Приказ о заикании

Инвалидность при заикании

  1. Заикание
  2. Инвалидность при заикании
  3. Инвалидность при заикании у детей

    Практика показывает, что даже тяжелая степень заикания не всегда является достаточным условием получения инвалидности у ребенка. Если вы решили попробовать получить категорию «Ребенок-инвалид» по заиканию, нужно опираться на два основных критерия оценки этого заболевания комиссией медико-социальной экспертизы:

  4. Стойкость заикания, подразумевается характер его течения. С этим как раз и возникают основные проблемы при попытке оформить инвалидность. Чтобы заикание считалось стойким, необходимо документальное подтверждение направленного и активного лечения ребенка от заикания на протяжении длительного времени, как минимум одного года, при условии абсолютного отсутствия улучшения состояния. Вся загвоздка в том, что даже при полном отсутствии лечения заикание крайне редко бывает стабильным и течет волнообразно, с периодическими улучшениями и ухудшениями. Тем более, что если вы будете заниматься активным лечением, которое включает в себя применение различных препаратов, часть из которых будут довольно сильными, это тоже может в какой-то мере способствовать временному улучшению речи.
  5. Степень тяжести заикания. Помимо того, что заикание для получения категории инвалидности у ребенка должно быть в значительной мере выраженным, должны наблюдаться отклонения в центральной неврологии, подтвержденные, например, исследованиями ЭЭГ. Вариантов тут очень много, но если заикание исключительно психогенное и исследованиями МРТ, КТ, ЭЭГ, или ЯМР не выявлено никаких признаков энцефалопатии, то в получении инвалидности вам будет отказано.
  6. Таким образом, на практике случаи получения инвалидности при заикании у детей очень редки, и могут встречаться только в случаях по-настоящему тяжелого, стойкого органического заикания.

    Инвалидность при заикании у взрослых

    Здесь все еще сложнее, и еще меньше случаев практического получения даже третьей степени инвалидности по заиканию. В этом случае аналогично оценивается стойкость и степень тяжести заикания, как и в случае с детьми, и если по этим критериям ваше заикание будет признано стойким и выраженным в значительной степени (что будет подтверждено результатами исследований с отклонениями по неврологии и энцефалопатии), это еще не значит, что вам дадут инвалидность. Задача усложняется тем, что в ходе прохождения медико-социальной экспертизы будет учитываться возможность вашего трудоустройства по любой профессии, где не требуется постоянный речевой контакт.

    Исключениями являются те случаи, когда основная профессия внезапно начавшего сильно заикаться в результате любой энцефалопатии или, например, травмы, была напрямую связана с его речью. Такой профессией может быть теле- и радио-ведущий, актер, журналист. Такие случаи рассматриваются индивидуально и очень редки.

    Запомните, ограничение способности к общению при отсутствии ограничений жизнедеятельности по другим категориям (по другим заболеваниям) НЕ является основанием для установления инвалидности.

    Простыми словами, вам не поставят даже самую легкую степень инвалидности, если в показаниях у вас только заикание, даже если оно исключительно тяжелое.

    Обобщая ситуацию с детьми и взрослыми — получить инвалидность именно по заиканию очень сложно, а в большинстве случаев невозможно.

    Истории от наших подписчиков

    В детстве лежал в психоневологическом диспансере с диагнозом логоневроз тяжелой степени.. Мама хотела оформить инвалидность по заиканию. Инвалидность так и не оформили (и слава богу), но я на всю жизнь запомнил эти две недели. Натуральная детская психушка, я себя чувствовал там единственным адекватным человеком. Как можно собирать в одном месте явно отсталых, агрессивных и слабоумных детей и детей с заиканием? Ни какая выгода от инвалидности этого не стоит. Родители, не мучайте своих детей(

    При составлении статьи использована информация:

  7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.11.2007 N 733 «Об утверждении Административного регламента Федерального медико-биологического агентства по исполнению государственной функции по организации проведения медико-социальной экспертизы, по организации деятельности по установлению связи заболевания (смерти) с профессией, а также причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием особо опасных факторов физической, химической и биологической природы»
  8. zaikanie.info

    Руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам.

    Эксперт по медицинскому и военному праву.

