Причины детской неврозов

Причины детской неврозов

В настоящее время не существует единого взгляда на происхождение неврозов у детей. Большинство отечественных и зарубежных психологов-практиков склонны считать, что неврозы имеют полифакторную природу. В процессе их появления имеет место сочетание следующих факторов:

физиологических (наследственность, особенности протекания беременности и родов (эмоциональное стресс матери, неуверенность в прочности брака, трудности наступления беременности, токсикоз беременности, выраженная недоношенность ребенка, выраженная слабость родовой деятельности, искусственная стимуляция, родовая асфиксия, внутриутробная гипоксия плода, внутричерепная травма и др..), трудности протекания постнатального периода, соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, ушибы головного мозга, общая ослабленность организма, вызванная длительным недосыпанием, переутомлением, длительным эмоциональным напряжением).

Закономерным следствием стресса матери и ее беспокойства будет появление у детей в первые годы жизни ответного беспокойства, даже при кратковременном отсутствии матери, что проявляется в частом срыгивании, нарушении циклов сна и бодрствования, снижением аппетита. Часто у таких детей отмечается невропатия, которая расценивается как общая нервная ослабленность конституционально-антенатального плана и проявляется в повышенной нервной чувствительности в виде склонности к проявлению аффекта, эмоциональных расстройств и беспокойства; нервная ослабленность в виде общей невыносливости, легкой утомляемости в условиях повышенной нервно-психической нагрузки, а также при шуме, духоте, ярком свете; нарушения сна; вегетососудистой дистонии; соматической ослабленности;склонности к диатезам; энурезах; тиках; заикании.

социально-психологических (неблагоприятная социальная ситуация развития, неадекватные, противоречивые стили воспитания родителей, высокий уровень невротизации у самих родителей). Наследственные факторы, отмечает А.М. Свядощ, не играют решающей роли в возникновении неврозов, а имеют лишь косвенное значение, влияя на характерологические особенности личности. То есть, здесь мы видим значение действия и еще одного фактора, который заключается, вероятно, в наличии неадекватного стиля воспитания.

собственно психологических (психотравмы — как острые – действие сверхсильных раздражителей – (испуг, внезапный развод, внезапная смерть), так и хронические – многократно действующие более слабые раздражители (затяжной конфликт с родителями, затяжной школьный конфликт). Сила раздражителя, способствующая проявлению невротизации, определяется значимостью для самого человека)
Психической травмой, отмечает Свядощ, обычно является не то, что обращено только в прошлое, а то, что угрожает будущему, порождает неопределенность ситуации. Он справедливо замечает, что ожидание неприятного события, прогнозирование его последствий может вызывать не меньшее нервное напряжение, чем действие самих раздражителей

преморбидных особенностей (особенностей ребенка до заболевания) – Преморбидное своеобразие детей складывается по мнению Захарова из факторов следующего порядка: эмоциональность,. непосредственность, впечатлительность, импрессивность, выраженность чувства «я» (раннее осознание себя как индивидуальности, но в то же время сильная зависимость от мнения, оценок окружающих), стремление соответствовать групповым, социально-приемлемым стандартам и нормам (эти дети переживают «за все и всех», воспринимают чужую боль как свою и нередко принимают удар на себя в прямом и переносном смысле слова)
Таким образом, различные психологи не исключают влияние всех трех факторов на процесс развития невроза (физиологического, социально-психологического и собственно психологического), но приоритетное значение отдают какому-либо одному.

В своей психологической работе при диагностике личности ребенка мы заостряем внимание на физиологических и собственно психологических факторах, способствующих появлению невротизации. Подробно изучаем влияние социально-психологических факторов, социальной ситуации развития ребенка (особенности семейного воспитания, воспитания в детском саду и школе), которые во многом и способствуют формированию вышеперечисленных преморбидных особенностей ребенка.

www.uspeh-centr.ru

Причиной возникновения неврозов в детском возрасте, как и в зрелом периоде жизни, является перенапряжение основных нервных процессов. Но в зависимости от физиологических возрастных особенностей раздражители, вызывающие перенапряжение нервной системы, оказываются различными не только в зрелом и детском возрастах, но и в разные поры детства.

В наиболее раннем, младенческом, периоде жизни для перенапряжения слабых нервных процессов, особенно тормозного, может оказаться достаточным нарушение требований гигиенического режима, соответствующего возрасту ребенка. Неврастеническое состояние может быть вызвано несоблюдением режима сна ребенка, как в отношении количества часов, проводимых во сне, так и в отношении времени перехода ко сну.

Ребенок, спокойный в первые месяцы своей жизни, когда родители в своем бытовом укладе считаются с его интересами, становится беспокойным, часто кричит и плачет, плохо спит, когда начинают нарушать правильный режим сна ребенка посещением вместе с ним знакомых, кино и театра.

Перенапряжение тормозного процесса у маленького ребенка создается также длительным ожиданием приемов пищи, нарушением часов кормления, причем после такого перенапряжения иногда наблюдается отказ от пищи, а в дальнейшем ослабление аппетита. У детей более старшего младенческого возраста перенапряжение тормозного процесса и невротическое состояние может развиться при изменении бытовых условий, если избалованные постоянным присутствием и вниманием матери дети оказываются вынужденными ее подолгу и часто ожидать.

Перенапряжение нервных процессов у детей более старшего возраста вызывается ошибками воспитания, то излишней суровостью или запугиванием, что создает патологическую тормозимость ребенка, то баловством, которое препятствует тренировке и укреплению тормозного процесса. Особенно вредно неровное отношение к ребенку родителей, переходы от раздражения к ласке или повышенная забота и любовь одного из родителей, при суровости и холодности другого. Эта форма неправильного отношения к ребенку особенно часто встречается в семьях нервнобольных людей и алкоголиков.

Такое же патогенное воздействие оказывает неодинаковое отношение родителей к детям, захваливание и предпочтение одного ребенка в ущерб другому.

Перенапряжение нервной системы ребенка вызывают плохие отношения между родителями, ссоры, иногда драки, тем более болезненные для детей, что понять происходящее и разобраться, кто прав, они не могут.

Естественно, что наиболее патогенное значение имеет распад семьи, ее расслоение, уход одного из родителей и появление в семье чужого человека.

Так, родители Аллы разошлись, когда ей было 9 лет, причем отец сразу же женился на другой женщине, а мать вышла замуж. Все жили вместе, отношение к девочке со стороны всех было хорошее. Несмотря на это через год Алла заболела истерическим неврозом. Она стала эмоционально неуравновешенной, часто под влиянием даже незначительных раздражителей у нее появлялся судорожный плач, сон прерывался кошмарными сновидениями. Основным симптомом был навязчивый страх, что родители ее покинут. Появился защитный ритуал: сначала девочка отказывалась есть хлеб по утрам, а даваемые ей завтраки прятала за рояль «на всякий случай»; в дальнейшем у нее развилась навязчивая потребность прятать не только еду, но самые разнообразные предметы.

При индивидуальном воспитании вне детского коллектива единственного в семье ребенка нередко имеет место баловство и захваливание его. При этом у ребенка образуется патологический стереотип в виде эгоизма, эгоцентризма и повышенного самолюбия. При перемене жизненных условий, например, при поступлении в школу ребенок с неправильным стереотипом и неразвитым процессом торможения не может приспособиться к новым требованиям жизни и реагирует на них развитием невроза.

Причиной перенапряжения нервных процессов в школьные годы может быть также нездоровое соревнование, стремление к получению не знаний, а только хороших отметок, вызывающее ряд обид и неприятных эмоциональных состояний. Иногда патогенное значение приобретают усиленные занятия, превосходящие силы ребенка.

В период полового созревания невроз развивается под влиянием новых физиологических потребностей, действия на нервную систему половых гормонов и необходимости в связи с новыми потребностями выработать новое отношение к окружающим.

При онтогенетической слабости нервных процессов ребенка болезнетворное значение приобретают нарушения гигиены воспитания. Преобладание раздражительного процесса над торможением еще более увеличивается при употреблении в пищу ребенка возбуждающих средств — кофе, шоколада, острых блюд, горчицы, пряностей и других приправ. Особенно вредно употребление алкоголя, парализующего тормозной процесс.

Из доказанного в настоящее время важного значения кислорода для нормальной деятельности нервных клеток вытекает понимание патогенной роли отсутствия свежего воздуха и плохих гигиенических условий жизни.

profmedik.ru

Несколько причин детских неврозов

Ребенок до определенного возраста воспринимает свою семью как отдельный мир. Его мир. Все, что происходит в этом мире должно быть структурировано и понятно для него. Система поощрений и наказаний должна быть одинакова у всех членов семьи, иначе ребенок никогда не сможет понять, где границы дозволенного. Любая ситуация, оставшаяся непонятной для малыша, провоцирует рост тревожности и появление страхов.

Все члены семьи должны стараться проявлять дружелюбие по отношению друг к другу. Родители не должны обсуждать при ребенке так любимую им бабушку, ругая и критикуя ее. Малыш БЕЗУСЛОВНО любит всех, с кем живет. Ему все равно кто прав, кто виноват, кто «хороший», кто «плохой». Слыша, как члены семьи ругаются, обсуждают друг друга, а еще хуже – подстрекают ребенка на негативное отношение к кому-либо из семьи, он чувствует свою вину за происходящее, испытывает тревогу и страх.

Ситуации, в которых бабушка открыто осуждает поведение мамы, вызывают у ребенка недоверие к ней. Мама – зеркало ребенка, он формирует отношение к миру через нее. Услышав, что мама «какая-то не такая» и так часто бывает не права, особенно наказывая ребенка или что-то ему запрещая, он начинает сомневаться в ней, теряет доверие. Ребенок, не доверяющий своей матери, растет закомплексованным и неуверенным в себе человеком. Его ждет масса разочарований во взрослой жизни и трудности в построении собственных семейных отношений.

Конкретных конфликтных ситуаций между членами семьи может быть огромное множество. Необходимо помнить, что любая из них способна спровоцировать появление невроза у ребенка.

Невроз даже для взрослого человека – неприятное, мучительное заболевание. Оно изматывает, снижает качество жизни, лишает радости и счастья. Для ребенка же, неспособного осознанно реагировать на проблему, невроз – катастрофа. Он мучается страхами, страдает повышенной тревожностью, испытывает трудности в общении и обучении.

ins-clinic.ru

Причины возникновения и профилактика детских неврозов

Профилактика детских неврозов необходима для того, чтобы предотвратить серьезные нервные нарушения, которые могут возникнуть в будущем. Психологические неврозы у детей могут проявляться в виде капризов, беспокойного сна и прочего. Очень часто родители не придают особого значения таким изменениям в поведении ребенка, ссылаясь на детское упрямство.

Чтобы предотвратить появление неврологических расстройств у ребенка, необходимо понимать природу их происхождения. К факторам, провоцирующим неврозы у детей и подростков, относят:

  • Генетическую предрасположенность.
  • Осложнения в период вынашивания. Если женщина во время беременности часто оказывается в стрессовых ситуациях, у нее повышается уровень адреналина в крови. Он сказывается на сосудистой системе плода, что приводит к недостаточному поступлению кислорода в мозг малыша. Такой ребенок уже рождается со склонностью к неврологическим расстройствам.
  • Дефицит внимания. Частая причина заболевания, которая возникает, если младенец в первый год своей жизни получает недостаточное количество общения с матерью. Он не чувствует себя защищенным и испытывает недостаток материнской любви, что приводит к психологическому дискомфорту.
  • Чрезмерная опека. Когда родители сильно опекают своего ребенка и ограничивают его общение с социумом, у малыша замедляется процесс развития, а также появляются навязчивые страхи.
  • Строгость. Излишние требования к малышу в процессе его воспитания негативно сказываются на психике, так как происходит ущемление его собственного мнения.
  • Перенесенные заболевания.
  • Психологические травмы. Их происхождение может быть вызвано неблагоприятной атмосферой в семье (скандалы, развод родителей), испугом и прочим.
  • Эмоциональные или физические перегрузки. Чаще всего наблюдаются у подростков.
  • Профилактические меры

    Неврологические расстройства могут возникать как у детей дошкольного возраста, так и у подростков. Как и любое заболевание, так и неврозы легче предотвратить, чем лечить. Поэтому все родители должны знать, на какие моменты в воспитании ребенка следует обращать особое внимание.

    Основное правило, которому должны придерживаться все члены семьи — это доброжелательность. С малых лет ребенка следует приучать к вежливости в межличностных отношениях и стараться максимально избегать проявлений агрессии. Даже если ребенок совсем еще мал, рекомендуется давать ему понять, что родители прислушиваются к его мнению, и оно важно для всей семьи. В некоторых ситуациях малыш должен сам принимать решения для своих действий.

    Физическое и психологическое здоровье ребенка напрямую зависит от его распорядка дня и соблюдения режима сна. Полноценный отдых во время сна для растущего организма очень важен. Принято считать, что во сне организм не только отдыхает, но также борется с накопившимися в течение дня эмоциями и переживаниями. Чтобы ребенок нормально спал и на утро чувствовал себя бодро, следует придерживаться некоторых правил:

    1. Укладывать ребенка спать необходимо в одно и то же время. Изначально малыш может противиться такому требованию, но если постоянно придерживаться графика, то организм выработает условный рефлекс, способствующий засыпанию в определенный час.
    2. За час или 2 до сна рекомендуется снизить эмоциональную нагрузку. Это предполагает отсутствие оживленных игр, просмотра телевизора и прочих действий, которые возбуждающе влияют на нервную систему. Лучшим развлечением ребенка перед сном считается размеренная прогулка на свежем воздухе.
    3. Перед тем как уложить малыша в кровать, ему необходимо принять теплую ванну. Использование душа нежелательно, так как он оказывает возбуждающее действие.
    4. Детскую комнату перед сном проветривают. Чистый воздух способствует скорейшему засыпанию и полезен для организма в целом.

    Профилактика неврозов у детей также подразумевает соблюдение режима питания. Пища должна быть сбалансированной и содержать в своем составе все необходимые для нормального роста и развития минералы и витамины. Прием пищи, как и сон, должен происходить в определенное время. Перекусы крайне нежелательны.

    Для физического и эмоционального здоровья важным фактором является физическая активность. Развитие новых технологий направлено на облегчение повседневной жизни людей, но данный фактор имеет и негативную сторону. Автомобили, мобильные телефоны, интернет и прочие блага современно мира значительно снижают необходимость в физической активности.

    Нехватка двигательной активности у детей негативно сказывается на их психологическом состоянии.

    По этой причине родители должны стараться правильно организовать досуг. Чтобы отвлечься от навязчивых мыслей и снизить влияние факторов, способных травмировать психику, рекомендуется занять ребенка интересной для него деятельностью. Это могут быть различного рода спортивные секции или просто пробежка на свежем воздухе. Активный отдых, который будет нравиться малышу или подростку будет успокаивать его и доставлять удовольствие.

    Важным фактором, который позитивно отражается на психическом развитии, является внимание и любовь родителей. Без должного проявления этих 2-х составляющих ребенок может почувствовать себя ненужным. Это снизит его самооценку и увеличит риск развития психологической травмы.

    1popsihiatrii.ru

    Детская психика отличается высокой подвижностью. Это связано с неполным формированием типологических особенной личности, неразвитостью тормозных процессов нервной системы, и общей незрелостью коры головного мозга. Ребенок подвержен фазовым состояниям, то есть в это время его нервная система не реагирует полноценно на внешние и внутренние раздражители, на фоне чего и возникают неврозы.

    Как и взрослые, дети обладают собственным типом высшей нервной деятельности. Каждый из них складывается из врожденных особенностей личности и системы воспитания. Ошибки, допущенные в воспитательном процессе, могут серьезно изменить врожденный тип личности, например: ребенок вырастет неуравновешенным и малоподвижным человеком вместо ожидаемого лидера. Не все дети на этом фоне могут совместить личные жизненные запросы и характер родительского воспитания, в результате чего образуется сбой — невроз.

    Причины детских неврозов

    Неудовлетворительные бытовые условия, разного рода заболевания, черепно-мозговые травмы и физическая неполноценность чаще всего становятся причинами неврозов. Однако заболевание может возникнуть и у совершенно здорового ребенка из благополучной среды. На формирование невроза влияет неграмотная организация жизнедеятельности детей и ошибки, допускаемые в воспитании. Важно своевременно увидеть эти факторы, и устранить их.
    Кстати, невроз диагностируется и у детей грудного возраста. А ведь это исключительно приобретенное заболевание, дети не рождаются с повышенной нервозностью.

    В норме младенцы до года большую часть времени спят и спокойно бодрствуют. Однако излишнее внимание взрослых к малышу, грубое вмешательство в физиологические потребности сна и питания, приводят к тому, что ребенок страдает от неполноценного сна, вздрагивает, будучи спящим, от ненужных в это время поцелуев и ласк, — все это в конечном счете приводит к неврозу у маленького ребенка.

    Гиперопека, неконтролируемое проявление любви, отсутствие элементарной требовательности, — все это становится причиной неврозов у благополучных детей. Избалованные и заласканные дети не умеют играть самостоятельно, постоянно не знают, чем заняться, требуя постоянного внимания к своей персоне. Получая отказ, они легко входят в состояние известной всем детской истерики. Чтобы избежать этого, важно с ранних лет приучать малыша к самостоятельности, побуждать его к труду, поощрять его настойчивость и желание постигать что-то новое. На самом деле малыши любят быть самостоятельными, но родители активно мешают становлению этой положительной черты, стараясь сделать за ребенка все по-своему, пока он маленький.

    Стремительное развитие интеллектуальных способностей (раннее обучение грамоте, изобилие развивающих игр и пр.) в возрасте 2-4 года, также негативно влияет на формирующуюся детскую психику. В младшем дошкольном возрасте ребенку важнее научиться строить отношения со своими ровесниками, поэтому так актуален вопрос социальной адаптации, развитию которой способствует достаточное пребывание малыша в детском коллективе. При этом взрослые должны помогать ребенку адаптироваться в этой среде, терпеливо разъясняя правила поведения в обществе, например: почему не следует отбирать игрушки или обижать других детей. Постоянные окрики, запугивание, обман и передразнивание ребенка приводят к тому, что он вырастает мнительным, нерешительным и недоверчивым к окружающим человеком. В результате таких ошибок воспитания у ребенка может развиться невроз, основными признаками которого является энурез, заикание и гиперактивный синдром.

    Крайне нежелательно лишать ребенка общества сверстников, компенсируя его потребность в общении пребыванием во взрослой среде. Дети в дошкольном возрасте обладают высокими способностями к копированию и подражанию, у них развивается излишняя серьезность, повышенная склонность к разного рода фантазиям. А вместе с тем, у ребенка нередко складываются неверные социальные установки, что приводит к формированию эгоистических черт характера, неуважения к другим людям. К примеру ребенок с сильным типом высшей нервной деятельности при таком типе воспитания вырастает тираном, в первую очередь, мучающим своих же родителей. Этим объясняется и подростковая развязность, лживость, самовлюбленность, неуживчивость в коллективе.

    Отрицательно воздействуют на детскую психику конфликты между родителями. Несогласие взрослых в воспитательном подходе к ребенку наносит на него колоссальную травму. Противоречие в предъявляемых требованиях становится причиной непослушания. Хуже сказывается на состоянии развивающейся психики малыша пьянство одного или обоих родителей, отсутствие условий, необходимых для его полноценного развития. Все это также является причинами детского невроза.

    Нередко невроз развивается у ребенка на фоне развода или расставания родителей, смерти одного или обоих из них. В этом случае удар по детской психике будет крайне травмирующим, и такому ребенку просто необходима помощь психолога.
    Иногда невроз развивается на фоне появления в семье младшего ребенка, и возникшей к нему ревности. Часто взрослые считают выходки детей избалованностью и испорченностью, не задумываясь что поведение может носить невротический характер. Запреты и постоянные окрики, замечания, нежелание понять приводят к отстраненности малыша, усилению в его нервной системе тормозных процессов. Родители должны разобраться в особенностях поведения своего чада, а также спокойно объяснить сложившуюся ситуацию и аргументировать свои требования.

    Если взрослый сам страдает неврозом, то на воспитании детей это скажется крайне негативно. Родители с повышенной нервозностью отличаются раздражительностью и крайней несдержанностью, все это отражается на общении с ребенком. Крики, унижения, физические наказания, применяемые к детям, вводят их в фазовые состояния, приводя к обратному эффекту — послушание сменяется полным неповиновением. В подростковом возрасте такие дети отличаются вспыльчивостью, неприязненным отношением к собственным родителям, грубостью.

    Школа также может стать причиной развития детских неврозов. Психотравмирующие ситуации — не редкость в школьной среде. Завышенные родительские амбиции по отношению к успеваемости ребенка, обучение в вечерние и вторые смены, отсутствие взаимопонимания с одноклассниками, конфликты с учителями, переживания об неудовлетворительных отметках, — все это приводит к переутомлению, перегрузке нервной системы, и впоследствии к неврозу по неврастеническому типу.

    Среди детей младшего и подросткового возраста чаще встречаются неврастеничные формы невроза, значительно реже — истерического и психастенического неврозов. Лечением неврозов любого типа должен заниматься специалист. Каждая ситуация уникальна, поэтому методы лечения подбираются индивидуально для каждого ребенка. Но лечение не пойдет на пользу, если не исправить ошибки, созданные взрослыми в вопросах воспитания, не изменить условия окружающей среды, не исключить по максимуму негативные эмоции из жизни маленького человека.

    xn—-7sbbpetaslhhcmbq0c8czid.xn--p1ai