Причины стресса в профессиональной деятельности

Профессиональный стресс: причины развития и методы устранения

Адаптационный синдром, связанный с профессиональной деятельностью, в медицине расценивается как невроз, если исходить из определения стресса. То есть психическое расстройство, вызванное условиями труда – это невроз – психосоматическое нарушение, описанное в 1913 году психиатром из Германии Ясперсом.

Классификация стресса

Виды любых профессиональных стрессов имеют признаки триады Ясперса:

  • Причина – психическая травма;
  • Расстройства отражают сложившуюся психогенно-травматическую ситуацию, не выходят за ее рамки;
  • Проблемы исчезают сразу после устранения причины.
  • Иногда фактор, повлиявший на здоровье, устранить невозможно. Это случается того, когда профессиональный стресс развивается в полноценное психическое заболевание.

    Человек становится восприимчивым к травме, когда происходит нарушение баланса между его способностями и возможностями. Другими словами – когда работник переоценивает свои силы.

    Понятие о профессиональном стрессе

    Нервное перенапряжение во время выполнения трудовых обязанностей проявляется вспышками эмоций, спровоцированных экстремальными ситуациями. Постепенно этот порог снижается и тогда человека, находящегося в постоянном напряжении, не составляет особого труда вывести из себя. Иногда доходит до того, что эмоциональный всплеск возникает даже от резкого громкого звука или включившегося яркого света.

    Специалисты сферы психологии различают следующие виды профессиональных неврозов:

    • Информационный. Развивается на фоне сложных задач, справиться с которыми невозможно в установленное время, из-за слишком большой ответственности за принятие решений. Напряженность усиливается при часто изменяющихся требованиях руководства. Часто такое случается на заключительном этапе работы, когда возникают факторы, требующие ее переделки;
    • Эмоциональный. В основном возникает из-за длительных напряженных отношений в коллективе, с руководством. Важную роль играет угроза увольнения из-за несоответствия поставленным требованиям;
    • Коммуникативный является разновидностью эмоционального. Развивается на фоне проблем в отношении с коллективом, клиентами.
    • Шкала профессионального стресса

      Адаптационный синдром во многом зависит от личности человека, но, как правило, всегда имеет три стадии развития:

    • Запуск. Уровень напряжения доходит до предела. Можно сказать, что достигается точка невозврата. Для некоторых нужно несколько дней, другим – месяцы, а некоторые достигают критического состояния всего за пару минут;
    • Состояние аффекта. Человек не может себя контролировать. При этом он совершает действия, противоположные привычным, к примеру, у общительных происходит потеря активности, они становятся замкнутыми и мрачными, в спокойные – агрессивными;
    • Упадок сил. После спада нервного напряжения человек возвращается к стандартным эмоциям. Он может чувствовать раскаяние и вину, если совершил опрометчивые поступки.
    • Даже один-единственный нервный срыв сказывается на здоровье. На уровне высшей нервной системы укореняется патологический стереотип. В итоге профессиональный стресс становится обыденностью.

      Страдает не только нервная система, но и внутренние органы. Периферические органы начинают испытывать кислородное голодание из-за централизации кровообращения. Обостряется язвенная болезнь, снижается потенция, возникает варикоз.

      Причины профессионального стресса

      Существует несколько групп факторов, которые способствуют развитию неврозов, связанных с работой. К примеру, трудовые, заключающиеся чаще всего в перегрузках, реже в недогрузках. При повышенной нагрузке работник находится в состоянии тревоги, а при пониженной чувствует себя недооцененным или неполноценным.

      Существует группа должностных факторов. К примеру, человек регулярно испытывает неопределенности из-за непонятных требований к исполнению работы. Тогда стресс в профессиональной деятельности вызван невозможностью предугадать, как будут оценены результаты его труда.

      Карьерные факторы – боязнь увольнения, а также задержка карьерного роста.

      Личностные, когда человек не может нормально распределить время на семью, работу, отдых.

      Однако кроме психологических существуют физические причины. В их число входит плохая неустроенность рабочего места, постоянный шум, вибрации, контакты с вредными веществами и т. п.

