Последствия стресса на работе

Причины стресса на работе

Руководителям и всем работникам вообще важно понимать, что стресс на работе — это не только личная проблема «обладателя» стресса, но и снижение качества работы. Для многих работников стресс на рабочем месте является существенной характеристикой работы, от этого зависит текучесть на производстве. Поэтому идеальным в организации будет такое положение дел, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс при этом — на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться анализировать пользу и вред от тех или иных аспектов организации труда.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. Ниже рассматриваются причины, вызванные неверной организацией работы.

Слишком большая рабочая нагрузка

Из-за ошибочных представлений о возможностях человека, ошибок в планировании и т.п. причин на одного работника сваливается слишком много работы, требующей длительного напряжения физических и умственных способностей, здоровья, траты личного времени. У работника возникает тревожность, фрустрация, чувство безнадежности, сожаления по поводу потерь времени и сил.

Слишком малая рабочая нагрузка

Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, тоже обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно обделенным.

Конфликт ролей

Конфликт ролей является следствием неверного распределения прав и обязанностей в организации, то есть в самом распределении ролей заложена «бомба», которая рано или поздно «взорвется». Например, конфликт ролей может произойти в результате нарушения принципа единоначалия (два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания).

Конфликт ролей может быть также следствием устоявшихся неформальных отношений сотрудников, наличия альтернативных лидеров, альтернативных отношений между сотрудниками, альтернативных ценностей. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой. Особенно остро такой конфликт ролей может проходить с участием новичков, по отношению к которым старожилы устраивают своеобразную «дедовщину».

Неопределенность ролей

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми. Человек страдает от неопределенности и зыбкости своего положения, в результате чего может перерабатывать или недорабатывать. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

Неинтересная работа

Работники, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой, как это показано в ряде исследований. Монотонная работа, работа бедная событиями, — вызывает у человека ощущение пустоты, никчемности своего существования. Время для такого работника тянется бесконечно медленно, что является причиной психического напряжения.

Следует учитывать, что разным людям одна и та же работа может казаться — одним — интересной, а другим — скучной. Распространенное «самолечение» работников от скуки — разговоры между собой, совместные чаепития, перекуры и т.п. В отсутствии контроля продолжительность такого «самолечения» стремится занять все рабочее время. В свою очередь педантичный контроль руководства влечет недовольство руководством, которое может вылиться в конфликты.

Переизбыток информации

Слишком большие объемы информации, которые необходимо перерабатывать могут вызывать психологические стрессы разной тяжести. Наиболее часто встречается в операторских профессиях.

Неблагоприятные физические факторы

Холод и жар, влага, шум и сильные запахи, чрезмерно яркое или слабое освещение, — все это также может являться причиной стрессов.

Высокая ответственность

Слишком высокая ответственность в сочетании с невозможностью в полном объеме контролировать ситуацию может вызвать очень сильный хронический стресс работника.

azps.ru

Научная электронная библиотека

Басенко В. П., Жуков Б. М., Романов А. А.,

7.2. Стресс на рабочем месте, его причины и последствия

Стресс — это совокупность защитных реакций организма, состояние напряжения, возникающее в трудных жизненных ситуациях. На рис.17 отражено влияние интенсивности стресса на индивидуальную деятельность, выделено две зоны.

Рисунок 17 — Влияние стресса на индивидуальную деятельность

В зоне конструктивного стресса рост его интенсивности приводит к совершенствованию индивидуального уровня исполнения, в деструктивной зоне рост интенсивности приводит к обратному эффекту.

Вывод: существует оптимальный уровень стресса, который обеспечивает высокую эффективность деятельность.

Стресс часто является результатом нескольких причин, например, таких, как психологическое давление на работе, плохие условия труда, неспособность эффективно организовать и управлять своим временем. Для того чтобы преодолеть стресс, необходимо выявить его причины. Использование схемы, отражающей основные причины рабочего стресса (рис.18), способствует этому.

Рисунок 18 — Основные факторы рабочего стресса

Выделяют восемь групп причин стресса.

Первая группа — личностные причины.

К стрессу могут привести взгляды, эмоциональные реакции и состояния, образ мышления и особенности поведения человека. Стресс может быть обусловлен нереалистичными ожиданиями и переоценкой своих возможностей, завышенными требованиями к себе.

Иногда руководителей подводит неумение отказать кому-либо.

К стрессу приводят также финансовые трудности и неэффективное управление собственным временем.

К межличностным и групповым причинам стресса относятся завышенные требования отдельных людей или группы, предъявляемые к человеку, зависимость от других, отсутствие уважения со стороны окружающих, отсутствие возможности участвовать в принятии решений и т. п. Источником стресса являются ролевые и межличностные конфликты.

Третья группа причин — организационные. К ней можно отнести: неадекватные стиль и методы управления, низкий уровень координации совместной деятельности, неопределенность в области целеполагания, несоответствие других работников требованиям деятельности, сокрытие необходимой и достаточной информации, отсутствие в организации «корпоративного духа». Стресс возникает в связи с отсутствием обратной связи, особенно если подчиненный не знает, как руководитель оценивает результаты его деятельности. Высокая конкуренция внутри организации и достижение работником предела карьеры — дополнительные источники стресса.

Так называемая «социальная» группа причин включает неблагоприятные физические факторы рабочей среды (шум, освещенность, температура и т. п.). Для жителей городов большое значение имеет транспортная усталость, жилищные проблемы, высокий уровень преступности и т. п.

Группа причин стресса, связанных с культурой:

  • — расовые, религиозные, сексуальные предрассудки и дискриминация;
  • — жесткие ожидания определенного типа поведения от людей, согласно их статусу или положению в обществе, ущемляющие их достоинство и т. п.
  • В шестую группу входят национальные причины. Стрессовыми факторами в современной России являются экономический кризис, безработица, налоги. К этой группе относятся национальные катастрофы, война и угроза войны и т.п.

    Международные причины стресса, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться достаточно часто, связаны с трудностью понимания культурных различий и миграцией.

    Причины стресса, свойственные для человека как вида, относят к группе глобальных. Традиционно выделяются четыре глобальные проблемы, которые имеют различную значимость для различных возрастных групп. Принятие несовершенства человеческого тела является стрессовым фактором в основном для подростков. К глобальным причинам относятся болезненное восприятие процесса старения, сравнительная незначимость человека в мире, осознание необратимости смерти.

    Стресс может быть кратковременным или длительным, легким или тяжелым. Влияние стресса на работника, прежде всего, зависит от длительности действия факторов стресса, их силы и восстановительных способностей работника. Если стресс легкий и кратковременный, большинство довольно быстро могут справиться с ним или, по крайней мере, восстановиться.

    Правомерно предположить, что в случае длительного стресса проблемы индивида будут нарастать. В соответствии с теорией Ханса Сели истощенный стрессами человеческий организм постепенно утрачивает способность к восстановлению. Противостояние стрессу ослабляет людей как физически, так и психологически. Такое состояние называется истощением сил, когда эмоционально опустошенные работники отдаляются от работы, ощущают беспомощность. Некоторые виды работ, такие как профессии, связанные с оказанием различных видов помощи (консультанты, медицинские работники, социальные работники) или с постоянно высоким уровнем стресса (авиадиспетчеры, работники, обслуживающие клиентов, и биржевые маклеры), чаще других приводят к истощению сил занятых ими индивидов.

    Работники, силы которых на исходе, склонны к постоянным жалобам, связывают свои ошибки с действиями других людей, раздражительны. Отчуждение, которое они испытывают, побуждает их задуматься об уходе с работы, к поиску возможностей получения новой профессии. Помимо увеличения текучести кадров истощение сил приводит к повышению показателей невыходов на работу и снижению производительности труда.

    В Японии эквивалентный истощению сил термин звучит как «кароши», или «внезапная смерть» на работе. Считается, что ее причина — перегрузки в процессе труда, кульминацией которых становится сердечный приступ или паралич. Когда-то «кароши» были предметом гордости подобно харакири у самураев, но приблизительно 10000 смертей в год потребовали применения профилактических мер. Японские корпорации все чаще заставляют работников уходить в заслуженные отпуска, пропагандируют диетическое питание, занятия физкультурой и управление уровнем стрессов.

