Последствия заикания у ребенка

Заикание у детей — как помочь ребенку

Нормальная работа речевого аппарата так же важна для развития ребенка, как и способность полноценно двигаться и перемещаться. При возникновении заикания существует огромная опасность того, что ваш малыш не только медленнее остальных детей сможет познавать окружающий мир, но и станет более отстраненным и замкнутым. Если вы заметили первые признаки заикания у своего ребенка, не пускайте ситуацию на самотёк.

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. В отечественной логопедической литературе устоялось более простое, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата». (источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Заикание)

Первые признаки заикания

При заикании почти все дети ведут себя одинаково. Главная задача родителей состоит в том, чтобы вовремя распознать первые тревожные звоночки и предотвратить дальнейшее развитие проблемы. К основным признакам заикания относят такие поведенческие особенности:

  • Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью;
  • При заикании возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание;
  • Ребенок может долго выговаривать первые слоги или по несколько раз повторять одно и то же слово;
  • Ребенок долго не может сосредоточиться, внезапно обрывает свою речь, замолкает;
  • В начале или в середине предложения, между словами часто повторяются лишние звуки «А», «О», «И»;
  • Ребенок часто останавливается и думает над каждым словом;
  • Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе;
  • Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц;
  • Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание;
  • Малыш начинает вместо слов использовать жесты.
  • Заикание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов.

    Психологические особенности заикающихся

  • робость и смущение в присутствии людей;
  • чрезмерная впечатлительность;
  • яркость фантазий, усиливающая заикание;
  • относительная слабость воли;
  • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
  • боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.
  • Последствиями заикания

    • Нарушение социальной адаптации;
    • Снижение самооценки;
    • Логофобия – боязнь речи;
    • Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук;
    • Усугубление речевого дефекта.
    • Причины появления заикания

      Заикание может появиться совсем неожиданно. Но любой тип заикания абсолютно в каждом случае имеет свою собственную причину появления. Именно эту причину необходимо отыскать в кратчайшие сроки, так как именно от этого будет зависеть дальнейших успех лечения.

    • Испуг;
    • Перенесённый менингит или энцефалит;
    • Сахарный диабет;
    • Частая бессонница и энурез;
    • Гиподинамия и быстрая утомляемость;
    • Длительное пребывание в напряженном невротическом состоянии;
    • Резкая смена окружающей обстановки (переезд, длительное путешествие);
    • Чрезмерно строгое отношение родителей к ребенку;
    • Нарушения в работе центральной нервной системы;
    • Наследственность;
    • Ушиб головы, сотрясение мозга;
    • Плохая приспособляемость к обществу;
    • Чрезмерно позднее или чрезмерно раннее развитие речи;
    • Нарушение нормального функционирования ЦНС;
    • Высокая подверженность к простудным заболеваниям.
    • Всего в медицине принято выделять 2 основных типа заикания:

    • Невротический — возникает вследствие перенесенной психологической травмы, потрясения (например, испуг или стресс; такая форма заболевания обычно легко поддается исправлению) или из-за чрезмерно увеличенной речевой нагрузки. Этим типом расстройства страдают по большей части впечатлительные и ранимые дети.
    • Неврозоподобный — развивается зачастую при поражении нервной системы, которая может достаться в наследство или стать последствием нарушения внутриутробного развития.
    • По характеру судорог заикание бывает:

      • Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
      • Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
      • Тонико-клоническое.
      • Клоно-тоническое.
      • Артикуляционное.
      • Голосовое.
      • Дыхательное.
      • Смешанное.
      • Обращаться за помощью к специалисту необходимо сразу после того, как вы заметили признаки заикания у малыша. На ранних стадиях проблему ещё можно устранить быстро. Поэтому не откладывайте поход к врачу на потом, доктор поможет определить тип и вид расстройства, а также назначит эффективное лечение.

        Почему ребёнок заикается:

        Помощь ребенку

        При наличии заикания, посетить необходимо сразу несколько врачей, а именно логопеда, психолога, невролога. Проведя полноценное обследование и исключив не относящиеся к расстройству симптомы, можно приступать к полноценному лечению.

        При невротическом типе заикания врач назначает специальную терапию, которая должна снизить подверженность стрессам и бурным эмоциям. Это поможет найти соответствующий подход к ребенку и научит родителей правильно общаться с ним.

        При неврозоподобном заикании необходимо медикаментозное лечение, комбинированное с посещением психолога. Чтобы результат был заметным и устойчивым необходимо длительное лечение, которое будет сопровождаться поддержанием комфортных условий в месте, где проживает ребенок.

        При лечении заикания необходимо придерживаться таких рекомендаций врача:

      • Создайте для ребенка комфортные условия в доме. Позаботьтесь о том, чтобы малыша ничего не выводило из равновесия и не провоцировало на отрицательные эмоции, исключите мультфильмы и игры агрессивного характера;
      • Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты;
      • Общайтесь с малышом в спокойных тонах, говорите внятно и разборчиво;
      • Никогда не говорите ребенку о том, что он что-то неправильно говорит или выговаривает;
      • Читайте ребенку побольше детских сказок (влияние сказок на ребенка). Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего;
      • Заведите в доме домашнего питомца. Таким образом, малыш перестанет чувствовать себя одиноким и подавленным, и заведет настоящего друга;
      • Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев;
      • Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно;
      • Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений;
      • Если малыш не желает в какой-то момент общаться с людьми или со своими сверстниками на детской площадке, не принуждайте его к этому.
      • Дети постарше нуждаются в более глубоком лечении, которое предусматривает профилактику искажения личности. Эта терапия проводится психологом для того, чтобы малыш не ощущал себя беспокойно и не испытывал комплексов из-за своей проблемы. Если не прибегнуть к этой терапии, то у ребенка может развиваться страх разговаривать и находиться в окружении людей.

        Профилактические меры

        Чтобы предотвратить развитие возможного заикания или закрепить полученный эффект после лечения, необходимо следовать таким мерам профилактики:

        1. Создайте для своего малыша идеальный режим дня, в котором у него будет достаточно времени для игр, прогулок и сна. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша.
        2. Не разрешайте смотреть передачи и мультики, которые не соответствуют возрастной категории вашего ребенка и могут вызывать непредсказуемые эмоциональные всплески.
        3. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
        4. Не перегружайте ребенка, заставляя его учить наизусть целые поэмы, чтобы похвастаться перед друзьями или родителями в садике.
        5. Наказывая ребенка, не оставляйте его одного в темном помещении, так как велик риск развития навязчивого страха. Оставьте лучше малыша без сладкого или без любимой игрушки, если он провинился.
        6. Вовлеките свое чадо в занятия музыкой или танцами, это способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа и так, малыш раскрепостится и станет более уверенным в себе. Полезны занятия по пению.

        Заикание у детей является достаточно серьезной проблемой, но вполне устраняемой, если вовремя обратить на неё внимание и пойти за помощью к нужному специалисту.

        Что нужно делать, если ребенок начал заикаться?

        ШДК: Занятия с логопедом: заикание

        Доктор Комаровский вместе с логопедом Викторией Гончаренко выяснят, как должны действовать родители, если у их ребенка наблюдается нарушение речи: к какому врачу обратиться, какой выбрать режим дня, чем с малышом заниматься. Также Евгений Олегович и его гостья ответят на вопросы зрителей, описав алгоритмы поведения родителей с детьми, у которых отмечается заикание.


        razvitie-krohi.ru

        В чем причины заикания и как верно подобрать лечение этой патологии у детей

        В логопедии заикание определяется как сложное нарушение речевой деятельности, проявляемое в виде непроизвольного повторения одних и тех же звуков по несколько раз вследствие судорожных сокращений органов артикуляции. Часто также наблюдаются отклонения ритмичности речи и возникают непроизвольные остановки при произношении фразы. Проблема не является исключительно речевой, так как обычно сопровождается определенными нарушениями работы центральной нервной системы. Лечение заикания у детей зависит от причин, вызвавших данное состояние.

        Наиболее распространено данное явление в детском возрасте (до 5 лет), когда речь формируется и развивается. Чаще заикание встречается у мальчиков, а сама проблема диагностируется у 3% всех детей.

        Причины развития заикания

        Существует множество факторов, которые влияют на развитие речи. Некоторые из них могут стать предпосылками развития заикания у ребенка.

        Причины заикания у детей могут быть следующими:

      • предрасположенность на наследственном уровне (проявляется с младенчества, возникает в начале развития речевой деятельности, может сопровождаться другими симптомами, такими, как энурез, повышенная тревожность, страх по ночам);
      • повреждения головного мозга в период до рождения и во время родов (перинатальные недуги, связанные с токсикозом матери во время беременности, удушением, внутриутробной гипоксией, снижением доступа кислорода во время родов, травмами, полученными при родовой деятельности);
      • тяжелые заболевания инфекционной природы, перенесенные в детстве (менингиты, корь, коклюш, энцефалит, тиф). Чаще всего отклонение, спровоцированное инфекциями, проявляется в более позднем возрасте – около 7-8 лет (классифицируется как заикание у детей дошкольного возраста);
      • получение сильных черепно-мозговых травм;
      • гипотрофия (данное состояние может вызвать заикание как в раннем детском возрасте (для детей 3 лет), так и в более позднем (до 10 лет));
      • рахиты;
      • переучивание левши писать правой рукой;
      • факторы, влияющие на психическое состояние ребенка – страхи, конфликты, ссоры, радость или строгий стиль воспитания, свойственный родителям.
      • Потрясения психического и психологического характера могут спровоцировать заикание не только у маленьких детей, но и у подростков 14-15 лет. В некоторых случаях отклонение провоцируется повторением манеры общения человека, который заикается.

        Распространены ситуации, когда заикание у детей дошкольного возраста не является единственным заболеванием речевой системы, комбинируясь с дислалиями, дизартриями, тахилалиями, алалиями, ринолалиями.

        Разновидности отклонения

        Перед тем как вылечить заикание у ребенка, следует точно определить, к какой разновидности патологии конкретный случай относится. Заикание как патологию можно классифицировать одновременно по нескольким основаниям.

        Так, по степени выраженности симптомов выделяют заикание:

      • легкой формы (симптоматика практически не выражена, заикание может проявляться при спонтанной речи в виде запинок судорожного характера);
      • средней формы (заикание наблюдается как при монологических высказываниях, так и при ведении диалога);
      • тяжелой формы (запинки встречаются при высказываниях любого типа и характера, заикание носит затяжной характер, что делает коммуникацию сложной или практически неосуществимой).
      • Распространена классификация, рассматривающая источник заикания как таковой. Патогенетические разновидности включают:

      • заикание в форме расстройства речевого функционирования (логоневроз);
      • заикание, связанное с анатомическими или органическими сбоями работы центральной нервной системы (запинки неврозоподобного вида).
      • Заболевание может по-разному протекать в зависимости от частоты проявления соответствующих симптомов. Различают следующие виды заикания:

      • волнообразное заикание (сохраняется постоянно, но в зависимости от времени, условий и обстановки может проявляться в большей или меньшей степени).
      • рецидивирующее заикание (может на некоторое время исчезнуть, а потом появиться вновь);
      • постоянное заикание (с течением времени не исчезает и не уменьшается).

      Последняя классификация рассматривает механизм проявления патологии. По характеру судорожного проявления рассматривают заикание:

    • клоническое (за счет частого сокращения артикуляционных мышц происходит многократное повторение одного и того же звука);
    • тоническое (связано с мышечным состоянием тонуса, которое может развиваться в тканях языка, губ и щек, что провоцирует остановку произношения);
    • смешанное (в зависимости от соотношения различают клоно-тоническое и тонико-клоническое);
    • дыхательное;
    • голосовое;
    • артикуляционное.
    • Проявления болезни

      Патология имеет четкие и явные симптомы, которые в зависимости от причины и истока развития болезни могут иметь особенности. Общими проявлениями заикания являются:

    • движения во время произношения – непроизвольные сокращения мимических мышц, моргание, раздувание носовых крыльев;
    • использование дополнительных эффектов, целью которых является снижение видимости патологии – зевание, смех, кашель;
    • судорожные явления в момент до начала речи или при произнесении слов (проявляется в неспособности сразу произнести слово или многократным повторением одного из слогов);
    • нарушения дыхания (дыхание носит поверхностный, аритмичный характер, речь начинается на глубоком вдохе или выдохе).
    • В детстве патология может также сопровождаться рядом отклонений вегетативного плана: гипергидрозом, тахикардией, нетипичным изменением цвета кожи, изменением показателей артериального давления при проговаривании слов.

      Если заикание носит неврозоподобный характер, зачастую речь носит невыразительный, монотонный характер. Темп произношения ускоренный, а в целом речевая деятельность повышена. Могут наблюдаться и другие проявления – неразборчивость почерка, невыразительность мимических и моторных действий. Особенно явно симптоматика проявляется тогда, когда ребенок устал.

      Логоневроз обычно сопровождается резким ухудшением качества речи, так как в основе данной патологии лежит состояние, связанное со значительной нагрузкой на психоэмоциональную сферу.

      Активность ребенка снижается, наблюдается фиксирование на слоге, который он не может произнести. Часто проявляется боязнь речи. Дыхательная система, как и голос, подвержена судорожным проявлениям. Патология носит непостоянный характер и в отсутствие неблагоприятного фактора снижается.

      Диагностика проблемы

      Для создания полной картины болезни, а также определения точной причины, по которой она возникла, ребенка должен обследовать не только логопед, но и детский врач, психолог, психиатр и невролог.

      Важно точно и полно собрать анамнез состояния, так как это оказывает решающее влияние на выявление истоков болезни и подбор нужной терапии. Указывается время, в которое появился дефект, факторы, этому поспособствовавшие, а также приводится информация о степени развитости ребенка в плане речевой деятельности и описывается состояние дыхательной системы.

      Ряд терапевтических анализов и исследований обязательно включает:

    • оценку речевой активности (дыхание при разговоре, темп речи и тембр голоса, отклонения моторики и произношения, наличие, тип и частоты судорог);
    • определение состояния центральной нервной системы (ЭЭГ, МРТ, реонцефалография).
    • Опционально для конкретного случая могут быть подобраны специальные дополнительные исследования.
    • Способы коррекции заикания

      Правильно и максимально быстро устранить дефект можно только у врача, так как именно медик может подобрать адекватное лечение, исходя из анамнеза заболевания.

      Участие в лечении невролога требуется только в том случае, если заболевание вызвано поражением ЦНС, психолога – если имела место ситуация, эмоционально повлиявшая на ребенка и приведшая к заиканию. В остальных случаях патологии речевой деятельности корректируются логопедом.

      Методы лечения заикания включают:

    • воздействие гипнозом;
    • иглоукалывание;
    • лечение заикания у детей в домашних условиях;
    • устройства против заикания;
    • лечение лекарственными средствами;
    • массажи, ванны;
    • гимнастика для нормализации работы системы дыхания;
    • логоритмические и логопедические упражнения.
    • Медикаментозная терапия обычно используется в качестве дополнительной, так как используемые препараты не могут устранить дефект. В зависимости от состояния больного могут назначаться таблетки гомеопатического действия, ноотропы, препараты от судорог, успокоительные и транквилизаторы.

      Посредством гипноза не лечат состояния, возникающие от заикания у детей младшего возраста. Для старших детей это один из самых действенных и простых способов вылечиться – улучшения достигаются после первого сеанса, а после 10 занятий может наступить полное излечение.

      Метод точечного массажа основан на том, что воздействие производится на активные точки организма. Начинать подобную терапию лучше как можно раньше, так как ее эффективность с возрастом может значительно снижаться.

      Дыхательная гимнастика направлена на формирование привычки правильного дыхания. Дыхательные упражнения при заикании действенны в ситуациях, когда патология спровоцирована неправильным, поверхностным дыханием при произнесении слов. Таким образом лечат детей от 4 лет.

      Занятия по логоритмике при заикании у детей могут скрыть дефект речи за счет тренировки голоса. При помощи логоритмического метода корректируют патологию речи у детей дошкольного возраста.

      Обычно занятия включают следующие аспекты:

    • игра на инструментах;
    • пение;
    • мышечное расслабление;
    • гимнастика для коррекции дыхания;
    • упражнения на артикуляцию.
    • Для детей с заиканием разработаны специальные приборы, позволяющие слышать собственную речь с небольшим запаздыванием. Более совершенные устройства могут отражать то, как ребенок должен произнести слово правильно или снижать громкость голоса фоновыми шумами (современные приборы способны регулировать уровень громкости голоса).

      Некоторые прибегают к лечению заикания травами – такими, как крапива, зверобой, мелисса, вереск, хмель или ромашка. Отвары на основе таких сборов оказывают мощный успокаивающий эффект. Такое воздействие требуется при заикании у детей, которое было спровоцировано психоэмоциональными негативными факторами.

      Возможные последствия патологии

      Даже при полном излечении заикания могут остаться заболевания психического характера, связанные с неспособностью преодолеть боязнь проблемы. Распространены следующие случаи следовых нарушений:

    • значительное понижение самооценки ребенка;
    • отсутствие достаточного уровня адаптации в обществе;
    • страх речевой активности (логофобия);
    • страх произнесения звука, который раньше не получалось произносить с первого раза (звукофобия).
    • В отдельных случаях профилактика и лечение могут привести к обратному эффекту, усугубив проблему.

      Как минимизировать риск развития состояния

      Необходимые меры для того чтобы лечение заикания у детей в домашних условиях было эффективным, включают в себя следующие мероприятия:

    • обеспечение ребенку нормальной психологической и эмоциональной обстановки;
    • постоянное общение с ребенком;
    • контроль над правильностью произношения слов и дыхания.
    • С ребенком лучше разговаривать достаточно медленно, но понятно и четко – так ребенок научится контролировать темп своей речи. Во избежание проявления симптомов также нежелательно перебивать детей во время разговора.

      С ранних лет лучше приучать детей к неторопливому изложению мыслей – так им будет проще научиться говорить правильно и без дефектов. Хорошо развить речь помогает чтение книг вслух с последующим пересказыванием их содержания, но если ребенок уже начал заикаться, лучше не заставлять его это делать без его желания.

      Важно создать благоприятную семейную обстановку, так как от этого напрямую зависит психологическое состояние ребенка. Нежелательны ссоры, крики и попытки наказать ребенка.

      Ребенка с дефектом речи важно хвалить даже за незначительные успехи. В то же время не стоит ребенка баловать, так как в этом случае отказ может спровоцировать появление заикания на фоне негативных эмоций. Как вылечить заикание у ребенка в конкретном случае максимально эффективно решает врач.

      Профилактические меры

      К основным общеоздоравливающим методикам профилактики речевых дефектов можно отнести:

    • ограничение взаимодействия ребенка с людьми, имеющими речевые недостатки, в особенности заикание;
    • создание нормальной психологической обстановке в доме;
    • снижение риска психологического или физического травмирования ребенка;
    • составление нормального режима дня;
    • использование мягких способов наказания за провинности;
    • письмо, чтение, пересказы и другие занятия, повышающие качество речи.
    • Если заикание когда-либо было или наблюдается в настоящее время, ребенок должен находиться под постоянным наблюдением врачей, особенно невролога и логопеда.

      Литература для чтения с ребенком должна подбираться в соответствии с возрастом, так как иначе образы могут напугать или впечатлить ребенка так, что проявятся симптомы отклонений речевой активности. Особенно это касается страшных или печальных сказок.

      То же самое относится к просмотру передач по телевизору или длительному использованию сети – нервная система ребенка не может справиться с такой нагрузкой, поэтому избыток информации может стать причиной множества отклонений, в том числе связанных с речью.

      Сразу после лечения лучше ограничить ребенка в развлечениях, так как новые сильные эмоции могут вернуть прежнее дотерапевтическое состояние.

      По возможности близкие люди должны говорить с заикающимся максимально четко и плавно, чтобы по примеру он учился говорить правильно. Развитию правильного дыхания способствуют занятия танцами и пением, поэтому для заикающихся детей такие занятия очень полезны.

      Обычно такая проблема, как заикание, требует врачебного вмешательства, так как самостоятельно добиться успехов в коррекции этой патологии сложно. Для максимально эффективного лечения важно выбрать, как лечить заикание у ребенка в конкретном случае. Дефект хорошо поддается коррекции при своевременном и адекватном ее проведении.

      vseorechi.ru

      Заикание у детей: Причины и последствия

      С проблемой заикания у детей, которая проявляется в вынужденных остановках или же в повторении некоторых слогов, сталкивается довольно большое количество родителей. В основном это несчастье настигает детишек дошкольного возраста.

      Заикание у ребенка может происходить совершенно по разным причинам, которые мысленно можно разбить на два класса: предрасполагающие и производящие.

      Своеобразной «почвой» для возникновения такой проблемы, как заикание у детей, можно считать:

    • Невропатическое отягощение папы или же мамы (инфекционные, соматические либо же нервные заболевания);
    • Невропатические особенности уже заикающегося ребенка (энурез, ночные детские страхи, эмоциональная раздраженность), а также его конституциональная предрасположенность;
    • Различные по периоду развития поражения детского головного мозга, возникающие из-за влияния множества вредных факторов, например: асфиксии, родовых травм;
    • Наследственная отягощенность.

      А вот производящие причины заикания у ребенка могут различаться даже по своей природе:

      Физиологические причины:

      — различные травмы, например, сотрясение мозга или же родовая травма;

      — истощение или же переутомление детской нервной системы из-за интоксикации или перенесенных заболеваний, негативно влияющих на нервные окончания, отвечающие за речь: рахит, тиф, корь, а также глисты и коклюш;

      Психические, а также социальные причины:

      -нарушения в формировании речи еще с детства: скороговорение, неправильное звукопроизношение, произнесение речи на вдохе, перегрузка малышей речевым материалом сложным для их возраста и мышления и даже нервная и быстрая речь его родителей;

      -заикание у детей может вызвать и резкая психическая травма, к примеру, страх или же испуг; ошибки родительского воспитания во всех проявлениях, а также длительное психическое напряжения из-за постоянных негативных эмоций и неразрешенных конфликтов;

      -тяжелая и острая психическая травма из-за сильных и неожиданных потрясений, которые могут вызвать либо дикую радость, либо состояние ужаса;

      -полиглоссия может возникнуть, если маленький ребенок «с пеленок» овладевает сразу несколькими языками и на одном из них начинает заикаться;

      -переучивание леворукости с вечными указаниями и напоминаниями могут довести ребенка до настоящего невропатического, а также психопатического состояния, провоцирующего заикание у ребенка;

      -подражание заикающимся может быть пассивным, когда малыш и впрямь бессознательно начинает заикаться, слыша заику, а также активным, когда ребенок специально копирует заикающихся;

      — неверное отношение педагога к ученику (чрезмерная суровость и строгость, а также неумение раскрыть ученика) могут действительно вызвать заикание.

      Как понять, что ребенок начал заикаться?

    • Малыш вдруг умолкает и наотрез отказывается говорить. Такой момент может продлиться лишь пару часов, а может затянуться и на сутки. Начав говорить снова, ребенок уже заикается. Если же обратиться к врачу в период молчания, то возможно предотвратить заикание у детей;
    • Вставление в момент речи лишних звуков перед некоторыми словами, начинающимися на «а» или же «и»;
    • Повторение либо первых слогов, либо даже целых слов постоянно в самом начале фразы;
    • Вынужденные паузы не только в середине фразы, но и слова;
    • Запинки перед началом говорения.
    • Как логопед обследует заикающихся деток?

      Заикание у детей обследуется очень тщательно. Начинают еще с дородового периода: и мамин возраст, и ее психическое здоровье, и заболевания, как матери, так и отца, а также само течение беременности.

      Беседуя с родителями, доктор выясняет мельчайшие подробности речевого развития малыша, начиная с первых звуков и младенческого лепета до первых слов и фраз. Также, выясняется и привычный для него темп речи, а также наличие либо отсутствие особенностей поведения при общении со своим речевым окружением, о котором также важно поговорить, чтоб логопед узнал, есть ли среди этих людей заики либо слишком быстро говорящие люди.

      Заикание у ребенка также напрямую зависит от домашнего воспитания, врачу важно знать особенности отношения родителей к малышу, имеет ли там место заласкивание или, наоборот, запугивание, потакание капризам или физические наказания. Кроме того, важна и помощь в формировании у малыша правильной речи с опасностью перегрузки его речевых и мыслительных возможностей, либо, наоборот, из-за недостатка контроля его речевого развития и правильного произношения.

      Очень важно, чтоб родители четко знали, когда именно, в какой момент могло возникнуть заикание у детей и каковы его возможные причины. Не менее важны особенности его проявления, а также, в каких ситуациях детишки особенно часто заикаются. Ну и, конечно, нужно знать отношение каждого отдельного ребенка к своему речевому дефекту.

      Затем врач проводит целый ряд экспериментов и тестов с малышом, чтоб оценить степень сложности и серьезности этого речевого недуга. Проще всего вылечить заикание еще в раннем детстве до 4-ьох годиков, однако об этом лучше прочесть в статье «Лечение заикания у детей».

      Как вести себя с заикающимся ребенком?

      Прежде всего, таким деткам нужен индивидуальный подход, а также правильный речевой, да и общий режим и, конечно, дружеская и спокойная атмосфера в семьях:

    • Не читайте ребенку много книжек, особенно страшных;
    • Пусть ребенок не злоупотребляет телепередачами, чтоб не переутомиться;
    • Не потакайте всем прихотям малыша;
    • Не перегружайте свое чадо массой впечатлений одновременно;
    • Не запугивайте и не наказывайте ребенка, особенно важно, не оставлять его одного в плохо освещенном помещении;
    • Говорите с малышом плавно и четко, без спешки, но и не по слогам;
    • Родители должны относиться к своему чаду всегда одинаково ровно и требовательно. На пользу пойдет сближение таких детишек с правильно говорящими и уравновешенными ребятами, чтоб общаясь с ними, они учились правильной размеренной речи. Для заикающихся деток подходят игры с хоровыми ответами;
    • Учителя должны знать, что заик лучше спрашивать хорошо и правильно ответившего ученика, но никак не первыми. В случае запинки педагогу стоит помочь произнести школьнику фразу правильно или вообще переключить его внимание на иной вопрос;
    • Запишите свое чадо танцы, уроки музыки и пения, — это все развивает и правильное речевое дыхание, и чувство ритма и темпа;
    • Попробуйте привлечь ребенка к бесплатным играм приключениям, которые смогут его заинтересовать, однако, стоит помнить, что такие игры должны быть развивающими, а также, расслабляющими, что бы ребенок был всегда спокоен, ведь только в спокойствии, он сможет самостоятельно излечить свой недуг.
    • Не бойтесь отвести свое чадо к доктору, и вскоре вы непременно услышите его звонкий голосок, льющийся как ручеек без единой запинки.

      perwenec.ru