      Общие закономерности профессиональных стрессов

      Спустя какое-то время нервный срыв может повториться. У каждого человека это время определяется индивидуально, это касается и поведения при стрессе, реакции на него.

      У одних профессиональные стрессы происходят чуть ли не каждый день, но с незначительными проявлениями, например, человек ведет себя не слишком агрессивно, не разрушает отношения с окружающими.

      Другие достигают стрессового состояния несколько раз в год, но их реакции выражены намного сильнее и влекут за собой более серьезные последствия: они теряют самоконтроль в общении; неожиданно начинают кричать на коллег, подчиненных; необдуманно подают заявление об уходе; разрывают документы и т. п.

      В параметры стрессового сценария входит не только частота невроза, но и форма поведения, общение человека. Важная роль отводится стрессовой агрессии: она направлена на самого себя или на окружающих. Одни люди винят только себя, стремятся анализировать свои действия. Другие обвиняют окружающих (коллег, клиентов, руководство) и не смотрят на себя со стороны.

      Стрессовый сценарий запускается автоматически при незначительном нарушении условий профессиональной деятельности или ее ритма. Механизм начинает активно развиваться против воли самого человека.

      Работник становится конфликтным, раздражается от любой мелочи. Он начинает воспринимать коллег и коммуникативную ситуацию искаженно, придает значение деталям, на которые не обращал внимания в спокойном состоянии.

      Профилактика профессионального стресса

      Если брать во внимание признаки неврозов по Ясперсу, включая профессиональные, лечение личности необходимо в обязательном порядке. Когда нарушения исчезают после устранения причины, значит, от таковой нужно избавиться. Но регулярное увольнение не решает проблему.

      Как руководитель коллектива, так и сами сотрудники должны создать соответствующую атмосферу. Профилактика стресса со стороны руководителя включает в себя целый комплекс мероприятий.

      Сперва нужно правильно оценить способности своих подчиненных, учесть их потребности и склонности. Затем составить четкий план действий с конкретными полномочиями для каждого сотрудника. Возможно, руководитель должен изменить свой стиль общения, к примеру, диктаторские и наставнические манеры не всегда уместны. Конечно же, стимул материальной заинтересованности никогда не будет лишним.

      В свою очередь, каждый сотрудник должен знать и применять правила саморегуляции. К примеру, ставить перед собой краткосрочные задачи, которые обеспечивают мотивацию на долгое время и могут повысить самооценку.

      Немаловажным фактором является обеспечение оптимального режима труда и отдыха. Человек должен отказаться от любого вида конкуренции, которая требует отдачи сил. Хорошо, если есть возможность переключиться с одного вида деятельности на другой в пределах своей занятости.

      Каждый человек, независимо от карьерного положения, должен понять, что работа является всего лишь частью жизни. Не нервничайте понапрасну и будьте здоровы!

      mjusli.ru

      Стресс в управленческой деятельности. Причины и последствия появления стрессов

      Стресс (от лат. «туго натянуть») — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильного воздействия. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют такие ситуации и такие условия работы, которые вызывают стресс. Так, например, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Есть проблема и нет ей альтернативы, но решить ее надо срочно. Это тоже стресс.

      Любая профессиональная деятельность сопровождается многочисленными стресс-факторами, разнообразными по своему типу и содержанию. К таким факторам могут быть отнесены физические условия труда (пыль, шум, освещенность, температура помещения и пр.), социальные факторы (конфликты с коллегами, начальством и подчиненными), организационные (ненормированный рабочий день, высокая интенсивность труда, необходимость принимать решения, невозможность карьерного роста и пр.) и ряд других.

      В условиях сложных трудовых ситуаций в таком состоянии повышается степень ошибок, неправильных действий, понижается точность движений, ухудшается функционирование психических процессов, ослабевает волевой регулятор и пр. Кризисные ситуации способствуют развитию тревоги, астении, нарушению сна, при этом возникновению определенных функциональных состояний способствует характер выполняемой деятельности.

