При деменции интеллектуальный дефект является

Олигофрения и деменция как формы умственной отсталости.

Умственная отсталость включает в себя двеосновные формы нарушений:

Первый из указанных видов умственной отсталости – олигофрения –проявляется на более ранних этапах он­тогенеза (до 1,5-2 лет), второй – деменция – на более поздних этапах онтогенеза (после 2 лет). Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (нем. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + нем. mens – ум, разум). Приобретённое слабоумие (деменция) означает снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

Преобладающее большинство в полиморфной группе умственно отсталых детей составляют дети с олигофренией (от греч. olygos – «малый», phren – «ум»). Термин «олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром Эмилем Крепелином.

Олигофрения форма умственного и психического не­доразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь, коры головного мозга) в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на ранних этапах развития) периоды. Психопатоло­гическая структура нарушения при олигофрении характе­ризуетсятотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта.

При олигофрении органическая недостаточность мозга носитнепрогрессирующий характер. Ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обу­словленные типом нарушений центральной нервной систе­мы и их отдаленными последствиями.

Существуют несколько гипотез относительноосновного нарушения при олигофрении:

► особенности эмоционально-волевой сферы(К. Левин);

► трудность обобщения и отвлечения (М.С. Певзнер);

► слабость регулирующей роли речи(А.Р. Лурия).

Причины олигофрении различны. По этиологическому признаку выделяют две группы олигофрении:

1) обусловленная эндогенными (генетическими, внутренними) фак­торами, как то: патологическая наследственность, умственная отсталость одного или обоих родителей, нарушения хромосомного набора и др.;

2) обусловленная экзогенными (внешними) факторами, как то: ин­фекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, действующие на ранних этапах внутриутробного и постнатального развития.

По степени выраженнос­ти интеллектуального недоразвития олигофрения в свою очередь делится на три группы:

► дебильность (легкая степень);

► имбецильность (средняя степень);

► идиотия (тяжелая степень).

Дебильность – наиболее распространенная форма оли­гофрении. Интеллектуальный дефект выражен негрубо. Имеются способности к обобщению, фразовая речь, часто неплохая механическая память. Все это способствует ов­ладению навыками чтения, письма, счета, усвоению зна­ний, предусмотренных программой коррекционной шко­лы 8-го вида. Относительная сохранность эмоций, их более выраженная дифференцированность облегчают выра­ботку самоконтроля. При правильном обучении и воспита­нии, своевременном привитии трудовых навыков социальный прогноз этой формы олигофрении благоприятен.

Имбецильность – более тяжелая степень слабоумия, чем дебильность. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Однако наличие грубых де­фектов восприятия, памяти, мышления, коммуникатив­ной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сфе­ры делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе.

Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталос­ти. Детям-идиотам недоступно осмысление окружающего мира, речевая функция развивается крайне медленно и огра­ниченно. Нарушены координация движений, ориентировка в пространстве, часто имеются тяжелые нарушения мото­рики. Крайне трудно и медленно формируются элементар­ные навыки самообслуживания.

В правовом отношении имбецилы, также как и идиоты, являются недееспособными, над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц. Они могут воспитываться в специальных детских учреждениях (интернатах). В случае воспитания в условиях семьи они получают пенсию как инвалиды.

Олигофрены существенно отличаются друг от друга, поскольку структуры вариантов дефекта у них различны. Наиболее распространенной среди дефектологов является классификация, предложенная в 1959 г. совет­ским дефектологомМ.С. Певзнер. Она выделила пять ос­новных форм олигофрении:

► неосложненную (основной вариант);

► с выраженными нейродинамическими нарушениями:

а) с преобладанием процессов торможения;

б) с преобладанием процессов возбуждения;

► со снижением функций анализаторов и нарушения­ми речи:

а) с нарушением зрения;

б) с нарушениями слуха;

в) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

г) с речевыми отклонениями;

► с психопатоподобным поведением;

► с выраженной лобной недостаточностью.

К числу основных форм умственной отсталости также от­носитсядеменция. Деменция (от лат. dementia – «безу­мие, слабоумие») – стойкое и, как правило, необратимое ослабление познавательной деятельности в сочетании с рас­стройствами памяти и эмоционально-волевой сферы.

Слабоумие (деменция) в психиатрии представляет собой врождённое или приобретённое расстройство интеллекта, в результате которого у человека снижается способность понимать связь между окружающими явлениями, утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается критика к своим высказываниям, поведению. Ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений; изменяется процесс рационального познания, способность к умозаключениям и суждениям, уровень критических способностей.

Причинами деменции являются:

► травматические, инфекционные, интоксикационные поражения мозга, дегенеративные заболевания ЦНС;

► нарушения обменных процессов;

► органические заболевания мозга при шизофрении, эпилепсии.

Нарушения в деятельности мозга наступают после не­которого периода нормального развития ребенка, когда значительная часть мозговых структур является относи­тельно сформированной. При деменции нет тотальности и иерархичности нарушения психических функций, характерных для олигофрении. В зависимости от локализации повреждения одни из ин­теллектуальных функций могут быть нарушены значитель­но, другие – оставаться относительно сохранными. От­сутствие типичной для олигофрении иерархичности про­является в том, что часто более выраженным является недостаточность не мышления в целом, а отдельных ин­теллектуальных функций, темпа и подвижности пси­хических процессов.

Специфика интеллектуального дефекта при деменции заключается внеравномерной недостаточности познава­тельной функции. Дети, страдающие деменциями, могут обладать значительным запасом знаний, накопленных в период нормального развития, однако они почти не спо­собны воспользоваться ими вследствие нарушений памя­ти, внимания, умственной работоспособности.

Одно из центральных расстройств при органической деменции –изменения личности, нарушения критичности. Лишь немногие из таких детей переживают из-за своей несостоятельности. Большинство из них не осознает свое­го дефекта. Они не проявляют интереса к занятиям, рав­нодушны к оценке, не имеют планов на будущее. Эмоции упрощены, некритичность характерна не только по отно­шению к собственной личности, но и к окружающим. Зна­чительно чаще, чем при олигофрении, при деменции встре­чаются явления психической истощаемости, психомотор­ной расторможенности. Гораздо более ярко прояв­ляется психопатоподобный синдром с повышенными либо извращенными влечениями.

По динамике слабоумия различают:

► резидуальную органическую деменцию;

Резидуальная органическая деменция обусловлена оста­точными явлениями после перенесенных органических по­ражений мозга инфекциями, интоксикациями, травмами.

Прогрессирующая деменция связана с текущими орга­ническими процессами в головном мозге (воспалительными, дефектами обмена и др.). При этом виде деменции имеется тенденция к прогрессированию болезненных расстройств. Прогрессирующая деменция может быть вызвана приобретённым заболеванием, например, сенильная деменция (старческое слабоумие – болезнь Альцгеймера), деменции при сосудистых, метаболических и других органических заболеваниях мозга – так называемый психоорганический синдром.

Поэтиологическому критерию различают:

► травматическую и другие деменции.

Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.

Эпилептическое слабоумие выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи – значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).

На основе специфики клинико-психологической струк­туры деменцииГ.Е. Сухарева выделяет четыре ее типа, ха­рактеризующиеся преобладанием того или иного дефекта:

► низкий уровень обобщений;

► грубые нейродинамические расстройства;

► недостаточность побуждений к деятельности;

► нарушения критики и целенаправленности мышле­ния.

Таким образом, различная структура дефекта интеллекта вызывает и различные виды умственной отсталости. Однако как при олигофрении, так и при деменции дети имеют ряд общих характеристик, касающихся их познавательной сферы, социальных и коммуникативных навыков, личностных качеств.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 943 . Нарушение авторских прав

studopedia.info

ГЛАВА 26 ОЛИГОФРЕНИЯ И ДЕМЕНЦИЯ

26.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Интеллект (от лат. intellectus — ум, разум, рассудок) — наиболее сложная интегральная функция мозга, обеспечивающая возможность рационального познания, восприятия, мышления, формирования абстрактных понятий. В основе интеллекта лежат врожденные способности к анализу и синтезу получаемой информации, к ассоциативному и логическому мышлению, к речи, к созданию идей и планов их реализации. Состояние интеллектуальной сферы человека определяет его способность к обучению, познанию, пониманию, к полезному труду, направленному на удовлетворение потребностей, и к социальной адаптации.

Вместе с тем число лиц с интеллектуальной недостаточностью в современной человеческой популяции весьма значительно. Так, по данным L. Cytryn и R. Lourie (1967), в США она имеет место у 3% жителей этой страны. Этот показатель вряд ли отражает действительную распространенность интеллектуальной недостаточности, однако и он может служить достаточным обоснованием актуальности рассматриваемой проблемы.

