Причины стресса педагогов

Особенности труда педагога и его стрессогенность. Преодоление синдрома профессионального выгорания

Педагогическая профессия относится к профессиям типа «человек — человек». Профессия педагога относится к стрессогенным, напряженным в психологическом плане. Она требует от человека постоянных резервов самообладания и саморегуляции. Высокая эмоциональная напряженность обусловлена постоянным наличием большого количества стресс-факторов, влияющих на самочувствие учителя, работоспособность, профессиональное здоровье и качество работы.

В педагогической деятельности наряду с общими факторами риска для здоровья работников умственной сферы (например, нервно-эмоциональное напряжение, информационные перегрузки, гипокинезия) есть и специфические: значительное голосовое нагрузки, преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки, большой объем зрительной работы, нарушение режима труда и отдыха и т.п. Профессия учителя – это одна из женских профессий, поэтому факторами риска является еще и загруженность работой дома, дефицит времени для семьи и детей.

К индивидуальным факторам (внутренним), влияющим на формирование синдрома эмоционального выгорания относят возраст, пол, уровень образования, личностные особенности, выносливость, тип поведения, тревожность. А к объективным (социальным) факторам: модернизация образования, переход к новым образовательным стандартам, новые требования к профессиональной компетенции; внедрение инновационных технологий; социальная расслоённость общества; ненормированный рабочий день, огромное количество документации, которую необходимо правильно заполнить; психологический климат в коллективе, наличие или отсутствие поддержки и справедливого отношения со стороны администрации.

Проявления стресса в работе учителя разнообразны специалисты выделяют прежде тревожность, депрессию, фрустрированность, эмоциональное опустошение, истощение, профессиональные болезни.

Один из последствий длительного профессионального стресса — синдром эмоционального выгорания как состояние физического, эмоционального и умственного истощения педагога, в т ч развитие негативной самооценки, негативного отношения к работе, потеря понимания и сочувствия в отношении другого человека (К.Маслач).

Главной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к выгоранию.

Высокий уровень «выгорания» учителей с большим стажем обусловлен длительным действием профессиональных стрессов, молодых — вхождением в профессиональную сферу, первыми шагами в педагогической деятельности.

Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий специалист — это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности, ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

«Выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Можно рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.

В.В.Бойко дает следующее определение эмоционального выгорания – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравматические воздействия. Представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще – профессионального поведения. С одной стороны. Оно позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой – выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с людьми.

Структура синдрома эмоционального выгорания, по В. В. Бойко, представляет собой последовательность трёх фаз:

  • Напряжение включает симптомы – переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, загнанность в клетку, тревогу и депрессию;
  • Резистенция включает симптомы – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственную дезориентацию, расширение сферы экономии эмоций, редукцию профессиональных обязанностей;
  • Включает симптомы – эмоциональный дефицит, эмоциональную отстранённость, личностную отстранённость (деперсонализацию), психосоматические и психовегетативные нарушения.
  • Симптомы синдрома эмоционального выгорания:

  • Предельное истощение, развивающееся в следствии повышенной активности, полного поглощения работой, и проявляющегося в чувстве перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, усталости, не проходящего после ночного сна.
  • Отстраненность от пациентов и от работы, используемая профессионалами как попытка справиться с эмоциональными стрессорами на работе.
  • Ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
  • Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

    К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

    • чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (так называемый симптом хронической усталости);
    • ощущение эмоционального и физического истощения;
    • снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
    • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
    • частые беспричинные головные боли;
    • постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
    • резкая потеря или резкое увеличение веса;
    • полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 часов утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
    • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
    • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
    • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;
    • возможно, профессиональное выгорание является одной из причин снижения продолжительности жизни в России, особенно у мужчин.
    • К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

    • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
    • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
    • частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
    • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
    • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
    • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
    • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).
    • К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

    • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
    • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
    • вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
    • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
    • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
    • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
    • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
    • По методике В.В. Бойко была проведена диагностика уровня эмоционального выгорания педагогов медицинского техникума.

      По результатам тестирования можно сделать следующий вывод:

      У 88% педагогов не сформировалась фаза «Напряжения» она является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания и такие симптомы данной фазы как: неудовлетворенность собой; «загнанность в клетку»; тревога и депрессия не сложились у 82%, 82% и 76% — соответственно. Симптом фазы напряжения — «переживание психотравмирующих обстоятельств» складывается у 41% педагогов и проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе не устранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

      Фаза резистенции является доминирующим формированием в синдроме эмоционального выгорания педагогического коллектива техникума: у 47% педагогов техникума она формируется, а у 41% — сформировалась.

      Фаза резистенции то есть сопротивление — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.

      Таким образом, в фазе резистенции проявляются негативные внутренние настроения, эмоциональные установки, определяющие не только отношение к работе, но и само качество труда и его продуктивность.

      Оказавшись на этой ступени своего развития и не найдя способов разрешения внутренних конфликтов, прорвавшихся уже в сферу профессиональной деятельности, и не изменив кардинальным образом форму своей жизни, человек в итоге попадает в фазу истощения, когда сам организм начинает разворачивать программу по спасению своего психического здоровья в надежде, что позже наберет силы для восстановления. Это «перепрограммирование» становится возможным в результате неэффективного сопротивления.

      Показатели выраженности симптомов фазы резистентности в среднем таковы:

    • неадекватное избирательное реагирование, когда наблюдается ограничение по принципу «хочу – не хочу», «есть настроение – нет настроения». Со стороны это воспринимается как черствость по отношению к субъекту общения, несмотря на то что сам работник считает такую форму общения вполне оправданной. Складывается у 47% опрошенных, доминирует в синдроме выгорания у 29% педагогов.
    • «эмоционально-нравственной дезориентации». Этот симптом углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Складывается у 29% опрошенных педагогов.
    • расширение сферы экономии эмоций (данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, приятелями и знакомыми, дома замыкаетесь или просто «рычите» на брачного партнера и детей). Доминирует в синдроме выгорания у 29% педагогов.
    • редукция профессиональных обязанностей. Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.). Доминирует в синдроме выгорания у 47% педагогов.
    • Фаза истощения — характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. «Выгорание» становится неотъемлемым атрибутом личности. Необходимо отметить, что у 6% педагогов формируется эта фаза эмоционального выгорания и еще у 6% — она сформировалась. Относительно симптомов данной фазы можно сделать следующие выводы:

    • «эмоциональный дефицит». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он не может помогать своим клиентам, подопечным. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. О том, что это ничто иное как эмоциональное выгорание, свидетельствует прошлое: раньше таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Появляется раздражительность, обиды, резкость, грубость;
    • Этот симптом складывается у 18% опрошенных педагогов и у 6% — является доминирующим.

    • «эмоциональная отстраненность». Человек постепенно научается работать как бездушный автомат. Он почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

    У 41% учителей техникума этот симптом складывается, у 12% — сложился и у 6% — доминирует.

    Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «ненавижу…», «презираю…», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана сия профессиональная деятельность. Но, увы, они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров и аттестации. Симптом складывается у 26% прошедших тестирование педагогов.

    «психосоматические и психовегетативные» нарушения. Если с нравственностью у человека все нормально, он не может себе позволить «плевать» на людей, а «выгорание» продолжает нарастать – могут происходить отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о проблемах в профессиональной сфере вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Вышеуказанные изменения отмечаются у 29%педагогов как складывающийся симптом и у 18% — как доминирующий.

    Диаграмма сформированности фаз эмоционального напряжения

    На основании графического изображения, можно отметить, что для преподавателей медицинского техникума в плане формирования наиболее актуальна фаза резистенции в синдроме эмоционального выгорания. У половины респондентов эта фаза формируется, а у другой половины сформировалась. У педагогов проявляются негативные внутренние настроения, эмоциональные установки, определяющие не только отношение к работе, но и само качество труда и его продуктивность. На этой фазе следует найти способы разрешения внутренних конфликтов.

    Педагогам даны рекомендации по преодолению синдрома профессионального выгорания.

    Пять советов учителям по управлению стрессом.

    Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска (о которой написано выше). Если да, то в любой экстремальной ситуации научитесь решать, что вы можете сделать, а что просто не в ваших силах или компетенции. Научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя и которые свободны от внутреннего конфликта. Конечно, они стараются изменить вещи в желаемом направлении, если это возможно, но в то же время они способны быть гибкими.

    Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций. Например: Меня бесит поведение . «

    Каждый учитель может заранее смоделировать такую ответную реакцию на возможное, предполагаемое стрессовое воздействие, что, безусловно, облегчит его жизнь.

    Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.

    Совет четвертый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.

    Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с коллегами, с близкими людьми.

    Рекомендации М. Беркли-Ален:

    1. Используйте перемены между уроками для отдыха от занятий, выходите из кабинета, общайтесь с коллегами на отвлеченные темы.
    2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
    3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
    4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
    5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
    6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
    7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
    8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
    9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.
    10. Для снятия нервно-мышечного напряжения, кроме использования упражнений на релаксацию желательно учитывать следующие рекомендации:

    11. Даже в самой ужасной ситуации можно найти положительные моменты.
    12. Пользуйтесь правилом Скарлетт О’Хара: «Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра».
    13. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.
    14. Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит.
    15. Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. В одиночку победить стресс трудно!
    16. Алкоголь — не лучший способ расслабиться. Он лишь на время помогает избавиться от мрачных мыслей.

    www.informio.ru

    Материал на тему:
    Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления.