    Что ожидать на медкомиссии?

    Частые повторы звуков или слогов, заминки и остановки при произнесении слова или фразы – все эти признаки в народе называются заиканием. Но при оценке шансов на зачисление в запас или отправку в армию нужно понимать, что одних признаков мало, обязательно должен быть зафиксирован диагноз, который выставляется только при наличии значительных симптомов нарушения речи. Диагноз «заикание» ставится специализированным врачом. Обычно этим занимается логопед, но при его отсутствии подтвердить и зафиксировать заболевание может оториноларинголог.

    Даже если у молодого человека на момент призыва имеются документы, фиксирующие обращения к врачу, подтверждать диагноз придется заново. Члены военно-врачебной комиссии не занимаются выявлением заболеваний – их задача осмотреть призывника, если необходимо – направить его на дополнительное обследование, а затем определить годность к службе. Поэтому во время призывных мероприятий ЛОР должен выдать юноше акт исследования состояния здоровья.

    Если нарушения речи незначительны, по мнению члена медкомиссии, он может сразу же по результатам освидетельствования поставить категорию Б-4. В этом случае призывник вправе самостоятельно потребовать акт на дополнительное обследование. Важно объективно оценивать свои шансы: если нарушение речи незначительно, призыва не избежать.

    Как проходит дополнительное обследование?

    Часто причиной заикания становятся неврозы, заболевания центральной нервной системы или инфекционные заболевания. Поэтому проходить углубленное обследование придется сразу у нескольких специалистов: лора, логопеда, психиатра и невролога.

    Если по результатам исследований будет выявлено, что патология – следствие стороннего заболевания, освидетельствование в военкомате будет проводиться по соответствующей статье Расписания болезней – документу, описывающему возможность отправки в армию при наличии разных аномалий. Для определения годности берут не только результаты специальных тестов, но и документы с места учебы или работы.

    В ходе обследований оториноларинголог или логопед определит степень выраженности нарушения речевой функции – главный показатель возможности призыва. Она определяется в наиболее выраженные моменты растягивания слов или звуков, спотыкания при произнесении фразы.

    От чего зависит категория годности?

    После того, как заполненный акт будет передан обратно медкомиссии, врач от военкомата сможет поставить категорию годности. Возьмут ли юношу на службу, зависит от степени выраженности аномалии. Освидетельствование призывников осуществляется по статье 88 Расписания болезней. В соответствии с ним юноша может получить одну из двух категорий:

    • При умеренном нарушении – «Б-4»;
    • При значительном – «В».
    • Согласно документу, умеренная степень соответствует легкому спотыканию в начале фразы, остальные слова произносятся медленно или спокойно. Но с заиканием берут в армию и при ином проявлении аномалии, если речь молодого человека остается понятной окружающим. Получить военный билет призывники смогут только при наличии высокой степени заикания, делающей речь непонятной.

      armyhelp.ru

      Памятка для родителей детей, страдающих заиканием

      Заикание — нарушение плавности речи, сопровождаемое запинками, внезапными остановками в речи, повторениями и растяжениями слогов и звуков. Оно объясняется мышечным напряжением — судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голосообразования). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание. Заикание возникает чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет, в период становления фразовой речи, когда запинки отмечаются у большинства детей и являются естественными. В этом возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: а, ну, вот и т.п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Такие запинки не пройдут сами по себе, особенно в том случае, когда ребенок старается их скрыть.

      Чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятнее прогноз, поэтому не следует откладывать визит к логопеду и неврологу. Меры для восстановления нарушенной плавности речи определяются в зависимости от времени возникновения заикания. Если оно наблюдается не более 2 мес, то считается инициальным (начальным), если больше — закрепившимся.

      Некоторые общие рекомендации

      1.Старайтесь говорить с ребенком неторопливо, короткими предложениями без лишней эмоциональности, употребляйте простые слова.

      2.Постарайтесь удержать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Сначала надо любым способом его успокоить, отвлечь чем-нибудь интересным, приласкать.

      3. Не нужно просить ребенка рассказывать о своих страхах, если он этого не хочет. Родители должны показать, что им известны его тревоги, и постараться успокоить тем, что они рядом и от всего защитят.

      4.Не завышайте требования к ребенку, не оказывайте на него давления во избежание неблагоприятной конфликтной обстановки.

      5.Попытайтесь конструктивно решать возникающие проблемы. Вот несколько примеров:

      — вместо «Кончай возиться с конструктором!» скажите спокойно: «Мне очень поможет, если ты это закончишь позже»;

      — подскажите: «Будь ласковым, собаки это любят», а не одергивайте: «Не смей обижать собаку!»;

      — вместо «Ешь быстрее!», лучше сказать: «Давай посчитаем,

      сколько ложек ты сможешь съесть».

      1. С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка.

      Рекомендации при инициальном (начальном) Заикании

      1.При инициальном (начальном) заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся. Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых.

      2.При остро возникшем заикании в первую очередь надо попытаться устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду, сделайте все возможное, чтобы ребенок хотя бы какое-то время туда не ходил. Нужно обеспечить домашний режим минимум на 2 мес. Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз.

      3.Часто общение с некоторыми людьми провоцирует усиление запинок. Постарайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы свести до минимума такое общение.

      4.Составьте список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на его эмоциональное состояние.

      5.Отмените посещение зрелищных мероприятий. Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка.

      6.Постарайтесь говорить медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности. Помните, что дети подражают речи окружающих их взрослых.

      7.Приучайте ребенка к настольным играм. Это успокаивает. Очень укрепляют нервную систему игры с водой, песком.

      8.Полезно петь, двигаться под музыку.

      9.Привлекайте детей к спокойным домашним занятиям. Зачастую девочки с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, а мальчики возятся с рабочими инструментами.

      10.Не готовьте ребенка к предстоящим событиям. Ожидание создает напряжение.

      11.Нужно как можно раньше показать ребенка неврологу или психиатру. Чем раньше подобрано необходимое медикаментозное лечение, тем благоприятнее прогноз.

      dymovochka.bdu.su

      Приказ о заикании

      «Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата».

      («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

      В Заикании выделяют две группы симптомов: биологические (физиологические) и социальные (психологические).

      Физиологические симптомы.

      К физиологическим симптомам относят речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики.

      Основным внешним симптомом Заикания являются судороги в процессе речевого акта. Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.

      При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц – тонус: «т-тополь». При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц – клонус: «то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, т.к. его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он в процессе речи работает как нерасчленимое целое. В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые или артикуляционные судороги.

      Отмечаются 3 формы нарушения дыхания при Заикании: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием) и респираторная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

      Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом: смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться – голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая или затяжная судорога – получается блеющий прерывающийся («А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а, а, а»); размыкательная (голосовая щель остается открытой – при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь); вокальная, свойственная детям (дети протягивают гласные в словах).

      В артикуляционном аппарате различаются судороги – губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (К, Г, П, Б, Т, Д); реже и менее напряженно – щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу или абзац. Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой самих трудных звуков, большую роль играют грамматические факторы: положение слова во фразе, структура текста и т.п. При этом надо учитывать содержание высказывания, так как известно, что заикание усиливается по мере семантического и эмоционального осложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных рассуждениях и спорах. Ученики меньше заикаются при пересказе хорошо подготовленного учебного материала. Известное значение в отношении частоты Заикания имеет ритм речи.

      Заикание нередко сопровождается нарушением звукопроизношения, лексико-грамматическими нарушениями. Нарушается словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоциональным состоянием заикающегося.

      В проявлениях Заикания характерными являются также различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.

      Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость.

      Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство собственной неполноценности. И чем больше фиксируется больным внимание на своем болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется тот порочный круг, из которого больной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается и еще больше приковывает к себе внимание больного. Н.И.Жинкин, рассматривая Заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи.

      Феномен фиксированности – это отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психической деятельности заикающегося человека.

      По степени болезненной фиксации выделяют три группы заикающихся:

      1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

      2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

      3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживает их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

      Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические особенности, как-то: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и многое другое.

      В зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности заикающихся. Попытки замаскировать речевые трудности порождают у заикающихся различные неречевые и речевые уловки, которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже – в речевой моторике (покусывание кончика языка, нижней губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков и т.д.) в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболы): э, и, ну, вот, да и т.д.

      Различают три степени заикания

      · Легкая – заикаются лишь в возбужденном состоянии при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;

      · Средняя – в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются, в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;

      · Тяжелая – заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

      Типы течения заикания:

      · Постоянный – заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д.

      · Волнообразный – заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает

      · Рецидивирующий – исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи.

      Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения. Но в первую очередь – от желания самого заикающегося. В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в высокой степени.

      Почему Заикание считается тяжелым речевым нарушением? С какой бы точки зрения не рассматривали заикание, всегда логопатологи отмечают комплексность симптоматики: речевые судороги, нарушение речевого дыхания, нарушение темпа и ритма речи, интонационной окраски высказывания, логических (смысловых) ударений, фонетические и грамматические нарушения, психологические сложности (логоневроз, склонность к самоанализу, уловки оборонительного характера, невротический тип личности….). В современной логопедии принято говорить о триаде заикания – речевые судороги, страх речи и желание скрыть дефект.

      Причины. Очень часто родители говорят «Ребенок заикается после того, как его напугала собака, корова…». Испуг мог стать спусковым механизмом, но не причиной заикания. Ведь в детстве всех нас пугали если не собаки, то громкие звуки, ссоры и т.д., но далеко не каждый из нас заикается. Чаще всего заикание возникает при уже имевшейся предрасположенности, при особенном строении коры головного мозга. Современные исследования говорят, что есть 3 варианта возникновения заикания:

      1. Заикание появляется «на фоне отстающего речевого онтогенеза». При этом у детей не было «испуга» (психотравмирующей ситуации), но вербальная (словесная) речь появилась позже нормы, при этом у ребенка может наблюдаться общая моторная неловкость, нарушение мелкой моторики, соматическая ослабленность (заболевания), трудности с определением правого и левого… В этом случае заикание возникает по причине того, что мозг не справляется с возросшей речевой нагрузкой. Поэтому, когда в детском саду такому ребенку дают на заучивание трудные для понимания и воспроизведения стихи (длинная строчка, много длинных слов со сложной слоговой структурой, с большим количеством стечений согласных), детский мозг просто не успевает обработать весь этот поток информации, происходит временной сдвиг – запинка, снова запинка, добавим сюда неприятные эмоции («Повтори!», «Неправильно!», «Ты не будешь рассказывать стишок Деду Морозу!») — здравствуй, заикание. Подчас даже занятия по развитию речи могут дать заикание, т.к. это тоже увеличение речевой нагрузки. Это не значит, что не стоит заниматься с маленькими детьми исправлением речи. Просто делать это нужно осторожно, может быть, растянув это во времени, плавно увеличивая нагрузку, как можно больше хваля ребенка, следить за эмоциональным состоянием, больше использовать сопряженную речь, учить ребенка произносить слова плавно. Иногда приходится прерывать занятия с логопедом или добавлять занятия с психологом (который, на самом деле, больше работает с родителями).

      2. Во втором случае мозг ребенка изначально «готов к заиканию». Такое бывает, когда мозг не определился – какое из полушарий главное, левое или правое. За вербальную речь отвечает левое полушарие, за правильное распределение речевых единиц во времени. А правое полушарие образное, в нем информация хранится «в картинках». И если картинок может быть одномоментно наложено друг на друга несколько, то речевой поток строго последователен. Представьте, если за речь возьмется отвечать правое полушарие, которому абсолютно все равно, что в какой последовательности выдать на поверхность. Именно тут и происходит сбой в программе, речевая судорога – эмоции — заикание.

      3. Третий случай – невротическое заикание. Изначально мозг ребенка работает правильно. Но если на него длительное время воздействует психотравмирующая ситуация, или же стресс запредельно силен – тогда возможно появление заикания. Также возникает заикание у ребенка с изначальным неврозом развития, когда отношения с миром у ребенка некомфортны или неадекватны. «Наследственное» заикание может быть в случае, если родители передали своему ребенку тип нервной деятельности (иногда говорят темперамент) или же свой невроз – тревожная мама «заражает» неврозом ребенка.

