.

— Животные не скучают, играя вместе.

— Удобство ухода для дрессировщиков.

— Условия для физического развития и закаливания.

При содержании дома, собаке отводится неотапливаемое помещение или веранда, но без сквозняка. В качестве подстилки подойдет мешковина, под которую подложен деревянный щит. Если тренировки в зимнее время будут достаточно частыми, у собак и в домашних условиях сохраняется подшерсток. Заболевания и рекомендации для Вельш-корги пемброк

Снаряжение

Тщательная экипировка является необходимым условием правильной организации учебных занятий по курсу ПСС. Для тренера она состоит из легкой удобной одежды и обуви из непромокаемого материала, поверх которой надевается красная жилетка с эмблемой СПСС. Такая форма позволяет выделить дрессировщика среди остальных работников, а для собаки является условным раздражителем в подготовке к поиску, активизируя животное.

Снаряжение собаки состоит из стандартной шлейки с карманами на застежках, обшитой красной материей. Она служит поясом для крепления страховочной веревки, позволяет видеть собаку на любом фоне, служит контейнером для доставки записок и медикаментов. Помимо шлейки в комплект входит длинный поводок красного цвета. С помощью этой экипировки собака может осуществлять буксировку лыжника или саней с грузом. Лапы собаки от порезов и ран защищают специальные бахилы.

Аттестация собаки

Учебный курс для любой собаки ПСС заканчивается контрольным занятием. И для тренера, и для его воспитанника – это серьезное испытание. Комиссия выставляет оценки за выполнение каждого приема. Такой экзамен для получения допуска к участию в спасательных работах, собаки сдают ежегодно. Аттестация выявляет достоинства и недостатки собак, оценивает их поисковые качества, обогащает опыт дрессировщиков и их подопечных.

Источник

Поисково спасательная служебной собаки

Собаки издавна жили с человеком бок о бок, и помогали ему во всем: в охоте, в открытии новых мест, сопровождая его, в защите. Прошло несколько веков, прежде чем человек понял, что собаке надо развиваться, и начал использовать ее не только в этих целях.

Кинологическая служба в России появилась более ста лет назад. Впервые собачий питомник для полиции основали в 1906 году в Петербурге. Эффект был столь значителен, что через год по всей стране подобные службы появились более чем в 50 губерниях.

Сейчас, в двадцать первом веке, в помощь людям, собак используют в различных силовых структурах. И для этого их специально подготавливают.

МЧС не раз убеждались в том, что служебные собаки оказывают большую помощь спасателям в поиске и спасении людей в реальных условиях чрезвычайной ситуации. Использование собак в МЧС, значительно облегчает работу людям. Собак учат распознавать людей под завалами, лавинами, отличать живых от трупов. В Центре готовят собак к минно-розыскной и поисково-спасательной службе, а также для других работ. Надо сказать, что в России методология подготовки таких собак находится на передовом уровне. Собака может проникать в такие места, куда человек не в состоянии пролезть. Тонкое чутье собаки заменяет десятки приборов и сокращает время поисков пострадавших. Для этого в МЧС России создана поисковая кинологическая служба. Конечно, работу собак осложняют холодильники, погребенные вместе с людьми под завалами. Собака в состоянии работать 15-20 минут, потом ее нюх притупляется, из-за погодных условий, стухших продуктов в холодильниках, постоянного запаха трупов, отсутствия интереса. Кроме людей собаки так же находят и других живых домашних животных. Обнаруживая под завалом животное, или человека собака начинает радостно лаять, подпрыгивать, изо всех сил пытаясь показать это место. Обычно люди называют таких героев «Собаки МЧС», «Собаки-спасатели» и другие названия, правильнее будет собаки «Поисково-кинологической службы» [1].

Выбранная тема для меня является актуальной, потому, что работу спасателя с собакой я считаю одной из самых интересных и важных для общества. В ходе исследования на тему «Собаки на службе в МЧС», я получу важные для меня знания о выборе и подготовке собак для поисково-спасательных работ, в том числе, постараюсь получить сведения по этой теме в своем городе Снежинске.

Моя исследовательская работа является информационно-реферативной. Она написана на основе нескольких источников с целью освещения конкретной проблемы.

Цель исследовательской работы – провести анализ требований к собакам, наиболее пригодным для службы в МЧС и подтвердить свои знания на примере кинологической службы города Снежинска.

Обосновать выбор породы собак, наиболее пригодных для службы.

Проанализировать рабочие качества собак.

Сравнить остроту чутья нескольких пород.

Выделить основные навыки, которые прививают собакам-спасателям.

Узнать и рассказать о кинологической службе в городе Снежинске.

На основании результатов сделать выводы.

— поисковый (информация в сети Internet , библиотечный фонд);

— анализ (отбор только самой нужной информации по теме);

— синтез (обобщение полученной информации);

— интервьюирование (получение информации от волонтера).

1 ВЫБОР СОБАК НАИБОЛЕЕ ПРИГОДНЫХ ДЛЯ СЛУЖБЫ

1.1 Породы собак, используемые для спасательных служб

Когда мы говорим про спасателей, мы представляем себе крепких мужчин в полном технически оснащенном обмундировании, но у собак такого нет, главное их «оружие» против чрезвычайной ситуации — это их нос и обоняние. Благодаря хорошему обонянию собака приведет своего хозяина на место завала, где может находиться человек, или поможет отряду спасателей найти людей, заблудившихся в лесу [2].

Из всего многообразия пород для поисково-спасательной службы могут быть рекомендованы лишь несколько, которые по своим физическим и поведенческим особенностям соответствуют указанным требованиям.

Разберем, каких пород бывают собаки-спасатели и место их службы.

Службу в структурах МЧС несут: лабрадоры, овчарки, доберманы, спаниели, терьеры, питбули, ротвейлеры, ризеншнауцеры, лайки, стаффордширский терьер, фокстерьеры и шпицы[8].

Примеры собак некоторых из перечисленных пород приведены в Приложении А.

Расчеты собак подразделяются на ряд служб: минно-розыскная; горно-лавинная; поиск тел погибших; поисково-спасательная; служба спасения на воде; поиск пострадавших по запаховому следу.