По своему происхождению и клинической картине интеллектуальная недостаточность многовариантна и встречается при различных формах мозговой патологии. Ведущие к слабоумию причины могут быть обусловлены наследственными или приобретенными заболеваниями, которые ведут к задержке и ограничению возможностей умственного развития ребенка, а также факторами, вызывающими снижение уже сложившегося и достигшего признаваемого нормальным интеллектуально-мнестического развития.

Недостаточность умственного развития обычно расценивается как олигофрения (от греч. oligos — мало, phren — ум, разум), или малоумие. Ввел этот термин немецкий психиатр Э. Крепелин (Kraepelin E., 1856-1926), и теперь этим термином обозначают различные по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологические состояния, характеризующиеся врожденным или рано (обычно в первые три года жизни) проявившимся слабоумием, которое выражается в недоразвитии интеллекта, что проявляется отсутствием при этом нарастания уже имеющегося дефекта личности.

Вместе с тем значительное по степени выраженности снижение интеллектуальных функций, разрушение уже сложившегося интеллекта, обычно в сочетании с потерей приобретенных ранее навыков принято расценивать как деменцию (от лат. de — устранение, удаление, потеря; mentis — ум, разум), т.е. потерю уже сложившегося разума.

К олигофрении не могут быть отнесены случаи, при которых недоразвитие интеллекта сопряжено с необычными условиями жизни ребенка, в частности при известном психологам синдроме Каспара Хаузера — выраженная недостаточность психического развития у людей, которые с раннего детства проживали в изоляции от людей. В таких случаях нет необходимых условий к развитию имеющихся у ребенка врожденных способностей, поэтому он может не владеть речью, оказывается неспособен к абстрактному мышлению, у него отсутствует представление об этических и эстетических нормах поведения, принятых в человеческом обществе.

Синдром Каспара Хаузера назван по имени юноши, который до 16 лет находился в заточении и был лишен возможности общаться с людьми, обнаруженного в 1828 г. в немецком городе Нюрнберге. Иногда то же самое явление называют синдромом Маугли, по имени главного героя широко известной сказки Р. Киплинга. Кстати, на примере Каспара Хаузера и подобных ему людей установлено, что если интеллект и речевые функции не получили должное развитие в детском возрасте, то в последующем им очень трудно наверстать упущенное. К этой же категории недостаточности психического развития относится и так называемый синдром педагогической запущенности, при котором ребенок постоянно пребывает в среде, не обеспечивающей ему условий для развития достаточных знаний, умений, речевых и культурных навыков. Отмеченные синдромы являются не медико-биологической, а скорее социальнопедагогической проблемой. В связи с этим обсуждать ее в этой книге мы не будем, однако она в ряде случаев оказывается весьма существенной и должна быть известна врачам, прежде всего неврологам и психиатрам, а также психологам и педагогам.

Наиболее мягкой формой патологического отставания в интеллектуальном развитии можно признать синдром минимальной мозговой дисфункции. Этот синдром проявляется у детей с нормальными или с близкими к нормальным интеллектуальными возможностями при выраженной недостаточности концентрации внимания. В результате у ребенка возникают трудности в усвоении информации и навыков, что негативно сказывается на успеваемости в школе. Для синдрома минимальной мозговой дисфункции обычно характерны двигательное беспокойство, чрезмерная, беспорядочная двигательная активность, свойственна тенденция к проявлениям асоциального поведения. В зарубежной литературе для обозначения этого синдрома используют следующие термины: «mental subnormality» (умственная субнормальность) и «mental deficiency» (умственная недостаточность).

Олигофрения (малоумие) — следствие врожденного дефекта развития интеллектуальных функций в связи с наследственной патологией или заболеваниями и повреждениями мозга, перенесенными во внутриутробном периоде или в первые три года жизни. Принято считать, что психическое развитие при олигофрении зависит от патологических биохимических и/или морфологических изменений материальной основы психических процессов — головного мозга, и прежде всего состояния коры его больших полушарий. Эти многообразные изменения ведут не только к отставанию психического развития, к его

задержке, но и к недостаточности возможностей развития полноценной психики. Поэтому при наличии олигофрении на всех этапах жизни больного имеют место как количественные, так и качественные особенности психического статуса, в частности, состояния когнитивных, интеллектульно-мнестических возможностей, выражающиеся той или иной степенью их неполноценности.

Классификация, клинические проявления. В классической неврологии принято различать 3 степени олигофрении (по возрастающей): дебильность, имбецильность и идиотию. Наибольшие сложности представляет диагностика дебильности, так как при этом надо уметь отличить от нее задержки умственного развития, сопряженные с перенесенным общим заболеванием или с педагогической запущенностью.