      Механизм. Заикание составляют несколько взаимосвязанных вещей – прежде всего речевая судорога, которая может проявиться сильно с самого начала или нарастать постепенно (в зависимости от типа заикания), к ней добавляются эмоции (беспокойство, страх) – в этот момент происходит фиксация дефекта. До этого момента заикание достаточно легко обратимо, если взрослые поведут себя правильно, избавят ребенка от стрессогенной ситуации, снимут негативные эмоции, успокоят ребенка и главное – не будут паниковать сами, обратятся к специалисту (к психологу и логопеду) – до 50% случаев заикания проходят сами собой. Но это относится только к случаям с маленькими детьми, когда проявилась только судорога, а не вся триада заикания. Но если судороги прочно связались в сознании ребенка со страхом речи… В дальнейшем к этим двум компонентам добавляется третий корень заикания – осознание дефекта, проявляющееся в уловках, желании скрыть дефект. Древо заикания зацвело пышным цветом. Т.е. если есть осознание дефекта, если мысль о речи вызывает страх – заикание само собой никуда не исчезнет.

      Итак, в основе заикания лежит рассогласование в работе «компьютера» — человеческого мозга, который в силу разных причин выдает и принимает речевые сигналы в неправильной последовательности (например, голосовые складки сомкнулись раньше, чем пошел выдох, сигнал в мозг отправляется об «ошибке», обратно с запаздыванием поступает сигнал об исправлении ошибки, снова смыкание, запаздывание, снова ошибка – получается судорога). Но пока нет фиксации и осознания — рано говорить о заикании.

      Поэтому у детей иногда стоит говорить о запинках, как о естественных детских итерациях (повторы слогов или звуков). Они бывают, когда ребенку еще не хватает словарного запаса, чтобы в полном объеме передать маме свои мысли, чувства и главное эмоции. Например, он съездил в цирк. Там было столько всего нового, красочного, веселого…. Попробуй, расскажи спокойно маме об этом, когда и слов-то таких еще не знаешь. Вот и получается: «Ма, ма, ма, а там, там, там… обезьянки, ки, ки и слоны, и собачки, ки, ки…» — все эти «ки, ки» — это способ протянуть время, чтобы подобрать следующее слово. В детских итерациях нет ничего страшного, это естественное явление. Но из них можно вырастить чудесное невротическое заикание, если взрослые, вместо того, чтобы успокоить ребенка, поддержать, подсказать слово – начинают пугаться сами: «Ах, он заикается! Не торопись, повтори еще раз правильно. », малыш видит, что мама вместо радости испытывает почему-то страх, значит, ему тоже нужно испугаться. Замечаете, как на запинку накладывается та самая отрицательная эмоция? До заикания осталось совсем чуть-чуть…

      Иногда заикание может быть симптомом каких-либо психических или неврологических проблем. Поэтому обязательно нужно пройти обследование у логопеда, психолога и невропатолога.

      Лечение. Прогноз. Всех заикающихся волнует вопрос – а лечится ли заикание? Да, лечится. Существует несколько работающих и дающих очень хорошие результаты методик. Это методика Л.З. Андроновой-Арутюнян, методика Ю.Б. Некрасовой и методика Н.Л. Карповой. Если вы мечтаете о «таблетке» — разочарую, такую не придумали. И вряд ли придумают, ведь вы уже поняли, что заикание – это проблема личности, а не химических процессов в организме. Для преодоления заикания, для полного избавления от него, потребуется активное участие самого заикающегося, упорный труд, поддержка близких. Совместная работа логопеда и заикающегося, при возможной поддержке невропатолога и психолога – результат достижим. По методике Андроновой (Вероятность излечения 95%)основной курс длится 24 дня, самостоятельное закрепление качественной бессудорожной речи – в течение года. Часто задают вопрос – как вылечиться самому, как облегчить заикание, как быстро и безболезненно, быстро и легко избавиться от заикания? Не стоит искать легких путей, например таблетки от заикания, чтобы облегчать заикание – его нужно раз и навсегда победить. А попытки «облегчения» — может быть это тоже уловка заикания?

      Выражаю огромную благодарность Лилии Зиновьевне Андроновой-Арутюнян, которая преподавала нам курс заикания, дала нам свою методику, и научила нас результативно лечить заикание.

