Понимание речи у детей с аутизмом

Понимание речи у детей с аутизмом

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК: ПУТИ ПОМОЩИ

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Эта работа при раннем детском аутизме имеет свою специфику и отличается от тех приемов, которые используют в работе с детьми с сенсорной алалией или умственной отсталостью.

Дело в том, что у аутичного ребенка восприятие речи, соотнесение звука, слова с объектом, понимание смысла сказанного и происходящего вокруг в принципе не нарушено. Это подтверждается многими наблюдениями: возможностью редкого, но адекватного смыслового комментария ситуации (даже ребенком первой или второй группы); его воспоминаниями о событиях многолетней давности (об этом рассказывают многие родители), на которые он, как казалось, не обращал внимания, — в частности, воспоминаниями, связанными с тем, что говорили о нем тогда взрослые; частой адекватной реакцией ребенка на наш эмоциональный комментарий его действий, тем, как он подхватывает понравившийся ему игровой эпизод, запоминает его и требует его повторения на следующем занятии. Даже в поведении неговорящего ребенка, который, как кажется, не реагирует на речь, не выполняет речевую инструкцию, может обнаружиться, что он учитывает сказанное другими людьми (например, начинает прятать обувь матери после того, как взрослые говорили при нем о том, что маме придется уехать на несколько дней). Таким образом, непроизвольные реакции ребенка свидетельствуют, что он способен понимать речь и происходящее вокруг в том случае, если это попало в зону его непроизвольного внимания. Видимо, и здесь основная трудность Аутичного ребенка лежит не в области понимания речи, а в сфере произвольности: произвольной организации своего внимания и поведения в соответствии с тем, что он слышит, произвольной организации собственной речевой реакции. Эта сложность становится более понятной, когда мы видим, насколько в течение всего дня аутичный ребенок погружен в аутостимуляцию, как трудно вывести его из состояния поглощенности собственными ощущениями, внести «посторонний» смысл в его стереотипные занятия.

Тем не менее, внесение эмоционального смысла в жизнь аутичного ребенка, в то, что он делает, и в то, что чувствует, — единственный адекватный путь для того, чтобы добиться его включенности в реальность, осознания происходящего вокруг и, следовательно, понимания им речи. Этого мы достигаем с помощью специального эмоционально-смыслового комментария, который должен сопровождать ребенка в течение всего дня, являясь необходимым элементом занятий.

