Презентация по теме детский аутизм

Содержание:

Презентация: детский аутизм

Презентация на тему : Детский аутизм. Презентация создана к докладу на педсовете: Изучение проблемы детского аутизма в системе специального(коррекционного) образования.

Просмотр содержимого документа
«презентация: детский аутизм»

С 2008 года Генеральная Ассамблея ООН объявила

Всемирным днем распространения информации

На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась:

по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей . За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.

В основном, аутисты – мальчики. У девочек аутизм встречается редко,

5-7 случаев на 100 человек.

«Человек дождя» — так называется известный американский фильм, где главного героя звали Рэймонд, а его брату Чарли (Том Круз) в детстве слышалось его имя как Rain Man (англ. Человек дождя). Рэймонд был по сценарию аутистом с феноменальными математическими способностями. Он запросто производил

в уме сложнейшие арифметические расчеты. Но в то же время он, словно пятилетний малыш, не в состоянии пойти в магазин за покупками. Его блестяще играет Дастин Хоффман.

После этой киноленты появилась даже фраза: «Гении — это люди дождя».

Почему АУТИСТЫ ДЕТИ ДОЖДЯ?

«Людьми дождя» их звали задолго до одноимённого фильма. Было замечено, что в большинстве своём аутисты очень любят смотреть на дождь — только без грозы, грома и молнии. Для примера: все «нормальные» люди, когда хочется побыть наедине, тоже к дождю неравнодушны.

Аутисты «наедине» всегда.

Специальный федеральный государственный стандарт специального образования детей с нарушениями развития аутистического спектра.

Стандарт образования детей с аутизмом, также как стандарты образования всех детей с ОВЗ, может реализовываться лишь на основе договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства.

Стандарт должен стать правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с аутизмом.

Реализация права детей с аутизмом на образование

  • Проектспециального федерального государственного стандарта образованиядетей с аутизмом направлен на определение структурно-функциональной, содержательной и технологической составляющих процесса образования, позволяющего ребенку с аутизмом реализовать свое право на обучение, отвечающее его образовательным потребностям и помогающее ему войти в жизнь сообщества.
  • Формы школьного образования, показанные детям с аутизмом

  • 1. Обучение в существующих видах специальных образовательных учреждений и в массовых школах :
  • 1.1 Интеграция в группу или класс детей с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации;

    1.2 На основе индивидуального сопровождения;

    1.3 Индивидуальное обучение на дому в массовой школе или в том или ином виде специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

    2. Специальные школы и даже специальные классы исключительно для аутичных детей.

    болезнь или гениальность?

  • Большинство аутистов – талантливые и одаренные люди. В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя у каждого конкретного аутиста уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс.
  • К слову сказать, в США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» — аутисты.

    • Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл , Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди.
    • в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
    • в периоде индивидуальной подготовки к школьному обучению;
    • в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
    • в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего;
    • в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозировать введение в его жизнь новизны;
    • Особые образовательные потребности детей с аутизмом

    • в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;
    • в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме;
    • в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений;
    • во введении специальных разделов обучения, способствующих формированию представлений об окружающем, отработке средств коммуникации социально-бытовых навыков;
    • в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей;
    • в оценке достижений ребенка с учетом специфики шкалы простого и сложного при аутизме;
    • в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
    • в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения;
    • в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.
    • Особенности аутичных детей

      По итогам диагностики, выделяем наиболее сохранные функциональные зоны

    • Парциальность развития
    • Межличностные отношения и установление контактов со сверстниками
    • Способы решения проблем
    • Особенное восприятие мира и окружения
    • Понимание речи, абстрактных понятий
    • Усидчивость
    • Поведенческие проблемы

    Сильные стороны, на которые мы опираемся

    ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

    Учителю необходимо учитывать:

  • особый темп работы, трудности организации внимания. Детям нужно соответствующее устройство школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством класса, рабочего места, устойчивым порядком занятий;
  • для установления контакта с ребенком можно использовать его стереотипный интерес, а впоследствии постепенно подходить к изучению возможности усложнения взаимодействия. В этих случаях необходимо оценивать как уровень стереотипного интереса, так и степень заинтересованности в собеседнике, возможности учета его реакций, восприятия новой информации, возможности организации диалога.
  • Большое значение в коррекционной работе имеет:

  • пространственно-временная организация аутичного ребенка в школе;
  • создание устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения;
    • необходима помощь в организации себя во времени;
    • среда, в которой живет и учится аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру;
    • важно предоставить ребенку возможность участвовать в общих экскурсиях, в организации праздников и концертов, даже если это участие пассивно;
    • необходима специальная индивидуальная программа физического развития.
    • Протяни руку помощи «особым детям», чтобы у детей с ограниченными возможностями, возможности стали безграничными.

      kopilkaurokov.ru

      Презентация по здоровьесбережению на тему «Детский аутизм»

      Описание презентации по отдельным слайдам:

      Загадка третьего тысячелетия

      С 2008 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 АПРЕЛЯ Всемирным днем распространения информации об АУТИЗМЕ

      СТАТИСТИКА На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась: по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.

      АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ В основном, аутисты – мальчики. У девочек аутизм встречается редко, 5-7 случаев на 100 человек.

      Почему АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ? «Человек дождя» — так называется известный американский фильм, где главного героя звали Рэймонд, а его брату Чарли (Том Круз) в детстве слышалось его имя как Rain Man (англ. Человек дождя). Рэймонд был по сценарию аутистом с феноменальными математическими способностями. Он запросто производил 1 версия После этой киноленты появилась даже фраза: «Гении — это люди дождя». в уме сложнейшие арифметические расчеты. Но в то же время он, словно пятилетний малыш, не в состоянии пойти в магазин за покупками. Его блестяще играет Дастин Хоффман.

      Почему АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ? «Людьми дождя» их звали задолго до одноимённого фильма. Было замечено, что в большинстве своём аутисты очень любят смотреть на дождь — только без грозы, грома и молнии. Для примера: все «нормальные» люди, когда хочется побыть наедине, тоже к дождю неравнодушны. Аутисты «наедине» всегда. 2 версия

      Специальный федеральный государственный стандарт специального образования детей с нарушениями развития аутистического спектра. Стандарт образования детей с аутизмом, также как стандарты образования всех детей с ОВЗ, может реализовываться лишь на основе договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. Стандарт должен стать правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с аутизмом.

      Реализация права детей с аутизмом на образование Проект специального федерального государственного стандарта образования детей с аутизмом направлен на определение структурно-функциональной, содержательной и технологической составляющих процесса образования, позволяющего ребенку с аутизмом реализовать свое право на обучение, отвечающее его образовательным потребностям и помогающее ему войти в жизнь сообщества.

      Формы школьного образования, показанные детям с аутизмом 1. Обучение в существующих видах специальных образовательных учреждений и в массовых школах : 1.1 Интеграция в группу или класс детей с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации; 1.2 На основе индивидуального сопровождения; 1.3 Индивидуальное обучение на дому в массовой школе или в том или ином виде специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 2. Специальные школы и даже специальные классы исключительно для аутичных детей.

      АУТИЗМ: Большинство аутистов – талантливые и одаренные люди. В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя у каждого конкретного аутиста уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс. К слову сказать, в США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» — аутисты. Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл , Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди. болезнь или гениальность?

      Особые образовательные потребности детей с аутизмом в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; в периоде индивидуальной подготовки к школьному обучению; в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей; в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего; в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозировать введение в его жизнь новизны;

      Особые образовательные потребности детей с аутизмом в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем; в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме; в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений; во введении специальных разделов обучения, способствующих формированию представлений об окружающем, отработке средств коммуникации социально-бытовых навыков; в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей;

      Особые образовательные потребности детей с аутизмом в оценке достижений ребенка с учетом специфики шкалы простого и сложного при аутизме; в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения; в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.

      Особенности аутичных детей Пути решения Парциальность развития Межличностные отношения и установление контактов со сверстниками Способы решения проблем Особенное восприятие мира и окружения Понимание речи, абстрактных понятий Усидчивость Поведенческие проблемы

      ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА Учителю необходимо учитывать: особый темп работы, трудности организации внимания. Детям нужно соответствующее устройство школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством класса, рабочего места, устойчивым порядком занятий; для установления контакта с ребенком можно использовать его стереотипный интерес, а впоследствии постепенно подходить к изучению возможности усложнения взаимодействия. В этих случаях необходимо оценивать как уровень стереотипного интереса, так и степень заинтересованности в собеседнике, возможности учета его реакций, восприятия новой информации, возможности организации диалога.

      Большое значение в коррекционной работе имеет: пространственно-временная организация аутичного ребенка в школе; создание устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения; необходима помощь в организации себя во времени; среда, в которой живет и учится аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру; важно предоставить ребенку возможность участвовать в общих экскурсиях, в организации праздников и концертов, даже если это участие пассивно; необходима специальная индивидуальная программа физического развития.

      Протяни руку помощи «особым детям», чтобы у детей с ограниченными возможностями, возможности стали безграничными.

      С 2008 года Генеральная Ассамблея ООН объявила

      2 АПРЕЛЯ —Всемирным днем распространения информации об АУТИЗМЕ .Денная презентация содержит сведения о том,что на сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась:по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

      Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия

      • Пироженко Наталья Савельевна
      • 44
      • 23.03.2018
      • Номер материала: ДБ-1353612

        Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

        Не нашли то что искали?

        Вам будут интересны эти курсы:

        Вы первый можете оставить свой комментарий

        Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

        Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

        Сертификат о создании сайта

        Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

        Грамота за использование ИКТ в работе педагога

        Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

        Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

        Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

        Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

        Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

        Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

        Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

        Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

        Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

        Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

        Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

        infourok.ru

        Презентация на тему «Детский аутизм (F84.0). Синдром раннего детского аутизма».

        Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

        Детский аутизм (f 84.0). Синдром раннего детского аутизма. ГБОУ Школа №935 Подготовила: Педагог-психолог Старостина Е.Е.

        Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Само понятие «ранний детский аутизм» можно рассматривать как «неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения». Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3-6 случаях на 10000 детей, обнаруживаясь у мальчиков (в 3-4 раза чаще, чем у девочек), но более тяжело протекает у девочек.

        В настоящее время высказываются разные точки зрения на природу раннего детского аутизма. Одни авторы связывают сущность основного расстройства с нарушением психофизиологических механизмов (первичным снижением витального тонуса, нарушением уровня бодрствования, расстройством функций вестибулярного аппарата), другие — особенностями отдельных психических процессов (речи, мышления), нарушением сознания и активности, с трудностями формирования устойчивой картины мира и т.д.

        Основными причинами детского аутизма являются следующие: Генетическая предрасположенность; Патология первой половины беременности; Постнатальные нейроинфекции и др.

        Теории психогенеза Л. Каннер был склонен полагать, что аутизм является выражением врожденной неспособности детей к взаимодействию с окружающими (дефекта аффективного контакта). Детский аутизм является следствием отсутствия в раннем детстве (со времени рождения) материнского тепла, внимания и общей аффективной положительной атмосферы. Особое значение в этом случае придается взаимодействию в системе мать – ребенок, которое неразрывно связано с постоянным воздействием самых различных раздражителей (стимулов), столь необходимых для созревания функций ЦНС. По-видимому, полностью психосоцильными взаимодействиями объяснить развитие раннего детского аутизма вряд ли возможно, однако нельзя не признать, что они, несомненно, играют значительную роль в патогенезе заболевания. Об этом, в частности, говорят факты существования чисто психогенного (депривационного) аутизма, который может развиваться, например, у детей – сирот.

        Биологические теории Генетическая теория: несмотря на наличие убедительных данных, о существенной роли наследственных факторов в развитии раннего детского аутизма, модус наследования остается неизвестным. Допускается возможность наследования не самого заболевания, а предрасположение к нему. В рамках генетической теории рассматривается и роль Х-ломкой хромосомы в 8% случаях (колебания от 0 до 20). Теория отклонения в развитии мозговых структур: предполагают, что в пренатальном периоде возможны нарушение созревания нейронов, их преждевременная и повышенная гибель, а также нарушения миграции под влиянием генетических или «экзогенных» факторов. К перинатальным факторам: относится различные негативные воздействия в неонатальном, во время родов и раннем постнатальном периодах. Нейрохимические теории: ориентированы на функцию дофаминергической, серотонинергической и опиатной систем мозга. Результаты целого ряда биологических исследований дали основние предполагать, что функция этих систем при раннем детском аутизме повышена. Считают, что с гиперфункцией этих систем могут быть связаны многие клинические проявления (аутизм, стереотипии и др.) заболевания.

        Можно заметить, что все перечисленные теории полностью соотносятся с таковыми при шизофрении. Поэтому до сих пор не исключена возможность, что детский аутизм входит в круг эндогенных психических расстройств шизофренического спектра. Отечественные детские психиатры отметили у больных шизофренией детей типы нарушений, а именно (шизотипического), искаженного (шизоидного), задержанного и асинхронного развития.

        Ранний детский аутизм характеризуется характерными симптомами Недостаток социального взаимодействия; Недостаток личностной коммуникации (вербальной и невербальной); недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном спектре поведения.

        Диагностические критерии детского аутизма по МКБ — 10 Качественные нарушения в социальном взаимодействии: Неспособность адекватно использовать взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты тела для регулирования социального взаимодействия; Неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности; Редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стрессы и (или) успокаивают, сочувствуют другими людям, имеющим признаки стресса или огорчения; Отсутствие спонтанного поиска обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми; Отсутствие социльно — эмоциональной взаимности, которая проявляется в нарушенной реакции на эмоции других людей, или отсутствии с социальным контекстом; или слабая интеграция социального и коммуникативного поведения.

        Качественные нарушения в коммуникации: Отставание или полное отсутствие развития разговорной речи, которая не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, как альтернативной модели коммуникации (которой часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления); Отсутствие разнообразной спонтанной воображаемой или (в более раннем возрасте) социальной игры – имитации; Относительная неспособность инициировать или поддержать разговор; Стереотипное или повторяющееся использование языка или идиосинкразическое использование слов или предложений.

        Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные виды поведения, интересов или деятельности: Активная деятельность по стереотипным и ограниченным видам интересов; Явно выраженное обязательное поддерживание специфического нефункционального распорядка и ритуалов; Стереотипные и повторяющиеся механические движения; Действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала. При постановке диагноза указанные признаки нарушения развития должны присутствовать в течение первых 3 лет жизни

        Симптомы, часто появляющиеся при аутизме Гиперактивность (особенно в раннем детском или подростковом возрасте); Слуховая гипер- и гипочувствительность на различные реакции на звук (четко проявляются в течение первых 2 лет жизни, но присутствуют периодически или постоянно и у взрослых); Гиперчувствительность к прикосновениям; Необычные привычки при приеме пищи, включая приемы не пищевых продуктов; Нанесение себе повреждений; Пониженная болевая чувствительность; Агрессивные проявления и перемены настроения.

        Наиболее частыми проявлениями синдрома детского аутизма также являются: Физические аномалии (отставание в росте, патологические изменения внутренних органов, непропорциональность скелета и др.); Снижение порога болевой чувствительности, в связи с чем не ощущают боли при нанесении им травм или увечий; Снижение интереса к звуку человеческого голоса, при повышении его; Замкнутость, постепенный уход в себя, в мир собственных ощущений и переживаний; Нереагирование на обращенную к ним речь; Задержка или полное отсутствие развития разговорной речи; Недостаточная гибкость, нарушение интонационной стороны речи, ее стереотипы в использовании фраз и слов; Отсутствие контакта взглядом, мимикой, позой или жестами; Отсутствие творчества и фантазии в мышлении; Нарушение сна и приема пищи; Внезапное появление вспышек гнева и агрессивности; Отсутствие чувства привязанности к родным и близким; Холодность при общении даже с самыми дорогими людьми (родители, братья, сестра); Отсутствие сопереживания другим; Избегание сверстников; Безразличие к интересам окружающих.

        Одним из наиболее существенных психопатологических признаков в клинической картине раннего детского аутизма выступает расстройство коммуникативной функции речи: Уровень развития речи детей разнообразен, но у всех отмечаются ее особенности: Нарушения модуляции голоса, как крайняя бедность, так и гротескность, но главное – неадекватная смыслу речи; Своеобразие тембра голоса: высокий, с нарастанием к концу фразы; Содержание штампов и стереотипных фраз, высокопарность речи; Отсутствие местоимения «Я», т.е. о себе ребенок говорит во втором и третьем лице; Речь для себя (ребенок получает удовольствие от манипулирования словами, их повторять), в отдельных случаях речь может отсутствовать полностью.

        Психологическая классификация синдрома детского аутизма При едином типе искаженного развития аутичные дети значительно различаются между собой. Можно выделить характерные модели поведения, в рамках которых формируется единство доступных ребенку средств активного контакта со средой и окружающими людьми, с одной стороны, и форм защиты и аутостимуляции – с другой. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная группой ученых под руководством О.С. Никольской. Варианты отличаются тяжестью и характером аутизма, степенью дезаптации ребенка и возможностями его социализации. При успешной работе ребенок в определенном порядке поднимается по этим ступеням, а в случае ухудшения состояния прослеживается обратный процесс.

        Классификация групп раннего детского аутизма (по Никольской О.С., Баенской Е.Р., Либлинг М.М.) Выделяются четыре основные группы аутичных детей с совершенно разными типами поведения: Первая группа: это самые тяжелые случаи дезадаптации, аутизм предстает как полная отрешенность от окружающего. Для этих детей недоступны активные формы контакта со средой, они практически не имеют точек целенаправленного взаимодействия с окружающим. Такие дети: Не видят и не слышат, часто не реагируют на боль, холод и голод; Не защищаются от воздействия среды, а ускользают, уходят от них; При попытке их удержать стараются вырваться, кричат, но, как только их оставляют в покое, снова становятся отрешенными; Не вступают в активное взаимодействие с миром; Не проявляют ни к чему избирательного внимания, больше пользуются рассеянным периферическим, а не центральным зрением; Не имеют указательного жеста; Они ничего не бояться и ничего не любят;

        Если у них возникает мимолетный интерес к предмету, то пресыщение наступает очень быстро; Не в состоянии сосредоточиться на чем-то не только произвольно, но даже спонтанно, для собственного удовольствия; Они замечательно вписывают себя в пространство, никогда не потеряют равновесия, не ушибутся, не сделают неточного движения; Не овладевают направленными полезными навыками самообслуживания; Мутичны, хотя известно, что каждый из них может неожиданно, ни к кому не обращаясь, повторить сложное слово или даже самостоятельно прокомментировать происходящее; Не имея точек активного соприкосновения с миром, они не развивают и активных форм аутостимуляции, защиты от среды; Бесцельно перемещаются в пространстве – лазая, кружась, перепрыгивая, карабкаясь; Могут неподвижно сидеть на подоконнике, бесцельно созерцая мелькание огней, движение ветвей, облаков, потока машин; Они испытывают особенное удовлетворение, глядя в окно движущего транспорта. В целом эти дети – наиболее таинственные из всех аутичных детей.

        Вторая группа: включает детей, находящихся на следующей по тяжести ступени аутистического дизонтогенеза. Такие дети: Делают первый шаг в развитии активных взаимоотношений со средой; Для них характерна речь штампами, использование цитат из книг, отставленной эхолалии; Они используют глаголы в инфинитиве, о себе говорят во втором или третьем лице; Они кажутся наиболее страдающими, часто испытывают физический дискомфорт; Могут быть избирательны в еде; Более других отягощены страхами; Вступают в избирательные отношения со средой; Выделяют для себя приятные и неприятные контакты; Фиксируют свои пристрастия и антипатии, конкретные способы достижения удовольствия и избавления от опасности; Изобретают активные изощренные способы аутостимуляции, заглушающие неприятные воздействия внешнего мира; Для них наиболее характерны моторные и речевые стереотипы, вызывающие одно и то же искомое ощущение;

        Они избирательно относятся к среде, усваивают небольшое число навыков, связанных с определенными жизненными ситуациями; Усваивают навыки самообслуживания, пользуются стереотипными речевыми штампами; Дети именно этой группы в наибольшей степени требуют сохранения постоянства в окружающем; Это самые страдающие дети, их лица чаще всего напряжены, искажены страхом, они скованы в движениях; Новые навыки усваиваются с огромным трудом и не переносятся в другую ситуацию; Ребенок этой группы, как правило, устанавливает примитивную аффективную связь с близким, лишенную эмоциональной взаимозависимости. Обычно такой ребенок выделяет мать как основное условие своего физического существования и начинает жестко контролировать ее поведение, требует постоянного присутствия, протестует при попытке изменить стереотип контакта. Контакт с чужим человеком однозначно вызывает у ребенка ужас.

        Третья группа: аутизм проявляется как захваченность собственными переживаниями. Такие дети: Характерной формой аутостимуляции становится стереотипное воспроизведение ситуации пережитого и отчасти десенсибилизированного страха или дискомфорта; Пытаются вступить в более активные отношения со средой, допустить в свою жизнь неопределенность, сбой в привычном порядке; Им важен не процесс, а прежде всего результат, подтверждение своей доминирующей позиции над обстоятельствами; Однообразно возвращается к одним и тем же ситуациям, связанным с прошлым испугом; Характерны стереотипные фантазии на темы страшного; Адаптация таких детей к реальной жизни значительно более успешна, чем в случаях двух предыдущих групп; Они испытывают огромные трудности в диалоге с обстоятельствами, но способны к монологу; Более нормальны в своих привычках, менее избирательны в еде;

        Для них непереносимо нарушение собственной логики поведения, здесь он неспособны на компромиссы; Осваивают больший набор житейских ситуаций, более успешны в усвоении бытовых навыков; Интеллектуальное развитие таких детей часто производит блестящее впечатление; Главную проблему для них представляют гибкое взаимодействие гибкое взаимодействие со средой, диалог с людьми; Они несколько спокойнее и менее напряжены, их движения не так судорожны, а мимика отражает уже не отрешенность или страх, а какой – то особый энтузиазм; Не столь витально зависят от близких, но с трудом устанавливают эмоциональные контакты; Они часто начинают дразнить родителей (специально совершают неправильные поступки, ругаются) и получают удовольствие от их аффективного взрыва; Становятся искусными провокаторами; Отрицательные переживания близкого становятся для них постоянным средством аутостимуляции, что часто вызывает большие проблемы в семье.

        Четвертая группа: наименее глубок. Он выступает уже не как защитная установка, а как трудности организации общения. Такие дети: Не развивают и активных изощренных средства аутостимуляции, им доступны нормальные способы поддержания активности, они нуждаются в постоянной поддержке, одобрении и ободрении близких; Основной адаптационной задачей этих аутичных детей является именно поддержание взаимосвязи с близкими; Особенно чувствительны к нарушению контакта, отрицательной оценке взрослого; Психическое развитие таких детей идет с более равномерным отставанием; Они производят неблагоприятное впечатление: кажутся глуповатыми, рассеянными, растерянными; Контакты ребенка со средой строятся уже с помощью не индивидуальных аффективных стереотипов, а эмоциональных правил – ритуалов контактов с миром, усвоенных в готовом виде от близких людей; Внешне это несколько заторможенные, патологически застенчивые дети; Движения их скованы и неровны, моторные стереотипии минимальны, появляются только в особенно напряженных ситуациях и исчезают в комфортно;

        Выражение лица часто застывшее или растерянное, возможны минуты адекватной мимики, хотя и немного утрированной, механической; Голос тихий, интонации затухающие, но иногда приобретающие характер скандированной эмоциональной выразительности. Выделенные группы представляют не только разные по тяжести степени аутизма и разные уровни дезадаптации, но и ступени включения детей в активные взаимодействие со средой, шаги постепенного углубления контактов с миром, овладения более сложными формами организации адаптивного поведения, способами саморегуляции.

        Коррекционная работа с аутичным ребенком: Должна проводиться комплексно, группой специалистов: педагог — психолог, учитель – дефектолог, учитель – логопед, социальный педагог; Работу необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка; Работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одно может оказаться приоритетным; На начальных этапах проведение коррекции должны преобладать индивидуальные формы работы, в дальнейшем ребенка можно включать в состав небольших групп, численностью 2-3 человек; Желательно, чтобы родители аутичного ребенка присутствовали на занятиях, для того чтобы продолжить обучение в домашних условиях; На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком.

        Работа с родителями аутичного ребенка Работа с родителями аутичного ребенка очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Чтобы помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду, в школе (да и в жизни), педагог должен работать в тесном контакте с родителями.

        Рекомендации родителям по первоочередным направлениям коррекционной работы преимущественно с дошкольниками. Основные правила воспитания детей с РДА (составлены по рекомендации Черепановой Г.Д.)

        Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа специалистов и родителей –это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире. Сложная и многогранная, эта работа должна принести свои плоды. Ребенок научиться общаться с окружающими.

        Игры, в которые играют аутичные дети: Игра «Собираем головоломки»: Цель: Развитие коммуникативных склонностей ребенка. Собирать головоломки – один из любимых видов деятельности многих аутичных детей, поэтому данная игра доставляет им большое удовольствие. Содержание игры: Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграмм», «Сложи квадрат» и т.д.). Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее». На первых прах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу. Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.

        Игра «Чудесный мешочек»: Цель игры: Развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым. Содержание игры: На левую руку ребенка надевается «волшебный мешочек», в котором находятся изготовленные из плотного картона (из пластика, из дерева) геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, сам мешочек сшить из ярких разноцветных лоскутков). На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге его контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной , раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета т те действия, которые он производит. Примечание: игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочек должны находится предметы только одной формы (например, только квадраты), затем – двух форм, трех форм, четырех форм и т.д. Каждый раз (кроме первого варианта) ребенку дается инструкция: «Выбери такой предмет, как я тебе покажу». Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке» — в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.

        Игра «Говорящие рисунки» Цель игры: развитие наблюдательности, коммуникативных склонностей, умения работать с пооперационными картами и составлять их. Содержание игры: ребенок получает пиктограмму и выполняет действия в соответствии с указанием на рисунке. Затем он рассказывает взрослому о том, как он догадался, что нужно сделать именно это. После небольшого диалога ребенок и взрослый могут поменяться ролями. Теперь уже взрослый выполняет изображенное схематично ребенком задание, а затем отвечает на его вопросы.

        Игра «Физкультминутка» Цель игры: развитие координации движений, обучение ребенка навыкам работы с операционными картами. Содержание игры: Взрослый объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультминутку. Мы будем выполнять различные упражнения, например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши на головой и т.д. Для того чтобы не забыть, какое упражнение и как надо выполнять, перед началом игры необходимо заготовить схемы (пооперационные карты). Взрослый и ребенок вместе рисуют схему к одному из упражнений, например: После того, как заготовлены 2-3 схемы (или 4-5, в зависимости от возможностей ребенка), взрослый кладет перед ребенком одну из них и просит сделать то, что на ней изображено. Когда ребенок научится «читать» схему (а на это может уйти несколько занятий) взрослый предлагает ему освоить вторую схему. Затем ребенку предлагается выполнить последовательность из первого и второго упражнения и т.д. Выполненные совместно с ребенком рисунки-схемы к данной игре способствуют развитию умения у ребенка взаимодействовать со взрослым, установлению доверительных отношений между ними, а также помогают обучить ребенка рисованию движущейся фигуры человека.

        Игра «Симметричные рисунки» Цель игры: развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером. Содержание игры: предлагается по образцу нарисовать предмет со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый – слева. Договариваются каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме. Игра для ребенка с РДА – это очень сложная работа. Вручая детям с РДА инструменты, позволяющие участвовать в новой игре и получать от этого удовольствие, вы закладываете основы для повышения уровня их вовлеченности в окружающий мир;

        Список литературы для работы с детьми с РДА «Аутизм: Медицинские и педагогические аспекты». Гилберт. К, Питерс. Т. СП., 1998. «Аутизм у детей». Каган В.Е. М., 1981. «Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми»/ Тара Делани – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. «Детский аутизм и АВА: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения»:/ Роберт Шрамм – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. «Детский аутизм и вербально – поведенческий подход. Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами»:/ Мэри Линч Барбера – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. «Детский аутизм». СПб., 1997. «Развитие речи у аутичных детей». Нуриева Л.Г. Теревинф, Москва, 2006. «Игры с аутичным ребенком. Серия: Особый ребенок. Исследования и опыт помощи». Янушко Е. Теревинф, 2011. «Ребенок и сенсорная интеграция». Э. джин Айрес при участии Джеффа Роббинса. Теревинф, 2009. «Игры и занятия с особым ребенком». Сара Ньюмен. Теревинф, 2009. Программа «TEACCH». «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)». Лори Фрост, Энди Бонди. Теревинф, 2011. Рассказы о жизни (SOCIAL STORIES) или «сценарии из жизни». Кэрол Грей.

        Аутичный ребенок – проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков./Под ред. Морозова С.А. – М.:1998. Крантц П., Мак-Кланнахан Л.И. Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению – М.: Сигнал, 2003. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. – М: 2002. Составление и использование индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми. – М.: 2008. Аутизм. Практические рекомендации для родителей. /Под редакцией Морозова С.С., Алявина Е.А., Морозова Т.И. – М.: 2002. Российские интернет – ресурсы: проект призванный объединить сообщества специалистов и родителей, создающих условия для жизни и развития детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра: www. autisminrussia.ru

        Выводы Работа с аутичными детьми требует большого терпения как от родителей так и от педагогов и носит долгосрочный характер; Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа специалистов и родителей – это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире.