Помощь при стрессах дети 5 лет

Психологическая помощь детям

Причины расстройств у детей

Психические расстройства у подростков и детей являются очень важной проблемой на сегодняшний день. Отсутствие возможности распознания данной патологии зачастую ведёт к тому, что настоящий диагноз ставится спустя много лет после появления первых симптомов болезни.

Появление и дальнейшее развитие психических расстройств у детей неуклонно ведёт к стойкому формированию патологического состояния, особенно на ранних возрастных периодах, что требует предельно ранней диагностики и эффективного лечения таких расстройств у детей, которые часто дополняются и усиливаются. Это в свою очередь препятствует адекватному развитию ребёнка, а также дальнейшему формированию личности в социальном обществе.

В жизни детей могут возникать огромное количество потерь, неприятностей и обид. Чаще всего родители попросту не обращаются к врачам-специалистам и психологам, порой не замечая, что ребёнок изменился и часто грустит. И только в тех случаях, когда ребёнок становится неуправляемым, родители начинают бить тревогу. Родителям стоит знать, что вовремя оказанная психологическая помощь детям при стрессах, разводе или потере родителя, помогает им с минимальными переживаниями справляться с проблемой и выйти из состояния беспокойств и депрессии в кротчайшие сроки.

Только лишь опытный детский психолог сможет установить близкие и доверительные отношения не только с родителями, но также между детьми. Каждому человеку так важно чувствовать свою значимость для близких людей, безопасность и комфорт в семье. Дети в любом возрасте могут нуждаться в психологической помощи точно так же, как и взрослые.

Психологическая помощь в переходном возрасте

Сегодня жизнь детей-подростков наполнена огромным количеством стрессовых ситуаций. И далеко не каждый умеет с ними справляться. На почве конфликтов и стрессов в переходном возрасте возникают депрессии, апатии, неврозы и прочие психологические трудности. Если вовремя решением проблемы не займётся опытный психолог, то могут возникнуть тяжёлые последствия с психическими расстройствами. Поэтому родителям не следует откладывать визит к врачу-специалисту за психологической помощью в переходном возрасте у вашего ребёнка. Наши специалисты всегда смогут оказать вам квалифицированную помощь.

Различные психические расстройства при употреблении алкоголя, систематическом курении или наркомании — явный повод для родителей, чтобы немедленно обратиться за психологической помощью. Психические расстройства у подростков являются на сегодняшний день самой распространённой формой патологии в возрасте 12-16 лет. Большинство родителей таких детей обращаются за помощью слишком поздно, когда подросток выходит из-под контроля. Поэтому своевременное и правильное индивидуальное диагностирование в сочетании с базисной биологической терапией с психологической коррекцией позволяют добиться значительных успехов при решении подобных расстройств у подростков в переходном возрасте. Задача наших опытных и квалифицированных врачей-психологов — это провести профессиональную диагностику и подобрать эффективное современное лечение.

В особых кризисных ситуациях порой требуется неотложная помощь психолога, в том числе на дому. Наш медицинский центр «Колыбель Здоровья» всегда сможет прийти к вам на помощь в лице наших опытных врачей-специалистов психологов, которые помогут вам и вашему ребёнку найти оптимальный выход из сложившейся ситуации.

Психологическая помощь детям и семье

Как часто дети выслушивают постоянные ссоры, конфликты, непонимание и ревность между своими родителями? Все такие проблемы являются актуальными практически для каждого человека. Возникновение такого рода проблем всё чаще и чаще сподвигает семейную пару к обращению за помощью к квалифицированному психологу.

Обращение семьи за помощью к психологу — это безусловно серьёзный и очень важный шаг в жизни обоих супругов, так как положительный эффект от психологической помощи для семьи и супружеских взаимоотношений невозможно переоценить. Ведь приятно осознавать, что семьи, которые обратились за помощью к психологу, смогли услышать и понять друг друга. Это говорит о том, что основная задача психолога при оказании психологической помощи для семьи выполнена на все 100%.