Для оценки уровня интеллектуального развития в странах Запада широко практикуются методики вычисления коэффициента интеллектуальности (IQ), представляющего собой отношение «психического возраста» к «физиологическому возрасту», умноженное на 100. «Психический возраст» определяется способностью обследуемого успешно выполнять определенные тесты, которые, по мнению их авторов, должны быть посильны человеку соответствующего возраста со средним психическим развитием.

Нормальным считается интеллект при IQ в пределах 70-100, высоким — при IQ выше 100. Людей с IQ ниже 70 принято относить к страдающим слабоумием.

Следует отметить, что исследование интеллекта посредством вычисления коэффициента интеллектуальности имеет ряд существенных недостатков. Прежде всего может вызвать возражение характер предлагаемых тестов, которые нередко выявляют не способность обследуемого (чаще это ребенок) к мышлению, его сообразительность, а объем усвоенных им ранее конкретных зна- ний и навыков, характер которых во многом определяется условиями жизни человека, его занятиями и уровнем интеллектуального развития окружающих его людей. При составлении тестов, как правило, не учитываются особенности культурного и социального окружения обследуемого, его образовательный уровень, а также степень мотивации и заинтересованности в результатах обследования.

Дебильность (от лат. debilis — слабый, хилый) — наиболее легкая степень олигофрении, характеризующаяся отставанием в умственном развитии. Она может иметь выраженность от легкого слабоумия до состояния, близкого к имбецильности. При дебильности мышление в основном конкретно-образное, характерна неспособность к выработке сложных понятий, обобщений, к абстрак- тному мышлению. Форма улавливается больным лучше содержания, смысла. Ха- рактерен низкий уровень инициативности, способности к творчеству. Поведение чаще носит подражательный характер. Больной может учиться, но при этом усваивает материал с большим трудом. Механическая память иногда хорошо развита. Нередко больные неплохо ориентируются в обычных бытовых ситуациях. Часто они доверчивы, легко внушаемы и в связи этим могут использоваться в корыстных целях совершающими преступления уголовными элементами. Зачастую дебильность сочетается с расторможенностью влечений.

Больные с дебильностью могут быть добродушными, ласковыми, но иногда им свойственны упрямство, злобность, агрессивность. Они нуждаются в правильной организации обучения, в освоении бытовых и доступных трудовых навыков; могут овладевать ремеслами, некоторыми простыми специальностями, неплохо адаптироваться к жизни в обществе, могут быть достаточно практичны. Вместе с тем при выраженной дебильности дети плохо осмысли-

вают новые ситуации, почти лишены инициативы, испытывают трудности в адаптации к культурным традициям и принятым нормам поведения. Обучение предпочтительно в специальных школах.

Имбецильность (от лат. imbecillitas — слабость, бессилие) — более тяжелая степень олигофрении. У больных возможно формирование представлений, но образование понятий недоступно. Мышление примитивное, только конкретное. Речь косноязычна, словарный запас беден и состоит преимущественно из названий предметов повседневного обихода. При относительно негрубых проявлениях имбецильности возможно обучение во вспомогательной школе, где могут быть усвоены простейший счет, чтение, написание отдельных слов. Возможно освоение самых простых навыков, например умывание, одевание, уборка помещения, реже возможно обучение несложному ремеслу. Имбецилы нередко добродушны, послушны, но могут быть и угрюмы, злобны, склонны к агрессии.

Идиотия (от греч. idioteia — невежество) — наиболее тяжелая форма оли- гофрении. Психическая жизнь больного при этом на самой низкой ступени развития. Нет возможности к осмыслению окружающих событий, затруднена дифференцировка окружающих, даже близких людей. Больной продуцирует лишь нечленораздельные звуки, произносимые с разной интонацией, отражающей его эмоциональное состояние, и совершает однообразные, нецеленаправленные действия (кивание головой, качание руки и т.п.). Эмоциональная жизнь находится в зачаточном состоянии и чаще проявляется в форме гневных реакций и крика при воздействии неприятных раздражителей или под влиянием биологических потребностей. Больные беспомощны, нуждаются в постоянном надзоре и уходе.

Выделяются наследуемые формы олигофрении. Среди них особое место занимает своеобразное «моносимптомное» заболевание, известное как умственная отсталость, сцепленная с Х-хромосомой. Эта форма олигофрении, проявляющаяся практически исключительно у лиц мужского пола, получивших содержащую рецессивный дефектный ген Х-хромосому от матери.

Кроме того, олигофрения различной степени выраженности может быть одним из компонентов проявлений большого количества наследственных заболеваний, при этом среди хромосомных болезней чаще других встречается всегда сопровождающаяся олигофренией болезнь Дауна . Олигофрения является одним из облигатных признаков большинства факоматозов (энцефалотригеминальный ангиоматоз, туберозный склероз, атаксия-телеангиэктазия и пр.) и многочисленных наследственных энзимопатий — заболеваний, обусловленных метаболическими нарушениями, краткое описание которых представлено нами в книге «Неврологические симптомы, синдромы и болезни» (2007 г.). Олигофрения может быть и следствием нарушений онтогенеза, а также травм, интоксикаций и заболеваний, перенесенных во внутриутробном, натальном и раннем постнатальном периодах. Некоторые из этих патологических состояний описаны в той же книге и в главе 24 настоящего руководства.

В соответствии с МКБ-10 (1995) олигофрения рассматривается прежде всего как умственная отсталость (F70-79), которой дается следующее определение: «Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных (познавательных), речевых, моторных и социальных способностей. Умственная отсталость может сочетаться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать

без него. У умственно отсталых людей может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3-4 раза выше, чем в общей популяции. Кроме того, умственно отсталые лица чаще становятся жертвами эксплуатации, физических и сексуальных оскорблений. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может не иметь явного характера».

Как отмечают Р. Френсис и М. Самуэльс (1997), при решении вопроса об умственном развитии должны исследоваться 10 сфер адаптивного поведения пациента: общение, самообслуживание, бытовые навыки, социальная активность, досуг, забота о своем здоровье и безопасности, самостоятельность поведения, академическая успеваемость, поведение в коллективе, трудовая деятельность.

Вычисляемые коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросскультуральной адекватности, а выделяемые категории умственной отсталости представляют собой произвольное подразделение сложного континуума и не могут определяться с абсолютной точностью.

В соответствии с МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости (F7):

1) умственная отсталость легкая (легкая олигофрения, дебильность, легкая умственная субнормальность, малоумие), IQ = 50-69; при этом развитие пациентов обычно не превышает уровня ученика 3-4 класса школы, однако во взрослом состоянии они «при определенной опеке способны к самостоятельной жизни»;

2) умственная отсталость умеренная (умеренная олигофрения, умеренная умственная субнормальность, имбецильность), IQ = 35-49;

3) умственная отсталость тяжелая (тяжелая олигофрения, тяжелая умственная субнормальность), IQ = 20-34;

4) умственная отсталость очень тяжелая (глубокая олигофрения, идиотия, глубокая умственная субнормальность), IQ 1 /3 больных с деменцией может быть в той или иной степени эффективна патогенетическая терапия. Адекватное лечение больных этой группы, проводимое после уточнения диагноза, может существенно улучшить качество их жизни.

Прежде всего необходимо уточнение характера основного заболевания, обусловившего развитие деменции, и его курабельность. После этого следует приступить к возможной и целесообразной в данном конкретном случае терапии с учетом индивидуальных особенностей пациента. Эффективность лечения основного заболевания подчас во многом определяет регресс сопряженной с ним деменции. Значительное улучшение состояния интеллектуально-мнестических функций может быть достигнуто в некоторых случаях вторичной деменции, на- пример при пересадке почки у больных с хронической почечной недостаточностью. Положительным может быть адекватное лечение при деменции, обусловленной гипотиреозом, алкоголизмом, дефицитом витамина В12.

Выраженный регресс проявлений деменции возможен после нейрохирургических вмешательств по поводу внутричерепных гематом, в некоторых случаях удаления абсцессов и опухолей мозга.

Кроме того, при деменции обычно проводится активное лечение ноотропными препаратами (ноотропил, церебролизин, глиатилин, энцефабол), поливитаминами, танаканом, нимидопином, мемантином (акатинолом).

На начальных этапах развития болезни Альцгеймера возможна определенная эффективность препаратов, активирующих холинергическую передачу, особенно ингибиторов ацетилхолинэстеразы: такрин (когнекс) в дозе 10 мг 4 раза в течение 6 нед с последующим постепенным увеличением дозы, амиридин в дозе 20 мг 3-5 раз в сут, донепизил (арисепт), ривастигмин, при этом необходим контроль за состоянием функции печени, в частности за содержанием сывороточной аланинаминотрансферазы (Фернандес Р., Самуэлс М., 1997). Некоторый положительный эффект возможен при применении селегилина и альфа-токоферола (Гринберг Д.А. и др., 2004).

Есть мнение, что восполнение дефицита эстрогенов у женщин в менопаузе уменьшает вероятность развития болезни Альцгеймера, замедляет или смягчает ее проявления. Проводится оценка возможности тормозить развитие болезни Альцгеймера применением ацетил-L-карнитина и нейротрофина — препаратов, стимулирующих никотиновые рецепторы, ингибирующих ферментов. Некоторое положительное действие на течение болезни Альцгеймера могут оказывать индометацин и другие нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП), а также L-депренил. В связи с предполагаемой особой ролью

алюминия в патогенезе болезни предлагается применять препараты со свойствами хелатов, в частности дисферриоксилин (Bruns A., 1995).

Деменция часто сочетается с депрессией, поэтому целесообразно применять малые дозы антидепрессантов, не обладающие антихолинергическим действием: флуоксетин (прозак) в дозе 5-20 мг в первой половине дня, тразодон 25-50 мг на ночь, миансерин (леривон) 30-60 мг на ночь, тризодон 25- 50 мг на ночь. При психомоторном возбуждении применяются бензодиазепины с короткой продолжительностью действия: оксазепам (тазепам), лоразепам (мерлит) и т.п. В случае необходимости возможно и применение некоторых нейролептиков, в частности эглонила, клозапина (лепонекс), тиоридазина (сонапакс), галоперидола.

Надо иметь в виду, что некоторые лекарственные средства могут обусловить нарастание проявлений деменции. Среди них можно отметить гипотензивные и дофаминергические препараты (леводопа, бромкриптин), сердечные гликозиды, изониазид, кортикостероиды, холинолитики, барбитураты.

Определенное положительное влияние на течение проявлений деменции могут обусловить оптимальная психологическая обстановка в семье, а также режим сна и бодрствования, адекватная психотерапия. Лечащий врач должен информировать семью больного о возможных проявлениях имеющегося у него заболевания, о факторах, которые могут провоцировать ухудшение состояния больного. Среди таких факторов особенно значимой может быть перемена места жительства, ближайшей окружающей среды, устоявшегося стереотипа.

vmede.org

При деменции интеллектуальный дефект является

Деменция — слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности, критики, памяти, ослабление и огрубение эмоционально-волевой сферы.

В детском возрасте деменция возникает в результате органических поражений мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалиты), травмах мозга (сотрясения, ушибы).

К возрасту 2-3 лет значительная часть мозговых структур уже сформирована, поэтому воздействие патогенных факторов вызывает только их повреждение.

В раннем возрасте разграничение деменции и олигофрении представляет большие сложности. В отличие от олигофрении нарушение деятельности мозга при деменции наступает после определенного периода нормального развития ребенка. Обычно деменция возникает или начинает грубо прогрессировать в возрасте 2-3 лет. Этим временным фактором в значительной степени определяется отличие течения и клинико-психологической структуры интеллектуального дефекта при деменции от олигофрении. Так, структура интеллектуальной недостаточности при деменции отличается неравномерностью различных познавательных функций. Кроме того, при деменции часто наблюдается несоответствие между запасом знаний и крайне ограниченными возможностями их реализации.

В раннем возрасте деменция проявляется в виде утраты позднее приобретенных навыков. Например, если деменция возникает у ребенка 3 лет, то прежде всего теряется речь, пропадают навыки самообслуживания и опрятности, затем могут утрачиваться и ранее приобретенные навыки (ходьба, чувство привязанности к близким и т. п.). Характерными признаками начала деменции являются появление нецеленаправленного, так называемого полевого поведения, общая двигательная расторможенность, аффективная возбудимость, некритичность, немотивированно повышенный фон настроения.

При заболевании в старшем дошкольном возрасте наиболее выраженным является искажение игровой деятельности — она становится стереотипной, однообразной.

Если же заболевание начинается в младшем школьном возрасте, то довольно долгое время у ребенка можно наблюдать сохранную речь, учебные навыки. Но в то же время становится заметно резкое снижение интеллектуальной работоспособности и учебной деятельности в целом, изменяется поведение детей. В зависимости от динамики болезненного процесса различают резидуалъную органическую деменцию, при которой нарушения интеллекта представляют собой остаточные явления поражения мозга, и прогрессирующую органическую деменцию, вызванную текущим органическим патологическим процессом в головном мозге. При прогрессирующей деменции явления интеллектуального распада постоянно нарастают.

pedlib.ru