Понятие умственной отсталости её формы и причины

Понятие умственной отсталости, ее формы и причины

Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики сегодня являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование психологических проблем, подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влиянием коррекционного обучения и воспитания.

Как известно, клиника интеллектуальных нарушений под умственной отсталостью понимает стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.

Причины возникновения умственной отсталости разнообразны. К ним относятся наследственные заболевания (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани, наследственные дегенеративные заболевания центральной нервной системы и др.), нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.).

Вызвать умственную отсталость могут различного рода патогенные (вредоносные) факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития.

В первую очередь к ним относятся внутриутробные инфекции: хронические — токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия и др., вирусные — краснуха, эпидемический паротит (свинка), корь, ветряная оспа, грипп и др. На более поздних сроках беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и возникновению у него внутриутробного энцефалита или менингоэнцефалита. Неблагоприятное воздействие на развитие мозга плода оказывают некоторые хронические болезни матери: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени. Применение лекарственных препаратов, которые противопоказаны к использованию в период беременности, может вызвать интоксикацию плода (некоторые антибиотики, ряд нейролептических и противосудорожных препаратов, гормоны, плодоизгоняющие средства). Пагубно сказываются на развитии плода курение, алкоголизм, наркомания родителей, неправильное питание матери, различные физические и психические травмы, перенесенные в период беременности, работа женщины на вредном производстве до беременности и в период беременности, неблагоприятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон в местности, где проживает беременная женщина. Иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющийся в виде гемолитической болезни новорожденных, также может быть причиной умственной отсталости.

В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга.

В период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит). Реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы, интоксикации (отравления).

Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора. Например, заболевание беременной женщины в первые три месяца беременности краснухой может быть причиной умственной отсталости будущего ребенка, при заболевании

в более поздние сроки нарушения будут менее выражены и могут привести к задержке психического, речевого развития.

Термин «умственная отсталость» является достаточно обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта, т. е. разные клинические формы интеллектуального недоразвития, как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию.

Олигофрения — стойкое недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза, текущего болезненного процесса при ней не наблюдается. В то время как деменция — это нарушение сформировавшегося интеллекта, которое может сопровождаться текущим нервно-психическим заболеванием. Олигофрения может быть обусловлена наследственными факторами, хромосомными аберрациями, экзогенными вредностями, действующими на разных этапах эмбриогенеза, последствиями поражения центральной нервной системы при родовом и раннем постнатальном периоде.

М. С. Певзнер, К. С. Лебединская утверждают, что «олигофрения — это один из видов аномального развития ребенка, сложный процесс, при котором нарушение развития в целом зависит от значения, занимаемого той или иной нарушенной функцией в общем психическом развитии ребенка, и от того, на каком этапе онтогенеза наступает нарушение».

При олигофрении наблюдается стойкое недоразвитие психики, проявляющееся не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Дети с олигофренией способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную часть умственно отсталых.

Меньшая по численности группа — лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет. В результате травм головного мозга, различных заболеваний (менингита, энцефалита, менингоэнцефалита) произошел распад уже сформировавшихся психических функций. Эти состояния называют деменцией.

Интеллектуальный дефект при деменции необратим. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления, речи.

Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость усугубляется, достигает тяжелой степени, появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом. Своевременное лечение позволяет затормозить прогрессирование заболевания.

studopedia.ru

Основные виды и формы умственной отсталости

Понятие умственная отсталость подразумевает группу состояний задержанного или неполного развития психики, проявляющегося интеллектуальной недостаточностью, врожденной или рано приобретенной в течение первых 3 лет жизни. Стадии умственной отсталости делятся на:

Для определения стадии психиатры тестируют детей на уровень IQ. В легкой степени у детей не проявляются выраженные нарушения в поведении. Отставание в психическом развитии у таких детей связано с интоксикацией или инфекцией, травмой, фенилкетонурией или другими хромосомными аномалиями.

Кроме классической классификации, выделяют типы умственной отсталости – пограничная и глубокая. К пограничному типу отсталости относят задержку психического развития. Такое состояние психики при определенных благоприятных условиях и адекватном лечении может прийти в норму.

Пограничная умственная отсталость

Пограничную отсталость практически невозможно выявить в детском возрасте. Дети в этом возрасте особенно не выделяются. Только после 5-го класса у ребенка могут возникать трудности в учебе (особенно точные науки). Современная школьная программа предъявляет уже с младших классов требования к абстрактному мышлению, что представляет сложности у детей с умственной отсталостью.

Ведущую роль в возникновении пограничного состояния отсталости играют погрешности в воспитании, неблагоприятная атмосфера в семье (алкоголизм, скандалы) или отсутствие таковой. В таких случаях врачи проводят дифференциальную диагностику задержку развития с врожденной умственной отсталостью.

В подростковом возрасте дети с пограничной отсталостью могут без проблем освоить бытовые навыки. Однако более сложные вещи, которые требуют логического мышления или тонкий юмор для них остаются сложной проблемой. Во время тестирования выявляют уровень IQ не выше 70-80 балов.

Виды умственной отсталости

При врожденной умственной отсталости развитие так и не достигает нормального уровня. В зависимости от тяжести отсталости, ребенок может оставаться на уровне развития трехлетнего ребенка или подростка 12 лет. Врожденную отсталость называют олигофренией.

Выделяют несколько видов умственной отсталости у детей. Одним из самых тяжелых видов с неблагоприятным прогнозом является идиотия. Дети от рождения практически не приспособлены к самостоятельной жизни. У них абсолютно нет способностей к обучению и освоению элементарных бытовых навыков. Такие дети не могут самостоятельно принимать пищу, не узнают родных и близких. Уровень IQ при тестировании не превышает 34 баллов.

К средней степени тяжести умственной отсталости относится имбецильность. Такие дети могут освоить элементарные бытовые навыки, могут общаться, несмотря на скудный словарный запас. У пациентов с имбецильностью не развита познавательная деятельность. Имбецилы привязаны к родителям и близким людям, могут проявлять сочувствие. Однако дети могут поддаваться и дурному влиянию окружающих. В неблагоприятных ситуациях могут вести себя асоциально.

К более развитым детям с умственной отсталостью относятся пациенты с дебильностью. При легкой степени дебильности дети практически не отличаются от нормальных сверстников. Ребенок может развиваться, однако имеет склонность к импульсивным поступкам. При обучении пациентов с дебильностью по специальным программам дети могут освоить профессию, работать, успешно адаптироваться к социальной жизни, вести домашнее хозяйство, пользоваться социальными службами (например, вызвать скорую помощь), контролировать свои поступки.

Почему у детей возникает умственная отсталость?

Основными причинами возникновения умственной отсталости считаются:

Недоразвитие мозга связано с вредными внутренними и внешними факторами. Риск родить ребенка с умственной отсталостью повышается, если мама, будучи беременной, переболела вирусными заболеваниями (краснуха, цитомегаловирус, сифилис, токсоплазмоз, листериоз). Некоторые эндокринные патологии также могут стать пусковым механизмом для патологических процессов в мозге ребенка.

Совет! Беременная женщина должна внимательно следить за течением беременности и наблюдаться у врача. Любая патология, которая грозит гипоксии плода, может привести к непоправимым последствиям для умственного развития малыша.

К факторам риска рождения детей с отсталостью относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • гемолитическая болезнь;
  • генетические заболевания (мутация хромосом);
  • нейроинфекции;
  • неблагоприятная обстановка в семье.
  • Важно! Врожденная умственная отсталость не является снижением психического развития вследствие психических болезней. Заболевание возникает вследствие первоначального недоразвития ЦНС.

    Клинические формы отсталости

    Выделяют основные формы умственной отсталости, которые обусловлены хромосомными мутациями. Могут возникать на фоне инфекций, вредного влияния излучений, химических веществ. На развитие хромосомных мутаций влияет возраст родителей, сахарный диабет у матери, неправильное развитие половых клеток у родителей. Малыш может родиться с такими патологиями:

  • болезнь Дауна;
  • синдром «ломкой хромосомы» (основная причина – недостаточное поступление в организм беременной женщины фоллиевой кислоты);
  • синдром Шершевского-Тернера;
  • синдром полисомии;
  • синдром Клайнфельтера;
  • синдром Прадер-Вилли;
  • идиопатическая гиперкальциемия (патология называется также синдромом «лицо эльфа»);
  • микроцефалия.
  • К формам отсталости относятся также деменции, которые возникают у людей с уже сформировавшейся психикой. Такая форма развивается у людей с дегенеративными процессами головного мозга (болезнь Альцгеймера), на фоне алкоголизма, наркомании, после нейоинфекций, психических заболеваний или травм. Выделяют и такие формы отсталости:

  • Астеническая. В большинстве случаев у детей легкая степень отсталости. Дети плохо овладевают новой информацией в школе, плохо осваивают речь и письмо, однако неплохо ориентируются в жизни. Возникает после перенесенных инфекционных заболеваний в первые годы жизни или после родовой травмы.
  • Стеническая. Дети плохо осваивают речь, имеют грубые нарушения памяти. Встречается чаще в случаях, когда ребенок родился от пожилых родителей или после угрожающих состояниях во время беременности (угроза выкидыша, гестоз).
  • Атоническая. Малыш не может сосредоточиться на чем-либо, проявляет двигательное возбуждение, беспокойный, недостаточно отзывчивый, раздражительный. Специальные программы помогают таким детям освоить учебные навыки. Возникают после инфекционных заболеваний матери в период вынашивания ребенка.
  • В заключении стоит отметить, что патология в каждом отдельном случае протекает по-разному. Клиническая картина зависит от степени поражения мозга, своевременной диагностики и адекватного лечения ребенка. Умственно отсталый ребенок в семье нуждается в постоянной поддержке и любви со стороны близких людей.

    golmozg.ru

    Понятие умственной отсталости: определение, симптомы, причины возникновения

    Дать верное определение понятию «умственная отсталость» (олигофрения, деменция) нелегко, но в общем, она представляет собой неполное развитие психики, сопровождающееся проявлением ярко выраженной интеллектуальной недостаточности, затруднениями или асоциальным развитием личности. Она является врожденным или приобретенным в детском возрасте комплексом патологических состояний. Характерно разнообразное течение этого заболевания, оно имеет разные степени выраженности. Излечиться от умственной недостаточности не представляется возможным. Автор понятий аменция, деменция и умственная отсталость — Филипп Пинель. Это французский психиатр, который жил еще в 17 веке.

    Понятие и признаки умственной отсталости

    Симптоматика умственной отсталости имеет различное течение в зависимости от степени выраженности и стадии развития. В медицине принято выделять несколько степеней заболевания. Согласно понятию «умственная отсталость» и ее классификации, патология подразделяется три степени в зависимости от способности больных к обучению и труду:

    1. Дебильность – легкая степень проявления заболевания. Степень выраженности недоразвития наиболее слабая. Страдающим заболеванием этой стадии свойственно отсутствие способности формирования сложного понятийного аппарата и замедление развития мышления абстрактного типа. Зачастую мысли таких больных возможны только лишь в упрощенной форме. В результате чего, индивид не имеет возможности целостного восприятия ситуации и внутренней сути событий.
    2. Умеренная степень умственной отсталости соответствует понятию «имбецильность». Больные лишены способности формировать понятие, для них доступно лишь формирование представления. Полностью отсутствует возможность абстрактного мышления и обобщения. Однако, несмотря на это, имбецилы сохраняют способность самообслуживания. Возможно и приучение их к легкому труду, такому как уборка в помещениях, фасовка и т.д. Запас слов, которым обладают такие больные, является ограниченным. Лишь речь элементарного характера доступна для их восприятия и понимания. В свою очередь, речь, которой они обладают, состоит исключительно из стандартных фраз, зачастую не включающих в себя прилагательных. Имбецилы имеют способность к адаптации только в той среде и обстановке, которая является для них привычной и стандартной. Для них свойственны такие черты как неряшливость, примитивные интересы, внушаемость.
    3. Наиболее глубокой и тяжелой из степеней задержки психического развития считается идиотизм. Больные, подверженные заболеванию этой фазы, лишены познавательной деятельности, способности реагировать на окружающую среду, в том числе на громкие звуки и яркий свет. Возможность приобретения каких бы то ни было навыков по самообслуживанию отсутствует. Для преимущественной части таких больных характерна пониженная степень чувствительности, выражение эмоций лишь примитивного характера, к которым чаще всего относится злость и гнев. Они лишены способности радоваться и смеяться, а также плакать. Двигательные реакции у них также примитивны, хаотичны и несогласованны.
    4. Раскрыл понятия умственной отсталости в психиатрии Филипп Пинель. Далее оно дополнялось советскими учеными.

      Причины умственной отсталости

      Изучение понятия причин и форм умственной отсталости ведется более 100 лет, однако зачастую, при рассмотрении индивидуального случая, невозможно определить конкретные факторы. Обширный спектр вредных воздействий может послужить причиной для возникновения нарушений психики и умственной отсталости.

      Внутренние причины

      К внутренним причинам по работам Ф. Пинеля (тот, кто ввел понятие «умственная отсталость») принято относить:

      1. Мутационные изменения в структуре хромосом. Изменения количественного набора и структуры хромосом являются распространенной причиной умственной отсталости. Проявление мутаций в течение жизни – естественный и постоянный процесс. Кроме того, мутации могут быть обусловлены вредным действием химических веществ (противоопухолевые препараты и др.) или воздействием физического характера (рентгеновские лучи, электромагнитные излучения). Также оказывать влияние на появление мутаций способны такие факторы, как наличие предрасположенности к нарушенному управлению клеточным делением на уровне генов, а также возраст родителей.
      2. Неблагоприятную, болезненную наследственность. К таким причинам относятся заболевания эндокринной системы либо дефекты процессов метаболизма. Причиной умственного отставания ребенка может послужить диабет матери. При содержании в крови матери фенилаланина, превышающем норму (фенилкетонурия), возникает фенилаланиновая эмбриопатия. Комплексные изменения в сперматозоидах и яйцеклетках, происходящие с начала их созревания до образования зиготы, свидетельствуют о том, что наступило перезревание половых клеток. Такие явления могут быть спровоцированы гормональным расстройством, но чаще всего увеличением продолжительности периода, проходящего между овуляцией и осуществлением оплодотворения яйцеклетки.

      Такие изменения также могут послужить причиной развития умственной отсталости. Показатель частоты рождаемости детей, имеющих трисомии 13, 18, 21, возрастает в зависимости от возраста родителей. В связи с чем, такой фактор как возраст родителей может спровоцировать развитие умственной отсталости. Такая возможность обусловлена старением, которому подвергаются половые клетки, а также возрастанием частоты мутаций, что могут быть вызваны сокращением активности ферментов, нарушением сопротивляемости хромосом ко вредным воздействиям, а также гормональными сбоями.

      Внешние причины (экзогенные)

      Дать определение понятию «умственная отсталость», «олигофрения» можно после ознакомление с причинами и симптомами данных патологий. Выделяется множество внешних факторов, способных оказывать воздействие на созревание плода, вызывая повреждения. Во время течения развития плода в утробе его ЦНС имеет особую чувствительность, в связи с чем возможны частые повреждения, в результате приводящие к психическому недоразвитию. Кроме того, нарушения развития психики ребенка могут быть обусловлены вредными воздействиями, оказывающими влияние на эмбрион внутриутробно (в пренатальном периоде), а также во время родов (в натальном периоде) и на ранних этапах постнатального периода.

      Воздействие в пренатальный период

      При возникновении умственной отсталости высокую степень важности имеет то, на каком моменте развития плода происходит поражение, насколько благополучно протекает его развитие, а также наличие тканей, не подвергнутых повреждениям, способных компенсировать повреждения, а также замедления развития, которые были спровоцированы инфекционным агентом.

      Чем ранее будет оказано вредное воздействие на эмбрион в I триместре, тем быстрее возникнут пороки развития, замирание беременности либо выкидыш. Наиболее распространенными причинами недоразвитой психики в пренатальный период становятся причины, приведенные ниже.

      Гипоксия плода имеет прочную связь с высокой вероятностью риска рождения ребенка с УО у матерей, которые страдают следующими тяжелыми заболеваниями:

      • сердечно-сосудистой системы;
      • печени;
      • щитовидной железы;
      • почек;
      • а также диабетом.
      • Такие болезненные состояния могут оказаться провоцирующим фактором для возникновения недоношенности ребенка либо проявления осложнений во время родов.

        Резус-конфликт

        Причиной возникновения умственной отсталости может послужить несовместимость факторов крови ABO либо несовместимости по Rh-фактору. Приблизительно каждая восьмая женщина не имеет в крови наличия Rh-фактора. Соответственно, ребенок получает риск пострадать от Rh-несовместимости, в случае, когда такой фактор присутствует в крови отца ребенка. Rh-позитивным плодом, получившим от отца данный фактор, производится выработка в крови беременной антител, при проникновении которых в кровоток ребенка, наступает разрушение эритроцитов.

        Эритробластоз, который возникает в результате этого, способен привести к нарушению развития ЦНС. Это, в свою очередь, в последствии способно проявляться в неврологических заболеваниях и умственной отсталости. Примерно у каждого 170-го младенца встречается эритробластоз.

        Множество инфекций имеют способность передаваться внутриутробным путем от матери к плоду. Но только малый процент из них приводит к наступлению умственной отсталости. Такие инфекции становятся причиной поражений центральной нервной системы эмбриона в 5% случаев при тяжелой степени УО и лишь в 1% случаев ее легкой степени.

        Среди микроорганизмов, способных вызывать умственную отсталость, наиболее распространены вирусы протозоа и спирохеты. Вирусы становятся возбудителем инфекционного поражения плода у 5% беременных. Попадая в организм матери, инфекция может не иметь внешних проявлений и признаков, но поражение плода все равно происходит, что может быть обусловлено недостатком кислорода, нарушениями питания или недостаточностью гемато-энцефалического барьера. Это, в свою очередь, делает центральную нервную систему плода средой, благоприятной для развития микроорганизмов.

        Основным механизмом повреждения нервной системы плода является недостаток кислорода (аноксия), приводящий к остановке деления клеток, результатом чего становится появление уродств или ограниченный рост органов. Еще одним фактором поражения плода является плацента, обеспечивающая для него барьер, через который невозможно пройти возбудителям множества острых инфекций. Эффективность такой защиты имеет разную степень при различных возбудителях вируса.

        Возбудители токсоплазмоза и сифилиса способны проникать через плацентарный барьер, а также достигать плод, попадая к нему из околоплодной жидкости. Сифилис, имеющий врожденный характер заболевания, также вызывает развитие УО плода. Мать, зараженная в период беременности, способна осуществлять передачу сифилитической спирохеты посредством плаценты. Спирохета проникает в плод лишь после 5-го месяца течения беременности.

        Снизить степень поражения плода позволяет прием антибиотиков. Антитела матери также оказывают эмбриону защиту от развития инфекций, но такой механизм имеет эффективность не во всех ситуациях. Имея иммунитет к какому-либо заболеванию, беременная женщина может передавать возбудитель инфекции эмбриону. Бактерии листерии способны обходить барьер, создаваемый плацентой и осуществлять поражение нервных тканей плода, что способно привести к менингоэнцефалиту, сопровождающемуся тяжелейшими органическими поражениями центральной нервной системы, либо к смерти эмбриона.

        Болезни матери

        Таким образом, такое заболевание как листериоз является еще одной причиной развития умственной отсталости в тяжелой форме. Отмечаются не частые случаи возникновения УО при врожденном заболевании плода туберкулезом. Возбудителем умственной отсталости может являться также и вирус гриппа в случае внутриутробного заражения.

        Заболевание матери краснухой в I триместре беременности приводит к риску возникновения у родившегося ребенка умственной отсталости с вероятностью до 20%. Инфекция слюнной железы, попадая к плоду от беременной женщины, способствует воспалению оболочек мозга и цитомегалии, последствиями чего становятся тяжелые заболевания эмбриона и даже его гибель. Также причиной умственной отсталости способны стать и другие инфекции. Так, при токсоплазмозе человек подвергается заражению одноклеточным микроорганизмом (токсоплазмой) путем употребления в пищу инфицированного мяса животных. Заболевание имеет низкую степень распространенности в качестве врожденной патологии у новорожденных детей. Инфицирование возможно как после рождения, так и до родов. До 10% детей, подвергшихся заболеванию, умирают по истечении 2 месяцев. Значительная часть младенцев, которые выжили, сталкиваются с многочисленными пороками развития и умственной отсталостью.

        Помимо вирусных и инфекционных заболеваний, поражающих плод, причинами, вызывающими УО, могут послужить различные химические вещества, оказывающие вредное воздействие на эмбрион и способствующие образованию интеллектуального дефекта ребенка в будущем. Любой из вредных факторов, например, лекарственные средства, свинец, алкоголь, способны привести к порокам развития плода и его гибели.

        Возможно губительное воздействие ядов на центральную нервную систему, которые не затрагивают уже развившиеся нормально органы. Препараты, оказывающие тератогенный эффект (нарушающие развитие эмбриона и приводящие к возникновению различных врожденных аномалий развития), включают в себя средства, направленные на подавление обмена веществ, разрушение клеток рака и пр. Вместе с этим, подобное действие способны оказывать некоторые средства контрацепции, ЛСД и злоупотребление курением.

        Также недостаток требуемых для организма беременной витаминов группы A, B, пантотеновой и фолиевой кислот, питательных веществ, способно поставить под угрозу развитие интеллектуальных способностей родившегося ребенка. Вредное действие, которое оказывают различные вещества, также различно:

      • Препараты, понижающие свертываемость крови могут стать причиной кровоизлияния в мозг и его повреждению.
      • Противомикробные препараты (сульфонамиды) приводят к повреждениям мозга из-за развития у ребенка желтухи.
      • Повреждения, нанесенные плоду тератогенными препаратами, имеют зависимость также от времени и способа воздействия определенного вещества. В силу генетического своеобразия каждого плода один агент способен вызывать разные по действию реакции.

        Помимо химических факторов, вредное воздействие на эмбрион с последующим возникновением умственной отсталости, способны оказывать факторы и физического происхождения. Так, причиной может послужить воздействие радиации на женщину в период беременности при каких-либо терапевтических, диагностических или иных облучениях рентгеном.

        Оказание тератогенного эффекта с последующим развитием УО имеет зависимость от протекающей стадии развития эмбриона, а также от мощности и дозы полученного облучения и его вида. Также роль играют индивидуальные особенности чувствительности плода. Возникновение пороков под воздействием облучения обусловлено нарушениями метаболических процессов и степени проницаемости клеточных мембран беременной, а также наличием прямых повреждений эмбриона.

        Пороки умственного развития могут быть вызваны путем механических воздействий, к которым относятся:

      • Излишнее давление матки на плод (при крупных миомах и маловодии).
      • Амниотические сращения.
      • Также возникновение пороков развития и умственной отсталости вероятно в случае эмоциональных стрессов в период беременности, имеющих острый или хронический характер.

        Воздействие в натальный период

        Кислородное голодание (гипоксия) плода нередко становится причиной умственной отсталости ребенка. Если процесс родов сопровождается недостаточностью кислорода, что может быть вызвано тяжелыми заболеваниями матери, наступает асфиксия плода. Зачастую ей сопутствуют родовые травмы в результате ягодичного или лицевого предлежания плода, переношенность либо недоношенность, затяжные или слишком быстрые роды.

        Воздействие в постнатальный период

        Наиболее распространенные причины отсталости умственного развития на первых годах жизни заключаются в следующих состояниях организма:

      • Тяжелая интоксикация;
      • Клиническая смерть;
      • Черепно-мозговые травмы;
      • Энцефалиты;
      • Тяжелое истощение организма.

      Социально-культурные факторы, в частности семья, имеют серьезное воздействие на развитие личности и интеллекта ребенка. Создание благоприятной атмосферы в семье является обязательным и крайне важным условием для необходимого развития когнитивных функций. Возникновение умственной отсталости возможно при отсутствии должного проявления социальных и психологических факторов. Наиболее подвержены влиянию частичной депривации дети, перенесшие в раннем возрасте множественные инфекционные заболевания и имеющие врожденные заболевания. Детям, которые перенесли травмы головного мозга, свойственна повышенная утомляемость при умственной нагрузке.

      Дать определение понятию «умственная отсталость» верно на все 100 % нельзя. Почему же? Дело в том, что множество факторов вызывает какие-либо другие проявления, которые влияют на расширение понятия умственная отсталость.

      fb.ru