Высокая квалификация специалистов нашего медицинского центра «Колыбель Здоровья» позволяет в кротчайшие сроки установить причины, вызвавшие психологический дискомфорт или расстройство. Если вы и ваши дети в семье нуждаются в консультации психолога, то можете смело рассчитывать на серьёзное отношение и поддержку, помощь и уважение психологов нашего медицинского центра.

Если человек нуждаетесь в психологической помощи, это ещё вовсе не значит, что он болен. Каждый человек из нас может попасть в ситуацию, в которой он испытывает настолько сильное переживание и тревогу, что теряет контроль над своим эмоциональным состоянием. Помощь врача-психолога — это вложение в свое здоровье и душевное равновесие, а также психологический комфорт семьи и благополучие ваших детей.

Это может быть интересно

Ответы на вопросы пользователей на нашем сайте о детской психологической помощи

Ответ врача:
Консультация и обследование у эндокринолога обязательно! Если вам удобно приехать в Москву, можете обратиться к эндокринологу в нашу клинику, план обследования в ситуации с вашим ребенком должен быть расширен (контроль половых гормонов, гормонов щитовидной железы и др., биохимия крови, УЗИ щитовидной железы, УЗИ органов малого таза, УЗИ органов брюшной полости, ЭГДС, консультация гастроэнтеролога, консультация окулиста с обязательным осмотром глазного дна, консультация клинического психолога в дальнейшем возможно консультация психиатра и т.п.). Если понадобиться госпитализация вам расскажут как и в какую клинику возможно попасть в Москве на обследование по ОМС. Возможно изменение психологического статуса ребенка отмечается на фоне заболевания щитовидной железы, обязательно надо контролировать эффективность заместительной терапии L-тироксином, вовремя проводить коррекцию дозы препарата. Для уточнения, влияет-ли аденома гипофиза на состояние ребенка тоже нужны дополнительные обследования, если образование не влияет на гормональный статус, то требуется только контроль в динамике МРТ 1 раз в год.

Ответ врача:
Ваш ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога, который вносит корректировку в лечение, учитывая клинические и лабораторные показатели. Сомневаться в тактике ведения не приходится (учитывая данные которые вы указали). Если вас смущает назначенная терапия рекомендуем проконсультироваться у другого эндокринолога.

Ответ врача:
Вашему ребенку необходимо комплексное обследование. Начать необходимо с педиатра и нефролога(обязательно осмотр наружных половых органов, на наличие ссадин, царапин), затем сдать анализы и при необходимости пройти УЗИ почек, консультацию психолога.

Ответ врача:
В вашей ситуации очень трудно советовать без осмотра ребенка. Для начала надо провести ЭЭГ-для исключения эпиготовности, проверить глазное дно(консультация окулиста), М-эхо-ЭГ, эти исследования необходимы и врачу физиотерапевту, для выбора правильного восстановительного лечения. Из медикаментозной терапии наши неврологи рекомендуют кортексин10,0 в/м утром(желательно до 10.30) ежедневно №10, далее семакс1-2 капли в каждый носовой ход по схеме 10 дней даем, 10 дней перерыв, до 3-х месяцев. Обязательно с ребенку надо провести психолого-педагогическую коррекцию. Специалисты нашей клиники(неврологи) хотели бы пригласить вас на прием, так как для решения вопроса о седативной терапии необходим осмотр ребенка.

Ответ врача:
Первое, что хотелось бы порекомендовать в такой ситуации, найти ребёнку хорошего педагога, лучше если это будет логопед. С ним вместе взять курс на общеобразовательную школу и работать Вам и логопеду вместе для того, чтобы ваша дочка в дальнейшем получала образование именно в общеобразовательной школе (уровень образования и дальнейшие перспективы продолжить образование там выше, чем в специальной школе). И конечно, ребёнку нужно наблюдаться у психиатра и детского невропатолога. Медикаментозные препараты должны назначать только они по результатам осмотра и обследования. Приветствуются в таких случаях также методики зоотерапии, арт-терапии, ароматерапии, дыхательной гимнастики (для улучшения речи), различные физиотерапевтические методы лечения. Многое сейчас будет зависеть от ваших стараний, главное – заниматься развитием и лечением ребёнка. Здоровья!

www.kolibel.ru

Действенная помощь детям при тревоге и стрессе

Современные дети часто испытывают сенсорную перегрузку. С раннего возраста их окружает большое количество информации и развлечений: телевидение, фильмы, видеоигры, Интернет, мобильные телефоны и множество другой техники. Поскольку новые технологии стали популярным средством развлечения, они перегружают наши чувства, ограничивают живое общение и круг интересов.

Хотя родители могут ограничивать доступ своих детей к компьютеру, дети всё равно подвержены влиянию огромного количества информации и технологий. Чрезмерная увлеченность технологиями приводит к тому, что мы утрачиваем связь с собой и друг с другом.

Несмотря на наши усилия создать сбалансированный стиль жизни, стресс все равно преследует нас в повседневной жизни. Мы все страдаем от перевозбуждения и жестких графиков. И наши дети – не исключение. Родители могут даже не осознавать, насколько их дети подвержены стрессу.

Мир стал сложнее, и источниками стресса для ребенка теперь становятся не только школа и конфликты со сверстниками. В распоряжении ребенка множество занятий, которым он посвящает своё свободное время. Ребенок подвержен негативной информации из СМИ и Интернета о стихийных бедствиях, войнах и т. д. Всё это вызывает у него тревожность и стресс. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у детей и подростков в последнее время участились тревожные расстройства.

Дети, особенно маленькие, не могут так легко распознавать стресс и тревогу, как взрослые. Они не понимают, что причина их головной боли, боли в животе, напряжения или раздражительности – тревожное состояние. В силу возраста и недостаточно развитых когнитивных способностей ребенку сложно понимать свои эмоции, потому что для него это пока еще слишком абстрактное понятие. Ребенок понимает, когда он счастлив или расстроен, но разочарование, фрустрацию, грусть или тревогу ему осознать трудно.

Поскольку чувства могут сбить ребенка с толку, умение распознавать их поможет справляться с трудными ситуациями. Развить самосознание и овладеть своими чувствами ребенку могут помочь техники осознанности. С ними ребенка можно познакомить уже в раннем возрасте.

Преимущества управляемого воображения

Одна из лучших техник осознанности для детей – управление воображением. Это медитативная техника, которая использует визуализацию и воображение, чтобы помочь осознать связь между телом и психикой. Дети могут легко освоить управление воображением и оздоравливаться с его помощью, потому что воображение у них развито от природы. Воображение ярких картин может стать для ребенка способом побороть стресс, боль или сложные чувства. Это также хороший способ сблизиться с ребенком, поскольку, осваивая данную технику, он учится слышать свой внутренний голос и исцелять себя.

Управление воображением можно использовать для различных потребностей ребенка. Оно поможет снизить уровень стресса, справиться с бессонницей, беспокойством перед контрольной работой, недомоганием, связанным с нежеланием ребенка идти в школу, и другими проблемами. Данная техника также помогает развивать навыки управления эмоциями, повышать самооценку, развивать творческий потенциал и укреплять иммунную систему.

Управление воображением считается признанным средством борьбы с такими серьезными проблемами, как тревожность, депрессия, плохая обучаемость, синдром дефицита внимания и т. д. Его применяют, чтобы подготовить пациентов к хирургической операции или терапевтическим процедурам.

Сегодня управление воображением получило признание в медицинских и научных кругах как альтернативный терапевтический метод. По данным одного исследования, данный метод значительно снижает хронические боли в животе у детей. В исследовании приняли участие 30 детей, страдающих от хронических болей в животе. На протяжении восьми недель они применяли технику управляемого воображения, прослушивая записи на компакт-диске. В итоге значительное облегчение болей наблюдалось у 63,1 % членов экспериментальной группы и у 26,7 % членов контрольной группы.

