Помогает ли церковь при шизофрении

Содержание:

Как получить без шизофрении ответ от Бога и отличить молитву от медитации

Какой молитвы боятся бесы

«Дорогой Гнусик! — пишет дядя Баламут (помощник министра по искушениям и старший бес) своего чертенка-племянника, подопечный которого «переметнулся в стан врага» — пошел в церковь. — Лучше всего вообще удержать человека от молитв. Напоминать ему о попугайских молитвах его детства. Используя отвращение к таким молитвам, ты убедишь его стремиться к чему-то стихийному, спонтанному, бесформенному и нерегулярному. Разумеется, Враг (Бог) не всегда будет бездействовать. Там, где молитва, всегда есть опасность, что Он вмешается. Он до неприличия равнодушен к собственному достоинству, а этим животным, преклоняющим колени, дарует самопознание совершенно возмутительным образом. Я знаю случаи, когда человек называл «богом» то, что помещалось в левом углу потолка, или же в его собственной голове, или на распятии! Но если когда-нибудь человек сознательно направит свои молитвы не «Тебе, каким я помышляю Твой Образ», но «Тебе, единственно Сущему», нам конец! Утешает лишь то, что сами люди жаждут раскрыть душу в молитве не так сильно, как им кажется. Но часто молитву Враг (Бог) слышит лучше, чем хочется человеку».

«Письма Баламута» — повесть Клайва Льюиса.

В чем же сила молитвы, которой так боятся бесы — мы выясняли у блюстителя Дальних Пещер, монаха Киево-Печерской лавры отца Дамиана.

— Отец Дамиан, зачем нужна молитва, если Бог совершен и все о нас знает?

— Молитва — это общение человека с Богом, встреча, во время которой Господь слышит и помогает. Бог видит каждого человека как личность. Точно так же и человек должен рассматривать Его как личность. Молитва — это общение двух личностей, при котором мы больше узнаем Бога, понимаем, насколько Он участвует во всех этапах нашей жизни. Бог — это не какое-то вспомогательное средство в наших земных делах. Мы молимся не для того, чтобы у Бога что-то выпросить. Главный смысл постоянной молитвы — мы должны постоянно предстоять Богу, встречаться, чтобы ощутить Его присутствие. Но не в каждой молитве человек чувствует эту встречу с Богом. Бог всегда слышит нас, но не всегда мы слышим Его. Потому что между человеком и Богом существует очень много барьеров, которые можно преодолеть только с помощью молитв.

— Какую молитву нужно читать, чтобы точно Бог тебя услышал?

— Молитвы не читают. Это общение, диалог. Святые отцы тот восторг, который приходит во время молитвы, называют умилением. Есть такой аскетический термин. Через это умиление Господь дает нам возможность пообщаться с Ним. Важен диалог — не только наше обращение с Богом, но и Его ответ нам. Как и во всяком диалоге, нужно уметь правильно высказаться. И суметь услышать ответ.

— Но говорят: если ты говоришь с Богом — это молитва, а если Бог говорит с тобой — шизофрения.

— Рассудительности и различению между ответом Бога и твоим желанием нужно учиться. Это духовная практика. Часто люди говорят: «Молюсь иконе». Это неверно. Молиться нужно Творцу, а икона лишь помогает нам настроиться. Часто люди в своем сознании создают некоего идола и этому идолу молятся. Идол этот получается искусственный, и что особо опасно — он становится реальным барьером на пути познания Бога. Когда человек общается с Богом не как с личностью, а как с картинкой, которую визуализирует. Вот и получается, что в такой молитве Бог где-то в стороне, а человек молится идолу. Приступая к молитве, человек должен отрешиться от всяческих образов Бога, которые рождает его фантазия. Тогда можно услышать ответ от Бога.

— А что делать, если молишься, а ответа так и нет?

— Молитва никогда не бывает без ответа. Если мы не слышим ответа от Бога, значит, проблема в нас. Значит, мы не достаточно настроились на общение с Ним. Окружили себя барьерами, которые мешают нашей встрече. И первый барьер — это наши грехи. Чтобы говорить с Богом, мы должны быть чисты сердцем. Как говорил Спаситель, сначала мы должны очистить свое сердце. Это называется покаяние. Даже с обычным человеком не всегда мы можем преодолеть разделяющие нас барьеры. Особенно остро их ощущают новички.

— И ответ приходит именно во время молитвы?

— Нет, не всегда. Это может случиться и гораздо позже. Ответ и решение проблемы может прийти через несколько часов, а иногда и несколько дней, месяцев или лет! Но одно можно сказать: помощь Божья приходит тогда, когда она действительно человеку нужна. Бог так или иначе лучше знает, что человеку нужно, но происходит это по молитве.

— А как часто нужно молиться? Только утром и вечером?

— Святые отцы говорят, что вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать. Потому что в идеале жизнь христианская должна быть пронизана молитвой, которая должна быть непрестанной. Но это не может появиться сразу. Этому нельзя научиться за пять минут. Некоторые идут к этому десятилетиями, но так и не могут полностью открыть свое сердце. Кому-то удобно начинать с чтения утренних и вечерних молитв, или с чтения канонов. Но есть опасность — впасть в формализм. Иногда мне говорят: «Батюшка, что происходит? Я вычитываю каждый день все молитвы, но ответа Бога не ощущаю». Вычитывать вы можете газету «Сегодня» или другую прессу, когда кофе пьете. А молитву надо совершать. Это не автоматическое произнесение одних и тех же слов, а сосредоточенность на Боге, желание побеседовать с Ним, это обращение.

— Если можно молиться своими словами, тогда почему же церковь предлагает прихожанам молитвы в разных сборниках?

— Это лишь пример, один из путей познания Бога — поучиться молитве у тех, кого церковь называет святыми. Собранные в молитвословах молитвы — не просто какое-то творчество образованных, талантливых людей Церкви, которые могут облечь эмоции в красивые слова. Они написаны людьми, которых в церкви называют святыми (например, Василия Великого, Иоанна Златоуста). Можно читать любую из этих молитв, которая ляжет вам на сердце.

— Часто люди говорят: «Да что мне те старцы и батюшки?! Я и сам знаю, как молиться и с Богом разговаривать!»

— Это тоже крайность. Молитве тоже нужно учиться, это очень тяжелый и кропотливый труд. Как духовная практика, она не дается человеку просто так. Иногда молитва приносит огромную радость, но бывает, когда человек устал, и чисто эмоционально не хочется молиться. Прп Силуан Афонский говорил, что молиться — это то же самое, что проливать свою кровь. Тяжелое усилие, выворачивание наизнанку своего нутра, понуждение самого себя к молитве. Молитва подвигает человека на подвиг, чтобы он переступил через себя, через свою гордость, боль, страх, и открылся. Главное — помнить, что молитва — это не мантра и не заклинание, благодаря которой люди хотят изменить пространство вокруг себя.

— А кстати, чем отличается молитва от медитации?

— Термин «медитация» происходит от слова «размышлять», «обдумывать». Представляет собой отрешенность от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний. Это некое сосредоточение умственных сил. Даже подготовка к экзамену, углубленное сосредоточение на предмете тоже может быть медитацией. Проблема медитации в том, что ты никогда не получишь ответ от Бога. В религиях — буддизме, индуизме — медитация не предполагает общения человека с Богом как с личностью. Это работа над своим сознанием, когда сначала человек старается отрешиться от всех мыслей, войти в состояние покоя. В широком смысле слово «медитация» не предполагает диалог человека с Богом. Тогда как молитва — это общение, единение с Богом через Христа.

— Некоторые сравнивают молитву и мантру.

— Это не одно и то же. Мантра — одно из названий медитации, когда с помощью слов человек пытается поменять окружающее пространство. Христианин не пытается повлиять на окружающее пространство и не сосредоточивается только на своем сознании. В молитве человек пытается в рамках своего сознания соединиться в общении с Богом. Молитва сама по себе — это еще не все! Ее нужно совмещать с другими духовным практиками — постом, покаянием, хождением в храм. Всю жизнь верующий призван к труду над собой. И молитва — одна из составляющих этого труда.

СОВЕТЫ СВЯТОГО ЗАНЯТЫМ ЛЮДЯМ

Святой Серафим Саровский.

Еще при жизни Серафима Саровского многие прихожане признавались старцу, что мало молятся, не успевают вычитывать даже утренних и вечерних молитв. Таким занятым людям святой предложил исполнять такое правило: «Поднявшись ото сна, став перед святыми иконами, прочитай молитву «Отче наш» трижды — в честь Пресвятой Троицы. Потом песнь «Богородице Дево, радуйся» также трижды. В завершение — один раз Символ Веры «Верую во единого Бога». Совершив такое правило, занимайся своим делом, на какое поставлен или призван. Во время же работы дома или по пути куда-нибудь, тихо читай «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». А если окружают тебя другие, то, занимаясь своим делом, говори умом «Господи помилуй» — и так до обеда. Пред самым же обедом совершай утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, снова читай трижды «Отче наш», трижды «Богородице» и один раз «Символ Веры». Держась этого правила, можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо эти три молитвы — основы христианства. Первая — образец, данный Господом, вторая принесена Архангелом в приветствие Богоматери, а третья содержит все спасительные догматы веры.

www.segodnya.ua

Молитва от шизофрении сильная

«Мир Вам!». Вступайте в наше сообщество Вконтакте Молитвенные просьбы много интересной и полезной информации каждый день. Так же публикуем ваши молитвенные просьбы от имени сообщества. «Ангела Хранителя Вам!»