      Систематические перегрузки и вытекающие из них состояния напряжения становятся для руководителя все более обычными. Современная управленческая деятельность — наиболее яркий пример слишком напряженного ритма жизни. Как правило, в своей повседневной деятельности руководитель сосредоточен на решении многих задач. Все это вызывает активную нервную деятельность, что, в свою очередь требует больших усилий и напряжения.

      Посредством стрессовой реакции организм пытается восстановить нарушенное под воздействием стрессоров равновесие. Г. Селье показал, каким образом стресс связан с постепенным истощением резервов организма, который старается приспособиться к новым условиям.

      Г. Селье назвал комплекс этих реакций всеобщим адаптационным синдромом и описал три стадии этого синдрома.

      1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

      2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);

      3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

      Но стресс далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни «стрессовой этиологии» — сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — характерны для современных видов производства и управленческой деятельности.

      Таким образом становится понятно, что стресс окружает нас повсюду. Управленческая деятельность требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих функций и всегда создает объективные условия для возникновения у личности управленца стрессовых ситуаций и, прежде всего в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми.

      Важно уяснить, что существуют определенные стрессоры, способные вызвать стресс, факторы, порождающие превышение способности организма адекватно реагировать на воздействие извне. Под стрессором (синоним — «стресс-фактор», «стресс-ситуация») обычно понимается чрезвычайный или патологический раздражитель; значительное по силе и продолжительности экстремальное воздействие, вызывающее стресс.

      В самом общем виде обычно различают следующие виды стрессоров:

      * физиологические (чрезмерные боль, шум, загрязненный воздух, неблагоприятное питание, и др.);

      * психологические (информационная перегрузка, нереалистические ожидания и притязания, критические события в жизни и др.).

      По мнению Д. Фонтана, для анализа стрессоров профессионального стресса и стресса руководителей следует ориентироваться на несколько иную классификацию. С этой точки зрения можно выделить две большие группы стрессоров:

      * стрессоры служебной деятельности;

      * стрессоры внеслужебной деятельности.

      Стрессоры служебной деятельности подразделяется на общие и специфические. Рассмотрим общие стрессоры. К ним относят следующие.

      1. Плохая организация служебной деятельности (задержки, безответственность, неритмичность), то есть отсутствие системы в работе.

      2. Недостаток сотрудников, заставляющий выполнять, кроме своих обязанностей, еще и обязанности других. Это уменьшает количество времени, необходимого для выполнения непосредственных обязанностей. В этих условиях либо работа выполняется некачественно, так как ее объем резко увеличен, либо она выполняется с высоким качеством, но это качество дается слишком высокой ценой — путем чрезвычайного напряжения сил.

      3. Работа руководителя требует сверхурочного времени. Ее сложно втиснуть в строгие рамки распорядка служебного времени. Кроме этого, деятельность любого руководителя сопряжена с решением внезапных кризисных проблем.

      4. Статусные проблемы (низкий статус, небольшая зарплата, недостаточные перспективы служебного продвижения).

      6. Неопределенность и непредсказуемое развитие событий в организации. Неопределенность вырывает руководителя из привычной среды, в которой он хорошо ориентируется и стабильно ощущает себя. В организации неопределенность может принимать форму частых перемен в местной политике без объяснимой необходимости. В результате руководитель никогда точно не знает, что происходит и что будет происходить.

      Требуют отдельного рассмотрения специфические стрессоры в деятельности руководителя. Под ними понимаются стрессоры, которые присущи не столько самой работе, сколько способу, с помощью которого осуществляется управленческая деятельность на соответствующем уровне. К специфическим стрессорам относят следующие.

      1. Нечеткие ролевые обязанности. Иногда руководитель не имеет четких служебных инструкций по поводу того, что он должен делать и где границы его ответственности.

      2. Ролевой конфликт, возникающий в условиях, когда два аспекта деятельности руководителя оказываются несовместимыми.

      3. Нереалистично высокие притязания, стремление к совершенству. Руководитель может постоянно ждать от себя слишком многого, заставляя себя трудиться в полную силу, тем не менее оставаться недовольным результатами.

