Позитивная и негативная симптоматика шизофрении

Позитивные и негативные симптомы шизофрении

Клинические проявления такого заболевания, как шизофрения достаточно обширные и разнообразные. Поэтому признаки этого заболевания разделили на две основные группы: негативные и позитивные симптомы шизофрении.

Негативные

Симптоматика этой группы представлена нарушениями, которые характеризуют выпадение или ухудшение той или иной функции психики.

Такие расстройства могут быть первичными и вторичными. Первичные возникают из-за болезни, а вторичные – как следствие позитивных симптомов шизофрении или под воздействием лечения.

  • Притупленный аффект – нарушение эмоций, которое сопровождается уменьшением или выпадением проявления эмоций. Как следствие страдает мимика, жестикуляция и способность проявлять чувства.
  • Эмоциональная отгороженность — исчезновение интереса к окружающим людям и событиям.
  • Аутизм – негативный симптом шизофрении, который сопровождает патологическая отчужденность пациента от внешнего мира.
  • Нарушения абстрактного мышления – доминирование конкретного мышления над абстрактным. Например, человек с таким нарушением не сможет объяснить значение пословицы ”яблоко от яблони недалеко падает” и будет трактовать его конкретно.
  • Патологии абстрактного мышления также характерны больным олигофренией.

    1. Пассивно-апатическая отгороженность – снижение интереса и инициативы к окружающему миру. Это происходит как следствие апатии, утраты энергии и волевых побуждений.
    2. Нарушение спонтанности и плавности речи – это утрудненное нормальное речевое общение.
    3. Стереотипное мышление – патология плавности и спонтанности мышления, которое характеризуется в ригидности, повторяемости или обыденности мыслей.
    4. Позитивные

      Эта группа входят новые явления в психике, которые не свойственны нормальной психике.

      1. Бред – необоснованные и нереалистичные идеи, которые влияют на мировоззрение и поведение больного.
      2. Расстройства мышления – группа расстройств, которые связаны с нарушениями познавательной деятельности человека.
      3. Галлюцинации – характерный позитивный симптом шизофрении, который проявляется в отображении в восприятии человека несуществующих объектов.
      4. Возбуждение – повышение психомоторной активности и повышенной чувствительностью ко внешним раздражителям.
      5. Другие нарушения

        Помимо описанных выше позитивных и негативных симптомов шизофрении, у больных часто встречаются и другие нарушения различной степени выраженности:

      6. Депрессивный синдром – это беспричинное переживание негативных эмоций, печали и пессимизма. Иногда он может быть настолько выражен, что его внесли в МКБ-10 под отдельную нозологию этого расстройства: постшизофреническая депрессия.
      7. Тревога – субъективное чувство, которое сопровождается беспокойством, опасением или волнением.
      8. Напряженность – внешнее проявление волнения или страха. Такой человек скован, неохотно отвечает на вопросы, дрожит и т.д.
      9. Заключение

        Здесь очень поверхностно описаны позитивные и негативные симптомы шизофрении. Более детально о их проявлениях и степенях выраженности можно почитать в источнике: «Шизофрения. Клиника, диагностика, лечение» Чуприков А.П., Педак А.А., Линев О.М.

        popular-psychiatry.com

        Позитивная и негативная симптоматика шизофрении

        Негативные симптомы при шизофрении могут быть классифицированы на первичные и вторичные. Считается, что первичные негативные симптомы присущи только шизофрении, в то время как вторичные негативные симптомы могут быть вызваны позитивными симптомами (галлюцинации, бред у др.), депрессией, побочными эффектами лекарственных средств, социальной депривацией, а также злоупотреблением психоактивными веществами (ПАВ). Большинство исследований вторичных негативных симптомов было направлено на их устранение с целью выделения первичных негативных симптомов. Однако вторичные негативные симптомы являются более распространёнными, а также оказывают значительное влияние на исходы заболевания. В связи с чем, их диагностика и лечение является значимым моментом в клинической практике.

        Кроме того, понимание механизмов, лежащих в основе вторичных негативных симптомов, может способствовать интегрированной модели негативных симптомов. В новом обзоре, проведённом Kirschner M. et al., рассмотрены концепции, доказательства и основные причины вторичной негативной симптоматики.