    Предварительный просмотр:

    Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления.

    Профессиональная деятельность педагога оказывает значительное влияние на динамику его личностных черт. От успешной педагогической работы зависит личностный профессиональный рост самих педагогов, продвижение их по служебной лестнице. А для успешной педагогической работы необходима не только профессиональная компетентность, знание психологии учащихся, но и хорошее здоровье педагога в широком смысле этого слова, как физическое, так и психологическое здоровье, которое, в свою очередь, зависит от психологического климата в коллективе педагогов, от психологической атмосферы в семье педагога и других факторов. Эмоциональное состояние педагога влияет и на эмоциональное состояние учеников, поэтому важно, чтобы педагог находился в благоприятном эмоциональном состоянии.

    Высокий уровень внутриличностных конфликтов у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, со стрессогенностью профессии, в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума, с перенапряжением физических сил, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. И всё это ведёт, конечно же, к стрессу. Стресс присутствует в жизни каждого человека, но в работе учителя стрессовых импульсов особенно много.

    Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Стресс получил название болезни 20-21 века. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс влияет на поведение учителя, его здоровье, его работоспособность, взаимоотношения с окружающими и в семье.

    В настоящее время медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – это стресс. Именно он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжёлые заболевания, как рак, гипертония и другие.

    Следовательно, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Для борьбы со стрессом очень важно желание самих педагогов научиться справляться со стрессовыми ситуациями. Но если стресс нельзя предотвратить, это не значит, что с ним невозможно бороться. Осознанное управление стрессом поможет успешно справиться со стрессовой ситуацией и ее последствиями. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.

    Поэтому стрессоустойчивость рассматривается как профессионально значимое качество личности учителя. Важным фактором социальной адаптации к стрессовым ситуациям является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности педагога. Положительное, комфортное общение педагога с учащимися возможно при грамотном умении педагога выражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, поэтому мимика педагога должна быть разнообразной. Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость — это способность педагога правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию. Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.

    Большую роль в профилактике стресса играет психотерапия — применение психологических методов и средств (групповой метод, семейный метод, аутотренинг, музыкотерапия и т. д.). Так же не маловажно в снятии стрессовых ситуаций играет правильное и рациональное питание. По рекомендациям диетологов необходимо уменьшать потребления сахара, соли, жирной пищи, холестерина, не пропускать приемы пищи. Кроме того, необходимо больше времени уделять себе, заниматься приятными делами, разрешать конфликты по мере их возникновения, снизить употребление кофе, контрастный душ поможет успокоиться, сон заставит взглянуть на ситуацию, с другой стороны. В любой профессиональной деятельности человек сталкивается со стрессоопасными ситуациями, насколько серьезными будут последствия, и как явно будут выражаться симптомы стресса, подвластно лишь нашему восприятию.

    Из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: для выхода из стрессовых ситуаций педагогам нужно акцентировать свое внимание на положительных и светлых моментах в жизни. Приостановить в организме воздействие раздражающих факторов поможет ведение педагогами самоконтроля за своим состоянием, а для этого, необходимо владеть определенными психологическими техниками снятия стресса.

    nsportal.ru

    Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Напоминаем, что в соответствии с профстандартом педагога (утверждён Приказом Минтруда России), если у Вас нет соответствующего преподаваемому предмету образования, то Вам необходимо пройти профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности. Сделать это Вы можете дистанционно на сайте проекта «Инфоурок» и получить диплом с присвоением квалификации уже через 2 месяца!

    Только сейчас действует СКИДКА 50% для всех педагогов на все 111 курсов профессиональной переподготовки! Доступна рассрочка с первым взносом всего 10%, при этом цена курса не увеличивается из-за использования рассрочки!

    Тукбаев Валерьян Исламович

    учитель английского языка

    Муниципальное бюджетное образовательное

    учреждение «Средняя школа № 17»

    Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления

    Влияние эмоционального состояния учителя на состояние учеников и на эффективность образовательного процесса.

    Развитие эмоциональной адекватности как фактор гармонии личности учителя.

    Стрессы и стрессоустойчивость как аспект здорового образа жизни.

    Стресс – это совокупность неспецифичных адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов – стрессоров (физических или психологических) 1 .

    Данный термин (англ. stress – напряжение) вошел в науку благодаря Гансу Селье, канадскому ученому, и характеризует состояние спада, подавленности, возникающее у человека под влиянием экстремальных ситуаций.

    Стресс – это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы пресной и скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.

    В педагогической деятельности, как во всякой другой, стрессовые ситуации неизбежны у всех участников образовательного процесса – школьников, их родителей, учителей – хотя бы потому, что нас связывают неотложные задачи и проблемы, требующие скорейшего разрешения, но позиция по отношению к ним у каждой категории участников этого процесса может быть не всегда однозначной, иной раз совершенно противоположной, вследствие чего могут назревать стрессовые ситуации.

