Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса марищук вл

Загрузить Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. Учебное пособие

Книга написана как учебное пособие для студентов, изучающих психологию в университетах, медицинских физкультурных и военных учебных заведениях, а также для всех, кто интересуется проблемами стресса, саморегуляцией эмоциональных состоянии. Часть информации является новой, полученной авторами экспериментальным путем.

В соответствии с содержанием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования представлены материалы ряда тем, изучаемых по специальностям «Общая психология», «Педагогика и психология». «Клиничесвая психология».

В 1-й главе изложена учебная информация о функциональных состояниях человека, связанных с экстремальными ситуациями природного и технического характера; о функциях, структуре и динамике конфликтов в общении, методах их разрешения.

Во 2-й главе дана характеристика стресса, показаны различия между эв-стрессом и ди-стрессом (авторами представлена новая концепция развития стресса по механизмам «минимизации»). В аспектах передачи основ медицинских знаний даны экспериментальные материалы о понижении иммунной реактивности я нанесении ущерба здоровью. Изложены дискуссионные положения о развитии эмоции.

В 3-й главе представлены материалы по психодиагностике, в том числе тесты, разработанные и многократно апробированные авторами.

В 4-й главе представлены материалы об управлении психическими и эмоциональными состояниями Раскрыта сущность разработанной авторами эффективной методики «Самоконтроль-саморегуляция», используемой в самых различных экстремальных условиях.

В 5-й главе охарактеризован ряд психолого-педагогических аспектов здорового образа жизни, положений профилактической медицины, раскрыта сущность рефлексопрофилактики, аромофитоэргономики, музыкального кондиционирования и др.

forum.myword.ru

Читать онлайн «Психология стресса и методы коррекции» автора Щербатых Юрий Викторович — RuLit — Страница 7

8. Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. Киев, 1999, с. 6—39.

9. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издательский дом «Сентябрь». 2001, с. 52—60; 81—85.

10. Меерсон Ф. 3. Адаптация организма к стрессовым ситуациям и предупреждение нарушений ритма сердца // Успехи физиологических наук. 1987. Т. 18. № 4, с. 56—79.

11. Мойкин Ю. В., Киколов А. И., Тхоревский В. И., Милков Л. Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. М.: Медицина, 1987, с. 3—256.

12. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Физиология и психология страха // Природа. 2000. № 5, с. 61—67.

13. Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2004, с. 243.

14. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970, с. 8—48.

15. Симонов П. В. Психофизиологический стресс космического полета // Основы космической биологии и медицины. М.: Наука, 1975. Т. 2. Кн. 2, с. 158—172.

16. Суворова В. В. Психофизиология стресса. М: Педагогика, 1975, с. 3—208.

17. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1981, с. 5—232.

18. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 3—268.

19. Хананашвили М. И. Информационные неврозы. Л.: Медицина, 1978, с. 3—143.

20. Черкович Г. М. Опыт воспроизведения невроза у обезьян путем экспериментального изменения суточного режима // Бюллетень экспериментальной биологии. 1959. Т. 48. № 8, с. 21—24.

21. Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. 2000. № 3, с. 111—115.

22. De Quattro V. L. Stress overload-and catecholamine response-demand neutralizing antihypertensive therapy // Heart and Circ. 1988. V. 3, Suppl. № 2. P. 6—7.

23. Folkman S., Schaefer C, Lazarus R. S. Cognitive processes as mediators of stress and coping / V. Hamilton, D. W. (Eds.) Human stress and cognition: An information processing approach. N. Y.: Willey, 1979. P. 265—298.

24. Lannone V. Stress und Krankheit // Raum und Zeit. 1990. V. 9. № 4. P. 60—62.

25. Lazarus R. S., Launier R. Stress – related transactions between person and environment // L. A. Pervin, M. Levis (Eds.). Perspectives in inreractional psychology. N. Y.: Plenum, 1978. P. 287—327.

26. Stewart-Brown S., Layte R. Emotional health problems are the most important cause of disability in adults of working age: A study in the four counties of the old Oxford region //J. Epidemiol, and Community Health. 1997. V. 51. № 6. P. 672—675.

Глава 2 Формы проявления стресса и критерии его оценки

2.1. Формы проявления стресса

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы). Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. Так, Д. Натт выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности:

+ настроение (например, волнение);

+ когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);

+ физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор);

+ поведенческие реакции @@@@@21#####.

В соответствии с этим подходом мы также будем отдельно рассматривать поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса, естественно, понимая, что между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные связи.

2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе

Для удобства изучения все многообразие поведенческих проявлений стресса можно разделить на четыре группы, что отображено на рис. 5. Нарушения психомоторики могут проявляться:

+ в избыточном напряжении мышц (особенно часто – лица и «воротниковой» зоны);

+ дрожании рук;

+ изменении ритма дыхания;

+ дрожании голоса;

+ уменьшении скорости сенсомоторной реакции;

+ нарушении речевых функций и т. д.

Рис. 5. Поведенческие признаки стресса.

Под действием стресса мышцы чрезмерно напрягаются, что мешает человеку выполнять точные и экономные движения, и человек тратит избыточное количество энергии на движения, которые ранее выполнялись легко и непринужденно @@@@@7#####. Избыточное напряжение в отдельной группе мускулатуры называют «мышечным зажимом», и они могут быть причиной болей в спине и шее, а также головных болей, включая мигрени. Существует несколько направлений и терапии, направленных на «снятие» таких зажимов и расслабление избыточно напряженных мышц: это прогрессивная мышечная релаксация, биологическая обратная связь и телесно ориентированная психотерапия.

Нарушения режима дня могут выражаться в сокращении сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.

Профессиональные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональной деятельности. Ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий.

Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения. При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду. Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми. Во время переживания глубокого стресса могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе вплоть до полного разрыва, причем основная проблема остается нерешенной, а у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности. Студенты-психологи, оценивавшие поведенческие признаки стресса, вызванного напряженной учебой, наиболее выраженным проявлением стресса назвали снижение работоспособности и повышенную утомляемость. К негативным последствиям учебного стресса были также отнесены нарушения сна и спешка, вызванная постоянной нехваткой времени. Нарушения социальных контактов и проблемы в общении отмечались студентами в числе последствий учебного стресса, однако выраженность этих явлений была не очень большой. При этом степень снижения работоспособности и развития утомления при стрессе зависела от некоторых объективных и субъективных факторов.

В наших исследованиях отмечалась достоверная положительная корреляция между снижением работоспособности студентови такими факторами, как «большая учебная нагрузка», «строгие преподаватели» и «жизнь вдали от родителей» (коэффициенты корреляции 0,41–0,43 при уровне значимости менее 0,01). К субъективным факторам, способствующим снижению работоспособности, можно отнести «излишне серьезное отношение к учебе», «стеснительность и застенчивость» и «проблемы в личной жизни», которые отягощают проявления учебного стресса.

Неадекватные попытки компенсировать стресс выражаются в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм курения, избыточном приеме пищии т. д. (рис. 6).Понашим данным, наиболее распространенным методом снятия стресса у студентов является вкусная еда, затем телевизор, сигареты и алкоголь. Оказалось также, что нередко люди пытаются снизить повышенный уровень стресса засчет агрессивных импульсов, «выплескивая» негативные эмоции на других людей. Близкие данные были получены и у людей, работающих бухгалтерами и экономистами.

www.rulit.me

Психология / Медицинская психология / Евдокимов

Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса

Марищук В.Л., Евдокимов В.И.

Книга написана как учебное пособие для студентов, изучающих психологию в уни-верситетах, медицинских, физкультурных и военных учебных заведениях, а также для всех, кто интересуется проблемами стресса, саморегуляцией эмоциональных состояний. Часть информации является новой, полученной авторами экспериментальным путем.
В соответствии с содержанием Государственного образовательного стандарта выс-шего профессионального образования представлены материалы ряда тем, изучаемых по специальностям «Общая психология», «Педагогика и психология», «Клиническая пси-хология».
В 1 –и главе изложена учебная информация о функциональных состояниях человека, связанных с экстремальными ситуациями природного и технического характера; о функ-циях, структуре и динамике конфликтов в общении, методах их разрешения.
Во 2-й главе дана характеристика стресса, показаны различия между эв-стрессом и ди-стрессом (авторами представлена новая концепция развития стресса по механизмам «минимизации»). В аспектах передачи основ медицинских знаний даны эксперименталь-ные материалы о понижении иммунной реактивности и нанесении ущерба здоровью. Из-ложены дискуссионные положения о развитии эмоций.
В 3-й главе представлены материалы по психодиагностике, в том числе тесты, раз-работанные и многократно апробированные авторами.
В 4-й главе представлены материалы об управлении психическими и эмоциональ-ными состояниями. Раскрыта сущность разработанной авторами эффективной методики «Самоконтроль-саморегуляция», используемой в самых различных экстремальных усло-виях.
В 5-й главе охарактеризован ряд психолого-педагогических аспектов здорового об-раза жизни, положений профилактической медицины, раскрыта сущность рефлексопро-филактики, аромофитоэргономики, музыкального кондиционирования и др.

Рецензенты:
В.А. Аверин – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики Педиатрической медицинской академии; С.Н. Ашкинази – доктор педагогических наук, профессор, начальник кафедры
Преодоления препятствий и рукопашного боя Военного института физической культуры; А.А. Боченков – доктор медицинских наук, профессор, начальник отдела Военно-медицинской академии.

Работа В.Л. Марищука и В.И. Евдокимова «Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса», представляющая собой учебное пособие, посвящена весьма актуальной и злободневной теме.
За последние десятилетия формы стресса стали более разнообразными. Авторы рассматривают их с точки зрения теории и практики, опираясь при этом, и на свой жиз-ненный опыт. Особенно интересны исторические примеры различных аварий, корабле-крушений, массовых катастроф и т.д. при анализе паники как экстремального состояния.
В пособии приведены чрезвычайно интересные факты влияния стресса на военных учениях. При написании книги был использован полученный на основании личного опыта обширный материал о спортивном стрессе, его особенностях, и влиянии на спортивные дос-тижения.
В данной работе предложены различные формы лечения больных с нарушением эмо-циональной сферы, подробно описаны методы лечения внушением и самовнушением, кото-рые используются как одна из форм психотерапии.
Одним из достоинств данного учебного пособия является наличие контрольных во-просов, заданий, словаря терминов, обширной библиографии, рисунков и таблиц.
В заключении следует подчеркнуть, что выход этой книги – важное и своевременное событие.
Член редакционного совета «Издательского дома «Сентябрь», доктор медицинских наук, профессор П.И. Буль.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Глава 1. ПРОБЛЕМА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Оптимальные и экстремальные условия обитания . . . . . . . 16
Возникновение экстремальных условий в профессиональной деятельности и быту, в общении. Конфликты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Паника как экстремальное состояние . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Экстремальные условия в летной деятельности и морской службе . . . . . . . . 34
Автономное плавание в океане, как пример поведения человека в экстремаль-ных условиях . . . . . . . . .40
Молодой учитель и проблема эмоциональной напряженности . . . . . . . . . . . .47
Глава 2. СТРЕСС И ЭМОЦИИ
Сущность понятия стресса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Чем определяется наименование стресса? . . . . . . . . . . . . .58
Профессиональные стрессы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Спортивные стрессы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Минимизация как перераспределение функциональных резервов организма 68
Роль психологических особенностей и профессии в развитии стресса . . . . . 74
Эмоции и эмоциональные состояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Эмоциональная напряженность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Глава 3. ОЦЕНКА, САМООЦЕНКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИО-НАЛЬНОГО СТРЕССА
О прогнозе стресса с помощью опросников и проективных тестов . . . . . . . 102
Накопление психодиагностической информации путем наблюдения . . . . . 116
Получение психодиагностической информации на занятиях по физической подготовке и в спорте . . . . . . 121
Изучение некоторых интеллектуальных особенностей и социально значимых черт личности . . . . 123
Глава 4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА
Формирование начальных навыков психической саморегуляции . . . . . . . . 135
Управление вниманием. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Создание чувственных образов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Словесные формулы внушения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Саморегуляция мышечного тонуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Управление ритмом дыхания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Аутогенная тренировка. . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . 159
Методики психической саморегуляции, способствующие коррекции психиче-ских качеств . . . . . . 170
Методика самовоспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Приемы воспитания, культуры мышления, эмоций и воли . . . . . . . . . . . . . 171
Приемы, способствующие выработке коммуникативных качеств . . . . . . . 177
Методика снижения реакции тревоги и страха . . . . . . . . . 182
Упражнения, нормализующие сон. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Приемы психической саморегуляции, способствующие отказу от курения 187
Методики психической саморегуляции, имеющие профессиональную направ-ленность . . . . . . . . . 190
Методика идеомоторной тренировки . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Методика «эмпатийного» полета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Глава 5. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ САМО-РЕГУЛЯЦИИ ДЛЯ ПРЕЖПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМО-ЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА
Точечный массаж. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Массаж биологически активных точек, оптимизирующий работоспособность . . . . 200
Точечный массаж для снятия усталости глаз . . . . . . . . . . 205
Электровибромассаж биологически активных точек кожи . . . . . . . . . . . . . 206
Электромассаж активных точек, повышающий физическую работоспособ-ность . . . . . . . . . 209
Поверхностная иглорефлексопрофилактика . . . . . . . . . . . .213
Молоточковая иглорефлексопрофилактика. . . . . . . . . . . . 213
Метод иглоаппликации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
Поверхностная иглорефлексопрофилактика –новый метод в подготовке спорт-сменов . . . . . . . . . . . . . . 227
Музыкальное кондиционирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
Светомузыкальные устройства и произведения . . . . . . . . 236
Аромофитоэргономика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
Метод полирецепторного реабилитационного воздействия в аппаратно-программном комплексе «Альфамассаж-33» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258