        Позитивные симптомы

        Более 30 лет назад Carpenter et al. (1985) описал психологические механизмы, объясняющие то, почему позитивная симптоматика может способствовать развитию вторичной негативной симптоматики. Например, переживания пациентов о потенциальной угрозе и преследовании могут привести к асоциальности. Кроме того, продольное исследование Tandon et al. (2000), в котором изучались негативные симптомы у пациентов с шизофренией, не получавших антипсихотическую терапию, и у пациентов, которые её получают, подтвердило различие «фазовых» негативных симптомов, связанных с позитивными симптомами, и первичных негативных симптомов. Связь с позитивными симптомами подтверждена также и с точки зрения нейробиологии: так, дисфункция в мезолимбическом дофаминергическом пути коррелирует как с позитивными, так и с негативными симптомами.

        Депрессия

        Депрессивные симптомы встречаются во всех фазах шизофрении, из-за чего в DSM-5 они были представлены в качестве специфической дименсии психозов. Важно отметить, что из-за совпадения симптомов между депрессией и негативными симптомами становится сложно различить первичные негативные симптомы, вторичные негативные симптомы, вызванные депрессией, и депрессию без негативных симптомов. Более того, нарушения способности выражать свои переживания и эмоции у пациентов с шизофренией могут препятствовать выявлению депрессии. Такая сложная взаимосвязь между специфическими признаками депрессии и отдельными доменами негативных симптомов до сих пор не совсем понятна.

        Однако о связи негативных симптомов и депрессии говорят также и нейробиологические исследования. Так, изменения в системе вознаграждения наблюдались как при шизофрении, так и при депрессии. В обоих случаях имела место быть дисфункция работы вентрального стриатума во время предвосхищения вознаграждения, при этом снижение достижения вознаграждения больше характерно для депрессии. Стоит также отметить, что у пациентов с шизофренией наблюдалась дисфункция и вентрального, и дорсального стриатума, что также было связано с доменами негативных симптомов. Хотя эти ассоциации и являются интересными, они не дают ответов на все вопросы. Поэтому в дальнейшем необходимо проведение больших трансдиагностических нейровизуализационных исследований с качественной оценкой психопатологической структуры клинической картины каждого пациента.

        Побочные эффекты лекарственных средств

        Побочные эффекты антипсихотиков являются частой причиной вторичной негативной симптоматики. Конкретно вторичные негативные симптомы могут вызвать следующие побочные эффекты: седация, акинезия/брадикинезия, а также амотивация, которая возникает в дополнение к моторным побочным эффектам в связи со снижением дофаминергической передачи и может значительно влиять на поведение индивида. Кроме того, нейровизуализационные исследования указали на роль в формировании вторичной негативной симптоматики фронтостриарных нейронных контуров головного мозга, которые модулировались антипсихотическими препаратами.

        Социальная депривация

        Понятие о том, что социальная депривация (или гипостимуляция окружающей средой) может вызывать негативные симптомы, проистекает из классических исследований пациентов с госпитализмом, которые длительное время находились в психиатрических стационарах. У таких пациентов наблюдалось снижение спонтанности и любопытства, а также притупленный аффект. Логическим выводом из этого было ожидание положительного эффекта деинституализации на негативные симптомы. Тем не менее, существует лишь очень ограниченное доказательство эффекта деинституционализации, которое наблюдалось только в случае интенсивных социальных программ.

        Употребление ПАВ

        Злоупотребление ПАВ является одним из наиболее частых сопутствующих заболеваний при шизофрении, возникающих почти у половины пациентов в какой-то момент их жизни. В зависимости от типа ПАВ и стадии зависимости могут наблюдаться те или иные домены негативных симптомов. Например, амотивация была обнаружена у лиц, злоупотребляющих каннабисом или стимуляторами, а ангедония, широко распространенная среди лиц, употребляющих те или иные ПАВ, была связана повышенным употреблением наркотиков и высоким риском рецидива. Несмотря на эту интересную связь между негативными симптомами и зависимостями, остаётся неясным, влияет ли сопутствующее злоупотребление ПАВ при шизофрении на степень выраженности первичных негативных симптомов.

        sch.psychiatr.ru

        Диагностика в психиатрии

        В процессе психиатрической диагностики врач опирается на идентификацию симптомов (знаков) заболевания. Именно с определения отдельных признаков болезни начинается психиатрическая диагностика. При этом идентифицируется отношение данного симптома к тому или иному синдрому и к нозологической форме заболевания.