    Незначительные стрессовые ситуации безвредны, более того, они, как и всякое преодоление трудностей, выводят нас на качественно новый уровень, вызывая чувство закономерной гордости за свои результаты – это эустрессы . Однако чрезмерный негативный стресс – дистресс – отрицательно влияет на наше поведение, работоспособность, взаимоотношения, в конечном счете, на здоровье, которое выражается в эмоциональном состоянии и самым непосредственным образом влияет на успешность образовательного процесса.

    С практической точки зрения следует выделить основные симптомы стресса :

    постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин

    плохой, беспокойный сон

    депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.

    снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу

    невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы

    отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям

    постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, пессимизм, жалость к себе

    снижение аппетита – хотя бывает и наоборот.

    Это и есть самые явные проявления стресса, которые негативно влияют как на учащихся, так и на учителей. И если дети, в силу своего возраста, не всегда могут контролировать эти внешние проявления стресса, что является, кстати, для нас сигналом, что что-то пошло не так и надо вмешаться, то педагогам следует самым внимательным образом стараться контролировать свой внешний вид, свое эмоциональное и биоэнергетическое состояние, потому что дети также все замечают.

    В жизни школы, как и в жизни каждого классного коллектива должна быть предусмотрена система комплексного подхода к формированию и развитию психологической устойчивости личности к кризисным ситуациям, ускорения психосоциальной адаптации и самореализации, а также повышения мотивацию обучающихся на сохранение собственного здоровья.

    Проявления стресса в работе учителя могут быть в виде фрустрированности, тревожности, изможденности и профессионального выгорания, поэтому одним из самых важных профессиональных качеств учителя является его стрессоустойчивость как профессионально значимое качество личности учителя.

    Стрессоустойчивость – это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров, без вредных всплесков эмоций влияющих на деятельность и на окружающих, а также, способных вызывать психические расстройства. Высокая стрессоустойчивость характеризуется низким уровнем эмоциональности, однако искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию, что ни в коем случае не является проявлением толерантности, которая является противоположностью нетерпимости.

    Еще одной значимой причиной появления стресса у учителя, очень важной, на мой взгляд, является упущенная возможность исправить свою непреднамеренную оплошность или ее отсроченность, когда ты постфактум понимаешь, что и где произошло, но уже нет возможности ее исправить в самом ближайшем будущем. Эта нереализованная возможность является поводом для самокопания, и как следствие, для стресса.

    Следующие возможные формы проявления стресса у учителя оказывают негативное влияние на учащихся:

    авторитарность, категоричность, бескомпромиссность

    несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность, непредсказуемость поступков и реакций учителя

    равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность, дистанцированность.

    Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс. Все эти факторы ведут к нервному переутомлению и стрессам. Знание признаков и причин стрессового напряжения, методов профилактики и борьбы со стрессом позволяет повысить эффективность труда, достигать поставленных целей с минимальными психологическими и физиологическими потерями.

    Каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение, ухудшение самочувствия, что ведет к снижению работоспособности, в конечном счете, к синдрому «эмоционального выгорания».

    Под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач 2 : эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает негативное отношение к своему труду и к ученикам. Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки.

    Показано, что степень интенсивности профессионального выгорания зависит от жизненных стратегий, применяемых тем или иным работником. Высокий уровень выгорания отмечается при наличии у людей пассивных тактик сопротивления стрессу, а личности, занимающие активную жизненную позицию по отношению стресс-факторов, демонстрируют низкие показатели выгорания.

    Для снятия эмоционального напряжения и профилактики «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности учителя важное значение имеет успешность педагога и его учащихся, в том числе общественное признание этого успеха. Это способствует по повышению его уровня эмоциональной культуры. В то же время, важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости учителя. Следует отметить, что позитивное эмоциональное отношение учителя к ученикам во многом определяет успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.

    Положительное, комфортное общение учителя с учащими возможно при грамотном умении учителя выражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, поэтому мимика педагога должна быть разнообразной.

    Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость – это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию, что подразумевает отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.

    Проанализировав материал, посвященный проблеме стресса в педагогической деятельности, можно сказать, что эмоциональная культура учителя является тем стержнем, который служит опорой и поддержкой ему в профессиональной деятельности несмотря не все возможные трудности, связанные с данной деятельностью.

    Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства. Она является проявлением эмоциональной зрелости личности педагога и не только влияет на его имидж, но и помогает учителю успешно справляться со стрессом в повседневной жизни.

    Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПЕР СЭ, 2006.

    Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2008

    https :// www . youtube . com / watch ? v = HB 5 V 8 FiZFuQ — Как стресс влияет на нашу жизнь

    infourok.ru