Понятия имбецильность

Будьте всегда
в Настроении

Имбецилы — это кто такие? Определение понятия. Причины, симптомы и диагностика имбецильности

От Masterweb

Доступна после регистрации

Умственная отсталость представляет собой патологию, которая развивается у ребенка еще до рождения или в первые годы после появления на свет. Существует несколько форм олигофрении. Болезнь может быть легкой, умеренной и тяжелой. Имбецилы – это лица, у которых диагностирована средняя степень умственной отсталости. В статье идет речь о причинах данной патологии, ее признаках, диагностике и методах терапии.

Общая характеристика заболевания

Иногда люди используют в повседневной речи понятия, относящиеся к медицинской науке, но не совсем понимают их значения. Например, нередко в качестве оскорбления используется слово «имбецил». Так говорят об индивиде, который ведет себя нелепо, нарушает общепринятые нормы. Однако подобное понятие не совсем корректно употреблять в отношении людей, не имеющих отклонений в умственном развитии. Что обозначает имбецил? Так специалисты в области психиатрии называют людей с низким уровнем интеллекта, практически неспособных к обучению.

У лиц с этой патологией слабо развиты память и мышление, преобладают простые инстинкты. Вследствие очень ограниченного кругозора такие индивиды нередко попадают под влияние других людей. Понятие «имбецил», значение слова предполагает наличие диагноза, поставленного психиатром на основе обследования.

Факторы, провоцирующие развитие отклонения

Формирование патологии начинается еще в утробе матери. Иногда люди с этой болезнью имеют генетические дефекты (синдром Дауна или Ангельмана). Отклонение может развиться и в том случае, если беременная женщина была инфицирована краснухой, сифилисом, вирусом герпеса.

Нередко имбецилы – это дети, чьи матери подвержены пагубным пристрастиям (злоупотребляют спиртосодержащей продукцией, наркотическими веществами).

Еще одним фактором, способствующим развитию олигофрении, может стать большая доза облучения в период вынашивания плода.

Недостаток йода и витаминов в питании женщины тоже негативно сказывается на состоянии нервной системы малыша.

Патология возникает и после тяжелого родоразрешения, если у ребенка возник недостаток кислорода или механическое повреждение.

Так как имбецилы – это, как правило, лица, принадлежащие к неблагополучным слоям населения, можно утверждать, что дефицит общения и развивающих занятий в раннем возрасте способствует формированию отсталости.

Внешние проявления болезни

Людей с подобным отклонением распознать довольно просто. Они резко отличаются от здоровых индивидов.

Патология проявляется в выражении лица, которое кажется восковым. Имбецилы – это люди, у которых почти полностью отсутствует мимика. Мигание глаз очень редкое. Большинство пациентов с подобным диагнозом имеют дефекты черепной коробки, аномалии прикуса. Уши выглядят слишком оттопыренными. У таких больных наблюдаются расстройства моторики и нарушения двигательных функций. Они сгорблены, неуклюжи. При разговоре часто машут руками, мотают головой. Имбецилы – это люди с неопрятной внешностью. У них преобладают примитивные потребности. Пациенты с данной патологией отличаются повышенным сексуальным влечением, много едят.

Аномалии развития интеллекта

Нарушения умственной деятельности становятся заметны уже в раннем возрасте. Такой малыш поздно учится сидеть, стоять и ходить. Его движение отличаются неловкостью. В дальнейшем наблюдается отставание в овладении навыками самообслуживания. Ребенок не способен пользоваться посудой, одеваться, мыться. Он плохо осваивает речь. Разговаривают такие пациенты простыми фразами. Считают они только по пальцам. Характерные для имбецилов симптомы – это слабая способность к запоминанию информации, невозможность группировать предметы со сходными признаками.

Они не в состоянии воспроизвести содержание текста, рассказать стихотворение или ответить на вопрос о том, что общего есть у персика и яблока. Больные, однако, осваивают простые навыки счета, читают по слогам. Путем имитации можно научить этих пациентов выполнять несложные действия.