На протяжении жизни у каждого человека случается много различных сложностей. Иногда выпадают сильные испытания в виде заболеваний, которые или не излечиваются вовсе, или поддаются сложному лечению. К таким заболеваниям относится шизофрения. Несмотря на то, что в народе говорят о том, что Господь посылает испытания только сильным людям, все же падать духом и брать на себя все бремя жизни не стоит. В таких случаях нужно верить в чудеса и читать православную молитву от шизофрении к святой Матроне. Она поможет не только поддержать пациента в нормальном состоянии, но и со временем поможет избавится от заболевания полностью.

Православие и шизофрения

Согласно медицинским терминам шизофрения – это изменение в состоянии сознания. Такое состояние наступает вопреки воле человека. Как результат человек совершенно по-другому воспринимает мир. Посторонние люди часто человека с таким заболеванием воспринимают как сумасшедшего.

Православная религия рассматривает данное заболевание как вселение басов в человеческую душу. Нужно отметить что религия и заболевания психики на протяжении многих веков была тесно повязана между собой. Все это связанно с тем, что много подвижников и старцев страдали на такие недуги. Более того очень часто заболевания были не выраженными, а надуманными. Как бы там ни было с любым заболеванием нужно сражаться и стараться от него избавится. В медицинской практике данную болезнь лечат различными методами.

В православии же принято читать молитву от шизофрении для родственников. Такое прошение можно произносить своему ангелу хранителю или любому другому святому. Чаще всего молитву читают святой Матроне.

В чем помогает блаженная Матрона

Еще при жизни святая отличалась праведной жизнью. За всю жизнь она сотворила не мало чудес. Святая является для многих покровительницей, которая показывает пример сильного духом человека. Жизнь, которую она прожила показывает, что никогда нельзя сдаваться, в независимости от того в каких условиях живет человек и какие испытания на него были посланы Богом.

Многих верующих интересует в каких же ситуациях помогает святая. На самом деле точного списка нет. Но несмотря на это чаще всего к святой обращаются:

  • Прося защиты от недругов.
  • Молят об исцелении многих психологических заболеваний в том числе и шизофрении.
  • Просят силы пережить раздоры и скандалы в семье.
  • Молят помощи при финансовых трудностях в семье.
  • К святой обращаются в разных жизненных ситуациях. Она помогает каждому христианину, кто в этом нуждается. Она помогает в печали и горе, в сложных финансовых ситуациях святая помогает найти хорошую работу, молодым парам родить ребенка и т.д. Главное, чтобы все прошения были произнесены правильно и с глубокой верой в душе.

    Как правильно обращаться к святой

    К Блаженной можно обращаться также, как и к любому другому святому. Молится к ней можно и дома, и в храме. Конечно при таком заболевании как шизофрения рекомендуется посетить мощи святой и заказать в храме молебен о здравии. Также считается сильной молитва от шизофрении, которую читают три месяца подряд в число рождения. Священнослужители говорят, что чтение такого цикла молитвенного прошения помогает не только очистить душу от бесов, но и успешно избавиться от заболевания.

    Хорошего эффекта можно добиться если посетить Покровский монастырь. В нем есть специальная икона святой, которая находится на стене храма. Она обладает чудотворной силой. К ней принято идти со свежими цветами. Здесь же в храме находятся и мощи блаженной. Букеты, освященные на мощах, потом раздаются прихожанам. Считается что цветок с букета — это мощный и надежный амулет, который способен защитить от многих болезней и невзгод.

    Сильная молитва от шизофрении матери о дочери, о сыне

    Сильными молитвенными прошениями от заболевания психики родителей за своих детей считаются прошения, вознесенные Николаю Угоднику. Для этого:

  • Посетите церковь.
  • Купите в храме святой лик, 36 свечек и святую воду.
  • Придя домой поставьте икону в уютный угол, а вокруг нее 12 свечей.
  • Зажгите свечи возле иконы и поставьте рядом святую воду.

