Причины стресса у подростков

Как помочь подростку справиться со стрессом

Стрессы у подростков — явление сложное и может протекать довольно бурно на фоне гормональной перестройки организма. В роли стрессогенного фактора может выступить что угодно, но бороться со стрессом можно и нужно.

Психика подростка в этом возрасте становится гиперчувствительной, ее часто сравнивают с оголенными проводами, так как и то и это искрит, лишенное защиты. Обидчивость, вспыльчивость, перепады настроения становятся характерной чертой тинейджера.

  • Изменения тела, связанные с физиологическим созреванием, особенно если оно начинается несколько раньше, чем у ровесников. Бывает и так, что парень или девушка начинают резко поправляться, из-за чего они замыкаются и стесняются своего тела.
  • Давление со стороны сверстников как моральное, так и физическое. Насилие, жестокость, деление на группировки.
  • Перемена места жительства и как следствие расставание с друзьями.
  • Проблемы в семье.
  • Неразделенная любовь. Часто первая влюбленность воспринимается как чувство на всю оставшуюся жизнь.
  • Проблемы в школе. Обычные требования учителей и родителей к успеваемости почему-то начинают казаться завышенными и тоже провоцируют стресс.
  • Признаки стресса у подростка

  • Быстрая утомляемость, склонность к апатии, угрюмости.
  • Неконтролируемый аппетит, пристрастие к сладкому и жирному.
  • Недовольство своим внешним видом, увлечение диетами у девушек или качанием мышц у парней.
  • Открытая агрессия, злость, раздражительность на все попытки проявить интерес к его увлечениям.
  • Резкая потеря интереса к учебе и увлечениям, падение школьных отметок.
  • Замкнутость, самоизоляция.
  • Интерес к спиртному и сигаретам.
  • Резкое падение самооценки, неуверенность в себе.
  • Как могут помочь родители?

    Даже без обращения к психологу родители могут и должны помочь сыну или дочери:

    • Создать в доме атмосферу открытости и доверия. Счастливы те дети и родители, которые в трудные моменты могут делиться друг с другом неприятностями и обсуждать любые самые щекотливые и интимные темы. Если ваш ребенок не найдет поддержку в вашем лице, то он выговорится в компании в подворотне. Вам оно надо?
    • Оцените способности и возможности сына или дочери по поводу применения его талантов. При загруженности в нескольких секциях имеет смысл оставить одну, самую любимую и перспективную, возможно, как-то связанную с его будущим. Ведь главное в жизни не очередной рекорд или достижение, а гармония во всех сферах. Поэтому проявите оптимальность, оставив важное и нужное, отказавшись при этом от лишнего и отнимающего время и энергию. Тем более, что учеными доказано – подростки, у которых есть увлечения, реже испытывают стресс, у них меньше шансов подхватить вредные привычки.
    • Поставьте под контроль время, проводимое за компьютером. Вообще-то, медицинская норма в этом возрасте 1,5 часа в сутки, желательно с двумя перерывами по 15 минут. Соблюдение нормы поможет лучше высыпаться, вовремя отправляться в постель, меньше уставать.
    • Норма сна у подростков 8-10 часов. Именно за это время организм способен полностью восстановиться. Хронический недосып приводит к снижению работоспособности, хронической усталости.
    • Следите за тем, чтобы в жизни подростка присутствовала оптимальная физическая нагрузка. В сочетании со сменой обстановки движение гармонизирует психику, нейтрализует действие стресса, помогает успокоиться. Выезды за город, пикники, экскурсии, подвижные игры, спортивные секции не только снимут стресс, но и помогут найти новых друзей.
    • Станьте для ребенка личным примером оптимизма и спокойствия. Если вы сами будете воспринимать жизненные перипетии без лишнего ажиотажа и паники, то и ваше чадо скопирует такое же отношение к проблемам. Учите детей с детства сохранять позитивный настрой и в каждой сложной ситуации видеть положительные моменты.
    • Отмечайте успехи, хвалите за них. Не фокусируйтесь на неудачах и не критикуйте за них, лучше помогите сделать «работу над ошибками» и извлечь правильные выводы.
    • В критических обстоятельствах не игнорируйте поход к школьному психологу. Специалист всегда поможет найти оптимальный путь решения сложного вопроса.
    • 16.08.13
      Валентина
      Перепечатка без активной ссылки запрещена!

      www.nostress.ru

      Причины стресса

      Ниже мы рассмотрим две основные группы причин стрессов — причины индивидуальные и социальные.

      (а) Индивидуальные. Период перехода от детства с его зависимостью к зрелости со свойственной этому периоду независимостью характеризуется непрерывными изменениями. В это время у подростков формируются интенсивные взаимоотношения со сверстниками; при этом для подростков характерны очень сильные и болезненные переживания. На первый план выходят неопределенность в области самооценки и неуверенность в будущем.

      Необходимость вступать в конкуренцию со своими сверстниками и в то же время завоевывать их расположение к себе чрезвычайно существенна; часто она порождает острые конфликты. Потребность в родительском одобрении существует наряду с потребностью в определенной степени независимости. Сила полового влечения увеличивается, и одновременно усиливается воздействие сдерживающих факторов, свойственных данному обществу.

      Потребность проявить свою индивидуальность существует бок о бок с сильным желанием отвечать требованиям, которые предъявляют друг к другу сверстники данного индивидуума. Возникающие вследствие этого сильные чувства зачастую испытываются впервые и могут приводить индивидуума в состояние некоторого замешательства. Все перечисленные выше факторы, наряду с другими, действуя совместно, вызывают стрессы, к которым подростки могут быть не в полной мере подготовленными. Большинство из них смогут благополучно пережить происходящие внутри них перемены и выработать определенный стиль поведения, ожидаемый теперь от них, однако некоторые могут отвечать нездоровой реакцией и у них могут развиться неврозы и психозы, требующие оказания помощи.

      (б) Социальные. Второй главной причиной стресса у современных подростков (особенно в обществах переходного типа) является конфликт, порождаемый новыми возможностями и новыми разочарованиями, связанными с происходящими в обществе переменами.

      К порождающим стресс факторам относятся: волна миграций из сельской местности в городские или пригородные районы и связанное с этим ослабление влияния традиционной системы поддержки со стороны семьи; большая подверженность влиянию идей, бывших в прошлом чуждыми данной культуре, распространяемых средствами массовой информации; туризм; въезд в страну иностранных иммигрантов и их выезд из нее; появление в рамках данного общества новых запросов в области технологии, требующих от индивидуума умений и навыков, которыми не обладали представители предыдущего поколения и для овладения которыми недостаточно образования и подготовки, получаемых в учебных заведениях в данное время; стимулирование в меркантильных целях выдвижения нереалистичных планов в области экономики; экономическая несправедливость и угроза миру, обусловленные факторами международного характера, воздействие которых молодые люди не в силах контролировать.

      Все эти факторы, как вместе взятые, так и каждый в отдельности, вызывают стрессы у современных молодых людей. Сила их воздействия наиболее велика там, где у молодых людей мало возможностей самим определять свою судьбу, так как быстрый рост численности народонаселения ведет к обострению конкуренции внутри младших возрастных групп и где ощущается недостаток ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей молодых людей.

      Одновременное воздействие на молодых людей этих двух видов современного стресса — стрессов индивидуального и социального происхождения — создает необходимость принятия мер по предотвращению наносимого вреда и использованию положительных качеств подростков способами, которые не наносят ущерба их здоровью и одновременно обеспечивают принесение пользы обществу.

      Влияние стресса на здоровье

      Хорошо известно, что возникновение физических и психических расстройств зависит от многих факторов. Психологический стресс и неспособность к преодолению трудностей способствуют развитию заболеваний. Переживание стресса, особенно при отсутствии системы социальной поддержки или при наличии несоответствий между истинными и мнимыми сложностями ситуации, может способствовать развитию дополнительных расстройств, что демонстрирует модель, предложенная Lazarus & Cohen.

      Взаимозависимость между стрессом, деятельностью по преодолению трудностей и заболеванием уже давно составляет предмет интереса клиницистов. Психологический стресс наступает в качестве стимулирующего фактора в генезисе практически всех заболеваний. В частности, имеется прямая связь между стрессом и гипертензией, а также коронарной болезнью сердца.

      Стресс, если в отношении его не будут приняты соответствующие меры, может стать причиной несчастных случаев и заболеваний. Когда в целях повышения производительности труда рабочих на них оказывается нажим, они могут стать менее осторожными при выполнении опасных операций на производстве или уделять меньше внимания использованию средств защиты. Особенно уязвимы в этом отношении молодые рабочие, которые еще не обладают достаточным опытом и в трудные времена рады получить любую работу.

      Необходимость обретения положения в обществе своих сверстников может иногда стать причиной злоупотребления лекарственными средствами, что в свою очередь увеличивает вероятность несчастных случаев. В современных обществах и обществах переходного типа социальные проблемы являются причиной учащения случаев половых сношений без использования противозачаточных средств, что увеличивает для молодых людей вероятность заболеваний, передаваемых половым путем, нежелательных беременностей и опасных искусственных абортов.

      Группы высокого риска

      Следующие подгруппы молодых членов общества имеют больше шансов содержать в себе индивидуумов, являющихся более уязвимыми по сравнению со своими сверстниками:

    • расовые, религиозные или этнические меньшинства
    • пережившие тяжелую утрату, в том числе потерю близких, разрушение семьи или отвержение родителями; те, кто находится в стационарах
    • страдающие от физических или умственных расстройств, связанных с хроническими заболеваниями и/или снижением трудоспособности
    • те, чьи родители страдают хроническими физическими или психическими заболеваниями
    • жертвы физического, психологического или полового насилия
    • бездомные, безработные, очень бедные
    • беременные подростки и подростки, имеющие детей
    • sevia.ru

      Источники стресса среди подростков

      Взрослые испытывают стресс от работы и всех обязанностей, которые они должны выполнять. Только из-за того, что подросткам не приходится выполнять много обязанностей, значит ли это, что подростки не испытывают стресс? Факт в том, что многие подростки подвержены стрессу. Это происходит, когда они попадают в опасные (столкновения с хулиганами), сложные (взаимодействие со строгим учителем) и болезненные (потеря любимого человека) ситуации. Стресс увеличивается, потому что в отличие от взрослых, в распоряжении подростков нет ресурсов, необходимых для того, чтобы справляться с подобными ситуациями.

      Родители должны помогать подросткам справляться со стрессом. В качестве первого шага необходимо определить возможные источники стресса.

      Одним важным источником стресса может являться школьная жизнь подростков. Требования школы, оказывающие давление на подростков, а также разочарование от низких оценок и незаконченные домашние задания — все это может потреблять большую часть подростковой энергии.

      Проблемы, связанные с друзьями, могут также оказывать негативное воздействие на разум подростка. Дружба — наиболее ценное качество среди подростков. Они с легкостью сопереживают чувствам других людей и отчаянно стремятся помочь.

      Изменения, происходящие с телом, могут также беспокоить подростков. Они могут казаться себе слишком высокими, слишком простыми, слишком полнощекими, или слишком неуклюжими. В мире подростков, где телосложение имеет наибольшее значение, подобные изменения могут заставить их чувствовать себя изгоями. И это затруднительное положение может спровоцировать стресс.

      Раздельное жительство или развод родителей являются источником стресса для подростков. Учитывая изменения, происходящие в их жизни, им скорее всего покажется, что именно они являются причиной решения родителей: развестись или жить раздельно. Они винят себя. И они завидуют одноклассникам или друзьям, семьи которых полноценны.

      Смерть любимого человека — брата, сестры, родителя или близкого родственника — может несомненно спровоцировать эмоциональный взрыв подростка. Они пока находятся в самом начале их жизни и абсолютно не подготовлены переживать потерю важного для них человека.

      Подростки очень чувствительны к серьезным семейным проблемам, например, к хроническому заболеванию одного из членов семьи, или финансовому кризису. Независимо от того, как родители пытаются уберечь своих детей от этого, семейные проблемы все равно могут заставить подростка переживать до такой степени, что они начнут игнорировать все остальное, включая школу и друзей.

      Небезопасные районы могут стать причиной стресса для подростков. Даже если никто и не нападает на подростка, у него всегда будут возникать нездоровые мысли о том, что может произойти с ним в каком-то определенном районе.

      Новое общество или новая школа могут заставить подростка чувствовать себя менее уверенным в своем положении. Для взрослых может и не иметь значения незнакомая обстановка и нахождение в обществе с абсолютно не знакомыми людьми, но вот для подростков это может оказаться очень пугающим.

      И наконец, слишком много дел и необходимость соответствовать слишком высоким ожиданиям могут спровоцировать стресс для подростка. Многие взрослые не умеют управлять собственным временем. Поэтому, было бы нелогично ожидать от подростков того, что они будут справляться со многими делами одновременно. И эта ситуация может спровоцировать стресс.

      home.damotvet.ru

      Причины стресса у ребенка в школе

      Начало обучения в школе – неизбежный этап жизни каждого ребенка. Как бы старательно родители ни готовили своего ребенка, он все равно получает стресс, последствия которого могут проявиться в его поведении и настроении. Стресс в школе является частым для детей всех возрастов. Старшеклассники тоже оказываются в стрессовых ситуациях, несмотря на то что уже привыкли к учебному ритму.

      Стресс в школе — отнюдь не редкое явление

      Симптомы стресса первоклассника

      Смена детского сада на школу не может не повлиять на ребенка. Вместо игровых занятий ему приходится сидеть на уроках, соблюдать дисциплину и выполнять домашние задания. Эти перемены вызывают огромный стресс, что может вылиться в проблемы с обучением, изменениями в поведении и ухудшении состояния здоровья:

      • тревожный сон или постоянная сонливость;
      • отсутствие аппетита;
      • истерики;
      • демонстративное отсутствие интереса к учебе и желание увильнуть от школьных занятий;
      • потеря веса;
      • чувство страха перед каждым приходом в школу;
      • апатия или раздражительность.
      • Эти симптомы могут проявляться в зависимости от характера. Дети, чья психоэмоциональная система устойчивее, менее подвержены стрессовым ситуациям и лучше переносят условия, к которым приходится приспосабливаться.

        Отсутствие аппетита — один из симптомов стресса

        Адаптация первоклассников к школе

        Психологи выделяют три группы первоклассников в зависимости от их способности адаптироваться к незнакомой для них среде:

      • Дети, которые за несколько месяцев приспосабливаются к условиям в школе. Они дружелюбны, веселы и у них ровное настроение. Им несложно выполнять требования учителя, они хорошо учатся. У детей с таким складом характера стресс в младшей школе проходит практически незаметно.
      • Вторая группа учащихся тяжелее приспосабливается к новым условиям. Первоклассника могут угнетать уроки, на которых приходится сидеть долгое время. Эта группа тоже постепенно социализируется. Стресс проходит заметнее, но школьникам удается с ним справиться без помощи взрослых.
      • Третьей группа детей младшего школьного возраста не может долго подстроиться под новый режим жизни. Они срывают уроки, демонстрируют плохую успеваемость. Помочь им адаптироваться в новой среде может только психолог. Стресс у этих школьников выливается в полное отсутствие взаимопонимания как со сверстниками, так и с учителями.
      • Некоторым детям для адаптации к школе нужны консультации у психолога

        Трудности обучения

        Безумный ритм жизни и переутомление все равно влияет на первоклассника следующим образом:

      • неуспеваемость;
      • лень;
      • потеря интереса к учебе;
      • уход в воображаемый мир;
      • задержка мышления при развитой речи (вербализм);
      • постоянные заболевания.
      • Среди острых проблем может стоять плохое поведение первоклассника. Ребенок не только не желает учиться, но и срывает уроки, отказывается отвечать на занятиях и с неохотой делает домашние задания. Он нередко оказывается зачинщиком драк и конфликтов, вступает в споры с учителями, привлекает к себе внимание.

        Парадоксально то, что чем больше ребенка наказывают, тем сильнее проявляется его отрицательное поведение, поэтому родители не знают, что с этим делать.

        Отсутствие физических упражнений, гиперактивность становятся причинами подобного поведения. Ребенку младшего школьного возраста требуется выпустить пар, что приходится делать в стенах учебного заведения. Таким детям рекомендуется посещение психолога, особое отношение к ним родителей.

        Занятия спортом могут облегчить ребенку адаптацию к школе

        Помощь первокласснику

        Рекомендации психологов, как избежать стресса:

        1. Ребенку требуется поддержка. Если он провинился, не успевает в школе или не хочет учиться, необходимо показать ему, что его любят. Ребенку нужно прививать интерес к учебе, хвалить даже за самые мелкие победы и развивать в нем уверенность в собственных силах. Он должен знать, что его уважают и любят, считают умным и способным и верят в то, что ему удастся со всем справиться. Если ребенок уходит в себя, пряча таким образом свои переживания и школьный стресс, родителям необходимо наладить с ним контакт.
        2. Школьник с прекрасной речью, но отсутствием логического мышления, нуждается в дополнительном обучении. Такого первоклассника нужно не ругать, а обучать и делать с ним упражнения, в ходе которых его мышление будет развиваться.
        3. Плохое поведение подсказывает родителям, что их ребенок лишен внимания. Если он особенно агрессивен и имеет склонность к созданию конфликтов, ему потребуется помощь психолога. Качественная диагностика, упражнения для снятия стресса, повышение стрессоустойчивости и правильная работа с таким первоклассником непременно помогут улучшить ситуацию.
        4. Проблемы с концентрацией поможет решить консультация у психолога

          Причины стресса подростков

          Несмотря на то что школьники 12–17 лет уже привыкли к учебному режиму и полностью под него адаптировались, они подвержены стрессу не меньше первоклассников. Подростки с их нестабильным гормональным фоном имеют массу причин, которые приводят к стрессовым ситуациям.

          Ранимость юношей и девушек, желание казаться крутым и взрослым становятся почвой для многочисленных конфликтов как со сверстниками, так и с учителями.

          Причины, которые вызывают стресс у ребенка старшего школьного возраста:

          • насмешки одноклассников;
          • недовольство собой;
          • страхи перед экзаменами и их результатами;
          • выбор профессии;
          • пугающая мысль об ошибке выбора в жизни;
          • загруженность, сложность восприятия школьного материала;
          • отставание в учебе по сравнению с одноклассниками;

          Помощь подростку в стрессовых ситуациях

          Психологи рекомендуют родителям подростков сделать все возможное, чтобы научиться понимать и выслушивать ребенка. Его нужно контролировать, но делать это ненавязчиво, оставляя личное пространство и свободу.

          Научитесь относиться к нему как к взрослому, чтобы он чувствовал уважение и понимание с вашей стороны. Как бороться со стрессом в школе:

          1. Нельзя ни в коем случае осуждать и сравнивать его с более успешными школьниками в его классе.
          2. Прислушиваться к мнению подростка, т. к. навязывание собственной точки зрения – заведомо провальная тактика. Если ваши мнения диаметрально противоположны, постарайтесь проявить максимум терпения и уважения к ребенку, поговорить с ним и найти слова, способные убедить его в своей правоте. Это поможет избавиться как от школьных стрессов, так и общей нервозности.
          3. Снизить нагрузку. Порой занятия в большом количестве кружков и секций приводят к переутомлению и стрессу. Чтобы избежать этого, рекомендуется дозировать учебу ребенка и совмещать ее с чем-то, что подростку действительно интересно выполнять – творческими заданиями, музыкой, танцами и т. д.
          4. urazuma.ru

            Подростковый стресс и его влияние на здоровье

            Предварительный просмотр:

            Подростковый стресс и его влияние на здоровье

            Многим известна фраза «Здоровье — не всё, но все без здоровья – ничто». От родителей мы часто слышим, как им не хочется, чтобы дети болели. А ведь «здоровье – это не просто отсутствие болезни, это жизнерадостное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Однако, я стала чаще замечать, что мои одноклассники бывают подавленными, неуверенными в себе, раздражёнными, могут неадекватно реагировать на различные ситуации.

            Одним из путей решения данной проблемы является повышение стрессоустойчивости у подростков.

            Откуда появляется стресс? Какое влияние оказывает стресс на здоровье подростка? Как помочь подростку в этой борьбе между агрессией и спокойствием?

            В своем исследовании я попыталась ответить на эти вопросы.

            Цель данной работы — исследовать явление «стресс» и выявить методики повышения стрессоустойчивости подростков.

            Для достижения цели должны быть решены следующие задачи:

          5. Изучить литературу по проблеме.
          6. Рассмотреть проблему стресса в жизни людей.
          7. Проанализировать природу и причины возникновения стресса, влияние стресса на здоровье подростка.
          8. Провести диагностику и проанализировать причины возникновения стресса у моих сверстников.
          9. Подобрать способы и методы преодоления стресса.
          10. Подготовить лекцию, выступление для своих сверстников и родителей.
          11. Ученый Ганс Селье определил стресс как «состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под воздействием различных стресс-факторов».

            Откуда же возникает стресс у подростков? Взрослые испытывают стресс от нелюбимой работы, неустроенной личной жизни, всех тех обязанностей, которые они должны выполнять. Возможно, подростки имеют меньшее количество обязанностей, но это совсем не значит, что они не испытывают стрессов.

            Стресс у подростков – обширный круг состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Источниками стресса становятся и физиологические изменения тела, и поиски индивидуальности, контрольные, зачёты и экзамены, давление родителей по поводу успеваемости в школе, проблемы в отношениях с противоположным полом. Все это давит на нашу психику.

            Последствия стресса могут переходить в гораздо большее, чем в легкое недомогание. На нервной почве возникают синдром хронической усталости, депрессия, снижение интеллектуальных возможностей, быстрая утомляемость и раздражительность.

            Особенно подвергнутыми стрессу являются подростки, сдающие экзамены. Школьники становятся подавленными, злыми, начинают друг с другом ругаться, много переживают и всё это ведёт к вредным заболеваниям нервной системы, которые проявятся либо во взрослой жизни, либо спустя некоторое время. В этой ситуации родители могут помочь своим детям, всячески поддерживая их. Мы решили выложить несколько рекомендаций на наш школьный сайт и провести классный час, чем родители выпускников были благодарны.

            Стресс испытывает каждый подросток, но проявляют его все по-разному. Проведя диагностику, я узнала, что большинство моих одноклассников во время стресса страдают сильным беспокойством, головокружением, подавленностью. Источником такого состояния они назвали школу, учебную программу, взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Кто-то начинает много кушать, многие просто плачут, активные подростки занимаются спортом во время стресса. Из опрошенных мною школьников 2 признались, что начинали курить, а 1 признался, что думал о самоубийстве, но никто не написал о том, что хотел бы поделиться своими проблемами с другом.

            Искоренить стресс невозможно, но в наших силах научиться применять методики для снижения стресса. С вопросом, как бороться со стрессом, я обратилась к специалистам детской поликлиники. Невролог и психолог дали мне необходимую информацию. Интересным мне показался тот факт, что в семьях, где царят взаимопонимание между родителями и детьми, дети стрессы почти не испытывают. Это мнение я высказала на школьном сайте, где опубликовала Памятку для родителей.

            Так же я познакомилась с психологической литературой, с мнениями в средствах массовой информации и в сети Интернет.

            Классный руководитель выделил мне время на классном часе. Я показала моим друзьям некоторые методики и упражнения, помогающие снять стресс. После этого они признались, что чувствуют себя намного легче. Выполняя некоторые из моих рекомендаций, а именно: больше смеяться, гулять, быть оптимистом, заниматься спортом, высыпаться, они сказали, что теперь им не страшны никакие стрессовые напряжения. Наш класс посещал детского психолога, и тогда я заметила, что игры, которые нам предлагали замечательно снимали усталость. Это и послужило опорой преодоления стресса.

            В своей работе я пришла к выводу, что необходимо повышать стрессоустойчивость подростков для сохранения здоровья.

            nsportal.ru