Кинологи говорят, что медали, к сожалению, не положены отважным и умным собакам. Но осознание того, что они помогают хозяину, для них превыше всего.

1.2 Анализ рабочих качеств собак

Важное значение рабочих качеств собак служебных пород признавалось и признается, пожалуй, всеми отечественными специалистами-кинологами. Да, и как можно его оспаривать, если в самом определении — «собаки служебных пород» заложено назначение животных: выполнять определенную службу (работу) – защитно-караульную, розыскную, караульную, поисково-спасательную и другую. Ясно, что даже самая совершенная по экстерьеру собака, не способная успешно дрессироваться и нести службу, не представляет ценности для служебного собаководства. И наоборот, содержание и разведение работоспособных собак, даже при наличии у них несущественных недостатков в экстерьере, вполне оправдано [2].

Читайте также:  Препараты для дезинфекции вольеров для собак

Основными направлениями деятельности кинологической полиции в нашей стране является поиск и обнаружение взрывчатых веществ, наркотических средств, а также поиск пропавших вещей, трупов и другое, так называемый общерозыскной профиль. Собаки общерозыскного профиля наиболее универсальны, так как позволяют раскрыть как мелкую кражу, так и обнаружить труп и трупные остатки. Количество пород собак, используемых по этим направлениям, достаточно ограничено — порядка 10. Наиболее многочисленными из этих 10 являются овчарки — немецкая, бельгийская (малинуа) и восточно-европейская, а также лабрадоры и ротвейлеры. На сегодняшний день нет четкого разграничения по применению пород собак в разных службах. Исходя из этого, были проведены исследования, опубликованные в 2017 году в научной статье о рабочих качествах служебных собак разных пород, подготовленных по поиску и обнаружению взрывчатых веществ, наркотических средств, а также собак обще-розыскного профиля на базе ЦКС ГУ МВД России по г. Москве. Выявлено превосходство собак породы восточно-европейская овчарка над другими породами по поиску и обнаружению взрывчатых веществ — процент выполнения навыков у них составил 90. Несколько хуже работали собаки породы немецкая овчарка — 88,3%, самые низкие показатели по этому профилю выявлены у собак породы ротвейлер — 76,3%. По поиску и обнаружению наркотических средств одинаково хорошо работали овчарки пород восточно-европейская и бельгийская — 93,1% и 93,6%, соответственно. Худшие показатели выявлены у собак породы немецкая овчарка — 88,7%. При сравнении рабочих качеств собак обще-розыскного профиля, выявлены лучшие показатели у ротвейлера — 91,9% выполнения против 84,9 у немецкой овчарки. [9]

1.3 Отбор и оценивание собаки для поисково-спасательной службы

Работа собаки складывается из многих компонентов, однако большинство видов служебной деятельности включает в себя работу по чутью. Под чутьем понимается способность животных к поиску запаховых объектов. Наиболее сложный вид данной деятельности — это проработка следа человека. [3]

Для работы надо отбирать здоровых собак, с хорошо развитыми органами чувств. Однако хорошее зрение, слух и обоняние не определяют успех поиска. Не менее важными факторами, влияющими на результативность поиска, являются общая способность собаки к обучению, внимательность, умение ориентироваться и оптимально передвигаться в пространстве (реализация элементов рассудочной деятельности), а также заинтересованность собаки в выполнении требуемых действий, в данном случае — в поиске запаховых объектов и проработке цепочки следов.

У собаки прежде всего проверяют здоровье. Она должна быть развита по возрасту, иметь, по возможности, правильный прикус и все зубы (у взрослых 42), быть подвижной, веселой, иметь ясные глаза, блестящую шерсть, прохладную и влажную мочку носа, хороший аппетит и свободные движения. Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата легче выявить, заставив собаку выполнить какие-нибудь прыжки — с бума, через штакетник или пройти по лестнице.

Зрение проверяют по реакции на подносимую ладонь или какой-либо предмет. Если глазное яблоко вращается в направлении движения ладони или собака прищуривает веки в момент резкого движения ладони — зрительная реакция в норме. Собака с нормальным зрением хорошо ориентируется в окружающей среде, при движении не натыкается на препятствия.

Слух проверяют по реакции собаки на произношение клички хозяином за спиной животного, а также при подаче команд владельцем на различном расстоянии от него. Собака, не реагирующая на произносимую громко кличку и команды на расстоянии 40–50 метров и на произносимую шепотом кличку на расстоянии 10 метров, считается непригодной к служебной деятельности.

Частота сердечных сокращений. Уже при простом подсчете пульса в покое можно предварительно судить о состоянии здоровья собаки. Нормальный пульс у собаки 70–100 ударов в минуту.

Проверку обоняния проводят следующим образом: берется 10 спичечных коробков (пустых), в один их которых вкладывается кусочек мяса, лучше вареного, дается занюхать собаке и подбрасывается к 9-ти коробкам. После этого, чтобы собака не заметила, куда упал коробок, хозяин должен обвести собаку вокруг себя и только после этого послать собаку на обнаружение нужного предмета. Расстояние между коробками 15-20 см, расположены они хаотически в квадрате 3×1 м.

Шкала оценивания и показатели оценки особенностей поведения собак приведены в Приложении Б.

1.4 Выбраковка собак

Приведу примерный перечень пороков, болезней и недостатков, исключающих использование собаки для поисково-кинологической службы [4]:

Общая физическая недоразвитость скелета и мускулатуры.

Основные пороки в экстерьере.

Хромота, вызванная атрофией мышц плеча, бедра.

Хроническое воспаление сухожилий, связок и суставов.

Хронические болезни сердца и крупных кровеносных сосудов.

Неустранимые опухоли или злокачественные образования.

Хронические, упорно не поддающиеся лечению болезни, экземы.

Преобладание в поведении собаки ориентировочной, ориентировочно-половой или пассивно-оборонительной реакции.

Недостатки основных свойств нервной деятельности: сверхвысокая или крайне низкая возбудимость.

Повышенная злобность, трусость.

Здоровье и физическая тренированность, важные служебные качества собаки, имеющие большое значение для ее успешного обучения и практического использования. Для этого производятся тщательный осмотр и проверка способностей собаки. Данные проверки заносят в карточку в виде оценки или описания соответствующих поведенческих реакций. Но также следует не забывать, что плохой дрессировкой можно свести на нет любые имеющиеся способности.

2 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОБАКАМ-СПАСАТЕЛЯМ,

ПРАВИЛА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЛУЖБЕ

2.1 Требования к поисковым собакам, основные навыки, которые им прививают, и возраст начала их подготовки к службе

В поисково-спасательной службе целесообразно использовать собак ростом не выше 68-70см из числа рекомендуемых пород, наличие родословной необязательно. [2] Они должны отвечать основным требованиям. Все эти качества определяются специальными тестами, которые проводят со щенком в возрасте от 3 месяцев. Требования к поисковым собакам приведены в Приложении В.

Как же узнать, что щенок сможет и обладает талантом спасателя? Наверное, это как у людей, с самого рождения собака должна родиться спасателем. Если с детства щенок очень подвижен, любит играть, и всегда интересуется чем-то новым, это хорошие признаки. При дальнейших тренировках, в игровой форме будет проще привить навыки поиска. Стоит отметить, для собаки осознание того, что она спасла человека, приходит только с первым реальным случаем. Остальное только игра. Когда нет возможности почуять человека (сильное задымление, строительная пыль, прочие посторонние запахи), подготовка собаки играет важную роль.

На дрессировку четвероногого специалиста уходит до 1,5 лет. Форма обучения игровая. Подготовка питомца начинается с 6 месяцев, свои первые квалификационные зачеты собака может сдать не раньше, чем ее возраст достигнет 1 года. Используются собаки спасатели в разных ситуациях: поиск опасных взрывных устройств на заминированных территориях, отыскание пострадавших при завалах, лавинах, оползнях. Четвероногий питомец работает только в паре со своим кинологом. Называется это кинологический расчет. Хозяин хорошо понимает собственного любимца, проводит с ним занятия и может помочь приспособиться к различным условиям, таким как полет на самолете, вертолете, или долгое нахождении в горной местности.

2.2 Основные правила использования собак

Почти каждый день у такой собаки начинается с тренировки в виде игры, ведь дрессировка и обучение является основой для успешной операции по поиску пострадавших. Например, с собакой выезжают на изначально в незнакомое ей место (заброшенная стройка, карьеры, заводы, лесной массив), и прячутся от нее. Задача четвероногого друга отыскать вас, если он это сделает, то получит вознаграждение в виде лакомства или игрушки. Стоит обратить внимание, что у каждой собаки (нескольких собак) свой хозяин, который проводит тренировки и воспитывает питомца со щенячьего
возраста. [5]

Использование собак наиболее эффективно на максимально ранних этапах спасательных работ. Вместе с тем необходимо учитывать, что для выхода запаха с большой глубины, особенно через плотные среды, нужно некоторое время. Во время поиска собаке в среднем каждый час требуется 10-минутный отдых, чтобы напиться и прочее. При высокой температуре (свыше +30 °С) или при сильном морозе (ниже -25 °С) отдых дается после каждых 20–30 минут работы. На это время собаку уводят от обыскиваемого участка, желательно в укрытие. Через 8 часов перерыв требуется более продолжительный.

В районах с жарким климатом необходимо учитывать следующее:

— сильная жара изнуряет собаку и способствует улетучиванию запахов;

— на участках с песчаной и солончаковой почвами возможно попадание мелкого песка и пыли в верхние дыхательные пути собаки, что снижает результативность работы и повышает утомляемость;

— длительное пребывание на жаре и солнцепеке может вызвать тепловой удар.

Поэтому в жару необходимо чаще поить собаку, смачивать живот и паховые области прохладной водой. Для защиты от холода используют попону или комбинезон.

2.3 Меры безопасности при ведении спасательных работ

К основным требованиям по обеспечению безопасности при ведении спасательных работ относятся следующие[6]:

— проводники и собаки ведут поисково-спасательные работы
только экипированными спасательной формой и снаряжением;

— проведение разведки в незнакомой местности с неожиданными опасностями требует постоянной радиосвязи между проводниками и физического контакта с собакой через каждые 5 минут работы;

— бесперебойная радиосвязь командного пункта зоны ЧС с разведгруппой обеспечивает безопасность ее работы, быструю помощь обнаруженным пострадавшим;

— отработку опасных участков зоны – нависающие балки, крыши, остатки стен – производить не в одиночку, а группой 2–3 человека.

При отработке плана ведения поисковых работ учитывается:

— площадь обследуемой территории;

— сложности рельефа местности;

— факторы, осложняющие работу собак (пожары, задымленность, наличие едких раздражающих веществ, пыль и другое);

— количество поисковых собак и особенности работы каждой из них;

— время работы собаки на участке (от 4 до 8 часов), с периодическими перерывами на отдых;

— ширина полосы, обыскиваемой собакой (от 20 до 100м) и скорость обыска (от 1500 до 2000 м/ч);

— имеющиеся силы и средства спасательных групп, условия связи и взаимодействия между ними.

2.4 Методика оценки подготовленности расчетов поисково-кинологической службы

Испытания расчетов поисково-кинологической службы (ПКС) проводятся ежегодно в соответствии с общими правилами и нормативами, утвержденными приказами МЧС России, с целью[7]:

– проверки уровня подготовки имеющихся в подразделениях расчетов ПКС, подтверждения, присвоения или повышения классной квалификации;

– обмена имеющимся опытом подготовки и применения собак для поиска и обнаружения людей, пострадавших при различных чрезвычайных ситуациях.
Наряду со штатными расчетами могут быть представлены к испытаниям и прошедшие специальную подготовку расчеты спасателей-общественников и любителей-собаководов при соответствующем оформлении документов. Испытания состоят из проверки подготовленности собак по ОКД и по СКД, которая, в свою очередь, состоит из четырех испытаний по поиску людей, имитирующих пострадавших:

– в условиях завалов;

– в условиях природной среды;

– в горных условиях;

– в разрушенных технических средствах.