      4. Особенности взаимодействия с вышестоящими руководителями, игнорирование ими мнения руководителя. Вышестоящие руководители способны вызвать стресс потому, что они могут повлиять на жизнь и деятельность руководителя материально и морально (больший или меньший оклад, возможности продвижения по служебной лестнице и др.).

      5. Особенности взаимодействия с коллегами по горизонтали. Руководитель зачастую связан лишь отношениями по вертикали, в ущерб горизонтальному взаимодействию. В этих условиях он ограничен в возможности обсудить профессиональные проблемы, получить не только одобрение, поддержку, но и обратную связь.

      6. Особенности взаимодействия с клиентами и подчиненными. В первом случае руководитель ожидает приятных (нейтральных) отношений, а наталкивается на холодность и речевую агрессию. Во втором случае руководителю предъявляют претензии и обвинения, которые по своей сути относятся к системе и общей ситуации, а не к конкретному руководителю этой системы.

      7. Особенности управленческого труда. С точки зрения стрессогенности управленческий труд имеет ряд особенностей. Во-первых, любого руководителя время от времени охватывает чувство профессиональной несостоятельности. В свою очередь, невозможность или неспособность оказаться на высоте своего профессионального долга влечет за собой появление ощущения личностного поражения, особенно у специалистов с высоким чувством профессиональной ответственности.

      Во-вторых, управленческий труд связан с перегрузками, временным прессингом, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой.

      В-третьих, для управленческого труда характерна монотонность, недостаток разнообразия.

      В-четвертых, руководитель зачастую принимает решения при явном недостатке необходимой служебной информации либо при не возможности передать необходимые инструкции в соответствующие инстанции. Обычно это создает ощущение неполного контроля над событиями.

      Успешно конкурируют со стрессом на работе так называемые внеслужебные стрессоры. К ним обычно относят стресс, вызванный супругом,детьми, родителями и родственниками, домашней обстановкой и т.д. Таким образом на психологическое и эмоциональное состояние руководителя воздействуют как стрессоры служебной деятельности, так и стрессоры внеслужебной деятельности.

      Способы преодоления стресса

      Сильное и, как правило, негативное влияние стресса на управленческую деятельность поставило задачу разработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и его профилактики. В психологии управления существует много различных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся в литературе. Можно отметить один — наиболее типичный из таких вариантов :

      1)рационализировать свой рабочий день;

      2)планировать работу по своим возможностям;

      3)чередовать тактики выполнения работы;

      4)разгружать себя, делегируя полномочия;

      5)никогда не брать работу на дом;

      6)не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других;

      7)уделять внимание спорту и физкультуре;

      8)находить новые увлечения;

      9)чаще покидать свой кабинет;

      10)делать паузы в работе;

      11)активно отдыхать в выходные дни.

      Эти профилактические мероприятия в целом повышают резистентность личности к стрессу, но, конечно, не гарантируют успешность выхода из каждой конкретной ситуации.

      Существует множество способов преодоления стрессовых ситуаций таких как аутотренинги, программы релаксации, смена обстановки и деятельности и многие другие.

      Стресс оказывает заметное влияние на состояние здоровья, поэтому существуют программы по нейтрализации стрессов на уровне предприятия. Это могут быть структурные, производственные и другие изменения, которые способствовали бы в итоге улучшению самочувствия сотрудников фирмы.

      Служба управления персоналом должна играть важнейшую роль в программе борьбы со стрессами.

      К сожалению, эффективные методы борьбы со стрессом, такие как аутотренинг Шульца, ци-гун и тому подобные, достаточно сложны, а использование адаптогенов (в частности, алкоголя, наркотиков, психотропных средств) дает побочный эффект, по степени вреда превосходящий саму проблему.

      Попадая в ситуации, в которых вы не можете что-то менять, чтобы исключить определенные стрессовые факторы, следует прибегать к упражнениям, изменяющим отношение к ним.

      Во-первых, отвлекайтесь. Вы можете предотвратить стресс или ослабить его влияние путем отвлечения от стрессовой ситуации. Поэтому очень важно учиться отвлекаться.

      Во-вторых, снижайте значимость события. Ведь истинной причиной стресса, как правило, являются не события и не люди, а наше отношение к происходящему.

