Презентация стресс обж

Презентация стресс обж

9 класс (первое полугодие)

Урок 1. Экологическая безопасность России

Урок 2. Окружающая среда и экологическая опасность

Урок 3. Химические загрязнения и отравления

Урок 4. Шум и здоровье

Урок 5. Безопасное питание

Урок 6. Биоритмы организаторы нашей жизни

Урок 7. В движении — жизнь

Урок 8. Защититесь от стрессов

Урок 9. Особенности реакций на стресс у разных людей

Урок 10. Как выплыть в море информации и завоевать друзей

Урок 11. Окружающая среда — источник инфекционных заболеваний

Урок 12. Экологическая безопасность и природные условия.

Урок 13. Ядовитые растения и животные

Урок 14. Сколько лет жить человеку.

Урок 15. Современные теории продления жизни

Урок 16. Безопасное пользование компьютером

Урок 17. Меры безопасности на уроках в школе

Урок 18. Безопасность при работе с режущими, колющими инструментами

9 класс (второе полугодие)

Урок 19. История создания международной системы гуманитарного реагирования

Урок 20. Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности

Урок 21. Гуманитарные акции МЧС России

Урок 22. Организация работы движения и соревнований

Урок 23. Ориентирование на местности

Урок 24. Ориентирование по местным признакам и предметам

Урок 25. 19.7-9. Движение без чётких ориентиров

Урок 26. Жизнеспособность человека

Урок 27. Преодоление препятствий. Техника вязания узлов

Урок 28. Техника преодоления препятствий без специального снаряжения

Урок 29. Медицинская аптечка и правила её использования

Урок 30. Использование природных лекарственных средств

Урок 31. Терминальные состояния. Первая реанимационная помощь

Урок 32. Терминальные состояния. Первая реанимационная помощь (продолжение)

Урок 33. Шок. Водные травмы

Урок 34. Действия в чрезвычайных ситуациях технического характера

Урок 35. Действия в опасных ситуациях криминального характера. Поисково-спасательные работы

mmt.teachpro.ru

Конспект и презентация по ОБЖ ‘Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека’

Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека.

Каждый человек для обеспечения личной безопасности должен обладать определенными качествами: управлять своим поведением и эмоциями в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях, формировать свою систему здорового образа жизни.

Начать воспитывать психологическую уравновешенность важно в возрасте, когда интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений. При этом нередко появляются признаки эмоциональной (психологической) неустойчивости: колебание настроения без видимых причин, сочетание повышенной чувствительности, ранимости и подчеркнутой развязности и показной самоуверенности. Существуют общие направления воспитания психологической уравновешенности: побороть в себе робость, воспитать уверенность; постоянно работать над самосовершенствованием. Немаловажное значение имеет также умение строить взаимоотношения не только со сверстниками, но и с родителями, старшими и вообще с окружающими людьми. Для этого надо учиться анализировать свои поступки, видеть, как к вашему поведению относятся окружающие.

Психологическая уравновешенность — способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, соответствующим образом реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими.

Наконец, еще одна составляющая психологической уравновешенности — умение преодолевать стресс.

Жизнь человека многообразна и насыщена различными событиями. Каждый день вас ждут различные дела дома, в школе, на улице. Жизнь постоянно открывает перед вами новые возможности и ставит новые проблемы.

События, происходящие с вами, оказывают на ваше состояние определённое воздействие.

Все события, оказывающие на вас сильное влияние, независимо от того, положительное оно или отрицательное, называются стрессовыми факторами.

Стрессовый фактор, или стрессор, — это любое воздействие на психику человека, вызвавшее у него состояние напряжения — стресс.

Таким образом, стресс — это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс — это реакция организма на воздействие различных стрессоров. Наличие различных стрессоров — это неизбежное явление в жизни каждого человека. Стресс возникает при общении человека с окружающей его средой (природной, техногенной и социальной). При этом реакция каждого человека на различные стрессоры разная, и зависит она от духовных и физических качеств человека и от степени его натренированности адекватно реагировать на разные события в жизни.

Концепцию стресса сформулировал канадский патофизиолог Ганс Селье (1907-1982). Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма на воздействие каких-либо стрессовых факторов.

Установлено, что действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни в данный период, тем выше будет уровень стресса.

Стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает сотни измеряемых физиологических изменений в организме (повышение кровяного давления, учащение пульса, замедление или остановка пищеварения, потливость, углубление и ускорение дыхания, увеличения уровня сахара в крови и др.). Эти изменения Селье назвал общим адаптационным синдромом. Общий адаптационный синдром — это совокупность защитных реакций организма человека при стрессе.

Различают три стадии стресса: мобилизации, сопротивления и истощения.

Стадия мобилизации. В ответ на действия стрессора возникает тревога. Она мобилизует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в чрезвычайной ситуации), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности организма. Но если все эти приготовления не переходят мгновенно в действия, долговременное пребывание в стадии мобилизации может привести к различным нарушениям функций организма.

Стадия сопротивления. Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

Стадия истощения. Если уровень стресса слишком долго остаётся на высоком уровне, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создаёт такие физиологические условия, при которых способность организма сопротивляться стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозностью, смутной тревогой, быстрой утомляемостью, раздражительностью, чувством беспомощности, головной болью, бессонницей, потерей аппетита и др. Человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.

Однако стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно и делают организм готовым к оптимальному режиму работы, обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма.

Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед прыжком и т. д.), он стимулирует интерес к жизни, заставляет быстрее думать и действовать более интенсивно, ощущать себя полезным, имеющим цель в жизни.

У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.

Велика роль сильного стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается. Сильный, продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведёт к увеличению риска инфекционных заболеваний.

Сильный стресс может привести к язве желудка или двенадцатиперстной кишки. При этом необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса, и, когда границы оптимального уровня пройдены, стресс начинает истощать энергию организма, и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

В 13-летнем возрасте, когда интенсивно формируются такие качества, как чувство собственного достоинства, уверенность в себе, когда определяются жизненные интересы и происходит становление личности, борьба со стрессом приобретает большое значение.

Основная цель борьбы со стрессом — научиться поддерживать стресс на оптимальном уровне, т. е. когда он полезен для вашей активной жизнедеятельности. Для этого необходимо постоянно развивать свои духовные и физические качества. Но есть общие для всех принципы борьбы со стрессом.

На практике борьба со стрессом заключается, прежде всего, в том, чтобы каждый человек в состоянии стресса оценивал окружающую его среду, устанавливал, как можно снизить внешние воздействия на себя. Кроме того, человек должен оценивать собственное поведение и пытаться адекватно реагировать на события.

Рассмотрим ряд общих принципов борьбы со стрессом.

Необходимо постоянно вырабатывать уверенность в возможностях управлять своим поведением и поступками, учиться находить оптимальное решение в различных экстремальных ситуациях, жить с собой в согласии; быть оптимистом, помнить, что источником стресса являются не события сами по себе, а наше восприятие этих событий. Как только вы почувствовали, что у вас портится настроение, постарайтесь переключиться на что-то хорошее, нате события, с которыми у вас связаны приятные воспоминания, — это снизит стресс и поможет видеть жизнь в более светлых тонах.

Стресс может случиться с каждым. Нужно научиться правильно из него выходить

Научитесь ставить перед собой посильные задачи, которые вы в состоянии выполнить без перенапряжения. Реально смотрите на свои возможности, не ждите от себя многого, не драматизируйте неудачи, помните, что совершенство в принципе недостижимая вещь.

Учитесь радоваться жизни, старайтесь получать хоть маленькие радости от каждого прожитого дня, радуйтесь своим и чужим успехам.

Приучайте себя регулярно заниматься физической культурой и закаливанием.

Физические упражнения и закаливающие процедуры помогают выйти из состояния сильного стресса, так как оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику.

