Помощь школьникам при стрессе

Профилактика стрессов в начальной школе

Стресс — одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Неслучайно психологами выделяется термин “школьный стресс”. Поэтому сегодня актуальной стала проблема профилактики школьных стрессов. Стресс в условиях школы невозможно понять и тем более управлять им без глубокого знания его психологического механизма. А значит, педагогу важно знать причины стресса у младших школьников в учебно-воспитательном процессе и пути его преодоления и профилактики.

Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 – 1982). Медик по образованию, биолог с мировой известностью на протяжении почти полувека разрабатывал проблемы стресса. Наиболее полно его учение изложено в известном труде “Стресс без дистресса”.

Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса. Стресс обычно понимается как неблагоприятный опыт недостаточной или избыточной стимуляции, который сейчас или в будущем приведет к нарушению здоровья.

Наука делит стрессы на:

  • эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
  • кратковременные и долгосрочные (острые и хронические);
  • физиологические и психологические (информационные, эмоциональные и коммуникативные).

Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов. Например, когда ребенок долго или часто испытывает чувство голода, холода, жажды, физические перегрузки.

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением, например, когда школьника обманули, обидели, угрожали физически или морально, если он испытывает сильные информационные перегрузки.

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда ребенок, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности школьника, его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (семейные проблемы, ссоры и т. п.).

Коммуникативный стресс возможен при неспособности ребенка общаться с одноклассниками или учителями, при неумении налаживать межличностные отношения.

Основоположник теории стресса Г. Селье выделяет три стадии его развития:

  • реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма;
  • сопротивление, когда организму удается успешно справится с вредными воздействиями (в этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость);
  • истощение, наступающее, если действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть.
  • Биологическое строение человека таково, что он воспринимает стрессоры и реагирует на них. Однако современные условия изобилует такими внешними раздражителями, физическая реакция на которые уже не обеспечивает равновесие нашего организма. Будучи явлением реальной действительности, стрессоры трансформировались и теперь наряду с физическими реакциями требуют психических.

    Стресс может также означать совокупность мелких стрессов, которые в результате приводят к эмоциональным нарушениям, таким как чрезмерная тревога и напряжение, нарушение ясности мышления и широкий спектр поведенческих реакций.

    Стресс не всегда результат повреждающего внешнего влияния на психику человека. Так в повседневной учебной деятельности стрессы у детей возникают по разным причинам: на уроке, во время соревнований, школьных олимпиад, в общении с учителями и одноклассниками, публичном признании успеха и т. д. В стрессологии выделяют два термина – “эустресс” и “дистресс”. Первый термин означает желательный эффект, второй – негативный.

    Дистресс (от англ. distress – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) – сильный стресс неприятной направленности, вызываемый стрессорами.

    Учеными доказано как стресс серьезно влияет на здоровье людей. Доказана и связь между пережитыми в детстве и юности стрессами с частотой несчастных случаев.

    Стресс у детей во многом отличается от стресса у взрослых, особенно в его проявлении.

    Стресс является постоянной проблемой в детстве также потому, что жизнь и опыт ребенка контролируется взрослыми. Дети часто чувствуют, что они ничего не могут поделать, что они бессильны что-то изменить. Это приводит к апатии и потере всякой мотивации. Иногда это повышенная возбудимость, иногда агрессивность и неспособность сосредоточиться на каком-либо предмете. Порой стресс вызывает чисто физическое недомогание, например, головную боль, рези в желудке и повышенную чувствительность. Стресс у ребенка не опознают, а сам ребенок не способен с этим справится, что заставляет его чувствовать себя неспособным и неадекватным.

    Как же определить состояние стресса у младшего школьника?

    Прежде всего, это продолжительность. Если у ребенка плохое настроение в течение одного дня, то в определенной мере это является нормальным. Но, если состояние нервозности и напряжения длится на протяжении недели, а то и более, то это должно стать поводом для волнения.

    Возрастные соответствия. Когда трехлетний ребенок плачет и хватает за одежду уходящую мать, то эта ситуация вполне нормальная. Но, если девятилетний школьник ведет себя подобным образом, то родители и педагоги должны более внимательно присмотреться к данному ребенку.

    Интенсивность реакции и отклонение от возрастной нормы также является сигналом для взрослого человека.

    Если есть подозрение, что ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов. Например, у младшего школьника появились необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенную озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе, возможно, развился стресс.

    Вот примерный список стрессоров, который встречается в жизни младшего школьника в учебно-воспитательном процессе:

    1. Обидные высказывания со стороны одноклассников.
    2. Обидные высказывания со стороны старшеклассников.
    3. Негативная оценка со стороны учителя.
    4. Участие в соревнованиях.
    5. Ссоры с одноклассниками.
    6. Переход в другой класс или другую школу.
    7. Контрольная или тестовая работа.
    8. Сообщение дома о плохой отметке.
    9. Выход к доске или любое публичное выступление.
    10. Опоздание в школу.
    11. Конфликтное общение с учителем.
    12. Пропуск уроков по болезни.
    13. Боязнь быть отстающим.
    14. Психологи подметили, что один и тот же стресс может вызывать у разных людей неодинаковые реакции. Существуют факторы, которые могут тормозить или усиливать проявления стрессового состояния. Это и генетическая предрасположенность человека, пол, возраст, реактивность организма, его состояние в данный момент и др. Таким образом, один и тот же раздражитель действует на разных детей по-разному, следовательно, одни дети более беззащитны перед стрессами, чем другие. Обнаружено, что стресс не затрагивает достижения детей с высоким IQ и разрушает достижения детей с низким IQ.

      Устойчивость к стрессам обеспечивает и социабельность, предполагающая доброжелательное внимание окружающих и коммуникативные навыки, благодаря которым взрослые оказывают ребенку поддержку в случае необходимости.

      Для детей младшего школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего, учителя. В любой стрессогенной ситуации ребенок устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Для него потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживаниями один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя, ребенок получает порицание или равнодушие.

      Последствия стресса могут быть различными. Стрессы могут вызывать неврозы, депрессии и другие душевные расстройства и заболевания. Ситуативные проявления стресса бывают во время открытых уроков, когда у школьника дрожит голос, речь становится сумбурной, кружится голова. Сегодня хорошо известен стресс “конца года”, который провоцирует детей на простудные заболевания, в это время возможно развитие аллергического кашля и астмы.

      Как помочь ребенку, находящемуся в состоянии стресса?

      Во-первых, необходимо узнать, какова причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки, похода в парк, кино, т. е. тогда, когда ребенок находится далеко от стрессоров. Часто рисунки и игры позволяют узнать причину беспокойства ребенка. Во-вторых, подобрать наиболее приемлемый способ вывода младшего школьника из состояния стресса. Здесь на помощь педагогу может прийти школьный психолог. Ролевые игры, физические упражнения, дыхательная гимнастика, психогимнастика, музыкотерапия, упражнения на релаксацию, цветотерапия. А самое главное — поддерживать ребенка, показывать значимость его в ваших глазах, больше общаться с ним, применять тактильные приемы в общении, соблюдать такт и не забывать, что детство – это самое лучшее время и, по возможности, сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией наступило как можно позже.

      Большую помощь младшему школьнику может оказать учитель, если наладит связь с родителями. Настроит их на необходимость понимания, что воспитательно-образовательный процесс требует терпения. Что каждый ребенок неповторим, что нельзя требовать больших результатов, зная, например, что ребенок физически слаб или имеются другие причины, указывающие на его неуспешность в учебе. Управлять стрессами ребенка учитель может с позиции поддержки, в соответствии с индивидуальным подходом, т. к. знает его жизненные проблемы, его семью, природные особенности организма ученика. Кроме того, педагог может помочь ребенку: обучить его умениям справляться со стрессом, научить, как можно менее болезненно переживать стресс или, по возможности, избегать его.