      «Со всей ответственностью мы должны подчеркнуть, что в нашей практике не встречались формы не излечиваемого заикания. Более того, иной раз тяжелые формы этого недуга излечивались легче и надежнее, чем легкие. Видимо успех в этом случае объяснялся более мощным волевым посылом, большей «потребностью» в излечении».

      sites.google.com

      Заикание (запинание)

      РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
      Версия: Архив — Клинические протоколы МЗ РК — 2010 (Приказ №239)

      Общая информация

      Краткое описание

      Протокол «Заикание (запинание)»

      Коды по МКБ-10: F 98.5

      Классификация

      По этиологии:

      1. Невротическое заикание.

      2. Неврозоподобное заикание.

      По клиническим проявлениям:

      I. Клоническая форма.

      II. Тоническая форма.

      III. Клонико-тоническая форма.

      Диагностика

      Диагностические критерии

      Жалобы и анамнез: заикание, эмоциональная лабильность, повышенная раздражительность, утомляемость, снижение работоспособности, замкнутость, частая смена настроения, подавленность, головные боли во второй половине дня. В анамнезе психическая травма, перинатальная патология, перенесенная ЧМТ, нейроинфекция.

      Физикальное обследование: исследование психо-эмоциональной сферы, неврологического статуса, речь с заиканием, различной степени тяжести и клинических форм (тоническое, клоническое, смешанное); исследование вегетативной нервной системы выявляет функциональные расстройства нервной системы, эмоциональная лабильность, явления цереброастении; минимальная церебральная недостаточность.

      При невротических заиканиях в анамнезе — психотравмирующая обстановка, не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Возникает оно чаще у детей 2-5 лет в период формирования развернутой фразовой речи у легковозбудимых, астеничных детей. Усиливается вследствие фиксации внимания на своем речевом дефекте, обычно сочетается с невротическими тиками, депрессией, эмоционально-волевыми нарушениями.

      Неврозоподобное заикание обусловлено органическими поражениями ЦНС, вследствие перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, у больных с ДЦП и т.п. Неврозоподобное заикание может носить и наследственный характер, в этом случае у одних заикание прекращается или уменьшается к 10-12 годам, у других сохраняется всю жизнь. Независимо от того, чем вызвано неврозоподобное заикание, внешне оно выглядит примерно одинаково. Заикание не зависит от ситуации, монотонное, однообразное, больные не переживают по этому поводу, не борются с ним, заикание усиливается после психического или двигательного возбуждения, вследствие переутомления или соматического заболевания. Если внимание ребенка фиксируют на речевом дефекте, то заикание резко уменьшается, этим неврозоподобное заикание отличается от невротического заикания.

      Смешанная форма заикания — когда на неврозоподобное заикание наслаивается невротическое. Выражены цереброастенический синдром, навязчивые движения, задержка в психомоторном развитии, тики, нарушение сна.

      Лабораторные исследования: без патологии.

      Инструментальные исследования

      Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод регистрации биотоков мозга, исследование фоновой ЭЭГ, с гипервентиляцией и фотостимуляцией. Изменения электрической активности мозга неспецифичны. При невротическом заикании специфических изменений не выявляется, при неврозоподобных заиканиях — изменения характерные для органического поражения с повышенной судорожной готовностью.

      Компьютерная томография головного мозга — по показаниям с целью исключения органического поражения головного мозга.

      Исследование глазного дна, консультация окулиста.

      ЭКГ — при астенических состояниях.

      Показания для консультации специалистов:

      1. Окулист — осмотр глазного дна.

      2. Логопед — для назначения индивидуальных коррекционных занятий с логопедом.

      3. Психолог — определение психологического статуса.

      4. Кардиолог с целью исключения патологии со стороны сердечнососудистой системы.

      5. ЛОР с целью выявления патологии со стороны ЛОР органов.

      Минимум обследования при направлении в стационар:

      — общий анализ мочи;

      — кал на яйца глист.

      Основные диагностические мероприятия:

      — общий анализ крови;

      Дополнительные диагностические мероприятия:

      — КТ головного мозга;

      — УЗИ органов брюшной полости, почек и мочевого пузыря;

      diseases.medelement.com