Уточним, что же мы понимаем под эмоционально-смысловым комментарием. Это такой комментарий, который позволяет нам «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Поэтому эмоционально-смысловой комментарий должен:
1) быть обязательно привязанным к опыту ребенка, к тому, что он знает, видел, на чем останавливалось его внимание. Например, если родители рисуют с ним вместе, то весь рисунок может быть построен на воспоминаниях о лете, о даче, о том, как купались в реке. При этом важно проговаривать эмоционально окрашенные детали: «Сейчас нарисуем куст смородины с красными ягодами, — помнишь, как летом на даче ты рвал с куста ягодки и ел их?»;
2) вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность ребенка, в его аутостимуляцию. Так, если малыш раскачивается, сидя на диване, мы приговариваем в такт его движениям: «Тук-тук, стучат колеса, поехали, поехали на поезде»; если ребенок включает и выключает свет, мы говорим, что он, «как мастер», проверяет, хорошо ли работает выключатель и горит лампа и т. п.;
3) расставить положительные «эмоциональные акценты» в окружающем, фиксируясь на приятных для ребенка ощущениях и сглаживая, по возможности, неприятные. Например, если ребенок смотрит в окно, мы начинаем комментировать то, на что упал его взгляд: «Как красиво падает снег в свете фонаря! Как стемнело и всюду зажглись огни!» Если он пьет чай, приговариваем, что «чай сладенький, как раз, как ты любишь; а как здорово ты хрустишь печеньем — совсем как мышонок»;
4) прояснять причинноследственные связи, давать ребенку представление об устройстве предметов и сути явлений. Это помогает преодолевать страхи, бороться со стереотипными влечениями. Например, когда ребенок напряженно, с испугом прислушивается к шуму водопроводных труб, мы начинаем рассказывать ему о том, как по ним бежит вода, что она попадает к нам из реки, что потом вода проходит долгий путь по трубам, проложенным под Елей, и т. д. В ходе рассуждений мы замечаем, как падает напряжение ребенка, вызванное страхом, как он начинает заинтересованно слушать, поглядывая на взрослого.
Ребенок, который на прогулке всегда тянет маму на стройку, где работает компрессор, потом с интересом наблюдает, как мы рисуем эту машину, слушает, как объясняем, для чего нужен компрессор, какой он полезный, хотя и очень шумный, рассуждаем о том, какие еще машины нужны, чтобы построить дом. Таким образом, нам вдается отступить от сверхценного интереса ребенка, внести смысл в те впечатления, которые раньше были связаны только с очень громким шумом, производимым этой машиной;
5) передавать смысл житейских событий, их зависимость друг от друга и от человеческих отношений, от социальных правил. Например, мама говорит своему малышу: «сейчас мы с тобой уберем игрушки, а бабушка придет и похвалит нас, скажет: «Какая чистота!» или: «Мы с тобой потерпим, не будем есть пирог, пока все гости не собравшись, чтобы всем вместе сесть за стол. ну, разве что, малюсенький кусочек, чтобы проверить, хорошо ли он испекся»;
6) давать аутичному ребенку представление о человеческих эмоциях, чувствах, отношениях, которые он обычно не может понять, воспринять непосредственно. В первую очередь следует комментировать чувства и ощущения самого ребенка, всякий раз накладывая словесную форму на его аффективные реакции. Например, если ребенок, придя на занятия после перерыва, снова видит знакомых взрослых и детей, он может прийти в состояние возбуждения, начать прыгать, кричать. Мы тут же начинаем приговаривать, обнимая его: как он рад, как ему весело, как все мы тоже очень рады видеть его после разлуки, но что «пора поскорее заняться нашими делами», — и включаем ребенка в привычный ритм занятий.
Обозначать словом надо и непонятные аутичному ребенку, иногда даже пугающие его, эмоциональные реакции других людей: «Что же этот мальчик в коляске так плачет? — Понимаешь, он еще совсем малыш, может быть, хочет есть или спать, вот и капризничает». Важно, чтобы близкие люди рассказывали ребенку о том, как они относятся друг к другу, как друг о друге заботятся: «Что же нашего папочки любимого нет так долго? Наверное, задерживается на работе, придет поздно, а мы ему сразу согреем ужин, нальем чаю, расскажем что-нибудь хорошее». Позже нужно будет проговаривать с ребенком отношения между героями книг, «сплетничать» о знакомых людях, о том, какой у каждого из них характер;
7) быть не слишком простым и односложным. Напротив, лучше, чтобы он был как можно более развернутым и подробным. Иногда считают, что если аутичный ребенок не реагирует на простую инструкцию, значит, он не в состоянии ее понять; и уж тем более не в состоянии понять более развернутый текст. Но сложности таких детей лежат, как мы уже пытались показать, не в области понимания речи, а в области произвольной самоорганизации. Большую часть информации аутичный ребенок получает при непроизвольном внимании, без произвольного сосредоточения; поэтому, даже если кажется, что он не «включен» и не слушает, комментировать происходящее все же стоит.

Комментарий должен быть неторопливым, и, так как реакция ребенка может быть отсроченной, надо оставлять ему паузы, промежутки, в которые он мог бы отозваться — хотя бы эхолалией.

Использовать эмоционально-смысловой комментарий в игре и занятиях с ребенком мы начинаем, обсуждая отдельные эпизоды, связывая их с какимто понятным ребенку эмоциональным образом. Например, когда он выстраивает на столе длинные ряды из кубиков, мы говорим, что «получился длинный-длинный поезд, он поедет на море, повезет маму с сыном быстро-быстро». Или, когда он рассыпает мозаику, мы начинаем втыкать ее, сортируя по цвету, в загрунтованную пластилином доску, приговаривая, что «это огород, как у тебя на даче: вот грядка моркови, вот капуста, вот свекла, вот лук растет».

Далее начинается важная работа по смысловому увязыванию этих отдельных эпизодов, с тем чтобы сделать внимание ребенка более продолжительным и научить его донимать логические связи между событиями, отношения между людьми. Например, мы рисуем, как мальчик ехал в троллейбусе: «Тут одна штанга соскочила, водитель попытался исправить — не получилось. Пришлось вызывать ремонтную бригаду» и т. д.

Таким образом, существенный прогресс в понимании ребенком происходящего вокруг и в понимании речи проходит в тот момент, когда он оказывается в состоянии вить уже не только смысл отдельного эпизода, отдельной ситуации, но и нескольких последовательных событий, связанных в сюжет. Это — необходимая основа отработки .у ребенка способности к самостоятельному последовательному пересказу.

Работа по эпизодическому, а затем и сюжетному комментированию должна проводиться не только на игровых и учебных занятиях. Она является необходимым элементом лечебного режима для аутичного ребенка.

Родителям дается задание комментировать, по возможности, все происходящее с ребенком в течение дня, отмечаются приятные эмоциональные детали, обязательно включая комментарий отношения, чувства других людей и самого ребенка, социальные правила. Так, поводом для сюжетного комментирования могут стать случайные впечатления от того, что мы видим на прогулке: «Куда так торопится этот человек? Наверное, домой, к своим детишкам. Они ждут его, скучают, он, может быть, обещал принести им что-то вкусное или какую-то игрушку. Интересно, как они будут встречать своего папу, что ему скажут?» Дома нужно обсудить все, что связано с текущими делами, и то, «почему папа вчера вечером так мало с нами разговаривал, — наверное, очень устал на работе», и как мы к нему относимся, и как мы будем в выходные дни встречать гостей, чем их угощать и т. п. Одновременно, если ребенок сам выведет нас на разговор о каком-то неприятном для него впечатлении или событии, мы обязательно прокомментируем этот эпизод, спокойно объясняя ребенку, что именно произошло, что мы чувствовали и как в дальнейшем избежать такой неприятности («Кричал на остановке? Да, помню, тебе, наверное, очень не хотелось терпеть, ждать автобуса, но, ничего не поделаешь, у него свое расписание. Мы с тобой теперь примерно знаем, в какое время он приходит, — постараемся приходить к этому моменту»).

Обязательно нужно утром или вечером перед сном «проговорить» весь день ребенка, расставляя эмоциональные акценты: «Давай вспомним, как мы с тобой хорошо день провели», или: «Подумаем, что мы сегодня будем делать, что нам нужно успеть». Этот ритуал не только дает ребенку возможность понять смысл и последовательность житейских событий, но и развивает его «внутреннюю речь», помогая усваивать план рассказа, пересказа событий. Поэтому, разглядывая фотографии в семейном альбоме, необходимо напоминать ребенку и о том, что было прошлым летом, и о том, что было, когда он был совсем маленьким, — выстраивая таким образом с помощью речи сюжет его жизни.

Итак, для формирования у аутичного ребенка способности понимать речь мы переходим от комментирования деталей, ощущений, ситуаций к сюжетному рассказу. Естественно, что, в первую очередь, ребенку необходимы рассказы о нем самом, и именно на таких рассказах его легче всего сосредоточить.

Очень помогает в этой работе сюжетное рисование. Когда мы, рассказывая ребенку о нем самом, начинаем, одновременно, рисовать то, о чем говорим, то можем быть уверены, что это привлечет его внимание. Родители часто жалуются, что ребенок не проявляет интереса к книгам, не слушает сказки, не смотрит на картинки в книжке. Но если мама сама начнет рисовать своего сына (техника исполнения при этом совершенно не имеет значения) и рассказывать, как он собирался на прогулку, какую куртку надел, как побежал кататься с горки, то ребенок непременно обратит внимание на рисунок. Он может выслушать всю историю до конца, глядя, как события развиваются перед ним на рисунке, а может время от времени уходить, погружаясь ненадолго в свои занятия, а затем снова возвращаться и продолжать слушать и смотреть на то, что мама для него рисует.

Подчеркнем, что эта работа не преследует цели развития графических навыков, что не надо заставлять рисовать что-то его самого — пусть он подрисовывает или раскрашивает только тогда, когда сам захочет. Главная наша цель — сосредоточить его внимание на развитии событий, добиться, чтобы он слушал и понимал наш рассказ. Отметим, что важно не спешить, надо рисовать и рассказывать не торопясь, подробно прорисовывая и проговаривая детали: «Помнишь, какой был глубокий снег, сугробы, какие следы оставались от наших сапог на снегу, а рядом — вот такие птичьи следы; там, помнишь, были голодные вороны и воробьи — мы им хлебных крошек насыпали много-много».

К рисованию любимых сюжетов можно возвращаться каждый день, немного меняя их за счет деталей. Затем, когда ребенок уже сможет дольше удерживать внимание на рисунке, будет лучше понимать ваш рассказ, можно постепенно создавать из рисунков целые серии. Так получаются «истории в картинках» (что-то вроде «комиксов»), где главным героем является сам ребенок. Рисунки развешиваются по стенам или наклеиваются в альбом, превращаясь в целые книжки, которые ребенок будет сам с удовольствием перелистывать. Сюжетное рисование может помочь научить ребенка читать и писать, о чем мы подробнее расскажем в следующем разделе.

От историй о самом ребенке можно постепенно переходить и к другим сюжетам: к сказкам, коротким рассказам — ребенок будет уже подготовлен к восприятию Прозаического текста, пониманию его смысла. Стихи и сказки в стихах аутичные дети обычно слушают охотно с раннего возраста, но при этом их внимание может не сосредоточиваться на смысле событий, их больше привлекает ритм, мелодия стиха. Поэтому, когда ребенок зачинает с интересом слушать рассказы В. Сутеева, короткие русские народные сказки («Кот, Лиса и Петух», «3аячья избушка», «Маша и три медведя», «Снегурочка и Лиса» и т. п.), можно считать, что в развитии его речи Произошел принципиальный сдвиг: ведь теперь его внимание удерживается на сюжете сказки, смысле событий.

Итак, от комментирования отдельных впечатлений и ярких эпизодов — к сюжетному комментарию; от историй о самом ребенке — к коротким прозаическим рассказам и сказкам; от коротких сказок — к чтению сказок с продолжением, — так мы развиваем у аутичного ребенка способ понимать речь или, иначе говоря, формируем его речевое мышление.

www.autism.ru

Как часто удается развить речь у ребенка с диагнозом «Аутизм»?

Расстройство речи является одним из признаков аутизма. Но также, как и в аутизме, в котором нет единых характерных критериев, а целый спектр расстройств, так и речевые отклонения характеризуются «спектром». У аутичного ребенка может полностью отсутствовать речь и какие-либо намеки на коммуникации с окружающими. У другого ребенка речь может развиться на более позднем этапе — уже в школьном возрасте. У третьего речь может развиваться как и у его нормативных сверстников, но в какой-то момент ребенок может потерять все свои речевые навыки. Также
аутичные дети часто характеризуются ограниченным запасом слов, эхолалией (многократным повторением слов и фраз), постоянными и чрезмерными вокализациями, или «немотой» в отдельных ситуациях. Некоторые аутичные дети имеют речевые навыки, и произносят слова, но вне конкекста, и не используют речь для общения и коммуникации. Некоторые — затрудняются в произнесении слов из-за моторной алалии. А у некоторых аутичных детей (высокофункциональный аутизм или синдром Аспергера) может не быть серьезных нарушений речи, но их речь звучит искусственно, напыщенно, а иногда в процессе общения они затрудняются вести диалог или соблюдать социальные правила.

Отсюда, когда мы слышим «развить речь у ребенка с аутизмом», нужно понимать, что конкретно имеется в виду. Если ребенок ничего не говорит, и в течение трех лет научится произносить слово «Дай» — будем ли мы считать это речью? Или когда ребенок успешно общается с окружающими, но затрудняется в описании прошедших событий — будет ли это «отсутствием речи»? Другими словами, речь может развиться у любого ребенка, важно только понимание, что означает «Речь», в каком виде «Речь» воспринимается как «Речь» и до какого критерия ее можно развить.

В случае, когда ребенок использует вокальную речь, и умеет обращаться к окружающим с просьбами, комментирует происходящее, имеет начальные навыки ведения диалога, речевые нарушения чаще всего выражаются в прагматике и в навыках социального общения. В таких случая работа чаще всего ведется над обучением социальных правил (например, «В то время, когда собеседник обращается к тебе, нужно смотреть в глаза», или «Когда ты обращаещься к собеседнику не подходи слишком близко, но и не обращайся издалека. Расстояние между тобой и собеседником должно быть шаг»). Также очень часто проблема возникает в понимании абстрактных понятий, или условностей. Например, ребенок знает кто его мама и бабушка, но никак не может понять что бабушка — это мама мамы. В таких случаях для обучения речевым и социальным навыкам используются такие методы, как «Социальные истории», видео-моделинг, а также различные визуальные материалы, например, список написанных правил для применения в общении, или матрицы для правильного построения фраз.

Для детей, у которых речевые расстройства связаны также с расстройствами моторного аппарата, интенсивная работа над моторикой может улучшить и речевые навыки. Работа над большой моторикой и координацией движений, как всего тела так и речевого аппарата, может существенно улучшить скорость приобретения речевых навыков, и научить ребенка лучше контролировать свое тело, а следовательно — ему будет легче обучаться.

Но и дети, у которых полностью отсутствуют речевые навыки — тоже могут научиться общаться. В данном случае важно выбирать наиболее эффективные инструменты и методы, а не вкладывать ресурсы в работу над «пассивным словарем», в надежде, что когда нибудь это принесет свои плоды. Уже в самом раннем возрасте ребенок может научиться обращаться к окружающим с помощью альтернативной системы коммуникации — PECS, коммуникативные планшеты или различного вида электронные приспособления. Чем раньше ребенок научится коммуникации, т.е. обращению к окружающим, тем больше вероятность того, что в будущем он сможет общаться и с помощью вокальной речи. Навык «Как общаться» является основой не только развития речевых навыков, но также и способом избежать в будущем возникновения проблем в поведении и агрессии, социальной отстраненности и потери речевых навыков.

Ребенок, использующий подходящую для него систему альтернативной коммуникации, может прийти к развитой (хоть и не вокальной) речи, и научиться использовать фразы и абстрактные понятия. В то время, как лишенный возможности использования альтернативной коммуникации ребенок может «застрять» на этапе произнесения звуков или отдельных слов, в то время как поведенческие проблемы «прорастут буйным цветом». Исследования показали, что для детей, которые используют альтернативную систему коммуникации в комплекте с интенсивными занятиями по развитию речи, существует высокая вероятность возникновения и развития вокальной речи.

autism-aba.blogspot.com

StopAutism

Речь или как добиться первых успехов

Глава 15

Если у вас так же как у меня речь у ребенка отсутствует полностью, находится на уровне лепета и вокализация. То вам нужно начинать с самого начала. А именно с потребности ребенка к контакту, взаимодействию. Очень важно выстроить или восстановить хорошие взаимоотношения с ребенком. Здесь очень поможет Холдинг-Терапия, о которой подробно было описано выше.Повысив у ребенка желание к коммуникации и сотрудничеству, выстроив с ним доверительные теплые отношения, можно начинать с азов. С понимания речи, которая увы, тоже отсутствует у многих деток с ранним аутизмом.