Соблюдайте режим дня, труда и отдыха. Хороший сон играет очень важную роль в преодолении стрессов.

Вырабатывайте у себя привычки здорового образа жизни.

Вопросы и задания:

Что следует понимать под стрессом?

Опишите влияние стресса на состояние здоровья человека.

Сформулируйте содержание общих принципов борьбы со стрессом.

Что следует понимать под психологической уравновешенностью?

Почему в школьном возрасте важно научиться формировать у себя психологическую уравновешенность?

Какие качества человека характеризуют уровень его психологической уравновешенности?

Изучение материала. Стр. 112-117 учебника прочитать. Р.Т. стр. 40 з. 1,2, стр. 41-42 з. 3,4.

botana.cc

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 32
Психологические основы подготовки к военной службе

Слово «солдат» в русском народе всегда ассоциировалось с отвагой, мужеством, мудростью, находчивостью, веселым юмором. Солдат воплощал в себе характер русского народа: глубокую любовь к Отчизне, которую он защищал, не щадя «живота своего» во время войн, веселое лукавство во время отдыха, размеренную готовность к любым непредвиденным обстоятельствам, способность минимальными средствами решать самые сложные жизненные головоломки и разгадывать хитрости врагов.

Наша современность помогает солдату в несении службы при помощи разных технических средств, но в то же время предъявляет к нему большие требования по развитию его умственных, физических и духовных качеств. Во все времена солдат должен был отличаться высоким уровнем выдержки и воли, что необходимо даже в мирное время. Перечень требований к солдату любого рода войск и вида военной службы объемен. Давайте разберемся, почему для любого молодого человека служба в Вооруженных Силах — психологически сложный этап жизни, особенно в наш бурный век технического прогресса и быстрого протекания политических, экономических и социальных процессов.

Призыв на военную службу как стрессовая ситуация

Как показывают многочисленные современные социологические и социально-психологические исследования, для многих молодых людей служба в армии представляется нежелательной, навязываемой. Поэтому в ожидании призыва в Вооруженные Силы они испытывают сегодня различающиеся по силе проявления стрессовые состояния. Эти состояния проявляются по-разному в зависимости от темперамента человека: от подавленности до агрессивности.

В психологии существует такое мнение: то, что хорошо понято и принято индивидом, помогает ему справиться с любой затруднительной ситуацией.

Поэтому давайте сначала разберемся, что такое стресс, хорошо это или плохо, почему в наше время служба в армии, даже само ожидание призыва, для некоторых оказывается стрессом, который они сами не всегда осознают.

Стресс — это не просто нервное напряжение. Многие склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным напряжением, а это прежде всего реакция организма на появление угрожающих или неприятных факторов жизненной ситуации. Стресс — не всегда результат повреждения. «Любая нормальная деятельность — игра в шахматы или страстное объяснение — может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда», — пишет Ганс Селье в своей книге «Стресс без дистресса». Дистрессом называют вредоносный или неприятный стресс. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен.

Стресса не нужно избегать. Независимо от того, чем мы заняты или что с нами происходит, всегда есть потребность в энергии для поддержания жизни, отпора воздействию постоянно меняющихся внешних факторов. Если молодой человек переживает призыв в армию как стрессовую ситуацию (далее мы будем использовать привычный термин «стресс», подразумевая «дистресс»), то, следовательно, в силу недостаточности, неопределенности или даже враждебности информации, а возможно, из-за особенностей своего характера или темперамента, он представляет себе эту ситуацию опасной. В этом случае можно предложить воспользоваться некоторыми практическими советами по подготовке к любому стрессогенному событию или жизненной ситуации.

1. Прежде всего необходима достаточная информация о происходящем.

2. Не спешите делать преждевременные скоропалительные выводы, не принимайте решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии до того, как ожидаемые события начались. Не пытайтесь, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения.

3. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций: это одно из условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности не поддавайтесь панике и не впадайте в беспомощность.

4. Вам необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том числе и негативные, — неотъемлемая часть жизни.