3 ОТРЯД ПСС «РЫСЬ» ПРИ ДОСААФ РОССИИ В ГОРОДЕ СНЕЖИНСК

В городе Снежинск существует отряд ПСС «Рысь» при ДОСААФ России. На счету у отряда примерно по десять выездов за год. Для поддержания навыков собак постоянно проводятся совместные тренировки, приглашаются посторонние люди (статисты) поучаствовать в качестве «пострадавших». Регулярно проводятся соревнования совместно с ДОСААФ. Волонтеры вместе с собаками посещают садики и школы. Благодаря этому слушатели узнают о способах поиска пропавших людей, о том, как именно собаки помогают в поиске. Затем активисты отряда показывают на практике как ищут собаки потерявшегося человека.

В ходе выполнения научно-исследовательской работы мне удалось взять интервью у одного из волонтеров отряда ПСС «Рысь» — Артема Щербакова. Текст интервью приведен в Приложении Г.

Пообщавшись с волонтером, я сделал вывод о том, что люди на добровольной основе организовали отряд и помогают стражам порядка в розыске людей. Они готовы прийти на помощь в любую минуту, не считаясь с усталостью и личными обстоятельствами.

В Приложении Д приведены фотографии волонтеров спасателей отряда ПСС «Рысь» и их верных компаньонов – собак.

На сегодняшний момент численность кинологической группировки служебных собак в мире, очень высока. Если раньше служебных собак можно видеть в основном только у пограничников, то теперь они есть в каждом силовом ведомстве.

Кроме этого, в личном пользовании российских граждан находится несколько миллионов собак служебных пород, большинство из которых прошли курс специальной дрессировки и при определенных обстоятельствах могут быть использованы (используются) для выполнения функций защиты владельцев, их имущества и иных задач.

Задача животных – найти людей под разрушенным зданием или в природной среде. Задача кинолога – адаптировать своего питомца к сложным, а порой экстремальным условиям поиска пострадавших. 10

В ходе исследования, я выяснил, что каждый кинолог и его питомец составляют единый отлаженный тандем и понимают друг друга с полуслова. Ведь от взаимопонимания собаки и человека зависит эффективность выполнения действий по назначению. В этом я убедился, когда познакомился с сотрудниками Снежинского отряда ПСС «Рысь» и их питомцами – собаками на патрульно-спасательной службе.

Читайте также:  Собака грызет хвост ноги

Закончив исследование, я могу сказать, что не все из того, что было задумано получилось, например, у меня не было возможности пригласить на показательную демонстрацию поисковую собаку. Я хочу продолжить свои исследования для расширения знаний о работе собак спасателей и собрать информацию из мировой истории реальных судеб таких важных и преданных человеку компаньонов.

По результатам проведённого исследования я разработал информационный буклет в приложении Microsof Office – Publisher 2016, который содержит интересную и, мне кажется, полезную информацию о том, какие собаки несут патрульно-спасательную службу, основные требования к ним и правила их использования.

Все задачи моего исследования выполнены. Цель достигнута.

Использование собак в силовых структурах. [Электронный ресурс]. URL : https://www.pitomec.ru (Дата обращения: 11.03.2020).

Породы собак спасателей. [Электронный ресурс]. URL : https :// fireman . club / statyi — polzovateley / sobaki — spasateli (Дата обращения: 11.03.2020).

Как спасатели тренируют собак для поиска людей. [Электронный ресурс]. URL : https://76.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya (Дата обращения: 11.03.2020).

Собаки поисковой спасательной службы. [Электронный ресурс]. URL : https://dogtricks.ru (Дата обращения: 11.03.2020).

Собаки спасатели на службе МЧС. [Электронный ресурс]. URL : https://fireman.club (Дата обращения: 11.03.2020).

Использование кинологической службы в поисково-спасательных работах. [Электронный ресурс]. URL : https :// infourok . ru / ispolzovanie — kinologicheskoy — sluzhbi — v — poiskovospasatelnih — rabotah (Дата обращения: 11.03.2020).

Методика оценки подготовленности расчетов поисковой кинологической службы. [Электронный ресурс]. URL : https :// wolcha . ru /2094- metodika — ocenki — podgotovlennosti — raschetov — poiskovoy — kinologicheskoy — sluzhby . html (Дата обращения: 11.03.2020).

И в воде, и на земле, и в огне. [Электронный ресурс]. URL : https :// tsargrad . tv / special _ projects / i — v — vode — i — na — zemle — i — v — ogne — kak — sobaki — spasajut — ljudej -23- goda — kinologicheskoj — sluzhbe — mchs (Дата обращения: 11.03.2020).

Андреева Л.Н., Андросенко А.С., Тритенко Е.А., Юдина О.П. Анализ рабочих качеств служебных собак разного направления и применения. Научная статья в журнале «Вестник Мичуринского Государственного Аграрного Университета» № 2 М., 2017, стр.58-63.

Севодняев В. М., Шалабот Н. Е. Помощники в службе. // Войсковой вестник. М.,1994,№ 2, с. 57–59.

ДОСААФ – добровольное общество содействия армии, авиации и флоту

МЧС – министерство чрезвычайных ситуаций

ОКД – общий курс дрессировки

ПКС – поисково-кинологическая служба

ПСС – поисково-спасательная служба

СКД – специальный курс дрессировки

ЦКС ГУ МВД России – Центральная кинологическая служба Главного управления Министерства внутренних дел России

ЧС – чрезвычайная ситуация

Некоторые породы собак, пригодные для спасательной службы

НЕМЕЦКАЯ ОВЧАРКА ЛАЙКА

Шкала оценивания и показатели оценки особенностей поведения собак

5 баллов – собака хорошо обнюхивает коробки и быстро находит необходимый предмет (5 секунд).

4 балла – обнюхивает достаточно активно, находит коробок в течение 10 секунд.

3 балла – собака обнюхивает вяло, работает без интереса, не заинтересована в поиске, поиск более 10 секунд.

2 балла — очень вялый поиск, почти не ищет, необходимый коробок находит по наводке хозяина.