Особенности эмоциональной сферы

Такие люди отличаются неразвитой волей и повышенной внушаемостью. Вследствие этого они нередко попадают в компании наркоманов, совершают противоправные и асоциальные поступки. Что касается характера, некоторым пациентам присуще простодушие, веселость, другие отличаются агрессивностью и возбудимостью, третьи боязливы, пассивны и стеснительны. Такие люди очень привязаны к своим родственникам, называют их по именам.

На критику реагируют бурно, а похвалу воспринимают с большой радостью. Часто не способны узнать знакомых или членов семьи. При смене обстановки теряются и испытывают страх. Могут с удовольствием выполнять работу по хозяйству (уборка, мытье тарелок), однако если не контролировать таких больных, они быстро отвлекаются от дела. В связи с тем, что пациенты не способны обслуживать себя, они не проживают самостоятельно.

Выявление патологии

Для имбецилов диагностика предполагает выяснение следующих аспектов:

  • Была ли у будущей матери инфекция в период вынашивания плода? Принимала ли она наркотики? Употребляла ли спиртосодержащие напитки? Был ли дефицит питательных веществ?
  • С какого возраста стали проявляться признаки отклонения у малыша?
  • Насколько часто ребенок сталкивался с инфекционными недугами?
  • Каков был его рацион?
  • Также для выявления патологии используются разные виды томографий (компьютерная, магнитно-резонансная), оценка умственных возможностей при помощи беседы и специальных методик.

    Значение слова «имбецил» подразумевает отклонения в развитии мозга. Подобное состояние нельзя устранить полностью. Однако существуют средства для борьбы с его симптоматикой. В качестве способов терапии рекомендуются следующие типы лекарств:

  • Медикаменты, улучшающие деятельность мозга.
  • Препараты с седативным эффектом, которые применяют при вспышках гнева.
  • Лекарства из группы нейролептиков.
  • Детям с данным диагнозом требуется обучение в специализированных образовательных учреждениях или на дому по особым программам. Для них необходимы занятия с логопедами для усовершенствования речевых навыков.

    Также педагоги должны уделять внимание развитию социальных умений, психических процессов.

    Как предупредить появление нарушений у ребенка?

    Состояние младенца во многом определяется здоровьем будущей матери в период вынашивания плода. Чтобы обезопасить малыша от развития подобного отклонения, при беременности нужно соблюдать такие рекомендации:

    1. Регулярно приходить на консультацию к доктору.
    2. Исключить вредные пристрастия (употребление спиртосодержащей продукции, наркотических веществ и табака).
    3. Своевременно договориться со специалистом по поводу ведения беременности.
    4. Каждый день гулять на свежем воздухе.
    5. Хорошо высыпаться.
    6. Употреблять достаточное количество овощей, фруктов, зелени, отказаться от консервов, острых кушаний.
    7. Избегать применения щипцов в процессе родов.
    8. www.nastroy.net

      Имбецильность — умственная отсталость (олигофрения) средней степени тяжести, которая носит врожденный характер или развивается в первые годы жизни. При имбецильности наблюдаются внешние признаки недоразвития интеллекта, отставание в физическом развитии, примитивность речи, проблемы с памятью, низкая способность к обучению (уровень IQ — 25 — 50). У детей с данным отклонением усилены бессознательные инстинкты, ограничен кругозор, повышена внушаемость, а мышление последовательно, но отличается примитивностью. Лица, страдающие имбецильностью, не способны проживать самостоятельно, но могут обучаться элементам самообслуживания. Нарушения в течение жизни не прогрессируют и частично могут корректироваться.

      Содержание

      Общие сведения

      К умственной отсталости (олигофрении) относят группу различных патологических состояний, которые возникли по причине органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (период внутриутробного развития и до 3-х лет). Разные по клинике и происхождению состояния объединяет врожденное недоразвитие психики, основным проявлением которого является интеллектуальная недостаточность.

      Первое известное описание врожденного слабоумия и выделение его разновидностей в зависимости от степени глубины нарушений принадлежит Дюфуру и датируется 1770 годом.
      В 1806 г. Пинель определил врожденное слабоумие как «более или менее абсолютное нарушение функций разума и/или чувства», и предположил, что это состояние является формой сумасшествия.

      Критерии разграничения умственной отсталости в 1820 рассматривал Жан-Этьен Доминик Эскироль, описавший идиотию как отдельное состояние и разделивший ее на три степени в зависимости от выраженности нарушений речи.

      Легкую форму идиотии Эскироль назвал имбецилизмом. Хотя этот термин использовали и до Эскироля, именно он закрепил данный термин за умственной отсталостью средней степени тяжести (до Эскироля имбецилизмом называли любое проявление идиотии или клинической группы слабоумия, которая соответствует современному пониманию деменции).

      Характеристика идиотии и ее степеней была дана во втором томе первого научного руководства по психиатрии «О душевных болезнях», которое Эскироль издал в 1838 г.

      Эскироль не пробовал работать с больными детьми, считая попытки их обучения пустой тратой времени. При этом в 1837 году Э. Сеген, ученик Эскироля, по поручению учителя занялся индивидуальным воспитанием идиота, используя опыт французского врача Итара, воспитывавшего «Аверонского дикаря» (мальчика, изолированного от человеческого общества до 12 лет). Поскольку Сегену удалось добиться значительных успехов в обучении больного некоторым навыкам, Эскироль порекомендовал Сегену исследовать группу слабоумных детей, которые находились в психиатрической лечебнице в Биссетре.

      В XIX веке благодаря трудам С. С. Корсакова, Д. Н. Зернова, W. Griesinger и др.было установлено, что самой распространенной причиной «идиотизма» является раннее поражение мозга. И. П. Мержеевский (1871 г.), изучавший случаи микроцефалии, считал, что идиотия возникает в результате перенесенных заболеваний.

      В начале XX века для выявления олигофрении стали использовать шкалы оценки интеллекта, однако тесты Бине-Симона и их разновидности оказались неэффективными для изучения олигофрении, поскольку врожденное слабоумие охватывает личность целиком, а на коэффициент интеллекта может влиять соматическая ослабленность или неблагоприятные условия жизни.

      В 1935 г. Л. С. Выготский сформулировал концепцию психологических особенностей умственной отсталости. Он полагал, что олигофрения (в том числе и олигофрения в стадии имбецильности) характеризуется в первую очередь недоразвитием абстрактного мышления.

      К концу XX века было выявлено и описано множество наследственных синдромов, которые сочетаются с умственной отсталостью (синдром Сотоса, Прадера-Вилли и др.), благодаря чему терапевтические возможности значительно расширились. В настоящее время успешно лечится имбецильность, вызванная токсоплазмозом, фенилкетонурией и др.

      Олигофрения в степени имбецильности выявляется в 20 % от всех случаев умственной отсталости.
      В середине XX века общее количество выявленной в разных странах умственной отсталости составляло около 1% от всей популяции (по исследованиям A. Kushlick (1968); J. Tizard (1953); L. Wing (1970)). ВОЗ в то же время указывала, что число лиц с умственной отсталостью составляет 1-3 %.

      Количество лиц с умственной отсталостью постоянно растет (в основном увеличивается число лиц с легкой степенью умственной отсталости). По данным А. А. Свинцова и И. В. Мотора (1995 г.), число детей-инвалидов за 15 лет увеличилось в 4,8 раза (легкая умственная отсталость выявлена у 32,9%, а тяжелая и глубокая – у 67,1%).

      Разница в соотношении мужского и женского пола в младенческом возрасте минимальна, но уже в дошкольном возрасте преобладают лица мужского пола (1,5:1 и выше).