ПРЕДИСЛОВИЕ
Экстремальные условия труда и обитания современного человека стимулиру-ют развитие стресса. Особенно это проявляется в настоящее время, когда наша страна находится на стадии политического и социального реформирования.
Мощное воздействие стресс-факторов современной жизни вызывает защит-ную реакцию с целью сохранения целостного организма. В ряде случаев испыты-ваемые трудности достигают такой степени, что возникает реальная угроза возник-новения у человека состояний дезадаптации и появления психогенно обусловленных расстройств.
В данной ситуации большое значение имеют адаптационные возможности ор-ганизма человека и своевременно проводимые мероприятия психопрофилактики и психореабилитации. Необходимы предупреждение или преодоление чрезмерного эмоционального напряжения, оптимизация функционального состояния, повышение работоспособности.
Пути к тому могут быть разными. Для одних эффективным методом борьбы со стрессом является психическая саморегуляция, для других – доступные физиче-ские упражнения, для третьих – прослушивание любимой мелодии. Все эти методи-ки саморегуляции, в том числе и оригинальные, собственные, предлагаются автора-ми читателям данного издания.
В соответствии с современными представлениями авторы различают:
1) эв-стресс, способствующий успешности различной профессиональной и спортивной деятельности, не оставляющий особых патологических последствий и завершающийся достаточно полным восстановлением функциональной реактивно-сти органов и систем организма;
2) ди-стресс, характеризуемый для человека не только максимальной мобили-зацией резервов, но и возможными деструктивными патологическими последствия-ми.
Развивая положения Г. Селье о перекрестной сенсибилизации, авторы книги дают ей новую психологическую и физиологическую интерпретацию в аспектах пе-рераспределения функциональных резервов, а также избирательной направленности психических процессов.
В работе приведены интересные экспериментальные данные известного рос-сийского, спортсмена, дважды Олимпийского чемпиона профессора А.Н. Алябьева и профессора В.Н. Цыгана о динамике функционального состояния лыжников в хо-де их напряженных физических тренировок и ответственных соревнований. Резуль-таты исследований еще раз подтвердили ранее опубликованные материалы В.Л. Ма-рищука о том, что у спортсменов в ходе высоких тренировочных нагрузок могут значительно падать иммунные свойства. Это характеризовалось резким понижением количества гамма-глобулина в крови, что В.Л. Марищук в свое время назвал «функ-циональным СПИДом». Такое, надо полагать, возможно, и у специалистов, рабо-тающих в выраженных экстремальных условиях.
Для авиационной медицины и психологии, а также общей психологии в це-лом, представляет интерес изложенный экспериментальный материал, полученный в ходе реальных полетов. Это, в частности, сведения о диссоциации показателей явно избыточных, неадекватных физиологических реакций, понижении ряда психических функций и поддержание, в то же время, на высоком уровне наиболее важных пока-зателей выполнения военно-профессионального труда. Авторы объясняют эти фак-ты влиянием психологической установки. Сохраняется, и даже порою возрастает, то, что находится в ее русле, а остальное понижается.
С новых психофизиологических позиций дано пояснение причин ошибочных заключений и неадекватных оценок событий и фактов в условиях сильных эмоций. В этом аспекте авторы оправданно опираются на положения о доминанте А.А. Ух-томского. Такая трактовка заслуживает дальнейшего изучения и оказывает опреде-ленные перспективы в медицинской психологии и психотерапии.
Можно согласиться с обоснованием новой трактовки известной закономерно-сти Йеркса-Додсона, которая выражается авторами не инвертированной U-кривой, а трапециевидной линией, что хорошо укладывается в пояснения о закономерностях нейродинамики.
Особый теоретический и практический интерес представляет обоснование ме-тодики «Самоконтроль-саморегуляция», получившей не только экспериментальную апробацию, но и достаточное практическое применение. Выдвинутые постулаты дают основание более позитивно взглянуть на ряд положений Джеймса-Ланге. При-ведены веские аргументы к тому, что произвольное управление внешними проявле-ниями эмоций оказывает существенное влияние на самые интимные психические процессы.
Ознакомление с данной книгой специалистов: психологов, физиологов, педа-гогов – будет способствовать более глубокому освоению проблем стресса, поможет лучше освоить приемы его профилактики и преодоления. То же самое можно ска-зать в отношении широкого круга читателей, интересующихся вопросами психоло-гии. Книга поможет им узнать психофизиологические особенности необычных ус-ловий деятельности и жизни, освоить приемы самоуправления своими эмоциями.
И.Б. Ушаков член-корреспондент Российской Академии медицинских наук профессор

psymania.info

Психология экстремальных ситуаций

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным си­туациям. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

Бодров В.А., Бессонова Ю.В. Развитие профессиональной моти­вации спасателей // Психологический журнал. № 2. 2005. т. 26. С. 45-56.

Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на дру­гих. М., 1996.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диаг­ностика и профилактика. СПб., 2005.

Грановская P.M. Элементы практической психологии. 2-е изд. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.

Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.

Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состо­яния человека (системно-деятельностный подход). М.: ИП РАН, 2003.

Елисеева И.Н. Профессиональное здоровье. Синдром выгорания и его профилактика: методические рекомендации. М., 2006.

Зеер З.Ф. Психология профессий. 4-е изд.М.: Академический проект, 2006.

Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное

пособие. М.: Педобщество России, 2000. Караяни АЛ. Приемы психической саморегуляции. Москва,

Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

Крюкова М.А. Профессиограмма спасателя поисково-спасатель­ной службы МЧС России: Руководство. ГУ ЦЭПП МЧС Рос­сии (филиал ВЦЭРМ МЧС России г. Санкт-Петербург). М., 2000.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагопри­ятных функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Леонова А.Б. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Сентябрь, 2001.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.

Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76—97.

lib100.com

Литература

Основная:

1. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983, с. 5—56.

2. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1992, с. 104—109.

3. Щербатых Ю. В. Стресс и счастье – на одну букву. Ростов н/Д: Феникс, 2010, с. 10—23.

Дополнительная:

4. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 4, с. 64—74.

5. Вейн А. М. Предисловие к сборнику научных трудов, посвященных эмоциональному стрессу // Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических заболеваний. М., 1977, с. 3—4.

6. Горизонтов П. Д., Белоусова О. П., Федотова М. И. Стресс и система крови. М.: Медицина, 1988, с. 5—79.

7. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2004, с. 29—30.

8. Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. Киев, 1999, с. 6—39.

9. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издательский дом «Сентябрь». 2001, с. 52—60; 81—85.

10. Меерсон Ф. 3. Адаптация организма к стрессовым ситуациям и предупреждение нарушений ритма сердца // Успехи физиологических наук. 1987. Т. 18. № 4, с. 56—79.

11. Мойкин Ю. В., Киколов А. И., Тхоревский В. И., Милков Л. Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. М.: Медицина, 1987, с. 3—256.

12. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Физиология и психология страха // Природа. 2000. № 5, с. 61—67.

13. Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2004, с. 243.

14. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970, с. 8—48.

15. Симонов П. В. Психофизиологический стресс космического полета // Основы космической биологии и медицины. М.: Наука, 1975. Т. 2. Кн. 2, с. 158—172.

16. Суворова В. В. Психофизиология стресса. М: Педагогика, 1975, с. 3—208.

17. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1981, с. 5—232.

18. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 3—268.

19. Хананашвили М. И. Информационные неврозы. Л.: Медицина, 1978, с. 3—143.

20. Черкович Г. М. Опыт воспроизведения невроза у обезьян путем экспериментального изменения суточного режима // Бюллетень экспериментальной биологии. 1959. Т. 48. № 8, с. 21—24.

21. Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. 2000. № 3, с. 111—115.

22. De Quattro V. L. Stress overload-and catecholamine response-demand neutralizing antihypertensive therapy // Heart and Circ. 1988. V. 3, Suppl. № 2. P. 6—7.

23. Folkman S., Schaefer C, Lazarus R. S. Cognitive processes as mediators of stress and coping / V. Hamilton, D. W. (Eds.) Human stress and cognition: An information processing approach. N. Y.: Willey, 1979. P. 265—298.

24. Lannone V. Stress und Krankheit // Raum und Zeit. 1990. V. 9. № 4. P. 60—62.

25. Lazarus R. S., Launier R. Stress – related transactions between person and environment // L. A. Pervin, M. Levis (Eds.). Perspectives in inreractional psychology. N. Y.: Plenum, 1978. P. 287—327.

26. Stewart-Brown S., Layte R. Emotional health problems are the most important cause of disability in adults of working age: A study in the four counties of the old Oxford region //J. Epidemiol, and Community Health. 1997. V. 51. № 6. P. 672—675.

psy.wikireading.ru