Причины стресса классификация

Природа и классификация стрессов

1. Природа и классификация стрессов

1.1 Физиологический аспект

1.2 Модель стрессовой реакции

1.3 Профессиональный стресс

1.4 Причины и признаки стрессового состояния

1.5 Анализ процесса реагирования

2. Практические рекомендации по предотвращению стрессов

2.1 Можно ли «выскочить» из стресса?

2.2 Профилактика стресса

2.3 Короткие советы по профилактике стресса

2.4 Методы борьбы со стрессом

Список используемой литературы

В начале XXI в. человечество активно осваивает Мировой океан, полярные области планеты, горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессом. Известно, что при этом резко возрастают как психологические нагрузки, так и требования и физиологической стабильности человека. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, и в наши дни часто говорят о стрессе.

Актуальность темы исследования. С появлением первого живого организма на нашей планете он стал учиться приспосабливаться к окружающей его среде и естественно испытывать стрессы и вступать в конфликты. Стресс является неотъемлемой частью нашего времени от, его воздействия умирают люди во всём мире. Он действует на все организмы и избежать его воздействия невозможно. В наше время техногенной цивилизации человек находится в практически непрекращающемся стрессе на нас постоянно воздействуют различные стрессоры, будь то неблагоприятные условия среды, или неприятности на работе и личной жизни. Каждое из этих воздействий может быть расценено субъектом как стресс. В современном мире довольно редко человек попадает в такую стрессогенную ситуацию в которой от него потребуется реализация всех мобилизованных адаптационных ресурсов.

Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения в стрессе можно считать возросшую (особенно во второй половине ХХ в.) актуальность проблемы защиты человека об действия неблагоприятных факторов среды.

Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания ибо стресс помогает повышения сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития.

Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и доже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной распространение в обыденной жизни и трудовой деятельности человека делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.

Стресс является неотъемлемой частью нашего времени от, его воздействия умирают люди во всём мире. Он действует на все организмы и избежать его воздействия невозможно. В наше время техногенной цивилизации человек находится в практически непрекращающемся стрессе на нас постоянно воздействуют различные стрессоры, будь то неблагоприятные условия среды, или неприятности на работе и личной жизни. Каждое из этих воздействий может быть расценено субъектом как стресс. В современном мире довольно редко человек попадает в такую стрессогенную ситуацию в которой от него потребуется реализация всех мобилизованных адаптационных ресурсов. В нашей повседневной деятельности чаще возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопленную энергию вызванную физиологическими механизмами стресса, и тогда эта энергия начинает разрушать его самого. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, нас начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях.

Можно ли жить без стресса? Нет, без стресса жить невозможно и даже вредно. Значительно труднее попытаться решить проблему: «Как жить в условиях стресса?» Однако стрессоры бывают разными: стрессор – друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор – от которого можно легко отмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам бы хотелось) стрессор – враг, наносящий страшные удары по самым жизненно важным органам. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «фактора риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Из всего вышесказанного вытекает цель нашей работы, а именно рассмотреть природу и классификацию стрессов.

Согласно поставленной цели работы перед нами стоят следующие задачи:

— показать природу и причины стресса;

— рассмотреть классификацию стрессов;

— разобраться с моделями стрессовых реакций;

— показать в чем состоит профессиональный стресс;

— рассмотрим в чем заключается физиологический механизм стресса;

— практически покажем примы и методы профилактики и выхода из стрессовых ситуаций.

1. Природа и классификация стрессов

1.1 Физиологический аспект

Одним из первых начал изучать влияние стресса на организм человека, канадский физиолог Ганс Селье. В Праге, работая в университетской клинике инфекционных заболеваний, Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы; различия проявляются спустя несколько дней, а начальные симптомы (слабость, температура, снижение аппетита) во всех случаях одни и те же.

Тогда же он стал разрабатывать свою гипотезу общего адаптационного синдрома (в первые она была описана Селье в 1936 году) впоследствии синдрома биологического стресса, согласно которой болезнетворный фактор (в случае инфекционного заболевания — микроб) обладает своеобразным «пусковым» действием, включает выработанные в процессе эволюции механизмы, которые являются важнейшей составной частью развёртывания картины заболевания.

Занявшись исследованием этих механизмов, Селье пришел к формулировке более универсальной концепции стресса. При изучении механизмов стресса были обнаружены факты фундаментального значения, в частности выяснена роль гормонов в стрессовых реакциях и тем самым установлено их участие в неэндокринных заболеваниях.[23] Изучая в лаборатории физиологические механизмы приспособления к стрессу, Селье убедился, что принципы защиты на уровне клетки в основном приложимы также к человеку и даже к целым сообществам людей.

Итак, по Селье; «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». 1

Под словом неспецифический подразумевается то, что каждое предъявленное организму требование имеет своё специфическое или своеобразное значение для данного организма, то есть на морозе мы дрожим, что бы выделить больше тепла, а наши кровеносные сосуды кожи сужаются для уменьшения потери тепла с поверхности тела. На солнцепёке мы потеем, испарение пота охлаждает нас. При физических нагрузках предъявляются повышенные требования к мускулатуре и сердечно – сосудистой системе. Мышцы нуждаются в дополнительной энергии для выполнения работы, поэтому сердцебиения становятся чаще и сильнее, повышенное кровяное давление расширяет сосуды и улучшается кровоснабжение мышц и таких примеров множество. Любое требование предъявленное организму требует специфической настройки или адаптации под это конкретное требование, однако в организме происходит и комплекс одинаковых приспособленческих реакций к этим различным специфическим требованиям. 2

Это навело его на мысль о рассмотрении «физиологического стресса» как ответа на любое предъявленное организму требование.

С какой бы трудностью не столкнулся организм, с ней можно справиться с помощью двух основных типов реакций:

А) Активной или борьбы.

Б) Пассивной — бегства из трудности, или готовности терпеть её.

Если в организм введён яд, бегство не возможно, но реакция всё равно может быть двух типов: либо химическое разрушение яда, либо мирное сосуществование с ним. Равновесие устанавливается путём выведения яда из тела, либо организм научается игнорировать яд.

Природа предусмотрела множество способов, с помощью которых приказы атаковать или терпеть яд передаются нашим клеткам на химическом языке. Биохимические исследования стресса показали, что эти два типа реакций во внутренне среде нашего организма обеспечиваются двумя же типами химических сигналов или нервных импульсов: борьба обеспечивается выделением кататоксических агентов которые химически стимулируют выработку разрушительных ферментов активно атакующих возбудителя болезни, ускоряя его гибель, а пассивная реакция обеспечивается выделением синтоксических агентов действующих как транквилизаторы (успокоители), создающих состояния пассивного терпения, то есть мирного сосуществования с вторгшимися чужеродными веществами (кортикоидные гормоны типа кортизона), это касается сохранения нашего гомеостазиса, а применительно к нашей деятельности в жизни человек должен сам решать какую реакцию избрать исходя из оценки наличной или прогнозируемой ситуации. 3

works.doklad.ru

Стресс: классификация, признаки, причины, симптомы

Классификация стрессовых состояний

В медицине выделяют разные типы стрессов. В первую очередь стресс может отличаться по характеру влияния определенных факторов, оказывающих воздействие на организм человека. Это может быть:

  • Температурный стресс.
  • Световой стресс.
  • Нервно-психический стресс.
  • Пищевой стресс.
  • К первому типу относятся стрессовые ситуации, которые человек испытывает во время катаклизмов, войн, нападений и прочих факторов угрожающих его жизни. Ко второму типу следует относить ситуации, касающиеся употребления пищи, вызывающей в организме усиленную выработку адреналина, в результате чего человек может испытывать раздражительность или апатию. К третьему типу относятся стрессы, возникающие на фоне душевных переживаний. И к четвертому типу можно отнести, негативную реакцию организма на свет и другие раздражители.

    Также стрессы могут носить психологический и биологический характер. Расстройство психологического типа, возникает вследствие реакции нервной системы на реальные или вымышленные негативные факторы. Нарушения биологического типа возникают на фоне реально существующие угрозы для жизни человека. Зная, какие разновидности имеет стресс, можно не только узнать, как с ним бороться, но и не допустить неблагоприятных психологических влияний на организм человека.

    Стадии стресса

    Выделяют три стадии стресса, характеризующиеся возбуждением и торможением функций нервной системы. Стадии имеют взаимосвязь, так как наступают друг за другом. На их смену может понадобиться от нескольких секунд до нескольких дней. Все будет зависеть от темперамента человека и его индивидуальных особенностей.

  • Для первой стадии характерна спутанность действий и мыслей. Раздражительность и вспыльчивость.
  • Вторая стадия представляет собой сопротивление и адаптацию. Она позволяет повысить сопротивляемость нервной системы к раздражителю, чтобы справиться с возникшей проблемой.
  • Третьей стадии характерна полная истощенность нервной системы. Если стресс длился долго, то у больного могут проявиться суицидальные наклонности и депрессивные расстройства.
  • Что приводит к возникновению стресса?

    Каждому человеку в повседневной жизни приходится сталкиваться с множеством негативных ситуаций. Причин для стресса настолько много, что перечислить их все просто нереально, но есть те, которые характерны каждому человеку. Они представлены:

  • Тяжелыми недугами.
  • Проблемами со здоровьем родных и близких.
  • Разрывом с любимым человеком.
  • Рождением детей.
  • Финансовыми проблемами.
  • Сменой места жительства.
  • Сексуальными проблемами.
  • Уходом на пенсию.
  • Также причиной стресса у женщин может быть беременность, так как тело и психическое состояние в этот момент подвергается существенным изменениям.

    Также хотелось бы подчеркнуть, что стресс обладает накопительным свойством, то есть если на организм длительно воздействуют негативные факторы, то состояние только усугубляется.

    Симптоматика стресса

    Если говорить о симптомах стресса, то можно отметить, что у каждого человека они отличаются. Все будет зависеть от психологического состояния, стадии стресса и силы негативного воздействия.

    К физическим симптомам расстройства можно отнести снижение веса, постоянную усталость, бессонницу, раздражительность или апатию.

    Психологическая симптоматика стресса, представлена:

    • Чувством нервного напряжения.
    • Беспричинной тревожностью.
    • Недержанием мочи.
    • Чувством неудовлетворенности.
    • Подавленностью.
    • Ощущением зыбкости окружающего мира.
    • Снижением интереса к окружающей обстановке.
    • Чтобы избавиться от стресса, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту, так как несвоевременное лечение может привести к печальным последствиям вплоть до летального исхода.

      Чтобы предупредить появление стресса, необходимо вести здоровый образ жизни, правильно питаться, отдыхать и работать не более восьми часов в сутки. Также необходимо отказаться от вредных привычек и научится смотреть на жизнь с позитивной стороны.

      Таким образом, стресс удастся предотвратить еще на начальной стадии, избежав негативных последствий для организма.

      www.drvolkov.ru

      3.4. Классификация причин информационного стресса

      3.4. Классификация причин информационного стресса

      Профессиональная деятельность специалистов операторского профиля характеризуется в ряде случаев возникновением экстремальных режимов работы, связанных с отказами техники, ошибками оператора, сложными и ответственными задачами управления, внешними помехами в работе, измененным психическим состоянием оператора и многими другими факторами, которые создают напряженные условия для информационного взаимодействия человека с техникой. Особенно выражена экстремальность деятельности в таких условиях у представителей опасных, вредных, ответственных профессий (летчики, операторы АЭС, подводники, автоводители и др.). Психологический анализ деятельности специалистов опасных профессий позволил выявить основные причины нарушений процесса управления техникой, осложнений в решении операторских задач, создания предпосылок для снижения эффективности деятельность и ее безопасности, которые сопровождаются выраженным изменением психического состояния или являются следствием развития психической напряженности и стресса [10, 67, 97, 149 и др.]

      Обобщение данных литературы и результатов собственных исследований позволило определить основные причины развития информационного стресса человека-оператора, перечень которых представлен в табл. 3. По своей роли в формировании информационного стресса все причины можно разделить на:

      1) непосредственные, которые служат объективно неблагоприятным факторам информационного взаимодействия человека и техники, источником экстремальной рабочей нагрузки и «пусковым моментом», начальным этапом развития стресса;

      2) главные, отражающие индивидуальные особенности субъекта деятельности, которые определяют возможности возникновения состояния стресса у конкретного индивида, механизмы его регуляции и способы преодоления (купирования);

      3) сопутствующие, которые способствуют появлению и проявлению непосредственных и главных причин стресса, а также предрасполагают субъекта деятельности к развитию у него этого состояния.

      Таблица 3

      Причины развития информационного стресса

      I. Непосредственные (информационные)

      1. Семантические (смысловые):

      — высокая субъективная сложность задачи,

      — высокая ответственность задания,

      — недостаточный контроль за ситуацией,

      — неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации,

      — непредсказуемость развития ситуации,

      — частичный или полный неуспех в деятельности,

      — противоречивость информации и т. п.

      — большой объем информации,

      — низкая вероятность поступления значимой информации,

      — нарушения ритма поступления информации и т. п.

      — большая длительность воздействия рабочей нагрузки,

      — аритмичность предъявления информации,

      — высокий темп предъявления информации,

      — неопределенность времени (неожиданность) поступления сигнала и т. п.

      — низкая объективная вероятность предъявления информации, объективная неопределенность момента предъявления информации,

      — неправильный выбор необходимой информации,

      — пропуск сигнала, объективная сложность задачи,

      — совмещенная деятельность и т. п.

      — маскировка, искажение сигнала,

      — противоречие информационных признаков ситуации,

      — недостаточный привлекающий эффект сигнала,

      — несоответствие сигнальных признаков информации и т. п.

      II. Главные (субъектные)

      — небрежность и т. п.

      — низкий уровень знаний,

      — недостатки в развитии навыков и умений,

      — отсутствие необходимого опыта и т. п.,

      — снижение резервов организма в результате острых и хронических заболеваний,

      — неблагоприятные функциональные состояния (укачивание, утомление, десинхроноз и т. д.,

      — неудовлетворительный уровень чувствительности анализаторов и т. п.

      — низкая или чрезмерно высокая мотивация к деятельности,

      — недостатки в развитии профессионально-важных психических качеств,

      — неблагоприятные особенности личности и психические состояния и т. п.

      III. Сопутствующие (средовые)

      1. В организации труда:

      — нерациональный режим труда и отдыха (сверхурочные, ночные смены),

      — чрезмерная рабочая нагрузка,

      — недостатки в обратной связи о результатах деятельности, неадекватная оценка деятельности и оплата труда,

      — недостатки в охране труда, технике безопасности, организации рабочего места,

      — недостатки в профессиональном (медицинском, психологическом) отборе, в психологическом и медицинском контроле в процессе деятельности и т. п.

      2. В средствах труда:

      — недостатки в компоновке приборов, кодировании информации, разборчивости текстуры, светотехнических характеристик приборов, конструкции органов управления, их загрузки, пространственном соотношении и т. п.

      3. В условиях труда:

      — недостатки в микроклимате и газовом составе воздуха на рабочем месте, в уровне шума, вибрации и освещенности, в конструкции рабочего места, обзоре, досягаемости до органов управления,

      — неблагоприятный психологический климат в коллективе,

      — недостаточная совместимость, сплоченность,

      — межличностные конфликты, — низкий ролевой статус,

      — неудовлетворительный уровень социальной ответственности, личного доверия, общественного признания, одобрения и т. п.

      Одной из ведущих причин развития информационного стресса является недостаточный контроль за рабочей ситуацией. Неконтролируемость ситуации одновременно выступает и как внешнее условие деятельности, и как субъективный фактор, связанный с определенными личностными особенностями человека. В этой связи J. R. Averill [208] выдвинул три основных типа личного контроля:

      1) поведенческий контроль — наличие у индивида способов поведения, позволяющих непосредственно устранить объективную угрозу неблагоприятного события;

      2) когнитивный контроль — интерпретация, оценка и интеграция события в когнитивном «плане»;

      3) контроль, относящийся к принятию решения, — способность сделать выбор из двух и более альтернатив.

      Неконтролируемость события (неопределенность, неизвестность, неоднозначность раздражителей, сигналов, сообщений) определяют субъективную оценку ситуации как угрожающей [276, 293, 350].

      Факторы непредсказуемости развития ситуации, неопределенности (неизвестности) оперативной ситуации связаны с дефицитом информации о временных, пространственных и смысловых характеристиках оперативного события [26, 38].

      Ситуация неопределенности оценивается относительно времени появления оперативного события, качественных и количественных параметров этого события, характера взаимосвязи и соотношений между событиями и их параметрами в оперативной ситуации.

      Человек может по-разному переживать, испытывать неопределенность:

      • ситуация может быть непредсказуемой с точки зрения возможности или момента наступления, силы воздействия и т. п.;

      • ситуация может потребовать больших знаний для предупреждения или ликвидации угрозы, но которых у человека нет;

      • событие может оказаться настолько сложным, что человек не способен адаптировать к нему свою когнитивную схему.

      Человек не обладает готовыми схемами интерпретации любой и каждой ситуации. Это делает событие непредсказуемым и он не знает, какое поведение будет адекватным в той или иной ситуации, что в конечном итоге может привести к нарушению его функциональной устойчивости.

      Успешность купирования неопределенности зависит от способности индивида выдерживать и переносить такое состояние, умения искать и находить недостающую информацию, способности предсказывать развитие опасного, угрожающего события и контролировать свое поведение в этих условиях.

      Наиболее общий когнитивный ответ на неопределенность — придание, приписывание событию какого-либо значения, которое само может стать источником негативных переживаний и напряженности. Второй процесс, развертывающийся одновременно с предыдущим, заключается в стремлении индивида заполнить пробелы в необходимой информации догадками или предположениями о неизвестном.

      В практике операторской деятельности часто встречаются задачи, в которых стрессогенные характеристики определяются факторами недостаточности или избыточности информации. В первом случае трудность принятия решения человеком-оператором следует из дефицита сведений об исходной ситуации, о состоянии объекта управления, об условиях рабочей среды, о возможных последствиях конкретного решения. Иногда недостаточность информации обусловливается малым резервом времени для ее приема и преобразования. Избыточность информации может рассматриваться как типичный фактор, определяющий стрессогенность операторских задач. Суть данного явления заключается в том, что к оператору поступает информации больше, чем он может принять и переработать или чем ее необходимо для принятия решения (избыток информации выступает в качестве релевантной помехи).

      Особый подкласс стрессогенных информационных характеристик связан с фактором ложности информации, под которой понимаются либо сообщения, не соответствующие реальной ситуации, либо циркуляция неверных сведениях о результатах деятельности, что вступает в противоречие с истинным состоянием управляемого объекта. При поступлении ложной информации возможна выраженная агрессивность человека-оператора из-за персонификации объекта стрессогенного воздействия.

      Фактор расслоения информации связан со структурой информационного потока. Речь идет о таких признаках, как неоднородность алгоритма, частая смена режимов деятельности, поступление информации для совмещенных задач.

      Фактор низкой субъективной вероятности поступления информации связан с отсутствием у человека-оператора внутренней готовности к восприятию информации, вследствие чего требуется срочная перемена старого плана действий и формирование нового.

      Экстремальные факторы информационной природы не должны рассматриваться вне связи между собой, они трудно разделимы не только в реальных условиях решения операторских задач, но и в искусственных, лабораторных условиях. Помимо перечисленных информационных факторов, формирующих стрессогенный характер процесса операторской деятельности, в качестве сопутствующих, предрасполагающих причин развития информационного стресса могут выступать целый ряд факторов, отражающих недостатки, нарушения в таких компонентах «человеческого фактора», как индивидуальные особенности субъекта труда, а также в содержании (процессах, способах), средствах (орудиях), условиях и организации деятельности.

      psy.wikireading.ru

      Стресс: природа появления, факторы и причины

      О стрессе сегодня не говорит только ленивый. Этим термином обозначают любое событие, которое травмирует психику и выводит из равновесия. При этом не совсем понятно, что стоит за понятием, какова природа стрессового напряжения. Причины возникновения стресса различны, механизм его появления и влияния на человека имеет особое значение.

      Определение стресса

      Если понимать стресс буквально, то это напряжение, давление. Наука описывает это явление, как ответную реакцию организма на какое-либо воздействие извне. При этом реакция может отличаться по силе и зависит от уровня адаптивных возможностей человека.

      Термин «стресс» связывают с именем Ганса Селье, именно он первым начал проводить исследования того, как влияют различные раздражители на человеческий организм. Его интересовали действия, то есть, как проявляют себя люди во время напряжения. Их реакции он и называл стрессом.

      Селье выделил три стадии напряжения:

      1. Тревога – мобилизация защитных сил при чувстве опасности для жизни и психики.
      2. Сопротивляемость и адаптация– организм приспосабливается к новой ситуации.
      3. Истощение – личность не справляется с нервной нагрузкой, так как превышены адаптационные возможности.

      В целом для жизни стрессы необходимы, но поведение и реакции человека зависят от их интенсивности. Мягкое стрессовое волнение помогает человеку стать более активным, придает силы для борьбы. В то время как сильный стресс приводит к депрессии и соматическим заболеваниям.

      С течением времени явление стресса изучалось более глубоко, появились исследования о природе возникновения стресса и его значения для жизни.

      Зарождение и природа стресса

      Если понаблюдать за реакцией своего организма во время волнительных событий, то можно отследить общее изменение психологического и физического состояния. К примеру, потеют ладони или теряются все слова для ответа. Природа и причины стресса связаны между собой, одно явление плавно перетекает в другое. Стресс — это физиологические изменения в теле, являющиеся реакцией на влияние снаружи или изнутри.

      Любое стрессовое влияние порождает следующие изменения в организме:

    • увеличение коры надпочечников;
    • уменьшение вилочковой железы;
    • прилив крови к слизистой ЖКТ.
    • Специалисты считают, что поняв весь механизм возникновения стресса, можно избежать появления многих болезней, например, гипертонии или язвы двенадцатиперстной кишки.

      Причины возникновения стресса

      У человека в стрессовой ситуации проявляются нетипичные для него в естественном состоянии реакции и виды ухудшения самочувствия. Например, головная боль или учащенное сердцебиение. Если знать причины стрессового напряжения, то можно начать работу над собой и сохранить эмоциональное и физическое здоровье. У каждого человека свой список причин, но специалисты систематизировали основные:

    • Постоянные обязанности, которые человек делает через силу и они угнетают его.
    • Регулярная нехватка времени.
    • Проблемы со сном.
    • Конфликты в семейной жизни, в кругу коллег.
    • Неудовлетворенность текущей жизненной ситуацией.
    • Комплексы неполноценности.
    • Одиночество: нет близкого человека, друзей, поддержки.
    • Нет самоподдержки и уважения к своей личности.
    • Помимо этого, причины могут быть связаны с радостными событиями в жизни: свадьба, рождение ребенка, переезд на новое место жительства.

      Причины стрессового напряжения бывают внешние и внутренние. К внешним относится:

      • рабочие ситуации;
      • личная жизнь;
      • семья, дети;
      • денежные проблемы;
      • загруженность.
      • пессимизм;
      • отсутствие настойчивости;
      • повышенные требования к себе и жизни;
      • отсутствие мотивации.

      Современная классификация видов

      Современные ученые расширили и дополнили работу Селье. Сегодня рассматривают несколько видов стресса, все они связаны с описанными выше причинами и зависят от личности человека:

    • Ментальный стресс. При стрессовом влиянии все системы организма включены в работу. Но люди так устроены, что только после того, как мозг примет решение, что ситуация напряженная, начинается процесс мобилизации. Именно разум принимает решение, признавать ситуацию стрессовой или нет. Отсюда бывает разный подход у людей к разным жизненным событиям. Если индивидуум находится в состоянии ментального напряжения, то он не способен адекватно оценивать происходящее и принимать правильные решения.
    • Психологическое давление. Для этого вида стресса характерна нервозность, эмоциональная перегрузка.
    • Острый стресс. Он бывает как разовым, так и эпизодическим.
    • Экологический. Люди подвергаются воздействию внешних факторов, например, неблагоприятных климатических условий или ядовитых веществ.
    • Хронический. Это вид напряжения не имеет логического завершения. Он может привести человека к моральному истощению, различным болезням.
    • Физиологический. Для человека характерно испытывать тревогу и перенапряжение во время физических перегрузок.
    • Гипостресс. Появляется в моменты бездействия, ограничения своих возможностей. Бывает у людей, ежедневно выполняющих монотонную деятельность.
    • Гиперстресс. Данный вид напряжения возникает, когда люди работают и существуют на пределе своих возможностей. Этому стрессы подвержены руководители, спортсмены, люди на военной службе.
    • Виды стресса регулярно дополняются, появляются новые исследования о различных явлениях и их влиянии на людей. Для чего нужны эти знания? Благодаря выделенным разновидностям специалисты могут оказывать помощь, зависимую от состояния человека.

      Факторы влияния на развитие стресса

      Выделяют несколько основных факторов:

      • интенсивность;
      • продолжительность;
      • восприимчивость.
      • Ученые считают, что опасность вызывает длительное, растянутое во времени напряжение. Если стресс был сильным, но коротким, его влияние не так болезненно. Однако слабое, но постоянное, фоновое напряжение истощает организм.

        Существуют факторы вызывающие стресс и влияющие на его протекание:

      • Генетическая предрасположенность. Часть реакций на те или иные обстоятельства определяется генами.
      • Протекание беременности. Тревожность матери передается и ее ребенку.
      • Эмоциональные травмы раннего детского возраста. Например, разлука с матерью в младенчестве.
      • Родительские установки. Семейные поведенческие паттерны передаются следующему поколению, из родительского сценария очень сложно выпрыгнуть.
      • Характер человека, его приспособленность к жизни. Некоторые люди подвержены стрессу, в характере преобладает тревожность, раздражительность, негативные установки.
      • Не стоит исключать и факторы социальной среды и их значение в ситуации нервной нагрузки: хроническая усталость, дефицит времени, длительные ожидания, социальные перемены.

        Многие люди испытывают стрессовое напряжение по причине нерационального питания, употребления алкоголя и курения.

        Все рассмотренные выше причины и являются источником напряжения. Определив их, можно начинать работу по устранению препятствий. Психологи сегодня имеют хороший опыт по устранению стрессовых проблем. В случае отсутствия сил для самостоятельной борьбы с нервной нагрузкой, есть смысл обратиться к специалисту.

        Видео: Дэниел Левитин «Как сохранять спокойствие, когда заранее известно, что стресс неизбежен»

        Нельзя считать стресс просто обычным волнением в жизни. Это особая реакция организма, которая проходит несколько фаз и затрагивает эмоциональное и физическое самочувствие. При сложностях с адаптацией нужно найти в себе резервы и возможности для преодоления, а лучше обратиться за помощью к врачу.

        ostresse.ru