Когда весь описанный процесс будет выполненным тогда начинайте читать молитву:

«О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче, помози мне, грешному и унылому, в настощем житии, умоли Господа Бога, даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»

Смотрите еще видео рассказ священнослужителя о том, как нужно молиться чтобы избавиться от шизофрении:

tolkovanie.info

Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)

Шизофрения

Зарегистрирован: 01 авг 2010, 17:36
Сообщения: 6

Зарегистрирован: 02 дек 2006, 13:18
Сообщения: 25124

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП

Зарегистрирован: 07 авг 2008, 10:19
Сообщения: 30325

Яко непорочная невеста Нетленнаго Жениха Христа, праведная дево Иулиание, со светлою свещею добрых дел вошла еси в чертог Его Небесный и тамо со святыми блаженства вечнаго наслаждаешися. Тем же моли, Его же возлюбила еси и Ему же девство твое обручила еси, спастися душам нашим.

О, святая праведная дево Иулиание, княжно Ольшанская, помощнице всем жаждущим спасения исцеления от болезней душ и телес! О, святая агнице Божие, яко имея дар мнози болезни целити и от всех козней врагов ограждати, исцели убо наша страсти душевныя и облегчи тяжкия болезни телесныя, отраду в скорбех даруй и избави нас от всяких бед и напастей. Призри на вся предстоящия честным твоим мощем (иконе) просящим твоея помощи сердцем сокрушенным и духом смиренным, да принесем во всем житии нашем плоды духовныя: любовь, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание, да сподобимся жизни вечныя и да любовию твоею ограждаеми, поем прославльшему тя Господу Иисусу Христу. Ему же подобает всякая слава и честь со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Возраст: 45
Откуда: Нижний Новгород
Вероисповедание: Православный, МП

Дмитрий, у вас есть духовник? Если нет, попытайтесь найти.
Одному вам будет очень тяжело справиться с желанием покончить с собой (знаю по себе), поэтому обязательно ходите в храм, причащайтесь или просто исповедуйтесь.
Помоги вам Господь!

По амбулаторному лечению: лучше лечь на дневной стационар, если это возможно.

Зарегистрирован: 22 июл 2009, 08:16
Сообщения: 2294

Последний раз редактировалось Уходя, уходи. 18 мар 2011, 10:26, всего редактировалось 1 раз.

«Кто ищет, тот ВСЕГДА найдет»(с)

Вероисповедание: Православный, МП

Зарегистрирован: 02 сен 2009, 07:12
Сообщения: 143

Зарегистрирован: 04 янв 2011, 20:07
Сообщения: 230

Возраст: 52
Откуда: Россия, г. Хабаровск
Вероисповедание: Православный, МП

Откроем старые медицинские учебники: в них вместо слова «заболевание» употоребляется слово «страдание», даже если это какой-нибудь фурункул. Что уж говорить о шизофрении. Все те бедняги, страдающие шизофренией, кого я знал лично (4 человека), как на подбор, — Бог не даст соврать! — редкостные добряки, совестливые, тактичные, ранимые и вдумчивые люди. Как думаете, это случайность.

Дима, с Вами Господь.

А между прочим, меня тоже зовут Дима.

Синий платочек писал(а):Вы из какого города?
Рязань.
Я решил не возвращаться в больницу где мне мучительно больно.
Попробую продержаться так-амбулаторно принимать лекарство.Хотя испытываю тягу покончить с собой.

Зарегистрирован: 28 мар 2011, 10:24
Сообщения: 1179

Возраст: 41
Откуда: Краснодар
Вероисповедание: Православный, МП

Святой праведной Иулиании Ольшанской

спасибо! я, с Вашего разрешения, тоже воспользуюсь этими молитвами,
т.к. живу одна, часто сильно гнетет тишина в доме, прям не знаешь как «пятый угол» найти.
да сейчас, наверное очень мало здоровых психически,
грехи и современый мир подрывают и душу и дух.

Зарегистрирован: 10 апр 2011, 16:38
Сообщения: 197

Возраст: 45
Вероисповедание: Православный, МП

Зарегистрирован: 24 янв 2011, 14:16
Сообщения: 75

Возраст: 43
Откуда: москва
Вероисповедание: Православный, МП

Зарегистрирован: 22 сен 2010, 16:11
Сообщения: 2190

… Господи, буди милостив к рабу Твоему Димитрию!

Молитвы об исцелении душевных и духовных недугов: в душевной болезни.

Тропарь:
Яко непорочная невеста Нетленнаго Жениха Христа, праведная дево Иулиание, со светлою свещею добрых дел вошла еси в чертог Его Небесный и тамо со святыми блаженства вечнаго наслаждаешися. Тем же моли, Его же возлюбила еси и Ему же девство твое обручила еси, спастися душам нашим.

Молитва:
О, святая праведная дево Иулиание, княжно Ольшанская, помощнице всем жаждущим спасения исцеления от болезней душ и телес! О, святая агнице Божие, яко имея дар мнози болезни целити и от всех козней врагов ограждати, исцели убо наша страсти душевныя и облегчи тяжкия болезни телесныя, отраду в скорбех даруй и избави нас от всяких бед и напастей. Призри на вся предстоящия честным твоим мощем (иконе) просящим твоея помощи сердцем сокрушенным и духом смиренным, да принесем во всем житии нашем плоды духовныя: любовь, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание, да сподобимся жизни вечныя и да любовию твоею ограждаеми, поем прославльшему тя Господу Иисусу Христу. Ему же подобает всякая слава и честь со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Помоги Вам Господи, Дмитрий!

спасибо! я, с Вашего разрешения, тоже воспользуюсь этими молитвами,
т.к. живу одна, часто сильно гнетет тишина в доме, прям не знаешь как «пятый угол» найти.
да сейчас, наверное очень мало здоровых психически,
грехи и современый мир подрывают и душу и дух.

Дорогая о Господе Светлана!

Прошу прощения, что только сейчас смог отписать на Ваш текст.

Молитвы к святым – это наше общее достояние, которое дано, дается и будет даваться Церковью верующим людям; и поэтому просить у кого-либо (тем более у крутого грешника) разрешения на использование их, — нет никакой необходимости.

Что касается одиночества, которое порой парализует душу человека, для которого еще не «нашлась его вторая половинка», или уже утеряна (взята), который одинок и по другим причинам, — то я Ваши слова на этот счет, – очень хорошо понимаю.

От себя могу только пожелать Вам – не падать духом, веровать, молиться, надеяться на более светлые и более радостные дни ; и да поможет Вам Бог, дорогая сестра во Христе.

www.dobroeslovo.ru

Юлия Дудкина: Сгинь, нечистая. Зачем православной церкви экзорцист

Когда приднестровский священник изгонял бесов из прихожанина, усевшись на него верхом, вся Россия смотрела на это со смехом и возмущением. Многим кажется, что экзорцизм — средневековый пережиток, сюжет для фильма ужасов. Однако он существует и по сей день. «Сноб» узнал, как священники изгоняют бесов и кто приходит на отчитку — обряд православного экзорцизма

Поделиться:

Как изгоняют бесов

— Отпустите меня все! Будьте вы прокляты! Отпустите меня все! Я сорву крест с шеи!

У стены извивается мальчик лет пяти. Родители прижали его, держат за руки, он изо всех сил вырывается и продолжает кричать, прерываясь, только чтобы набрать воздуха.

— Отпущу после службы, — твердо говорит отец.

На пороге церкви столпотворение. Девушка вскрикивает в дверях и плашмя падает на пол. Обхватив с двух сторон, родители вносят ее в храм, как новогоднюю елку с базара. Человек в рясе смотрит на это с иронией, потом обращается перепуганной к девушке:

— Это знаешь, почему с тобой все случилось? Потому что ты ногти красишь, — и отправляет ее обратно за порог — смывать полупрозрачный лак с ногтей.

Обряды экзорцизма, или, на русский манер, отчитки, не очень распространены в русской церкви. Духовенство к этому явлению относится настороженно, патриарх Алексий и вовсе осуждал. Считается, что изгонять бесов из других может только тот, кто сам полностью избавился от человеческих страстей. Но все-таки в России есть священники, которые за это берутся. Их около двух десятков, они редко занимаются этим открыто — как правило, их нужно специально искать через друзей и знакомых. Но архимандрит Герман Чесноков проводит отчитки, да еще и массовые, совершенно открыто, по расписанию: с четверга по субботу в 12.00. Раньше он проводил молебны в надвратном храме Иоанна Предтечи в Троице-Сергиевой лавре, теперь — в Петропавловском храме рядом с монастырем.

Сюда я и приехала. Отец Герман еще не появился, а в помещении уже яблоку негде упасть — в маленький храм набилось несколько сотен человек. Рядом со мной молодой человек, положив голову на плечо матери, что-то невнятно бормочет про злых духов, она промокает ему лоб мокрой тряпкой.

Мальчик у стены кричит все громче. Девушка рядом со мной округляет глаза:

— Ой, страшно как-то. Неужели правда бесноватый?