        Симптомы, согласно концепции Джексона, подразделяются на негативные и позитивные. К первым относятся симптомы выпадения определенных функций психической деятельности (истощение психической деятельности, психопатизация личности, снижение энергетического потенциала, слабоумие). Позитивные, или продуктивные, симптомы представляют собой результат болезненного возбуждения функциональных систем (иллюзии, галлюцинации, бредовые и навязчивые идеи, маниакальные и депрессивные состояния и др.). Негативная симптоматика (минус-симптомы) по сравнению с продуктивной (плюс-симптомы) нозологически специфичнее. В то же время она инертна, инвариантна и относительно резистентна к терапии. Негативные и позитивные нарушения, несмотря на то что отличаются друг от друга, тесно взаимосвязаны: при изменении одних изменяются и другие. Четкая выраженность негативной симптоматики влечет за собой рудиментарность проявлений позитивной. Медленное, хроническое течение болезни сопровождается превалированием негативных симптомов, острое развитие психоза – выраженными продуктивными нарушениями. Особенно ясно проявляется продуктивная симптоматика при психозах, связанных с расстройством сознания (аментивное, делириозное, онейроидное и др.), а также при других состояниях, сопровождающихся психомоторным возбуждением (кататоническим, гебефренным и др.) и острой галлюцинаторно-бредовой симптоматикой.

        Сходные между собой по внешним проявлениям психопатологические симптомы могут иметь разное диагностическое решение. Так, например, у больных белой горячкой имеют место зоопсии. Зверей, насекомых они, как правило, видят уменьшенными в размерах, несколько вытянутыми, черно-белой окраски. Это указывает на принадлежность данных расстройств именно к алкогольному психозу. В то же время яркость, красочность галлюцинаторных явлений со сценами религиозного содержания или жестоких событий говорит о возможно наличии у больных эпилептической болезни. Аналогичное сравнение можно провести и в отношении слуховых галлюцинаций при алкогольном и сифилитическом галлюцинозах, галлюцинаторно-параноидной шизофрении; либо нарушения мышления в виде разорванности его при шизофрении или бессвязности при аментивном состоянии.

        Установление диагноза является завершающим этапом психиатрической диагностики, которая осуществляется на основании комплексного анализа психопатологической симптоматики, индивидуальных особенностей личности, данных объективного и субъективного анамнеза, динамики болезни и результатов параклинических исследований. Однако для точной диагностики психических заболеваний недостаточно только констатации патологических изменений. Для этого необходимо изучать этиологию и патогенез заболевания.

        Многообразие клинических проявлений различных психических заболеваний нередко создает исключительные трудности при определении нозологической принадлежности той или иной психопатологической симптоматики. В этом случае врач использует важнейший метод диагностики психических болезней – метод клинического наблюдения. Врач должен видеть больного, слушать, исследовать его.

        К сожалению, в психиатрии в отличие от других медицинских областей меньше возможностей для применения инструментальной техники, позволяющей непосредственно изучать пораженный патологическим процессом орган – мозг. Поэтому в психиатрии основным методом исследования является клинико-психопатологический метод. Он позволил обосновать нозолоческую спецефичность шизофрении, пограничных нервно-психических расстройств, группу экзогенных и грубоорганических психозов, а также создать современную классификацию психических заболеваний.

        Вместе с тем в настоящее время в психиатрии широко используются и биологические методы исследования. Они направлены в первую очередь на установление причин и патогенеза психических заболеваний. Правда, без клинической идентификации психопатологических состояний невозможно соотнести результаты биологических исследований с данными, касающимися прогноза и исхода психических заболеваний, а также терапии, профилактики и социальной реабилитации. Тем не менее данные современной нейрофизиологии, биохимии, генетики, психологии позволяют получать ценную информацию для правильной диагностики психических заболеваний.

