Понятие и фазы стресса

Понятие стресса и стрессора. Причины развития и стадии стресса.

Стресс неспецифическая реакция организма на любое требование извне. Сущность стресса состоит в интенсивной потребности в перестройке или адаптации. В этом проявляется неспецифичность реагирования.

Стресс — неспецифическая реакция организма на любое требование извне. Г.Селье (1974), изучая общий синдром адаптации, показал, как стресс связан с постепенным истощением организма, и выделил три этапа этого синдрома.

Первый этап — реакция тревоги (характерны физиологические изменения, подготавливающие организм к встрече с новой ситуацией).

Второй этап фаза сопротивления (организм, чтобы внешне оставаться в норме, продолжает расходовать имеющиеся у него резервы).

Третий этап — фаза истощения (резервы организма катастрофически уменьшаются).

Основоположник психологического стресса Р.Лазарус

  • Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса (1970).
  • Он выдвинул когнитивную теорию стресса, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с воздействием реального физического раздражителя, и психический (эмоциональный) стресс, связанный с оценкой человеком предстоящей ситуации как угрожающей.
  • Дистресс и эустресс

  • Многократно возникающий и не получающий разрядки стресс приводит к перенапряжению (дистрессу), к патологическим нарушениям, к изменению реактивности организма
  • Эустресс— полезный стресс, при котором синтезируются эндорфины, энкефалины и т.д.
  • Центральная роль в формировании эмоционального возбуждения принадлежит гипоталамусу
  • Физиологический механизм стресса

    В коре головного мозга формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма

  • КРФ+АКТГ+КС
    (кортикотропный релизинг-фактор + адрено-кортикотропный гормон+кортикостероиды)
  • Как только мозг воспринял сигнал об опасности, начинается выработка гормонов под названием адреналин и кортизол. Нервная система без всяких сознательных усилий с нашей стороны рассылает по всему телу сигналы о необходимости приготовиться к действиям в чрезвычайной ситуации.

    • Процессы, происходящие при стрессе, осуществляются гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной системой.
    • В надпочечниках вырабатываются два важнейших гормона: адреналин и норадреналин.
    • Адреналин — не нейромедиатор, а гормон — то есть он не участвует напрямую в продвижении нервных импульсов. Основная задача адреналина — адаптировать организм к стрессовой ситуации.
    • Норадреналин — гормон и нейромедиатор. В отличии от адреналина, основное действие норадреналина заключается исключительно в сужении сосудов и повышении артериального давления.
    • Норадреналин вызывает в человеке ощущение злобы, ярости, вседозволенности. Адреналин и норадреналин тесно связаны друг с другом. В надпочечниках адреналин синтезируется из норадреналина.
      • Процесс пищеварения во время стресса замедляется, поскольку в «аварийной ситуации» пищеварение не является приоритетным процессом.
      • На начальных этапах стресса первым повышается активность симпатического отдела. Если стресс продолжается достаточно долго активируется парасимпатический отдел, что сопровождается слабостью, падением артериального давления, желудочно-кишечными расстройствами и т.д
      • Среди различных причин неудовлетворенности жизнью сильное
        негативное влияние на здоровье оказывает неудовлетворенность работой
        Неудовлетворенность жизненной перспективой, неопределенность будущего способствует повышению в 2 раза частоты психических расстройств и телесных заболеваний.

        Особенностью нашего времени являются следующие факторы:

        1. Бурный научно-технический прогресс.
        2. Огромный поток информации.
        3. Насыщенность человеческих отношений.
        4. Ускоренный, стремительный темп жизни.
        5. Значительные изменения в экономической и политической жизни общества.

        Все это приводит к психоэмоциональному перенапряжению человека, постоянному стрессу.

        Стрессоры — это:

      • ситуации, в которых субъект не способен, не умеет или не готов действовать (новизна, необычность, неопределенность, внезапность ситуации);
      • затруднения в деятельности из-за дефицита времени, отвлекающих факторов и др.
      • Спектр возможных изменений психики у заболевших чрезвычайно высок: негативные эмоциональные реакции (тревога, депрессия, страх, агрессия), невротические и астенические состояния. Не меньше данных сегодня и о влиянии психологических факторов на соматическую сферу человека.

        Огромное количество телесных болезней развивается в результате длительного нервного перенапряжения.

        Психоэмоциональные стрессы реализуют свое действие на организм, приводя в одних случаях к развитию психосоматических болезней, в других случаях — к развитию неврозов, психических расстройств.

        psychology-konspect.org

        Фазы стресса.

        1. Реакция тревоги. Будучи подвергнут воздейст­вию стрессогенных факторов, организм изменяет харак­теристики своего функционирования для осуществления адаптации. На этой стадии сопротивляемость понижена, реакции на раздражители могут быть чрезмерными.

        2. Фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями организма, наступает адап­тация. Реакция тревоги исчезает, сопротивляемость по­вышается.

        3. Фаза истощения. При длительном действии стрессора запасы адаптационной энергии истощаются, вновь появляются признаки реакции тревоги, сопротив­ляемость падает, на этот раз необратимо.

        САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ.

        Цели самоподготовки: по материалам лекции и учебника составить понятие об эмоциональных процес­сах, их месте в ряду других психических феноменов, и их основных характеристиках.

        План работы: 1. Прочитать конспект лекции.

        2. Прочитать информационный блок данной ме­тодической разработки.

        3. Прочитать рекомендуемую литературу.

        4. Проверить успешность усвоения основных по­нятий темы, пользуясь тестовыми заданиями (см. далее).

        5. Записать возникшие вопросы по теме, с тем, чтобы выяснить их у преподавателя.

        1. Годфруа Ж. Что такое психология? М. «Мир»,

        2. Немов Р. С. Психология. М. «Просвещение», 1990, 1994.

        3. Хрестоматия по психологии эмоций. Под ред.

        В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М. изд-во МГУ, 1992.

        4. Селье Г. Стресс без дистресса. М. «Прогресс»,

        5. Творогова Н.Д. Психология (Курс лекций).

        Вопросы для проверки усвоения основных поня­тий темы.

        1. Можно ли, наблюдая за поведением человека, точно определить, какие эмоции он испытывает?

        Обоснуйте свой ответ.

        2. Является ли знание о физиологических изме­нениях в организме достаточным для определения эмо­ционального состояния человека?

        3. Что утверждает теория Джемса-Ланге?

        4. По каким критериям эмоциональные явления разделяются на аффекты, собственно эмоции, чувства и настроения?

        5. Как объясняется возникновение эмоций в ког­нитивных теориях?

        6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?

        7. Чем отличается стресс от дистресса?

        8. Какие основные эмоциональные состояния Вы можете назвать? Опишите их.

        Ответы на эти вопросы Вы можете найти в «ин­формационном материале» данной методической разра­ботки.

        РАБОТА НА ЗАНЯТИИ.

        План занятия. 1. Организационные вопросы.

        2. Проверка исходного уровня знаний.

        3. Ответы на вопросы студентов по домашнему заданию.

        4. Самостоятельная работа студентов.

        5. Итоговый контроль.

        ЗАДАНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ

        1. Какие три аспекта выражения эмоций Вы зна­ете?

        В следующих пунктах заполните пропущенные

        2. Сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко вы­раженными двигательными и висцеральными проявлени­ями, называются.

        3. возникают в результате обобщения эмоций, имеют отчетливо выраженный предметный характер, от­личаются устойчивостью.

        4. Отрицательное эмоциональное переживание, вызванное блокировкой какого-либо стремления, невоз­можностью достичь желаемого называется.

        5. Фазы синдрома общей адаптации.

        В следующих пунктах выберите один или не­сколько правильных ответов:

        6. К функциям эмоций относятся: а) оценка

        б) категоризация стимулов

        д) порождение мотивов.

        7. Отрицательные эмоции возникают, когда име­ющаяся в наличии информация:

        8. К факторам, определяющим возникновение эмоций, относятся:

        а) характер получаемой информации

        б) вероятность удовлетворения потребности

        в) степень внимания к информации

        г) уровень умственного развития.

        9. Интенсивность эмоций зависит от:

        а) восприятия данной информации

        б) уровня бодрствования

        в) анализа получаемой информации.

        ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА

        Задание N 1. Функции эмоций.

        Представьте себе человека, полностью лишенно­го всех эмоций.

        При обсуждении этой гипотетической ситуации выявляется важность эмоций и необходимость выполняе­мых ими функций для нормального течения душевной жизни.

        Задание N 2. Формы переживания.

        Какие эмоциональные явления оиисаны в приве­денных ниже литературных отрывках?

        а) Ей отрадно было думать, что она не лучше, как прежде думала, а хуже, гораздо хуже всех, всех, кто только есть на свете. Но этого мало было. Она знала эю и спрашивала себя «что же дальше?» А дальше ничего не было. Не было никакой радости в жизни, а жизнь проходила. Нагаша, видимо, старалась юлько никому не быть в тягость, никому не мешать, но для себя ей ничего не нужно было. Она удалялась от всех домашних.

        б). Пьеру захотелось тоже говорить. Он выдви­нулся вперед, чувствуя себя воодушевленным, сам не зная еще чем, и сам не зная еще, что он скажет. Он ожесточился против сенатора, вносящего эту правиль­ность и узость воззрений. Пьер выступил вперед и ос­тановил его. Он сам не знал, что будет говорить, но начал оживленно.

        в) — Разбойники, что делают! — закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо офицера было красно и пот­но, нахмуренные глаза блестели. — Беги к резервам, при- вози ящики! — крикнул он сердито.

        г) Пьер хотел что-то сказать, взглянул на нее странными глазами, выражения которых она не поняла и опять лег. Он физически страдал в эту минуту: грудь его стесняло и он не мог дышать. Он знал, что ему надо что-то сделать, чтобы прекратить это страдание, но то, что он хотел сделать, было слишком страшно.

        Пьер вскочил с дивана и, шатаясь бросился к

        — Я тебя убью! — закричал он, и схватив со стола мраморную доску с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее. Пьер почувствовал ув­лечение и прелесть бешенства. Бог знает, что сделал бы Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты.

        Обоснуйте свой ответ. По каким параметрам раз­личаются эти переживания? Каковы субъективные раз­личия? По каким внешне наблюдаемым признакам можно судить об эмоциональном состоянии другого?

        Задание N 3. Деструктивные аспекты эмоций.

        Всегда ли аффективная реакция является де­структивной? Какой биологический смысл заложен в ме­ханизме аффективной разрядки? В каких случаях эмоции нарушают нормальное протекание деятельности, а в каких — наоборот способствуют ей? (В качестве при­мера предлагается подробно рассмотреть реакцию трево­ги).

        Задание N 4. Внешние проявления эмоций.

        Как Вы думаете, какую эмоцию испытывает че­ловек, который:

        а) Сидит понурившись, плечи опущены, руки бессильно свисают, голова склонена, неподвижный взгляд устремлен в иол, голос глухой, речь немного за­медлена.

        б) Поза напряженная, руки лихорадочно переби­рают край одежды, взгляд бегающий, речь отрывистая, быстрая, голос громкий, иногда срывающийся.

        в) Сидит неподвижно, немного подавшись вперед, тело напряжено, взгляд неотрывно устремлен на собе­седника, говорит почти шепотом или громкими отрыви­стыми междометиями.

        Достаточно ли приведенной информации, чтобы точно определить эмоцию?

        Задание N 5. Опишите внешний вид человека ири различных эмоциях, так, чтобы Ваши товарищи смогли догадаться, какую эмоцию Вы имеете в виду. (Причем, описывать нужно только в терминах положения и физи­ческих характеристик тела, нельзя говорить «печальное выражение лица», нужно описывать: брови приподняты и надломлены, углы рта опущены вниз и 1. д.).

        Как Вы думаете, почему возникают затруднения при соблюдении этого ограничения?

        Проводится в форме беседы-обсуждения основ­ных понятий темы.

        Преподаватель оценивает не просто усвоение формулировок, но понимание материала и возможность проблематизации, дает обратную связь об активности студентов на занятии.

        bib.social

        Стресс как неспецифическая реакция организма.

        Стресс— неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложеноГ.Селье.Ему удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает конкретной для каждого воздействия защитной реакцией и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм. При этом в промежутке между воздействием и ответом организма развертываются определенные процессы. Эти процессы были описаны в классических исследованиях Г. Селье, доказывающих, что стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса. Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» —Эустресси «отрицательный стресс» —дистресс.

        Основные стадии стресса по Г. Селье.

        Стадии (фазы) стресса:

        1. Стадия тревоги — непосредственная реакция на воздействие, требующее адаптационной перестройки.

        2. Стадия сопротивляемости (резистенции) — период максимально эффективной адаптации.

        3. Стадия истощения (срыв адаптации) — нарушение адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода.

        В фазе тревоги осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. Организм функционирует с большим напряжением. На данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д.

        В фазе резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации наступает сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды.

        Фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

        Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их влиянием изменяется режим работы органов и систем организма.

        Стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям — стресс неотделим от процесса адаптации.

        Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что может приводить к истощению функциональных резервов. Стресс не может рассматриваться как отрицательное явление, поскольку благодаря ему возможна адаптация. Умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние на общее состояние организма и на психические характеристики личности. Стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма. Существуют стрессовые реакции, которые приводят к демобилизации систем организма. Это отрицательное проявление стресса получило название дистресса. Дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции.

        Эустресс — «стресс, вызванный положительными эмоциями», «несильный стресс, мобилизующий организм».

        У человека адаптация происходит иначе, чем у животных. Это связано с тем, что человек обладает сознанием и что он по своей природе является биосоциальным существом, — одновременно представителем конкретного биологического вида и социума.

        Основные виды стресса:

        1.Системный (физиологический) стресс.

        2.Психическийстресс.

        Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то психический стресс оказывается значимым для процесса регуляции.

        poznayka.org

        Понятие «стресс». Виды стресса. Стадии развития стресса. Постстрессовый синдром.

        Стресс – целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни. Данное понятие было введено английским учёным Г. Селье. Буквально «стресс» означает «напряжение».

        Создатель теории стресса Г. Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, т.е. сопротивлению, борьбе, бегству. Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим психологические и физиологические компоненты. Стрессами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия (опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки), так и сложные ситуации (необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор).

        При физиологическом стрессе организм человека не только отвечает защитной реакцией (изменение адаптивной активности), но и даёт комплексную обобщённую реакцию, часто мало зависящую от специфики воздействующего раздражителя. При этом значимой оказывается не столько интенсивность стрессора, сколько его личностная значимость для человека.

        Действие стресса может быть усиливающимся или ослабляющимся, положительным или отрицательным, последний встречается чаще.

        Стресс может дать улучшение ряда психологических и физиологических показателей:

        · Интенсифицировать соматические возможности человека,

        · Улучшить его познавательные процессы (внимание, память, мышление),

        · Резко изменить психологические установки.

        Он может сопровождать восторгом и эйфорией процесс выполнения необходимого задания, способствовать концентрации сил на решении поставленных задач и т.д.

        Г. Селье выделил две разновидности стресса:

        1. физиологический (эустресс).

        2. патологический (дистресс). Он возникает под действием чрезмерных, неблагоприятных раздражителей.

        Эустресс – это воздействие, которое оказывает позитивное влияние на работоспособность или благополучие.

        Стресс обеспечивает человеку условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью.

        Стрессорами могут быть не только сильные, реально действующие раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а так же другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяет и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.

        Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, распределив важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом (100) в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следует развод (75), тюремное заключение (63), тяжелая болезнь (53), крупный долг (31)… Исследователи считают, что накопление в течение 1 года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьёзную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия. Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события, как свадьба (50), рождение ребёнка (39), выдающееся личное достижение (28), переезд на новое место жительства (20) и даже отпуск (13). Т.о., если Вы в течение года сумели окончить университет, найти работу и новое жильё, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает «зашкаливать». Результат – «необъяснимое» раздражение и упадок сил.

        В стрессе выделяют 3 фазы:

        1. Реакция тревоги;

        2. Фаза стабилизации;

        3. Фаза истощения.

        На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору.

        На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и укрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза (истощение) становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.

        У одних людей при стрессеактивность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса и жизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремлённости. У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, неумением сосредоточить внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухоты по отношению к другим.

        Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния. Их основной источник – информационный дефицит, ситуация неопределённости, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.

        Фрустрация (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов») — состояние челове­ка, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъек­тивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

        Фрустрация сопровождается це­лой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизо­вать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации че­ловек может проявлять озлобленность, подавленность, внеш­нюю и внутреннюю агрессию.

        Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воз­действующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная соци­альная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

        Наиболее сильные стрессы человек переживает при негативных изменениях в отношениях с наиболее близкими, значимыми людьми (родители, дети, супруги, близкие друзья). Потеря партнёра (супруга) воздействует на 4 наиболее важные области социально – психологического функционирования отношений.

        Во-первых, утрачивается возможность сравнения человеческих суждений, в том числе о собственной значимости с мнением наиболее значимого для личности человека. Утрата точки зрения партнёра может создать трудности для уверенного уместного поведения, возникает состояние неуверенности в себе, что может повлечь дестабилизацию межличностных связей. Во–вторых, утрачивается социальная и эмоциональная поддержка. В третьих, теряется материальная и целевая поддержка. В четвёртых, ощущение социальной защищённости.

        Таким образом, очевидно, что стресс – это неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколько-нибудь значимыми событиями – как приятными, так и не приятными. И борьба со стрессом означала бы не только попытку предупредить потенциальные не удачи, но и отказ от лишних достижений и радостей жизни.

        Как бы человек ни старался избежать неприятных переживаний, это не удаётся. Но негативные переживания так же необходимы в жизни, как и положительные. Как заметил Дж. Стейнбек: «что толку в тепле, если холод не подчеркнёт всей его прелести?»

        Чтобы преодолеть негативные переживания, не допустить их перехода в патологический стресс психологи предлагают:

        · Физическую активность, как простейшее средство (прогулка, занятие спортом, различные виды физической работы);

        · Смену видов деятельности, когда положительные эмоции от нового вида деятельности вытесняют отрицательные.

        Для снятия состояния напряженности необходим тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешние обстоятельства, принятие ситуации как уже свершившегося факта.

        Дата добавления: 2014-12-30 ; просмотров: 1946 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

        helpiks.org

        Фазы развития стресса

        Теория стресса и его фазы по Селье. Фаза тревоги, стабилизации, разрушения систем функционирования организма. Разрушение привычного функционирования организма. Фаза становления нового функционирования организма, неустойчивой и устойчивой адаптации.

        Подобные документы

        Что такое стресс. Психическая адаптация. Стадии стресса. Истоки развития научной концепции стресса. Основные положения концепции стресса Г. Селье и их развитие. Фазы развития стресса. Мобилизация адаптационных резервов. Эмоциональная напряжённость.

        реферат, добавлен 15.12.2006

        Концепция стресса Г. Селье, ее сущность и содержание, история разработок и развития. Стадии стресса как процесса. Разработка программы профилактики организационного стресса для конкретной должности, оценка ее практической эффективности и значимости.

        контрольная работа, добавлен 21.10.2010

        Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.

        реферат, добавлен 15.12.2009

        Закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека. Ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или на монотонную суету. Основные виды стресса. Основные признаки психопата.

        презентация, добавлен 07.05.2015

        Определение сущности стресса, его основные виды и причины появления. Фазы «общего синдрома адаптации» по Г. Селье. Выявление стрессового напряжения по физическим и психологическим сигналам. Негативное влияние стресса на здоровье, способы защиты от него.

        реферат, добавлен 08.06.2011

        Стресс — неспецифическая реакция организма на сильное воздействие (физическое или психологическое); состояние нервной системы организма. Понятие дистресса. Развитие стресса в управленческом труде и борьба с ним. Исследование последствий стресса на работе.

        курсовая работа, добавлен 22.02.2011

        Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

        реферат, добавлен 28.06.2008

        Анализ понятия стресса, напряжения, возникающего под влиянием экстремальных условий, нарушающего механизмы адаптации систем организма и психики. Изучение методики оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.

        дипломная работа, добавлен 12.01.2012

        Понятие стресса и эмоционального стресса. Факторы, вызывающие эмоциональный стресс. Нарушения функций организма. Апатия, депрессия и стресс. Нейроэндокринная реакция организма на нарушение гомеостаза. Перенапряжение процессов торможения и возбуждения.

        презентация, добавлен 17.02.2015

        Сущность и содержание стресса, направления и особенности исследования данного явления ученым Г. Селье. Виды стресса и его стадии, внешние проявления, физиологическое и психологическое обоснование, последствия. Рецепты для поднятия жизненного тонуса.

        allbest.ru