1 балл – собака не нюхает, не заинтересована в поиске, коробок не обнаружен.

Экспертиза поведения при отборе собак включает в себя оценку особенностей их поведения по следующим показателям:

— степень проявления безусловных реакций (пищевая, игровая, ориентировочная);

— реакция на сильные раздражители;

— отношение к незнакомым людям;

— отношение к животным и птицам.

Основные требования к поисковым собакам

1) Быть здоровыми, среднего роста, хорошо физически сложенными и развитыми, с правильным поставом конечностей, сухого, крепкого типа конституции, с хорошо развитым подшерстком, быть уравновешенно-подвижными и уравновешенно-спокойными.

2) Быть неагрессивными.

3) Иметь хорошее обоняние и развитую ориентировочную реакцию.

4) Не быть трусливыми.

5) Хорошо переносить переезды на транспорте.

6) Не проявлять трусости в незнакомой обстановке и при сильных раздражителях.

7) Быть подвижными.

8) Иметь возраст не менее восьми месяцев.

9) Обладать хорошим слухом и высокой активностью поиска.

10) Быть спокойными по отношению к выстрелам.

11) Социализированность (доброжелательное отношение к окружающим).

12) Послушность, покладистость.

13) Крепкая конституция (не для всех пород).

15) Отсутствие боязни агрессивной внешней среды (мороза, ветра, ливней, выстрелов).

16) Психологическая подготовка (собаку во время задания, ничего не должно отвлекать).

Интервью с волонтером отряда ПСС «Рысь»

— Артем, расскажите о своем подопечном.

— Его зовут Чак. Порода Доберман. Стараемся тренироваться на различной местности, в различной обстановке и при любой погоде, что бы не возникало привыкания к определённым условиям. Он учится находить пострадавших или заблудившихся и нуждающихся в помощи людей. Его задача по запаху найти местонахождение человека, лаем сообщить об этом проводнику и находиться рядом с человеком, показывая, где он находится.

— Сколько ему лет и как долго Вы его дрессируете?

— Ему пять лет. Учится он уже два года. У нас в команде есть люди, сопровождающие проводника с собакой для оказания помощи и содействию при необходимости, так же они оказывают помощь и страхуют на дрессировочной площадке. Дополнительно проводятся занятия на оборудованной площадке со снарядами (препятствиями) имитирующими возможные сложности при поиске. Чак учится их преодолевать и не боятся. Ученик он способный. Но слышать и слушаться должен не только он, проводник тоже должен понимать свою собаку, обращать внимание на её поведение, так как, основываясь на наблюдение можно понять, нашел он кого-либо или нет.

— Как вы объясняете задание?

— В самом начале обучения надо дать понять собаке, что от неё требуется, в этом проводнику помогает напарник (статист). Один из них прячется в зоне видимости собаки, второй направляет внимание собаки на то место, где спрятался человек и подаёт команду (ищи, работай или любую другую, которая будет обозначать определённое действие для собаки). Подводит собаку к человеку, если она сама не пойдёт к нему и даёт команду голос. После облайки собака получает вознаграждение. Со временем усложняются условия поиска, увеличиваются расстояния, число статистов. Собака должна их найти самостоятельно и обозначить лаем. А когда наступает момент реальных поисков, то собаке подаётся команда и при необходимости указывается направление поиска.

— Вознаграждение — это всегда корм?

— Существуют несколько способов поощрения. Это зависит от привычек и предпочтений собаки. Это может быть и полученная игрушка или просто поглаживание с похвалой. Чак же играет чересчур активно и на сложной местности разыгравшись, может пораниться или попытаться поиграть с пострадавшим, что тоже может нанести вред. Поэтому для Чака наградой является корм, так как он большой любитель вкусно поесть.

— Вы уже пробовали его в деле?

— Да. У нас получается десять и более выездов за год. Он участвовал в поисках, как в городе, так и за его пределами (Уфалей, Багаряк, Черкаскуль). На его счету уже есть спасённые жизни.

— Что необходимо делать, чтобы собака поддерживала свою форму?

— Регулярные занятия. Длительные прогулки и тренировки выносливости.

— Что может ей помешать выполнять свою работу качественно?

— Сложные погодные условия, такие как жара или холод повышают утомляемость собаки. Также полное отсутствие ветра, так как запах от человека почти не перемещается в воздухе и ей приходится пробегать большие расстояния. Еще ей мешает наличие остро пахнущих веществ на территории.

— Почему Вы выбрали именно эту породу собак, и оправдывает ли он Ваши ожидания?

— Это активная, красивая, умная и выносливая собака. Он превосходный друг и компаньон, как в поиске, так и просто на прогулке.

— За какие качества именно эта парода собак участвует в работе спасателей?

— Чуткость, бесстрашие, молниеносная реакция и хорошая выносливость.

— Спасибо, Артем, за интересный рассказ!

Волонтёры отряда ПСС «Рысь» и их компаньоны собаки

Крайний слева Артём Щербаков, его компаньон – доберман Чак

Источник

Поисково спасательная служебной собаки

По материалам квалификационной (дипломной) работы на тему: Методы подготовки собаки по поисково-спасательной службе.

Автор: кинолог Волохо Е.С.

Руководитель: преподаватель первой категории кафедры зооинженерии ФГБОУ ВО УрГАУ Корепанова Т.В.

МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ СОБАК К ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  2. Выбор собак для поисково-спасательной службы.
  3. Снаряжение и место обучения поисково-спасательной службе.
  4. Контакт и привязанность.
  5. Особенности начальной дрессировки.
  6. Обучение сигнальному поведению в поисково-спасательной службе.
  7. Повышение значения обоняния в поиске.
  8. Использование преград , построек, техногенных объектов.

1. Введение.

Поисковоспасательная служба призвана осуществлять помощь людям, оказавшимся в опасности, их поиск и спасение при помощи специально обученных собак.

В России первые собаки стали готовиться на базе ДОСАФФ, а в 1972 г. на общественных началах Федерации альпинизма СССР была создана поисково-спасательная служба. Инициатором и организатором службы поисково-спасательных собак в нашей стране является Мстислав Иванович Усов.

