Преодоление заикания по методике ястребовой

Раскрыть методики логопедической работы по преодолению заикания у подростков и взрослых;

Дать характеристику методик устранения заикания у школьников.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организа­ции речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

В логопедических занятиях с заикающимися школьниками используются методические рекомендации, предложенные для работы или с детьми дошкольного возраста (для младших школьников), или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н. А. Чевелева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников I—IV классов в процессе ручной деятельности. Выделяется четыре периода последовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи; 3) предваряющей речи; 4) закрепления навыков самостоятельной речи.

Методика В. И. Селиверстова рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях.

Здесь в последовательно усложняемых логопедических занятий выделяются 3 периода (подготовительный, тренировочный, закрепительный).

От логопеда требуется большей опоры на сознательную активность школьников чем у дошкольников.

В системе логопедических занятий А. В. Ястребовой выделяется три периода в обучении учащихся.

В первом периоде заикающиеся школьники уточняют и расширяют свои знания в области языка как путем целенаправленных наблюдений над звуковой стороной речи, так и в процессе активных упражнений по упорядочению ее темпа и плавности.

Во втором периоде занятий активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале с целью дальнейшего расширения словарного состава, языковых представлений и понятий.

В третьем периоде занятий продолжается работа над звуковой и интонационной стороной речи, реализуется требование осознанного использования учащимися знаний в области фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.

Также организованы сезонные (летние) логопедические санатории и лагеря санаторного типа для заикающихся детей.

Методика устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками ГНИЙ уха, горла и носа под руководством проф. С. С. Ляпидевского, содержит 6 основных этапов логопедической работы: 1) подготовительный (2 — 3 дня); 2) установочный (вступительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии); 3) максимальное ограничение речи (10—14 дней); 4) активная перестройка речевых навыков (3—4 недели); 5) закрепление правильных речевых навыков (3—4 недель); 6) заключительный этап (выпускная конференция, специальный инструктаж).

Логопедическая работа со взрослыми заикающимися в поликлинике делится на три периода (А. Я. Евгенова и М. В. Смирнова):

Первый период (14 занятий) содержит артикуляционные и дыхательные упражнения; счетную и фразовую зарядки; вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихотворение (наизусть).

Второй период (12 занятий) включает речевую зарядку; чтение; изложение прочитанного; рассказ на данную тему; практику разговорной речи; объединенные занятия.

В третьем периоде (12 занятий) заикающимся предлагаются небольшие доклады; работа с художественным материалом; драматизация; экскурсии; отчеты лечащихся как особая форма речевой работы.

По методике И. Ю. Абелевой, Л. П. Голубевой, А. Я. Евгеновой, Н. Ф. Синициной, М. В. Смирновой рекомендуется начинать занятия с дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений.

Далее предусматривается работа над гласными звуками; словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слоге); фразами (начинающимися со слов с начальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами); песнями; стихотворной речью; чтением; заучиванием текстов наизусть; пересказыванием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений. Далее следует практика разговорной речи.

В разработанной В. М. Шкловским комплексной системе курс лечения заикания (2,5—3 месяца) включает пять этапов: подготовительный (диагностический); перестройки патологических речевых навыков и нарушений отношений личности; закрепления достигнутых результатов; диспансеризации и профилактики; санаторно-курортного лечения.

В лаборатории функциональных и других видов патологии речи ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского лечение заикания у взрослых осуществляется с учетом нозологической разнородности больных (заикающиеся с невротическими расстройствами; с психопатиями; с явлениями раннего органического поражения центральной нервной системы; с вялопрогредиентной шизофренией).

Лечение включает комплекс медико-педагогических мероприятий: медикаментозные, психотерапевтические, логопедические, логоритмические (Н. М. Асатиани, В. Г. Казаков, Л. И. Белякова, А. И. Лубенская, Е. В. Оганесян и др.).

Правила для упражнения в плановой речи (А. Гутцманом и Г. Гутцманом):

1. Говори медленно и спокойно.

2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

4. При разговоре стой или сиди прямо и спокойно.

5. Прежде чем начать говорить, быстро, глубоко вдохни ртом.

6. Расходуй дыхание экономно.

7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.

8. Направляй выдох не на согласный звук, а на гласный.

9. Никогда не нажимай на согласные.

10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.

11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой.

12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

studopedia.su

Методики логопедических занятий по устранению заикания у детей школьного возраста

Работа со школьниками имеет свои особенности.

Меняется тип ведущей деятельности. Главной является учебная деятельность, хотя элементы игровой деятельности сосуществуют с учебой.

Игровая форма занятий заменяется уроком.

Если у дошкольников вся работа ведется через семью, воспитателей, то в школьном возрасте логопедическое воздействие осуществляет логопед в содружестве с учителем.

В дошкольном возрасте все элементы речи воспитываются на основе подражания логопеду в процессе игровой деятельности, в школьном возрасте большее значение приобретает установка на сознательное преодоление дефекта, на самостоятельные упражнения над речью.

Заикание устраняется в процессе прохождения всех предметов в школе.

Наряду с косвенной психотерапией шире используют­ся виды рациональной психотерапии.

Речевой материал и виды логопедических занятий сближаются со школьной практикой.

В устранении заикания велика роль учителя школы: он создает в классе атмосферу бережного отношения к заикаю­щемуся, постепенно подводит его к самостоятельным отве­там у доски. Учитель поддерживает тесный контакт с лого­педом и семьей заикающегося. В случае подавленного настроения ученика он должен ободрить его, переключить его внимание на положительные стороны личности, на ин­тересующую его деятельность. Учитель вовлекает заикаю­щегося в общественную жизнь класса, а затем школы, в кружки. Именно учитель младших классов вызывает основ­ной интерес заикающегося к работе над речью и способству­ет развитию ребенка. Коррекционная работа над речью не должна ограничиваться формальными упражнениями. Не­обходимо говорить не только о системе речевых занятий (коррекции), но и о реабилитационном воспитании заикаю­щегося школьника.

В логопедических занятиях с заикающимися школьни­ками в настоящее время используются методические реко­мендации, предложенные для работы или с детьми дошколь­ного возраста (для младших школьников), или с подростками и взрослыми (для старших школьников).

Например, Н. А. Чевелева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников I-IV классов в процессе ручной деятель­ности. Принципиально эта методика мало отличается от предложен­ной ранее системы логопедических занятий с заикающимися деть­ми-дошкольниками. Меняется в основном выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соот­ветственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода пос­ледовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи; 3) предваряющей речи; 4) закрепления навы­ков самостоятельной речи.

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе руч­ного труда Н. А. Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах, в специальных школах.

Система логопедических занятий с заикающимися школьника­ми в условиях логопедического кабинета поликлиники, специали­зированного стационара или санатория, предложенная В. И. Сели­верстовым, тоже принципиально не отличается от изложенной выше комплексной методики занятий с дошкольниками. Изменения в не связаны лишь с более старшим возрастом детей, возросшим уровне их развития, что требует от логопеда большей опоры на сознател ную активность самих детей.

В системе логопедических занятий А. В. Ястребовой выделяв три периода в обучении учащихся.

В первом периоде заикающиеся школьники уточняют и расе ряют свои знания в области языка как путем целенаправленных: блюдений над звуковой стороной речи, так и в процессе активе упражнений по упорядочению ее темпа и плавности.

Содержание логопедических занятий первого периода способствует: 1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи; 2) расширению и уточнению словарного состава, запаса представлений и понятий; 3) овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова).

Во втором, периоде занятий активизируются полученные уча­щимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, рит­мичной и выразительной речи на более сложном речевом материале с целью дальнейшего расширения словарного состава, языковых представлений и понятий.

В третьем, заключительном периоде занятий продолжается работа над звуковой и интонационной стороной речи, реализуется требование осознанного использования учащимися знаний в области. фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.

Таким образом, состояние устной и письменной речи заикающихся школьников с элементами общего недоразви­тия речи обусловливает следующие основные направления логопедической работы:

целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики) в процессе работы над ее темпом и плавностью;

тесную взаимосвязь речевого материала логопедичес­ких занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы;

развитие речевой активности детей.

В нашей стране организованы сезонные (летние) логопе­дические санатории и лагеря санаторного типа для заикаю­щихся детей. Коррекционно-педагогическая и лечебно-оз­доровительная работа с заикающимися школьниками проводится в свободное от учебы в школе время и совмеще­на с отдыхом. При этом широко используются климатичес­кие и природные факторы.

Перед персоналом ЛОУ (летних оздоровительных учреж­дений) стоят задачи общего оздоровления детей, укрепле­ния их нервной системы, предупреждения и устранения у них легких форм заикания и его рецидивов.

Показанием для направления в сезонные специализирован­ные санатории служит наличие у детей заикания различной степени, вплоть до самой тяжелой, а также заикания в сово­купности с другими дефектами речи. В лагеря дети направля­ются после проведенного курса лечения заикания, а также имеющие легкие формы заикания и другие формы расстройств плавности и темпа речи (брадилалия, тахилалия).

Сезонный санаторий и оздоровительный лагерь для заи­кающихся детей дополняют друг друга.

Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми

В подавляющем большинстве у подростков и взрослых заикание является следствием длительно протекающего процесса, возникшего в детстве. В данные возрастные пе­риоды речевой дефект наиболее ярко выражен, стоек в сво­их проявлениях, спаян с личностью, с нарушенной систе­мой отношений личности и поэтому с трудом поддается устранению, часто склонен к рецидивам. При устранении заикания необходимо применять дифференцированные в соответствии с его особенностями методы коррекционного воздействия в рамках существующего комплексного лечеб­но-педагогического подхода к заиканию. За основу лечеб­но-педагогического воздействия следует считать следую­щие положения.

1. Комплексность как взаимопроникновение медицинских и педагогических приемов. Например, психотерпевтическая методика — аутогенная тренировка включает в себя речевой, логопедический материал, индивидуальные логопедические занятия, в свою очередь, проходят с использованием психотерапевтической методики функциональных тренировок и т. д.

2. Сложность клинической картины заикания у подростков и взрослых выдвигает на первый план в комплексном преодолении заикания медицинские мероприятия. Это существенным образом влияет на место, и специфику логопедической работы с заикающимися. Поэтому в настоящее время все чаще эта работа обозначается как логотерапия, логопсихотерапия.

3. Поэтапность, согласно которой все виды нагрузок (логопедическая, психотерапевтическая, логоритмическая) должны постепенно возрастать от простого к сложному как при подборе речевого материала, так и построении системы функциональных тренировок. Каждый из этапов с самого начала должен позволяет заикающемуся добиваться определенных успехов.

4. Нозологическая дифференцированность и индивидуализация лечебных воздействий.

Специализированная помощь заикающимся подросткам и взрослым в нашей стране оказывается в системе здравоохранения: в логопедических кабинетах и стационарах пси­хоневрологических диспансеров и больниц.

Об особенностях логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми писали И. Ю. Абелева, Л. 3. Андронова, Л. П. Голубева, А. Я. Евгенова, М. Н. Киселева, A. И. Лубенская, М. И. Мерлис, Ю. Б. Некрасова, Н. Ф. Сичницина, М. В. Смирнова, М. Е. Хватцев, А. Г. Шембель, B. М. Шкловский и др.

Методика устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками ГНИЙ уха, горла и носа под руководством проф. С. С. Ляпи­девского, содержит 6 основных этапов логопедической ра­боты: 1) подготовительный (2—3 дня); 2) установочный (вступительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии); 3) максимальное ограничение речи (10—14 дней); 4) активная перестройка речевых навыков (3—4 недели); 5) закрепление правильных речевых навы­ков (3—4 недели); 6) заключительный этап (выпускная кон­ференция, специальный инструктаж).

Собственно речевые занятия с заикающимися начинают­ся с установочного этапа, когда они на положительных примерах лечившихся до них получают стимул к собствен­ному излечению. На этапе максимального ограничения речи заикающиеся находятся на полном режиме молчания 3—5 дней, а в остальные 7—9 дней — относительного речевого покоя. Под руководством логопеда они овладевают сопря­женной, полуотраженной и отраженной речью, а затем и небольшими фразами, необходимыми для обихода в отде­лении. В этот же период с заикающимися проводятся уп­ражнения по постановке дыхания и артикуляционная гим­настика.

На этапе активной перестройки речи вводится речевой режим, работа над диалогом, беседы на заданную тему, не­большие самостоятельные пересказы на свободную тему. Во время речевой практики заикающиеся закрепляют получен­ные навыки самостоятельной речи в различных ситуациях (тренировка на экстрараздражители).

На заключительном этапе (выпускная конференция с участием родителей и друзей, обслуживающего персонала и др.) подростки отвечают на вопросы аудитории, деклами­руют или читают отрывки из художественных произведе­ний, разыгрывают небольшие сценки из пьес, делают док­лады.

Логопедическая работа со взрослыми заикающимися в поликлинических условиях делится (в порядке ее усложне­ния) на три периода (А. Я. Евгенова и М. В. Смирнова).

Первый период (14 занятий) содержит артикуляционные и дыхательные упражнения; счетную и фразовую зарядки; вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихот­ворение (наизусть).

Второй период (12 занятий) включает речевую зарядку; чтение, изложение прочитанного; рассказ на данную тему; практику разговорной речи; объединенные занятия.

В третьем периоде (12 занятий) заикающимся предлага­ются небольшие доклады; работа с художественным мате­риалом (стихотворение, художественная проза); драматиза­ция; экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма речевой работы.

По методике И. Ю. Абелевой, Л. П. Голубевой, А. Я. Ев-геновой, Н. Ф. Синициной, М. В. Смирновой рекомендует­ся начинать занятия с дыхательных, голосовых и артику­ляционных упражнений.

Далее предусматривается работа над гласными звуками; словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слоге); фразами (начинающимися со слов с на­чальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, дву­мя, тремя дыхательными паузами). В последовательном ус­ложнении речевых упражнений следует работа над песнями; стихотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, бас­ни); чтением; заучиванием текстов наизусть; пересказыва­нием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений. После всего этого следует практика разговорной речи (диалоги-сценки, теле­фонные разговоры, речевые игры).

В связи с возросшим интересом к изучению психологи­ческих особенностей заикающихся в последние годы значи­тельно обоснована необходимость психотерапевтического воздействия.

В системе логопсихотерапевтической работы с подростками и взрослыми находят место суггестивные формы пси­хотерапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз).

В разработанной В. М. Шкловским комплексной систе­ме курс лечения заикания (2,5—3 месяца) включает пять этапов: подготовительный (диагностический); перестрой­ки патологических речевых навыков и нарушений отно­шений личности; закрепления достигнутых результатов; диспансеризации и профилактики; санаторно-курортного лечения.

На подготовительном (диагностическом) этапе (10— 15 дней) проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, медикаментозное лечение.

На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) про­водятся логопедические занятия по нормализации дыхатель­ной, голосовой функций, выработке речевых эталонов и т. д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и рацио­нальная психотерапия. Затем (спустя 15—20 дней) проводит­ся сеанс внушения в бодрствующем состоянии. После сеанса начинается активная логопедическая работа. Достигнутые результаты закрепляются во время сеансов гипнотерапии, самовнушения и рациональной психотерапии.

Навыки слитной речи автоматизируются, заикающиеся обучаются различными приемами, помогающими им спра­виться с возникающими речевыми затруднениями: упраж­няются в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т. д. В случаях, когда не удается достиг­нуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженном и отраженном произношении. Логопедичес­кая работа проводится наряду с активной суггестивной пси­хотерапией.

Речевым занятиям в течение дня отводится не менее 3— 4 часов.

Психотерапевтическая работа на этапе перестройки па­тологических речевых навыков и нарушенных отношений личности имеет различные формы. С помощью рациональ­ной психотерапии больному разъясняют причины заикания, необходимость активного отношения к занятиям для успеш­ного лечения заикания.

Гипнотерапия начинается на 3—4-й день после начала активной тренировки речи. Проводится вначале 3 раза в не­делю, а затем один раз в 7—10 дней. Во время внушения особое внимание уделяется нормализации эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев яв­ляется хорошей подготовкой к проведению сеанса внуше­ния в бодрствующем состоянии.

Используются беседы на фоне сильного эмоционального напряжения больных, заканчивающиеся императивным внушением; императивное внушение с включением демон­стративных моментов. Сеанс заранее назначается на опре­деленный день, который особенно ожидается больными, так как он является переломным этапом в их лечении.

В процессе самовнушения заикающиеся стремятся пред­ставить себя хорошо говорящими, вызывают у себя пред­ставление о том, как они говорят без заикания дома, в учеб­ном заведении на работе и в других ситуациях. Сеанс самовнушения рекомендуется проводить также перед сном.

На этапе закрепления достигнутых результатов (в тече­ние месяца) проводится тренировка речи больного в жиз­ненной обстановке.

В. М. Шкловский подчеркивает необходимость диспан­серизации и профилактики как важных разделов работы, без которых не может быть решена проблема лечения заи­кания. Для заикающихся с глубокими невротическими на­рушениями и резко выраженной вегетативной дистонией автор советует проводить санаторно-курортное лечение с использованием климато-бальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтических мероприятий. ]

Все современные системы логопедических занятий с заикающимися подростками и взрослыми объединяются наличием в них (помимо последовательно усложняемых речевых упражнений) различных форм психотерапии. Различаются они между собой в основном тем, какое значение и место отводится отдельным видам психотерапии в логопсихотерапевтической работе.

Речевые упражнения в системах логопсихотерапевтических занятий с заикающимися строятся на основе обще принятых в детской логопедии принципов, но с учетом воз­растных особенностей пациентов. Устранение заикания у подростков, юношей и взрослых предполагает обязатель­но дифференцированный подход и в изучении, и в самом устранении заикания. Общепринятый комплексный лечеб­но-педагогический подход в работе с заикающимися раз­ного возраста уточняется, дифференцируется в зависимости от состояния заикающегося и необходимости преимуще­ственной работы над теми или иными сторонами речи и личности пациента. В лаборатории функциональных и других видов патоло­гии речи ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сер­бского лечение заикания у взрослых осуществляется с уче­том нозологической разнородности больных (заикающиеся с невротическими расстройствами; с психопатиями; с явле­ниями раннего органического поражения центральной не­рвной системы; с вялопрогредиентной шизофренией).

Лечение включает комплекс медико-педагогических ме­роприятий: медикаментозные, психотерапевтические, лого­педические, логоритмические (Н. М. Асатиани, В. Г. Каза­ков, Л. И. Белякова, А. И. Лубенская, Б. В. Оганесян и др.).

При поступлении больных на лечение осуществляется медицинское обслуживание, затем в течение первых 10 дней пребывания заикающихся в клинике устанавливается ди­агноз на основании клинических исследований, логопеди­ческих наблюдений и параклинических обследований.

Логопедическое обследование наряду с медицинским осу­ществляется в первые 10 дней пребывания больных в клини­ке: устанавливают глубину и тяжесть речевого дефекта, осо­бенности нервно-психического состояния, намечают план индивидуальной работы с заикающимися в рамках комплек­сного подхода. Выделяются следующие этапы стационарно­го лечения: подготовительный (5-7 дней), активной терапии (20 дней), активной тренировки (10 дней), завершающий, в ходе которого происходит предельное усложнение речевых ситуаций (3-5 дней).

Во время подготовительного этапа рекомендуется огра­ничение речевого общения, формируются коллективы боль­ных для проведения занятий (по клиническим признакам, по параметрам возраста, интеллектуального уровня и пола). Основная форма работы — коллективная, но, учитывая ха­рактер вторичных невротических наслоений, параллельно проводится индивидуальная психотерапевтическая работа.

Со 2-й недели, с началом этапа активной терапии, боль­ные включаются в коллективные занятия аутогенной тре­нировкой, а также в систематические индивидуальные за­нятия с логопедом. К этому времени определяются основные медикаментозные назначения, направленность индивиду­альной психотерапии, проводимой лечащим врачом. На этапе активных тренировок больные выходят за пре­делы стационара для функциональных речевых тренировок под руководством психотерапевтов и логопедов (разговор на улице, в магазине с продавцом, у кассы, по телефону и т. п.).

Завершающий этап содержит предельно сложную речевую нагрузку — индивидуальные и коллективные речевые выс­тупления перед многолюдной аудиторией. Выступления име­ют форму концертной программы с включением музыкаль­ных номеров (мелодекламация, сольное и хоровое пение).

Перед выпиской из стационара каждому даются рекомен­дации по дальнейшей самостоятельной работе в рамках под­держивающих логопедических занятий, аутогенной трени­ровки, повторения некоторых элементов логопедической ритмики.

Весь курс лечения в стационаре пронизан прямым и кос­венным психотерапевтическим воздействием на больных в виде коллективных и индивидуальных психотерапевтичес­ких бесед. Курс аутогенной тренировки включает обследо­вание заикающихся; усвоение ими основных приемов само­регуляции; отработку навыков локальной релаксации мышц, в которых возникает патологическое напряжение; овладение сокращенными формулами самовнушения, при­емами активной регуляции мышечного тонуса и использо­вание навыков локальной релаксации в процессе речевой деятельности.

Логопедическая, дидактическая, коррекционная и логот-ренировочная работа, проводимая логопедом, строится в за­висимости от клинической принадлежности заикающегося, его возраста, развития, личностных особенностей. Напри­мер, акцент на логопедических занятиях более всего умес­тен в отношении больных с неврозоподобным заиканием на фоне резидуально-органической церебральной недостаточ­ности. Для больных с невротическим заиканием более эф­фективны психотерапевтические приемы.

Практический материал занятий направлен на коррек­цию нарушений дыхания, голоса, артикуляции, на разви­тие моторики артикуляционного аппарата и тренировку моторной функции вообще, на тренировку всех видов звуч­ной речи (сопряженная и отраженная речь, чтение стихов и прозы, вопросо-ответная речь и т. д.). Особое внимание уде­ляется речевым функциональным тренировкам, которые дают возможность закрепить полученные речевые навыки в условиях кабинета, стационара и в обычных жизненных ситуациях и помогают заикающимся выработать правиль­ное отношение к трудным речевым ситуациям. По мнению авторов, эффективность устранения заикания у взрослых обусловлена применением всего арсенала комплексного ме­дико-педагогического подхода, психотерапии, фармакоте­рапии, функциональных речевых тренировок, индивидуаль­ных, групповых и коллективных занятий, логопедической ритмики и лечебной физкультуры, физиотерапии и обще­укрепляющего лечения.

Некоторые авторы считают целесообразным сообщать заикающимся, а затем регулярно повторять с ними прави­ла для упражнения в плановой речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способ­ствовать нормализации их речи. Впервые 12 правил для уп­ражнения в плавной речи были разработаны А. Гутцманом и Г. Гутцманом в 1924 г. Они представляют познаватель­ный интерес и в настоящее время, поскольку используются в практике логопедов.

Правила для упражнения в плавной речи

Говори медленно и спокойно, т. е. выговаривай слог за слогом, слова за словом, предложение за предложением.

Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

При разговоре стой или сиди прямо и спокойно.

Прежде чем начать говорить, быстро, глубоко вдохни ртом.

Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.

Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.

Направляй выдох не на согласный звук, а на гласный.

Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.

10.Когда слово начинается с гласного, начинай его тихо и несколь­ко пониженным тоном.

11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложе­ние представляет одно многосложное слово.

12.Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

Эффективность устранения заикания и прочность полу­ченных результатов коррекции зависят от множества фак­торов.

В логопедической практике принято оценивать эффек­тивность преодоления заикания по следующей шкале: речь свободная, без заикания, со значительным улучшением, с незначительным улучшением и без улучшения. Речь заи­кающегося здесь оценивается по сравнению с ее исходным состоянием перед началом курса логопедических занятий.

Контрольные вопросы и задания

Раскройте механизм заикания с позиций физиологического подхода.

Раскройте психологический и психолингвистический аспекты механизмов заикания.

Охарактеризуйте историю развития учения о заикании.

Какие основные направления в терапии и коррекции заикания сформировались со времен древности до на­стоящего времени?

Каковы предпосылки создания комплексного подхода к устранению заикания?

Какова этиология заикания?

Какова симптоматика заикания?

Расскажите о течении заикания в разные возраст­ные периоды.

Раскройте особенности симптоматики заикания у дошкольников, школьников, подростков и взрослых.

Расскажите о методике обследования заикающихся.

Дайте общую характеристику комплексного лечеб­но-педагогического подхода к устранению заикания.

Назовите основные задачи и формы лечебно-оздоро­вительной работы с заикающимися детьми.

Раскройте основные задачи и формы коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми.

Перечислите виды психотерапии и ее значение в уст­ранении заикания в разные возрастные периоды.

Охарактеризуйте современные методики логопеди­ческих занятий с заикающимися детьми дошкольно­го возраста.

В чем заключаются особенности логопедических за­нятий с заикающимися школьниками?

Раскройте особенности логопедической работы с за­икающимися подростками и взрослыми.

Как реализуется дифференцированный подход при устранении заикания?

Расскажите о возможностях использования нагляд­ных пособий и технических средств обучения на ло­гопедических занятиях с заикающимися.

Сравните формы организации логопедической помо­щи заикающимся в системах образования и здраво­охранения.

Абелева И. Ю. и др. В помощь взрослым заикающим­ся. М., 1969.

Асатиани Н. М. Заикание у взрослых // Заикание /Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. М., 1983.

Арутюнян Л. 3. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. М., 1990.

Белякова Л. И., Дьякова Е.А. Заикание. М., 1998.

Боскис Р. М. О сущности и лечении заикания у детей дошкольного возраста // Лечение душевнобольных. М., 1940.

Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающи­мися дошкольниками. М., 1959.

Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении за­икания у дошкольников. М., 1983.

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. Mr, 1985.

Выгодская И. Г. и др. Устранение заикания у дош­кольников в игре. М., 1984.

Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. М., 1983.

Миссуловин Л. Я. Заикание. — СПб., 1999.

Оганесян Е. В. Логопедическая ритмика. М., 1998.

Pay Е. Ф., Синяк В. А. Логопедия. М., 1969.

Селиверстов В. И. Заикания у детей. М., 1979.

Хватцев М. Е. Логопедия. М., 1959.

Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волко­вой, В. И. Селиверстова. М., 1997. Ч. I.

Чевелева Н. А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. М., 1978.

Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. М., 1974.

Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся об­щеобразовательной школы. М., 1980.

studfiles.net