        При постановке клинического диагноза психического заболевания врач должен учитывать, что оно могло изменить личность больного и при определении его причины субъективный анамнез может не соответствовать данным объективного исследования. Фактор, явившийся причиной болезни, в последующем может не оказывать никакого влияния на ее течение, и она будет развиваться по своим патогенетическим законам.

        Следует сказать, что психиатру в своей повседневной практической работе постоянно приходится сталкиваться не только с различными патологическими явлениями психической деятельности, но и с отклонениями соматических функций больного, а также со сложными переплетениями его интерперсональных взаимоотношений.

        Больные соматоневрологического профиля обычно сообщают врачу жалоб больше, чем психически больные. Последние часто вообще не предъявляют жалоб и не считают себя больными на протяжении длительного времени. У психически больного нередко отсутствует чувство дискомфорта, присущее соматически больному. Психическая болезнь длительное время может протекать бессимптомно или проявляться только одним-двумя признаками, что чревато поздней постановкой диагноза.

        Психиатрическая диагностика направлена на определение не только нозологической принадлежности, стадии развития и типа течения заболевания, но и его прогноза в отношении жизни, выздоровления, трудоспособности.

        Однако следует помнить, что специфичность клинических проявлений различных психических заболеваний, в частности экзо- и эндогенных психозов, весьма относительна. Психопатологическая симптоматика может претерпевать самые разнообразные изменения в зависимости от преморбидных свойств личности, ее конституциональных особенностей, характера воздействия психотравмирующих ситуаций. Наиболее сложно выявить пограничные нервно-психические расстройства. Они могут развиваться не только как реакция на сложную ситуацию, но и эндогенно, могут быть врожденными и приобретенными. Здесь особенно остро встает самый сложный вопрос психиатрической диагностики – определение нормы и патологии. Признаки эндогенного течения патологического процесса могут нести также экзогенные заболевания – органические, реактивные, различные симптоматические психозы.

        Вместе с тем относительность специфики психических нарушений не исключает возможность нозологической диагностики болезней. Изучение в совокупности всех признаков, выражающих единство этиологии и патогенеза, позволяет клиницисту определить нозологическую самостоятельность того или иного заболевания. При этом существенную роль играют как сведения о самом больном, так и объективные данные о его родственниках и социальном окружении. Большие сложности представляет решение вопросов, связанных м систематикой в психиатрии. Существующие как у нас в стране, так и за рубежом классификации психических болезней в определенной степени условны, поскольку среди психиатров разных стран отсутствует единство мнений в идентификации отдельных психопатологических признаков и в понимании причин и механизмов развития многих психических расстройств.

        В настоящее время адаптируется вариант Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).

        Классификация психических болезней в 10-м пересмотре претерпела значительные изменения по сравнению с предыдущими классификациями. Прежде всего сокращено количество болезней по традиционным в клинической психиатрии нозологическим принципам деления и отдано предпочтение синдромальным рубрикам. Сужены границы шизофрении, исключено деление болезней на психозы и неврозы, введены некоторые новые рубрики с использованием ранее не применявшейся оригинальной терминологии. Например, во всей классификации введен термин «расстройство» вместо терминов «болезнь, заболевание». По мнению авторов классификации, термин «расстройство» является более точным, так как под ним понимается более определенная группа симптомов, чем это бывает при применении понятия «болезнь».

        Следует отметить, что МКБ-10, как и предыдущие классификации, предназначены не для изменения существующих концепций в диагностике психических заболеваний, а прежде всего для статистических целей.

        В то же время важно не только изучить отдельные симптомы заболевания, но и принять во внимание изменение личности больных во всех ее структурных составляющих. Важно определение социальной роли пациента, его возможности ( в связи с заболеванием) справляться с ролью отца, матери, сестры, брата, супруга. Особое внимание следует обратить на профессиональные навыки, формирование межличностных контактов в трудовых коллективах, взаимоотношения с руководителем учреждения и организации, сотрудниками по работе. Нужно также узнать, как реагируют родственники и сам пациент на те или иные симптомы заболевания. Например, при наличии симптомов шизофрении зачастую больной, а подчас и его родственники не уделяют им должного внимания (говорят «устал, переутомился», или при глубоком депрессивном состоянии, когда оно переживается пациентами очень тяжело, с признаками скорбного бесчувствия к родным и детям, возможностью катастрофы вселенной, суицидальными тенденциями и т. д.), не осознают тяжести процесса.

        При описании симптомов психических расстройств необходимо различать форму и содержание болезненных проявлений. Например, при появлении зрительных галлюцинаций у больных алкоголизмом, они могут видеть в одних случаях кажущихся животных (мыши, комары, блохи), в других – людей, угрожающих им. Форма в обоих случаях одна – зрительные галлюцинации, а содержание разное.

        Определение признаков психического расстройства в приводимом разделе соответствует международному стандарту изучения основных психических заболеваний, принятому Всемирной организацией здравоохранения.

        В США введена национальная классификация, которая легла в основу МКБ-10.

        Впервые систематика была принята Американской психиатрической ассоциацией в 1952 г. и с тех пор неоднократно дополнялась и перерабатывалась. С 1987 г. действует DSM-III-R, а в настоящее время разработан и используется уже 4-й ее пересмотр.

        • Исследование психических больных — оновные методы исследования, описание
        • Параклинические методы исследования — методы психологического исследования, исследование внимания, запоминания, ассоциаций, мышления, интеллекта, исследование личности, опросник Айзенка, ММPI, тестирование, электроэнцефалография, рентгенография, томография
        • Клинические методы исследования — нарушения психической деятельности, оценка психического состояния
        • Эпидемиология — распространенность психических заболеваний
        • На стыке медицины и психологии — значение психосоматики, эмоций человека в развитии заболеваний и излечении, предрасположенность темпераментов к определенным заболеваниям
        • Все статьи раздела психология, статьи для психологов, специалистов
        • У нас также читают:

          — Острые респираторные заболевания (ОРЗ), лечение травами — травяные сборы для лечения ОРЗ (простуда)
          — Биологически активные вещества, содержащиеся в растениях — описания основных веществ, содержащихся в растениях
          — Родильный дом Жанна Д’Арк — роды во Франции, общая информация
          — Гинеколог Дмитрий Лубнин — Психогенное бесплодие — Дмитрий Лубнин рассказывает о психогенном бесплодии — когда по анализам все нормально и с мужчиной, и с женщиной — а женщина забеременеть не может.

        www.medicinform.net

        Симптомы шизофрении у подростков

        Шизофрения — термин, применяемый для обозначения тяжелой формы умственного расстройства. Она поражает людей из любых стран и культур, причем возраст и пол не имеют значения. Приблизительно один человек из ста может заболеть шизофренией в любой период жизни, и впервые она может проявиться в подростковом возрасте. В это время подросток начинает активно познавать мир и происходит его вовлечение в социальный процесс. И если по каким-либо причинам, социум не принимает или отвергает его, то у него может возникнуть психическое расстройство.

        Главная опасность шизофрении у подростков


        Шизофрения у подростков опасна тем, что ее признаки часто напоминают подростковый кризис, медленное падение в нее может занять несколько лет, прежде чем окружающие заподозрят болезнь. Вначале подростка могут терзать суицидальные мысли и искаженное восприятие ощущений, затем следует постепенный уход от мира и от самого себя. Это происходит почти незаметно для родственников, которые думают, что уменьшение живости характера и частая задумчивость являются признаками взросления ребенка. Исчезает прежняя любовь к родителям и доброта, беспричинный смех сменяется такими же слезами, появляется стремление к одиночеству, угрюмость и замкнутость. Все это списывается на переходной возраст и особо не настораживает близких.

        Кто входит в группу риска

        К шизофрении расположены подростки с трудностями в общении, склонные к ипохондрии и одиночеству. Такой тип личности называется шизоидным, или шизотопическим, и к нему часто относятся одаренные, тонко чувствующие люди (поэты, музыканты), обычно они ведут дневник и любят копаться в себе. Все это сопровождается повышенной рефлексией, склонностью к рассуждениям и возникновением особого, сверхценного для него интереса (метафизическая интоксикация).

        Метафизическая интоксикация обозначает однообразную абстрактную интеллектуальную активность, во время которой подросток ищет ответ на вечные вопросы: в чем заключается смысл жизни,теории перестройки общества, развитие Вселенной. Все это является чрезвычайно важным для него, имеет яркую эмоциональную окраску и не поддается критике. Главным является то, что все это так и остается рассуждениями, и ни каких попыток испытать все планы на практике не предпринимается. После переходного возраста эти явления постепенно исчезают, но при шизофрении интоксикация является более стойкой и отличается вычурностью и явной нелепостью. Больной целый день что-то читает, выписывает, но связно рассказать о своей деятельности не может. Часто повышенный интерес проявляется к телепатии, магии, контактам с внеземными цивилизациями, все это может сделать человека абсолютно неприспособленным к жизни.

        Причины возникновения шизофрении у подростков


        Толчком к развитию шизофрении в подростковом возрасте может стать наследственная предрасположенность, хотя исследователи не могут прийти к единому мнению, в чем именно заключается эта предрасположенность, то ли в генах, то ли в сигнальной наследственности. Но факт остается фактом — частота заболевания выше у тех лиц, родственники которых болели шизофренией в тот или иной период своей жизни.

        Психические и физические стрессы играют немалую роль в возникновении шизофрении. Известны случаи, когда заболевание было спровоцировано перенесенной вирусной инфекцией и даже перегревом на солнце. Немаловажен и фактор воспитания в семье – недостаточное внимание и недостаток любви, холодность и безразличие родителей оказывают огромное действие на формирующуюся психику ребенка, и также могут стать причиной такой болезни, как шизофрения у детей и подростков.

        Проявления негативных и позитивных симптомов


        Самыми пугающими симптомами шизофрении являются негативные, то есть выраженная потеря свойств, присущих здоровой личности. Исчезает целостность в мышлении, эмоциональной сфере и волевых актах. У больного подростка появляется тревога и страх окружающего его мира, он хочет избежать любых контактов, что обычно заканчивается аутизмом. Наступает полная апатия, отсутствует интерес к жизни и к самому себе, что проявляется резонерством (нарушение мышления с пустым многословием без движения к цели). Забываются увлечения, а вместо них придумываются новые, абсолютно нелепые и дикие, например, подсчет буквы «а» в толстой книге. Больной не видит перспективы в жизненном мире и забрасывает учебу, не может подавить в себе импульсивные примитивные влечения и реакции, что проявляется половой распущенностью, алкоголизмом, наркоманией и человек начинает напоминать механизм, работающий вхолостую.

        Первыми тревожными признаками шизофрении у подростка могут быть: смена друзей, снижение успеваемости, проблемы со сном, раздражительность и другие особенности так называемого «неблагополучного» возраста. Ему все труднее становится выражать свои мысли, разумно рассуждать, и это вызывает огромный страх у ребенка. Он даже может сам обратиться за помощью, но неумение описать всего, что с ним происходит, приводит к неверной постановке диагноза. Обычно ставят диагноз депрессия или невроз, а болезнь тем временем прогрессирует, и лишь с возникновением позитивных симптомов ставится окончательный диагноз — шизофрения. К продуктивным (позитивным) симптомам шизофрении относят:

      10. галлюцинации;
      11. бред преследования;
      12. бред воздействия;
      13. кататония;
      14. гебефрения.
      15. Типы течения шизофрении у подростков


        Выделяется три типа течения шизофрении:

      16. рекуррентная (или периодическая);
      17. шубообразная;
      18. злокачественная.
      19. Рекуррентная шизофрения характеризуется острым, эмоционально окрашенным бредом и галлюцинаторными видениями, и чем эмоциональней ведет себя больной, тем выше вероятность выздоровления. На этот вид шизофрении приходится всего 15% от всех видов течения шизофрении у подростков, и девочки подвержены ей больше, чем мальчики. Для клинической картины заболевания характерны атипичные депрессивные или маниакальные проявления, сочетание этих состояний наблюдается во время повторных фаз.

        Первая вспышка обычно депрессивная, хотя может быть и маниакальная. Как правило, депрессия сопровождается страхом, тревогой, головной болью и бредом параноидального характера. Каждая вспышка обычно начинается остро, в течение нескольких дней, а при маниакальных проявлениях иногда даже в течение нескольких часов. Перед приступами у больных были отмечены колебания настроения на протяжении нескольких недель. Длительность фаз разная, может варьироваться от пары суток до месяца. Эта форма течения шизофрении не приводит к большим личностным изменениям, и в 30% случаев после нескольких приступов и вовремя оказанной помощи наступает полное выздоровление.

        Шубообразная (приступообразно-непрерывная) шизофрения самая частая из всех типов шизофрении. В начальном периоде возникают и постепенно развиваются характерные для болезни негативные изменения личности. Основными симптомами являются навязчивости, деперсонализация, сверхценные идеи или паранойя. Каждый приступ болезни неизменно сопровождается усугублением личностного дефекта, который также медленно нарастает и в периоды затишья. Приступы случаются часто, и по причине неустойчивости ремиссий больному обязательно назначается поддерживающая терапия. Постепенно прогрессируя, этот вид шизофрении может перейти в злокачественную шизофрению. Но нередко после окончания подросткового периода психопатоподобная симптоматика и аффективные расстройства могут исчезнуть. Больные адаптируются в социуме, приобретают профессию и заводят семью, хотя инфантильность все же остается.

        Злокачественная шизофрения характерна отсутствием ремиссий и тяжестью конечных состояний, но у подростков за последние годы стала диагностироваться существенно реже, чем раньше, и составляет 28% от всех непрерывнотекущих форм. Злокачественная шизофрения по симптоматике разделена на три вида: гебефрения, параноидальная и простая формы (с чувством опустошенности и тоски).

        Гебефрения (гебефреническая шизофрения) обычно начинается в период полового созревания. Подросток начинает вести себя неестественно, паясничает и кривляется, его поступки становятся непредсказуемыми. Бред и галлюцинации могут присутствовать, но они не являются главными симптомами, появляются эпизодически и не оказывают сильного влияния на поведение. Больной быстро скатывается до уровня ребенка пяти лет, все его действия и мышление становятся соответственными для такого возраста. Среди симптомов преобладают двигательные расстройства, для периода возбуждения характерны дурашливость и беспричинное веселье, на смену которым приходит немотивированная агрессия и негативизм. Гебефрения – одна из самых плохо поддающихся терапии болезней, и очень важно при первых же признаках незамедлительно начать лечение.
        Параноидальная шизофрения проявляется у подростков в возрасте от 10 до 12 лет. Основными признаками данного вида шизофрении являются бредовые идеи, страхи, отрывочные идеи и мании преследования. Подросток может рассказывать вымышленные истории о себе и своих близких. Как правило, эти истории характеризуются несвязностью и наивностью, часто ребенок путается и непоследователен в своих рассказах, каждый раз выдумывая новые подробности. Специалисту порой трудно отличить их от обычных детских фантазий.
        Простая форма чаще всего наблюдается у детей, реже – у подростков. Главными признаками заболевания являются замкнутость, апатия, утрата привычных интересов и снижение умственных способностей. Послушные подростки резко меняются: они становятся грубыми, проявляют агрессию и даже ненависть по отношению к родным и близким, при этом у подростка могут наблюдаться бродяжничество, эмоциональное безразличие и асоциальное поведение, пренебрежение правилами гигиены. Теряется интерес к продуктивной деятельности, подросток начинает размышлять на темы смысла жизни и смерти, погружается в изучение философии и других теоретических наук, к которым не имеет подготовки, данные действия являются симптомами метафизической интоксикации. Течение заболевания может быть различным. В большинстве случаев болезнь прогрессирует и приводит к апатическому слабоумию и психическому автоматизму.

        vseostresse.ru