5. Помните, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы расслабления (релаксации), с которыми вы уже познакомились в младших классах.

6. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоционально положительные тылы (в семье, среди друзей, старших товарищей), помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие моральную поддержку.

7. Важно научиться распознавать в себе признаки стрессового состояния, а именно:

• невозможность сосредоточиться на чем-то, частые ошибки в делах;
• ухудшение памяти;
• слишком часто возникающее чувство усталости;
• очень быстрая речь;
• мысли улетучиваются;
• появляются боли в голове, спине, области желудка;
• повышенная возбудимость;
• любимые занятия не доставляют обычной радости;
• потеря чувства юмора;
• если вы курите, возрастает количество выкуриваемых сигарет;
• появляется желание выпить алкогольные напитки;
• постоянно хочется есть или, наоборот, пропадает аппетит, вообще теряется вкус к еде.

Практические рекомендации о том, как справиться со стрессом, содержатся в схеме 36.

1. Что такое стресс и дистресс, какая между ними разница?

2. Каким образом можно подготовиться к стрессогенному событию или ситуации?

3. Назовите наиболее характерные признаки стрессового состояния.

4. Что нужно делать, чтобы справиться со стрессом?

Личность и социальная роль военного человека

Готовясь к службе в Вооруженных Силах, желательно глубже разобраться в себе, в психологических механизмах своего поведения.

Известно, что чем сильнее личность (а понятие «личность» не тождественно понятиям «человек», «индивид»; ведь не случайно мы часто говорим, что тот или другой человек состоялся как личность или не состоялся, кого-то называем яркой личностью, а кого-то серой личностью), тем более стойко она переносит всякие житейские неприятности, необычные ситуации и обстоятельства, часто полностью изменяющие ее образ жизни, как, например, переход от гражданской вольной жизни к условиям армейской службы, жестко регламентированной воинскими уставами. Сильная личность — это прежде всего человек с высокоразвитым сознанием, способный на основе своих широких знаний о действительности самостоятельно формировать свое мировоззрение, оценивать значимость событий и самого себя, пересматривать свои потребности, регулировать их, осмысливать мотивы и последствия своих поступков, выискивать значимое «рациональное зерно» в каждом деле и самостоятельно принимать решения о своем общественно полезном поведении в тех «принудительных» обстоятельствах, в которые иногда ставит его жизнь.

С этих позиций служба в армии для каждого молодого человека — это не только предмет его обстоятельных размышлений о долге, чести и совести гражданина России, но и самовоспитание его чувств в этом отношении. Об этом нужно поговорить особо.

Под социальной позицией понимают функциональное место, которое может занимать человек по отношению к другим людям в обществе. Например, в семье вы — сын, брат; в школе — ученик; в техникуме или институте — студент; в больнице — больной; в транспорте — пассажир; в армии — солдат, защитник своей страны и ее граждан. В зависимости от того, в какой социальной позиции вы в этот момент находитесь, вы соответственно и ведете себя, потому что так принято, потому что сама эта позиция диктует вам правила поведения. Если вы с этим не считаетесь, то неизбежны конфликты, потому что люди, по отношению к которым вы занимаете разные позиции, ждут от вас веками выработанного в обществе соответствующего типа поведения, и в случае, когда вы обманываете их ожидания, выражают свое недовольство.

Для социальной позиции характерна прежде всего совокупность прав и обязанностей, которые зафиксированы в соответствующих документах. В армии это военная присяга, уставы, положения, наставления, приказы и т. д. Заняв эту позицию, человек должен выполнять социальную роль, т. е. осуществлять систему действий, которых от него ожидает окружение (в самом воинском коллективе — командиры всех рангов, товарищи по службе, а в обществе — гражданское население). Для того чтобы молодой человек, призванный на военную службу, не испытывал чрезмерных напряжений, связанных со своей новой социальной ролью, не похожей на все предыдущие (сын, ученик, студент, друг и др.), он должен быть заранее хорошо осведомлен о требованиях, предъявляемых социальной позицией и ролью военнослужащего и, образно говоря, врасти в нее, сделать ее частью своей личности.