      В-третьих, действуйте. Стресс является источником очень сильной энергии. Выбрасываемый в кровь адреналин вызывает целый каскад реакций. Организм требует действия. Займитесь чем угодно. Вы можете, например, побить подушку, яростно отколотить матрац бейсбольной битой, написать грубое письмо обидчику (но не отправлять его), заняться активным спортом, или направлять разрушающую вас энергию на приведение в порядок своего рабочего места. Ведь основной закон восточных боевых искусств гласит: не противодействуй силе противника, а используй ее для своей победы.

      В-четвертых, расслабляйтесь. Стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту. Поэтому необходимо овладеть системой расслабления. В умении расслабляться во многом заключается секрет успешной борьбы со стрессом. Нет более эффективного способа борьбы со стрессом как расслабление. Ведь наш организм не может одновременно напрягаться и расслабляться.

      Качественному расслаблению можно научиться. Ниже мы приведем несколько правил поведения, являющиеся антистрессовыми.

      Некоторые из них могут подойти и вам:

      1. Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.

      2. Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник.

      3. Откладывание на следующий день является стрессовым фактором. Планируйте наперед и все будете успевать сегодня.

      4. Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими.

      5. Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны.

      6. Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь, не сидите весь день, скрючившись, в одном и том же положении.

      8. Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете.

      9. Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше.

      12. Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Если будни обычно лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха.

      13. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно, на веру слова других людей, если нет доказательства обратного.

      Способов борьбы со стрессами на сегодняшний день существует очень много, стоит лишь найти такой способ, который подойдет именно вам. Также важно выполнять профилактические действия по снижению стрессов, что в свою очередь благоприятно скажется на самочувствии.

      shpargalum.ru

      Причины стресса в профессиональной деятельности

      Упростите свой график

      Люди зачастую бывают очень загружены каждый день. Взгляните на список своих дел на сегодня или на завтра. Вы увидите, что некоторые дела совершенно не важны для Вас. Однако им уделяется время, которое можно было потратить на более важные дела. Поэтому постарайтесь меньше уделять времени таким малозначимым делам либо полностью исключите их

      Расслабьтесь и дышите глубже

      При стрессе сердце начинает работать быстрее, а дыхание учащается, при этом оно становится более поверхностным. Поэтому чтобы расслабиться, постарайтесь в стрессовой ситуации дышать глубоко и медленно

      Физическая активность — это натуральный «убийца» стресса. Только обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем заниматься физическими упражнениями или каким-то видом спорта, особенно если Вы страдаете гипертонией или ишемической болезнью сердца

      Йога или медитация

      Отмечено, что эти меры также помогают справиться со стрессом и снизить АД

      Улучшите свой сон

      Хронический недостаток сна приводит не только к стрессу, но и к повышению артериального давления

      Позитивное мышление и самооценка являются прекрасными защитниками от стресса, так как они помогают Вам рассматривать стресс не как проблему, а как ситуацию.Вспомните поговорку – если Вы не можете изменить ситуацию, то измените свое отношение к ней. Старайтесь в каждой негативной проблеме найти нечто позитивное. У Дейла Карнеги это называется «если Вам достался лимон, сделайте из него лимонад!».

      Но как добиться позитивного мышления? Для этого можно следовать некоторым советам:

      Будьте спокойны. Дышите глубже

      Всегда говорите самому себе, что Вы сможете пройти через эту проблему

      Будьте реалистичны, объективны и гибки

      Старайтесь всегда думать о том, что можно извлечь из той или иной проблемы

      Думайте о возможных решениях и выбирайте наиболее приемлемое

      Думайте о последствиях. Спрашивайте себя, что может случиться самое худшее?

      Спросите себя, чему может научить Вас эта ситуация

      Хотя полностью освободить жизнь от стрессовых факторов невозможно, можно снизить их вредное влияние на организм:

      Вначале определите сам стрессовый фактор, то, что приводит к стрессу

      Избегайте мелких раздражителей. Например, если пробки на дорогах могут вывести Вас из себя, то выберите другой способ движения, например, автобус или метро

      Если в Вашей жизни происходят изменения, старайтесь не меняться резко. Попытайтесь какое то время делать привычные вещи, которые Вам нравилось делать, по возможности

      Научитесь правильно и эффективно распределять свое время

      Старайтесь за определенный промежуток времени делать одно дело, не хватайтесь за все подряд

      Если Вы чувствуете «накат» стресса, сделайте перерыв. Отдохните, расслабьтесь

      Чтобы научиться справляться со стрессом, нужно научиться расслабляться. Расслабление – это больше, чем просто сесть на диван и откинуться на спинку. Расслабление должно быть активным! Расслабление должно охватывать как тело, так и душу.

      Глубокое дыхание. Представьте, что у Вас в животе есть воздушный шар. Вдыхайте воздух, как бы наполняя этот шар. После этого выдыхайте воздух, опустошая шар. С каждым медленным вдохом Вы будете все больше и больше расслабляться.

      Расслабление мышц. Переключите мысли на себя и свое дыхание. Несколько раз сделайте глубокий вдох, медленно выдыхая. Мысленно «пройдитесь» по своему телу. Обратите внимание на области напряжения. Расслабьте мышцы. Один-два раза медленно повертите головой в стороны. Повертите плечами назад и вперед. Далее снова дышите глубоко. Вы должны почувствовать расслабленность.

      Психологическое расслабление. Это также очень важный момент расслабления. Научитесь представлять себя в приятных местах: будь то тихий лес, спокойное море или горы. Это позволяет Вам расслабиться.

      Расслабляющая музыка. Найдите в магазине или интернете тихую спокойную инструментальную музыку. В настоящее время в продаже имеется такая музыка, специально созданная для этой цели.

      studfiles.net

      Профессиональный стресс

      Профессиональный стресс — совокупность видов стресса, которые связаны с профессиональной деятельностью человека. Сегодня данный вид стресса является самым распространенным, а потому было бы не справедливо не остановиться на нем отдельно.

      В основном перечисляуют следующие причины возникновения данного вида стресса

    • физические условия труда: недостаточная освещенность, вентиляция, неудобство рабочего места, слишком тесное помещение, некомфортная температура и др.
    • расположение места работы: поездки на работу и с работы, отнимающие много сил и времени
    • экономические условия: отсутствие перспектив роста, недостаточная или несправедливая оплата труда, отсутствие финансовой заинтересованности и т.д.
    • технические условия: внедрение новых технологий, темп работы, не совпадающий с личным темпом работника (слишком быстрый или медленный), рутинная работа, выполнение трудно совместимых функций и обязанностей и др.
    • напряженные взаимоотношения с коллективом и начальством
    • личные качества работника: низкая стрессовая сопротивляемость, неадекватное поведение в проблемных ситуациях, неспособность быстро адаптироваться к изменениям и т.д.
    • угроза увольнения
    • конфликт работы с внутренними установками и ценностями, с личной жизнью
    • высокий уровень ответственности, неопределенность границ ответственности и т.д.

    Почти всегда,стресс, связанный с работой, — это реакция организма на ситуацию, в которой людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков. В ходе недавно проведенного опроса в 15 странах Европейского союза 56% рабочих отмечали высокие темпы работы, 60% — жесткие сроки ее выполнения, 40% — ее монотонность, свыше трети не имели возможности оказать какое-либо влияние на порядок выполнения заданий. Связанные с работой стрессовые факторы способствуют развитию проблем со здоровьем. Так, 15% работающих жаловались на головную боль, 23% — на боль в области шеи и плеч, 23% — на усталость, 28% — на стресс и 33% — на боль в спине. Почти каждый 10-й сообщил, что к нему на рабочем месте применяют тактику запугивания.

    Еще одним феноменом, характерным для многих производств, является психическое насилие, причина которого — ухудшение межличностных отношений и организационные дисфункции. Наиболее распространенной формой такого насилия является злоупотребление властью по отношению к людям, не способным защитить себя.

    Экономические потери от производственного стресса и связанных с ним проблем, с психическим здоровьем работающих оказываются достаточно высокими (около 265 млрд евро ежегодно для 15 государств Европейского союза). В наши дни из-за быстро меняющихся социально-экономических и политических ситуаций, увеличения нервно-психических и информационных нагрузок, диверсификации производства, роста конкурентности проблемы управления производственными стрессами становятся все более актуальными.

    Стресс-факторы

    Среди производственных стресс-факторов можно выделить: физические (вибрация, шум, загрязненная атмосфера); физиологические (сменный график, отсутствие режима питания); социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени); структурно-организационные («организационный стресс»).

    В результате «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение («исчерпывание ресурсов»), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.

    Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму. Психическому выгоранию в большей степени подвержены трудоголики — те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс. СЭВ рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте, при этом следует отметить, что профессиональная специфика сказывается лишь на определенной степени стрессогенности отдельных факторов.

    Связь между производственными стресс-факторами и симптомами выгорания выявлена: между общим (суммарным) показателем выгорания и характеристиками работы (значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу); между деперсонализацией и недисциплинированностью, плохими отношениями с семьей и друзьями; между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями, между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы и др.

    Профессии, чаще всего вызывающие стресс

    Одно из первых мест по риску возникновения СЭВ занимает профессия медицинской сестры. Ее рабочий день — это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медсестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении — это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.

    Выделяют три типа медицинских сестер, которым угрожает СЭВ: 1-й — «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе); 2-й — «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы; 3-й — «эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

    При обследовании медицинских сестер психиатрических отделений установлено, что СЭВ проявляется у них неадекватным реагированием на пациентов и своих коллег, отсутствием эмоциональной вовлеченности, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.

    Профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития СЭВ. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интраверсии имеют определенное значение в формировании СЭВ. В картине синдрома у работников этой сферы преобладают симптомы фазы «резистенции». Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь. Также достаточно выражено переживание психотравмирующих обстоятельств (фаза «напряжение»), что проявляется ощущением физических и психологических перегрузок, напряжения на работе, наличием конфликтов с руководством, коллегами, пациентами.

    Деятельность психотерапевта является публичной, подразумевает необходимость работы с большим количеством людей и предполагает оказание услуг клиентам. Причем последние отличаются от лиц основной массы населения психической неуравновешенностью и девиантным поведением в той или иной форме. Среди психотерапевтов и психологов-консультантов подвержены СЭВ люди с низким уровнем профессиональной защищенности (отсутствие опыта практической работы, невозможность систематического повышения квалификации и пр.). Провоцировать СЭВ могут болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента).

    Подвержены формированию СЭВ и другие категории медицинских работников, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях. Сотрудники «тяжелых» отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. А в результате постепенно формирующегося СЭВ возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам.

    Профессиональная деятельность социального работника, вне зависимости от вида исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Она требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеет весьма неопределенные критерии успеха. Негативное влияние на здоровье оказывают постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает этот работник в процессе социального взаимодействия с клиентом, постоянного проникновения в суть его проблем, а также по причине личной незащищенности и других морально-психологических факторов.

    Формирование СЭВ в профессиональной деятельности социального работника может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса, — риск, экстремальные условия, неопределенные ситуации. Вероятность возникновения СЭВ увеличивается в следующих условиях: вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании; работа с «немотивированными» клиентами, постоянно противодействующими усилиям помочь им; недостаточность условий для самовыражения на работе; напряженность и конфликтность в профессиональной среде; неудовлетворенность своей профессией. Риск развития СЭВ оказывается более высоким для молодых специалистов, и объясняется это тем, что в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения.

    В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.

    Эмоциогенные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: астенизация, частые головные боли и бессонница. Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания.

    Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию СЭВ.

    К категории работников, подверженных риску развития профессиональной деформации, относятся и сотрудники уголовно-исполнительной системы. Этому способствует множество физиологических, психологических, экономических и социальных факторов. Так, решение профессиональных задач требует от служащих пенитенциарных учреждений интенсивного общения и умения строить свои взаимоотношения с осужденными и коллегами. К факторам, способствующим развитию СЭВ, помимо трех основных (личностные, ролевые и организационные) относятся дополнительные, характерные для пенитенциарной службы, такие как неудовлетворенность материальных потребностей, низкий статус в профессиональной группе, снижение смысложизненных представлений и др.

    Синдрому СЭВ подвержены и сотрудники правоохранительных органов, особенно те, кто постоянно находится на передовой линии борьбы с преступностью. Развитие состояния невротизации обусловлено в этой группе постоянным психологическим и физиологическим напряжением и даже перенапряжением. Здесь часто практикуется «снятие стресса» алкоголем.

    Последствия стресса на работе

    К первичным последствиям стрессов в профессиональной деятельности относятся различные виды психических состояний:

  • состояние утомления и переутомления
  • эмоциональный стресс
  • острое стрессовое расстройство
  • дезорганизация деятельности
  • нарушение психической адаптации и др.
  • Вторичные состояния возникают при отсутствии или несвоевременности реабилитационных и восстановительных процедур, при отсутствии или недостаточной поддержке со стороны значимых людей. К вторичным последствиям профессиональных стрессов относятся:

  • состояние профессионального «выгорания»
  • значительное снижение работоспособности
  • злоупотребление алкоголем и сильнодействующими лекарствами
  • депрессии
  • повышенная агрессивность
  • посттравматические расстройства нервной системы
  • профессиональная деформация личности.
  • И, наконец, к третичным последствиям стрессов в трудовой деятельности относятся следующие виды социально-психологических феноменов:

  • ухудшение атмосферы в коллективе
  • нарушение дисциплины
  • проблемы внутри семьи
  • апатия и пессимизм
  • повышенная конфликтность
  • увольнение с работы
  • психосоматические заболевания
  • суицидальное поведение.
  • Как защититься от профессионального стресса?

    Профессиональный стресс и его возникновение может научиться предупреждать и контролировать любой работник, а также научиться регулировать и контролировать свое состояние в стрессовых условиях, свой стрессовый сценарий.

    Профессиональная деятельность людей, которые овладели техникой личной психической регуляции, становится более успешной и эффективной. Знание своих сильных и слабых сторон, умение вовремя сдержаться, затормозить свои внутренние порывы, позволяет не только сохранять в целости собственное психическое и физическое здоровье, но также и не испортить отношения со своим окружением.

    Правила саморегуляции:

  • полезно наблюдать за самим собой, а лучше фиксировать свои наблюдения в специальном дневнике. Вы испытываете стресс в профессиональной деятельности? Что вы чувствуете при этом? Как меняется ваши настроение и ощущения? Сколько времени длится эта стадия? Как и что происходит, когда вы теряете самообладание? Когда вы сможете точно и своевременно замечать, что теряете контроль и вступаете в стадию стресса, вы сможете самостоятельно построить ваши личные успешные программы и виды защиты от стресса
  • ищите способы и виды остановки своей стрессовой реакции: возьмите перерыв, прервите свои действия усилием воли, сделайте паузу, помолчите несколько минут, выйдите из комнаты и т.д.
  • переведите свою энергию в другое русло, чтобы снять возникшее напряжение: полейте цветы, переберите бумаги, заварите чай, посмотрите в окно и т.д.
  • подумайте над тем, что помогает вам снять напряжение в работе. Что приносит вам большее удовлетворение и радует? Старайтесь каждый день находить время для маленьких приятных занятий, это будет приносить вам удовлетворение, радость и сохранит стабильность вашего эмоционального фона
  • позаботьтесь о создании группы поддержки, о регулярных встречах с друзьями и коллегами, близкими по духу
  • начните заботиться о своем физическом здоровье: о питании, физической активности, борьбе с вредными привычками
  • позаботьтесь о своем психическом здоровье: регулярные релаксации, посещения различных тренингов — эффективного распределения времени, формирование стрессоустойчивости, позволит вам научиться противостоять разрушительным воздействиям стрессов
  • обязательно регулярно находите время для своих увлечений и хобби
  • начните более оптимистично смотреть на жизнь. Улыбнитесь, расслабьтесь и перестаньте воспринимать себя и других слишком серьезно.
  • psycho-terapeft.ru