Последствия стресса для ребенка

Последствия стресса у ребенка

Не секрет, что стресс испытывает даже плод, находясь в утробе матери. Если после рождения малыша у матери пропало молоко, или ей пришлось на 2 недели и более оставить новорождённого по какой-либо причине, то такая психологическая травма для ребёнка в более старшем возрасте может обернуться страхом бедности, страхом голода, страхом лишения эмоциональной поддержки. В качестве последствий детских стрессов у взрослого человека могут возникнуть страхи, повышенная тревожность, мнительность, депрессия. 1

Последствия детских стрессов во взрослой жизни 2

Если трёхлетний малыш, стремясь к независимости от близкого окружения, пытается открыть для себя внешний мир, а этот внешний мир встречает его враждебно (например, злая воспитательница в детском саду, агрессивные сверстники), то став взрослым, такой индивид может испытывать страх сепарации, страх менять привычное, страх уйти с работы, страх расстаться с супругом («а вдруг будет ещё хуже?») и т.д. И как последствия стрессовых ситуаций у ребенка могут быть нервные срывы 3 , депрессия, неуверенность в себе, эмоциональная зависимость.

Если ребёнок постоянно вербально или не вербально получает от родителей предписания «ты не такой», «ты всё делаешь не так, делай как я сказал», «ты ещё маленький, ты не справишься», то последствиями стрессов в более старшем возрасте могут стать страх самостоятельности, страх ошибиться, сильная эмоциональная зависимость от мнения родителей, постоянное чувство вины из-за того, что «я не оправдываю ожидания родителей». Или наоборот, может продуцироваться агрессивность, как защита слабой части личности, а последствия депрессии и стресса будут проявляться в виде раздражительности по любому поводу.

Так происходит, потому что психологические травмы, как результаты частых стрессовых ситуаций, приводят к глубокой фиксации негативных эмоциональных состояний, таких как обида, гнев, страх, депрессия, тревога, чувство вины, печаль, горе, утрата. Со временем эти негативные эмоциональные состояния становятся хроническими, поэтому очень важно вовремя отследить у ребенка или подростка признаки и симптомы нервных срывов и стрессов и принять соответствующие меры, так как бороться с их последствиями в будущем обычно намного сложнее.

1. Под депрессией здесь и далее в статье понимается безрадостное, угнетённое состояние, доминирование чувства усталости, апатия, тоска, печаль, бездеятельность, внутреннее беспокойство.

2. Раздел написан по материалам книги – Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика. – Изд. 2-е.– М.: Аспект-Пресс, 2013. – 269 с. – (Учебное пособие для студентов ВУЗов).

3. Под нервным срывом здесь и далее в статье понимается временное невротическое состояние, связанное с трудностями на работе или учёбе, с тяжёлыми отношениями в семье, с невозможностью реализовать важные жизненные цели, с разочарованием в любви и т.д.

www.persen.ru

Последствия стресса для детей могут быть тяжелейшими

Как себя чувствуют дети и взрослые, оказавшиеся»>http://iz.ru/emergency/article337808″>оказавшиеся заложниками? В состоянии ли детский организм справиться с подобной ситуацией? Чем они могут помочь себе сами и как должны организовать эту помощь те, кто сейчас привлечен к разрешению ситуации? Эти вопросы сегодня волнуют каждого из нас. Ответить на них обозреватель «Известий» Татьяна БАТЕНЕВА попросила специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков.

Доктор медицинских наук Людмила СУХАРЕВА, заместитель директора института:

— Заложники, конечно, переживают тяжелейший психоэмоциональный стресс. У маленьких детей он может даже превратиться в шок, который проявляется в тяжелых вегетативных расстройствах — заикании, недержании мочи, потере сознания. Не говоря уже о том, что детский организм тяжело переносит лишение воды и пищи: без воды дети могут продержаться без тяжелых физиологических изменений в зависимости от возраста двое-трое суток, не больше. Без пищи чуть дольше, но продолжительное голодание в сочетании со стрессом может спровоцировать возникновение таких заболеваний, как сахарный диабет, нервно-психические расстройства, а также вызвать обострение хронических болезней — желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, сердечно-сосудистой. Потом мы ведь не знаем, какие там условия — может быть, детей даже не выпускают в туалет, что служит еще одним фактором стресса, воздействия на их здоровье и психику. Задача взрослых, оказавшихся сейчас рядом с ними, — всячески отвлекать детей от ситуации, успокаивать их, не показывать своего страха и отчаяния. Детская психика, конечно, более лабильная, чем взрослая, то есть способна быстрее перестроиться, приспособиться к ситуации, но она и более хрупкая одновременно.

Профессор Владислав КУЧМА, директор института:

— Последствия такого потрясения могут сказываться потом долгие годы, в том числе и внезапной немотивированной агрессией, асоциальным поведением. Эти дети потребуют колоссального внимания и родителей, и специалистов, которые, как мы знаем, там уже есть. Схемы такой помощи давно отработаны, сейчас важно, как можно быстрее вызволить детей оттуда, поменять на кого угодно.

Психолог Ольга ДАНИЛЕНКО, научный сотрудник:

— Помимо прямого стрессового воздействия на организм ребенка, подобные ситуация обладают еще и длительным последействием. У детей, переживших потрясение, возникают ночные страхи, бессонница, ночной энурез, боязнь замкнутого пространства, страх перед тем местом, где событие состоялось, и перед другими, похожими местами. Не исключено, что даже если все закончится относительно благополучно, школу, где сейчас проходят драматические события, придется просто закрыть — многие дети не смогут туда больше прийти. Но страх перед аналогичными событиями сегодня может возникать и у детей в других школах и других городах. Взрослые — родители, учителя, воспитатели — должны помочь детям справиться со страхами.

iz.ru

Как лечить стресс у ребенка

Содержание статьи:

  1. Симптомы появления
  2. Причины возникновения
  3. Последствия стресса
    • Негативные
    • Позитивные
    • Методы лечения
    • Как избежать
    • Стресс у ребенка — это адаптационная реакция организма, а точнее центральной нервной системы на различные раздражители (физические, эмоциональные, психические). В детском возрасте это явление весьма частое. Оно может иметь негативные последствия. Поэтому важно вовремя распознать его и обратиться за помощью к специалистам.

      Симптомы появления стресса у детей

      Человеческий организм реагирует на внешние раздражители с самого рождения. Стрессы бывают кратковременными и долговременными. В первом случае в целом организм получает пользу. Однако во втором, наоборот, практически неизбежен вред.

      В зависимости от возраста, симптомы стресса у ребенка могут быть совершенно разными:

      Проявление реакции организма у детей до двух лет. Грудные дети и малыши выражают пережитый стресс ухудшением сна, аппетита или полным отказом от еды, чрезмерной плаксивостью и раздражительностью.

    Стресс у детей дошкольного возраста (от двух до пяти лет). Выражается в возвращении к предыдущему возрасту (регресс): сосание пустышки, недержание мочи, просьбы покормить из ложечки и прочие. Может возникнуть плаксивость при смене обстоятельств или появлении новых людей. Наблюдается снижение общей активности или, наоборот, проявление признаков гиперактивности (не стоит забывать, что гиперактиность — это самостоятельное расстройство психики). Отмечают беспричинное повышение температуры, рвоту. У очень впечатлительных может начаться заикание (временное или постоянное). Ребенок капризничает, у него повышается требовательность, появляются частые вспышки гнева на отказ в выполнении поручений взрослых, немотивированная агрессия, нервозность без видимых причин, частая смена настроения (в худшую сторону). Также наблюдается чрезмерное проявление детских страхов (боязнь темноты, одиночества, смерти), из-за которых малыш не может уснуть.

  4. Стресс у школьника младшего возраста. В этом периоде развития может появиться быстрая утомляемость, начинают мучить ночные кошмары. Ребенок часто жалуется на тошноту, головные боли, боли в области сердца, что может сопровождаться повышением температуры, беспричинной роты. Родители отмечают частые случаи лжи, возрастной регресс (начинает вести себя, как младшие дети). Периодически возникает стремление искать приключения, или, напротив, школьник замыкается в себе, отказывается выходить на прогулки, избегает общения со сверстниками, не желает посещать школу. Отмечается агрессия по отношению к окружающим людям, а также низкая самооценка, стремление сделать все так, чтобы ребенка похвалили. Беспричинное ощущение страха, тревоги, ухудшение внимания, памяти, возможна избирательная амнезия (забываются события, вызвавшие стресс). У ребенка появляется постоянная сонливость или бессонница, аппетит может как ухудшаться, так и, наоборот, стать чрезмерно повышенным. Родители с ужасом отмечают дефекты речи, нервные тики, перепады настроения, а также длительное (несколько дней) вызывающее поведение.
  5. Кроме вышеперечисленного, для детей всех возрастов на фоне стресса характерно приобретение новых привычек. Например, могут начать грызть ногти или предметы (карандаши, ручки, линейки), играть с собственными волосами (девочки), почесывания, ковыряние в носу и так далее.

    При таком обилии симптомов распознать стресс у ребенка обычному человеку (родителям, учителям, например) чрезвычайно сложно. Зачастую признаки расцениваются как проявление каких-либо заболеваний, недостаток воспитания, особенности характера самого малыша. Точный диагноз может поставить только специалист на основе результатов нескольких собеседований, проведения психологических тестов.

    Причины возникновения стресса у ребенка

    Дети в силу того, что их психика еще чрезвычайно нежна, а жизненный опыт ничтожно мал, гораздо сильнее взрослых впечатляются под воздействием, казалось бы, незначительных событий.

    Потенциальные причины стресса детей довольно многочисленны:

    Резкое изменение распорядка дня. Например, малыш привык укладываться спать, когда захочет, а просыпаться довольно поздно. И вдруг ему нужно вставать на два-три часа раньше, чтобы вовремя прийти в детский сад.

Смена окружения. Тот же детский сад или школа — это новые лица взрослых, которые еще и командуют, необходимость уживаться в коллективе и подчиняться его законам, и так далее.