Для иллюстрации перестройки личности под влиянием новой социальной роли воспользуемся примером, который приводит известный психолог Яков Коломенский в своей книге «Беседы о тайнах психики».

Генуя, 1944 год. Темное время гитлеровской оккупации. В руки гестапо попадает игрок и жулик Бертоне. До войны он восемь раз осуждался за мошенничество, обман, торговлю наркотиками и даже за двоеженство.

Эсэсовский офицер Мюллер обещает Бертоне жизнь и деньги за то, чтобы он сыграл в тюрьме роль крупного деятеля Сопротивления генерала Делла Ровере, убитого в момент высадки на итальянскую территорию.

Бертоне быстро усваивает внешний рисунок роли. По тюремным камерам разносится слух о появлении генерала. И политические заключенные, и надзиратели относятся к Бертоне как к генералу, мужественному борцу за свободу. Бертоне все глубже вживается в роль патриота, и постепенно происходит подлинное перерождение личности. Бывший мошенник и любитель легкой наживы уже не только ведет себя так, как, по мнению окружающих, должен вести себя итальянский генерал, который ненавидит фашистов, он умирает как герой, так и не выдав руководителя Сопротивления. Таким образом, то, что было маской, стало внутренним содержанием личности.

Первые этапы принятия социальной роли военного человека сопровождаются переживаниями, связанными с внешними атрибутами — признаками, символами этой ролевой позиции: значками, формой и экипировкой. Юноша беспокоится, как он будет выглядеть в глазах значимых для него людей. Если эти переживания имеют позитивную эмоциональную окраску (удовольствие, радость, гордость), то на последующих этапах они уступают место тому, что воинская служба становится частью личности солдата.

Но иногда многие проблемы в армии оборачиваются для молодых людей чуть ли не трагедией, поскольку военная служба — один из наиболее сложных и трудных видов человеческой деятельности.

В связи с этим необходимо обладать определенным уровнем знаний о стрессе и дистрессе, а также о своих психологических особенностях: темпераменте (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), направленности своей личности (важно осознать свои потребности, ценности в жизни, идеалы, интересы).

С познания себя начинаются самовоспитание и самоподготовка, которые помогают молодому человеку быстрее и эффективнее адаптироваться в новых для него условиях.

1. Как вы понимаете термин «сильная личность»?

2. Что такое социальная позиция?

3. Какие показатели характеризуют социальную позицию?

4. Каким образом под влиянием новой социальной роли может произойти перестройка личности?

Психологические свойства в структуре личности

Главное ведущее психологическое свойство в структуре личности любого человека — ее направленность, представляющая собой сочетание жизненных целей, мотивов деятельности, поведения и отношений к выбору определенного образа жизни и его активному осуществлению.

Если вы осознали требования общества, в котором вы живете, потребность окружающих вас людей в мирной жизни как свою собственную, а также то, что служба в армии поможет вам стать сильнее, выносливее и физически, и психологически, то тогда у вас появятся внутренняя уверенность и сила, помогающие вам достойно отнестись к службе в армии.

Важный элемент направленности личности — мировоззрение, т. е. система взглядов на окружающую действительность и место человека в ней, а также его отношение ко всему происходящему в природе и обществе, включая армейскую службу.

В военных коллективах, как и во всех остальных, бывают победы и конфликты, достижения и недостатки, сплоченность и межличностная напряженность. Это нормальные явления.

В армейской жизни к тому же неизбежны стрессовые и напряженные состояния, которые мешают не только нести службу, но и просто нормально жить в условиях военной действительности, вызывают озлобление, агрессивные реакции, нередко сохраняющиеся у молодых людей и после увольнения в запас. Молодые люди часто психологически не готовы подчиняться строгой воинской дисциплине и проявлять волевую активность, преодолевая различные трудности. Вот почему, помимо приобретения знаний, важно научиться проводить самоанализ, самонаблюдение и самооценку своих психологических особенностей — познавательных психических процессов (внимания, ощущений, восприятия, памяти, мышления и речи, воображения), эмоций и чувств, воли, темперамента, характера, способностей. Если молодой человек тверд в убеждениях относительно важности и необходимости службы в Вооруженных Силах своего Отечества, ему будет значительно легче и интереснее проходить ее.

