Причины детский аутизм

Содержание:

Ранний детский аутизм: причины, признаки, виды, лечение

При раннем детском аутизме в поведении ребенка могут присутствовать моторные или речевые стереотипии, могут проявляться агрессия и аутоагрессия, заторможенность или, наоборот, гиперактивность, стремление к ритуальности и многие другие признаки. Каковы причины такого «каскадного» искажения в развитии при раннем детском аутизме?

Число необычных, особых детей, которые получают диагноз ранний детский аутизм или расстройство аутистического спектра, ежегодно растет. В 2000 году считалось, что ранним детским аутизмом страдают от 5 до 26 человек на каждые 10000 детей. Уже в 2008 году Всемирная организация аутизма обнародовала куда более весомые цифры: 1 ребенок с ранним детским аутизмом на каждые 150 детей. В 2014 году американский Центр по контролю и предотвращению заболеваний предоставил данные о том, что 1 из 68 детей в Америке страдает ранним детским аутизмом (РДА) или расстройствами аутистического спектра.

Официальная российская статистика по количеству детей с ранним детским аутизмом отсутствует. Но родители и педагоги, столкнувшиеся с проблемой, знают, что в среднем на каждый класс детей сегодня приходится как минимум 1 ребенок, имеющий ту или иную форму раннего детского аутизма. Такая «пандемия» требует от нас точных знаний по своевременной диагностике проблемы, выявлению причин искаженного развития ребенка, выбору оптимальных форм коррекционной работы с ним. Информацию об этом вы найдете в нашей статье.

Ранний детский аутизм как первазивное нарушение

В российских условиях, где система помощи таким детям развита слабо, ребенок с ранним детским аутизмом обычно состоит на учете у психиатра. Однако большинство западных исследователей (Тео Питерс и многие другие) постепенно выводят ранний детский аутизм из категории психических заболеваний, определяя его как первазивное нарушение развития ребенка. Что это значит?

Термин «первазивный» означает всепроникающий, затрагивающий самые разные области жизни человека. Действительно, особенности детей с ранним детским аутизмом включают в себя искаженное развитие ребенка в самых разных областях. Это коммуникация и развитие речи, навыки общей и тонкой моторики, учебные навыки. Дети с ранним детским аутизмом имеют существенные проблемы в освоении навыков самообслуживания, требуют постоянной помощи в простых бытовых ситуациях.

Симптомы и признаки раннего детского аутизма также отличаются огромной широтой проявлений. При РДА в поведении ребенка могут присутствовать моторные или речевые стереотипии, могут проявляться агрессия и аутоагрессия, заторможенность или, наоборот, гиперактивность, стремление к ритуальности и многие другие признаки. Каковы причины такого «каскадного» искажения в развитии при раннем детском аутизме?

Причины раннего детского аутизма

Научное объяснение этому феномену всепроникающего нарушения в развитии ребенка найдено в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Она объясняет, что риск развития раннего детского аутизма существует только для детей, получивших психическую травму в развитии доминантного вектора человеческой психики – звукового.

От природы любому ребенку задан свой уникальный набор векторов, каждый из которых задает детям определенные особенности, качества и свойства психики. Обладатели звукового вектора – природные интроверты, сосредоточенные на своих мыслях и внутренних состояниях. Особо чувствительной зоной маленького звуковика является ухо. Психическую травму такому ребенку могут нанести сильные стрессовые воздействия на его главный сенсор. Например:

скандалы, крики, разговоры на повышенных тонах

оскорбительные смыслы в речи взрослых.

Риск развития раннего детского аутизма возникает даже тогда, когда негативное воздействие не направлено на ребенка напрямую, а просто происходит в его присутствии. В результате чуткое ухо звуковика начинает болезненно воспринимать даже бытовые шумы (пылесос, фен, слив, звон посуды). Ребенок стремится закрыть уши и закрыться от источника стресса. Постепенно формируется ранний детский аутизм как утрата способности продуктивного взаимодействия с миром снаружи.

Звуковой вектор является доминантным в человеческой психике. Поэтому из-за звуковой травмы, как основной причины раннего детского аутизма, возникает всепроникающее нарушение в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку. В кожном векторе при раннем детском аутизме это могут быть проявления моторных стереотипий, гиперактивность, тики. В анальном векторе – ступор, страх нового, ритуальность. Такие изменения в поведении при РДА, как разглядывание цветовых пятен или предметов «на просвет», обусловлены искажением в развитии зрительного вектора.

Виды (формы) раннего детского аутизма

Международный классификатор заболеваний включает много различных форм (видов) раннего детского аутизма. Наиболее известные из них:

Синдром Каннера (развитие раннего детского аутизма наблюдается с рождения или первых лет жизни, в 2/3 случаев сопровождается умственной отсталостью и существенной задержкой развития речи)

Синдром Аспергера (при этой форме раннего детского аутизма развитие речи и интеллект часто сохранны, но наблюдается отсутствие интереса к собеседнику, бедная мимика и жесты)

Атипичный аутизм (в этом случае характеристики нарушения проявляются у человека в более позднем возрасте, поэтому говорить о раннем детском аутизме не совсем корректно).

Диагностика и лечение раннего детского аутизма

Большинство тестов по диагностике раннего детского аутизма призваны дать характеристику в первую очередь способности ребенка устанавливать продуктивный контакт с внешним миром. Специалисты понимают, что основная проблема заключается именно в нарушении восприятия ребенком с РДА мира снаружи и ограниченном взаимодействии с ним. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые позволяет через призму понимания травмы в звуковом векторе дать научное объяснение причине такого «ухода ребенка в себя» при раннем детском аутизме.

Однако одного понимания недостаточно. Существует ли эффективное лечение аутизма у детей? Что будет более эффективно для ребенка, имеющего синдром раннего детского аутизма: медикаментозное лечение или специальное обучение, коррекционная работа?

Во многом это зависит от той формы раннего детского аутизма, которая диагностирована у ребенка. Несомненно, что при синдроме Ретта может требоваться серьезная медикаментозная помощь. Кроме того, часть детей, страдающих аутизмом, подвержена эпилептическим приступам. В таких случаях без противосудорожных препаратов никак не обойтись.

Однако в большинстве случаев при раннем детском аутизме психиатры массово назначают так называемые корректоры поведения. Современная наука, описывающая аутизм как первазивное нарушение развития, в таких случаях отдает предпочтение специальному обучению и коррекционной работе, а не попыткам «погасить» неблагоприятные поведенческие отклонения с помощью лекарств. В системно-векторной психологии Юрия Бурлана разработан детальный механизм, как создать благоприятные условия для воспитания и обучения особого ребенка. Эффективная коррекция аутизма требует системно-векторного подхода.

Звуковая экология при воспитании ребенка, страдающего ранним детским аутизмом

Поскольку аутизм в раннем возрасте формируется у ребенка именно в результате звуковой травмы, важнейшим условием его воспитания является звуковая экология. Говорить с ребенком и в его присутствии следует спокойным, негромким голосом. Из музыки предпочтение следует отдать классической, включать ее лучше так, чтобы она звучала еле слышным фоном.

Постарайтесь максимально оградить ребенка от шума бытовых приборов. Если восприятие вашей речи ребенком затруднено, используйте упрощенные фразы, проговаривая их негромко, четко и внятно.

Дифференцированный подход в обучении и воспитании ребенка с ранним детским аутизмом

Аутизм в раннем возрасте может сопровождаться разнообразными поведенческими нарушениями. Конкретные методы коррекционной работы и формы воспитания аутичного ребенка зависят от его врожденного набора векторов. Например:

При наличии у аутичного ребенка кожного вектора, ему необходим четкий режим дня, достаточное количество физических нагрузок и стимуляция его чувствительной кожи (массажи, поглаживания, работа с песком, водой или пластилином). Об этом подробнее читайте здесь.

При наличии у аутичного ребенка анального вектора, ему требуется предсказуемость событий, больше времени для выполнения задачи. Все новое следует вводить постепенно. Подробнее об этом здесь.

Сверхэмоционального обладателя зрительного вектора может заинтересовать игра с калейдоскопом или театр теней, задачи на цвет и формы. Читайте подробнее в статье.

Определить вектора ребенка и получить детальное представление об особенностях подхода к каждому можно на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Чувство защищенности и безопасности – необходимая основа для ребенка с ранним детским аутизмом

Психологическая грамотность и точное понимание векторов ребенка – абсолютная необходимость для каждого педагога или психолога, работающего с проблемой раннего детского аутизма. Но эти знания не в меньшей, а даже в большей мере нужны родителям особого малыша. Ведь базовый психологический комфорт или дискомфорт закладывается именно в семье.

Особое значение имеет психологическое состояние матери: ребенок раннего возраста воспринимает его бессознательно. Если мать несет в себе неосознаваемые психотравмы, напряжена и переживает, развитию ребенка наносится серьезный ущерб. Избавиться от собственных психотравм и «якорей» мамы аутичных детей могут на тренинге. На портале есть результаты о снятии с ребенка диагноза «аутизм» после прохождения тренинга матерью:

Ранний детский аутизм – не приговор. Подарите своему ребенку шанс на реабилитацию, начните с бесплатных онлайн-занятий по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.

www.yburlan.ru

Детский аутизм: причины, симптомы, диагностика.

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения , а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы , относят к расстройствам аутистического спектра .

Некоторые исследователи полагают, что причиной аутизма могут стать различные патологии родов, черепно-мозговые травмы, инфекции. Еще одна группа ученых относит аутизм к детской шизофрении. Существует мнение и о врожденной дисфункции мозга.

Вполне вероятно, что важную роль в развитие аутизма играет врожденная хрупкость эмоций. В таких случаях при воздействии каких-либо неблагоприятных факторов ребенок закрывается от внешнего мира.

Симптомы и признаки аутизма

У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста.

Поведенческие особенности, характерные для синдрома аутизма:

· Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации (отсутствие мимики и жестов; может отсутствовать и речь; ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза; речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может; речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации; речь ненормальная фонетически: проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).

· Нарушено развитие социальных навыков (дети не желают общаться и дружить с ровесниками; игнорируют чувства и существование других людей (даже родителей); никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией).

· Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов (неестественное, нервное, отчужденное поведение; ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки; предпочтение отдает уединению, играм с самим собой; отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям; тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках; испытывает требование точно повторять одни и те же действия; концентрирует свое внимание на чем-то одном).

Люди, страдающие аутизмом, отличаются неровным развитием, поэтому могут быть талантливыми в какой-то узкой области (музыка, математика). Для аутизма характерно нарушение развития социальных, мыслительных, речевых умений.

Диагностика аутизма

Выявить у ребенка аутизм врачи сразу не способны. Причиной этого является то, что такие симптомы аутизма наблюдаются и при нормальном развитии ребенка. Из-за этого диагноз зачастую ставят с опозданием. Для аутизма характерно разнообразное проявление, при этом ребенок может иметь только два-три симптома, что тоже затрудняет диагностику. Главный признак аутизма – нарушение восприятия реальности.

Ребенок, страдающий аутизмом, не желает ни с кем вступать в контакт. Создается впечатление, что он даже не чувствует боли. Речь развивается медленно. Встречается недоразвитие речи. Ребенок боится всего нового, выполняет монотонные и повторяющиеся движения.

Если родители обнаружили у ребенка симптомы аутизма, они должны немедленно обратиться к детскому психиатру. В настоящее время создано много центров развития ребенка, в которых помогут диагностировать и оказать эффективную помощь в лечении.

www.fr.gov.by

Причины детского аутизма

Аутизм представляет собой расстройство, которое появляется при нарушениях в развитии мозга. Для него характерен всесторонний ярко выраженный дефицит социального общения и взаимодействия, а также склонность к повторяющимся действиям и ограниченности круга интересов. В большинстве случаев все вышеописанные признаки появляются еще до трех лет. Состояния, в той или иной мере похожие на аутизм, но с более мягкими проявлениями, медики относят к группе расстройств аутического характера.

Длительное время бытовало мнение, что триада симптомов аутизма может быть вызвана одной общей для всех причиной, которая может воздействовать на когнитивном, генетическом и нейрональном уровнях. Однако в последнее время исследователи уделяют все больше внимания предположению, что аутизм является расстройством сложного вида, который вызывается разнообразными причинами, которые часто могут взаимодействовать друг с другом одновременно.

Исследования, которые проводились с целью определения причин детского аутизма, шли по многим направлениям. Первые обследования детей, больных аутизмом, не дали каких-либо свидетельств того, что их нервная система повреждена. При этом доктор Каннер, который внес в медицину термин «аутизм», отметил у родителей таких детей несколько общих черт, таких как рациональный подход к воспитанию своего ребенка, высокий уровень интеллекта. Как результат, в середине прошлого столетия была предложена гипотеза о том, что аутизм имеет психогенную природу (то есть возникает как результат психологической травмы). Одним из ярых защитников данной гипотезы был психотерапевт из Австрии доктор Б. Беттельхейм, который основал в Америке свою клинику для детей. Патологии в развитии социальных связей с окружающими, нарушения активности в отношении с миром он связывал с тем, что родители холодно относились к своему ребенку, подавляя его как личность. То есть, согласно данной теории, вся ответственность за развитие аутизма у ребенка возлагалась на родителей, что нередко становилось для них причиной возникновения тяжких психических травм.

Сравнительные исследования, однако, показали, что дети, страдающие аутизмом, пережили не более ситуаций, которые потенциально могли травмировать их, чем здоровые дети, а родители ребенка с аутизмом нередко были куда преданнее и заботливее, нежели другие родители. Таким образом, о гипотезе психогенного происхождения данного заболевания пришлось забыть.

Более того, многие современные исследователи утверждают, что наблюдали множество признаков недостаточной функции центральной нервной системы у детей, страдающих от аутизма. Именно по этой причине среди современных авторов распространено мнение, что детский ранний аутизм своей первопричиной имеет патологию особого рода, к которой приводит недостаточность центральной нервной системы. Имеется множество гипотез о том, откуда берется эта недостаточность и где именно она локализуется.

Сейчас ведутся интенсивные исследования, призванные проверить основные положения данных гипотез, однако однозначных выводов пока не получено. Имеются только данные, что у аутичных детей нередко наблюдаются симптомы мозговой дисфункции, вместе с патологиями биохимического обмена. Данные заболевания могут быть вызваны множеством причин, таких как хромосомные аномалии, генетическая предрасположенность, врожденные нарушения. Также недостаточность нервной системы может возникнуть в результате поражения центральной нервной системы, в свою очередь появившейся из-за осложненных родов или беременности, рано развившегося шизофренического процесса или последствий нейроинфекции.

Американский ученый Э. Орниц исследовал более 20 разнообразных патогенных факторов, которые могут послужить причиной возникновения синдрома Каннера. К появлению аутизма может привести также широкий ряд таких заболеваний, как туберозный склероз или врожденная краснуха. Резюмируя все вышеизложенное, большинство специалистов в наши дни говорят о множественности причин появления (полиэтиологии) синдрома детского раннего аутизма и того, как он проявляет себя при различных патологиях и его полинозологии.

www.allwomens.ru

Как проявляется детский аутизм у новорожденных и малышей до 3 лет: признаки и диагностика

Аутизмом называется заболевание психики, которое проявляет свои первые признаки после рождения ребенка до трех лет. Оно тесто связано с адаптацией малыша в социуме, его последующей реализацией.

Причины заболевания

Причинами аутизма у детей являются генетические особенности. Наследственный фактор играет решающую роль. Высок риск развития аутизма у новорожденного ребенка в случае, если кто-то из близких родственников страдал таким заболеванием. Аутизм провоцируется генным сбоем, в результате чего возникает нарушение синаптических связей в головном мозгу.

Аутизм непосредственно связан с наследственностью, то есть с генетическим здоровьем родителей, бабушек и дедушек, прочих кровных родственников, а также более далеких предков

Кроме того, развитие аутических состояний у малыша может быть вызвано внешними факторами. Фактор риска — беременность, протекающая с осложнениями, или развитие тяжелых заболеваний у женщины в период вынашивания ребенка.

Еще недавно распространенной версией, объясняющей возникновение детского аутизма, считалась вакцинация малышей в роддоме и в течение первого года жизни. Сегодня эта теория считается ошибочной и связь между прививками и аутизмом полностью опровергается специалистами.

Симптомы в разном возрасте

Аутизму у детей присуще много признаков и симптомов, проявляться заболевание может в различных формах. Диагностирование аутизма у малышей в младенчестве — задача тяжелая. Первые волнующие признаки родители замечают к концу 1 года. Соответственно, на консультацию к врачу малыш попадает не в течение первого месяца жизни, а в годовалом возрасте. Определить аутизм у только что родившихся малышей сложно, но есть перечень определенных признаков и некоторые поведенческие особенности, к которым следует относиться с вниманием:

  • появление необычных жестов либо полностью отсутствующая жестикуляция;
  • замедленное реагирование ребенка на внешние раздражители либо полностью отстраненное поведение во время общения с ним людей;
  • отсутствие гуления или его позднее появление.
  • Выявить заболевание у новорожденных очень сложно, однако иногда это удается сделать. В числе характерных признаков — остановившийся взгляд, отсутствие эмоциональных реакций, странные жесты или отсутствие мелкой моторики

    До 3 лет у истинного аутиста должна проявиться более выраженная и заметная симптоматика:

  • малыш почти не разговаривает;
  • во время разговоров использует ограниченный набор слов;
  • в речи преобладают гласные звуки;
  • малыш избегает игр, где требуется проявлять фантазию и инициативу;
  • складывается четкое ощущение того, что ребенок находится в другом измерении.
  • Как правило, аутизм, проявившийся у малыша в первые несколько лет после рождения, сохраняет свою симптоматику в течение всей жизни. Проявления аутизма можно смягчить, если регулярно проводить лечебные мероприятия. Аутистические расстройства у детей могут проявиться с началом школьно–учебного процесса, при отсутствии выраженной симптоматики расстройства в начале жизни.

    Как может проявляться заболевание у малыша?

    Определить заболевание по одному симптому невозможно. Специалисты диагностируют психическое отклонение этого вида только на основании целого комплекса симптомов, которые имеют яркое проявление у ребенка. Чтобы установить аутизм, у малыша должно быть выраженное специфическое поведение:

  • нарушенные взаимоотношения ребенка с людьми, которые его окружают;
  • осознанно создаваемое малышом отсутствие социальных связей;
  • стереотипность поведения, ограниченность интересов.
  • Редко у ребенка-аутиста может проявляться пищевая избирательность, но многие здоровые дети тоже очень переборчивы в еде, поэтому ставить диагноз, основываясь только на этом симптоме, нельзя.

    При том, что провоцирующих факторов детского аутизма немного и они для всех едины, заболевание имеет множество различных проявлений. Некоторым детям с таким диагнозом присуща высокая степень интеллектуального развития и феноменальная память при полном отсутствии социальной адаптации. Для других детей характерным признаком аутизма выступает неспособность воспринимать и усваивать какую-либо информацию.

    Часто детки-аутисты очень сообразительны и отлично учатся в школе, при этом полностью ограждают себя от общения с одноклассниками. Интересно, что дети, страдающие этим расстройством, часто обладают уникальными умственными способностями, они более одаренные, чем обычные люди. По статистике, гениев среди аутистов гораздо больше, чем среди здоровых.

    Что является поводом для обращения к врачу?

    Родителям, которые подозревают у малыша наличие аутизма, следует насторожиться в следующих ситуациях:

    • в 6 мес. ребенок не улыбается, мимическое движение мышц лица отсутствует;
    • в 9 мес. не повторяет за родителями выражение их лица;
    • в 12 мес. не начинает лепетать, произносить первые слова;
    • в 18 мес. не говорит ни одного слова;
    • в 24 мес. не составляет простые фразы из нескольких слов.
    • Как проводит диагностику аутизма врач?

      Как правило, устанавливает диагноз детского аутизма педиатр.

      Как лечится аутизм?

      Так как точный диагноз аутизма можно установить в возрасте 2 – 2,5 года, первые лечебные мероприятия начинают проводить в этот период детским неврологом. Данное психическое расстройство проявляет себя с рождения — если мама заметила первые симптомы аутизма у своего малыша в возрасте старше пяти лет, это может говорить только о ее невнимательности и халатном отношении к здоровью ребенка.

      Современная медицина не располагает универсальными специальными методиками, которые могли бы позволить радикально влиять на ход течения заболевания. В связи с этим план лечения всегда составляется индивидуально с учетом всех нюансов в конкретном случае.

      Аутизм может корректироваться тремя основными методами:

    • метод семейной терапии;
    • психологический способ коррекции;
    • способ коррекции поведенческих отклонений.
    • Вспомогательной коррекционной методикой выступают занятия физкультурой. Специальные упражнения призваны помочь маленькому человеку научиться контролировать свое тело. Главной задачей близких людей в этот период является эмоциональная поддержка ребенка, родители должны постараться установить особую эмоциональную связь со своим малышом.

      Комплексное лечение ребенка-аутиста может включать специальное диетическое питание и лекарственную терапию. Прием седативных препаратов часто назначается в случае склонности ребенка к самоистязаниям. Помощь физиотерапевтов и логопедов во многих случаях оказывается незаменимой. А психологическая поддержка специалистов корректирует поведенческие нарушения. Адекватная комплексная терапия помогает малышу-аутисту приобрести необходимые навыки социального общения и адаптироваться в обществе.


      vseprorebenka.ru

      Детский аутизм

      Детский аутизм — расстройство, возникающее в результате нарушения развития нервной системы. Основной характеристикой данного расстройства является дефицит социального взаимодействия и коммуникаций с другими людьми, а также ограниченный набор интересов и повторяющиеся однообразные действия ребенка. Все указанные особенности проявляются в возрастном периоде до трёх лет.

      Причины возникновения

      В настоящее время истинные причины развития детского аутизма не известны.

      Существует ряд гипотез, имеющих клинические и экспериментальные подтвержденья о природе расстройства:

    • слабость аффективной сферы;
    • расстройства восприятия;
    • нарушения в восприятии и переработке слуховой информации;
    • нарушение в работе ретикулярной формации ствола головного мозга;
    • нарушение функций лобно-лимбического комплекса, которое приводит к расстройству мотивации и поведения;
    • нарушения обмена серотонина и функционирования серотонинергической системы мозга;
    • нарушения работы парного функционирования полушарий мозга.

    Наряду с указанными выше существуют также психологические и психоаналитические причины возникновения детского аутизма. Важную роль играют генетические факторы, осложнения в период внутриутробного развития плода и при родах.

    Основные признаки детского аутизма:

    • начало расстройства отмечается в возрастном периоде до 2,5-3 лет. Порой может возникать после периода нормального развития;
    • аутистическое одиночество – неспособность или нежелание ребенка устанавливать эмоционально теплые контакты с людьми, отсутствует контакт глаза в глаза;
    • расстройство речевых навыков;
    • навязчивое однообразие в поведении. Поведение имеет стереотипный и ритуальный характер,
    • манерность поведения (например, ребенок постоянно повторят одни и те же движения: кружится, раскачивается, ходит на цыпочках и т. п.);
    • игры стереотипны, не несут социальной функциональности;
    • атипичные сенсорные реакции на раздражитель.
    • Диагностика

    • невозможность устанавливать контакты с людьми с момента рождения;
    • максимальная отгороженность от окружающего мира, игнорирование внешних раздражителей до того момента пока они не вызывают болезненные ощущения;
    • проблемы с коммуникацией при помощи речевого аппарата;
    • отсутствие зрительного контакта с собеседником или намеренное его избегание;
    • чувство страха при изменении привычного режима дня или окружающей обстановки;
    • эхолалии;
    • задержка развития собственного «Я»;
    • стереотипные игры с использованием неигровых предметов;
    • проявление указанных симптомов не позднее чем в возрасте 2-3 лет.
    • Виды заболевания

      Условно выделяют 4 формы развития раннего детского аутизма:

      1. Полная отрешённость от окружающей среды. У ребенка отсутствует социальная активность при попытках взаимодействия, ребенок отстраняется и чувствует себя крайне дискомфортно. Даже родителям или родственникам ребенка трудно получить какую-либо реакцию ответную реакцию на обращение – взгляд, улыбку. Дети этой группы, предпочитают не иметь никаких контактов с внешней средой. Тщательно избегают различных телесных контактов с другими людьми, очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза.

      2. Активное отвержение окружающей среды. Проявляется в виде избирательности при контакте с внешним миром. Ребёнок общается только с сугубо ограниченным кругом людей, чаще всего это родители и близкие родственники. Имеет повышенную избирательность в выборе еды и одежды. При любом изменении привычного режима дня у ребенка наблюдается сильная аффективная реакция. В поведении характерно большое количество речевых и двигательных стереотипий.

      3. Увлеченность аутистическими интересами. Дети данной группы прячутся от окружающей действительности в своих интересах, однако характер их увлечений имеет высокую стереотипичность и не несет познавательного характера. Все увлечения имеют цикличный характер, состоящий из повторяющихся этапов, сюжет игр или увлечений чаще всего мрачный, устрашающий или агрессивный.

      4. Трудность во взаимодействии с окружающими людьми. Наиболее легкая форма детского аутизма. Отличительной чертой является повышенная ранимость ребенка, высокая чувствительность к оценочному суждению со стороны окружающих.

      Действия пациента

      Родителям необходимо быть внимательными к процессам развития ребенка, проходить регулярные осмотры у врача педиатра.

      Если вы заметили у ребенка какие-либо симптомы аутизма, необходимо обратиться к врачу и психологу для проверки состояния ребенка.

      Если аутизм диагностирован, необходимо как можно скорее начинать комплексное лечение.

      Лечение необходимо проводить комплексно, существует три основных компонента:

    • коррекция поведенческих нарушений;
    • медико-психолого-педагогическая коррекция.
    • семейная психотерапия.
    • Необходима комплексная и разносторонняя лечебно-реабилитационная терапия. Педагогическая и медико-психологическая помощь наиболее эффективны в возрасте до 5-7 лет в период основных этапов формирования личности.

      Применение медикаментозного лечения дает наиболее хорошие результаты в возрасте до 7-8 лет, после указанного возраста характерно только симптоматическое действие.

      Перспективы применения медикаментозной терапии зависят от нескольких факторов: время начала лечения, регулярность приема препаратов, индивидуальная обоснованность средства, необходим комплексный прием с прочими лечебно-реабилитационными мероприятиями.

      Осложнения

      У детей с аутическим расстройством значительно повышен порог болевой чувствительности, поэтому ребенок может не реагировать на сильные болевые раздражители, что может привести к различным травмам.

      Профилактика

      Методов профилактики данного расстройства не существует.

      ru.likar.info