Дети, участвовавшие в эксперименте, проявили положительное отношение к данной технике – всем без исключения настолько понравилось прослушивание компакт-диска с упражнениями по управлению воображением, что дети хотели продолжить обучение данной технике.

Другое исследование показало, что практика управления воображением способствует созданию новых нейронных связей и хорошему поведению. Человеческий мозг не различает реальные и воображаемые события. Когда мы мысленно представляем какую-либо ситуацию, мозг выделяет гормоны, соответствующие нашим чувствам по поводу данного события или человека. Например, воспоминание о споре с кем-либо способствует выделению гормонов стресса.

Концентрация на образе любимого человека или радостном событии приводит к повышению уровня гормонов счастья – эндорфинов и серотонина. От этого повышается тонус и настроение. Суть управления воображением состоит в том, что мозг представляет позитивные и исцеляющие образы, это помогает развивать навыки управления эмоциями и формирует новые модели поведения.

Концентрируясь на поставленной цели и создавая нужный образ собственного «Я», мы создаем новые нейронные связи, которые помогают менять поведение. Данная техника на протяжении многих лет используется в спорте для формирования уверенности в себе и улучшения результатов.

С чего начать

Занятия управлением воображения проходят по определенному сценарию, который читается взрослым или слушается в записи. Сценарий для ребенка – это своего рода ориентир на пути к его потребностям. Как только вы лучше познакомитесь с процессом управления воображением, то сможете привести сценарий в соответствие с собственными потребностями или создать свой собственный, который подойдет ребенку. Выясните, какие из предложенных сценариев подойдут ребенку лучше всего.

Занятия управлением воображения должны проходить в спокойной обстановке, без телевидения и электроники. Спокойная, расслабляющая музыка поможет отвлечься от окружающего шума. Если каждый раз включать одну и ту же музыку, это будет помогать телу расслабиться. Прежде чем следовать сценарию, объясните ребенку суть упражнения, чтобы ему было более комфортно и он смог глубже погрузиться в процесс.

Для подготовки к управлению воображением стоит также использовать глубокое дыхание и постепенное расслабление. Многие из этих техник используются в сценариях управления воображением. Знакомя ребенка с данной техникой, прежде всего, следует создать для него безопасное пространство.

В процессе занятий ребенок путешествует по прекрасным спокойным местам, которые создал он сам, по местам, в которые он будет возвращаться каждый раз, когда захочет. В этом путешествии у ребенка есть личный проводник – человек, животное или духовная сущность. Проводник помогает ребенку встретиться с собственной мудростью и целительными силами.

Помогая ребенку следовать сценарию, важно позволить ему получить собственный внутренний опыт, поэтому дайте ему возможность осознать увиденное. Чтобы получить максимальное преимущество от занятий управлением воображением, выполняйте упражнения несколько раз в неделю на протяжении нескольких месяцев. Если ребенок страдает от специфической проблемы или расстройства, лучше всего заниматься ежедневно. Предлагаем несколько идей для сценария.

Сценарий «Большой белый дом»

Данный сценарий помогает детям и подросткам достигать целей и справляться с повседневным стрессом. Представьте, что вы идете по длинному белому пляжу. Вы слышите крики чаек и шум волн. Ваши ноги погружаются в тёплый белый песок. Вы чувствуете себя спокойно и умиротворенно. Дует теплый морской ветер. Солнце ярко светит, согревая вас. Вы ищете тихое комфортное место. Вы ощущаете, что этот пляж – ваш, только ваш.

Вы останавливаетесь и смотрите на бескрайний океан. Вы видите, как переливаются разными цветами волны. Вы видите пену на гребнях волн. Волны, которые накатываются на берег, похожи на дыхание Земли. Океан… Океан… Снова и снова волна за волной. Вы чувствуете силу океана и Земли.

Вы видите перед собой большой белый дом. Он манит вас. Дом выглядит как храм или маленький замок. вы идете к нему, вы заинтересованы и полны сил. Вы подходите к дому и видите, что его дверь открыта. Вы с интересом заходите внутрь. Вы чувствуете себя спокойно и умиротворенно.

