Презентация по психологии на тему стресс

Содержание:

Презентация на тему «Стресс и борьба с ним»

  • Скачать презентацию (1.23 Мб)
  • 60 загрузок
  • 4.2 оценка
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Аннотация к презентации

    Презентация для школьников на тему «Стресс и борьба с ним» по психологии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

    Содержание

    Стресс и борьба с ним

    Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете. Подготовила: Руководитель проблемной группы Волкова Е.В.

    Стресс и его особенности.

    В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. Словарь дает следующее толкование стресса: “Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)”. Первым же дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс — это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни.

    Теория стресса Селье включает три фазы:

    Первая – фаза тревоги: осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. Вторая фаза – сбалансированного расходования адаптационных резервов организма – фаза стабилизации. Третья фаза истощения, влекущая структурные изменения. Доказано, что стрессы являются причинами многих заболеваний: ревматического артрита, крапивницы, язвы желудка, гипертонии, хронические боли в спине, язву, астму, некоторые болезни сердца.

    Небольшой уровень стресса делает нас собранным на экзамене, позволяет спортсмену на соревнованиях выступить лучше, чем на тренировках. В такие моменты ощущаешь подъем, внутреннюю мобилизацию, многое получается лучше, чем обычно. Такое состояние называют эустресс. Другое дело, когда напряжение становиться слишком большим. Оно затрудняет эффективное выполнение деятельности. Возникает или заторможенность, или чрезмерная суетливость. На пользу делу и здоровью это не идет. Такой чрезмерный разрушительный, дезорганизующий, демобилизующий стресс называют дистресс. Именно он опасен. Сильнейшим стрессом является неуспех, неудача, позор, обида. Все это очень неприятно. К сожалению, мы нередко склонны переоценивать отрицательные результаты наших действий, сгущать краски, преувеличивать свои неудачи. Отсюда слишком сильные, слишком резкие слова – “крах”, “трагедия”, “провал”, “кошмар”, “ужас”.

    Многие люди привыкли повторять: «Жизнь –это сплошной стресс!»

    Среднестатистический человек постоянно страдает от стрессов

    Стрессы преследуют нас дома и на работе разрушают нашу жизнь, подтачивают здоровье, истощают душу….

    Как самим выработать успешный стиль поведения, научиться в конфликтных стрессовых ситуациях и напряженной рабочей обстановке быть устойчивыми к стрессу и задействовать скрытые в нас резервы, силы и возможности, чтобы преодолеть стресс и обратить его себе во благо?

    В этой презентации я поделюсь с Вами 13-ю советами, которые перевернут Вашу жизнь и помогут справится с любыми стрессовыми ситуациями.

    Совет 1Встаньте утром на 10 минут раньше чем обычно.

    Так Вы легко избежите утреннего раздражения, везде успеете и будите чувствовать себя прекрасно. Спокойно организованное утро – это залог прекрасного удачного дня!

    Совет 2ХВАТИТ ПОЛОГАТЬСЯ ТОЛЬКО НА СВОЮ ПАМЯТЬ.Заведите ежедневник!

    Нет ничего ужаснее опоздания на встречу, или попущенной годовщины! С ежедневником вы всегда будите обо всем помнить, идти в ногу со временем и радоваться жизни!

    Совет 3Перестаньте откладывать!

    Откладывания на следующий день является стрессовым фактором. Планируйте наперед и все будите успевать сегодня! Помните о правиле Паретто и оставляйте 20% своего рабочего времени свободными на случай форс – мажоров.

    Совет 4Ослабьте ваши стандарты!

    Не все вещи которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими! Совершенство не всегда этого стоит. Помните о правиле Паретто: 20% усилий дают 80%результата.

    Совет 5Считайте ваши удачи!

    На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда Вы были успешны. Воспоминание о хорошем уменьшают ваше раздражение, поднимут настроение и зарядят позитивом!

    Совет 6Ищите друзей оптимистов!

    Ничто не вырабатывает привычку постоянного беспокойства быстрее волнений и переживаний вместе с другими (озабоченными терзающимися людьми) Хорошие друзья – те, которые заразят Вас своим оптимизмом, подарят энергию, желание жить!

    Совет 7Наполните свою жизнь движением!

    Даже во время работы периодически вставайте и двигайтесь, не сидите на одном и том же месте. Физическая активность –прекрасный способ избавиться от стресса.

    Совет 9Создайте из хаоса порядок!

    Организуйте Ваш дом, рабочее место и жизнь так, чтобы Вы всегда могли получать то. Что ищите. Разложите все вещи по местам, приведите в порядок ваши контакты. Помните из всего можно создать устойчивую систему!

    Совет 10Займитесь йогой или дыхательной гимнастикой

    Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди подвержены стрессу, они дышат быстро и поверхностно – мышцы не получают необходимого количества кислорода и постоянного напряженны.

    Совет 11Сделайте себя красивым

    Если мы хорошо выглядим, мы и чувствуем себя лучше. Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать Вам тот жизненный тонус, которого Вы таки давно ждали. Любите себя!

    Совет 12Живите контрастной жизнью!

    Если ваши будни лихорадочны, используйте выходные дни для спокойного отдыха. Если рабочие дни наполнены делами требующие выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни. Переключайтесь!

    Совет 13НЕЗАБЫВАЙТЕ!

    Люди вокруг Вас и мир , в котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно, на веру слова других людей. Верти тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут.

    pptcloud.ru

    Презентация по психологии по теме: Презентация к курсовой работе — презентация

    Презентация была опубликована 3 года назад пользователемЛариса Бармина

    Цель курсовой работы •Сформировать представление о природе стресса, а также о современных способах борьбы с ним.

    Похожие презентации

    Презентация на тему: » Презентация по психологии по теме: Презентация к курсовой работе» — Транскрипт:

    1 Цель курсовой работы Сформировать представление о природе стресса, а также о современных способах борьбы с ним.

    2 Задачи Научиться определять сущность стресса, факторы стресса, пути его преодоления; Научиться обобщать полученную информацию и решать проблемы, касающиеся стресса, на практике.

    3 Понятие стресса Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий; Стресс — это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.

    4 Виды стресса профессиональный стресс (стресс на работе) эмоциональный стресс физический психологический стресс операционный стресс (реакция организма на хирургическую операцию) посттравматический стресс, возникающий вследствие перенесенной травмы и.т.д

    6 Основные симптомы — рассеянность, — повышенная возбудимость, — постоянная усталость, — потеря чувства юмора, — резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет, с одновременно появившимся пристрастием к алкоголю, — пропажа сна и аппетита, — ухудшение памяти, — иногда возможны, так называемые «психосоматические» боли в области головы, спины, желудка.

    7 Причины стресса 1. Физические стрессоры: жар, холод, шум, огонь, уличное движение, насилие, болезни, плохие условия работы и т.д. 2. Социальные стрессоры: общественные, экономические и политические; семейные; связанные с работой, карьерой; межличностные стрессоры. 3. Семейные стрессоры: распределение обязанностей, ревность, различие в системах ценностей, болезни (смерть в семье и т.д.)..

    8 Два вида стресса «Положительный» стресс ведет к длительному пребыванию в состоянии приподнятого настроения, что, весьма благотворно влияет на организм: повышается иммунитет, отступают болезни, человек чувствует прилив радости, отлично выглядит и замечательно себя чувствует. «Отрицательный» стресс надолго выбивает из колеи и заметно подрывает здоровье.

    9 Последствия стресса Стресс на работе в России испытывают около 30% женщин и более 50% мужчин. По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы.

    10 Способы управления стрессовыми ситуациями 1. Медитация и аутотренинг. 2. Четкое распределение времени на работу и отдых. 3. Горячий шоколад, пушистый плед, удобное кресло и старая любимая книжка (лучше детская). 4. Хорошее вино, шоколад, орехи и страстный любовник.

    11 5. Хотя бы кратковременный отпуск в теплых краях в приятной компании или в одиночестве, на Ваш вкус. 6. Сон, столько сколько хочется и еще немножко. 7. Спорт до изнеможения. 8. Баня. Настоящая русская баня, с парилкой, вениками и прыжками в сугроб. 9. Общение с природой: лес, поле, огород и симпатичными животными: кошками, собаками, лошадьми. 10. Люди, которым Вы нужны, которые Вас любят, ценят, поддержат, поймут и развеселят в любой ситуации.

    12 Великий лидер, чтобы не заработать ранний инфаркт, должен иметь среди многих качеств в первую очередь добродушие и терпимость. Добродушие чтобы не подвергаться стрессу от своей собственной глупости, и терпимость что бы не подвергаться стрессу от глупости других. Августо Кури Стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете. Ганс Селье, «отец» теории стрессов

    www.myshared.ru

    Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье

    самые различные неблагоприятные факторы:

    холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция aдреналина, инсулина, чисто физические травмирующие воздействия, боль и многие другие — вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший у Селье название «общий адаптационный

    синдром» (ОАС). Это и есть стресс .

    Наиболее существенным недостатком в теории Селье является отрицание ведущей роли

    ЦНС в происхождении стресса. Селье и его последователи показали, что

    реакция на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных. Но в отличие от животных, у человека физиологическая реакция может определяться непосредственно не присутствием стресса, а его психологическим воздействием на личность.

    Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса Р.Лазарус.

    Он, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную

    Другой исследователь, доктор Харольд Вулфф нашел ответ на загадку, почему во время Второй мировой войны среди

    военнопленных, содержавшихся в немецких лагерях, лишь один

    человек из ста умер перед освобождением, тогда как среди военнопленных, содержавшихся в японских лагерях, перед осво бождением умерли 33 человека из 100. Учитывая то, что питание и длительность содержания в лагерях было одинаковым, Вулфф обнаружил, что уровень эмоционального стресса в японских военных лагерях был гораздо выше, чем в немецких.

    Это и послужило причиной такой разницы в смертности

    Современные взгляды на стресс отличаются условностью полного разделения физиологического стресса и стресса психического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот. Так, Марищук считает, что любой стресс является физиологическим, т.к. сопровождается различными физиологическими реакциями, и всегда эмоциональным, поскольку сопровождается соответствующими эмоциональными переживаниями.

    Причины стресса

    Причина стресса складывается из двух составляющих:

    «стрессор» «стрессовая реакция».

    Стрессор – это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства, т.е. систему реакций человека, направленную на адаптацию .

    В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами.

    Одни из них относятся к

    — окружающей среде (токсины, жара, холод),

    — другие имеют психологическую природу (снижение самооценки, депрессия),

    — третьи — социологическую (безработица, смерть любимого человека)

    — остальные — философского характера (использование времени, цели жизни).

    Все стрессоры можно примерно распределить по времени, требуемому на адаптацию:

    • повседневные неприятности (могут быть малыми или средними по негативной значимости) требуют минуты для адаптации;

    • критические жизненные события, травматические события, которые требуют качественной структурной реорганизации в структуре личности человека и сопровождаются не только кратковременными эмоциями, а стойкими аффективными реакциями; требуют больше времени на адаптацию, чем повседневные стрессоры;

    • хронические перегрузки – стрессор долго действует во времени: в результате всё время повторяющихся неприятностей семье, перегрузок на работе, или после серьёзных, субъективнозначимых событий (развод, к примеру).

    studfiles.net

    Психология стресса — презентация powerpoint (профилактика стресса)

    Презентация powerpoint и психологии стресса с точки зрения дисциплины БЖД (безопасность жизнедеятельности). Сорок страниц на синем фоне.

    Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье. Самые различные неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция aдреналина, инсулина, чисто физические травмирующие воздействия, боль и многие другие — вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший у Селье название «общий адаптационный синдром» (ОАС). Это и есть стресс.

    Наиболее существенным недостатком в теории Селье является отрицание ведущей роли ЦНС в происхождении стресса.

    Селье и его последователи показали, что реакция на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных. Но в отличие от животных, у человека физиологическая реакция может определяться непосредственно не присутствием стресса, а его психологическим воздействием на личность

    Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса Р.Лазарус. Он, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную.

    Другой исследователь, доктор Харольд Вулфф нашел ответ на загадку, почему во время Второй мировой войны среди военнопленных, содержавшихся в немецких лагерях, лишь один человек из ста умер перед освобождением, тогда как среди военнопленных, содержавшихся в японских лагерях, перед осво­бождением умерли 33 человека из 100. Учитывая то, что питание и длительность содержания в лагерях было одинаковым, Вулфф обнаружил, что уровень эмоционального стресса в японских военных лагерях был гораздо выше, чем в немецких. Это и послужило причиной такой разницы в смертности

    Современные взгляды на стресс

    Современный взгляды отличаются условностью полного разделения физиологического стресса и стресса психического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот. Так, Марищук считает, что любой стресс является физиологическим, т.к. сопровождается различными физиологическими реакциями, и всегда эмоциональным, поскольку сопровождается соответствующими эмоциональными переживаниями.

    Причины стресса, стрессоры

    Стрессор – это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства, т.е. систему реакций человека, направленную на адаптацию.

    В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами, которые

    • относятся к окружающей среде (токсины, жара, холод),
    • имеют психологическую природу (снижение самооценки, депрессия),
    • социологическую (безработица, смерть любимого человека)
    • остальные — философского характера (использование времени, цели жизни).
    • Все стрессоры можно примерно распределить по времени, требуемому на адаптацию:

      • повседневные неприятности (могут быть малыми или средними по негативной значимости) требуют минуты для адаптации;
      • критические жизненные события, травматические события, которые требуют качественной структурной реорганизации в структуре личности человека и сопровождаются не только кратковременными эмоциями, а стойкими аффективными реакциями; требуют больше времени на адаптацию, чем повседневные стрессоры;
      • хронические перегрузки – стрессор долго действует во времени: в результате всё время повторяющихся неприятностей семье, перегрузок на работе, или после серьёзных, субъективно-значимых событий (развод, к примеру).
      • Стрессовая реакция

        Стрессовые реакции могут быть:

        • физиологическими
        • эмоциональными
        • поведенческими

        Физиологические стрессовые реакции, такие как нарушение дыхания, сердцебиения, сна. Головные боли, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и др. в зависимости от индивидуальных особенностей

        Типичные эмоциональные стрессовые реакции – это реакции двух типов: стенические (гнев, злость) или астенические (страх, печаль, обида).

        Среди поведенческих реакций также можно выделить два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы.

        Так что же такое стресс? Стресс это психофизиологическая реакция организма на воздействие внешней среды, выходящая за границы адаптационной нормы.

        Физиологический стресс вызывается физическими стимулами – жар, холод, голод и т.д. Физиологический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс.

        Психологический подразделяют на информационный и эмоциональный:

        • Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек вынужден выполнять большое количество задач, оперировать большим объемом информации, принимать множество решений – и при этом он высоко заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации, которую необходимо перерабатывать, превышает его возможности.
        • Эмоциональный стресс развивается в ситуации угрозы, обиды и т.п. или же наоборот, в ответ на чрезвычайно радостное событие, а также в так называемых конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека.
        • Стресс необязательно несет в себе только отрицательную нагрузку!

          • Эустресс — стресс позволяющий организму мобилизоваться, почувствовать прилив сил, помогающий работать на высоком уровне
          • Дистресс – стресс который несет в себе разрушительную для нашего организма силу
          • Фазы стресса

          • Фаза 1. Реакция тревоги. В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен (серьезный ожог, крайне высокая температура), может наступить смерть.
          • Фаза 2. Стадия сопротивления. Если стрессор не прекращает своего воздействия и к нему можно адаптироваться, происходит мобилизация резервов организма. Признаки реакции тревоги практически исчезают. Активность растет, сопротивление становится выше нормы. Физически и психически чувствует себя хорошо. Проходят многие заболевания, такие как гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии и т.д.
          • Фаза 3. Стадия истощения. В результате длительного взаимодействия со стрессором, к которому организм уже привык, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь их уже нельзя изменить. Человек теряет способность противостоять стрессору.
          • Стрессоры могут оказывать разное воздействие на состояние человека:

            • Стресс может являться причиной возникновения (необходимой и достаточной) психического расстройства. Например, это реакция горя или посттравматическое стрессовое расстройство.
            • Стресс может стать провокатором, триггером, который запускает психическое расстройство (например, начало острого состояния при шизофрении).
            • Стресс может усугублять уже имеющиеся негативные состояния организма (соматические заболевания, психические нарушения).
            • В то же время, стрессовое событие может вызвать активацию личностных и социальных ресурсов, изменить отношение человека к имеющейся проблеме, т.е. стать катализатором позитивных изменений..
            • ПТСР — Посттравматическое стрессовое расстройство

              Посттравматическое стрессовое расстройство — это непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практи­чески у любого человека.

              Посттравматическое стрессовое расстройство — состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нару­шения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близ­кого человека, угроза физическому здоровью или образу Я.

              Характеристики такой травмы:

              1. Происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние;
              2. Это состояние обусловлено внешними причинами;
              3. Пережитое разрушает привычный образ жизни;
              4. Происшедшее событие вызывает ужас и ощущение бес­помощности, бессилия что-либо сделать или предпри­нять.
              5. Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать её как развернутый во времени процесс.

                Первая фаза — фаза психологического шока — содержит два основных компонента:

                1. Угнетение активности, нарушение ориентировки в ок­ружающей среде, дезорганизация деятельности;
                2. Отрицание происшедшего (своеобразная охранительная реакция психики). В норме эта фаза достаточно кратковременна

                Вторая фаза — воздействие — характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение — эмоции, отличающиеся непосредственно­стью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе. Она протекает по типу «что было бы, если бы. » и сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшед­шего, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Характерный пример — описанное в литературе чувство «вины выжившего», нередко доходящее до уровня глубокой депрессии.

                Рассматриваемая фаза является критической в том отношении, что после нее начинается либо «процесс выздоровления» (отреагирование, принятие реальности, адаптация к вновь возникшим обстоятельствам), то есть третья фаза нормального реагирования, либо происходит фиксация на травме и последующий переход постстрессового состояния в хроническую форму.

                Основные характеристики

                • Травматическое событие переживается вновь и вновь (flashback)
                • Упорно избегается всё то, что может быть связано с травмой
                • Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы
                • Выраженное снижение интереса к тому, что раньше занимало
                • Появляется чувство отстраненности и отчужденности от других, ощущение одиночества.
                • Притупление эмоций
                • Появляется чувство укороченного будущего
                • Раздражительность или вспышки гнева
                • Устойчивые симптомы на физиологическом уровне
                • Саморегуляция

                  Способы регуляции эмоциональных состояний

                  Дыхание — не только важнейшая функция организма, но и эффективное средство влияния на тонус мышц и воздействия на центры мозга. Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма.

                  Для начала освоения можно освоить 2 вида дыхания: нижнее (брюшное) и верхнее (ключичное).

                  Нижнее дыхание используется, когда необходимо преодолеть излишнее волнение, побороть тревогу и раздражительность, максимально расслабиться для быстрого и эффективного отдыха. Нижнее дыхание является самым продуктивным, т. к. в нижних отделах легких расположено наибольшее количество легочных пузырьков (альвеол).

                  Если вам необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость, подготовиться к активной деятельности, то рекомендуется верхнее (ключичное) дыхание.

                  Упражнения на концентрацию внимания

                  Внимание обычного человека обладает непроизвольной переключаемостью с объекта на объект. Это нетрудно проверить на следующем тесте: если внимательно посмотреть на усеченную пирамиду (вид сверху), то вы увидите, что она будет видна то вершиной к вам, то от вас. Это и есть непроизвольное переключение. Но если во время занятий по саморегуляции ваше внимание также постоянно будет переключаться то на внутренние ощущения, то на посторонние звуки, шумы, отвлеченные мысли, тогда успех занятий станет сомнительным. Поэтому необходимо тренировать способность удержания внимания на каком-либо предмете или ощущении, постепенно доводя его до 4-5 минут. Это может быть любая точка, собственный палец, ощущение своего дыхания и т.д.

                  Формирование навыков расслабления мышц лица и рук.

                  Именно эти части тела имеют самое большое представительство в коре головного мозга, и именно в этих частях наиболее часто возникают мышечные зажимы, т.е. группы мышц хронически находятся в повышенном тонусе даже тогда, когда человек расслаблен. Постоянно посылая в мозг активирующие сигналы, они не дают психике отдыха, в том числе и во время сна, угрожая внутреннему равновесию человека. Поэтому важно научиться расслаблять все группы мышц хоть на короткое время.

                  fevt.ru