В настоящее время отношение к специалистам службы спасения и их четвероногим помощникам у нас изменилось. В 1996 г. МЧС был создан кинологический отдел, что способствовало более успешной подготовке команд специалистов спасательной с собаками во многих регионах России.

Целью данной работы является исследование особенностей породы лабрадор-ретривер и его дрессировки для поисково-спасательной службы.

Для решения выше поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • Дать характеристику породы лабрадор-ретривер.
  • Рассмотреть теоретические основы отбора и дрессировки собак для поисково-спасательной службы.
  • Провести практическое исследование обучения данной породы.

Объектом исследования является щенок породы лабрадор-ретривер.

Предметом исследования являются характеристика породы и особенности ее дрессировки.

2. Выбор собак для поисково-спасательной службы.

Учитываются следующие критерии:

  • Неагрессивность к человеку и другим видам животных.
  • Развитое обоняние и охотное его использование.
  • Физическое здоровье, развитая и тренированная мускулатура.
  • Средние размеры.
  • Невыраженность охотничьего инстинкта.
  • Хорошая генетически закреплённая обучаемость.

Правильное воспитание щенка является основой успеха его будущей дрессировки. При этом оно рука об руку идёт с правильным выращиванием и уходом. Ведь плохо развитая физически собака не будет обладать и хорошей нервной системой, устойчивой психикой.

Собаки этой породы чрезвычайно подвижны. В процессе воспитания следует это учитывать. Прогулки со щенком должны быть достаточно активными и продолжительными. И при любой погоде. Они должны сопровождаться ежедневными «апортировочными кроссами». С подрастающей собакой проводятся длительные прогулки по лесам, пересечённой местности, на различных видах рельефа. Отсутствие повторений маршрута движения на природе помогает развиваться ориентированию.

Также лабрадор – прекрасный потенциальный охотник. Но для будущего обучения поисково-спасательной службе его охотничий инстинкт нужно подавлять с самого раннего возраста. Для этого используется контрастный метод дрессировки щенка на длинном поводке. Щенка подводят к разным животным, доступным для такого контакта. При попытках игры с ними или преследования его внимание активно переключается инструктором. Используется как положительное, так и отрицательное подкрепление.

Агрессивный лабрадор – крайне редкое явление, грубое отклонение от характеристик породы. Поэтому такие собаки не используются для караульной и защитно-караульной службы. При этом отсутствие трусости, отвага в сложных ситуациях, умение быстро принять решение – необходимые критерии отбора для опасной работы.

При отборе собаки для поисково-спасательной службы следует учесть ещё одну особенность породы. Это любовь к плаванию, купанию, к любому водоёму. Поэтому при отборе для поисково-спасательной службы это также важный критерий. Лабрадору по силам и поиск утопленников. Правильно обученная собака способна обнаружить местонахождение человека как вплавь, так и с лодки.

Чрезвычайно развитый орган обоняния обеспечивает необычайно тонкий нюх. Эта важнейшая особенность породы также учитывается при отборе. Ведь поисково-спасательная служба предполагает самостоятельный поиск пострадавших. В завалах после взрывов газа, обрушениях после землетрясений. Со всеми многообразными спектрами запахов, сопровождающих такие катастрофы. Для развития обоняния собаке необходим свободный выгул, обнюхивание территории и предметов на ней. В форме игры полезна маскировка апортировочных предметов, их закапывание, подвешивание.

3. Снаряжение и место обучения поисково-спасательной службе.

Помимо общей дрессировочной экипировки существуют аксессуары специального назначения. Они необходимы для обучения собаки поисково-спасательной службе.

  • Шлейка, обшитая красной тканью. Это как маркер. Для собаки – сигнал о начале работы. Для постороннего – сигнал принадлежности собаки ПСС. Такая шлейка должна плотно прилегать к шерсти и быть снабжена карманами на застёжках. В них можно доставить пострадавшему медикаменты, перевязочный материал, записку. К такой шлейке может крепиться буксировочный трос или страховочная верёвка.
  • Красный тонкий капроновый поводок. Может использоваться для разных целей: транспортировка саней, грузов. Также он может использоваться в качестве страховочного или лавинного шнура.
  • Защитные бахилы по типу чулков. Используются для работы на травматичных поверхностях: битое стекло, острые камни, горные ледники. Крепятся резинками выше скакательных суставов.
  • Миска для кормления (поения) собаки с запасом воды.
  • Пронумерованные полиэтиленовые пакеты с предметами одежды различных людей. Первый пакет содержит какую-то вещь с запахом инструктора, второй – помощника либо члена семьи. В третьем нательная рубашка или штаны человека, незнакомого собаке. Пакеты служат образцами запахов для закладок. К ним должен иметься пинцет для вынимания вещей из пакетов.
  • Лопата для закапывания закладок. Защитная плёнка или ткань для закапываемых статистов.
  • сантиметровая лента для измерения глубины, красные маркировочные лоскуты для пометки на местности.
Читайте также:  Фразеологизмы что значит как кошка с собакой

В отличие от дрессировочных площадок, обучение поисково-спасательной службе проводится на участке местности. Обычно он имеет название «учебный плац». Такой участок должен иметь, по возможности, пересечённую местность. И иметь элементы, облегчающие маскировку: островки кустарника и деревьев, но не сплошной лес. Таким образом, обстановка должна быть максимально приближённой к реальной. На плацу должно располагаться укрытие для собаки с ограниченной видимостью. Оттуда производится пуск на розыск закладки.

В процессе дрессировки собаки размеры плаца увеличивают с 30х30м до 100х100м в зависимости от опыта собаки и количества участников. Следует иметь несколько таких участков. Недопустимо заниматься больше трёх раз подряд на одном и том же плацу.

Есть несколько требований, предъявляемых к учебному плацу.

1) Минимум отвлекающих факторов при дрессировке на самых начальных этапах. Факторы могут быть зрительными, звуковыми, запаховыми.

2) отсутствие засорений мусором, стеклом или какими-нибудь химическими реагентами, удобрениями.