В наше сложное время мировоззрение большинства молодых людей недостаточно сформировано и противоречиво, оно может включать отрицательные взгляды в отношении воинской службы. Причины этого коренятся не только в объективных трудностях, переживаемых Россией, а следовательно, и ее армией, но и в распространяемых нелепых слухах и искаженной информации об армейской действительности.

1. Что вы понимаете под направленностью личности?

2. Что такое мировоззрение?

3. Как можно охарактеризовать мировоззрение современных молодых людей?

Слухи и искаженная информация

В настоящее время, когда из-за экономических, политических и социальных причин произошло резкое сокращение выпуска многих военных журналов и газет, доступных широкому кругу читателей, люди удовлетворяют свою потребность в информации об армии путем знакомства с сомнительными фактами и различными слухами. Они психологически удовлетворяют информационный голод как самих рассказчиков, так и слушателей. Несколько десятков лет назад на экранах кинотеатров демонстрировалось достаточно много кинофильмов о повседневной жизни солдат и офицеров, на основании которых широкая аудитория могла почерпнуть интересующую их информацию, сегодня же тема армейской жизни довольно однобоко и мрачно представлена в кинофильмах, на экранах телевизоров и на страницах периодической печати.

Как показывают социально-психологические исследования, деятельность по распространению негативных слухов в России вообще и в отношении ее армии в частности была возведена в некоторых странах в ранг государственной политики, а научно-исследовательские работы в этом направлении щедро финансировали. Как пишет американский теоретик психологической войны Пол Лайнбарджер, пропаганда посредством распространения слухов состоит в планомерном их использовании для воздействия на умы и чувства людей с определенной, имеющей общественное значение целью — военной, экономической или политической.

Психологи выделяют несколько типов слухов в соответствии с тем, что в них хотят выразить заинтересованные лица: слухи-желания, слухи-пугала, агрессивные слухи, которые наиболее опасны, потому что порождают подозрительность и сильную игру воображения, ведут к нарушению нормального психологического состояния. В качестве профилактики воздействия слухов на формирование отрицательного мировоззрения молодых людей в отношении военной службы можно рекомендовать им и тем, кто их окружает, вырабатывать у себя критическое отношение к разного рода рассказам, даже если рассказчик ссылается на «достоверные источники».

Нужно иметь в виду некоторые психологические закономерности распространения слухов. Так, сам процесс рассказывания служит для утверждения личности рассказчика. Поэтому, рассказывая, человек (иногда бессознательно) стремится создать у слушателей впечатление, что он имеет источники информации, недоступные для других. Он ассоциирует себя с важными персонами и растет в собственных глазах. Удивление, испуг, восхищение, которые рассказчик может прочесть на лицах слушателей, служат ему дополнительной наградой и стимулом.

Сообщение о том, что информация исходит из надежного источника, придает слуху видимость достоверности, а ссылка на то, что его содержание разделяется большинством, заставляет людей верить ему как факту.

Мотивами для распространения агрессивных слухов нередко служат личное озлобление, враждебные чувства по отношению к чему-либо или кому-либо, например, к тем же военным, от общения с которыми у человека могли сохраниться отрицательные эмоции. Желательно, чтобы молодые люди, получающие любую негативную информацию об армии и службе в Вооруженных Силах, учитывали все это и не спешили с выводами и своими эмоциональными реакциями.

1. Какие типы слухов вы знаете?

2. Какие из слухов наиболее опасны и почему?

3. В чем заключаются психологические закономерности распространения слухов?

4. Какие мотивы для распространения слухов выделяют специалисты?

xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai