Понятие о стрессе виды стрессов

Что такое стресс?

Мир вокруг меняется стремительно, предъявляя ежедневно новые требования, оказывая давление на нас и вынуждая приспосабливаться. Стрессы окружают нас везде: дома, по пути за покупками или на работу. Однако, исключив стресс из жизни полностью, мы также исключим и возможность своего развития.

Понятие стресса

Что такое стресс и что он означает? Давайте разберемся, что же такое стресс и какое действие на нас он оказывает.

Само слово имеет английские корни и переводиться как нагрузка, напряжение. Это напряжение возникает, как защитная реакция нашего организма на нарушение извне нашего спокойствия: чрезмерную усталость, тяжелые или избыточные переживания, неожиданные перемены. Во всех случаях, ответ нашего организма стремителен: внешние анализаторы классифицируют происходящее как возможную угрозу, передают в мозг сигнал о мобилизации защитных сил организма, нервная система сообщает об этом нашему телу, увеличивая уровень выработки гормона адреналина. Меняется режим работы практически всех систем организма. Цель такой мобилизации — адаптироваться с минимальными потерями к новым условиям и достичь стабильности. Когда это удается — наш мозг проанализирует, что привело к ситуации, что нужно изменить и на каких уровнях. Для нас результат этой работы — возникновение желания изменить поведение, образ жизни, список потребностей и способ их удовлетворения. Это и есть развитие через стресс. Но бывает так, что внешние или внутренние условия не позволяют снизить уровень стресса, наш организм работает в режиме аварийной мобилизации долго. В этом случае, ситуация начинает приносить вред. Чем сильнее и длительнее стресс — тем большее влияние он оказывает на наше здоровье, становясь причиной сердечно-сосудистых, неврологических, желудочно-кишечных и даже кожных заболеваний. В этом случае, организму необходима наша своевременная и адекватная помощь.

Симптомы стресса

Понять, что стресс уже не только стимул к развитию, но и разрушитель, поможет наблюдение за интенсивностью и продолжительностью присутствия его симптомов:

— Подавленное тоскливое настроение, плаксивость, раздражительность и агрессия без адекватных причин.

— Пессимизм, отчаяние, отрицание возможности изменений к лучшему.

— Отсутствие удовлетворения во всех сферах жизни и деятельности, разочарование в себе и других.

— Плохое качество сна.

— Отсутствие или чрезмерный рост аппетита.

— Изматывающее беспричинное напряжение, мысленный «бег по кругу».

— Постоянная усталость, вялость.

— Апатия, безразличие к окружающим событиям и людям.

— Головные и желудочные боли, нервный тик, язва, гипертония, артрит (в случае длительного тяжелого воздействия).

Если вы нашли у себя несколько из вышеперечисленных симптомов, значит — ваш организм воспринял какой-то внешний фактор как раздражитель или возможную угрозу вашему благополучию, и принял меры для коррекции, исходя из заботы о вашем будущем достатке.

В любом случае, важно помнить: ответственность за наше здоровье лежит на нас самих, что предполагает своевременное обращение к специалистам за помощью.

Виды стресса

Различные виды стрессов ведут нас к различным результатам.

К развитию и движению вперед нас приводят так называемые эустрессы, которые можно условно назвать полезными. Под действием эустресса человек словно получает некий толчок, побуждение действовать и мыслить в новом, оптимальном режиме. Действие эустресса кратковременно. В этом случае, объем выработки адреналина и изменение в работе внутренних систем организма незначительны или кратковременны, и не несут угрозы физическому здоровью.

В зависимости от обстоятельств индивидуальных особенностей личности, ответ организма на действительно тяжелые обстоятельства может вылиться в критическое по силе напряжение. В этом случае, мы получаем вредный стресс — дистресс. Как раз преодоление этого вида дистресса может затянуться и привести нас к болезни, депрессии и другим негативным последствиям.

К возникновению как полезного эустресса, так и вредного дистресса могут привести различные факторы:

— Конфликты с окружающими людьми (человек страдает от психологической неудовлетворенности, не реализует свои потребности в качественном общении).

— Изменение потока информации, как в сторону избытка, так и в сторону дефицита (возникают трудности при принятии решений, нет ясности, определенности и уверенности в своей безопасности).

— Эмоциональные потрясения (как положительные, так и отрицательные).

— Увеличение личной ответственности (карьерный рост, потеря моральной или материальной поддержки).

— Физическое перенапряжение, критический уровень нагрузки (жуткий холод, невыносимая жара, отравление токсинами, резкое изменение атмосферного давления, болезнь или увечье).

Причины стресса

То, что запускает процесс, ученые называют стрессорами, и разделяют на три большие группы: подвластные нашему влиянию, не подвластные нашему влиянию и те, которые мы создаем добровольно, хотя и не всегда сознательно.

К первой группе относятся действия, которые мы теоретически можем совершать более конструктивно, и наши личностные особенности, влияющие на качество нашей жизни. Это наш характер, темперамент, привычки и предпочтения, а также привычные модели взаимодействия.

Вторую группу образуют наши реакции на то, что изменить мы не в силах. Например — реакции на поведение другого человека, трагические или досадные случайности, катастрофы, изменение стоимости товаров, несправедливость, стихийные бедствия. Все то, что затрагивает наши чувства и влияет на наш уровень жизни и самочувствие, но повлиять на что в достаточной мере мы не можем.

Третью группу стрессоров мы создаем буквально из воздуха. Когда бесконечно казнимся или сожалеем о том, что уже закончилось, или излишне идеализируем будущее. В этом случае, мы находимся где угодно, но не в реальности. И тогда мы просто не замечаем, когда что-то идет не так в нашей настоящей жизни.

Физиологи объясняют нашу подверженность стрессам особенностями устройства нашего мозга: неспособностью отличать потенциальную угрозу от реальной. Беда еще не пришла — а человек, едва представив возможные ужасные последствия, уже чувствует себя в опасности. Перед его внутренним взором проносятся картины, одна другой страшней. В этом случае мозг опирается на эти картины — как на уже свершившееся, и механизм защиты задействует привычное оружие.

На первом этапе возникает реакция на информацию о реальных или предполагаемых события. На втором — наши личные убеждения и привычные модели взаимодействия влияют на трактовку последствий и интенсивность переживаний по этому поводу. Стрессам подвержены все, без исключений. Но вот будут они иметь разрушающие или стимулирующие развитие последствия — зависит в огромной степени от нас.

Лечение и профилактика стресса

Лидером среди помощников по праву является здоровый, крепкий сон. Такому сну способствуют регулярные тренировки, обилие свежего воздуха и положительные эмоции, а также уютное, комфортное место для сна. Также помогут расслабляющие ванны с добавлением ароматических солей или масел, под музыку или в тишине. Большую роль играет достаточное количество мелатонина в организме — этот гормон вы найдете в рисе, кураге, пшенице и прочих продуктах с высоким содержанием витаминов группы В.

Еще один общедоступный помощник — наше правильное дыхание. Расположитесь с удобством, ничто не должно помешать вам погрузиться в наблюдение за собой. Прислушайтесь к тому, как вы дышите. Попробуйте сделать вдох и выдох одинаковыми по длительности, дышите медленно, наблюдайте за движениями грудной клетки. Прислушайтесь, как ваше тело каждой клеточкой принимает кислород, наполняется силой.

Природа также позаботилась о нашем благополучии — отвар ромашки, чай с мелиссой, душицей или шалфеем мускатным успокаивают, помогают расслабиться.

В случае, когда дело зашло далеко, одними травами и прогулками не обойтись. Длительный и/или глубокий стресс приводит к дезадаптации, невозможности контролировать свое поведение и функционирование. На этой стадии необходима помощь специалиста, с возможным назначением лекарств.

Если же обстоятельства не изменились к лучшему и дальше, то к дезадаптации добавится дезорганизация, которая проявится нервным истощением и приведет к серьезным физиологическим нарушениям. Тут без медикаментозного лечения чаще всего не обойтись.

Избежать возникновения всех видов стрессов в нашей жизни мы не можем. Но работая над собой, изучая свои модели поведения и личные особенности, корректирую то, что возможно — мы страхуем себя от возникновения стрессоров — тех, которые нам подвластны и тех, что мы создали сами. Это уже две группы из трех, неплохой результат.

Когда влиять на возникновение стрессора или длительность и силу его воздействия невозможно, в качестве уменьшения вреда мы можем для себя кое-что сделать до того, как начать действовать. Прежде всего, попробуйте увидеть реальную причину происходящего. На что именно так отреагировал ваш организм? Важно помнить, что все мы – разные, и каждая наша реакция является для нас верной. Поэтому признайте свое право реагировать именно так в этой ситуации. Затем, попробуйте оценить последствия нескольких возможных вариантов развития событий и возможность своего влияния на это. При любых выводах, помните: вы просто живой человек, который имеет право на все свои чувства и реакции. Поддержите себя сами, одобрите себя и, в случае необходимости, обратитесь за поддержкой к кому-то еще.

Лучшая профилактика разрушающего воздействия стресса — это наша адекватная самооценка, умение опереться на себя. Такая внутренняя позиция, вместо разрушающих нас самокопания и самоосуждения, постепенно станет привычной. И позволит стать счастливыми — а это и есть «прививка от дистресса».

davidblog.ru

Виды стресса. Способы борьбы.

Стресс и его виды. Приемы снятия стресса.

Хотя слово стресс звучит в нашей жизни буквально на каждом шагу, содержание, которое вкладывается в это понятие на бытовом уровне, часто расходится с научным представлением о стрессе как универсальной реакции организма. Обычно, говоря о стрессах, люди подразумевают значительные, чрезвычайные события, нарушающие привычный распорядок и естественное течение жизни. Значительно больший вклад вносят мелкие, но часто повторяющиеся стрессовые события. Мы настолько привыкаем к ним, что даже не осознаем, но на подсознательном уровне организм продолжает их воспринимать и соответствующим образом реагировать. А главное, что эти незамеченные сигналы имеют свойство накапливаться. Прежде всего, это относится к стрессу повседневной жизни. Ведь наше взаимодействие с миром начинается со столкновения с окружающей средой, пространством и временем. Итак:

1. Пространственный стресс. Он возникает у человека вследствие предоставленных ему техническим прогрессом возможностей перемещения в пространстве, с высокой скоростью преодолевая большие расстояния. Но наши подсознательные, инстинктивные стереотипы взаимодействия с пространством по-прежнему настроены на пешее перемещение по земной поверхности, с его естественными ограничениями.

2. Временной стресс. Здесь имеется в виду неестественно ускоренный ритм и темп жизни. В результате этого меняется и ход наших внутренних, биологических часов. Все стрессы действуют на них однонаправлено, вызывая ускорение их хода. И тогда для организма время начинает течь быстрее со всеми вытекающими последствиями.

3. Стресс обитания. Это, во-первых, многоквартирные дома, которые сами по себе являются источником скрытого стресса, связанного с ограничением пространства. Еще больше усугубляет этот скрытый стресс отрыв от земли в многоэтажных домах. Нахождение над землей на высоте большей, чем кроны деревьев ( 3-4-й этаж), нашим подсознанием воспринимается, как нечто неестественное. В-третьих, добавляется еще и “визуальное загрязнение” окружающей нас среды. Нас окружает сплошь искусственная среда. Добавьте сюда “загрязнение шумовое” и “вибрационное”, а также “тепловое”, “электромагнитное” и “химическое”. Все эти стрессовые факторы вызывают, так называемое, сенсорно-экологическое утомление, истощая нашу способность противостоять стрессу.

4. Пищевой стресс. Мы ежедневно запасаемся лишними калориями, откладывая их в запас, употребляем неестественные химические ингредиенты (консерванты, красители, следы удобрений и пестицидов), неоправданно большое количество сахара.

5. Информационный стресс. Информационное загрязнение жизненной среды. Задумайтесь, сколько ненужной информации вы воспринимаете за день. Добавьте сюда СМИ, рекламу, чужие телефонные разговоры, уличный шум.

6. Стресс общения ( микросоциальный), обусловленный чрезмерным, избыточным, вынужденным общением.

7. Социальный стресс. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Человек оказывается несвободен и от тех проблем, которые переживает общество.

8. Психологический стресс (внутриличностный, межличностный, семейный, профессиональный).

Вывод, который мы должны сделать для себя – со стрессом надо бороться, чтобы не допустить нервного срыва и серьезных заболеваний.

Телесные симптомы стресса – скачки артериального давления, сердцебиение, боли в области шеи и головы, сердца, живота, спины, нарушение глотания, комок в горле, нарушения зрения, приливы жара (озноба), нарушения стула, бессонница, сонливость, сексуальные проблемы.

Психологические симптомы стресса – беспокойство, тревога, депрессии, раздражительность, рассеянность, снижение концентрации внимания, дезорганизованность.

Если вы отметили у себя хотя бы один из перечисленных признаков, пришло время вмешаться в собственную жизнь – спокойно подумать, обсудить ситуацию (с близким человеком или со специалистом –психологом), выявить и устранить причины психофизического перенапряжения.

Способы борьбы со стрессом. Стрессовое состояние состоит из : времени, когда мы думаем о предстоящем событии, самого стресса и состояния после стресса ( постстресса). Психологи предлагают различные методы борьбы со стрессом на каждой стадии.

1. На 1-й стадии используется метод рационализации предстоящего события, когда нужно детально представить волнующее вас событие. В результате у вас снизится уровень неопределенности и как следствие снизится повышенный уровень эмоций. Используется также метод предельного усиления. Представьте себе различные варианты развития события, вплоть да самого неблагоприятного, подумайте, что вы будете делать.

2. Стрессовая ситуация. Следите за своим дыханием, старайтесь контролировать свои эмоции.

3. В постстрессовой ситуации нужно сделать все возможное, чтобы снизить негативные последствия стресса. Для этого используется:

— релаксация ( движение, ходьба, спорт, вкусная еда, расслабляющая ванна с успокаивающими травами и маслами, массаж, музыка, аутотренинг)

— переключение внимания ( смена деятельности).

— осознание главных целей в жизни, сравнение их и травмирующего вас события в масштабе мировых проблем.

— вербализация — проговаривание проблемы. В это время происходит как бы отчуждение стрессового события от вашего образа.

— визуализация проблемы. Мысленно поместите свою проблему в темную картинку, под фонарь. А теперь представьте, как падает снег и засыпает эту картинку хлопьями.

Существует огромное количество методик и способов релаксации, саморегуляции, медитации, аутотренинга, отреагирования негативных эмоций во вне ( от крика до проявления косвенной агрессивности), дыхательных упражнений, тренингов контроля над гневом, изменения мыслей и убеждений. Но это тема другой статьи. И не забывайте чередовать работу и отдых, не допускайте дисбаланса в какую-либо сторону – тогда у вас будет меньше стрессов.

www.b17.ru

Понятие о стрессе виды стрессов

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ СТРЕССА

1.1. Общие понятия о стрессе, стрессоре

Стресс (от англ. stress – давление, нажим, напор; гнет; нагрузка; напряжение) это интегральный неспецифический ответ организма на повреждающее действие, направленный на выживание организма за счет мобилизации и формирования защитных систем.

Пожалуй, не было в истории биологии и медицины столь популярного, вошедшего во все области знания понятия как стресс . Термин стресс восходит к области физики, где им определяют любое напряжение, давление или силу, прикладываемую к системе. В медицинскую практику этот термин впервые был введен выдающимся канадским ученым Гансом Селье (Hans Hugo Bruno Selye) (1907-1982). Как писал сам Селье: «я впервые наткнулся на идею стресса и общего адаптационного синдрома в 1925 году» (Селье, 1979). Каждую составляющую своего определения Селье пояснил так: общий – потому что к стрессу приводят факторы, которые, воздействуя на разные области организма, в итоге способны вызвать общую системную защиту; адаптационный – потому что это явление как бы закрепляется, приобретает характер привычки; синдром – потому что его отдельные проявления частично взаимозависимы (Дербенева, 1999). Позже (в 1931-1932г.) он назвал стресс неспецифической реакцией организма на любые раздражители. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса.

В целом различают биогенный (при инфицировании клеток патогенами и действии вредителей) и абиогенный (при действии неблагоприятных химических и физических факторов) виды стресса.

В медицине , физиологии , психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

Эустресс – данное понятие имеет два значения: «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс – негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. Наиболее тяжелой формой дистресса является шок (Гаркави, 1998; Элкин, 2006; Щербатых, 2007).

В состояние стресса организм переходит при действии повреждающего фактора. Такой сильно действующий фактор внешней среды, способный вызвать в организме повреждение или даже привести к смерти, называют стрессорным фактором, или стрессором. Стрессоры подразделяются на три основные группы: физические (недостаточная или избыточная влажность, освещенность, температура, радиоактивное излучение, механические воздействия, аноксия и т.д.), химические (соли, газы, ксенобиотики, промышленные отходы и т.д.), биологические (поражение возбудителями болезней или вредителями, конкуренция, отрицательное влияние животных) (Пахомова, 1999).

marsu.ru

Энциклопедия Животноводства

— Человечность определяется не по тому, как мы обращаемся с другими людьми. Человечность определяется по тому, как мы обращаемся с животными.
— Человек — царь природы. — Жаль, что звери об этом не знают — они неграмотные.

Домашние животноводство

Научный подход

ПОНЯТИЕ О СТРЕССЕ

Стресс-состояние неспецифического напряжения в животном организме, проявляющееся в ответ на действие неспецифическим факторов окружающей среды. Неспецифические или стрессовыеЯ эффекты действуют на весь организм или какую-либо часть его прямо или опосредованно через гипофиз и надпочечники.

Крайний перегрев, охлаждение или солнечное излучение могутЯ вызывать климатический стресс, недостаток корма или воды — голодный стресс, патогенные микроорганизмы или токсины внутренний стресс. Причина, вызвавшая стресс, называется стрессором. В последнее время принято называть все неблагоприятные явления, конфликтные ситуации и все виды недостаточности — стрессами.

Одной из наиболее характерных особенностей всех живых организмов является способность поддерживать постоянство внутренней среды (гомеостаз) вопреки изменениям во внешней среде. Стрессовая ситуация возникает тогда, когда отклонение настолько велико, что ставится под угрозу взаимная согласованность всей системы организма.

Изучение причин, порождающих стресс и способов их устранения в современном животноводстве, очень важно. Первоначально явление стресса Ганс Селье (1936 г.) назвал общим адаптационным синдромом. В развитии синдрома стресса различают три стадии. Первую стадию Селье оценивает как выражение общей тревоги организма во время внезапной встречи с опасностью. Он называет эту стадию реакцией тревоги. Вторая стадия наблюдается в том случае, если повреждающее воздействие было не очень сильным. Тогда возрастает резистентность организма животного. В более поздний период второй стадии вид и функция органов практически возвращается к норме. Ганс Селье назвал эту стадию стадией резистентности. Третья стадия наблюдается тогда, когда действие повреждающего агента продолжается дольше.

В этом случае после второй стадии животное утрачивает свою резистентность и синдром стресса переходит в третью стадию — в стадию истощения, которая обычно заканчивается гибелью животного. Таким образом, в зависимости от обстоятельств синдром адаптации может быть полезным или вредным для организма.

Стресс — совокупность физиологических реакций, которые подготавливают организм к борьбе или отступлению. Стрессоры — шум, холод, чрезмерное тепло, мышечная нагрузка, ранение, вынужденная неподвижность, перемещение из одного помещения в другое, введение новых технологических элементов, перевод в группу новых незнакомых животных при отъеме, перевозке.

Животные, отбираемые на высокую, часто одностороннюю продуктивность, предъявляют относительно высокие требования к выравненным условиям среды. Животные (высокопродуктивные), чересчур перегруженные продуктивностью, теряют способность создавать в случае необходимости защитный барьер и удерживать равновесие внутренней среды.

Очень важную роль в реакции тревоги играет центральная нервная система. Мозг с помощью специфических ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и др.) получает информацию и приводит в действие три системы:

2) висцеромоторную и

К соматомо-торным рефлексам относятся изменения мышечного тонуса и различные движения, обеспечивающие уклонение и защиту от вредоносных воздействий. К висцеромоторным рефлексам относятся активизация вегетативных центров, т. е. симпатической нервной системы и блуждающего нерва. Благодаря этому изменяется тонус гладкой мускулатуры, кровяное давление повышается, сокращение сердца ускоряется. Эндокринная система участвует в метаболических процессах. Стимуляция симпатической нервной системы ведет к высвобождению из мозгового вещества надпочечников адреналина и норадреналина. Адреналин первым мобилизует энергетические запасы глюкозы из печени путем расщепления содержащегося в ней гликогена. Одновременно он извлекает из жировой ткани свободные жирные кислоты. Глюкоза необходима для деятельности центральной нервной системы.

Во время тревожной фазы стресса одновременно со стимуляцией симпатической нервной системы и мозгового вещества надпочечников вводится вторая линия защиты.

Во время стресса сильно активизируется система: передняя доля гипофиза — кора надпочечников.

Ни один организм не может постоянно пребывать в состоянии тревоги. От адаптационных гормонов, регулирующих активность тканей, зависит, поддастся ли организм действию стрессовых факторов или благодаря адаптации успешно справится с ними. Если стрессор настолько сильный, что его постоянное действие несовместимо с жизнью, организм погибает в течение первых часов или дней реакции трезоги. Если животное переживет эту реакцию тревоги, то у него наступает состояние резистентности. Проявление этой второй фазы (резистентности) коренным образом отличается от первой (тревоги) и часто является полной противоположностью тех явлений, которые характеризуют реакцию тревоги. Если для реакции тревоги характерно сгущение крови, снижение уровня хлора и преобладание выведения веществ из тканей над удержанием, то в фазе резистентности кровь разжижается, повышается уровень хлора, преобладают процессы анаболизма, сопровождающиеся восстановлением нормальной массы тела.

Стресс, с которым не удается справиться организму, требует столько энергии, что временно установившееся равновесие вновь нарушается, и вся система расстраивается. У животного начинается третья стадия — состояние истощения, признаки которого во многом похожи на проявление стадии тревоги.

zhivotnovodstvo.net.ru

Стресс и его виды. Управление стрессом [11.05.13]

Вид работы: Реферат

Тема: Стресс и его виды. Управление стрессом

Дисциплина: Деловое общение

Скачивание: Бесплатно

Дата размещения: 11.05.13 в 20:14

Содержание

1. «Стресс» и его виды в конфликтной ситуации 2

2. Каковы способы предупреждения и управления стрессом. 7

3. Соотнесите понятия и их определения 10

Список литературы 13

1. «Стресс» и его виды в конфликтной ситуации

Сегодня понятие стресса приобрело особую актуальность, а умение справляться с ним превращается в насущную потребность. Но все ли мы хорошо владеем этим умением? А если заглянуть поглубже, то все ли мы правильно понимаем стресс, его природу, проявления, виды, его значение в жизни?

Термин стресс давно уже стал настолько распространённым, что у многих сложилось впечатление, что они хорошо в нём разбираются. Многим может казаться, что, когда слово знакомо, это значит, что они знают содержание соответствующего понятия. Именно об этом писал известный канадский ученый Г.Селье, основоположник теории стресса, в книге «Стресс без дистресса»: «Каждый человек ощущал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя хлопот выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседневное поведение или на характер наших мыслей по коренным жизненным вопросам».

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». Первый, кто ввел этот термин в научный оборот, был канадский физиолог ГансонСелье. В 1936 году разработал общую концепцию стресса.

По классическому определению Г. Селье, стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям [5].

Стрессы бывают двух видов:

  • Полезные стрессы (эустрессы);
  • Вредные стрессы (дистрессы).
  • Полезные стрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса. Например, чтобы утром подняться с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы работать продуктивно и с удовольствием, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина). Это состояние называется «реакцией пробуждения».

    Вредные стрессывозникают, когда напряжение достигает критической точки. Например, если недосып уже хронический. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».

    Основные виды вредного стресса

  • Психологический или эмоциональный стресс– состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс-факторов (информационной перегрузки, ситуации обиды, угрозы, неопределенности);
  • Физиологический (системный) стресс– состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания;
  • Кратковременный стресс — это самый естественный стресс. Он тесно связан с инстинктами, например, реакция на резкий звук, внезапное движение.Для этого вида стрессов характерна внезапность и быстрое прохождение всех стадий стресса. Как правило, действие такого стресса очень коротко и никакой опасности не представляет.
  • Хронический стресс – самый опасный вид стрессов. Хроническому стрессу человекподвержен постоянно.Опасен хронический стресс тем, что часто приводит к нервным срывам, депрессиям и суицидам. Так же хронический стресс тесно связан со страхами и фобиями.
  • Один и тот же раздражитель действует на людей не одинаково в зависимости от индивидуальности. Возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: от оценки им ситуации, сопоставления своих сил и особенностей с требуемым.

    Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна».Стресс — это состояние психофизиологического напряжения, совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. Стрессор — неблагоприятный фактор, вызывающий в организме состояние напряжения — стресс. Стрессорами, воздействующими на организм человека, могут быть — холод, голод, жажда, психические и физические травмы.Стрессоры могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными, т.е. формирующимися в самом организме). По природе стрессогенные раздражители могут быть самыми различными: физическими, биологическими, информационными, психогенными и эмоциогенными. Стрессор — это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства, то есть систему реакций человека, направленную на адаптацию.В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами, которые относятся к окружающей среде (токсины, жара, холод), имеют психологическую природу (снижение самооценки, депрессия), социологическую (безработица, смерть любимого человека) остальные — философского характера (использование времени, цели жизни).

    Все стрессоры можно примерно распределить по времени, требуемому на адаптацию:

    — повседневные неприятности (могут быть малыми или средними по негативной значимости) требуют минуты для адаптации;

    — критические жизненные события, травматические события, которые требуют качественной структурной реорганизации в структуре личности человека и сопровождаются не только кратковременными эмоциями, а стойкими аффективными реакциями; требуют больше времени на адаптацию, чем повседневные стрессоры;

    — хронические перегрузки – стрессор долго действует во времени: в результате всё время повторяющихся неприятностей семье, перегрузок на работе, или после серьёзных, субъективно-значимых событий.

    В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:

    1. Реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

    2. Фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

    3. Фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.

    Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и заболевания — соматические и невротические. Это связано с тем, что разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних реакция активная — при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»). К сожалению, не все мы умеем вовремя выйти из-под давления стрессора, не все умеем удерживать защитные силы организма от истощения. Не всегда помним, что цена поражения в борьбе со стрессом — болезнь.

    Таким образом, понимание природы стресса должно подтолкнуть к воду о том, что стремление избежать стрессов вообще – неверная стратегия поведения. Дело не только в том, что это практически невозможно, а в том, что значительно важнее то, что в фазе сопротивления источнику стресса организм человека устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности.

    2. Каковы способы предупреждения и управления стрессом.

    Для современного человека влияние технологиями управления стрессом является необходимым условием его эффективной деятельности, а особенно деятельности в новых для него областях.

    Как же все-таки можно управлять стрессом, с чем не хочется сталкиваться? Тем более что его невозможно избежать. Селье говорил, что стресса не бывает только у мертвых. Пока мы живем, к чему-то стремимся, чего-то достигаем — мы будем испытывать стресс. Он — вкус и аромат жизни. Стрессом нужно управлять — призывал этот выдающийся ученый, приводя методы управления стрессом.

    Чем сильнее стресс, испытываемый нами, тем менее чувствительны мы к его симптомам – пока стресс не достигает такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать. Многие люди, могут легко распознать причину стрессов путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых людей признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуациях стрессовые симптомы проявляются в форме психического или физического истощения.

    Для того чтобы управлять стрессом, необходимо выявить источник стресса в вашей жизни. Это не так просто, как кажется. Истинные источники стресса не всегда очевидны, и слишком легко упустить из виду собственные мысли, чувства и поведение, которые являются причиной стресса. Перечень причин стресса очень обширен. Вот, например, список общих факторов, вызывающих стресс:

    • Связанные с профессиональной деятельностью: отсутствие работы или желаемого карьерного роста, перегруженность обязанностями, конфликты с начальством и сотрудниками, необходимость смены работы, высокий (неадекватный) уровень притязаний относительно собственных способностей и знаний;
    • Трудности в общении: напряженные отношения с соседями, ссора с друзьями, разрыв с любимым человеком, безответная любовь (особенно актуально для подросткового и юношеского роста);
    • Семейные обстоятельства: развод, беспокойство за детей и супруга, смерть члена семьи, серьезные разногласия с супругом, измена;
    • Финансовые проблемы: отсутствие достаточных для существования средств, потеря части или всего имущества, долги;
    • Природные и техногенные катастрофы: наводнения, пожары, взрывы, цунами, землетрясения, террористические акты;
    • Преступное посягательство на личность человека: ограбление, избиение, изнасилование, вымогательство;
    • Тяжелая болезнь: особенно значимы болезни, угрожающие жизни или ее полноценности;
    • Ограничение или лишение свободы: тюремное заключение или нахождение под следствием;
    • Что нужно делать, чтобы справиться со стрессом:

    • Научиться приемам релаксации. Навыки релаксации, или расслабления, являются одним из наиболее эффективных средств борьбы со стрессом.
    • Не переживать своих проблем в одиночку. Держать проблему в себе, не обсуждая ее с близкими и друзьями, означает накапливать болезненное напряжение. Нужно найти человека, умеющего слушать и сопереживать.
    • Вести правильный образ жизни. Соблюдение режима дня, правильное питание и регулярные занятия спортом создают основу для нормальной работы организма. Людям, которые придерживаются принципов здорового образа жизни, гораздо легче справляться с повседневными проблемами и травмирующими воздействиями
    • Уметь развлекаться. Жизнь состоит не только из работы. Умение отдыхать так же необходимо, как и умение трудиться. Если у человека нет хобби, было бы совсем неплохо завести его.
    • Ставить перед собой реальные задачи.
    • Каждый нормальный человек стремится к лучшему. Но, как это ни печально, наши желания часто расходятся с возможностями. Достигнуть всего желаемого сложно, да и необязательно.
    • Избегать больших перемен. Стабильность является одним из основных условий нормального здоровья. Любые перемены, как плохие, так и хорошие, могут вызвать стрессовую реакцию, если они происходят слишком часто.
    • Непросто ответить на вопрос, кто из людей является «слабым», а кто «сильным». Конкретная стрессовая ситуация уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человек (его темпераментом, характером, стилем поведения). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых социальными, семейными, возрастными и прочими факторами.

      Таким образом, стрессовые ситуации часто возникают в жизни любого человека. На какие-то из них мы можем воздействовать, изменив ситуацию к лучшему, на какие-то — нет. Поэтому очень важно по возможности объективно оценить реальность и действовать там, где это необходимо, а там, где наши действия бесполезны, — просто принять ее как данность.

      3. Соотнесите понятия и их определения

      Аффект–кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

      Аффект, как и любой другой эмоциональный процесс, представляет собой психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности и отражает бессознательную субъективную оценку текущей ситуации. Его уникальными характеристиками являются кратковременность и высокая интенсивность, в сочетании с выраженными проявлениями в поведении и работе внутренних органов. Содержание и характер аффектов человека претерпевает значительное изменение под влиянием общества, и они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок и санкций. Аффект всегда возникает в ответ на уже сложившуюся ситуацию, мобилизуя организм и организуя поведение так, чтобы обеспечить быструю реакцию на нее.

      Пример аффекта: . Такое поведение П. вызвало у нее, Басанговой, сильное душевное волнение, что произошло дальше, она помнит смутно, пришла в себя во дворе дома от крика мужа. По его требованию она зашла в дом, где увидела лежавшую на диване П., на груди которой была видна кровь.

      Как поясняла Басангова, она не помнит обстоятельств, связанных с появлением у нее в руках ножа и нанесением ею ножевого ранения П. После случившегося у нее было сонное состояние, вялость, закрывались глаза.[6]

      Стресс – состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации, сил и энергии.

      Примеры стрессовых ситуаций очень различны, можно привести один из них. Например, неинтересная работа. Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим. Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс — на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе.

      Фрустрация – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности.

      Фрустрация — это негативное состояние человека, которое возникает в случае, если внезапно рушатся планы или не достигается ожидаемый результат. Фрустрация — это состояние, когда наши желания превышают наши возможности или вообще идут на разных параллелях. Надо заметить, что причиной наступления фрустрации могут быть не только преграды, появляющиеся при достижении цели, но и наша чрезмерная мотивированность на достижение определенного результата.

      Можно привести классический пример: синдром «отличницы», когда девушка в небольшом городке, первая во всем, самая умная в классе, с золотой медалью после школы, которая всегда была успешной и «впереди планеты всей», попадает в иные условия, например, приезжает в мегаполис, где таких «отличниц» в сто раз больше. И возникает ситуация, когда «отличница» уже не первая, есть более успешные люди, и она как бы «не дотягивает» до некого высокого уровня. Со своим шаблоном поведения «я добиваюсь своего» и с установкой, что она – лучше всех, при возникших неудачах, при условии низкой адаптационной способности и высокой значимости желания «быть первой», такая личность испытывает фрустрацию.

      Депрессия – эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд.

      Депрессия — болезненное психофизиологическое состояние, относящееся к классу невротических расстройств. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), депрессией в явной или скрытой форме страдает каждый 4-й житель планеты Земля.

      Пример депрессии. Наталья, 22 года, студентка престижного ВУЗа. Обратилась с жалобами на страх выйти из дома, сопровождающийся сердцебиением, ощущением нехватки воздуха, чувством жара. Из-за этого в течение нескольких месяцев испытывает плохое настроение, чувство полной безнадежности, тоски, снижение интереса к окружающему, потерю аппетита, утомляемость, трудность сосредоточения внимания и т.д. В ходе консультирования выяснилось, что причина указанных жалоб – комплекс неполноценности, которым она страдает уже в течение многих лет.

      Список литературы

      1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко [и др.]; Под ред. проф. В.Н. Лавриенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 г. – 279 с.
      2. Деловое общение. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов. – М.: ВЗФЭИ, 2007
      3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1999 – 284 с.
      4. Ратникова В.В. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2005. – 305 с.

      Не подходит Реферат? Вы можете заказать у наших партнеров написание любой учебной работы на любую тему.

      studrb.ru