Вы заходите с солнечного пляжа в прохладу этого прекрасного дома и оказываетесь в большой гостиной. В ней много растений и картин. Перед вами – красивая мраморная лестница. Вы чувствуете, что хотите пройти вверх. Вы осознаете, что все это время у вас за плечами был тяжелый рюкзак. Он полон ваших забот, беспокойств и негативных чувств. Долгое время вы носили этот рюкзак и чувствуете, как он давит на вас своим весом. Ваши плечи болят, ваша спина сильно напряжена от этих чувств.

Вы медленно снимаете рюкзак со всеми своими тревогами и заботами. Вы чувствуете себя свободным. Теперь вы можете легко подняться по лестнице. С каждой ступенькой вы чувствуете себя всё легче, счастливее и спокойнее. С каждым шагом вы становитесь все ближе к абсолютному комфорту и радости. Комфорт и радость живут внутри вас, и теперь ничто не помешает вам чувствовать их.

Наверху лестницы вы чувствуете себя сильным и уверенным в себе. Наверху открыто большое окно. Напротив окна стоит большое белое удобное кресло. Вы садитесь в кресло и смотрите в окно, любуясь океаном. Это ваше время. Вы сидите в своем кресле и смотрите в окно своего дома. Вы дышите мягким морским воздухом и понимаете, что вы дома.

Сценарий «Волшебная раковина»

Этот сценарий хорошо подойдет маленьким детям. Он помогает справиться с тревогой и беспокойством. Примите удобную позу. Закройте глаза и сделайте глубокий медленный вдох. С каждым выдохом ваше тело расслабляется.

Представьте, что вы находитесь на пляже. Нарисуйте пляж в своем воображении. Вспомните пляж, на котором вы были, или придумайте его. Почувствуйте песок под ногами. Ваше лицо ощущает солнечное тепло. Оглядитесь вокруг. Напротив вас – бескрайний серебряно-голубой океан. Искры солнца танцуют на поверхности волн, как маленькие звезды.

На песке вы видите самую прекрасную раковину, которую когда-либо видели. Вы поднимаете её. Раковина теплая и гладкая на ощупь. Почувствуйте её форму в своих руках. Это волшебная раковина. Вы можете рассказать ей свои секреты, и раковина их сохранит. Вы можете также рассказать раковине о том, что вас беспокоит. Расскажите ей о своих проблемах – неважно, крупных или мелких. Раковина хочет услышать обо всех ваших тревогах.

Как только вы расскажете раковине о своих проблемах, она превратит ваши негативные чувства в положительные. Поднесите раковину к губам. Мысленно расскажите ей о своих тревогах и желаниях. Больше никто не узнает об этом – только вы и раковина. Ваши слова попадают прямо в средину раковины. Она забирает все ваши тревоги.

От вас уходят негативные чувства и никогда больше к вам не вернутся. Раковина заставляет их исчезнуть. Это настоящее волшебство! Ваши негативные чувства уходят! Вы закрываете раковину и ощущаете спокойствие и счастье. Вы в полном умиротворении. Ощутите это прямо сейчас.

Вы можете представить вашу раковину в любой момент, когда будете испытывать негативные эмоции, и вам необходимо будет успокоиться. Ваша раковина всегда будет ждать вас в вашем воображении.

Если вы будете на морском побережье, можете найти настоящую волшебную раковину. Как вы её узнаете? Просто среди всех морских раковин найдите ту, которая больше всего похожа на волшебную. Вместо раковины можно использовать «волшебный» камень. Найдите его в саду или на улице.

Можете также класть «волшебную раковину» или камень под подушку, чтобы избавиться от ночных кошмаров и бессонницы. В нашем суетливом мире осознанность и управление воображением – настоящий подарок, который вы можете подарить своему ребенку. Когда дети взрослеют и сталкиваются с новыми трудностями, управление воображением остается для них способом справляться со стрессом и обрести мудрость.

childdevelop.ru

Помощь при стрессах дети 5 лет

Внутренний мир ребёнка состоит из ярких, счастливых и дорогих для него картин воспоминаний.
И вдруг в это радостное и безмятежное существование вторгается травма!
Черная, жестокая и нелепая, всегда неожиданная, физическая травма несёт с собой и физические потери, которые, на фоне пережитой угрозы для жизни, часто сопровождаются и психологической травмой.

Причиной всего этого могут быть дорожная авария или теракт, тяжёлый ожог или собственная болезнь, смерть близкого человека или его болезнь.
Ребёнок
может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем трагического события, а не непосредственным его участником. При этом сила его эмоций настолько высока, что сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты.У ребёнка исчезают как ощущение защищённости и целостности собственного тела, а так же чувство уверенности в себе и в близких людях.

Восприятие человеком события как травматического очень индивидуально и зависит от его личности, степени вовлечённости в это событие, его предыдущего опыта восприятия и преодоления драматических ситуаций. К счастью, для большинства из нас, особенно для тех, кто не являлся прямым участником трагедии, последствия такого события могут ограничиться лишь естественной реакцией страха. И эти люди затем возвращаются к нормальной жизни, воспринимая потери как неотъемлемую часть этой жизни, и научившись от них отвлекаться.

В некоторых случаях, особенно если ребёнок (это относится также и к взрослому) непосредственно участвовал в трагическом событии, у пострадавшего нередко развивается психологическое расстройство, так называемый посттравматический стресс ( Post Traumatiс Stress Disorder ). При этом его преследуют навязчивые и часто повторяющиеся страшные картины происшедшей трагедии, избавиться от которых он не в состоянии; постоянно мучают ночные кошмары, чувства беспокойства и тревожности. Всё это, вместе взятое, приводит к сбоям в привычном функционировании организма, парализует жизнь и разрушает личность ребёнка.

Посттравматический стресс может сопровождаться депрессией, соматическими жалобами, фобиями,
расстройством поведения (агрессивностью), проблемами питания и сна. При этом дети боятся оставаться одни и требуют постоянного присутствия взрослого. Они избегают посещения мест, связанных с трагедией и любой лёгкий намёк на травму вызывает у них бурно выражаемый негативизм или другие симптомы (например, жалобы на боли в животе и т.п.).

Последствия психологических травм проявляются и также и в игровой деятельности ребёнка, которая в этих случая характеризуется регрессивными и стереотипными элементами с навязчиво повторяющимся сюжетом, так или иначе связанным с трагедией. При этом у ребёнка резко сужается круг интересов, появляются отчуждённость и стремление к одиночеству.
Регрессивная тенденция часто отражается и на развитии ребёнка, снижается успеваемость в школе, появляются проблемы внимания, чрезмерная раскованность, состояния паники, излишние настороженность и напряжённость.

В обычной, не стрессовой ситуации у любого человека в коре головного мозга происходит обработка внешних стимулов, т.о.идёт постоянное «отслеживание» ситуации при её полном осознании и контроле.
В стрессовой ситуации и перед лицом смертельной опасности у человеческого организма нет времени на обычную переработку информации через кору головного мозга и тогда срабатывают более простые и примитивные, инстинктивные защитные механизмы поведения, контролируемые ниже расположенными подкорковыми отделами головного мозга ( подкорка головного мозга ), осуществляющими эндокринную регуляцию и управление эмоциональными реакциями и состояниями.

Другими словами, в экстремальных и стрессовых ситуациях, с точки зрения физиологии, информация об окружающей среде извне, минуя кору головного мозга , передается через таламус прямо в амигдолу . Амигдола , маленькая миндалевидная структура в подкорке головного мозга , ответственная за реакции страха, автоматически запускает механизм самосохранения, с помощью которого организм человека переключается на режим самозащиты ещё до того, как он сам успевает даже подумать о грозящей ему опасности. Этот механизм можно обозначить известным в психологии словосочетанием » fight or flight » ( борись или улетай ) . Такая реакция человеческого организма на опасность нормальна и является защитной.
Болезненное состояние может возникнуть лишь тогда, когда организм как бы »зацикливается » на такого рода реакции и воспринимает любую ситуацию как стрессовую.

Психологические травмы ещё недостаточно изучены и в этой области многие вопросы остаются пока без ответа. Так, например:
— почему механизм самосохранения запускается с такой быстротой и лёгкостью и почему затем так трудно остановить его действие?
— почему, спустя годы после травмы, когда жизни человека уже ничего не угрожает, он ведёт и чувствует себя так, как будто вновь и вновь предстаёт перед лицом опасности?

На ниже приведённых рисунках показано, через какие части головного мозга человека осуществляются приём и обработка информации, поступающей извне, в обычных, не стрессовых и, экстремальных, стрессовых ситуациях .



Дети
(так же, как и взрослые), однажды пережив травму, нуждаются в в специальной помощи, включающей как медикаментозное лечение, так и различные виды психотерапии (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей пациента).
Очень важно, чтобы первичная психологическая помощь в той или иной выбранной специалистом оптимальной форме была оказана сразу после травмы, с тем, чтобы усилить у пострадавшего степень осознания произошедшего . Именно поэтому, на место аварии или теракта обязательно направляется психолог, чтобы очень осторожно и с помощью специальной методики помочь потерпевшим восстановить в памяти детали и последовательность произошедшего с ними, словесно описать эмоции и их интенсивность.

Говоря языком физиологии, осознание случившегося как бы позволяет » переместить » страхи из нижних отделов мозга непосредственно в саму кору головного мозга, что делает их (страхи) более поддающимися последующей психокоррекции.

Многие родители, занятые уходом за ребёнком, перенесшим травму, не понимают смысла и необходимости такого рода психологической помощи.
Они думают и говорят примерно следующее: »Вот ведь привязались к ребёнку, дайте ему прийти в себя! И, вообще, ни к чему ему вспоминать этот ужас!» . Не говорить и не вспоминать о трагическом произшедшем, возможно, и проще, но тем самым создаются предпосылки к тому, что » необработанный » страх поселится в детской душе надолго, а может и навсегда!

Многие взрослые считают, что маленькие дети ничего не понимают в происходящем вокруг них и не могут реагировать подобно старшим детям и им, взрослым, на различные стрессовые ситуации,
а поэтому они тщательно скрывают от детей истинное положение вещей.
Да, действительно, в силу их ещё незрелого интеллекта, маленькие дети неспособны осознать степень опасности, которой они или их близкие подвергаются. Но, в связи с особой привязанностью к матери и другим близким, они очень чувствительны к их эмоциональному состоянию и именно через призму эмоций близких людей воспринимают ситуацию как опасную или не опасную. Попытки полностью скрыть от ребёнка суть произошедшего могут завести его в тупик и усилить чувство тревоги.
Для маленького ребёнка внезапное исчезновение близких, особенно матери, или их долгое отсутствие является стрессовым фактором само по себе, а в случае травмы или болезни матери — стрессом вдвойне.
Как правило, реакция детей на стресс проявляется в изменениях характера их моторной активности, аппетита и сна.


Родителям
трудно отличить естественную реакцию страха ребёнка от патологической , поэтому многие из них долгое время после травмы всё ещё не обращаются за помощью к психологу.
Они очень эмоционально и тяжело принимают физическую травму их ребёнка , глубоко сопереживая ему, и даже идентифицируют себя с ним, или же, наоборот, впадают в депрессивное состояние.

В силу этого родители оказываются не в состоянии адекватно оценить эмоциональное состояние собственного ребёнка. Они лишь фиксируют изменения в его эмоциональном состоянии , но не связывают их с произошедшей травмой; часто скрывают от психологов историю травмы, не придавая ей особого значения или же из-за чувства собственной вины, вследствии этого теряя дорогое время, необходимое для восстановления психики ребёнка.