У нас понимания обращенной речи не было очень долго, ребенок не реагировал на имя и команды. Уши вообще были слабым местом. Была неправильная реакция на громкие звуки, музыкальные игрушки. Максим часто закрывал ушки руками, хлопал себя по ушам, не давал трогать и чистить и т.д. Прежде чем обучать ребенка речи необходимо убедится, что он не только слышит, но и понимает то что ему говорят. Для того что бы выяснить есть ли понимание речи у ребенка, необходимо в неожиданный момент предложить ребенку что то значимое и любимое, например сказать на конфетку, пошли смотреть мультик и т.д. Если реакция есть и она правильная, необходимо несколько раз в этом убедиться.

Если вы определились что ребенок вас слышит и понимает. Необходимо расширить пассивный словарь и увеличить количество слов которые ребенок точно понимает. Здесь можно использовать МБА или классическую АБА. Научиться давать, приносить, указательному жесту и т.д. Указательный жест предшествует началу речи у здоровых детей, как только ваш ребенок сможет спонтанно указывать на желаемый объект ваши шансы на речь повысятся.

Понимание речи и попытки вокализаций должны идти вместе. Старайтесь одновременно с изучением предметов, больше петь, читать ребенку. Стимулируйте речевые попытки аутенка, подражайте ему, гулите вместе с ребенком. Изучайте предметы, карточки, слова, части тела, просьбы и различные команды.

Обязательно поощряйте ребенка на любые звуки или подражание, используйте поощрение, все что ребенок любит. Время когда ребенок будет готов к речи и сможет имитировать звуки, а потом и слова скоро наступит. Наберитесь терпения. Используйте все ваши игры и занятия, эмоциональный контакт и прогулки для развития речевых навыков. Будьте оптимистичны!

Мой ребенок с детства очень увлечен карточками, как и многие другие аутисты он любит картинки, легко их запоминает, группирует, ищет пары, и т.д. Эта одна из возможности обучать не говорящего ребенка. Через чтение, при чем важно не сам факт умения читать, а интерес ребенка к буквам, звукам, словам и речи в целом. Лучше совмещать глобальное чтение, по-буквенное и по-слоговое. Нам здесь очень помогла и пригодилась методика Глена Домана и его карточки.

Аутисты мыслят образами, поэтому очень важно чтоб каждое слово было показано картинкой, пусть ребенок пополняет свой словарный запас используя зрительную память. Карточка со словом+картинка -отличный способ обучать, очень подходит детками которые не говорят.

Помните, ребенок готов к обучению глобальному чтению если умеет сравнивать подобное с подобным, предмет с картинкой и раскладывать разной сложности пары.

Глобальное чтение надо совмещать с по-буквенным и по-слоговым чтением. Что бы изучить буквы и привлечь внимание ребенка к звукам, можно сделать самостоятельно много буквенных лото, на каждую изучаемую букву, где буква которую учим представлена три или четыре раза, столько же карточек ребенку нужно правильно разложить, пока ребенок раскладывает мы проговариваем букву и всячески привлекаем к ней внимание.

Можно сделать буквенную рыбалку, используя магнит и скрепки на карточках. Можно кидать буквы в банку и проговаривать гулко звук или протяжно, а потом вместе с ребенком доставать карточки и опять озвучивать(мой ребенок очень любит эту игру). Можно выкладывать буквы на карточку с целым словом, например выложить слова мяч, из магнитных буковок по образцу. Что бы привлечь внимание к буквам нужно иметь их несколько. Складывать в баночку, сортировать, раскладывать и все время проговаривать. Обязательно показывать слово или картинку на изучаемую букву и настоящий предмет. Играйте с карточками и с буквами, изготовьте много материала для занятий, подберите к ним картинки или предметы. Учите одну букву в день, повторяйте пройденное. Для наглядности можете обводить буквы пальцем ребенка, изготовьте карточки с буквами вырезанными из наждачной бумаги или приклейте макароны на бумагу, пуговицы, крупу. Сделайте материалы выпуклыми, интересными, разными. Выкладывайте изученные буквы по образцу и просто так из пластилина, мозаики, конструктора, пуговиц, спичек, даже из обуви, для наглядности, крупно и мелко, пусть буква запомнится малышу. Делайте изучаемый материал наглядным, например в слове «падать» буквы падают, а в слове » бежать» — выглядят бегунами.

Играйте в буквенное и пазловое лото, пазлы, подбирайте пары из слов, регулярно показывайте ребенку крупно напечатанный текст. Можно сделать листалки, потешки, я такие печатала на принтере и сыну они очень нравились, «Мишка косолапый, Мы делили апельсин и т.д.»(очень крупно одно два слова на странице, следующая страница изображение этого слова и т.д.) Главное проявить интерес к речи. Изучение букв и звуков очень полезно, способствует тому что ребенок чаще прислушивается к речи, пополняет словарный запас, делает попытки говорить. Интерес к детским книгам и речи вскоре обязательно возрастет!

Действия также можно выучить по картинкам или фотографиям, вырежете из журналов различные действия людей: ребенок кушает, дядя идет, тетя пьет, мальчик играет в мяч, бабушка спит и т.д. Можно использовать фотографии, следите что бы фотография была не перегружена деталями. Учите показывать жестом на нужную карточку. Где девочка спит? Где дети купаются и т.д. Желательно чтобы образов одного действия было несколько. Чтобы у ребенка не возникло ассоциаций с отдельной картинкой. Пусть на одно действие будет несколько картинок, а дети и бабушки изображают несколько разных действия. Также можно изучать настроения, профессии, животных, фрукты, овощи, ягоды, транспорт и т.д . Можно сделать фотоальбом где ребенок ест, спит, бежит и наглядно его изучать. Сыну такой нравился и он по долгу его рассматривал.

Что бы про стимулировать речь, можно научить ребенка общению через карточки PECS(карточки на липучках ,я хочу сок, гулять и т.д.). Я такие карточки сделала сама из обычной детской книги, обклеила книжку разноцветной пленкой, украсила наклейками,

жидким клеем приклеила липучку, выбрала из карточек мемори и найди пару подходящие, приклеила к ним липкую ленту, некоторые за ламинировала. Некоторые напечатала сама и за ламинировала. Получилась неплохая книжечка. Удобная и красивая.

Неплохо бы было обучить ребенка каким либо жестам, выбрать надо не менее трех жестов (чтобы один из жестов не стал жестом попрошайничества), обозначающих важные для ребенка просьбы, например дай, открой, печенье, сок и т.д. Выберете любой жест рукой или пальцами, и начните обучение. После того как ребенок сможет спонтанно просить жестом нужный ему объект, можно перейти на звук. Хвалить сначала жест и любой звук, потом только звук, потом похожий звук и наконец близкое по звучанию слово. У нас был и остается жест открой, дай, иди ко мне.

Если речь вообще не развивается, а возраст ребенка превышает 5-летний возраст, необходимо сделать упор и направить все силы на полезные умения и общение с помощью жестов. Главное что бы ребенок мог объяснить что он хочет!

ЧТО же можно предпринять для развития речи:

Отрабатывайте указательный жест, физически помогайте ребенку вытянуть указательный палец, касайтесь им предметов, проводите по контурам пальцем и чаще называйте объекты словами.

Чаще давайте выбор ребенку, добивайтесь что бы ребенок показывал или как то проявлял свое желание. Чаще изображайте непонимание того чего желает малыш, провоцируя его речь.

Для первых звуков используйте то что получается у ребенка, его любимый звук.

Провоцируйте любые звуки и подражания, преувеличивайте ваше удивление или радость.

Проговаривайте за ребенка его желания, дай мне пить, подними меня, лови меня.

Чаще комментируйте действия и предметы вокруг

Подхватывать и обыгрывать любой слог или звук ребенка, да-да-да превратить в дай дай дай, ииии в и-го-го и т.д, согласно ситуации.

Привлекайте внимание ребенка к лицу, ко рту, показывайте буквы и предметы ближе к губам. Заниматься чаще на коленках у мамы.

Для максимального увеличения понимания сократите и упростите разговорную речь. Уменьшите длину фраз, обращайтесь к ребенку отдельными словами («сядь», «ешь»)

Ограничитесь ключевыми словами в предложениях. Постепенно усложнять содержание речи.

Одни и те же действия и предметы комментируйте многократно, не меняя содержание и интонацию.

Сопровождайте речь понятной мимикой и жестами, делайте речь наглядной.

Можно использовать ритм стихов, песен, сказок для провоцирования речи

Использовать ритм прыжков, качание на качелях или покачивания на руках.

Используйте эмоционально окрашенные моменты (еще, лови, лети, плюх-плюх)

Используйте потешки, с эмоциональной окраской, показывайте движения и помогайте то же сделать ребенку.

С помощью поощрения добивайтесь любого звука от ребенка, потом похожего, потом близкого по звучанию к заданому.

Введите команду говори -прикасайтесь к губам ребенка и падавайте пример, при любом звуке хвалите!

За желаемое для ребенка действие, пускание пузырей, подкидывание, требуйте какого-либо звука.

Звуки предметов: поезд, самолет, машина, простые звуки и сочетание звуков(би-би, ту-ту, тик-так…) обычно самые легкие

Имитация голосов животных по картинке или игрушке обычно легче всего дается малышам.

Называйте чаще членов семьи по фотографии и в жизни.

Учите ребенка говорить да и нет, кивнуть или сказать.

Можно научить сначала произносить звуки, потом слоги. После чего сливать слоги в изучаемое слово.

Обучайте умению спонтанно воспроизводить слова и словосочетания. Провоцируйте произношение выбором или непониманием.

Словарный запас расширяйте постепенно. Постоянно комментируя и разговаривая.

Невозможно помочь ребенку говорить, только пример и поощрение стимулирует ребенка на повторение слов. Если у ребенка вообще не получается имитировать звуки надо вернуться к имитации действий и отложить на время звуковую имитацию.

Чаще берите ребенка на руки, играйте на коленях, читайте стихи, слушайте песни, любой интерес к речи, к письменности, буквам, говорящей азбуке, звукам животным должен поощряться. Больше контакта, объятий, разговоров и ребенок обязательно ответит вам тем же!

Меньше мультиков и компьютера, они не способствуют началу речи. Читайте книги, стихи, разговаривайте с малышом. Возраст до 5 лет очень важно использовать с пользой. Удачи нам!

Как в речи двигали мы:

Конечно же, как и для многих других мам, речь, а вернее ее затухание и отсутствие, была одним из первых сигналов: что то не в порядке, что то идет не так, ребенок отстает, не понимает, не говорит. Многие до сих пор смотрят на нас косо только потому, что ребенок не говорит, зато издает странные звуки и громкие вокализации. Все друзья и родственники дружно удивляются молчанию ребенка и все больше присматриваются к поведению. Хотя помнится невропатолог, которому я очень осторожно, боясь услышать диагноз и приговор, намекнула что ребенок как будто не понимает речи вообще и поэтому не говорит. Только усмехнулась и сказала что мальчики все вредные, до трех лет подождать надо.

Но ждать я не собиралась, речь и ее развитие стало первоочередной моей задачей и моей мечтой, но не все так просто и легко. Без других умений и улучшений, речь у нас долгое время не шла вообще. Завидую аутятам которые заговорили сами, вовремя или не с большим опозданием. Нам так не повезло, к каждой букве и слогу мы шли долго и трудно. Но зато сейчас мы можем поделиться опытом.

Я уже упоминала ранее, но напомню, что лепет, первые слоги и слова у сына в общем то пришли вовремя. Но Максим был не очень активен вообще и в речи в частности, гулил мало, часто использовал высокую интонацию, чем нас оглушал. Наш сын предпочитал плакать когда что то просит, чем понимать или тем более объяснять. В полтора года развитие наше застопорилось и ушли даже те несколько слогов и букв которые были, к двум годам были только ааа и ыыыы, причем ребенок ходил в садик, и все уверяли что вот вот заговорит. Но ребенок молчал, более того все более и более отдалялся от всех, а самое страшное -уходил в защиту своего мира. Вместо познания.

Мануальный терапевт к которому мы ходили с двух лет, немного помог нам с расслаблением языка. Некоторые слоги прорвались, желание разговаривать повысилось, но слышать и повторять сынок не желал.

Что же мы для делали для активизации речи в первые полгода терапий:

-музыка, речь, шум, музыкальные игрушки, привыкание к громким звукам и общественным местам

-комментирование, чтение книжек. Рассматривание картинок.

-активная насыщенная жизнь, бассейны, море, прогулки и т.д. Это прибавляет вокализаций!

-глобальное чтение, методика Домана, изучение букв, контуры букв

-АБА и МБА, чего бы ребенок не попросил, он что должен сказать, показать и произнести хоть что то!

-терапия объятий. Где мы играли, слушали, повторяли, читали, танцевали и т.д.

-полностью отказались от мультфильмов, но изредка, раз в неделю-две можем посмотреть что то развивающее

Какое либо понимание речи, обращенной речи, отклик на имя, зов появились ближе к 2,5 годам. Тогда же наступило желанный прорыв и повторение хоть каких то слогов и букв. Ребенок стал понимать некоторую обращенную речь, старался выполнить просьбы.

Но даже к такому небольшому арсеналу: речи которую ребенок частично понимает, выполняет хоть что то, повторяемые звуки и несколько слов мы шли почти пол года. Сначала мы проверяли долго ребенка на слух и снижения слуха действительно имело место быть. Более того в дальнейшем стало очевидно и подтвердилось что сигнал не доходит до мозга и надо было двигаться по другому…Но пока мы этого не знали. На вид ребенок все слышал, но услышать не хотел. Скорее всего он воспринимает нашу речь как фон и что бы привлечь его внимание к речи вообще, нам необходимо было привлечь внимание ребенка сначала к нам, потом к губам, потом к речи и буквам. И в целом мы добились своего, пусть и медленно.

Пока не начали терапию объятий ребенок вообще не хотел слушать сказки и потешки, песенки и книжки. Но на коленях у мамы или папы интерес появился очень быстро, выбора у ребенка не было. За столом мы смотрели слова, изучали буквы. Мы стали намного больше комментировать и разговаривать с ребенком. В какой то момент ребенок заинтересовался и стал более внимателен к тому что мы говорим. Из всего что ребенок говорил мы пытались извлечь пользу. Слог да-да-да, был самым частым, его мы превратили в дай дай и каждый раз поощряли и применяли по назначению. Это стало нашим первым словом. Параллельно шло активное изучение имитации, как только ребенок научился просить жестами, перейти на речь стало действительно проще.

Потом ребенок сказал шепотом па, мы бурно возрадовались и превратили па в па-па, так шопотом его ребенок и повторял долгое время. Повторяет по просьбе, повторяет спонтанно, повторяет когда тянет. Это практически слово. Пусть и почти бессознательное. Но слово. Следующим были слоги ба, ма, на. Сынок часто говорил мама, но отказывался повторять. Но стал повторять на-на или ва-ва, они были у него похожи. Слышались все новые сочетания и спонтанные попытки.

Как только сынок смог хоть что повторять мы подключили планшет. Как самый желанный приз. Я накрывала планшет чехлом и просила высунуть язык, сказать дай или папа, любой звук. Такие занятия шли неплохо, но очень очень нервно. Ребенок ругался и злился, хотел играть, а не повторять. Мы на время отложили такие занятия и использовали любую возможность в течении дня для звуковой имитации. Скоро процесс стал проще и всегда хоть что то ребенок мог сказать. Отобрав мультики у сына мы освободили массу времени для занятий, ребенок наконец-то заметил книжки, увлекся музыкой, глобальным чтением. Секрет оказался прост, больше интересного и общения, меньше телевизора!

А вот для того что бы ребенок чего то начал желать пришлось долго трудится, мотивации долго не было, не было просьб, попыток объяснить чего хочется. Сначала ребенка интересовали только еда и мультфильмы, мы использовали их. Но потом постепенно добавились какие то предметы, игрушки, игры к которым ребенок проявил интерес. Но просьбы все равно были редкими, любую заинтересованность приходилось угадывать и подпитывать интерес. Тут нам очень помогла МБА, сначала ребенок пытался рыдать и отказывался от желаемого, потом все чаще стал выполнять требуемое, потом привык выполнять и мог выполнить даже без поощрение. Но на это понадобилось время.

Очень хорошо в плане просьб мы продвинулись купив случайно игрушку выдающую конфеты, конфетки мы сразу заменили на сухой завтрак-шарики, чтобы получить такой шарик, нужно было крутануть ручку. Эта незамысловатая игрушка очень быстро научила нашего ребенка обращаться к нам за помощью, ручку он сам крутануть не мог, приходилось просить нас о помощи. Вкусная еда, интересное оформление, наша незамедлительная помощь научили нашего ребенка просить. А как известно просьбы это взаимодействие, а желание общаться- это залог начала речь.

Таким образов через 6 месяцев терапии и различных воздействий, ребенок мог попросить, показать чего желает, жестами, тянул за руку, указывал взглядом и рукой. Мог сказать некоторые звуки которые мы так же поощряли и пытались применить по назначению: дай, мама, папа, баба и несколько букв. Причем он повторял их достаточно быстро и легко. Исключение мама. Оно почему то сыну давалось сложнее всего по просьбе. Хотя спонтанно он говорил слово часто. Многие слоги еще не появились вообще. Но мы работали, старались!

ИТАК. Рецепт начала речи: желание ребенка общаться и умение имитировать – вот то что помогло нам продвинуться в речи, умение просить желаемое, всевозможная стимуляция слуха и речи, а дальше работа, кропотливая и сложная, но очень нужная!

Я уверена ребенку скоро будет интересно учить и повторять новые слова, знаю что нам почти не избежать эхолалий и зациклиности на некоторых словах, так было и с имитацией действия, так было и у других аутят. Но стадию когда ребенок будет имитировать речь с удовольствие, а главное спонтанно я очень жду. Верю что она скоро наступит и прилагаю к ней много сил.

Говори Максимка, говори!

П.С. В книге описаны первые пол года развития нашего ребенка после постановки диагноза. О дальнейшем развитии речи, нашем опыте и методиках описано в УРОКАХ для АУТИСТА

О том как мы двигались дальше можно посмотреть в УЛУЧШЕНИЯХ, наши занятия, в том числе и в речи, есть на ВИДЕО

Про методику ДОМАН которая стала для нас победной в освоении речи, о специальных мультфильмах благодаря которым мы заговорили читайте ТУТ

stopautism.ru