3) безопасность, в особенности, если это горный район.

Очень важна максимально быстрая, не утомительная для собаки доставка её к месту обучения. В идеале это пеший способ, если расстояние до плаца не более 10 км, но перед началом обучения собаке нужен отдых в течение 10-15 минут. Автомобильный способ требует предварительно выработанной привычки к звуковой и вибрационной нагрузке. Следует учесть также и возможную нагрузку на органы обоняния выхлопными газами. Это актуально не столько внутри транспортного средства, сколько на вокзалах, местах ожидания на остановках и посадочных площадках.

4. Контакт и привязанность.

И люди, и собаки могут обладать контактностью и привязанностью в различной степени. В том числе это позитивный контакт инструктора и собаки, их привязанность друг к другу. Для успешного дрессировочного процесса это исключительно важный фактор. Отсюда крайне нежелательна для собаки смена инструктора на каком-то этапе обучения. Есть даже такое понятие – «передача психики». Именно она позволяет работать наиболее плодотворно. Но это обычно наблюдается только у одного дрессировщика с одной конкретной собакой. Стоит ей предоставить другого инструктора, качество обучения резко падает.

Такая психологическая совместимость вырабатывается очень постепенно, в процессе воспитания, тесного постоянного общения и обучения. Без такой тесной связи и взаимопонимания дрессировка практически невозможна.

На этом основан так называемый швейцарский метод обучения. В его основе лежит взаимная симпатия, привязанность, чувство близости и преданности. Это забота и внимание к обучаемому питомцу. Ласковое отношение при наличии определённой требовательности и знания характера и поведенческих реакций своей собаки. Дрессировщик должен уметь так доминировать над собакой, чтобы при этом не угнетать её. Поощрять правильную инициативу, быть крайне последовательным в оценке и действий собаки, и её возможностей.

Особенности обучения в поисково-спасательной службе – это научить собаку работать полностью самостоятельно. Поэтому все методы принуждения, механического воздействия, любое отрицательное подкрепление и наказания должны быть минимальны. Ведь работа в поисково-спасательной службе базируется не только на чёткой реализации условных рефлексов и выполнению выученных команд. Она просто нереальна без правильно развитой рассудочной деятельности. Которая, в свою очередь, основана на инстинкте свободы, принятию самостоятельных решений.

Поэтому в процессе обучения, на уже более поздних этапах следует чаще давать задания на сообразительность. И создавать условия, близкие к экстремальным, избегать однообразной муштровки, доверять питомцу.

Пример практического обучения поисково-спасательной службе.

Объектом наблюдения и дрессировки было решено сделать щенка лабрадора-ретривера в возрасте 2 месяцев. Для выбора щенка в, подходящего для дальнейшего обучения применялся тест «Кэмпбелла». Был отобран щенок с ярко выраженным сангвинистическим типом по кличке «Спасающий Лай Цифра», коротко «Цара».

5. Особенности начальной дрессировки.

Обучение началось сразу после окончания необходимых вакцинаций с курса начальной дрессировки. Сразу же были поставлены цели развития:

  • Получение удовольствия от занятий.
  • Заинтересованность в обнаружении источника запаха человека.
  • Умение преодолевать естественные препятствия.
  • Умение ориентироваться в незнакомых природных условиях.
  • Равнодушие к другим животным.
  • Возможность работать ночью и при любой погоде.
  • Низкие требования к питанию и содержанию.

В воспитании и обучении руководствовались рядом принципов.

  1. Щенку не должно быть разрешено то, что не разрешается взрослой собаке.
  2. Опыт, полученный в самом раннем щенячьем возрасте, очень важен. Он оказывает последующее влияние на всю дальнейшую жизнь собаки, на поведение и работу. Необходим строгий контроль за тем, какой опыт получает собака в щенячьем периоде.
  3. Допущенные в щенячьем возрасте ошибки воспитания могут иметь необратимые последствия в дальнейшем.
  4. Необходимость придерживаться баланса между перегрузками занятиями и, наоборот, недостаточной плотности дрессировки. Делать необходимые паузы и перерывы с учётом повышенной утомляемости щенка. Чередовать сложные дрессировочные задания с игровыми занятиями.
  5. Поиски замаскированной закладки с запахом врегда должны заканчиваться нахождением и наградой. В затруднительных моментах следует помочь щенку.
  6. Значительно эффективнее обучение, если даже на первых порах собака смогла выполнить 1-2-3 сложных заданий по поиску замаскированного источника запаха, нежели 5-10 простых.

Огромное значение для формирования нужных навыков имеет выгул собаки. Прогулки обязательно включали в себя свободный выгул без поводка, обнюхивание территории выгула. Также проводились многократные апортировочные упражнения. Они позволяли предоставить необходимый уровень ежедневной физической нагрузки. Еженедельные длительные прогулки в природных условиях проводились в любую погоду. При этом имели место ночёвки на природе, постоянно менялся рельеф местности, ландшафтные условия.

Особое внимание уделялось длительным прогулкам по лесу. Для них использовался стандартный туристический навигатор. Это позволяло углубляться в лесной массив на большие расстояния без риска заблудиться. И каждый раз выбирать новый маршрут движения. Так происходило развитие собаки способности ориентироваться на местности.

Уделялось внимание и воспитанию равнодушия к диким и домашним животным. Для этого Цару обучали контрастным методом. Использовался длинный поводок.

  1. Стадия знакомства с запахом животного. К привязанному животному собака подводилась на длинном поводке. Использовались различные обитатели контактного зоопарка.
  2. Приблизившись на 5-10 метров к животному, старались отвлечь собаку игрой, переключить на инструктора, поощрить. Или одёрнуть, если собака не проявляет послушания.
  3. Дальнейшее приближение к животному. В случае попытки преследования следует отвлечь собаку командами, одёрнуть в случае непослушания.
  4. Многократные проходы мимо животных и вслед за ними до тех пор, пока не понадобятся одёргивания поводком.

Этот же метод применялся на кошках, в нескольких случаях на диких утках. Смысл упражнения – при встрече отвлечь, подозвать, при послушании поощрить. При этом неприменимы наказания, если собака вернулась на зов инструктора после пробежки за животным.

6. Обучение сигнальному поведению в поисково-спасательной службе.

После начального курса дрессировки было начато обучение правильному обозначению найденного статиста.

Этап 1. Упражнения проводились в месте, свободном от разных отвлекающих факторов. Данное место было хорошо знакомо обучаемой собаке.

Отпуская собаку с поводка, подвали команду «Ищи», направляя рукой на статиста. Собака начинала проявлять лаять на статиста, за что получала поощрение – мяч в пасть и игру со статистом. Повторяли упражнение несколько раз. При условии своевременного поощрения собака усваивает данное упражнение за 1 занятие.

На следующем занятии 1 раз повторили упражнение со статистом в положении его стоя, затем несколько раз в положении статиста сидя. За проявление сигнального поведения собака поощрялась мячом. Затем на пике возбуждения собаки статист снова менял положение и ложился. Цара отстегивалась с поводка, подавалась команду «Ищи» с направлением рукой на статиста. Собака демонстрировала сигнальное поведение (лаяла) на статиста и получала поощрение. Повторяли задание несколько раз.

Вознаграждает собаку игрушкой статист, инструктор поощряет на начальной стадии только словесно. Сначала собака поощряется только за кратковременное проявление сигнального поведения, затем время обозначения статиста возрастает. После того как у собаки закрепилось сигнальное поведение на статиста в разных положениях, преступили к следующему этапу.

Этап 2. Закрепление положительного сигнального поведния до подхода к нему кинолога.

На данном этапе вышеописанное упражнение дублируется. С разницей в том, что статист поощряет собаку за сохранение сигнального поведения до подхода кинолога к собаке.

На начальной стадии формирования данного навыка, статисту необходимо находится на небольшом расстоянии от кинолога с собакой. Проводник пускает собаку на статиста. Собака обозначает его нахождение сигнальным поведением. После этого кинолог начинает движение к статисту и собаке. Если собака не обращает внимания на кинолога – статист её поощряет. Если собака начинает срываться в сторону кинолога, перестаёт обозначать статиста, обратив внимание на кинолога, то – кинолог останавливается. И снова посылает собаку искать. А статист при этом старается привлечь внимание обучаемой собаки к себе любым способом. После того, как это произошло, и собака начинает настойчиво обозначать статиста – он поощряет собаку. Данное упражнение повторяется, пока собака не будет, не обращая внимания на кинолога, продолжать сигнальное поведение.

Затем расстояние от статиста до кинолога с собакой возрастает и упражнение повторяется таким же способом. Цель — формирование у собаки условного рефлекса сохранять сигнальное поведение вплоть до подхода к ней кинолога.

7. Повышение значения обоняния в поиске.

Понижение роли зрительного восприятия в процессе поиска, больший акцент на использовании обоняния – важный этап обучения.

Дрессировка на начальной стадии проходила в местах, также знакомых собаке и без каких-либо отвлекающих факторов.

Этап 1. Помощник поднимает возбуждение собаки при помощи мячей, на её глазах прячется за укрытие или дерево. Кинолог отпускает собаку с поводка, подаёт команду «Ищи» и направляя рукой на укрытие, за которым находится статист. Собака устремляется в сторону места нахождения статиста, и при обозначении данного источника запаха лаем получает поощрение. Упражнение повторяется несколько раз с переменой укрытий.

Затем, на пике возбуждения собаку нужно увести с площадки, на которой проводится обучение. Помощник уходит вместе с кинологом и с собакой. Затем он, привлекаея внимание к своему уходу, перемещается на площадку, и прячется в укрытие. Кинолог заводит собаку на площадку, отпускает её, даёт команду «Ищи», направляя собаку рукой в сторону укрытий. Собака сначала зрительно осматривает площадку, а затем ориентируется на обонятельный анализатор. Находит помощника, обозначает его, за что вознаграждается поощрением.

Этап 2. Занятия производятся точно так же, как при выполнении первого упражнения, но с использованием укрытий. На этот раз собаку помещают в укрытие, чтобы она не знала, где спрятался статист.

Этап 3. Занятия производятся на незнакомой местности, например в лесном массиве, к статисту, к завершению данного этапа добавляются ещё 2, 3 источника поискового запаха.

Этап 4. Собаке дается направление поиска, после нахождения первого статиста пуск собаки на поиск второго (затем 3) статиста осуществляется с тропы, по которой идёт кинолог. После того как Цара усвоила данный навык, пуск осуществлялся с места нахождения обозначенного статиста, задав ей направление поиска.

8. Использование преград , построек, техногенных объектов.

На данном этапе важна работа помощников, т.к. собака не видна кинологу, и он не может оценить её действия. Кроме того, помощник работает с собакой по заранее оговорённой с кинологом схеме (удерживая собаку на себе, до подхода кинолога).

Занятия проводились от простого к сложному. Усложнения заключаются в увеличении количества статистов, и усложнении качества укрытий (вплоть до «точечного» выхода запаха).

С природных мест занятий перешли на рукотворные объекты. Дрессировка на укрытиях имитировала работу в очаге обрушения. Обучение происходило по всем вышеуказанным принципам.

После подготовки по поисково-спасательной службе Цара (совместно с автором дипломной работы) прохошли аттестацию в 2014 году. Был присвоен класс «А» первично, и после этого в следующие годы успешно подтверждали класс «А». В последствии Цара принимала участие в поисковых работах совместно с волонтерской группой «Лиза Аллерт». Так, в 2018 году в августе месяце был выезд на поиск женщины, потерявшейся в лесу в районе поселка Шувакиш. Главным руководителем поисковой группы были разделены квадраты для поиска и обнаружения пропавшего человека. Нам был выделен квадрат поиска около 6 квадратных километров. Примерно с 23 часов вечера и до 5 часов утра производился обыск местности. Во время поиска делали небольшие перерывы. Собака могла минут 10-15 отдохнуть и попить воды. Несмотря на безуспешный поиск, была абсолютная уверенность, что в заданном квадрате потерявшейся нет.

Источник