Изменение привычной обстановки. Смена жительства всей семьи и переезд в новую, незнакомую квартиру, в то время как на старом месте ребенку было очень комфортно.

Разлука. Расставание на длительный или даже короткий срок с родными и близкими, друзьями.

Потеря или смерть домашнего питомца. Некоторые дети остро реагируют даже на смерть аквариумной рыбки или комнатного растения.

Воздействие СМИ и компьютерных технологий. Просмотр телепередач, кинофильмов, интернет контента, не предназначенного для конкретного возраста (сцены насилия, убийств, даже сцены эротического и сексуального характера). Информация может быть неверно истолкована и восприниматься как нечто плохое. Усугубить ситуацию может резкий окрик или иная негативная реакция взрослых, которых ребенок «застукал» во время интимного общения или просмотра эротического видео. Сюда же относится прослушивание новостей о событиях в стране и в мире (о войнах, природных катаклизмах, несчастных случаях). Слишком сильное увлечение компьютерными играми, особенно теми, которые в той или иной степени связаны с агрессией и насилием.

Влияние человека. Довольно часто стрессовое состояние взрослых может передаваться детям. Мамы даже в утробе могут наблюдать за изменением поведения малыша при смене настроения у нее.

Экологические стрессы. То есть резкая смена климата, перемена погодных условий, снижение качества пищи, воды и воздуха. Дети, как и взрослые, могут быть метеозависимыми. Особенно часто это замечают родители малышей до года, когда те резко начинают капризничать, отказываться есть или часто просыпаться по ночам при полнолунии, например.

  • Воздействие из окружающей среды. Поскольку все процессы в человеческом организме, в том числе и в центральной нервной системе, представляют собой цепочки химических реакций, то причинами стресса у ребенка могут стать находящиеся в воздухе и воде токсичные вещества, отравления, а также облучения.
  • Последствия стресса у детей

    Как уже говорилось, стресс — это закономерная и неизбежная реакция организма, которая в некоторой степени приспосабливает его к новым условиям. Таким образом сам организм пытается выжить. Однако затянувшиеся пребывание в этом состоянии неизбежно будет иметь негативные последствия для всей целостной биологической системы.

    Негативные последствия

    Большинство стрессов носит негативный отпечаток. Проявляется это зачастую следующим образом:

      Возрастает склонность к заболеваниям. Вчетверо повышается риск возникновения сердечно-сосудистых болезней. От 10% до 25% детей при длительном пребывании в стрессовом состоянии страдает обострением хронических заболеваний внутренних органов. Даже у здорового ребенка на нервной почве часто развиваются гастриты и другие проблемы пищеварительной системы. Ослабляется иммунитет, и как следствие повышается риск инфекционных заболеваний.

    Нарушается сон. Даже после кратковременного стресса может возникнуть, например, бессонница во время подготовки или после сдачи экзаменов. Что касается детей до 5 лет, то у них проявляется состояние частыми подъемами среди ночи, желанием поспать с родителями, а также требованием оставить свет в комнате.

    Появляются психологические проблемы. Развитие депрессии, повышение риска совершения суицида, что особенно ярко наблюдается у детей подросткового возраста.

    Проблемы с едой, ее усвоением. Часто у детей, живущих в регулярном стрессе, наблюдается избыточный вес (при повышении аппетита) или, наоборот, катастрофическое его понижения (когда аппетит отсутствует). В первом случае ребенок «заедает» свои проблемы, во втором он находится настолько в подавленном состоянии, что его организм просто отказывается воспринимать пищу.

  • При длительном пребывании в стрессе притупляются реакции организма. Перестают выделяться в достаточном количестве гормоны адреналин и кортизол. В результате ребенок не сможет правильно среагировать в экстремальной ситуации. В более мягком варианте это может выглядеть, как провал на экзамене при полной готовности. В спорте о таком состоянии говорят «перегорел».
  • Позитивные последствия

    Последствия стресса ребенка могут быть и позитивными. Обычно они кратковременные и не наносят столь глубокого ущерба для психики, как негативные.

    Природа позаботилась таким образом о выработке защитных реакций на внешние раздражители, что позволяет быстрее адаптироваться. Например, на этом основано закаливание всего организма через обливания. Во время спортивных тренировок стрессовое состояние позволяет выработать необходимые условные рефлексы. Укрепляется психика, появляется возможность быстро принимать решения в экстренных ситуациях.

    Позитивный стресс возникает под действием не только страха или шока от смены привычного состояния, но даже при неожиданном положительном событии. Скажем, если к ребенку раньше вернулся отец из командировки.

    Методы лечения стресса у ребенка

    Определить наличие стрессового состояния может только специалист. Он же и должен назначать лечение стресса детей, которое всегда комплексное. Как правило, первое, что рекомендует врач, — это устранить источник такого состояния. В большинстве случаев это дает хотя и не мгновенные, но положительные результаты. Бороться с положительным стрессом нет смысла, так как организм прекрасно справляется сам.

    Нередко параллельно с устранением источника прописываются такие препараты, как настойка валерианы или пустырника, которые оказывают успокаивающее действие. Врач может назначить применение ноотропных препаратов, улучшающих обменные процессы в головном мозге.

    Кроме того, применяются массажи воротниковой зоны, электросон, принятие хвойных ванн или ванн с морской солью. В обязательном порядке назначаются витамины (В-комплекс в прерогативе). Настоятельно рекомендуется соблюдение режимов сна, питания, в некоторых случаях диеты, что подразумевает исключение продуктов, провоцирующих возбуждение нервной системы.

    Психокоррекция поведения детей, а также взрослых из ближайшего окружения (родителей, опекунов, бабушек, дедушек) проводится под наблюдением психолога.

    Как избежать возникновения стресса у детей

    Следует понимать, что полностью избежать негативных ситуаций ребенку не удастся. Его придется изолировать от всего мира, чтобы это произошло. Однако снизить их влияние и повысить устойчивость нервной системы к различным нагрузкам вполне возможно.

    Для этого понадобится:

    Строгий распорядок дня, отдыха. В первую очередь дети любого возраста должны соблюдать режим, вовремя ложиться спать. Сон должен быть непрерывным и полноценным. Малышей необходимо укладывать в одно и то же время. Перед этим рекомендуются водные процедуры. Лучше всего, если это будет душ. Контрастные процедуры или горячие ванны противопоказаны. Само собой, нельзя переедать вечером. Игр перед сном (в том числе и компьютерных), а также физических нагрузок следует избегать, так как они действуют возбуждающе. Это же касается и умственных нагрузок в вечернее время.

    Спортивные занятия. Повышают устойчивость к стрессам различные физические нагрузки утром, днем, вечером (но не позже, чем за три часа до сна). Спортивные занятия — это вообще отличный способ снятия стресс у детей, повышения самооценки, улучшения общего состояния организма. Очень полезны прогулки на свежем воздухе для расслабления после физических или умственных нагрузок. Они могут быть как в быстром темпе, так и проходить медленно. В это же время полезно общаться, спрашивать о состоянии здоровья, проведенном дне, обсуждать проблемы, помогая избавиться от накопившегося за день негатива.

    Ограниченный доступ к компьютеру, телевизору. Необходимо контролировать контент, который поступает к ребенку. Ограничить или совсем исключить чересчур агрессивные компьютерные игры, кинофильмы со сценами насилия, материалы, не соответствующие возрасту.

    Подготовка к стрессовой ситуации. Чтобы снизить риск негативных последствий, например, когда ребенок пойдет в детский сад, психологи рекомендуют родителям играть с малышом в прятки. Это поможет понять, что отсутствие мамы или папы временное и всегда заканчивается их приходом.

    Правильное питание. Здоровая и полезная пища также имеет очень важное значение для психологического состояния. Об этом уже упоминалось в причинах возникновения стресса. И дело не только во вкусовых ощущениях или чувстве сытости. С пищей в организм поступают необходимые минеральные вещества, играющие большую роль в химических процессах. Они либо провоцируют чрезмерную возбудимость, либо успокаивают нервную систему. Для активных и впечатлительных детей, у которых проблемы, например, со сном, рекомендуют в чай добавлять мяту, мелиссу, перед сном пить теплое молоко. Кроме того, например, недостаточное поступление такого элемента, как магний, способствует нарушению обменных процессов в клетках, перевозбуждению нервной системы, развитию склонности к диабету, повышению артериального давления и так далее. Дефициту магния способствует употребление ортофосфорной кислоты в газированных сладких напитках, энергетиках, чрезмерное применение в пищу полуфабрикатов, насыщенных пищевыми добавками (глутамат, аспарат), прием психостимуляторов.

  • Прием витаминов во время смены сезонов. Начиная с поздней осени и заканчивая ранней весной естественное поступление в организм микроэлементов (того же магния) снижается. Это является одним из факторов возникновения стресса. Поэтому необходимо компенсировать поступление нужных веществ, принимая витамины.
  • Как лечить стресс у детей — смотрите на видео:


    tutknow.ru

    Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика

    Авторы
    Вершинина Светлана Викторовна,

    к-т мед. наук, старший научный
    сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО
    Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

    Котова Ольга Владимировна,
    к-т мед. наук, старший научный
    сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО
    Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

    Рябоконь Ирина Владимировна,
    к-т мед. наук, старший научный
    сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО
    Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

    Стресс. Определение
    Каким бы ни был стресс, «хорошим» (эустресс) или «плохим» (дистресс), эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты адаптационного синдрома, который протекает в три стадии: начинается в виде первичной тревоги, сменяется периодом сопротивления и заканчивается истощением [1,2].

    Hans Selye в своей книге «The stress of life» (1956) писал, что «. стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. » [1].

    В настоящее время стрессорный ответ рассматривается как аллостерический* процесе, модулирующий активность гипоталамо-гипофизарнонадпочечниковой оси (ГГНО) и вегетативной нервной системы для защиты и адаптации организма к стрессу с помощью разнообразных приспособительных реакций как на системном, так и на клеточном уровне (рис. 1) [8].

    Рис. 1. Проявления стресса

    * В основе аллостерического процесса лежит регуляция по принципу обратной связи [7]

    Симптомы стресса у детей
    Можно выделить ряд признаков стресса у детей:

  • перепады настроения;
  • нарушения сна;
  • ночное недержание мочи;
  • физический дискомфорт, в том числе боли в животе и головные боли;
  • проблемы с концентрацией внимания, что резко снижает успеваемость;
  • ребенок становится замкнутым или много времени проводит в одиночестве, избегает контактов как со сверстниками, так и со своими близкими, в том числе родителями.

    Дети младшего возраста могут приобретать новые привычки, например, грызть ногти или некоторые предметы, сосать пальцы, накручивать волосы на палец или нос, ковырять в носу, кусать губы.

    Старшие дети могут начать лгать, запугивать или бросать вызов окружающим, в том числе и представителям власти. Обращение к ним с обычными вопросами и просьбами вызывает неадекватную, часто агрессивную реакцию.

    У ребенка со стрессом могут быть кошмары и страхи (например, боязнь оставаться одному в помещении), суетливость, а также неадекватная реакция на незначительные проблемы [32, 33].

    Причины и источники стресса у детей
    Стресс возникает под влиянием воздействий, которые имеют место в жизни как взрослого, так и ребенка.
    К потенциальным источникам стресса у детей относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:

  • расставание с близкими друзьями;
  • переезд семьи;
  • давление со стороны сверстников;
  • резкие перемены в распорядке дня;
  • начало и конец учебного года;
  • подготовка и сдача экзаменов, собеседования;
  • чрезмерное увлечение компьютерными играми, особенно агрессивными.

    У дошкольников даже расставание с родителями (посещение яслей или сада) может стать стрессом и вызвать беспокойство.

    Стресс у родителей, и в первую очередь у матери, оказывает ключевое влияние на жизнь ребенка в семье, его детские представления о семейной жизни, сплоченности семьи и модели его будущей семьи во взрослой жизни [40].

    Стресс могут вызвать мировые новости. Дети, которые видят тревожные образы по телевизору или слышат разговоры о стихийных бедствиях, войнах и терроризме, могут беспокоиться о своей собственной безопасности и безопасности людей, которых они любят.

    Экологические стрессы. Дети особенно уязвимы к последствиям изменения климата, которые негативно влияют на их здоровье за счет увеличения загрязнения воздуха, резких изменений погодных условий, колебаний температуры и атмосферного давления, снижения качества воды, нехватки экологически чистого продовольствия и мощного воздействия токсинов. В результате экологических стрессов дети подвержены риску инфекционных и аллергических заболеваний, болезней органов дыхания, а также стресс-связанных расстройств [41].

  • Развивается психическое напряжение, повышается уровень бодрствования и сверхконтроль:
    • чрезмерные опасения и беспокойство по мелочам, суетливость,
    • ощущение взвинченности и пребывание на грани срыва;
    • тревожные ожидания, страхи, эмоциональная лабильность;
    • инсомния (затруднения при засыпании и прерывистый сон);
    • нарушения концентрации внимания и ухудшение памяти.
    • Изменяется работа головного мозга, эндокринной и вегетативной нервной систем:
      • в напряженном режиме начинают работать надпочечники, выбрасывая кортизол и адреналин;
      • появляются полисистемные симптомы вегетативной дисфункции в сочетании с повышенной утомляемостью;
      • нарастает мышечное напряжение, особенно в аксиальной мускулатуре, что сопровождается болью.
      • При стрессах в 4 раза повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний [5]. Стрессовые события могут ухудшить самоконтроль, особенно у подростков.
        При этом связанное со стрессом импульсивное поведение может быть истолковано неправильно (к примеру, как дефицит внимания и гиперактивность) [34].
        У 10-25% детей при длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические заболевания внутренних органов [35-36].
        Стресс в детском возрасте, особенно хронический, провоцирует начало многих тяжелых заболеваний уже во взрослой жизни [34, 37].

        Стресс. Последствия
        Стресс сам по себе очень важен для выживания.
        Однако хронический стресс напрямую связан с началом и прогрессированием многих патофизиологических состояний [3].
        В условиях длительного влияния стрессорных факторов нарушается эндо¬кринный, гормональный и вегетативный баланс, что приводит к дезадаптации (срыву адаптации) [2].
        Дезадаптация определяет развитие негативных психологических и соматиче¬ских последствий стресса [4].

        Стресс: взаимодействие патофизиологических механизмов
        В последние годы активно обсуждается роль глутаматергической системы головного мозга в патогенезе стресса, когнитивных и эмоциональных нарушений при стресс-связанных расстройствах.
        NMDA-рецепторы (рецепторы глутамата, селективно связывающие N-метил-D-аспартат), возбуждаются при любом стрессе (эмоциональном, физическом, химическом, в том числе в результате гипоксии и ишемии клетки).

        Дисфункция NMDA-рецепторов при стрессе:

          приводит к повреждениям клеток глии и нейронов префронтальной коры, миндалины, гиппокампа и их связей с нижележащими структурами (таламусом, гипоталамусом, гипофизом, ретикулярной формацией) (рис. 2) [9];

        Рис. 2. Структуры головного мозга, участвующие в стрессорном ответе

      • универсален и отражает дезадаптацию. Встречается при различных патологических состояниях, например, при окислительном стрессе, дефиците магния, гипергомоцистеинмеии, а также позволяет объяснить коморбидность неврологических заболеваний и аффективных расстройств (например, депрессии) [11, 12].
      • Стрессы часто приводят к нарушениям сна. Даже после краткосрочного стресса, на фоне которого имел место плохой сон в течение нескольких ночей, ребенок может сосредотачивать свое внимание на неспособности спать, тем самым «закрепляя» проблему.

        У подростков может нарушаться суточный ритм в виде отхода ко сну после полуночи, но в случае пробуждения поздним утром или днем длительность сна не меняется. Однако социальные факторы (например, учеба в первую смену) диктуют необходимость более раннего пробуждения. Это негативно влияет на дневную активность, снижает работоспособность и успеваемость, повышает риск травм и несчастных случав, в том числе и на дорогах.

        Сон может быть нарушен в результате синдрома обструктивного апноэ сна или синдрома беспокойных ног, что требует обязательного обращения к врачу. Нарушения сна могут также быть вызваны приемом лекарственных препаратов или наркотических средств, принимаемых подростками [18].

        Необходимо соблюдать правила гигиены сна, которые позволяют улучшить наступление сна.

        Профилактика стресса у детей
        Правильный отдых и соблюдение режима сна помогут повысить адаптационные возможности

        Не только ребенку, но и любому человеку нужно спать столько часов, сколько требуется организму. При этом ночной сон должен быть непрерывным.
        Чем младше ребенок, тем продолжительнее его ночной сон и также существует потребность в дневном сне.

        Гигиена сна

      • Ложиться спать и вставать в одно и то же время.
      • Избегать отхода ко сну в рассерженном состоянии или слишком рано.
      • Использование водных процедур перед сном — прохладный душ (небольшое охлаждение тела является одним из элементов физиологии засыпания). В некоторых случаях можно применять теплый душ (комфортной температуры) до ощущения легкого мышечного расслабления. Использование контрастных водных процедур, излишне горячих или холодных ванн не рекомендуется.
      • Использование кровати только для сна, а не для чтения, игр.
      • Умеренный прием пищи вечером, исключающий переедание.
      • Ограничение игры в компьютерные игры вечером /на ночь, так как они обладают возбуждающим действием.
      • Уменьшение стрессовых ситуаций, умственной нагрузки, особенно в вечернее время.
      • Регулярные занятия физическими упражнениями в утреннее или дневное время или физическая нагрузка вечером, но не позднее, чем за 3 часа до сна.

        Регулярная физическая активность поможет повысить стрессоустойчивость
        Регулярная физическая активность позволяет снять напряжение и повысить выносливость организма к воздействию различных стрессов.

        Рекомендуется физическая активность в виде интервальных тренировок (циклические смены умеренной и интенсивной нагрузки в течение 30-40 мин.) с частотой 3-7 дней в неделю [18].

        Это могут быть ходьба, бег, велосипедные или лыжные прогулки по пересеченной местности, групповые игры, борьба, теннис, тренировки в плавательном бассейне, ритмичные танцы, аквааэробика и другие виды фитнеса.

        Ритмичные виды физических нагрузок рекомендуется чередовать с занятиями релаксационной направленности: йога, пилатес, стрейчинг и др. статические виды активности с частотой 1-2 раза в неделю, что также позволит укрепить опорно-связочный аппарат, в том числе у детей с синдромом дисплазии соединительной ткани.

        Любая физическая нагрузка в тренировочном режиме должна быть регулярной и строиться по принципу:

      • 10-15 мин. разминка в легком и умеренном темпе,
      • 20-30 мин. активных нагрузок,
      • 10-15 мин. «заминка» в легком темпе.

        Если ребенок голоден или от последнего приема пищи прошло более 1,5 часов, к физическим нагрузкам такой ребенок не допускается во избежание обмороков и других последствий метаболического стресса.

        Здоровое питание- защита от стресса
        Часто взрослые забывают, что ухудшение качества и состава современной пищи, которую ребенок потребляет изо дня в день, негативно влияет на организм. Эти влияния постоянны и гораздо мощнее снижают стрессоустойчивость по сравнению с другими факторами.

        Питательные вещества, витамины и микроэлементы должны поступать в организм с пищей. Их соотношение должно быть сбалансировано. Но при современном образе жизни часто этого не происходит. И постепенно начинают страдать нормальная работа мозга, регуляция настроения и адаптация к стрессам.

        В современном «образе питания» наиболее уязвимым оказалось обеспечение должным количеством минералов и микроэлементов. Лидером стал дефицит магния [22, 24, 27, 28].

        Самые ранние признаки недостаточного потребления магния с пищей:

      • беспокойство;
      • повышенная возбудимость;
      • раздражительность;
      • усталость и даже депрессия.

        Питание и его связь с физкультурой
        До занятий за 1-1,5 часа и не позднее, чем через 1 час после занятий, у ребенка должен быть полноценный прием пищи, сбалансированной по количеству потребляемых углеводов, жиров и белков, в том числе и в виде специально разработанных спортивных белково-углеводных питательных смесей.

        Дефицит магния — причина и следствие стресса
        Магний — незаменимый (эссенциальный) микроэлемент.
        Магний определяет выработку и использование энергии каждой клеткой в нашем теле, а также спокойствие и устойчивость к избыточному возбуждению.

        Без достаточного количества магния стрессы усиливаются даже независимо от других стрессовых раздражителей.

        При дефиците магния нервная система перевозбуждается, клетки производят энергию, которая тратится все более неэффективно, резко усиливаются воспалительные процессы, нарушаются обменные процессы, клетки всего организма становятся склонны к повреждениям, разрушениям и смерти.

        У детей при снижении содержания магния значительно выше индекс массы тела и процент содержания жира, а также появляется склонность к повышению артериального давления, растет содержание «плохих» жиров, и формируется резистентность к инсулину, что в итоге ведет к ожирению, сахарному диабету, гипертонии и метаболическому синдрому [28].

        Стресс: участие Mg2+ в патогенезе на клеточном уровне
        Ионы Mg2+ являются универсальными природными стабилизаторами всех подтипов NMDA-рецепторов [13].

        В покое канал NMDA-рецептора закрыт ионом Mg2+ (рис. 3).

        Рис. 3. Схема NMDA-рецептора.

        При поступлении в синаптическую щель глутамата постсинаптическая мембрана деполяризуется, и Mg2+ вместе с К+ удаляются из клетки во внеклеточное пространство.

        Повышается проницаемость клеточной мембраны для ионов Na+ Ca2+.

        Их приток в клетку приводит к:

      • резкому снижению митохондриального пула Mg2+,
      • нарушениям дыхательной цепи,
      • увеличению выработки свободных радикалов,
      • разрушению клеточных мембран и внутриклеточных белковых структур и последующей гибели клетки [13,14, 15, 16, 17, 18].

        Стресс: участие Mg2+ в патогенезе не системном уровне
        Дефицит Mg2+ приводит к:

      • гипервозбудимости ГГНО,
      • увеличению транскрипции кортикотропин-рилизинг фактора в паравентрикулярном ядре гипоталамуса,
      • повышению уровня АКТГ плазмы

        Это индуцирует развитие дезадаптации и патологической тревоги при стрессе, что клинически проявляется спектром психосоматических симптомов [13, 18].

        Другие важные функции ионов Mg2+
        Mg2+ наряду с Ca2+, Na+, К+ относится к эссенциальным микроэлементам, определяющим жизнедеятельность организма в целом:

      • Ионы Mg2+ также контролируют работу вольтаж-зависимого ионного канала для Ca2+, Na+, К+ [7].
      • Процессы синтеза энергии в митохондриях, формирования и выделения всех известных нейротрансмиттеров и нейропептидов, в том числе и ме¬диаторов воспаления (субстанция Р и оксид азота — NO), контролируются соотношением Ca2+/Mg2+ [21, 22].
      • Присутствие достаточного количества Mg2+ в организме является кри¬тическим фактором для нормального клеточного гомеостаза и определяет связь дефицита магния, возраста, старения и риска развития соматиче¬ских заболеваний [23].
        • Клеточный дефицит Mg2+ приводит к активации неспецифического кальцийзависимого воспалительного каскада. Это универсальный за¬пускающий патогенетический механизм при болевых синдромах, сахар¬ном диабете 2 типа, метаболическом синдроме, остеопорозе и др. [23].
        • Особое значение приобретает дефицит магния с позиции нарушений синтеза РНК и ДНК, концевые участки которых (теломеры) необхо¬димы как для поддержания целостности генома, так и для сдержива¬ния клеточного старения [31].
      • При стрессе повышение активности ГГНО и катехоламинов приводит к избыточной потере клетками внутриклеточного Mg2+. На фоне дефици¬та магния и высокой катехоламиновой активности запускается процесс дестабилизации ДНК, нарушается ее репликация и транскрипция, что приводит к укорочению теломер, нарушению синтеза белка и функции митохондрий и, как следствие, к старению и смерти клетки [27].
      • Причины дефицита магния
        Причины для развития дефицита магния у современных детей многообразны.

        Первая причина: неправильное питание
        Дефицит магния в пище приводит к дефициту магния в организме. Снижение содержания магния нарушает стрессоустойчивость и является одним из основных факторов развития многих заболеваний.

        Многолетнее неправильное питание с использованием большого количества поваренной соли, в т.ч. и скрытой (колбаса, сосиски и другие полуфабрикаты), рафинированных продуктов, в которых резко снижено содержание магния, ортофосфорная кислота (сильногазированные безалкогольные сладкие напитки), а также психостимуляторы и другие психоактивные вещества (энергетические напитки), активно принимаемые тинейджерами, подростками и людьми в возрасте до 30 лет, формируют дефицит магния как у взрослых, так и у детей [24]. Глутамат и аспартат — основные пищевые добавки, входящие в состав большин¬ства полуфабрикатов и «фаст-фудов» — нарушают усвоение магния из пищи и усиливают его потери, что может усугубить эмоциональные расстройства [25].

        Вторая причина: сезонные колебания
        В период с ноября по март содержание магния в организме снижается [26].

        Третья причина: стресс
        При стрессе дефицит магния усиливается [24, 29].

        Магний – антистрессовый элемент
        Участие магния во множестве физиологических процессов организма человека позволяет рассматривать его дефицит как пищевой маркер стресса, тревоги, депрессии.

        Детям требуется больше магния, чем взрослым, поскольку идет постоянный рост — необходимо около 6 мг на килограмм массы тела:

      • детям до 3 лет — 50-150 мг;
      • 4-6 лет — 200 мг;
      • 7-10 лет — 250 мг;
      • 11-17 лет — 300 мг.

        Важно, чтобы в рационе было больше зеленых овощей и фруктов, круп, зла¬ков, а также продуктов, содержащих в первую очередь витамин B6, который способствует усвоению магния из пищи (его много в бананах, печеном с кожу¬рой картофеле, буром рисе, гречневой крупе); следует также исключить пова¬ренную соль или заменить ее на малое количество морской соли [24].

        Ребенку необходимо обеспечить поступление должного количества магния с пищей и водой в период стрессорных воздействий, а также в период с поздней осени до весны.

        Магне B6 Поможет восполнить дефицит магния и поддержать нервную систему ребенка
        Для предотвращения негативного влияния стресса и повышения стрессоустойчивости рекомендуется восполнение дефицита магния путем применения биоорганических солей магния — пидолата и цитрата, в сочетании с витамином B6 (пиридоксином).

        В таком сочетании магний будет лучше усваиваться из желудочно-кишечного тракта и проникать в клетки организма ребенка [18].
        Пидолат магния + пиридоксин (питьевой раствор Магне B6, разрешен к применению с 1 года)*.

        Цитрат магния + пиридоксин (Магне B6 форте, разрешен с 6 лет)*.

        * доза препарата в зависимости от возраста ребенка представлена в табл. «Соответствие рекомендуемой суточной потребности в магнии дозировкам препарата Магне В, и Магне В, форте в зависимости от группы населения».

        Рекомендуется прием: с конца ноября по начало апреля, когда отмечается наибольший дефицит магния.
        Устраняя дефицит магния, прием Магне B6 способствует тем самым улучшению настроения, внимания, памяти, успеваемости, а также самочувствия детей и уменьшению проявлений вегетативной дисфункции [11,15].
        Прием цитрата магния (Магне B6 форте) — основа устранения дефицита магния. Это, в свою очередь, способствует лучшему контролю головных болей у детей, в т.ч. мигренозных болей, провокатором которых часто служит стресс. Прием Магне B6 форте рекомендуется в комплексной терапии при контроле показателей магниевого дефицита (содержание магния в эритроцитах) [19-20].

        Магне B6: Лечение стресса и дефицита магния
        При лечении детей, пребывающих в состоянии стресса, для восполнения дефицита магния рекомендован курсовой прием Магне B6 питьевой раствор или Магне B6 форте 2-3 раза в день в течение не менее месяца. Соответствие рекомендуемой суточной потребности в магнии дозировкам препарата Магне B6 и Магне B6 форте в зависимости от группы населения (адаптировано из Тутельян В.А., 2002) [30].

        Заключени
        Стресс — это общая (неспецифическая) реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз (постоянство внутренней среды), а также измененное (преимущественно возбужденное) состояние нервной системы и организма в целом. Стрессы и психическое напряжение часто встречаются у детей и подростков.

        В последние десятилетия обсуждается роль дефицита магния как запускающего фактора дестабилизации глутаматергической системы, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, а также гипоксии и энергодефицита клеток и тканей, что лежит в основе нарушения адаптации к стрессам и последующего развития психосоматических заболеваний. Клинические проявления дезадаптации ассоциированы с дефицитом магния и усугубляются по мере старения организма.

        В новом тысячелетии уделяется большое внимание мероприятиям и методам, направленным на повышение стрессоустойчивости организма ребенка.

        Какими бы ни были стрессы, «хорошими» или «плохими», они всегда влияют на эмоциональное и физическое состояние ребенка, а также определяют риск развития хронических заболеваний уже во взрослой жизни.
        В данной брошюре представлена современная лечебно-профилактическая тактика, разработанная как для помощи в лечении юных пациентов с клиническими проявлениями стресса, так и для профилактики стресса.

        Цель разработанных лечебно-профилактических воздействий заключается в повышении приспособительных (адаптационных) возможностей в детском и подростковом возрасте, возвращении организму нарушенного равновесия со средой и повышении стрессоустойчивости ребенка.

        medi.ru