      Согласно международной классификации болезней, выделяется:

    9. Выраженная имбецильность, для которой характерны резко выраженные неврологические, психические, интеллектуальные и личностные проявления, а имеющиеся сопутствующие дефекты указывают на наличие аномального развития нервной системы или ее клинически значимого повреждения. IQ в большинстве случаев находится в пределах от 20 до 34. У больных отсутствует понимание причинно-следственных связей, абстрактных представлений и ценностей, запас слов и понятий очень ограничен, представления о числах, времени и пространстве неполноценны.
    10. Умеренная имбецильность, при которой органические неврологические проявления, нарушения в когнитивной и личностной сфере менее выражены, а IQ находится в пределах от 35 до 49. Мышление ситуационное и предметно-конкретное, способность к образованию отвлеченных понятий ограничена, речь отличается косноязычием и аграмматизмом, а эмоциональная сфера – бедностью. Темпы психического развития замедленны, присутствует незначительная моторная недостаточность и разнообразные неврологические симптомы (парезы, поражение некоторых черепно-мозговых нервов, нарушения чувствительности). Возможно наличие аутизма и эпилепсии.
    11. Причины развития

      Имбецильность у ребенка может быть вызвана:

    12. наследственными заболеваниями;
    13. воздействиями повреждающих факторов, которые влияют на плод через организм матери;
    14. инфекционными заболеваниями матери на протяжении беременности;
    15. грубым нарушением диеты беременной (отказ от мяса без компенсации необходимых веществ и т.д.);
    16. недостатком йода в организме беременной или в рационе ребенка в раннем возрасте (от новорожденности до 2-3 лет);
    17. травмами головного мозга ребенка в процессе родов (внутричерепная родовая травма, асфиксия плода и новорожденного);
    18. недостаточным общением с ребенком на протяжении первых лет жизни.
    19. К наследственным заболеваниям, вызывающим имбецильность, относят:

    20. Фенилкетонурию (болезнь Феллинга), при которой в результате нарушения обмена фенилаланина образовавшиеся промежуточные продукты обмена веществ оказывают токсическое влияние на нервную систему ребенка. Слабоумие при данном заболевании носит прогрессирующий характер (к 3-4 годам достигает тяжелой формы). Сопровождается диспластическими нарушениями, гиперкинезами, незначительной микроцефалией, наличием мышиного запаха и др. симптомами.
    21. Хромосомные нарушения, среди которых наиболее распространенными являются связанный с трисомией 21 хромосомы синдром Дауна (встречается с частотой 1:500), трисомия-Х у девочек и синдром дубль-Y у мальчиков (1:1000), возникающий при нарушении числа половых хромосом (от 47 до 49) синдром Клайнфелтера у мальчиков (1:1400) и вызванный отсутствием одной хромосомы синдром Шерешевского-Тернера (1:3300) у девочек, обусловленный отсутствием фрагмента 5-й хромосомы синдром «кошачьего крика» (1:4000), возникающий при трисомии 18-й хромосомы синдром Эдвардса (1:6800) и обусловленный трисомией 13-й хромосомы синдром Патау (1:7600).
    22. Среди инфекционных заболеваний беременных, способных привести к развитию имбецильности у ребенка, выделяют:

    23. Токсикоз беременных, который возникает в связи с беременностью и проходит в раннем послеродовом периоде. Вызывающие заболевание токсические вещества до настоящего времени не выявлены, но известно, что при токсикозе поражается плацента и плодное яйцо. На развитие токсикоза оказывают влияние хронические заболевания матери, употребление алкоголя, никотина или наркотиков, стрессы и др. негативные факторы.
    24. Энцефалиты (воспаления головного мозга). Энцефалит может быть клещевым (вирус проникает в ткани мозга на 2 — 3 сутки после укуса клеща), вирусным, коревым, поствакцинальным (развивается под влиянием аутоиммунных механизмов, которые реагируют на введение вакцин АКДС, АДС и антирабических прививок).
    25. Цитомегаловирусную инфекцию, передающуюся после пубертатного периода в большинстве случаев половым путем и протекающую у беременных под «маской» ОРВИ. Особенно опасна первичная инфекция, при которой вирус легко передается трансплацентарным путем плоду.
    26. Сифилис, при котором заразившиеся через плаценту дети в результате поражения мозга, печени и других органов часто недоразвиты как умственно, так и физически.
    27. Краснуху, которая в большинстве случаев передается от матери плоду (чем меньше срок беременности, тем больше вероятность заражения и нарушений развития плода).
    28. Токсоплазмоз и др.
    29. К повреждающим факторам, вызывающим имбецильность, относятся:

    30. алкоголь, вызывающий необратимые изменения еще не сформировавшегося головного мозга и других органов и систем;
    31. никотин, тормозящий маточно-плацентарное кровообращение и вызывающий кислородное голодание мозга;
    32. наркотические вещества, оказывающие токсическое влияние на организм плода;
    33. ионизирующее излучение;
    34. бытовые токсины.
    35. Причиной имбецильности может также быть возникающая при резус-несовместимости крови матери и плода гемолитическая болезнь новорожденных, гиперфункция коры надпочечников (синдром Иценко-Кушинга), возникающее при гипофункции щитовидной железы низкое содержание ее гормонов (синдром гипотиреоза), повышенное содержание в крови гормонов щитовидной железы (синдром гипертиреоза).

      Важную роль в патогенезе имбецильности играет период онтогенеза, в котором на развивающийся мозг воздействует патогенный фактор. Различные патогенные факторы способны вызывать на определенном этапе онтогенеза однотипные изменения в мозгу.

      75% от всех случаев умственной отсталости развиваются при внутриутробном поражении.

      На развитие имбецильности оказывает влияние локализация патогенного фактора, обширность поражения и сопротивляемость организма ребенка.

      Признаки имбецильности включают:

    36. выраженную неврологическую симптоматику (наличие параличей, парезов, нарушений различных видов чувствительности, поражений черепно-мозговых нервов, выпадений корковых центров различных анализаторных систем);
    37. многочисленные физические дефекты (в зависимости от причины развития имбецильности может наблюдаться неправильный рост зубов, заячья губа и др.);
    38. проявления простейших рефлекторных актов;
    39. отставание в физическом и умственном развитии;
    40. недоразвитие речи (произносят только простые короткие фразы, не понимают сложную по смыслу речь, не способны к полноценной развернутой речи, испытывают трудности при восприятии или порождении предложений);
    41. недоразвитие памяти (с трудом запоминают короткие отрывки стихотворения и др.);
    42. неспособность к абстрактному мышлению (при обучении могут освоить примитивный счет, научиться различать предметы, но не способны связывать предметы и явления в одну смысловую группу);
    43. подчиняемость, повышенную внушаемость, часто приводящую к асоциальному поведению;
    44. недоразвитие воли (задание выполняется только под постоянным контролем, а при отсутствии контроля больной быстро отвлекается);
    45. вспышки агрессивности и другие эмоциональные нарушения;
    46. способность выполнять только несложные действия, что вызывает некоторые трудности при самообслуживании.
    47. Лица, страдающие имбецильностью, обычно самостоятельно едят, занимаются несложной работой по дому, опрятны. При должном обучении некоторые из них усваивают элементарные знания (могут читать по слогам и считать деньги и предметы).

      Перемена обстановки вызывает у больных своеобразную негативную реакцию.

    48. анализ анамнеза заболевания (в каком возрасте стали заметны признаки имбецильности и т.д.), изучение истории беременности;
    49. осмотр психиатром, который включает оценку интеллектуальных способностей пациента в процессе беседы (развитие речи и уровень социальной адаптации, наличие привязанностей) и при помощи специальных шкал и тестов;
    50. ЭЭГ, позволяющую выявить нарушения активности головного мозга;
    51. КТ и МРТ головы, которые позволяют выявить признаки повреждения мозга.
    52. Лечение имбецильности в большинстве случаев сугубо симптоматическое. Лечащий врач в зависимости от симптоматики назначает прием:

    53. нейролептиков, психостимуляторов или транквилизаторов;
    54. ноотропных препаратов и витаминов, улучшающих кровоснабжение мозга;
    55. противосудорожных препаратов;
    56. соответствующих гормонов при наличии эндокринных нарушений (йодсодержащих гормонов при гипотиреозе);
    57. сульфата магния или лазикса при необходимости дегидратации.
    58. При гемолитической болезни новорожденных проводят снижающее тяжесть поражения нервной системы обменное переливание крови, а при фенилкетонурии назначается диета с ограничением фенилаланина.

      Имбецильность требует занятий с логопедом для коррекции речи, желательно посещение дефектолога.

      Обязательно правильное воспитание, позволяющее привить больным навыки самообслуживания.

      Профилактика

    59. регулярное посещение беременной женщиной акушера-гинеколога;
    60. проведение раннего генетического (скринингового) исследования;
    61. отказ от вредных привычек и правильный режим дня;
    62. сбалансированное питание беременной и ребенка в первые годы жизни.
    63. liqmed.ru

      Имбецильность

      Толковый словарь психиатрических терминов . В. М. Блейхер, И. В. Крук . 1995 .

      Смотреть что такое «Имбецильность» в других словарях:

      имбецильность — олигофрения, слабоумие Словарь русских синонимов. имбецильность сущ., кол во синонимов: 2 • олигофрения (9) • … Словарь синонимов

      Имбецильность — Термин, характеризующий умственно неполноценного субъекта, уровень интеллекта которого занимает промежуточное положение между тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008 … Большая психологическая энциклопедия

      ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ — (от латинского imbecillus слабый), средняя степень задержки психического развития (олигофрении). У больных имбецильностью скудный словарный запас, их не удается обучить счету и чтению; можно привить элементарные трудовые навыки … Современная энциклопедия

      ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ — (от лат. imbecillus слабый) средняя степень задержки психического развития олигофрении: словарный запас скудный, больных не удается обучить счету и чтению, можно привить элементарные трудовые навыки … Большой Энциклопедический словарь

      имбецильность — (от лат. imbecillus слабый), средняя степень задержки психического развития олигофрении: словарный запас скудный, больных не удаётся обучить счёту и чтению, можно привить элементарные трудовые навыки. * * * ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ (от лат.… … Энциклопедический словарь

      Имбецильность — Умственная отсталость умеренная; Умственная отсталость тяжелая МКБ 10 F71.71.,F72.72. Имбецильность (от лат. imbecillus слабый, немощный) средняя степень … Википедия

      имбецильность — (лат. imbecillus слабый, немощный) средней тяжести форма врожденного психического недоразвития олигофрении ср. идиотия, дебильность). Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. имбецильность [ OK

      psychiatry.academic.ru

      Имбецильность (олигофрения умеренной степени)

      Имбецильность – одна из форм олигофрении, иначе именуемой слабоумием. Основными ее характеристиками будут являться такие отклонения в умственном и психическом становлении человека, как затрудненность запоминания, усвоения речи, слаборазвитость обучения, эмоциональная незрелость.

      Встречается подобная патология довольно редко. Доля больных не превышает четырех случаев на каждые 10 000 населения. Такие люди требуют постоянного внешнего контроля, ухода и адекватного воспитания.

      Основные причины возникновения

      Имбецильность у детей – это в подавляющем большинстве случаев результат воздействия внешних агрессивных факторов на формирующийся внутриутробно плод. Появление на свет малыша с подобными отклонениями в развитии – неприятный «сюрприз», о котором женщина даже не подозревает во время беременности.

      Более того, сразу после рождения патология может быть не диагностированной, а ее признаки станут заметными только после того, как ребенок начнет расти, должен будет развиваться в психоэмоциональном плане, но начнет заметно отставать в своем развитии от ровесников.

      Специалистами выделяются следующие основные причины имбецильности:

      Пренатальные – деструктивное воздействие на малыша, находящегося в животике у мамы:

      • нескорректированное питание;
      • радиация;
      • индивидуальные негативные привычки;
      • эндокринные патологии;
      • проникновение химических веществ – трудовая деятельность на вредных производствах;
      • прием отдельных подгрупп медикаментов.

      Перинатальные – травмирование ребенка непосредственно в момент прохождения по родовым путям:

    64. аноксия и гипоксия (когда ребенок столкнется с длительной нехваткой кислорода);
    65. мозговые кровоизлияния;
    66. травмы черепа.
    67. Постнатальные – различные инфекционные заболевания, перенесенные малышом после его появления на свет в первые месяцы и годы жизни:

      Олигофрения в стадии имбецильности может формироваться у детей и по иным причинам. К примеру, отдельными специалистами провоцирующими факторами рассматривается резус-конфликт матери и плода, хромосомные и генные аномалии. Установить истинную первопричину – это задача педиатра, невропатолога, а иногда и генетика.

      Симптоматика

      Больные могут быть не только добродушными и застенчивыми, но и агрессивными, и даже злобными. Их поведенческие реакции также отличаются двоякостью – одни дети апатичны или равнодушны, иные же чрезвычайно подвижны.

      Основные симптомы имбецильности, позволяющие заподозрить патологию:

    68. малыш поздно начинает говорить, говорит плохо, словарный запас очень маленький а чтение и вовсе не в состоянии освоить;
    69. способность к счету ограничивается пальцами одной руки, ребенок не в состоянии освоить простейшие математические действия;
    70. отстает и физическое развитие – ребенок долго ползает, поздно начинает ходить, движения отличаются нескоординированностью, неуклюжестью;
    71. существенные трудности в самообслуживании – дети способны выполнять самые элементарные действия, к примеру, держать кружку, ложку, но в дальнейшем не овладевают навыками приготовления пищи, приобретения продуктов, застегиванием сложных вещей гардероба (не стоит путать с инфантильностью, когда ребенок может все выполнять самостоятельно, но не желает этого делать);
    72. наблюдается существенное недоразвитие речи – построение исключительно простых коротких фраз, понимание сложных предложений им недоступно;
    73. умственная отсталость в степени имбецильности предполагает, что процессы памяти и мышления у человека остаются на уровне шестилетнего ребенка – абстрактность и творчество им недоступны;
    74. высокая подчиняемость, внушаемость – этим зачастую пользуются асоциальные личности, привлекая имбецилов в криминальные группировки.
    75. Распознать признаки имбецильности и провести дифференциальную диагностику с симптомами дебильности порою бывает затруднительно. Именно для этих целей необходимо, чтобы ребенок был консультировать психиатром и психологом.

      Степени выраженности заболевания

      Олигофрения в степени имбецильности имеет свою градацию – согласно проведенной оценке интеллектуального развития человека по специальным шкалам. Это помогает понять, насколько ребенок сможет адаптироваться к социуму, определиться с группой инвалидности, потребностью в постоянной посторонней помощи.

      Так, тяжелая имбецильность предполагает глубокие нарушения интеллектуального развития. У некоторых пациентов интеллектуальный дефект сочетается с проявлениями кретинизма. Малыш не в состоянии выполнять даже простейшие манипуляции по уходу за собой – не умывается, самостоятельно не причесывается, практически не говорит и не ходит. Его невозможно научить каким-либо социальным навыкам, чтению, счету. Это глубокий инвалид, которому требуется постоянный контроль и посторонний уход.

      Характеристика имбецильности средней степени предполагает, что ребенок в состоянии понимать обращенную к нему речь, но доступно выражать свои собственные желания и мысли не может. Память, внимание, волевые качества остаются на уровне двух – трехлетнего малыша. Мышление крайне медленное, конкретное. Однако, эмоции у них выражены намного лучше – они реагируют на похвалу и порицание. Но крайне внушаемы и инертны. Поэтому также нуждаются в постоянном уходе и наблюдении.

      Имбецильность легкой степени характеризуется более высокой интеллектуальной развитостью – примерно, как у 7–8-летнего ребенка. Больные в состоянии отвечать связными простыми предложениями. Общее мышление последовательное, но не терпит отвлечений, требует высокой концентрации внимания, конкретно-ситуационный характер мышления сохраняется. Абстрактное мышление для таких детей и взрослых не доступно. Запас познаний узкий, что не мешает им обучиться простой подсобной профессии, где действия выполняются по шаблону.

      Умственная отсталость более тяжелой степени, чем имбецильность — идиотия, более подробно о ее проявлениях, диагностике и лечении вы можете прочитать в этой статье.

      Диагностика

      Диагноз имбецильность – это результат большой работы, проделанной специалистом с целью дифференциального разграничения множества заболеваний, симптоматика которых укладывается в понятие «интеллектуальное недоразвитие».

      Для подтверждения либо опровержения диагноза олигофрения необходимо проведение следующих обследований:

    76. тщательный сбор анамнеза у матери ребенка – течение беременности, присутствие повреждающих внешних, внутренних факторов;
    77. оценка умственных способностей малыша с опорой на специальные тесты и шкалы;
    78. скрининговое исследование – для определения генетической предрасположенности к имбецильности;
    79. КТ, МРТ головного мозга – топографическое исключение его повреждения;
    80. ангиография – диагностика сосудистых заболеваний мозга;
    81. ЭЭГ – выявляет функциональные сбои в деятельности мозговых структур.
    82. Только после получения информации от всех вышеописанных лабораторных, а также инструментальных исследований, специалист получает возможность выставить адекватный и полноценный диагноз, определиться с лечебными, реабилитационными мероприятиями.

      Тактика лечения

      Эффективных методик и способов медикаментозного либо инструментального воздействия – лечение имбецильности, на сегодняшний момент не разработано. Условно тактика ведения больных подразделяется на специфическую и симптоматическую.

      Симптоматическая фармакотерапия олигофрении умеренной степени подразумевает использование препаратов, корректирующих деятельность головного мозга, а это:

    83. психостимуляторы;
    84. нейролептики;
    85. транквилизаторы;
    86. седативные;
    87. противосудорожные;
    88. ноотропные;
    89. витамины.
    90. Оптимальные схемы симптоматической терапии имбецильности подбираются специалистом исключительно в индивидуальном порядке – исходя из степени выраженности интеллектуального недоразвития человека, а также иных сопутствующих симптомов.

      Только при условии интенсивного психолого-педагогического сопровождения возможны частичная коррекция интеллектуальных дефектов, а также привитие элементарных навыков самообслуживания и обучение простейшим трудовым манипуляциям. Благоприятная обстановка на протяжении жизни помогает им ощущать себя максимально комфортно.

      Прогноз и меры профилактики

      При легкой степени умственного недоразвития прогноз вполне благоприятный. Обучение по специальной программе и постоянное психолого-педагогическое сопровождение ребенка позволяет ему адаптироваться в обществе. Тогда как глубокая имбецильность не позволяет говорить о возможности положительной динамики в состоянии человека. В этом случае постоянный уход и специализированная медицинская помощь требуются на протяжении всей жизни людей.

      Профилактические мероприятия по предупреждению формирования олигофрении в стадии имбецильности сводятся к охране плода и беременной женщины:

      • ведение всех этапов формирования ребенка согласно существующим стандартам оказания медицинской помощи;
      • раннее скрининговое исследование;
      • своевременное выявление и лечение заболеваний, способных отразиться на формировании головного мозга;
      • организация адаптационных и реабилитационных мероприятий после появления малыша на свет.
      • Только всесторонние совместные усиления, как со стороны самой будущей матери – ее стремление к здоровому образу жизни, так и со стороны медицинских сотрудников – акушеров, терапевтов, невропатологов, помогают снизить риск появления ребенка с интеллектуальным недоразвитием. Ведь профилактика – это наилучший метод лечения любого заболевания.

        psi-doctor.ru