      Правильная, позитивная педагогическая политика может повышать способность учащихся противостоять стрессам и уменьшать их последствия. Сегодняшний учитель начальных классов должен знать причины стресса у младшего школьника, учить, как можно избежать стрессовую ситуацию, воспитывать стрессоустойчивую позицию ученика. И самое главное, современный педагог сам не должен выступать в роли очередного стрессора для ребенка. Чувствуя проблемы детей и проявляя гибкость и понимание, учитель может уменьшить влияние дистрессов на учащихся.

      Литература.

      1. Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс. Л. 1970. С 41-47.
      2. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии: Учеб. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.-183с.
      3. Грегор О. Как противостоять стрессу // Стресс жизни. СПб. 1994. 384с.
      4. Левис Ш. Ребенок и стресс. СПб. 1997. 208с.
      5. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. –М. Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС. 2003. – Ч.2. С. 332.
      6. Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 368с.
      7. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Какую помощь нужно оказывать при стрессе

        Постоянными спутниками современного человека, к сожалению, становятся стресс и нервные срывы. Эти состояния, приводящие, в конце концов, к депрессии, начинают подкрадываться довольно незаметно. Начинается бессонница, человека сопровождают постоянные простудные заболевания, головная боль становится нормой жизни, нарушается обмен веществ, и это отражение физического плана. На психоэмоциональном фоне происходят постоянные отрицательные волнения, которые сказываются на повседневных и будничных делах.

        Нередко это замечается у близкого человека, и первое, что приходит на ум, это предложить обратиться к специалисту за помощью. Но не всегда есть возможность напрямую подойти и сказать, что есть опасения за состояние близкого, и что у него стресс. Оппонент и так находится в пограничном нервном срыве, и такая информация только оттолкнет его.

        Как правильно предложить помощь, чтобы ее не отвергли

        Для того чтобы помощь была принята, необходимо предложить ее правильно, а самое главное – вовремя. Для этого необходимо немного разгрузить дорого человека незаметно для него. Всегда можно взять часть бытовых или рабочих обязанностей на себя. Причем предложить такую помощь стоит ненавязчиво, но проконтролировать, чтобы освободившееся время пошло на пользу, а не было снова заполнено обязанностями, вызывающими нервное напряжение.

        Причем распространённой ошибкой многих людей, которые готовы помочь любимым людям, становится попытка навязать свое представление о том, как надо выходить из стрессового пике. Хотя порой человека просто надо оставить в покое и позволить ему заниматься делами, которые приводят его в медитативное состояние.

        Причем если назрела надобность разговора и собеседник готов к спокойному диалогу, необходимо выбрать нужный момент. Нельзя среди суетности повседневных дел наспех разрешить проблему внутреннего конфликта. Такая беседа требует крайней деликатности и соответствующей обстановки. Причем надо расположить к себе человека, испытывающего стресс, всеми возможными и уместными способами:

        • после вкусной помощи от повседневного стресса;
        • во время дружеской прогулки;
        • после совместных радостных моментов.
        • При этом, если есть желание оказать помощь при стрессе, то необходимо понимать границы и пределы своего терпения и наблюдательности..

          Как помочь близкому человеку при стрессе

          Итак, определив для себя пределы своих возможностей, необходимо составить четкий временной план действий. Такой порядок необходим для того, чтобы наглядно видеть, что есть продвижение, дабы самому не начать впадать в расстройство от невозможности достижения прогресса. Как избавиться от стресса?

          1. Необходимо снять часть стрессовой нагрузки. Для того чтобы это сделать, надо определить, что является осложняющим моментом. Это может быть довольно большой перечень, который начинается от выноса мусора и заканчивается походами в театр, хорошая музыка поможет снять стресс. Просто стоит проанализировать, что раздражает больше всего. Тем более, если какая-то бытовая обязанность выпадет из цепи, это немного отвлечет оппонента от рутины и заставит задуматься.
          2. Нужно привнести в жизнь как можно больше моментов, которые близкий человек считает положительными. Конечно, если они не являются усугубляющими стресс, как, например, распитие спиртного или злоупотребление фаст-фудом. У каждого есть любимые вещи, мелодии или места. И такие моменты необходимо понемногу вплетать в повседневную жизнь.
          3. Когда острая фаза начнет проходить, вполне можно перейти к тому, чтобы направить человека к специалисту. Ведь можно сформулировать просьбу так, что беседа с психологом нужна не второй половине или родному человеку, а именно помогающему. Тогда такой поход будет гораздо легче превратить из теории в практику.

          Как помочь мужчине при стрессе

          Стресс у мужчины обычно протекает острее, потому что социальная ориентированность заставляет сильную половину человечества быть в постоянном напряжении и соответствовать общепринятым нормам.

          Успешный мужчина должен уметь обеспечивать себя, семью и, как говорится, быть не хуже других, а по возможности, даже лучше. И ежедневное движение в этом направлении создает огромное давление на психику, потому что остановиться – это значит проиграть и отстать. Именно поэтому средняя продолжительность жизни в последнее время упала до отметки 50 лет. Но постоянная работа на пределе и снятие стресса алкоголем и другими препаратами изматывают физически, и сердце не выдерживает.

          Помочь мужчине снять стресс – это не значит навязать неприемлемый для него в обозримом будущем здоровый образ жизни или усугублять положение вовлечением человека в социальные сферы жизни. Прежде всего, необходимо мягко указать на проблему и помочь увидеть, что она есть. А после этого принять совместное решение, как действовать во благо.

          Как помочь женщине при стрессе

          Зачастую, именно на женщине держатся и быт, и социальное обеспечение семьи. А также рождение и воспитание детей, львиная доля домашних забот. Для многих это нормальный устой, сформированный годами, и порой, за напряженной маской уже непонятно, как распознать стресс. И женщина превращается в автомат, который выполняет работу и перестает жить.

          И если наступает такой период, то недалеко дойти до отчаянья, потому что возрастные и гормональные изменения обязательно дадут о себе знать, и иногда бывает достаточно взгляда в зеркало, чтобы все переменилось, и женщину подкосила депрессия. А так как у дам накапливание стресса происходит дольше, то и выход из этого состояния будет непростой.

          И ошибочно мнение, что ситуацию можно разрешить шоппингом или несколькими днями отдыха. Как скорая помощь при остром стрессе, это может и сработать, но чтобы вывести женщину из состояния депрессии, необходимо принять куда более прогрессивные методы. Иначе ситуация способна дойти до того, что нервозность спрячется за завесу принимаемых успокоительных препаратов, и исчезнет симптоматика, но не более того.

          В первую очередь помощь должна прийти в виде внимания и обеспечения комфортного общения. Потому что для многих женщин именно недостаток внимания является решающим фактором и эффектом последней капли.

          Для того чтобы женщина захотела жить и радоваться жизни, ей необходимо показывать свою любовь – это и будет основной помощью.

          Скорая помощь себе

          Когда рядом нет человека, который мог бы предложить свою помощь, но есть ощущение погружения в пучину стресса, то стоит позаботиться о себе самому.

          Порой просто необходимо ощутить перемены и составить для себя новый круг общения для того, чтобы вырваться из рутины и серых будней, которые меняются со скоростью света. В природе человека не заложено мытарство от одного невроза к другому, затуманивание своего разума медикаментами и постоянное времяпрепровождение в депрессивном состоянии.

          Если в жизни наступили такие времена, то просто необходимо остановиться, и начать новую страницу с чистого листа. Постоянные переносы важных лично для себя дел на потом обычно приводят к тому, что переход на другую сторону, становится ранним, и список так и не сделанных дел просто исчезает в пространстве времени.

          Поэтому есть смысл, при осознании ускользающей жизни, остановиться и отменить важные для других дела, чтобы заняться собой.

          Помощь народными средствами

          Лечение невроза реально помогающими народными средствами может принести ощутимую пользу, и не только на начальном этапе.

          Иногда непонятно, как помочь человеку с неврозом, с чего начать. Но, как ни странно, хороший старт – это чай с ромашкой и мятой и теплая ванна с эфирным маслом сосны. Здесь главное – применять те средства, которые действительно принесут положительные эмоции, потому что если человек не переносит запах мелиссы, то такой напиток пользы не принесет.

          Поэтому, применяя средства народной мудрости, в первую очередь необходимо определить те, которые будут сопутствовать комплексному удалению стресса из жизни.

          zelv.ru

          Сила стресса потери близкого – 100%, а стресса 1 сентября 1 класса – 70%.

          – Первый класс – огромное потрясение в жизни всей семьи. Есть таблица стрессов, которые может пережить семья. Максимальный стресс – это трагические события в жизни, он оценивается как стресс 100%. Так вот поход первого ребенка в семье в школу – это 70%.

          Это очень серьезный стресс. Это системные изменения в семье, в семейной обстановке. Неудивительно, что люди так тревожатся и переживают.

          И дети так же относятся к этому? Ощущают ли они это как кризис?

          – Ребенок до определенного возраста, а именно лет до семи-восьми, все ощущает через призму родительских реакций. Как родители будут относиться к тому событию, что ребенок становится школьником, так и ребенок подхватит это отношение, усвоит его, отразит как будто в зеркале.

          Поскольку избежать этого кризиса невозможно, можно ли сделать его более мягким, смягчить как-то нашему первокласснику этот момент?

          – Безусловно, можно и нужно, особенно если у семьи большие надежды на этого нового школьника, на его успехи. Но, должна сказать, что многое стоит делать за год и за два до первого класса. Это не тема нашей беседы, и мы будем говорить только о том, что можно сделать в тот год, когда малыш (бывший малыш, а нынешний школьник, ученик) пошел в первый класс.

          В первую очередь родители должны сами себе сказать, что это стресс – да, нам будет непросто. Это не то чтобы какой-то комендантский час или военное положение, но это некоторое объявление боевой готовности в семье. Часто люди не думают о том, что это что-то такое серьезное, а потом их состояние напрягается, и они начинают нервничать, не понимая из-за чего.

          Причина есть: появление школьника в семье – это событие. Что можно сделать – так это действительно первый месяц-полтора постараться проводить с ребенком как можно больше времени, после того как он закончил занятия в школе.

          И тут необязательно радикально оставлять работу. Но если вы часть отпуска перенесли бы на сентябрь или октябрь, то это было бы совсем неплохим вариантом, потому что некоторые вещи в налаживании жизни школьника могут сделать только родители. Их нельзя, к сожалению, передоверить бабушке или няне, потому что семилетний ребенок – это не пластилин.

          Ребенок переживает кризис возраста семи лет – становится непослушным, менее управляемым, у него появляется собственное мнение. И совладать с этим мнением, и построить правильно все процессы в семье могут родители гораздо лучше, чем няня или бабушка.

          Что же могут сделать родители, т.е. что они должны делать и чего не должны делать? Учить с ним уроки? Готовить его к следующему школьному дню? Собирать портфель?

          – Родители должны помочь адаптироваться. Адаптация – это такой процесс перенастройки, привыкания к большому изменению. И он занимает время. В среднем это время от 6 недель до 3 месяцев, и во время адаптации надо помочь наладить ритмы новые жизни. Нужно помочь с уроками, но не делать уроки за ребенка, а научить его организовываться, и те небольшие домашние задания, которые в первом классе есть, делать самостоятельно, но с дозированной помощью взрослого.

          Это вообще возможно, чтобы семилетний ребенок делал домашнее задание самостоятельно?

          Это вполне возможно, но при грамотном подходе. У психологов есть такое очень важное понятие – «создание зоны ближайшего развития». Зона ближайшего развития – это то, что ребенок сам еще делать не может, но с дозированной помощью взрослого он уже это в состоянии одолеть.

          Эта помощь взрослого для создания зоны ближайшего развития не должна подменять собой активность ребенка. Мы учим его, помогаем – как тренер по горным лыжам или по конькам: он не едет за ребенка, но он дает несколько необходимых советов, без которых ребенок на лыжи не встанет.

          Вот это организующая помощь: «Смотри – у тебя есть уроки. Когда ты их собираешься делать? Давай мы с тобой подумаем, в какое время тебе лучше всего их начать делать, – может спросить родитель. – Давай подумаем, как лучше сесть – как тебе будет удобнее. Давай посмотрим, сколько времени тебе понадобится. Давай ты будешь 20 минут работать, а потом мы сделаем небольшой перерыв – переменку».

          Т.е. к семи годам ребенок должен хорошо ориентироваться во времени, ощущать это время?

          – Он должен начинать ориентироваться во времени, и автоматически это не произойдет. Если вы за год до этого учили ориентироваться во времени, он уже будет уметь. Если нет, то первый класс – как раз то самое время, когда нужно ребенка учить ощущать временные промежутки, учить его тайм-менеджменту.

          Как это можно сделать? Как можно ощущать?

          – Для этого потребуются часы или любое устройство с часами. Есть в тайм-менеджменте такое упражнение – «калибровка».

          В принципе, это может быть даже хорошим подарком первокласснику.

          – Конечно, это статусный подарок. Часы – это атрибутика взрослых, и дети очень любят такие штуки. Надо сказать: «Смотри, вот мы ставим с тобой часы – таймер со звуковым сигналом на 5 или на 10 минут (небольшой отрезок). Посмотрим, сколько ты успеешь за это время. Только ты не торопись – палочки и крючочки, штриховки должны быть красивыми. Постарайся не торопиться, делать хорошо, но успеть как можно больше. И тогда у тебя останется время…», – а дальше должно быть поощрение: что-то, что ребенку делать приятно и интересно.

          Какое, например, это может быть поощрение? Любое?

          – Зависит от ребенка. Хорошо бы, чтобы это не были мультики, сладкое и компьютерная игра. Это те поощрения, которые даются родителям легче всего, но это наименее полезные поощрения. Это может быть совместное чтение, это может быть какая-то настольная игра, это может быть приготовление чего-то вкусного вместе с мамой, это может быть прогулка. Это может быть любая вещь, связанная либо с тем, что ребенок предпочитает, либо связанная с общением со взрослым.

          Зачем это нужно? Если ребенка не организовывать в плане времени, уроки, даже небольшие объемы уроков, могут растягиваться на очень большое количество часов, и практически вся вторая половина дня съедена уроками.

          Многие родители говорят, что домашнее здание занимает весь вечер.

          – Первый класс – это время установочное: как пойдет, какая привычка сформируется, так все дальше и покатится. Гораздо проще создавать правильные привычки, чем менять неправильные, неудачные на хорошие. Это трудно, почти невозможно. Поэтому первый класс – то время, когда ребенку требуется помощь.

          А сколько, Вы считаете, стоит уделить времени домашнему заданию в первом классе?

          – Есть даже нормы, и они прописаны в книжках для психологов, в книжках для педагогов. В первом классе (кстати, официально не имеют права задавать домашнее задание, но это правило почти нигде не соблюдается, все равно они есть) официально выполнение домашнего задания не должно превышать 40 минут по всем предметам, включая иностранный язык, если он изучается с первого класса. Все, что больше, идет во вред и ребенку, и его нервной системе, а главное – его желанию учиться, мотивации к учению.

          Т.е. если уроки растягиваются на более длительное время, это значит, родители неправильно организовали это время?

          – Либо неправильно организовали, либо вообще не организовывали, либо им попалась задача повышенной сложности: медлительный ребенок или ребенок с легким дефицитом внимания – ребенок с особенностями. Либо может быть, что семейная обстановка не способствует. Скажем, если ребенок делает уроки в комнате с включенным телевизором (бабушка смотрит телевизор, а ребенку надо делать уроки), естественно, у него не будет возможности сконцентрироваться, и он будет отвлекаться.

          Кстати, по поводу места, где первоклассник делает домашнее задание? Насколько это важно? Может ли это быть кухонный стол, который освободили специально для него?

