Понятие о стрессе Стадии развития стресса

Понятие о стрессе Стадии развития стресса

Понятие стресса и фазы развития

По классическому определению Г. Селье,

стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Термин «неспецифический» в данном случае обозначает то об­щее, что свойственно всем приспособительным реакциям организ­ма. На морозе, например, мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить количество выделяемого организмом тепла, а кровенос­ные сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний день организм, наоборот, рефлекторно выделяет пот, увеличивая теплоотдачу и т.д. Это реакции — специфические, отвечающие на конкретные требования окружающей среды к орга­низму, Но в любом случае требуется приспособиться к среде, вос­становить нормальное состояние. Общая необходимость перестрой­ки организма, адаптации к любому внешнему воздействию — это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Как ни странно, но холод, жара, печаль, радость, лекарства вызывают, по мнению Г. Се­лье, одинаковые биохимические сдвиги в организме. Нечто подоб­ное существует в наших электробытовых приборах: холодильник, обогреватель, лампа, звонок по-разному меняют физическую среду (холод, тепло, свет, звук), но их работа обусловлена единым факто­ром — электроэнергией. Точно так же стрессорный эффект от вне­шних воздействий не зависит от типа специфических приспособительных ответов на них. Суть таких ответов едина.

В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:

1) реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

2) фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справ­ляться с вызвавшими стресс воздействиями;

3) фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных воз­можностей организма и его способности сопротивляться разнооб­разным заболеваниям.

Физиологическая и биохимическая природа стрессов изучена к настоящему времени дос­таточно хорошо. Схематично физиологичес­кая «изнанка» стрессовой реакции выглядит примерно так. Под воздействием какого-либо стрессового фактора (конфликт, неожидан­ное событие и пр.) в коре головного мозга человека формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения — так называемая доми­нанта. Ее появление запускает своеобразную цепную реакцию: воз­буждается также одна из важнейших структур промежуточного моз­га — гипоталамус, который в свою очередь активизирует тесно свя­занную с ним ведущую железу внутренней секреции — гипофиз. Гипофиз выбрасывает в кровь порцию специального гормона (АКТГ — адренокортикотропный гормон), под влиянием которого надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые и дают в конечном счете хорошо всем знакомую картину стрессового состояния: усиливается сердцебие­ние, учащается дыхание, повышается кровяное давление и т.д.

Биохимические сдвиги при стрессе являются сформированной в процессе длительной эволюции оборонительной реакцией организ­ма на внешнюю угрозу. Ее физиологический смысл — мгновенная мобилизация всех сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него. Но современный человек, в отличие от перво­бытного, не так уж часто решает свои проблемы с помощью физи­ческой силы или быстрого бега. Вот и циркулируют по нашей кро­ви не нашедшие применения гормоны, которые будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе. Будь они тут же потрачены на какой-либо вид физической активности, стресс не имел бы раз­рушительных последствий. Но таких возможностей у ведущего со­временный образ жизни человека немного. Поэтому и попадает его организм в своеобразную стрессовую ловушку: аварийный выброс гормонов стресса в кровь истощает их запас в коре надпочечников, которая тут же начинает их усиленно восстанавливать. Оттого даже при относительно слабом повторном эмоциональном возбуждении организм рефлекторно реагирует повышенным выделением гормо­нов. Такова биохимическая природа стресса, которая «стоит за ку­лисами» нервозного, неадекватного поведения человека.

При этом стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособ­ность человека, его жизненная и творческая активность. Беспри­чинная вроде бы вялость, пассивность, бессонница или не дающий отдыха сон, раздражительность, недовольство всем миром — типич­ные симптомы стресса. Здесь естественным образом возникает вопрос: а можно ли со всем этим что-нибудь поделать? Можно ли избе­жать стрессов?

Ответ на этот вопрос должен быть безусловно отрицательным. Стрессов вообще избежать нельзя в принципе. Ибо природа их рефлекторна. Это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные ситуации. Такие реакции представляют собой меха­низмы естественной биологической защиты человека, чисто природ­ный способ приспособления к меняющейся среде. Разрушить их — значит погасить в человеке жизнь, сделать его бесчувственным к внешним раздражителям.

www.vuzlib.su

Стресс. Стадии развития стресса

Стресс – состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Повреждающие агенты, неспецифические требования, предъявляемые их воздействием. Стадии развития стресса, реакция организма; адаптационный синдром.

Подобные документы

Стресс и его особенности. Проявление защитной реакции на холод, усталость, страх, унижение, боль. Состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. 10 секретов борьбы со стрессом. Изучение компонентов депрессии.

лекция, добавлен 22.10.2013

Понятие стресса, его психологические признаки. Динамика развития стрессового состояния. Влияние стресса на поведение и деятельность человека, в том числе криминогенного характера. Реакция организма на стресс и основные способы борьбы со стрессом.

реферат, добавлен 22.10.2014

Стресс как состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения. Причины и факторы появления стресса. Последствия стресса. Состояния стрессового напряжения. Возможные стрессы страхового агента. Методы устранения стресса на рабочем месте.

курсовая работа, добавлен 04.10.2010

Биологические основы стресса, механизмы его возникновения и развития. Общий адаптационный синдром, основные компоненты по мнению Эверли и Розенфельда. Методы борьбы со стрессом: лечение психологическими и фармакологическими средствами, релаксация.

реферат, добавлен 09.11.2010

Понятие стресса, его разновидности, причины возникновения и психологические признаки стресса. Динамика и стадии развития стрессового состояния. Влияние стресса (в том числе криминогенное влияние) на поведение и дезорганизацию деятельности человека.

реферат, добавлен 17.06.2014

Психологические проявления стресса как вида эмоционального состояния сильного и длительного психологического напряжения. Предвидение жизненных ситуаций, вызывающих стресс. Адаптация стресса, его стадии. Способы борьбы со стрессом, его профилактика.

реферат, добавлен 03.12.2014

Научное объяснение стресса, основные факторы проявления. Общий адаптационный синдром Селье, характеристика модели трансакционного анализа Т. Кокса. Классификация стрессогенных ситуаций McGrath. Психологическая реакция человека на стресс. Понятие эмоции.

дипломная работа, добавлен 03.12.2013

Понятие стресса и «классические» стадии его развития. Индивидуально-типические особенности нервной системы и личности. Основные психологические аспекты экзаменационного стресса в студенческом возрасте. Реакции организма на стресс и приемы его снятия.

курсовая работа, добавлен 13.02.2013

Эмоциональная сфера человека. Физиологический и психологический стрессы. Основные причины стресса. Динамика развития стрессового состояния. Основные стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на поведение и деятельность человека.

реферат, добавлен 01.02.2011

Стресс как неспецифическая реакция организма на любое требование извне, способ достижения резистентности организма при действии на него повреждающего фактора. Общая характеристика распространенных видов стресса: острый, кратковременный, хронический.

allbest.ru

При углублении комы наступает полная потеря сознания и возникает тотальная арефлексия по отношению к экстероцептивным раздражителям.

Наиболее обобщенным термином, отражающим общее напряжение организма при действии на него экстремальных факторов окружающей среды, является стресс. Это понятие получило широкое распространение в биологии и медицине, оно используется даже и в других областях человеческого знания.

Стресс (от англ. stress — напряжение) — неспецифическая реакция, возникающая под влиянием разнообразных чрезмерных воздействий (стрессорные агенты, стрессоры) или при дефиците необходимых для жизни факторов и сопровождающаяся фазным изменением приспособительных возможностей организма. Основатель концепции стресса Г.Селье назвал совокупность приспособительных реакций общим адаптационным синдромом. Между тем стресс может вызывать в организме не только приспособительные изменения, но и повреждения органов и систем.

Для стрессорного состояния характерны три стадии развития. Стадия I названа реакцией тревоги (alarm reaction). При действии стрессоров усиливаются симпатико-адреналовые влияния и высвобождение АКТГ из передней доли гипофиза, а также соответственно глюкокортикоидов из коры надпочечников.

Катехоламины и глюкокортикоиды стимулируют использование энергетических и пластических ресурсов организма, в частности усиливают распад гликогена (активируют гликогенолиз), а также распад белков и жиров (активируют глюконеогенез), повышают уровень глюкозы и остаточного азота в крови и т.д. Атрофия некоторых органов (например, лимфоидной ткани) и развитие язвенных процессов (желудочно-кишечный тракт) свидетельствуют о резком увеличении катаболизма в данных тканях.

В дальнейшем может развиться II стадия стрессорного состояния — резистентность организма (stage of resistance). Несмотря на продолжение действия стрессорного агента и усиление обмена веществ, напряжение физиологических функций и всего организма постепенно исчезает. Обеднение коры надпочечников гормонами сменяется восполнением их запаса вследствие усиления образования. В тканях восполняется до нормы уровень гликогена, жиров и белков. Эти проявления I и II стадий были впервые описаны основателем теории стресса как триада Селье — гипертрофия коры надпочечников, язвы в желудочно-кишечном тракте и атрофия тимико-лимфатического аппарата. В случае чрезмерно длительного действия стрессорного агента приспособительные возможности организма исчерпываются и возникает III стадия — истощения (stage of exhausion). Для нее характерны пониженное образование гормонов в коре надпочечников и ее атрофия, ослабление синтетических процессов в тканях, нарушение структуры и функции органов и систем.

dommedika.com

1.2. История учения о стрессе

1.2. История учения о стрессе

Многообразие форм проявлений стресса, причин возникновения эффектов его влияния на здоровье и профессиональную деятельность обусловливается тем, что практически любой человек в течение своей жизни неоднократно переживает это состояние. По образному выражению N.H. Rizvi «… стресс вездесущ; он является оттенком жизни: одним нравится его вкус и они используют его для достижения желаемого результата, другим он не нравится и их организм стремится отреагировать на стресс должным образом» [440, c. 103]. В то же время обширность пространства жизненных явлений и событий, индивидуальных особенностей человека, связанных с проявлением стресса, определяют многоплановость этого понятия, а подчас и недостаточную его четкость. Г. Селье сказал, что «стресс, подобно теории относительности, является научной концепцией, которая страдает от смешения в сознании представлений, отражающих хорошее знание проблемы и недостаточное ее понимание» [454, c. 127].

Формирование концепции стресса нашло свое отражение в целом ряде его теорий и моделей, существенно различающихся между собой и в то же время в чем-то друг друга дополняющих и развивающих.

Теория стресса впервые предложена Г. Селье в 1936 году, опубликована в 1950 году, а наиболее полное ее представление и развитие нашло отражение в более поздних исследованиях [194–196, 454, 455 и др.].

В теории Г. Селье стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы. Основное содержание теории может быть обобщено в четырех положениях.

1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма.

2. Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.

3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.

4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса – их истощение может привести к заболеванию и смерти.

Обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать существование трех стадий процесса, названного им общим адаптационным синдромом.

Стадия тревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессоров разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.

Стадия резистентности (сопротивления) наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем.

Стадия истощения отражает нарушение механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме.

Г. Селье [194] предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна «по первому требованию» и восполнима за счет другой – «глубокой». Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Г. Селье, и ведет к гибели или к старению. Предположение о существовании двух мобилизационных уровней адаптации поддерживается, как отмечает Л.А. Китаев-Смык [105], многими исследователями.

В настоящее время сравнительно хорошо изучена первая стадия развития стресса – стадия мобилизации адаптационных резервов («тревога»), на протяжении которой в основном заканчивается формирование новой «функциональной системности» организма, адекватной новым экстремальным требованиям среды. Второй и третьей стадиям развития стресса, то есть стадии устойчивого расходования адаптационных резервов и стадии их истощения, посвящены немногочисленные исследования.

Характеризуя основную особенность концепции стресса, Л.А. Китаев-Смык отмечает, что «объект исследований Селье – неспецифические симптомы адаптации стресса – понятие относительное. Их можно “увидеть”, только вычленяя подобные симптомы из множества симптомов адаптации. Стресс – понятие, теряющееся при чрезмерно большом или чрезмерно малом круге наблюдаемых симптомов. В теоретических построениях Г. Селье присутствуют относительность причинности и целесообразность стресса. Относительно и понятие целостности носителя стресса: это локальные структуры в организме при “местном адаптационном синдроме”, это весь организм, отвечающий “общим адаптационным синдромом”, это та или иная совокупность людей при социально-психологических проявлениях эмоционального стресса» [105, c. 9].

Под влиянием взглядов Г. Селье внимание многих исследователей сфокусировалось на физических, биологических или морфологических изменениях, возникающих в результате действия стресс-факторов. При этом отходит на второй план динамика соотношений реакций организма с побуждающей причиной (стресс-воздействием) и внутренними, психологическими факторами данной личности. Детально изучаются гормональные, метаболические, нейрохимические сдвиги при развитии эмоционального стресса, но недостаточно сколько-нибудь систематизированных исследований по оценке динамики и сопряжения физиологических реакций организма с характеристиками адаптивного поведения и эмоциональным состоянием в разные периоды воздействия стресс-стимулов. Тем более не учитывается влияние психосоциальных факторов критических значений в развитии стресса у человека, роль когнитивных процессов в регуляции стрессовых реакций и преодолении стресса.

Эта теория не отражает те стрессовые эффекты, которые происходят в ответ на влияние среды «средней степени неблагоприятности» или такие, которые являются вредными только для некоторых людей, но безвредны для других. Поэтому у многих исследователей возникает неудовлетворенность при попытке изолированного рассмотрения стресс-реакции как комплекса биохимических (энергетических) процессов или исследования отдельных нейрофизиологических, вегетативных коррелятов психологического стресса [46, 202, 213, 438].

Известно, что концепция Г. Селье об общем адаптационном синдроме не включает нервное звено регуляции ответной реакции организма на стресс-воздействия. Такой подход был подвергнут в свое время справедливой критике [46, 101, 188]. Многочисленными последующими исследованиями отчетливо показано, что механизм неспецифической резистентности организма не может быть сведен к изменению уровня «адаптивных гормонов» в крови, а имеет гораздо более сложную природу. Нервной системе в регуляции явлений реактивности и адаптации организма принадлежит ведущая и решающая роль. Эмоциональное напряжение всегда сопровождает так называемый физический стресс. К. Лишшак и Э. Эндреци [131] подчеркивают, что уровень секреции адренокортикотропного гормона определяется аффективным компонентом, «эмоциональным зарядом» активности. Эмоциональное возбуждение является единственным фактором, стимулирующим гормональную адаптационную реакцию. Гомеостатические реакции в свою очередь определяются поведенческой реакцией организма, выражающейся в подготовке к борьбе, бегству. Но при таком подходе, как указывает П.Д. Горизонтов [65], концепция стресса должна была бы первично рассматриваться не как физиологическая, а как поведенческая концепция.

Однако критические замечания в адрес теории Г. Селье не столько опровергали или ставили под сомнение основные ее положения, сколько раздвигали рамки, подтверждали принципиальную универсальность концепции и определяли перспективы ее развития.

Концепции стресса довольно быстро стали предметом психологических исследований, особенно после выступления Г. Селье перед Американской ассоциацией психологов в 1955 году. Почему эта концепция оказалась так популярна в психологическом мире? M. Applay и R. Trumbull [241] утверждают, что это произошло по причине содержательной полноты этой концепции, – она по сути вобрала в себя все то, что определяется понятиями «тревога», «конфликт», «эмоциональный дистресс», «угроза собственного “Я”», «фрустрация», «напряженное состояние» и т. п. Кроме того, вследствие широкого применения этого понятия в биологии, оно открывало реальную возможность установления связи между физиологическими и психологическими явлениями.

Дальнейшее развитие учения о стрессе сопровождалось формированием новых концепций, теорий и моделей, отражающих общебиологические, физиологические, психологические взгляды и установки на сущность этого состояния, причины его развития, механизмы регуляции, особенности проявления [455].

Основные этапные теории и модели стресса были подробно описаны нами ранее [28, 29]:

1. Генетически-конституциональная теория, суть которой сводится к положению, что способность организма сопротивляться стрессу зависит от предопределенных защитных стратегий функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств. Исследования в данной области являются попыткой установить связь между генетическим складом (генотипом) и некоторыми физическими характеристиками, которые могут снизить общую индивидуальную способность сопротивляться стрессу.

2. Модель предрасположенности (diathesis) к стрессу основана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних факторов среды. Она допускает взаимное влияние предрасполагающих факторов и неожиданных, сильных воздействий на развитие реакций напряжения.

3. Психодинамическая модель, основанная на положениях теории Зигмунда Фрейда. В своей теории он описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства: а) сигнализирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности; б) травматическая тревога развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника. Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов. Для описания результирующих симптомов этого состояния Фрейд ввел термин «психопатия повседневной жизни».

4. Модель H.G. Wolff, согласно которой автор рассматривал стресс как физиологическую реакцию на социально-психологические стимулы и установил зависимость этих реакций от природы аттитюдов (позиций, отношений), мотивов поведения индивида, определенности ситуации и отношения к ней.

5. Междисциплинарная модель стресса – стресс возникает под влиянием стимулов, которые вызывают тревогу у большинства индивидов или отдельных их представителей и приводит к ряду физиологических, психологических и поведенческих реакций, в ряде случаев патологических, но возможно и приводящих к высшим уровням функционирования и новым возможностям регулирования.

6. Теории конфликтов. Несколько моделей стресса отражают взаимосвязь поведения субъектов в обществе и состояния напряжения в отношениях, сопровождающих групповые процессы. Основные причины напряжения связаны с необходимостью членов общества подчиняться его социальным нормативам. Одна из теорий конфликта полагает, что предупреждение стресса должно основываться на предоставлении членам общества благоприятных условий для развития и большей степени свободы в выборе жизненных установок и позиций. Теории конфликтов рассматривают также в качестве причин стресса факторы устойчивости социальных отношений, распределения экономических благ и услуг в обществе, межличностное взаимодействие во властных структурах. Социальные аспекты лежат в основе и таких теорий стресса, как эволюционная теория социального развития общества, экологическая теория (роль социальных явлений в обществе), теория жизненных изменений (в семье, на работе и т. д.).

7. Модель D. Mechanik. Центральным элементом в этой модели является понятие и механизмы адаптации. Адаптация определена автором как способ, которым индивид борется с ситуацией, со своими чувствами, вызванными этой ситуацией, он имеет два проявления: 1) преодоление (coping) – борьба с ситуацией; 2) защита (defense) – борьба с чувствами, вызванными ситуацией. Преодоление, «овладение» ситуацией определяется целенаправленным поведением и способностями в принятии индивидами адекватных решений при встрече с жизненными задачами и требованиями.

8. Стресс как поведенческие реакции на социально-психологические стимулы. Модель физиологического стресса H. Selye модифицировал B.P. Dohrenwend. Он рассматривает стресс как состояние организма, в основе которого лежат как адаптивные, так и неадаптивные реакции. Под стрессорными воздействиями он понимает прежде всего социальные по своей природе факторы, такие, например, как экономические или семейные неудачи, то есть объективные события – они нарушают (разрушают) или угрожают подорвать обычную жизнь индивида. Эти события не обязательно негативны и не всегда ведут к объективному кризису.

9. Системная модель стресса отражает понимание процессов управления (поведения, адаптации и т. п.) на уровне системной саморегуляции и осуществляется путем сопоставления текущего состояния системы с его относительно стабильными нормативными значениями.

10. Интегративная модель стресса. Центральное место в модели занимает проблема, требующая от человека принятия решения и понятие которой определяется как проявление, воздействие на человека стимулов или условий, требующих от него превышения либо ограничения обычного уровня деятельности. Возникновение проблемы (трудностей с ее решением) сопровождается напряжением функций организма – если проблема не решается, напряжение сохраняется или даже нарастает – развивается стресс. Способности человека в решении возникающих перед ним проблем зависят от ряда факторов: 1) ресурсов человека – его общих возможностей по разрешению различных проблем; 2) личного энергетического потенциала, необходимого для решения конкретной проблемы; 3) происхождения проблемы, степени неожиданности ее возникновения; 4) наличия и адекватности психологической и физиологической установки на конкретную проблему; 5) типа выбранного реагирования – защитного или агрессивного. Значение и учет этих факторов определяют выбор стратегии поведения для предотвращения стресса.

psy.wikireading.ru

Стресс. Матчасть. Причины и запускающие механизмы.

О влиянии постоянного стресса на организм я уже писала и три года назад нарисовала весьма упрощенную схему. В комментариях был запрос на методы борьбы со стрессом и объяснение данной схемы. Вот этому я и посвящу большую длинную серию постов. Также я хотела бы объяснить, что происходит в организме, как бороться с замкнутыми патологическими кругами при хроническом стрессе, как создавать здоровые рефлексы и что относится к стрессовым агентам (потому как из недавнего разговора с подругой поняла, что у многих в голове существует путаница понятий, активно поддерживаемая СМИ).
Буду предельно честна, на сегодняшний день существует более сложное объемное подробное объяснение механизмов поведения и происходящего внутри человека. Это — теория функциональных систем, предложенная П.К. Анохиными и доработанная К.В. Судаковым. Она более сложная, требует глубокого понимания, вдумчивости и даже знания, что такое самоорганизующаяся система из математики и физики и о нейронных ассоциациях. И обещаю чуть позже о ней написать. Пока для описания сложных патологических механизмов внутри человека мы возьмем понятие рефлекса и рефлекторной дуги, описанных Павловым, теорию стресса Ганса Селье, доработанную Рихардом Лазарусом – это ДОСТАТОЧНОЕ условие для понимания того, что происходит.

Первое, что я всегда обычно выспрашивала и выясняла на консультациях, помимо гормонального статуса, — это возможные и существующие источники стресса, и они практически всегда находились. Другое дело, объясняя теорию стресса я часто сталкивалась с недопониманием, невниманием к реально-существующей угрозе и придумыванием причин для самооправдания. Лет десять назад, когда я училась, о стрессе мало кто говорил. Организм воспринимался, как черный ящик с набором кнопок: нажал на кнопку — получил ответ. Потом на российский рынок пришли транснациональные фармацевтические компании — гиганты и стала активно мусолиться проблема «стресса в большом городе» с целью продвижения новых диагнозов для продажи лекарств, но многие доктора, а не то, что простые люди до сих пор толком не понимают, что это такое, хотя, если не ошибаюсь, начальные понятия теории Селье объясняют в девятом классе на уроке биологии. В общем, благодаря СМИ, большинство людей сегодня склонны считать стрессы причиной своих проблем, в том числе и проблем со здоровьем. А вот что это такое, мало кто понимает.

Чем вызывается стресс?
Наш организм — мудрая самоорганизующаяся система, однако люди своим поведением, отношением к себе и друг другу часто нарушают нейрогуморальное равновесие, и организму приходится постоянно работать «на грани», стремясь поддерживать нормальное течение всех физиологических и психических процессов, то есть, практически не отдыхать. Существует масса классификаций факторов, вызывающих стресс. Одна из них разделяет стрессорные агенты по воздействию извне и из глубин организма.
К внешним причинам принято относить воздействие агрессивной экологии, вредные привычки, длительное пребывание под прямыми лучами солнца, рабочие нагрузки, проблемы в личной жизни: например, разрыв с любимым человеком, а также личные трагедии и несчастья, которые могут случиться. А также сюда можно отнести переедание, поедание вредной пищи, пищевые и лекарственные отравления, вообще любые лекарственные воздействия и пищевые (и если адаптационные системы перегружены, то тогда появляется аллергия или несварение желудка, или острый панкреатит).
К внутренним факторам относят нарушения в работе иммунной и эндокринной системы, вызывающие диабет и другие заболевания; депрессивные состояния из-за нехватки необходимых веществ.

Вывод №1
Стресс имеет не только психологическое, но и, гораздо чаще, физиологическое основание. То есть: имея в диагнозе, например молочницу или дисфункцию яичников, незамужней даме негоже упоминать в качестве причины ТОЛЬКО свары на рабочем месте, начальника-зверюшку и отсутствие секса, если дама несколько месяцев сидит на низко жировой диете, больше месяца пьет Ксеникал или злоупотребляет сладкой, жирной и перчено-жареной пищей. Важен распорядок дня, качественный сон и сбалансированное питание. И если этого постоянно нет в наличии (то есть не высыпаетесь, едите в офисной столовой полуфабрикаты, не дышите свежим воздухом, переусердствуете с алкоголем, сигаретами и тортиками, кушаете мало натуральных сырых фруктов, овощей), то адаптационные системы организма перестают справляться даже с такой мелочевкой как постоянный рык начальника, ворчанием мужа, кратковременным промоканием ног, и периодическим разжижением стула на Ксеникале.

Мы сами выбираем образ смерти. Свою тропинку и обрыв следа — проносим в запечатанном конверте, а вскрытие покажет, как всегда. (В. Леви)

Мы сами выбираем стрессы. Здесь читающий меня юзер, скорее всего возмутится: а как же трагедии, несчастья и экология? Место жительства мы тоже выбираем. Кто более, кто менее осознанно. Злой рок и несчастья, или удачу мы подсознательно притягиваем к себе сами, заигрываясь в сценарии, а со стороны часто кажется, что происходящее не зависит от воли человека. Что касается вредных привычек, нахождения на солнце, нагрузок на работе и даже проблем в личных отношениях, то здесь многое, если не всё, зависит от самого человека. Возможно, многим покажется, что это не так, но ведь мы сами делаем выбор: курить или нет, употреблять ли алкоголь и сладкое в большом количестве; сами выбираем себе работу; решаем, как вести себя с любимым человеком.

Термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response). Знаменитый же исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.
Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет:
Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования.
… С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. (Ганс Селье, «Стресс жизни»). Дальнейшее развитие теории стресса определило стресс (классическая неспецифическая реакция в описании Г. Селье) — как всего лишь одну из реакций, составляющих общую систему неспецифических адаптационных реакций организма, поскольку организм, как более чувствительная система, чем составляющие его подсистемы, реагирует на разные по силе и качеству раздражители, вызывающие колебания гомеостаза в пределах, в первую очередь, нормальных показателей, а стресс — это реакция на сильные раздражители.
Селье описал биологические реакции, позже ученые добавили понятие психологический стресс.
Внимание! Селье, не раз повторял в своих работах: «Стресс — это жизнь». Ведь стресс определяет не только патологию, но и здоровье. Существует стресс нормальный и существует патологический (дистресс). Нормальный стресс носит эпизодический характер. После него механизмы саморегуляции совершенствуются и возвращают измененные функции к норме. А если присутствуют постоянные раздражающие агенты то рано или поздно стресс переходит в патологическую стадию, что нередко заканчивается для человека трагедией в виде дисфункции, избыточного веса, хронических или аутоиммунных заболеваний.

Вывод №3
Стресс не всегда вреден, а иногда и полезен, и то, как Ваш организм справится с ним, также зависит только от Вас.
У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители — практически самая частая причина стресса. Но стрессовая реакция, считает Селье, присуща и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Стресс означает необходимость перестройки, приспособления к новым условиям. Поэтому стресса невозможно избежать. Когда в обиходной речи говорят, что человек испытывает стресс, обычно имеют в виду неприятный и чрезмерный стресс, (дистресс); полное же отсутствие стресса означает смерть.
Поэтому для того, чтобы стресс не становился дистрессом надо тренировать механизмы саморегуляции (контрастный душ, медитация, йога, танцы, гимнастика).

Важно! На сопротивляемость стрессовым ситуациям очень вляет внутренний настрой. Например, врачи старшего поколения рассказывают (допускаю, что несколько преувеличивая), что во время войны у многих людей, страдавших язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, происходило рубцевание. На фронте не было возможности лечиться и соблюдать диету, но никаких обострений язв не наблюдалось. Однако у многих буквально через несколько дней после окончания войны болезнь резко напомнила о себе (здесь врачи еще не учитывают, что дома, в семье, могла быть психологически более напряженная обстановка, чем при голодовке в окопе).

К настоящему времени установлена общая последовательность событий, запускающих стрессовые реакции у человека при длительном воздействии на него неблагоприятных факторов среды. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:
1) тревоги; (аларм-реакция, стадия мобилизации) — мобилизация адаптационных ресурсов организма. Продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы:
а) фаза шока — общее расстройство функций организма вследствие психического потрясения или физического повреждения.
б) фаза “противошока”. При достаточной силе стрессора фаза шока заканчивается гибелью организма в течение первых часов или дней. Если адаптационные возможности организма способны противостоять стрессору, то наступает фаза противошока, где происходит мобилизация защитных реакций организма. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически и психологически он чувствует себя хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто проходят психосоматические заболевания (гастриты, язвы желудка, аллергии и т.п.), а к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.
Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая стадия.

2) резистентности (адаптации) или сопротивления;
Итак, на первом этапе стресса организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему, на втором этапе происходит адаптация к новым условиям, но если стресс продолжает действовать длительное время, то происходит истощение гормональных ресурсов и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.
Включает в себя сбалансированное расходование адаптационных резервов, поддерживается существование организма в условиях повышенных требований к его адаптационным возможностям. Продолжительность периода сопротивления зависит от врожденной приспособленности организма и от силы воздействия. Каждый стрессогенный фактор обладает специфическим (одинаковым для разных раздражителей) и стрессогенным (неодинаковым, но специфичным для каждого фактора) действием. Ответ организма зависит не только от действия раздражителя, в качестве которого может выступать какой-либо предмет, явление или значимая информация, так же играют роль внутренние и внешние условия.
Эта стадия приводит либо к стабилизации состояния и выздоровлению, либо, если стрессор продолжает действовать еще дольше, сменяется последней стадией — истощения.

3) фаза истощения — здесь утрата резистентности, истощение психических и физических ресурсов организма. Возникает несоответствие стрессогенных воздействий среды и ответов организма на эти требования. В отличие от первых двух стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, и организм человека может сам справиться со стрессом, на третьей стадии помощь может быть ТОЛЬКО извне, либо в форме поддержки, либо в форме устранения воздействия, изнуряющего организм.

Вывод №4
И психические, и биологические раздражители одинаково запускают адаптационную реакцию организма, которая в дистрессе становится патологической. Источником многих стрессов человека является несоответствие между генетическими программами, управляющими его реакциями в экстремальных ситуациях, и реалиями социальной жизни современного человека. В данном случае мы сталкиваемся с одним из вариантов проявления противоречия биологии человека и социума. Длительное противоречие между природой человека и его социальными функциями ведут к биологическим и психическим патологиям.

Вывод №5
Если Вы чувствуете, что истощены и на исходе, не стесняйтесь попросить «помощи зала». Обязательно посетите специалиста или обратитесь к помощи семьи. На этапе истощения Вы не в состоянии уже адекватно оценить себя и свои силы и справиться с задачами, и способны натворить ошибок.

Рихард Лазарус в своих работах определял психологический стресс как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром и как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации. Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс», что, по сути, довольно близко между собой.
Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных особенностей.
Помимо стадий развития стресса выделяют пять фаз адаптации при п.стрессе:
1. Разрушение привычного функционирования организма. В данной фазе улучшается работоспособность, ускоряется реакция и процессы в психике и организме, способствующие адаптации. Видны эмоции на лице. Длится от нескольких минут до часов.
2. Фаза становления нового функционирования организма. Здесь происходит перестройка организма на максимально возможное реагирование в ситуации продолжающегося воздействия стрессоров. Суммарная продолжительность 1 и 2 фазы максимально 11 суток. Проявляются болезненные состояния со снижением работоспособности. Однако психологические факторы (мотивация, установка) могут за счет “сверхмобилизации” резервов нейтрализовывать неблагоприятные проявления.
3. Фаза неустойчивой адаптации. Продолжительность от 20 до 60 суток. Человек частично адаптируется к жизнедеятельности в новых условиях.
4. Фаза устойчивой адаптации (соответствует стадии резистентности).
5. Фаза разрушения систем функционирования организма (истощение). Человеческий организм уже не в состоянии функционировать в новых условиях, ввиду истощения адаптационных возможностей. Истощение адаптационных возможностей – состояние, приводящее к появлению негативных изменений в психическом состоянии человека.

При психоэмоциональном стрессе обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом и психологическом плане. Это понятие было введено Г. Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы — усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации развода супругов (или рождения ребенка, или свадьбы, или переезда на новое место), но и в тревожном ожидании разрыва деловых или близких отношений.
Поведение человека в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, среди которых ярко выражены физиологический и психологический. Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е., когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях, опасности, обиды и т.д. Г.
По своей продолжительности первый этап строго индивидуален. Одни человек “заводится” в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего я стресс, меняется на “противоположный знак”.
Так, спокойный сдержанный человек становится суетливым и раздражительным, он может стать даже агрессивным и жестоким. А человек, в обычной жизни живой и подвижный, становится мрачным и неразговорчивым. Японцы говорят: “Человек теряет свое лицо” (утрачивает самообладание).
На первом этапе исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (например, “Ты сам (а) — такой (такая). ”).
Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.
Второй этап развития стрессового состояния проявляется в том что у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). “Волна” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия, довольно смутно, и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все впоследствии очень жалеют об этом.
Также как и первый, второй этап по своей продолжительности строго индивидуален — от нескольких минут и часов — до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы, человек чувствует опустошение, утомление и усталость.
На третьем этапе он останавливается и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины (“Что же я сделал”), и дает себе слово, что “этот кошмар” больше никогда не повторится.

Вывод №6. Необходимость умения принять и умения концентрироваться и остановить ум.
Основная причина возникновения психоэмоционального и информационного стрессов — противоречие между реальностью и представлениями человека. Ведь стрессовая реакция одинаково легко запускается как реальными событиями, так и существующими лишь в воображении. Большая часть наших переживаний происходят по поводу событий, которые существуют не в реальности, а лишь в воображении.
Вывод №7. Поспешишь — людей насмешишь. Правило баланса и своевременности.
К развитию стресса могут приводить не только отрицательные, но и положительные жизненные события. Когда что-то резко меняется в лучшую сторону, организм тоже реагирует на это как на стресс, ибо это изменение. Поэтому что-либо менять (даже образ жизни) надо постепенно. Именно поэтому и диеты, и внезапные серьезные физические нагрузки, и любое изменение образа жизни воспринимаются телом как стресс и запускают противоположные реакции адаптации. И для того, чтоб что-то новое встроить в Ваш обмен и психику нужно время на преодоление сопротивления и истощение адаптации к изменению.
Именно поэтому болеют кажущиеся здоровыми уличные животные, попадая в сытый теплый дом.

Вывод №8. Закон сохранения любой энергии. Стресс имеет свойство накапливаться. Из физики известно, что ничто в природе не может исчезнуть в никуда, вещество и энергия просто перемещаются или переходят в другие формы. То же самое касается и душевной жизни. Переживания не могут исчезнуть, они или выражаются вовне, например в общении с другими людьми, или накапливаются. Поэтому не нужно запускать ситуации, которые приводят к накоплению стресса и почаще вспоминать о том, что стресс особенно хорошо накапливается тогда, когда мы полностью концентрируем внимание на том, что его вызывает.

lallika.livejournal.com