Преступления лиц с умственной отсталостью

Причины и условия, влияющие на совершение правонарушений лицами с умственной отсталостью

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВЕРШЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ЛИЦАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

——————————— Sazonova N. I. Causes and conditions influencing the commitment of violations by persons with mental deficiency.

Сазонова Наталия Ивановна, кандидат юридических наук, докторант ВНИИ МВД России.

Несмотря на то что в последние годы в России снизилось число больных с установленным диагнозом умственной отсталости, количество правонарушений, совершенных лицами, имеющими такое заболевание, не уменьшается, причем в структуре правонарушений на первое место выходят насильственные агрессивные действия, отодвигая ранее распространенные имущественные деликты на второй план. Интерес к данной проблеме обусловлен необходимостью разработки мероприятий по профилактике криминальной агрессии умственно отсталых.

Ключевые слова: правонарушения, агрессивные действия, умственная отсталость, психические расстройства, работники социальной сферы, социальные катаклизмы.

Despite the fact that over recent years the number of persons with mental deficiency has reduced in Russia, the number of legal violations committed by these persons does not reduce; at that perforce aggressive actions are number one concern in the structure of legal violations moving aside proprietary delicts so widespread in the past. The interest to this problem is substantiated by the necessity of working out the measures aimed at prevention of criminal aggression of persons with mental deficiency.

Key words: legal violations, aggressive actions, mental deficiency, psychic disorders, workers of social sphere, social cataclysms.

По данным ВОЗ, а также многих отечественных и зарубежных авторов, распространенность умственной отсталости в популяции колеблется в пределах от 1 до 3% населения. В регионах, где отмечено воздействие экопатогенных факторов, а также выявлены изолированные социальные группы, распространенность данной патологии может достигать 7%. Среди лиц мужского пола умственная отсталость встречается примерно в 1,5 раза чаще, чем среди женщин. Подобное соотношение наиболее заметно при легкой степени психического недоразвития; при выраженных степенях интеллектуальной недостаточности, как правило, количественной разницы между полами не наблюдается . По данным Европейского регионального бюро ВОЗ, за последние 30 лет XX в. в России произошел значительный рост заболеваемости психическими расстройствами. В частности, заболеваемость психозами увеличилась в 1,5 раза, психическими расстройствами — в 3,1 раза, умственной отсталостью — в 3,8 раза, алкоголизмом — в 8,7 раза. Для умственной отсталости характерно значительное увеличение легких ее форм. ——————————— Психиатрия: Национальное руководство / Под ред. Т. Б. Дмитриевой, В. Н. Краснова, Н. Г. Незнанова, В. Я. Семке, А. С. Тиганова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. С. 653 — 654.

Среди причин роста заболеваемости умственной отсталостью отмечается злоупотребление психоактивными веществами и некоторыми лекарственными препаратами беременными женщинами, ухудшение экологической ситуации, повышение уровня и качества медицинской помощи и увеличение вследствие этого выживания детей с тем или иным поражением центральной нервной системы. Умственная отсталость — группа различных наследственных врожденных или рано приобретенных состояний общего психического недоразвития. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных потребностей. Динамика распространенности умственной отсталости во многих странах характеризуется тенденцией к росту, особенно легких ее форм, основную причину эксперты усматривают в улучшении выявляемости и в связи с развитием психиатрических служб. Кроме этого, выделяют еще целый ряд оснований для увеличения числа умственно отсталых больных в популяции : а) ухудшение генофонда в результате снижения качества жизни, различных социальных катаклизмов, произошедших в нашей стране (раскулачивания, репрессий и вынужденной эмиграции, войны и «боевых операций»); б) снижение детской смертности за счет улучшения качества реанимационных мероприятий в родовспомогательных учреждениях, внедрения новых методов лечения в педиатрии, что способствует увеличению продолжительности жизни детей с дефектами психического развития; в) неблагоприятная экологическая остановка, негативно влияющая на течение беременности и развитие плода, приводящая к повышению уровня мутаций в популяции. ——————————— Войтенко Р. М. Социальная психиатрия с основами медико-социальной экспертизы и реабилитации: Руководство для врачей и психологов. СПб.: ИКФ «Фолиант», 2002. С. 25.

В Российской Федерации удельный вес лиц с умственной отсталостью в структуре всех зарегистрированных в 1996 г. психически больных составил 23,9%, а в 2000 г. болезненность составила 683,7 на 100 тыс. населения. В структуре психических расстройств, которые послужили причиной освобождения молодых мужчин от призыва в Вооруженные Силы в 1996 — 2000 гг., умственная отсталость занимала первое место и составляла от 35 до 46%. Среди контингента психически больных умственная отсталость занимает третье место — 23,7%, или 993 165 больных, при этом тенденция к устойчивому росту заболеваемости данной патологией будет сохраняться до 2010 г. . ——————————— Дмитриева Т. Б. Проблемы и перспективы судебно-психиатрической службы в Российской Федерации // Российский психиатрический журнал. М., 2006. N 2. С. 4 — 9; Туманов Н. А. Сравнительный анализ уровня качества жизни и клинической картины у лиц с легкой умственной отсталостью при различных формах обучения: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2004. С. 4.

Проявление криминальной агрессии у лиц с умственной отсталостью в настоящее время является достаточно актуальной проблемой, которая обусловлена значительным распространением данной формы психической патологии среди населения: лица с умственной отсталостью составляют от 1 до 5% населения, если же принимать во внимание пограничные формы, то около 15% населения являются лицами с интеллектуальной недостаточностью и высоким удельным весом криминального поведения среди лиц с указанной патологией . ——————————— Овечкина Л. А. Общественно опасные действия больных с умственной отсталостью // Материалы XIV съезда психиатров России. 15 — 18 ноября 2005 г. М.: ИД «Медпрактика-М», 2005. С. 313.

Нарушения при умственной отсталости (данном психическом расстройстве) проявляются в следующих областях: общение, самообслуживание, домашняя жизнь, социальные (межличностные) контакты, использование ресурсов общества, самоконтроль, учебные навыки, работа, досуг, состояние здоровья и безопасность. Психические расстройства распределяются в континууме: психическое здоровье — пограничное состояние или психические аномалии — психоз или слабоумие. При умственной отсталости наблюдается та же закономерность: выраженность интеллектуального недоразвития может быть от пограничной умственной отсталости, граничащей с интеллектуальной нормой, до глубокой ее степени, требующей пожизненного наблюдения и ухода. Степень выраженности нарушений психической деятельности лиц с умственной отсталостью зависит от уровня интеллектуального недоразвития. Но даже при легкой форме этой патологии отмечается затруднение или нарушение адекватного и полноценного социального функционирования индивидуума. По мере снижения тяжести умственной отсталости заметно усиление влияния биологических и психосоциальных факторов к адаптации. В условиях удовлетворительного и заботливого микроокружения, доступности медико-реабилитационного обслуживания лица с умственной отсталостью способны усвоить поведенческие нормы, навыки несложного физического труда, становятся систематически трудоспособными, адаптируются в окружающем и «растворяются» в обществе, ничем себя не проявляя . Одной из форм проявлений биологической и социальной дезадаптации с юридической точки зрения является совершение умственно отсталыми лицами общественно опасных деяний. Среди причин такой формы дезадаптации исследователи называют некоторые психопатологические особенности данного расстройства, социально-биологическую предрасположенность к асоциальным реакциям. ——————————— В ряде европейских государств во второй половине XX в. установилась практика, согласно которой лицам, признанным судебно-психиатрической экспертизой «уменьшенно» вменяемыми, по усмотрению суда может смягчаться наказание. Но при этом им назначаются общественные работы, некоторые ограничения свободы и они обязаны посещать специально созданные медико-психологические реабилитационные центры, где находятся под контролем психиатров, психологов, социальных работников. См.: Виноградова Л. Н. Польский Опыт социальной реабилитации и обеспечения прав психически больных // Независимый психиатр. М., 1999. N 2. С. 29 — 30.

Ухудшения психического состояния при умственной отсталости обычно бывают связаны с так называемой отрицательной динамикой данного расстройства — декомпенсацией, возникающей под влиянием неблагоприятных факторов: переходные возрастные кризы, перенесенные травмы головного мозга, интоксикации, в том числе злоупотребление спиртными напитками, соматические заболевания, длительные психотравмирующие ситуации . ——————————— Николаева Т. А. Судебно-психиатрическая оценка легкой умственной отсталости с учетом положений ст. 22 УК РФ: Дис. . канд. мед. наук. М.: ГНЦ СиСП им. В. П. Сербского, 2002. С. 20.

Умственная отсталость — патология, обусловленная врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющая или делающая полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума. Исследователями, занимавшимися изучением этого расстройства, выделены различные степени выраженности и клинические варианты этой патологии, и все они единодушны в том, что умственная отсталость сопровождается нарушением социальной адаптации, даже в случаях легких клинических проявлений. Лица с умственной отсталостью в специальных школах способны к получению образования, хотя и не достигают социального уровня людей с нормальным школьным образованием. Обучение в специальных школах дает им возможность усвоить ограниченные поведенческие нормы, но они могут охватить лишь небольшой набор общественных функций. Это ограничивает способность лиц с умственной отсталостью к адаптации и сужает рамки их функционирования в обществе. Многие авторы обращали внимание на определяющую роль эмоционально-волевых расстройств у лиц умственно отсталых в возникновении социальной дезадаптации, приводящей к формированию криминального поведения. Исследователи установили, что между выраженностью интеллектуальной недостаточности и видом эмоционально-волевых нарушений у лиц с умственной отсталостью имеется определенная зависимость. Так, для лиц с умственной отсталостью характерны сексуальные девиации, связанные с нарушением психосексуального развития. При этом у мужчин с умственной отсталостью часто имеет место эксгибиционизм, педофилия и зоофилия, а у женщин — проституция. ——————————— Бецков С. Г. Особенности делинквентно-агрессивного поведения у лиц молодого возраста мужского пола с легкой умственной отсталостью (клинико-психопатологические и социально-психологические аспекты): Автореф. дис. . канд. мед. наук. Челябинск, 2000. С. 4; Крыжановская И. Л., Мариничева Г. С. О некоторых вариантах умственной отсталости с нарушениями поведения (по данным клинико-эпидемиологического исследования) // Социальная и клиническая психиатрия. М., 1999. N 2. С. 18 — 21.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что перенесенные черепно-мозговые травмы, интоксикации, злоупотребление алкогольными напитками, соматические заболевания и психогении способствуют отрицательной динамике умственной отсталости у лиц с подобными отклонениями. Распространенность агрессивного поведения среди данной категории лиц составляет от 3,3 до 36%. Лица с умственной отсталостью среди всех правонарушителей, попавших в выборку, составляют до 3,2% , а каждый пятый испытуемый, направляемый в места лишения свободы, обнаруживает данную психическую патологию . У трети подростков (30,3%), совершивших правонарушения и направленных на судебно-психиатрическую экспертизу, диагностируется умственная отсталость . Более 90% лиц с умственной отсталостью, подвергшихся судебно-медицинской экспертизе, совершали криминальные деликты до 26 лет, так как именно в этом возрасте они выходят из-под контроля семьи, вспомогательных школ, психиатров. ——————————— Антонян Ю. М., Верещагин В. А. Состояние насильственной преступности в России // Агрессия и психическое здоровье. СПб., 2002. С. 23 — 33. Мохонько А. Р., Муганцева Л. А., Щукина Е. Я. Судебно-психиатрическая экспертиза лиц, совершивших общественно опасные действия // Российский психиатрический журнал. М., 1999. N 5. С. 16 — 19. Яницкий С. А., Иванов М. В. Некоторые региональные особенности преступности несовершеннолетних // Материалы XIV съезда психиатров России. 15 — 18 ноября 2005 г. С. 322.

Совершение умственно отсталыми лицами правонарушений является формой проявления биологической и социальной дезадаптации. Среди ее причин исследователи называют психопатологические особенности и социально-биологическую предрасположенность к асоциальным реакциям. Низкий интеллект в чистом виде не является определяющим фактором в этиологии криминального поведения, и большее значение отводится нарушениям межличностных связей. Криминальное поведение лиц с умственной отсталостью часто бывает вызвано разводом родителей, частотой госпитализации в психиатрический стационар, поведенческими расстройствами, социально-экономическим положением семьи, приводящими к формированию агрессивности, холодности, безжалостности по отношению к окружающим. И в раннем, и в зрелом возрасте умственно отсталые лица оказываются в жестокой зависимости от отрицательного влияния микросреды с ее антисоциальными установками, нарушением моральных и правовых норм, потребительским отношением к обществу, наличием организованных криминальных группировок. Алкоголь играет весомую роль в формировании криминального поведения среди лиц рассматриваемой категории. При органическом поражении головного мозга алкоголь вызывает декомпенсацию и способствует совершению преступлений. Злоупотребление алкоголем — одно из условий дезадаптации и психопатизации у лиц с умственной отсталостью. Лицам с умственной отсталостью, осложненной алкоголизмом, совершившим насильственные преступления, свойственны повышенная раздражительность и агрессивность, конфликтность, подозрительность и мнительность, ревность, сутяжничество, садизм. Таким образом, результаты проведенных ранее исследований по данной проблеме свидетельствуют о значительной распространенности умственной отсталости среди населения, а также тенденции к росту показателей заболеваемости данной патологией, наметившейся в последнее десятилетие, делают ее изучение социально значимым. Сочетание интеллектуального недоразвития, эмоционально-волевых расстройств и повышенной восприимчивости к внешне средовым влияниям у умственно отсталых лиц приводит к их биологической и социальной дезадаптации, нередко реализующейся в агрессивных действиях. При этом среди отечественных и зарубежных исследователей отсутствует единое мнение о факторах риска, мотивах и механизмах формирования криминальной агрессии умственно отсталых. Дискуссионным остается вопрос о сочетании и соотношении биологических и социальных факторов в генезисе различных видов общественно опасных действий.

www.center-bereg.ru

Прокуратура Московской области

Уголовным законом (ст. 20 УК РФ) установлен возраст, с которого виновное лицо подлежит уголовной ответственности и может нести наказание.

По общим требованиям уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее на момент совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Одновременно с этим, законодатель определил ряд преступлений, за совершение которых виновное лицо подлежит ответственности при достижении им четырнадцатилетнего возраста. Это такие преступления, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, террористический акт, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

При этом следует отметить, что не все преступления, внесенные в данный перечень, являются тяжкими либо особо тяжкими.

Другим критерием является форма вины. Так, подростки в возрасте от 14 до 16 лет не несут ответственности за неосторожные преступления. Исключением может считаться приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, что образует состав преступления, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение смерти или тяжкого вреда здоровью человека.

При этом, несовершеннолетний не может нести уголовной ответственности и в случае, если он достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего, назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии. Перед экспертом в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту.

Достижение установленного возраста уголовной ответственности предполагает наличие у лица способности правильно воспринять уголовное наказание, поскольку лишь в этом случае данное наказание может достигнуть своей цели — восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Установление возрастной границы уголовной ответственности имеет важное общепредупредительное значение. Законодатель, определяя возраст уголовной ответственности, исходит из презумпции достижения лицом к этому возрасту достаточного уровня развития, чтобы сознавать характер своих действий и их запрещенность.

Требования закона учитывают также возможности общества бороться с общественно опасными действиями подростков без применения уголовного наказания, путем воспитательных мер. Не следует так же считать, что несовершеннолетние несут уголовную ответственность наравне со взрослыми, условия и порядок отбывания ими наказания, освобождения от наказания и уголовной ответственности, существенно отличаются от аналогичных норм закона, распространяющихся на совершеннолетних.

mosoblproc.ru

Глава 12. РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ И ЛИЧНОСТИ У ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И У ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ФАКТОРАМИ

У лиц с умственной отсталостью, наряду с интеллектуальными нарушениями, как правило, отмечаются различные расстройства поведения и личности. Причем изменения поведения зачастую являются первыми признаками врожденного слабоумия. В зависимости от степени тяжести и глубины психоорганического синдрома выявляются те либо иные поведенческие и личностные расстройства.

Так, при глубокой степени отсталостидети либо не реагируют на окружающее, либо проявляют злобную, аутоагрессивную реакцию в виде вырывания волос, покусывания пальцев, нанесения себе повреждений и др. Из за повышенной прожорливости и невозможности отличить съедобное от несъедобного, горячее от холодного, они тащат в рот все, что попадает им в руки, вплоть до собственных испражнений. Удовольствие или неудовольство выражается у них двигательным возбуждением, криками. Как отмечено выше, у них полностью отсутствует познавательная деятельность, в связи с чем они даже не узнают своих родных.

Из-за непредсказуемости поведенческих реакций больные с глубокой умственной отсталостью нуждаются в постоянном наблюдении и присмотре.

Неадекватность поведения и личностные расстройства при умственной отсталости тяжелой степениносят полиморфный характер — от повышенной активности и непоседливости до вялой пассивности и равнодушия, и сочетаются с глубокими интеллектуальными нарушениями. В связи с низким уровнем мышления, его конкретностью инепоследовательностью больные приобретают запас «знаний», позволяющий им ориентироваться в быту, в привычной и знакомой обстановке, обслуживать себя, есть, одеваться. Благодаря подражательным действиям они могут приобретать элементарные трудовые навыки: уборка помещения, склеивание коробок, перематывание ниток, поливка цветов и др. Инертность и тугоподвижность психических процессов в сочетании с безынициативностью не позволяют им заниматься самостоятельной трудовой деятельностью.

В отличие от глубокой умственной отсталости у детей и подростков с тяжелым слабоумием отмечаются выраженные эмоциональные реакции, они узнают близких и быстро к ним привязываются. При этом у одних больных выявляются добродушность, покладистость, послушность, у других, наоборот, злобность, агрессивность и упрямство.

Больные с тяжелой умственной отсталостью нуждаются в постоянном квалифицированном наблюдении и контроле.

Клиническая картина психоорганического синдрома при умственной отсталости умеренной и легкой степени,как отмечено выше, проявляется не грубыми нарушениями познавательной сферы и широким диапазоном поведенческих и личностных расстройств. Причем эти расстройства порой характеризуются непредсказуемыми клиническими проявлениями, основными из которых являются повышенная внушаемость и слепая подражательность в действиях. Именно эти характерные особенности поведения и способствуют взрослым асоциальным лицам и преступным «элементам» вовлекать таких детей и подростков в различные неформальные группировки, а также привлекать их к совершению противоправных действий и преступлений.

С целью предупреждения антиправовых действий и асоциальных поступков лиц с умственной отсталостью легкой степени и с органической недостаточностью мозга, а также для своевременного проведения медицинских мероприятий и психолого-педагогической коррекции, приводящих зачастую к регрессу клинической картины заболевания, будущим специалистам уже при первом же общении с такими детьми и подростками необходимо обратить внимание на их личностные особенности и особенности их поведения. Именно выраженные поведенческие и личностные расстройства при незначительных интеллектуальных нарушениях лежат в основе клиники резидуальной стадии психоорганического синдрома.

Рассмотрим их более подробно.

Характерические особенности больных с умственной отсталостью легкой степени варьируются довольно в широком диапазоне: от доброжелательности, общительности, подчиняемости и послушания до злобной враждебности, аффективной агрессивности, вспыльчивости, упрямства, патологической настойчивости и непоколебимой убежденности в правильности своих действий и поступков, а также некритичности к своей несостоятельности и низкому уровню интеллекта.

Перечисленные особенности поведения больных с легкой умственной отсталостью укладываются в клинику психопатии, или так называемого психоподобного синдрома, выявление которого имеет значение прежде всего для признания больного невменяемым при совершении того или иного преступления или правонарушения.

Психопатия— группа патологических состояний, проявляющихся дисгармонией свойств личности, преимущественно эмоционально-волевой сферы, с более или менее выраженной социальной дезадаптацией.

Для обозначения психопатий используются такие термины: «психопатическая личность», «психопатическая конституция», «патологический, или аномальный характер».

Основными причинами возникновения психопатий являются:

1. Наследственные (конституционально-генетические) факторы.

2. Негрубые экзогенно-органические повреждения головного мозга во внутриутробном, перинатальном и раннем постнатальном периодах развития (травма, инфекция, интоксикация).

3. Неблагоприятные средовые и ситуационные влияния (О.В. Кербиков)*.

* Кебриков О.В. Клиническая динамика психопатий и неврозов: Актовая речь. М., 1962.

В зависимости от факторов риска (1,2,3) все психопатии условно разделяются на следующие виды:

1) конституционально-генетические (ядерные);

Приобретение психопатии, по данным разных авторов, еще описываются как:

· социопатии (А.К. Ленц, 1927) — изменение личности, связанные с пагубными социальными условиями (неблагоприятная семейная ситуация, безнадзорность и др.);

· псевдопсихопатии (В.П. Осипов, 1936);

· реактивные психопатии (Е.К. Краснушкин, 1940).

Учитывая, что в развитии органических психопатий негрубые экзогенно-органические повреждения являются основными факторами риска умственной отсталости,что, по-видимому, целесообразнее рассматривать органическую психопатию у ребенка с умственной отсталостью легкой или умеренной степени как психоподобный синдром.

Характерной особенностью всех видов психопатий является то, что по своей клинической картине они не отличаются друг от друга. В связи с вышеизложенным рассмотрим основные виды классификации психопатий с последующей клинической характеристикой каждой из ее форм, которые идентичны и для «психоподобного синдрома» у лиц с умственной отсталостью.

На сегодняшний день описано множество классификаций психопатий, построенных на этиологическом, патогенетическом и др. принципах, однако единой общепринятой классификации психопатий пока не существует.

В качестве примеров авторы приводят некоторые из них, которые являются ведущими и в настоящее время.

Классификация психопатий по Е. Kretschmer:

Классификация психопатий по Г.Е. Сухаревой (1959):

· импульсивные (эпилептоидные) личности.

Классификация типов психопатических личностей по Н. Stulte (1960):

· склонные к навязчивостям (ананкасты).

Классификация психопатий по О.В. Кербикову (1971):

Классификация психопатий по А.Е. Личко (1977)*:

* Классификация психопатий по А.Е. Личко, 1977 — данная классификация разработана на основе классификаций П.Б. Ганушкина П.Б. (1962), Г.Е. Сухаревой (1959), О.В. Кербикова (1962) и классификаций акцентуаций личности К. Zolonhard (1964, 1968).

· истинные (генуинные) психопатии:

· Приобретенные психопатии, психопатические развития по следующим типам:

Классификация форм психопатии по П.Г. Сметанникову (1995):

· неустойчивые психопатические личности;

Среди различных типов и форм психопатий, по данным В.В. Ковалева (1995), при органических психопатиях наиболее чаще встречаются возбудимый (эксплозивный), неустойчивый, истерический и астенический типы, что практически соответствует современным представлениям о так называемом психоподобном синдроме, подробно описанном В.Я. Гиндикиным (2001). Так, по В.Я. Гиндикину, психоподобный синдром имеет три варианта: возбудимый, тормозимый и неустойчивый. Именно эти варианты и встречаются наиболее часто при органических психопатиях (истероподобные реакции нередко входят в структуру возбудимого варианта и носят примитивно-банальный, наивный характер).

Клиническая и психологическая характеристика каждого из типов и форм психопатий, приведенных в вышеперечисленных квалификациях различных авторов, подробно описаны в учебниках по психиатрии и клинической психологии.

Данное пособие обращает внимание будущих специалистов на изучение основных психических состояний и поведенческих реакций, которые наиболее часто отмечаются при психоподобном синдроме, развившемся вследствие органического поражения головного мозга и лежащем в основе клинических проявлений умственной отсталости легкой и умеренной степени.

Психоподобный синдром(основные психические состояния и поведенческие реакции).

1. Возбудимый вариант:

· агрессивное поведение (различные его виды*) по отношению к окружающим;

* Виды агрессивного поведения(по А. Басса— А. Дарки).

1. Физическая агрессия (использование физической силы против другого лица).

2. Косвенная агрессия (взрывы ярости, озлобленности, злобные шутки, сплетни).

3. Склонность к раздражению (готовность к проявлению при малейшем возбуждении резкости, грубости, вспыльчивости).

4. Негативизм (оппозиционное поведение по отношению к окружающим).

5. Обида (зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством гнева, горечи на весь мир за действительные или мнимые страдания).

6. Подозрительность (недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред).

7. Вербальная агрессия (крик, ругань, словесные угрозы, проклятия как выражения негативных чувств по отношению к окружающим).

8. Чувство вины (убеждение в том, что он сам является плохим человеком, с появлением у него угрызений совести).

· аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя, возникающая на фоне повышенной аффективности с дисфорическими состояниями);

· повышенная раздражительность и вспыльчивость;

· повышенная обидчивость и эгоистичность;

· озлобленность и ярость в виде аффективных разрядов и вспышек;

· истероподобные реакции и истероформное поведение*;

* Истероподобные реакции и истероформное поведение:

· высокая эмотивность (повышенная эмоциональная возбудимость, лабильность настроения, красочность и театральность внешних проявлений эмоций и др.);

· эгоцентризм (стремление поставить себя в центр внимания, используя при этом любые средства, к примеру, необычные сочетания одежды, красочные рассказы вымышленных историй, выделяя при этом особо свою роль и др.);

· аффективная логика (необъективность мышления, его эмоциональная направленность).

· быстрая смена настроения;

· вязкость и назойливость поведения;

· повышенная демонстративная двигательная возбудимость в периоды аффективных вспышек («двигательный шторм»).

2. Тормозимый вариант:

· нерешительность и робость;

· растерянность и смущение;

· депрессивные состояния (тоскливое настроение, чувство подавленности, отверженности), периодически возникающие;

· двигательная заторможенность («двигательный штиль»);

· суицидальные проявления и др.

3. Неустойчивый вариант:

· попадание под влияние криминальных структур («их воля без энергии» П.И. Ковалевский);

· отсутствие постоянства в занятиях, работе;

· стремление уходить от любых трудностей;

· недостаточное чувство долга и ответственности;

· повышенный интерес к новым впечатлениям («сенсорная жажда»);

· склонность к реакциям имитации;

· асоциальное поведение (школьная дезадаптация, бродяжничество и др.).

Психические состояния и поведенческие реакции у лиц с умственной отсталостью довольно часто сочетаются с разнообразными эмоциональными расстройствами, которые у многих детей проявляются в виде основного синдрома.

По данным В.Я. Гиндикина (2001), среди эмоциональных расстройств при умственной отсталости в психиатрической практике наиболее часто встречаются такие синдромы, как эйфорический, апатико-абулический и дисфорический.

«. При первом из них омечается стойко повышенное настроение с оттенком всеблаженства, беспечностью, беззаботностью, безразличием к окружающему, иногда — с сюжетно-однообразными фантазиями, касающимися узкого круга интересов больного, которые отражают его интеллектуальный дефект. В отличие от лиц с гипоманиями здесь отсутствует стремление к деятельности.

. При апатико-абулическом синдромев рамках олигофрении отмечаются эмоциональная бедность, общая вялость, бездеятельность, медлительность, скованность. Замедленная реакция на все окружающее, низкая способность к психическому напряжению, психомоторная заторможенность, слабость побуждений, аспонтанность, астрессовость.

Для дисфорического синдромахарактерна триада: а) тоскливо-злобная окраска настроения; б) истероформные включения; в) преобладание депрессивного аффекта, нередко — с ипохондрическими компонентами. В целом для олигофренических дисфории при их возникновении характерно недостаточно четкое восприятие окружающего мира. » 1

* Гиндикин В.Я. Умственная отсталость (олигофрения) // Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Под ред. проф. В.А. Гурьевой М., 2001. С. 176-177

В основе многих поведенческих реакций и эмоциональных расстройств у лиц с умственной отсталостью легкой и умеренной степени лежат разнообразные психогенно травмирующие факторы. Составить полный их перечень практически не представляется возможным в связи с индивидуальными особенностями личности каждого ребенка и его ответной реакции на то либо иное психогенное воздействие. Так, «безобидная» ситуация для одних может явиться «шокирующим фактором», иногда меняющим всю последующую жизнь человека, для других.

Специалистам разного профиля (врачи, педагоги, психологи, юристы и др. Профессиональная деятельность которых направлена на работу с детьми, авторы рекомендуют учитывать психогенно-травмирующие факторы, которые с большой долей условности сгруппированы В.А. Гурьевой (2001)*.

* Гурьева В.А. Систематика психогенно-травматизирующих факторов // Клиническая и судебная подростковая психиатрия. С. 196—197.

1. Сверхсильные, острые, внезапные:

а) смерть на глазах ребенка;

б) убийство на глазах ребенка;

2. Субъективные, сверхсильные, острые (сверхзначимые для ребенка):

а) смерть матери, отца;

б) неожиданный уход из семьи любимого родителя;

в) известие, что родители — не родные, что ребенок — приемный.

3. Острые, сильные и сверхсильные, следующие одна за другой. Например, смерть матери, появление «плохой» мачехи, определение ребенка в интернат.

4. Психогенные травмы, лежащие в основе посттравматических стрессовых расстройств и отличающиеся определенным своеобразием. Это — стрессовое событие (кратковременное или продолжительное) исключительно угрожающего или катастрофического характера, которое может вызвать состояние дистресса почти у любого человека (природные катастрофы, сражения, несчастные случаи, роль жертвы пыток).

5. Психогенные травмы, связанные с воздействием на внутренние психологические комплексы ребенка.

6. Психогенные травмы, определяемые как ключевые переживания по отношению к каким-либо особенностям личности (тревожно-мнительные, истерические, сенситивно-шизоидные и пр.).

7. Психогенные травмы, сочетающиеся с депривацией (эмоциональной или сенсорной).

8. Психогенные травмы в периоды возрастных кризов (астенизация, кризовые психологические комплексы, наклонность к соматизированию психических расстройств).

9. Психогенные травмы, связанные с неправильным воспитанием (отвержение ребенка, воспитание по типам «кумира семьи», «Золушки», «ежовых рукавиц» и пр.)

10. Хронические психические травмы (неблагополучная семья, закрытые детские учреждения, служба в армии).

11. Комбинация острых и хронических психогенных травм.

Под влиянием психогенно-травмирующих факторов у ряда лиц с умственной отсталостью легкой степени наблюдаются углубления патохарактерологических реакций*,а у социально-запущенных детей — их появление.

* Патохарактерологические реакции— психогенные личностные реакции, которые проявляются преимущественно в разнообразных отклонениях поведения ребенка или подростка, ведут к нарушениям социально-психологической адаптации и, как правило, сопровождаются невротическими (в частности, соматовегетативными) расстройствами (Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995. С. 119).

К патохарактерологическим реакциям относятся:

· реакции протеста (оппозиции);

· реакции компенсации и гиперкомпенсации.

В подростковом возрасте в дополнение к этим формам выделяются (А.Е. Личко, 1983):

· реакции группирования со сверстниками;

· реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

За последние годы перечень патохарактерологических реакций пополнился еще рядом поведенческих нарушений, среди которых наиболее яркими и проблемными являются:

Рассмотрим основные клинические особенности этих реакций.

Реакция протеста(оппозиция).

Реакции протеста (делать все наоборот, назло) — преходящие расстройства поведения, обусловленные аффективными конфликтными переживаниями личности ребенка (обиды, ущемленное самолюбие, недовольство близкими, конфликты между родителями, равнодушное отношение их к ребенку, школьная дезадаптация, появление в семье мачехи или второго ребенка и др.).

Реакции протеста, как правило, направлены против лиц, которые, по мнению ребенка, виновные в их возникновении. В зависимости от характера нарушений поведения различают два вида реакций протеста:

Активные реакциипротеста характеризуются различными патологическими проявлениями агрессивного поведения ребенка с гневными, порой разрушительными и жестокими вспышками, направленными против обидчика, в ответ на различные психологические трудности или психотравмирующие ситуации.

Пассивные реакции протестахарактеризуются разнообразными невротическими проявлениями с синдромом соматовегетативных расстройств (анорексия, рвота, недержание мочи и кала), суицидальными попытками, отказом от еды, уходами из дома, частичным мутизмом и др.

«Одна из основных причин реакций протеста — нарушение отношений в семье. Без своевременных (ранних) лечебно-педагогических мероприятий реакции протеста постепенно превращаются в устойчивое неправильное поведение и являются основой для формирования патологического характера»*.

* Гурьева В.А. — Психогенные расстройства // Клиническая и судебная подростковая психиатрия. С. 225.

Реакцииотказа — одна из разновидностей патохарактерологических реакций, напоминающая собой атипичную реактивную депрессию или поведение ребенка, страдающего шизофренией.

Клинические проявления реакций отказов характеризуются такими поведенческими и личностными изменениями ребенка, как отказ от контакта с окружающими, от обычных желаний и потребностей, от учебы, появление чувства страха перед новым, «потеря перспективы» («ситуация фрустрации»), безсистемный и необдуманный характер ответов на поставленные вопросы и др.

Наблюдаются у лиц с умственной отсталостью легкой и средней степени, как правило, у детей, лишившихся родителей и помещенных в интернаты, детские дома, приюты и др.

Реакции имитации— психогенные личностные реакции, клинически проявляющиеся подражанием поведению отдельных личностей, которые в глазах ребенка являются наиболее авторитетными, (в детском возрасте — это родители и воспитатели, в подростковом — старшие подростки, обладающие лидерскими качествами или взрослые, созданные воображением подростка).

В детском и подростковом возрасте практически каждый ребенок создает себе образ личности, на которую он хотел бы быть похожим. Это образы знаменитых артистов, спортсменов, художников, музыкантов, врачей, педагогов, ученых и др. Создавая себе «кумира» и, перенимая от него многие положительные качества, подросток, уже на подсознательном уровне, развивает в себе такие свойства личности, как целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, повышенное стремление к учебе, творчеству, здоровому образу жизни и др.

Таким образом, реакции имитации зачастую являются источником воспитания у ребенка интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств и носят позитивный характер. В этих случаях их относят к положительным реакциям имитации.

Однако у многих детей с умственной отсталостью легкой степени, а также у лиц с чертами эмоционально-волевой неустойчивости развивается склонность к отрицательным реакциям имитации, которые становятся источником возникновения асоциального поведения, а также многих вредных привычек.

Особенно печальные и драматические последствия реакций имитации в подростковом возрасте отмечаются при вовлечении ребенка в преступные группировки и религиозные секты, когда подросток оказывается в полной эмоциональной зависимости от уважаемого им лица и готов выполнить любое его распоряжение, вплоть до самоубийства.

На фоне реакций имитации у многих детей развиваются различные расстройства невротического характера. «Такая динамика возможна при реакциях имитации, связанных с сексуальными действиями окружающих (например, возникновение мастурбации у ребенка, бывшего свидетелем половой связи взрослых или подражающего онанизму сверстников), а также в некоторых случаях невротического заикания, возникшего из подражания речи заикающихся близких» (Н.П. Тяпугин, 1966)*.

* Цит по: Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. С. 128.

В своей повседневной практической деятельности педагоги, психологи и воспитатели должны помнить, что реакции имитации у детей имеют также важное психодиагностическое значение. Так, по изменившемуся поведению подростка можно предположить о той зоне ближайшего окружения, которое оказывает на него то либо иное влияние, и при малейших признаках появления отрицательных реакций имитации необходимо применять самые активные методы психолого-педагогического воздействия, направленного на переориентацию интересов и поведения ребенка в позитивное русло.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации— одна из разновидностей патохарактерологических реакций, которые характеризуются возникновением у ребенка определенных форм поведения, направленных на затушевывания слабых его сторон и являющихся «психологической защитой» личности от переживаний какого-либо собственного дефекта. Иногда вновь возникшие защитные формы поведения носят гипертрофированный, а порой смехотворный характер, в связи с чем могут стать источником социальной дезадаптации ребенка.

Клинические реакции компенсации и гиперкомпенсации у физически слабого ребенка проявляются компенсаторными фантазиями или мечтами о том, что он сильный, смелый и отважный; у детей, развивающихся в условиях депривации («психологический пресс»), — компенсаторными играми (ребенок старается общаться с физически более слабыми детьми или с малышами, командуя или наказывая их); в случаях завоевания авторитета среди сверстников подросток старается рассказывать друзьям вымышленные истории с собственным участием, что он якобы близко знаком со знаменитыми спортсменами и артистами, что его отец «военный герой», тренер по боксу, карате и др.

Таким образом, реакции компенсации и гиперкомпенсации проявляются прежде всего у лиц с чувством собственной «неполноценности», с физическим дефектами, хроническими инвалиди-зирующими заболеваниями, психо-невротическими расстройствами и др., а также у детей при ситуации эмоциональной и социальной депривации (дети-сироты, дети, которые лишены внимания близких, дети из неполных семей, ребенок, воспитываемый деспотичными родителями, подавляющими его активность и др.).

Реакции эмансипации— стремление подростков к самостоятельности и независимости. Это своего рода самоутверждение его личности. Основной причиной развития реакций эмансипации у детей являются гиперопека и деспотизм родителей. Чем выше гиперопека и сильнее выражены деспотические проявления к ребенку, тем большее желание развивается у подростка любыми способами избавиться от влияния взрослых.

При этом всем своим поведением подросток демонстрирует, что он уже «взрослый» и «самостоятельный». В младшем возрасте, в виду прямой зависимости от родителей, дети еще подчиняются их давлению, в подростковом же — они стараются «делать все по-своему», вопреки советам взрослых, критически относятся к старшим, в крайних случаях они избирают уход из дома и бродяжничество.

Дата добавления: 2015-04-19 ; просмотров: 2413 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org