          – Конечно, если есть возможность у семьи создать отдельное рабочее место для первоклассника, это поможет в организации новых ритмов и осознании себя школьником. Это может быть очень небольшой стол и полочки для учебников или ящичек.

          Если такой возможности нет, то это может быть кухонный стол, но тогда нужна техника домашних превращений: на это время кухонный стол превращается в рабочий. И если ребенок с живым воображением, можно даже менять скатерть, либо класть какую-то другую поверхность, либо ставить что-то, какой-то атрибут того, что сейчас наступит учебное время.

          Что-то, что поможет настроиться на рабочий лад?

          – Да, и понять, что мы сейчас не будем все бутербродами пачкать, а сосредоточимся, и это место станет рабочим. А так кухонный стол даже удобен, потому что часто кухня – это мамино рабочее место, и мама будет недалеко.

          А маме нужно быть недалеко или совсем рядом во время выполнения домашнего задания или лучше вообще не вмешиваться в этот процесс?

          – Для большинства семей оптимальным является серединный вариант: маме хорошо бы быть недалеко, но в то же время не быть стопроцентно занятой именно домашним заданием ребенка. Объясню почему.

          Дело в том, что, особенно когда школьник первый в семье, родители очень переживают. Переживают в основном мамы. Мамы-отличницы переживают больше других.

          Это отчасти тоже создает тот самый кризис?

          – Создает кризис, создает напряженность, и может очень нехорошо повлиять на ребенка и его отношение к учебе. Для того чтобы быть, но не присутствовать слишком сильно, не давить ребенка, хорошо чем-то занять либо голову, либо руки самой маме. Классическая картинка, все реже встречающаяся в городских семьях: мама, штопающая что-нибудь или что-нибудь вяжущая, читающая книжку, журнал, может быть, на худой конец, печатающая на своем планшете.

          Мама, которая рядом, и внимание которой можно в любой момент привлечь, но которая не стоит над каждым крючком и не переживает по поводу его качества, – такое распределенное внимание родителей.

          А почему это так важно – не быть полностью включенной? Ведь так хочется особенно в первые месяцы все проверить, проконтролировать, может быть, даже сделать за него – ведь он еще маленький, ничего не умеет.

          – Это один из сложнейших вопросов. Дело в том, что, если вы сейчас возьмете на себя эту ответственность и будете делать все за школьника, вам придется это делать так долго, насколько вы сможете ребенка контролировать. А это не оптимальный вариант, потому что такие уроки, за которые отвечают родители, очень портят отношения.

          Это в первом классе ребенок еще на все может быть согласен. Но уже к середине первого класса он уже начинает протестовать, в четвертом классе он становится почти неконтролируемым, а в седьмом классе к уже испорченным отношениям с родителями прибавляется нежелание контроля – ребенок вырос, он уже большой – и случается откровенное отпихивание родителей.

          Он уже родителей (я извиняюсь за сленг) «посылает», а сам при этом не умеет организовываться, и научить его тут уже возможным не представляется. Поэтому – что в первом классе сложится и заложится как семейная традиция, то и будет дальше. Очень важно помочь ребенку стать школьником и создать ему долговременные привычки, которые пригодятся.

          Можно ли какие-то сохранить дополнительные занятия, если ребенок пошел в первый класс? Вообще – нужны ли они?

          – Стандартная рекомендация: вообще не совмещать ни с какой дополнительной нагрузкой, достаточно адаптации только к школе. Скажем, музыкальную или художественную школу начинать лучше либо за год до первого класса либо на следующий год. Если это невозможно, то, по крайней мере, брать паузу на полтора-два месяца обучения, потому что стресс суммируется с другим стрессом, нагрузку такую ребенок может не выдерживать – его результаты будут хуже по всем направлениям.

          Научите вашего первоклассника учиться, научите его чувствовать время, не делайте уроки за него – возможно, вы дадите ему более полезный навык, чем умение читать и писать.

          www.pravmir.ru