    Организациям следует выявлять как ведущие к раннему истощению сил виды работ, так и сотрудников, у которых проявляются симптомы этого состояния. В каких-то случаях имеется возможность изменить характер требующих высоких затрат энергии работ (снизить частоту или интенсивность межличностных контактов), в других — фирма может помочь сотрудникам научиться справляться со стрессовыми ситуациями в процессе труда.

    Другой неприятный результат стресса — моральные травмы, источник которых — непосредственная угроза безопасности работников (природное бедствие, кризис организации, оскорбление со стороны менеджера или потеря работы). Работникам расположенных в океане нефтяных платформ, подвергшимся воздействию урагана, иностранным рабочим, которых похитили террористы, членам бригады электриков, которым пришлось быть свидетелями поражения электрическим током своего сослуживца, — всем им нанесены моральные травмы. Широкое распространение получили три вида моральных травм — на рабочих местах, болезни сотрудников, переживших волну сокращений, и посттравматические расстройства в результате насилия на рабочих местах.

    Моральная травма на рабочем месте — означает разрушение самооценки работников, подрыв их веры в свои способности как результат предвзятого отношения на работе, несправедливого увольнения, дискриминации или ощущения сотрудником неспособности к достижению ожидаемых показателей. В каждом из подобных случаев такой работник может брать на себя нецелесообразную ответственность за такое событие, чувствовать себя жертвой обстоятельств и входить в эмоциональный штопор. Признаками моральной травмы на рабочем месте могут быть дурное расположение духа, трудности с концентрацией и отчужденность. Данные симптомы дополняют более явные виды поведения, такие как опоздания, прогулы и предрасположенность к несчастным случаям.

    Как правило, причиной моральных травм на рабочем месте является внезапная потеря работы и ее потенциально разрушительное воздействие на самооценку работника. Это явление получило широкое распространение в 1990-е гг. вследствие волны сокращений персонала компаний, под которые попали более 9 млн. И большинство из них испытали, по меньшей мере, кратковременный «удар» по самооценке. Индивидуальное негативное воздействие нередко усиливается отсутствием предупреждения (когда увольнение происходит после того, как менеджмент выступил с заявлением о том, что «больше не будет никаких сокращений») и отсутствием защищенности, ощущаемым даже высококвалифицированными профессионалами (безопасность работы быстро потеряла свое значение для многих работников, не только для отдельных сотрудников).

    Но стресс пережили не только потерявшие работу в ходе массовых сокращений сотрудники, но и те, кто остался на своих местах. Некоторые из них перенесли болезнь сотрудников, переживших волну сокращений, характеризующуюся ощущением неопределенности, раздражения, вины и недоверия. Они одновременно испытывали чувство радости оттого, что у них есть работа, и вины перед своими уволенными сослуживцами. Вместе с тем выполняемый ими объем работ существенно увеличился, поскольку они обязаны выполнять задачи бывших коллег. А как быть с мыслями: «Не буду ли я следующим?»

    Другой источник моральных травм (и результат стресса) — присутствие в момент насилия на рабочем месте. Часто находящийся в состоянии стресса сотрудник предпринимает действия, наносящие вред физическому здоровью сослуживцев, руководителей или причиняющие ущерб имуществу компании.

    Акты насилия могут включать неспровоцированные драки, разрушение имущества, применение оружия. В США насилие на производстве привело к тому, что убийства «вышли» на третье место среди связанных с работой причин смерти.

    Любой человек, которому пришлось стать свидетелем насилия, получил увечье в связи с актом насилия или живет под страхом повторения насилия в будущем, может страдать от нарушений, вызванных посттравматическим стрессом. Обычно шок, вызванный насилием, немедленно приводит к проявлению симптомов стресса. И что особенно важно, его последствия требуют длительного лечения.

    monographies.ru

    Как победить и предотвратить стресс на работе?

    Для начала давайте разберемся, что же в себе скрывает столь популярное в последнее время слово «стресс». Для этого обратимся к восточной мудрости, так как в переводе с китайского стресс означает «опасность» и «возможность». То есть стресс подразумевает под собой «возможность опасности», этакое состояние на грани здоровья и болезни.

    Почему работа – один из главных источников стресса?

    Да потому, что именно ей мы посвящает добрую треть своей жизни. Именно там мы проводим 8 часов в день. И хорошо, если работа приносит удовлетворение, возможность реализации себя как профессионала и личности, если коллектив доброжелательный и сплоченный. Но ведь бывает и так, что отношения не складываются, работы слишком много, а времени для ее выполнения – так мало…

    Только вдумайтесь: согласно результатам исследований, проведенных исследовательским центром HeadHunter Беларусь среди 820 респондентов, оказалось, что почти все граждане нашей страны переживают стресс на работе. При этом 27% из них – ежедневно, 50% — от случая к случаю, а 20% могут сказать, что для них это явление редкое. Но тех, кто никогда не подвергается стрессу на рабочем месте, практически нет.

    Каковы последствия от постоянного пребывания в состоянии стресса на работе?

    Последствия постоянного воздействия стресса на организм человека сложны и многообразны. При этом страдает не только психологическое состояние, но и физическое:

  • Так, возникают зажимы мышц, которые опасны развитием в дальнейшем сутулости, радикулита, вегетососудистой дистонии, остеохондроза и головных болей.
  • Со стороны нервной системы из-за постоянного напряжения могут возникать неврозы. В дальнейшем, при хронизации стресса, могут появиться раздражительность, боли без причины в здоровых органах и быстрая утомляемость.
  • Со стороны сердечно-сосудистой системы наблюдается перенапряжение сердечной мышцы (миокарда) из-за сужения сосудов при стрессе. Через 10 лет такой жизни сердце изнашивается настолько, что похоже на перенесшее инфаркт.
  • Кроме того, в силу нормализации уровня гормонов за счет резерва кальция, белка и витаминов, находящихся в наших костях, зубах, коже, происходит их деминерализация, девитаминизация, что чревато снижением плотности костной массы, развитием кариеса и проблемами с кожей.
  • Иммунитет также реагирует своим ослаблением. Человек становится подверженным вирусным, бактериальным и аутоиммунным заболеваниям.
  • Что заставляет нас нервничать на работе?

    Ученые провели ряд исследований, направленных на выявление основных причин возникновения стресса на рабочем месте:

    • Согласно полученным голландскими учеными данным, основным источником стресса являются, как ни странно, коллеги. Причем даже не привычка руководителя делать публичные выговоры является превалирующей (это раздражает лишь 37% опрошенных). Наиболее ненавистной оказалась снисходительная манера общения и тон коллег. Эту причину указали 44% респондентов. Еще 32% назвали причиной постоянного стресса на рабочем месте наличие сотрудников с очень громкими, зычными голосами, которые постоянно отвлекают от работы разговорами по телефону или с коллегами. И лишь 11% респондентов сказали, что им не нравится, когда коллеги пристают к ним с личными расспросами во время работы.
    • Как выяснилось, скука и безделье на рабочем месте тоже могут вызвать стресс! У людей, скучающих в рабочее время, более высок уровень агрессии и враждебной настроенности. Кроме того, у таких сотрудников чаще наблюдаются эмоциональные срывы и перепады артериального давления.
    • Ну и, конечно, пресловутый аврал на работе и нехватка времени являются еще одной причиной возникновения стрессовых ситуаций на работе. Безусловно, постоянное запаздывание с выполнением своей работы заставляет нас нервничать и впадать в панику. А если ситуация становится постоянной, эмоциональное напряжение начинает накапливаться и может привести к серьезным проблемам со здоровьем и депрессии.
    • Кроме того, к стрессу могут привести абсолютно бытовые причины, от отсутствия кондиционера в помещении до беспорядка в кабинете либо на рабочем месте.
    • А если к этому добавить страх потери рабочего места, либо многолетнее пребывание уровня заработной платы на одном месте, то стресса практически не избежать.
    • Каковы признаки развития «хронического офисного стресса»?

      К физическим признакам развития стресса можно отнести:

    • усталость,
    • головную и зубную боль,
    • частые головокружения,
    • дрожь,
    • боли в желудке,
    • запор либо диарею,
    • учащенное сердцебиение,
    • боль либо дискомфорт в области грудной клетки,
    • чувство нехватки воздуха, удушья,
    • резкое повышение температуры тела либо озноб,
    • повышенную потливость,
    • потерю сексуального влечения,
    • бессонницу,
    • онемение или покалывание конечностей.

    Психологическими признаками стресса являются:

  • гнев,
  • страх,
  • беспокойство,
  • фиксация только на негативе,
  • проблемы с памятью,
  • ощущение бессилия,
  • навязчивое состояние тревоги,
  • раздражительность,
  • приступы паники.
  • В состоянии стресса человек становится очень восприимчивым к внешним воздействиям, чувствительным. Могут наблюдаться перепады настроения, апатия и замедление реакции. Человек может впадать из крайности в крайность: то ничего не есть, то поглощать еду неимоверными количествами, выкуривать сигареты одну за другой, начать выпивать.

    Могут появляться нервные привычки (щелкать пальцами, грызть ногти). Кроме того, в состоянии стресса некоторые предпочитают самоизолироваться и отдаляться от других.

    Так как же не допустить всего этого и побороть постоянный стресс?

    Эффективные методики борьбы со стрессом

    Для того чтобы эффективно бороться со стрессом на работе, прежде всего, необходимо установить и ликвидировать его причину.

    Зачастую причиной стресса на работе может быть вовсе не перегруженность и аврал, а элементарное неумение планировать рабочий день. Здесь на помощь может прийти тайм-менеджмент или искусство управлять своим временем. Важно научиться браться сперва за важные дела, планировать свой день, выделяя в нем определенные блоки. Однако стоит предостеречь любителей чрезмерного планирования: записывать в ежедневник следует только самые важные дела и встречи. Увлекшись планированием, люди могут тратить больше времени как раз на планирование, чем на выполнение задач. Кроме того, приятное чувство, которое человек испытывает, вычеркивая выполненные задачи из списка дел, может быть получено за счет осуществления второстепенных, неважных дел. При этом важные остаются невыполненными.

    Чтобы ознакомиться с основными принципами и правилами тайм-менеджмента, можно уделить время прочтению таких книг, как:

  • «Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности» Стивена Кови;
  • «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности» Брайана Трейси;
  • «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать» Глеба Архангельского;
  • «Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем» Сергея Калинина.
  • Отдельным инструментам тайм-менеджмента посвящены такие издания, как:

  • «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса» Дэвида Аллена;
  • «Как перестать откладывать жизнь на потом» Лео Бабаута;
  • «Жесткий тайм-менеджмент. Возьмите свою жизнь под контроль» Дэна С. Кеннеди.
  • Поскольку главным принципом тайм-менеджмента является планирование, можно по-старинке завести бумажный ежедневник, а можно использовать приложения для смартфонов: Iso Timer для Android; Plan, Clear, Workflow для IOS.

    Не менее важна и «профилактика». Чтобы противостоять стрессу, научитесь реально оценивать свои возможности и не пытайтесь прыгнуть выше головы. Необходимо ли для выполнения задачи два дня, два часа или два месяца, это неважно. Важно то, что вы не должны пытаться выполнить ее за один час или день. И об этом не бойтесь сказать руководителю.

    Прекрасным стимулом, который заставит по-другому взглянуть на свою работу, может стать система собственных поощрений. Например, выполнив какое-нибудь нудное задание, вы можете побаловать себя кусочком шоколада. А при решении сложной задачи – покупкой, о которой давно мечтали. Не стоит забывать о конечных стимулах вроде увеличения заработной платы и повышения по службе.

    Чрезвычайно важны небольшие перерывы во время рабочего дня, а также занятия спортом в нерабочее время.

    Кроме того не забывайте о родных, близких, друзьях. Ведь именно они являются источником энергии, лучшими советчиками и всегда придут на помощь. А изрядная доля оптимизма еще никому не повредила. Да и стресс боится его, как огня.

    А вот чего делать точно не нужно, так это конфликтовать. Конечно, вам могут не нравиться коллеги, но подумайте, чего вы добьетесь, вступая с ними в спор? Особенно если не можете ответить на вопрос о том, какова цель конфликта? И даже в случае, если точно знаете ответ, конфликтовать не стоит. Гораздо эффективнее добиваться своего при помощи переговоров.

    И ни в коем случае нельзя оставлять все, как есть. Если уж совсем невмоготу, и даже небольшой отпуск не может вернуть вам былой запал, а коллектив вызывает только негативные эмоции, всегда можно сменить место работы.

    Главное – это помнить о себе, своем здоровье. Ни в коем случае не позволяйте стрессу взять верх над вами и вашими успехами на рабочем месте.

    24health.by

    Как распознать и побороть стресс на работе?

    Стресс на работе — тема, актуальность которой в последние два десятилетия резко возросла. Усугубляет проблему и то, что распознать критическое состояние организма для некоторых людей представляет сложность. Из-за этого эффективность и качество деятельности сотрудника падает, вызывая недовольство у руководящего состава. Как бороться с психологическим дискомфортом и вовремя распознать его?

    Физические проявления

    Состояние стресса обусловлено выбросом гормонов, готовящих организм к дополнительной нагрузке. За счёт этого поднимается уровень глюкозы в крови, учащается сердечный ритм и дыхание, наблюдается обильное потоотделение. Подобная реакция тела воспринимается человеком, как паническая атака, а способность преодолеть страх присуща только психически стабильным людям.

    Стресс — абсолютно нормальная защитная реакция организма, которая спасает при увеличении какого-либо рода нагрузки. Но, как только опасность для здоровья исчезает, это явление теряет актуальность. И когда дискомфорт переходит в разряд затяжных состояний, оставлять его без внимания нельзя.

    Если быстро снять стресс не удаётся, это способно привести к серьёзным расстройствам психики и нарушениям в жизненно важных системах организма. При длительном бездействии подобное грозит летальным исходом, о таких случаях говорят « заработался до смерти ».

    Существует множество аспектов, приводящих человека к дискомфортному состоянию.

    Среди часто встречающихся выделяют таких виновников:

    1. Коллектив. Сильный стресс возникает из-за недоброжелательного отношения окружающих, излишних контактов с неприятными людьми, обилия негативных эмоций и напряжённой атмосферы в отделе.
    2. Расплывчатость ролей. Это тот случай, когда увольняться следует немедленно, только так получится преодолеть негативную ситуацию. Здесь стресс вызывают обязанности, никак не относящиеся к выбранной профессиональной деятельности. Например, когда человек, устроившийся на должность редактора, вынужден также выполнять работу веб-дизайнера или разносить начальству кофе. Неудивительно, что сотрудник начнёт испытывать недовольство, постепенно переходящее в устойчивое состояние.
    3. Ответственность. Этот фактор возрастает вместе с количеством возложенных обязанностей и карьерным ростом. Руководство не следит за грамотным распределением нагрузки, в результате чего один сотрудник попросту не способен справиться с завалом. Бороться с этим возможно лишь методом пересмотра графика и наймом помощников.
    4. Стресс при выходе на новую работу. Такое случается с неуверенными людьми, опасающимися, что их не примет коллектив, обязанности окажутся не под силу, а начальство будет зверствовать направо и налево. В этой ситуации дискомфорт часто пропадает сам, когда сотрудник привыкает к окружению и должности.
    5. Отсутствие интереса. Работа только ради денег — источник сильнейшего стресса, особенно при низкой оплате труда, к которому « душа не лежит ». Чтобы избавиться от неприятных проявлений этого состояния, деятельность придётся сменить.
    6. Корпоративная этика. Несмотря на советы разных « гуру коллективных отношений », в компаниях, где придерживаются данной системы ценностей, стресс у сотрудников лишь возрастает. Их принуждают к заполнению бесполезных бумаг, выездам на тренинги, командной работе и просто проявлению симпатии ко всем коллегам без разбора. Хотя лишний выходной и уважение к личным предпочтениям были бы куда полезнее.
    7. Если не пытаться преодолеть подавленность и не изменить условия труда, легко лишиться элементарного желания продолжать строить карьеру. В таких случаях люди попросту увольняются, теряют активную позицию и начинают плыть по течению. Причём никаких планов на дальнейшее трудоустройство они не имеют, говоря о том, что не хотят работать вообще.