— А вы тут впервые? Тут часто такое?

— Второй раз пришла. Да, тут всякое бывает.

— А вы здесь зачем?

— Трудная ситуация в жизни. Я из Питера специально приехала, говорят, отчитка не только бесноватым помогает. Меня Оля зовут.

Девушка, которую отправили смывать ногти, возвращается. Она выглядит изможденной, еле стоит на ногах, но все-таки поправляет платок, который постоянно съезжает с головы. Наконец появляется отец Герман — у него строгое лицо и окладистая седая борода. По толпе проносится благоговейный шепот. Прежде чем начать службу, он читает длинную проповедь: о том, что женщина не должна ходить в брюках и красить ногти, дети не должны смотреть западные мультфильмы, а слово Божье должны преподавать во всех школах и вузах. Распластанный по стене мальчик продолжает орать.

— Они грешат, курят сигареты, а потом выбрасываются вниз головой с 25-го этажа, потому что ими овладевают бесы. А те, кто не верит в Бога, называют их шизофрениками…

Тут архимандрит наконец обращает внимание на ребенка.

— А это что? Бесноватый? А знаете, за что Бог детей наказывает? За то, что родители живут невенчанные! — Он делает паузу и выразительно смотрит на родителей. Все остальные прихожане тоже начинают их рассматривать. — Уведите его отсюда, пока я буду читать проповедь. Пусть побудет в соседнем приделе.

Опозоренные родители утаскивают мальчика в другое помещение, а отец Герман продолжает:

— Один из самых страшных грехов — жить невенчанными. Поднимите руки, кто здесь венчался!

Наконец, проповедь кончается, начинается молебен. И тут со всех сторон начинают раздаваться тихие вскрики и стоны. Несколько людей падают на колени. Девушка, которую уводили смывать лак с ногтей, опускается на скамейку и начинает подвывать тонким голосом. Родители снова ее уводят, но уже через пять минут возвращаются. Ее тошнит — в руках у нее пакет, она сплевывает в него, а потом отфыркивается и нечленораздельно бормочет странным басом, совсем не похожим на голос, которым она подвывала. Молодой человек, которого мать отпаивала водой, вскакивает и, хватая ртом воздух, странно изгибается. Священник — помощник отца Германа — бросается к нему и помогает матери усадить его на место. В церкви душно и темно, маленький мальчик, которого отвели за стену, продолжает орать. К нему присоединяется еще один детский голос, он обещает сжечь церковь. Отец Герман ходит сквозь толпу и рисует прихожанам на лбу елейные кресты. При его приближении молодой человек, который до этого стоял неподвижно, вдруг начинает кричать: «Уйди, гнида, уйди!» Священник подходит совсем близко, молодой человек, скорчив лицо, дергается и извивается, женщина, которая пришла с ним, старается его удержать. Отец Герман все-таки касается его лба, и тот падает на пол и остается лежать неподвижно. Отец Герман отправляется дальше — в соседний придел, где все так же кричит маленький мальчик.

К концу молитвы в храме становится светлее. Солнечные лучи проходят сквозь дым фимиама, начинает дуть свежий ветерок. Оборачиваюсь — так и есть, открыли дверь. С улицы раздаются звуки, похожие на собачий лай. Оказывается, эти звуки издает ребенок. Его зовут Лева, ему шесть лет, и он не умеет говорить. Умеет только мычать и лаять, а еще он почти не спит, не чувствует боли и ни на секунду не успокаивается. Пока я говорю с его мамой, он то падает и начинает кататься по земле, то вдруг бросается на забор и начинает карабкаться наверх, так что мы вместе бросаемся его ловить.

— Не знаю, что с ним делать, — рассказывает мама. — Психиатр говорит, что Лев абсолютно здоров, но вы посмотрите на него. Я на работу выйти не могу, приходится с ним сидеть. Он как будто ничего не понимает и ничего не чувствует. Может мне сделать больно и не заметить. Свекровь сказала, чтобы я попробовала его сюда свозить, а я и не знаю уже, что еще сделать. Мы из Ярославля приехали. Жду, пока служба закончится, хочу лично с настоятелем поговорить.

Тут мальчик бросается бежать, женщина пускается вдогонку, и наша беседа обрывается.

Экзорцист с лицензией от патриарха

Отец Герман — легенда Сергиева Посада, к нему еще с советских времен приезжают люди из разных городов (и, как он сам утверждает, даже из разных стран).

— Тут к нему таких приводят. И лают, и кукарекают, — рассказывают местные. — Чего только не увидишь.

Когда-то он служил в пограничных войсках — ловил диверсантов. Потом учился в автодорожном институте, а потом в семинарии. Интервью он не дает, только один раз сделал исключение для газеты «Труд» в 2002 году.

— Он не любит общаться с журналистами, — сказали мне в храме. — И номер мы его не даем. Хотите — ловите после службы, но вряд ли у вас что-то получится.

Действительно, после молебна отец Герман незаметно исчезает в заднем приделе церкви, а сотрудники все как один утверждают, что его уже нет в храме.

— Он у меня учился и даже на машине возил, — вспоминает профессор Московской духовной академии Алексей Осипов. — Простой такой человек был. Ну, в плане образования. Теперь, говорят, диковинные проповеди какие-то читает. Говорит: «Я видел во сне Божью матерь с этой стороны… А, нет, с другой», — и все раскрывают рты. Для людей, которые интересуются религией, это, конечно, серьезный подрыв авторитета церкви. Еще с тех времен, когда церковь была едина, изгонять бесов могли только избранные, по особому благословению, и с этим обрядом надо быть очень осторожным. А массовые отчитки по расписанию — это нонсенс.

Как так вышло, что в одном из крупнейших монастырей России происходят такие неоднозначные вещи и кто благословил Германа Чеснокова на занятия экзорцизмом, точно сказать никто не может.

— Он занимается этим уже лет тридцать, — неуверенно говорит мне благочинный Троице-Сергиевой лавры отец Павел. — А благословил его патриарх.

Получается, что благословение Герман Чесноков получил от патриарха Пимена, который умер в 1989 году. А к архимандриту уже несколько десятилетий нескончаемым потоком идут посетители.

— Я четыре раза ездил на отчитку к отцу Герману в конце 90-х, — рассказывает Николай Коган, один из бывших прихожан. — Видел я там, конечно, всякое: многие люди думали, что из них выходят бесы, и кричали, а уходили потом спокойные. Бывало такое, что кто-то начнет кричать, а отец Герман подойдет и даст ему крестом по лбу. Несильно, конечно. Он тогда еще проводил отчитки в храме Иоанна Предтечи. Люди со всей России приезжали. Я тогда был верующим человеком, в жизни был очень тяжелый период, все как-то не ладилось. И мне действительно помогало. Выходил потом и как на крыльях летел. Правда, теперь я вспоминаю и думаю: когда ты два-три часа стоишь в тесноте и духоте, в толпе людей, а потом выходишь на улицу, неудивительно, что тебе легко и хорошо становится. Но у меня действительно все лучше пошло после тех отчиток. Может, я сам себя так настроил. У меня потом знакомые по моему совету ездили туда лечить запущенного алкоголика, так он так и продолжил пить.

— У РПЦ нет какого-то официального отношения к чину отчитки, — объясняет Вахтанг Кипшидзе, руководитель информационно-аналитического управления синодального информотдела РПЦ. — Это же не вопрос политического устройства государства или абортов, чтобы формировать конкретную позицию.

Никто не знает, почему церковь спокойно реагирует на обряды массового экзорцизма прямо у себя под боком, но предположения на этот счет есть.

— Такие обряды, конечно, создают человеку определенную славу, — говорит Алексей Осипов. — О нем идет молва. И пусть отец Герман и не берет денег за присутствие на отчитке, это не значит, что их ему не дают. Храм Петра и Павла был полуразрушенным, когда в него пришел Герман Чесноков. А теперь красивый, как игрушка. И все храмы, где он появляется, так же преображаются.

Александр — администратор сайта «Сила в тебе» — пришел к отцу Герману несколько лет назад. Как он сам говорит, он тогда вдруг обнаружил в себе сверхъестественные способности — исцелять людей — и поехал в Сергиев Посад, чтобы обсудить это с кем-то из священников. Поговорить ему ни с кем не удалось, и он решил сходить на отчитку к Герману Чеснокову — вдруг это в нем нечистая сила заговорила.

— Еще до прихода архимандрита служительница приготовила ящик довольно приличного размера, в который верующие заученно складывали скрученные записочки с просьбами, а в них заворачивали деньги. Присмотревшись, я обратил внимание, что кладут никак не меньше, чем рублей по 300–500, чаще по тысяче или даже больше. А ведь это было довольно давно, тогда эти суммы были значительнее, чем сейчас, — рассказывает Александр. — Когда появился отец Герман, он первым делом показал прихожанам на этот ящик: вот, мол, куда пожертвования надо складывать. В общем, во мне за время службы ничего не произошло, я ничего не почувствовал. Только вот отношение к церкви у меня после этого начало меняться, далеко не в лучшую сторону.

Ольга Сускина пришла в храм Петра и Павла, когда другу ее сына понадобилась медицинская помощь. Она начала собирать деньги на операцию и пошла молиться о том, чтобы получилось набрать нужную сумму.

— Это была обычная служба. Я так переживала за мальчика (у него порок сердца), что во время молитвы начала плакать, — вспоминает она. — Вдруг ко мне подошла женщина из церковной лавки и сказала, что, когда я плачу, я «кормлю бесов». Потом усадила меня на лавку, принесла воды и начала рассказывать какие-то странные вещи. Будто бы мне нельзя общаться с собаками, потому что через них в меня может войти бес. Я тогда подумала, что она сумасшедшая. А еще она дала мне номер, сказала, что мне нужна индивидуальная отчитка у отца Германа и чтобы я по нему позвонила. По дороге домой в электричке со мной начало происходить что-то ужасное. Я начала плохо себя чувствовать, потом еще пять суток не могла уснуть, мне что-то мерещилось, появилось какое-то чувство паники. Наконец мой сын позвонил по тому номеру. Ему сказали: «Вы же понимаете, что надо будет пожертвовать денег на храм?» Сумму он уточнять не стал. В итоге я взяла и сама себе вызвала скорую помощь. Меня с моими симптомами отвезли в психиатрическую лечебницу, а к утру я полностью пришла в себя. У меня ни до, ни после ничего подобного не было. Я прочитала, что такое бывает от гормонов, сходила к эндокринологу, та мне сказала, что я здорова, могла чем-то отравиться. Я тогда подумала: может, вообще в ту воду что-то подмешали, которой меня поили?

Шизофреники и бесноватые

Экзорцисты сегодня есть не только в России. В 2014 году Миланская епархия назначила семерых священников на эту должность, а католическая церковь Сардинии отправила троих учиться этому ремеслу в Рим — там проходят специальные семинары для экзорцистов. В мире существует даже специальная Международная ассоциация экзорцистов, и ее действия одобрены Ватиканом. По словам представителей католической церкви, штат экзорцистов нужно увеличивать, потому что в разных странах становится все больше шарлатанов, которые обещают изгнать бесов за деньги. Действительно, хоть на дворе и XXI век, люди, называющие себя экзорцистами, ухитряются зарабатывать на этом целые состояния. Американец Боб Ларсон, например, проводит обряды по Skype, и ему звонят со всего мира.

По словам сектоведа Александра Дворкина, экзорцизм существовал еще во времена раннего христианства, с первого по третий века нашей эры, но никогда не становился спектаклем. Массовые обряды появились уже после распада СССР: за то время, пока страна была атеистической, многие успели оторваться от традиций. При этом, с точки зрения психиатрии, подобное зрелище может навредить тем, кто в нем задействован.

— До XVIII–XIX веков так называемых «бесноватых» было очень много, — рассказывает врач-психиатр Вячеслав Тарасов. — А потом начала активно развиваться наука психиатрии, и чем больше она развивалась, тем меньше их становилось. То, что принимали за бесноватость, оказалось галлюцинациями. Например, для бессудорожных форм эпилепсии очень характерны видения мистического и религиозного характера. Особенно если человек вырос в верующей семье и с детства слышал соответствующие разговоры. А при шизофрении человек может «слышать», как с ним общается дьявол и толкает его на страшные поступки. Самая распространенная болезнь среди «бесноватых» — истерия. Она тоже может сопровождаться ощущениями общения с богом или чертом. Это тяжелое заболевание, и оно требует медикаментозного лечения. Больше всего ему подвержены девочки-подростки и женщины в годах. Вероятно, именно они приходят на отчитки и думают, что в них кто-то вселился. При этом обряд массового экзорцизма может быть опасен даже для вполне здорового человека. Ведь если любого из нас поместить в группу людей, которые видят галлюцинации, скорее всего, мы тоже начнем их видеть.

Об этих словах психотерапевта я вспоминаю в храме Петра и Павла, где заканчивается отчитка у отца Германа. Прихожане с просветленными лицами выходят из церкви. Молодой человек, который полчаса назад с искривившимся лицом орал «Уйди, гнида!», понуро тащит за своей спутницей сумку с хлебом. Священник, который отправил больную девочку отмывать ногти, беседует у ворот с какой-то прихожанкой, они вместе смеются. На ней открытые босоножки, ногти на ногах покрашены в ярко-красный.

snob.ru