Понятие о стрессе его стадии значение для организма

16. 1. Понятие о стрессе.

Соображения практики выдвинули на одно из важных мест проблему напряжения, адаптации и перенапряжения, т.е. проблему стресса. Исследования В.Кеннона (1927, 1929) показали, что организм стремится обеспечить постоянство (гомеостазис) своей внутренней среды, постоянство уровней функционирования своих систем. Когда возникают новые условия, происходит перестройка, которая через цепь преобразований восстанавливает прежнее равновесие, но уже на ином уровне. Новые условия могут определяться не только физическими раздражителями, но и психическими причинами

Термин «стресс» и его расшифровка первоначально были изложены канадским ученым Г.Селье (1950, 1960), который показал независимость процесса приспособления от характера раздражителя или нагрузки и дал определение стресса как неспецифической реакции организма, которая возникает под влиянием любых сильных воздействий (стрессоров) и сопровождается перестройкой защитных систем организма.

Несмотря на разнообразие стрессоров — травма, инфекция, переохлаждение, интоксикация, наркоз, уышечная нагрузка, сильные эмоции, и т.д. — все они приводят к однотипным изменениям в вилочковой, надпочечных железах, в лимфоузлах, составе крови и обмене веществ, т.е. воздействия (стрессоры) могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей они ведут к цепи однородных, однотипных изменений, которые обеспечивают адаптацию, и ведущим звеном в этой адаптации Г.Селье считал эндокринно- гуморальную систему.

Гипофиз -> аденокортикотропный, соматотропный или др. гормоны -» экскреция из коры надпочечников глкжокортикоидов и минералкортикоидов —> дополнительная мобилизация функциональных резервов организма.

Вообще, хотя стрессы — настоящий бич нашего времени, но исследования Селье показали, что определенная степень стресса может быть даже полезной, т.к. играет мобилизующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Но если стресс силен и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психической и физиологической «поломкам» в организме.

16^ 2^Стадии стресса.

Стресс проявляется в виде общего адаптационного синдрома, который состоит из трех последовательных стадий (стадии тревоги, стадии сопротивления и стадии истощения):

I Стадия тревоги или «Алармп-стадия (немедленная мобилизация защитных сил). В сою очередь эта стадия

состоит из 2-х фаз: фазы шока и фазы противотока.

В начале сопротивление организма понижается, происходят негативные реакции, т.е. это первая фаза шока —> мышечная и артериальная гипотензия, гипотермия, гипогликемия, сгущение крови, повышение проницаемости капилляров, инволюция лимфоидной ткани, язвенные поражения желудка и 12-ти перегной кишки, отрицательный азотный баланс —» т.е. происходят процессы катаболизма, а затем включаются защитные механизмы, т.е. наступает вторая фаза «противотока» -» изменения в обратном направлении (повышается артериальное давление, повышается мышечный тонус, создаются глюкортикоиды в крови, усиливается секреция кортикотропина и кортикостероидов).

На этой стадии человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Это своего рода подготовка к следующему этапу, поэтому эта стадия иногда называется «предстартовой готовностью». Физически и психически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. В это время могут проходить заболевания, которые относятся к разряду так называемых «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии (хотя к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой). Это хорошо известный феномен (Великая отечественная война — больницы опустели, так как люди внутренне были мобилизованы. 1992-93г.г. -общество стрессировано чрезвычайно быстрыми социальными, экономическими, политическими переменами, в результате чего больницы опустели, так как люди вынуждены мобилизовать все имеющиеся адаптационные ресурсы, запас которых не безграничен, на выживание в сложных условиях). Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая стадия.

// стадия резистентности, или сопротивления, когда напряжением функций систем достигаетря приспособление организма в соответствии с новыми условиями. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам. Чувствует он себя вполне сносно, хотя уже без душевного подъема. Он как бы «вработался» и готов к более или менее длительному усилию по преодолению трудностей. Однако иногда чувствуется накопившаяся усталость.

В этой фазе гипертрофируется корковое вещество надпочечных желез, активизируются анаболические процессы, усиливается гликогеногенез. Защитные реакции организма, которые обуславливают возможность жизни при стрессе, Селье назвал синтоксическими.

Если же стрессор продолжает действовать еще дольше, наступает

III стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций, т.е. происходит общее падение возможностей организма и развитие патологии.

На этой стадии энергия исчерпана, функции защиты сломлены. Человек не имеет возможности защищаться. В отличие от первой стадии, когда стресс ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние третьей фазы больше похоже на «призыв о помощи», который может прийти только извне (поддержка или устранение стрессора). Происходит истощение функциональных резервов, атрофия коркового вещества надпочечных желез, падение артериального давления, распад белковых веществ.

Т.о. можно сделать вывод, что исход стресса зависит, с одной стороны, от соотношения силы и длительности действия стрессора, с другой стороны от потенциальных возможностей защитных сил организма.

studfiles.net

Понятие стресса и адаптации

На психику человека в значительной степени оказывают влияние явления окружающей среды. Реакции могут оказаться совершенно нетипичными. Как связаны стресс и адаптация? Что представляет собой понятие общего адаптационного синдрома и какова патофизиология его развития?

Адаптационный синдром — одна из реакций организма на нервное напряжение

О психологическом явлении

Адаптационный синдром – это реакция организма на стресс. Понятие адаптационного синдрома подразумевает совокупность приспособленческих реакций организма в ответ на длительное воздействие на него каких-либо неблагоприятных факторов (стрессоров). Термин был предложен в 30-х годах XX века канадским физиологом Селье, исследовавшим влияние внешних раздражителей на живой организм. Реакции были специфическими (отражающими специфику определённого раздражителя и включающими соответствующие режим защиты) и неспецифическими. Последние и получили название адаптационного синдрома. Они не отвечали характеру раздражающего фактора, а представляли собой возможность организма приспосабливаться к стрессам. Существует ряд предпосылок, обусловивших начало развития у индивида такой патологии. Согласно концепции, к ним относят:

  • меланхоличный склад характера (слабая стрессоустойчивость, пассивность, отчуждённость от социума);
  • обострённое чувство сопротивляемости невзгодам извне;
  • наличие или отсутствие социальной поддержки;
  • предчувствие события, которое может повлечь за собой стресс.
  • Толчком к развитию адаптационного синдрома обычно становятся такие аспекты и причины, как перенесённая травма, болезнь, температурный перепад, инфекция и т. д. Медицинскими признаками патологии являются кровотечения в области органов кишечного тракта; активная работа и усиленный рост коркового слоя надпочечников, приводящий к сбоям в гормональной системе; проблемы в работе селезёнки и нарушение клеточного обмена. Реакция на стресс в этом случае наступает не ранее, чем через 3 месяца после его возникновения. Внешне проявляется в поведении, далёком от нормы – как в личной, так и в профессиональной сферах.

    Профилактика адаптационного синдрома заключается в выработке психологических защитных барьеров. На начальных стадиях нужды в приёме медикаментов нет.

    Общий адаптационный синдром Селье определял как включение организмом защитных функций в ответ на ситуации повышенной степени тревожности, исходящие из причин внешней среды. Организм не может постоянно пребывать в состоянии тревоги (в таком случае он бы просто погиб), в связи с этим синдром начинается с малого и при отсутствии должного лечения разрастается, приобретая печальные последствия.

    Фазы развития

    Как всякие психосоматические заболевания, такое явление характеризуется разной степенью запущенности. В конкретном случае – тремя уровнями. Стадии адаптационного синдрома и стресса включают три фактора.

    1. Тревожность. Длится от 6 до 48 часов. Уровень адреналина в крови и выработка глюкокортикоидов растут – так организм больного адаптируется к происходящему. Сначала наступает эмоциональный шок, при котором угрозе подвергаются все системы организма: артериальное давление понижается, а температура тела повышается, уровень глюкозы падает. Затем – противошок, проявляющийся в усиленной работе надпочечников.
    2. Борьба. Решающий этап. Организм пытается устоять перед стрессом, работа систем и органов помогает ему в этом. Если защита окажется сильнее, можно говорить о шансах на выздоровление.
    3. Истощение. Наступает в случае не преодоления человеком второго этапа патологии. Регресс к началу. Необратимая стадия, которая во многих случаях оканчивается летальным исходом. Надпочечная кора перестаёт функционировать, а затем нарушается работа некоторых других отделов организма.

    Биологическое значение адаптационного синдрома для организма состоит в повышении устойчивости пациента к фактору, вызвавшему раздражение, а также формировании подобного иммунитета к другим потенциальным угрозам, но только при условии благополучного исхода второй стадии.

    Тревожность — первая стадия адаптационного синдрома

    Механизмы психологической адаптации перед стрессом

    Копинговые стратегии (переживания) направлены на совладание со стрессом и аналогичными ему явлениями. Наиболее активными являются те, что направлены непосредственно на разрешение самой ситуации, которая предшествует стрессам. Существует также приспособленческая стратегия, в основе которой лежит поиск моральной поддержки, пассивное ожидание более благоприятных условий, попытка использовать юмор в качестве щита.

    Есть также пассивные способы адаптации к стрессам – уход от реальности, отстранение, «уход в сон» для компенсации реальных потерь. К виду адаптационного стресса относят употребление веществ, содержащих алкоголь и наркотики.

    Отдельно специалистами выведены психологические методики реакции для поддержания контроля в ситуациях с повышенным уровнем стресса. Среди них – гневное сопротивление, дистанцирование от проблемы, самоконтроль, поиск социальной поддержки, выработка общего плана действий, позитивное восприятие проблемы. В отличие от защитных механизмов, адаптации являются произвольными и осознанными действиями и обеспечиваются умственной деятельностью человека.

    Физиологическая сторона адаптации

    Адаптацией в физиологии принято называть достижение организмом устойчивого управления функционированием систем и органов, которые обеспечивают его активность в переменчивых жизненных условиях. Склонности к стрессовым ситуациям в рамках приспособления – есть общий адаптационный синдром. Взаимодействие с окружающей средой формирует природу личности – этот общий процесс назван в психофизиологии индивидуальной, или фенотипической адаптацией. Преодолевая определённую ситуацию, личность приобретает ранее отсутствующую у неё устойчивость к некоторому внешнему фактору и получает тем самым способность жить в той обстановке, где раньше жить не могла. Клинико-фенотипическая адаптация соп09ровождается реакцией перемены в структурной оси организма.

    На первых фазах адаптации с телом происходят определённые физиологические изменения в следующей последовательности:

    • вес существенно снижается;
    • слабеет мышечный тонус;
    • нарушается жировой обмен.
    • Распавшиеся ткани организм использует в качестве строительных механизмов для формирования неспецифического сопротивления к стрессам. Во время резистентности анаболические процессы восстанавливают свою работу. При этом повышается реакция сопротивляемости не только к давшему толчок неспецифическому раздражителю, но и ко всем остальным. Но позитивные фазы не всегда имеют место. В случае отрицательного исхода фазы общего адаптационного синдрома после тревожной стадии сразу наступает распад тканей.

      В первой фазе адаптации происходит ослабевание мышц

      Заключение

      Ведущая роль на всех этапах патофизиологии принадлежит гормонам. Именно они мобилизируют энергетические и функциональные резервы организма на реакционное движение, создавая общий адаптационный синдром. Стрессовая реакция, создающая новый структурный слой и стирающая старые, ненужные механизмы, тем самым является значимым звеном в общей системе адаптации организма человека к жизненным ситуациям в переменчивой среде обитания.

      urazuma.ru

      12. Стресс и фрустрация 12.1. Стресс: его природа и стадии

      Уже в 40-е гг. прошлого столетия в ряде научных работ были представлены результаты исследований стресса. Вульф (1955) определил стресс как «систему защитной реакции», когда изучал взаимодействие людей с «вредными» возбудителями.

      В своих ранних работах Г. Селье акцентировал внимание на биологических аспектах стресса и описал «общий адаптационный синдром», считая, что человек, находящийся в состоянии стресса, реагирует на него благодаря «объединенному унифицированному защитному механизму».

      Адаптационный синдром – совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагопритные воздействия – стрессоры.

      В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии: 1) стадия тревоги – продолжается от нескольких часов до нескольких суток и’ включает фазы шока и противотока, на фазе противотока происходит мобилизация защитных реакций организма; 2) стадия сопротивляемости – характеризуется повышением устойчивости организма к различным воздействиям; 3) стадия стабилизации состояния и выздоровление (адаптация), либо стадия истощения, которая может окончиться гибелью организма.

      Стресс: 1) неспецифическая физиологическая и психологическая реакция организма на любое предъявляемое к нему требование; 2) термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

      В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса: физиологический и психологический. Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный.

      Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятия этих решений.

      Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные формы эмоционального стресса, такие как импульсивная, тормозная, генерализованная приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

      Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации.

      Стрессор: 1) фактор, вызывающий состояние стресса; 2) фактор, вызывающий изменения во внутренней среде человека или в окружающей среде.

      Различают физиологические стрессоры, например чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и т. д., и психологические стрессоры, то есть факторы, действующие своим сигнальным значением – угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой и пр.

      Адаптация – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза.

      Уровень стресса-адаптации зависит от характера стрессора и степени его воздействия на деятельность человека.

      Первоначально понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма (общего адаптационного синдрома) в ответ на любое неблагоприятное воздействие.

      Г. Селье считал, что в момент действия любого по качеству и силе раздражителя (стрессора) в организме происходят глубокие изменения его биологического тонуса, т. е. возникает реакция стресса. Основными этапами стресса, по Селье, являются: стадия тревоги (понижение артериального давления и температуры тела, преимущественно щелочные реакции – алкалоз, повышение кровенаполнения капилляров, функциональная деструкция желудочно-кишечного тракта, гипогликемия и др.), стадия сопротивления (повышение артериального давления и температуры, на смену гипогликемии приходит гипергликемия и стадия истощения).

      Стадия стресса – это проявление общего адаптационного синдрома. Начальный этап стресса – эмоциональные реакции.

      В учении о стрессе Селье основную роль отводит гормонам «адаптации». Роли нервной системы уделяется мало внимания. Другая точка зрения представлена отечественной физиологией, основы которой разработаны И М. Сеченовым и И. П. Павловым, В эмоциональной деятельности анатомо-физиологический субстрат эмоций представлен подкорковыми (в большей степени) и корковыми (в меньшей степени) механизмами. В коре головного мозга человека имеют представительство так называемые высшие эмоции – чувства, которые принимают непосредственное участие в руководстве эмоциональными реакциями в течение всего периода их существования. При этом высшие интеллектуализированные эмоции неразрывно связаны с социально-общественными факторами – уровнем воспитания, образования и культуры. Нервные механизмы являются их основой, а гуморальные сдвиги внутренней среды (стресс-синдром по Селье) представляются в виде их промежуточных звеньев.

      Термин «стресс» употребляется довольно часто, поскольку многие испытывают его изо дня в день на протяжении всей жизни. Как это ни парадоксально, но он необходим для нормального развития и выживания. Определение стресса, данное Г. Селье в 1971 г.: «Это неспецифическая физиологическая и психологическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование (агрессор)». Люди реагируют на жизненные события, основываясь на личном опыте и личной интерпретации этих событий. Реакция человека на стресс зависит от характера стрессора, возраста и пола, особенностей характера человека, окружающей среды. Усиление или ослабление стресса зависит от того, как каждый из нас его воспринимает.

      Что же означает «неспецифическая реакция»? Например, когда человеку жарко, он потеет, когда ему холодно, он дрожит; когда человек съел много сладкого и уровень глюкозы в крови значительно повысился, благодаря «выбросу» инсулина уровень глюкозы нормализуется. Физическая нагрузка предъявляет повышенные требования к мышцам и сердцу: в связи с тем, что мышцы нуждаются в большем количестве энергии, сердце бьется чаще и сильнее, улучшая кровоснабжение мышц. Эти реакции неспецифические, поскольку наблюдаются у всех здоровых людей.

      Лекарственные средства и гормоны, выделяемые железами внутренней секреции, обладают специфическим действием. Однако, независимо от того, какие изменения в организме они вызывают, все эти «агенты» предъявляют организму требования к перестройке. Это требование неспецифично, т. е. состоит в адаптации (приспособлении) к возникшей трудности, какой бы она ни была. Кроме специфического эффекта все воздействующие на человека «агенты» вызывают также и неспецифическую потребность – приспособиться к функции восстановления нормального состояния. Эти функции независимы от обычного (специфического) воздействия.

      Неспецифические требования, предъявляемые организму воздействием, и есть сущность стресса.

      Трудно себе представить, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль, радость вызывают одинаковые биохимические процессы. Однако исследования показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий. Стресс отрицателен и положителен, одновременно конструктивен и разрушителен. С одной стороны, помогает людям достигать максимального успеха, в то же время постоянно изнашивает организм человека. Стрессорный эффект зависит от интенсивности требований к приспособительной способности организма (адаптации). Любая нормальная деятельность может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда.

      Способность организма поддерживать состояние относительного баланса или сохранять равновесие внутренней среды (гомеостаза) лежит в основе физиологического способа адаптации.

      Чем больше жизненное значение действующего на организм раздражения, тем больше выражена эта реакция, которая может быть местной или системной. Стресс проявляется специфическим синдромом, который Селье назвал адаптационным. Этот синдром имеет три стадии, или фазы: тревоги, резистентности и истощения. Теория Селье помогает понять роль эндокринных механизмов в психогенных реакциях. К сожалению, она недостаточно связывает эндокринные механизмы с нервными.

      Г. Селье выделял два типа физиологической реакции на стресс. Локальный адаптационный синдром и общий адаптационный синдром.

      Примером локального синдрома является – остановка кровотечения в результате свертывания крови, заживление раны, местная боль и воспаление. Локальный адаптационный синдром позволяет восстановить гомеостаз в определенной части тела.

      Физиологическая реакция на стресс всего организма в целом – общий адаптационный синдром, он состоит из нескольких фаз:

      1. Фаза тревоги. При этой фазе человек пытается противостоять воздействию стрессора с помощью гормональных и нервных реакций, подсказывающих ему выбор типа поведения.

      2. Фаза сопротивления. Возникает если действие стресссора продолжается.

      3. Фаза стабилизации. Возникает в случае прекращения действия стрессора, сопровождается нормализацией функции нервной и эндокринной систем.

      Следует отметить, что если стрессор продолжает действовать, то возможно развитие заболевания или психического расстройства. Человек теряет способность сопротивляться, физиологические реакции истощаются. Под влиянием интенсивного стресса реакция тревоги, фазы сопротивления и истощения быстро сменяют друг друга.

      Помимо физиологических, возможны психологические адаптационные реакции, помогающие человеку противостоять стрессору. На действие стрессора человек реагирует тревогой, напряжением и фрустрацией.

      Психологические адаптивные формы поведения – это тоже механизм адаптации к стрессу, они ориентированы либо на выполнение какой-либо задачи, либо на самозащиту, т. е. защиту собственного «Я».

      Психологические адаптивные формы поведения, ориентированные на выполнение задачи, предполагают способность человека к решению проблем. Например, атакующее поведение, избегание стресса, компромиссное поведение. Эти формы поведения помогают человеку противостоять стрессору, устраняя или преодолевая его либо физически, либо эмоционально.

      Поведение, ориентированное на самозащиту, обеспечивает психологическую защиту от стрессора на подсознательном уровне.

      Формы поведения, ориентированные на самозащиту:

      Компенсация: человек отвлекает себя от какого-либо недостатка, акцентируя свое поведение на достижениях в других областях. Так, пианист, лишенный возможности музицировать вследствие травмы кисти, становится прекрасным экскурсоводом.

      Конверсия: подсознательное подавление тревоги, вызвавшей «эмоциональный конфликт», и попытка объяснить себе этот «конфликт» симптомами, не имеющими видимых органических причин. Например, пациент, имеющий онкологическое заболевание, но не желающий признать это, объясняет слабость переутомлением и другими подобными причинами.

      Отрицание: сознательный отказ признать наличие стрессора, который может вызвать невыносимую эмоциональную боль. Например, человек отказывается верить, что с его близким случилось несчастье.

      Смещение: «выплескивание» на кого-то или на что-то связанных со стрессовой ситуацией эмоций, мыслей или желаний. В частности, человек, ухаживая долго за тяжелобольным родственником в домашних условиях, находясь с ним как бы в социальной изоляции, может нагрубить врачу или сестре, считая их виновными во всем.

      Идентификация: подражание в поведении качествам и действию другого человека, например, дети часто подражают родителям, друзьям.

      Регрессия: противостояние стрессу действиями и типом поведения, заимствованным из предыдущего этапа развития. Так, если человек в детстве испытывал чувство гнева, засыпал после этого и долго спал, то и во взрослом состоянии делает тоже самое.

      Различные люди вырабатывают различные способы и методы эмоциональной разрядки, ухода от затянувшихся отрицательных эмоций после конфликтов, неприятных событий, фрустраций. Каковы могут быть механизмы действия, преимущества и недостатки различных методов эмоциональной разрядки? Здесь необходимо иметь представление о физиологии стресса. Допустим, с человеком произошло неприятное событие, он не находит себе места, он рад отвлечься, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося. При этом можно выделить три физиологических механизма подобного состояния.

      1. В коре головного мозга формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения, доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Для успокоения необходимо ликвидировать, разрядить эту доминпнту или создать новую, конкурирующую. Различные отвлекающие приемы такие как чтение книг, просмотр фильмов, переключение на занятие любимым делом и т. д. направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, занятие, на которое пытается переключиться человек, тем легче ему создать конкурирующую доминанту.

      2. Вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция – возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус, который заставляет близлежащую железу – гипофиз – выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под его влиянием надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект – сердце начинает сокращаться чаще и сильнее, повышается кровяное давление, это может проявиться головной болью, сердечным приступом, затрудненностью дыхания. Именно в эту фазу подготовляются условия для интенсивной мышечной нагрузки, однако современный человек обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. А для нейтрализации гормонов стресса лучший помощник мышечная нагрузка.

      3. Из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность, в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Необходимо снизить для человека значимость несбывшегося желания или отыскать путь для его реализации. Оптимальным способом является взаимодействие с ситуацией: постараться разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться и т. д., а если это невозможно, то необходимо логически переоценить значимость ситуации.

      Способами успокоения могут быть: общение с близким человеком, когда можно как говорят, «излить душу» – разрядить очаг возбуждения, переключение на другую тему; переключение на деятельность; отыскание путей разрешения ситуации или снижение ее значимости.

      Следует сказать, что различные исследования выявили некоторые стрессоры, возникающие у пациента при госпитализации и в течение заболевания, а также стрессоры, возникающие у персонала. Если пациент в период предоперационной подготовки получает всю необходимую информацию о цели и ходе предстоящей операции, течении послеоперационного периода, то его напряжение и волнение сводятся к минимуму.

      Многие исследователи изучали стресс на различных уровнях организации: физиологическую, психологическую, социальную. Они утверждают, что человек должен уметь определять стрессоры, влияющие на функционирование организма или изменяющие окружающую обстановку. Дело в том, что сведения о предстоящих событиях могут уменьшить напряжение, вызываемое неизвестностью.

      Окружающая обстановка часто является стрессовой пациента. Пациенты, госпитализированные для хирургического вмешательства, как правило, испытывают чувство страха и беспокойства, потому что воспринимают операцию как угрозу.

      Чтобы справиться со стрессорами, необходима психологическая помощь. Нужно давать человеку возможность высказаться по поводу своих тревог, помочь ему сформулировать ближайшие и отдаленные цели ухода.

      Можно перечислить некоторые поведенческие реакции, свидетельствующие о наличии стресса у человека: непрерывное хождение вперед-назад; снижение активности (пассивность, длительное пребывание в одной позе и т. п.); изменения в повседневной жизнедеятельности (например, снижение аппетита, нарушение работы кишечника); изменение восприятия реальности и социальных взаимоотношений; изменение отношения к работе.

      В условиях лечебного учреждения стрессорами могут быть изоляция от обычного окружения, большой поток информации, чрезмерный шум, изменение привычного жизненного стереотипа и т. п. Часто стрессором становятся манипуляции сестры, выполняемые без объяснения причин и целей,

      Физиологические показатели стресса: повышение или понижение артериального давления, учащенные пульс и дыхание, расширенные зрачки, потные ладони, холодные кисти и стопы; поникшая поза, усталость; плач; тошнота, рвота, понос; изменение аппетита, вздутие живота, изменение массы тела; изменение частоты мочеиспускания; патологические изменения при лабораторных, инструментальных и аппаратных исследованиях; беспокойство; трудное засыпание и частое пробуждение.

      Психологические показатели стресса: тревога, депрессия, вялость; злоупотребление лекарственными средствами; изменение привычек, связанных с питанием, сном, любимым занятием; психическое истощение, потеря самоуважения, раздражительность, отсутствие мотивации, эмоциональные вспышки и частая плаксивость; снижение работоспособности и качества работы, склонность к ошибкам, забывчивость, ухудшение внимания к деталям, рассеянность, грезы, неспособность сосредоточиться на выполнении задания, прогулы, учащение болезней, апатия, потеря интересов, подверженность несчастным случаям.

      scibook.net