      Как бороться со стрессом?

      Ранее к самым тяжёлым профессиям относили потенциально опасные для здоровья, требующие нахождения в условиях, далёких от комфорта. Однако в настоящий момент к ним стали причислять педагогов, менеджеров, продавцов и прочие должности в сфере услуг. Одним словом, любая работа, требующая частого общения с людьми, считается вызывающей стресс.

      Для таких несчастливцев существуют специализированные курсы. Они призваны научить техникам коммуникации, которые помогут избегать нежелательных ситуаций и сводить контакты к минимуму без ущерба для клиентуры организации.

      Чтобы преодолеть стресс, вызванный назревающим конфликтом, рекомендуется переключать внимание на приятный предмет интерьера. Сталкиваясь с агрессивным собеседником, нужно каждые 5 минут погружаться в осмотр окружающего пространства, подмечать интересные элементы и их свойства. Но делать это стоит не более 2-3 секунд, иначе нить беседы будет потеряна.

      Такой подход позволяет избавиться от отрицательных эмоций и освежить мысли, благодаря чему становится возможным преодолеть губительное напряжение.

      Стресс на руководящей должности

      Этому состоянию подвержены люди, на которых падает высокая нагрузка и ответственность. Особенно всё усугубляет трудоголизм и невозможность отвлечься от трудовой деятельности даже в неформальной обстановке. В такой ситуации бороться со стрессом практически невозможно, человек всё время думает только о работе, и это ведёт к эмоциональному истощению.

      Чтобы снять напряжение, придётся преодолеть себя и поверить в важность других видов занятости. Например, стоит переключить внимание на творчество или времяпрепровождение с близкими. Такие мелочи отлично помогают в оздоровлении нервной системы, а главное, отдохнувший разум намного быстрее решает профессиональные вопросы.

      Общие рекомендации

      Для отвлечения от тягостных мыслей и снятия напряжения стоит начать заниматься спортом. Главное – выбрать действительно доставляющий удовольствие вид деятельности, тогда физическая нагрузка точно поможет бороться со стрессом. Этому поспособствуют выделяемые организмом гормоны и банальный умственный отдых.

      Кроме того, чтобы преодолеть трудное состояние, нужно чаще радоваться и не брезговать время от времени примерять «розовые очки». Тем, кто замечает красоту окружающего мира, открываются новые возможности и умение контролировать жизнь в полной мере.

      Если столь глобальные изменения кажутся слишком сложными, стоит попробовать другие методы:

      1. Дыхательная гимнастика. Этот процесс в значительной степени контролирует функционирование организма, поэтому освоение данной техники в любом случае положительно скажется на здоровье.
      2. Сон. Соблюдение рекомендации возможно только в том случае, если человек не трудится до глубокой ночи. В остальном, чтобы начать высыпаться, следует раньше ложиться, постепенно прибавляя время на отдых. Например, по 15 минут в день.
      3. Планирование. Такой метод подразумевает разбитие крупных целей и задач на более мелкие, выполняя которые в задуманный срок, можно хвалить себя за проявленные ответственность и профессиональное умение.

      Но каким бы рекомендациям работник ни следовал, главное для него — преодолеть стресс. Нельзя позволять ему захватывать организм и становиться обыденностью. Ведь о собственном здоровье человек должен заботиться сам, посторонним до него нет никакого дела.

      mjusli.ru