1.К психологу обратилась за помощью мать 2-х летней очаровательной девчушки, которая, по определению мамы, была очень капризным и даже конфликтным ребёнком.

Выянилось, что конфликты участились, когда девочке было 1,5 годика. Можно было бы поставить точку и списать всё на »буйство 2-х леток», однако после беседы с мамой оказалось, что именно в то время она попала в автомобильную аварию, после чего долгое время находилась в больнице.
Пока мама была в больнице, за ребёнком ухаживали соседи. Чтобы девочка не испугалась страшных картин отделения травматологии, они никогда не брали её с собой в больницу.
А ведь никто из взрослых тогда не подумал о том, что для ребёнка не может быть ничего страшнее, чем исчезновение-отсутствие мамы. Соседи регулярно сообщали матери о её тихой и кроткой дочери, не доставляющей им абсолютно никаких хлопот. Когда же мама вернулась из больницы, то девочка, »вместо того, чтобы отнестись с пониманием к состоянию матери», стала очень капризной, не отходила от мамы ни на секунду, часто плакала, плохо стала спать и есть.

Как мы видим, наша маленькая героиня пережила стресс и, подобно всем маленьким детям, отреагировала на это плохим сном и отказом от еды.

2.Родители 3-х летнего мальчика обеспокоенны отсутствием у ребёнка речи.

При тщательном изучении истории развития малыша выяснилось, что в период от года и до 2-х лет
мальчик развивался нормально и успешно овладевал речевыми навыками. Когда ему исполнилось 2 года, он опрокинул на себя чашку с горячим чаем и получил очень сильные ожоги.
Потребовалось хирургическое вмешательство, а последующий период лечения и реабилитации был для малыша невероятно мучитилен и долог.

Родители ребёнка
были настолько заняты его лечением, что не обратили внимания на регрессию в развитии -малыш утратил некоторые из уже приобретённых навыков, перестал говорить, часто плакал и постоянно, днём и ночью, требовал присутствия и внимания мамы и папы. Родители относли эти изменения поведения за счёт физического недомогания и дискомфорта ребёнка.

Впоследствии выяснилось, что мальчик перенёс сурьёзную душевную травму и только после психотерапевтического лечения к нему вернулась прежняя весёлость и игровая активность, а, вместе с ними, и речь.

3. Две сестрички- 5-ти и 3-х лет. По сообщению матери старшая дочь сильно заикается, а 3-х летняя выдёргивает волосы на одном и том же участке головы до лысины, а затем их поедает .

Мать
девочек описала историю своей семьи и ход развития детей. Из рассказа выяснилось, что она болеет раком груди. Несколько раз была госпитализированна, перенесла операцию, сеансы химиотерепии и радиологическеое облучение. Даже находясь дома, молодая женщина не могла уделять необходимого внимания детям из-за постоянного плохого самочувствия.
Ни сама мама, ни один из членов семьи не объяснили девочкам суть происходящего, а напротив, всё тщательно от них скрывалось.Сначала таинственное исчезновение мамы, а потом и её непонятное постоянное нахожденеие в постели посеяли тревогу в детях, подорвали их уверенность в себе и в близких, вызвали потерю ощущения безопасности.

Когда ломается внешняя защита в лице родителей, ребёнок вынужден защищать себя сам. Если же он не справляется с этим, то посылает сигнал SOS, чтобы хоть кто-нибудь обратил на него внимание.
И тогда он начинает либо заикаться, либо становится очень агрессивным, либо начинает плохо кушать или спать. Это и произошло со старшей девочкой, когда она начала заикаться..
Младшая сестричка, выдёргивая свои волосы, таким образом неосознанно компенсировала отсутствие к себе внимания. Поедая волосы, она тем самым удовлетворяла свою потребность в оральной стимуляции. Возможно также , что так выражалось её неосознанное стремление походить на
маму, у которой у которой вследствие химиотерапии выпали все волосы на голове.


www.all-about-child.com