Примерный учебный план для детей с умственной отсталостью

Учебный план 1б. для детей с умственной отсталостью (вариант 1)

Транскрипт

1 Приложение к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Учебный план 1б для детей с умственной отсталостью (вариант 1) Учебный план 1 б класса ГКОУ ЛО «Лужская школа-интернат» составлен на основе Примерного учебного плана для образовательных организаций, реализующих адаптированную основную образовательную программу начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) и позволяет выполнить требования государства, предъявляемые к специальному федеральному государственному образовательному стандарту для детей с умственной отсталостью.

2 Пояснительная записка к учебному плану. Учебный план реализует адаптированную основную образовательную программу начального общего образования (далее АООП НОО) для обучающихся с умственной отсталостью (Вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Содержание образования обучающихся с умственной отсталостью реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционноразвивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы обучающихся, а также их социальное развитие. Учебный план состоит из двух частей обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

3 формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии, наблюдения за окружающей действительностью и т. д.). В 1б классе, согласно «Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, в том числе находящихся на индивидуальном обучении», не осуществляется текущая и промежуточная аттестация. Обязательная часть учебного плана представлена следующими образовательными областями и предметами. Образовательная область «Язык и речевая практика» на начальной ступени представлена предметами: «Русский язык», «Чтение» и «Устная речь». Основные задачи реализации содержания: Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка. Образовательная область «Математика». Предмет «Математика». Основные задачи реализации содержания: Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в

4 различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Образовательная область «Естествознание». Предмет «Окружающий мир». Основные задачи реализации содержания: Овладение представлениями об окружающем мире и основными знаниями о живой и неживой природе. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Образовательная область «Искусство» реализуется предметами «Изобразительное искусство», «Музыка»». Основные задачи реализации содержания: Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства. Образовательный предмет «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура». Основные задачи реализации содержания: Овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях и

5 ограничениях его физических функций. Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Развитие основных физических качеств. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Образовательная область «Технология» представлена предметом «Трудовое обучение» (Ручной труд). Основные задачи реализации содержания: Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и

6 педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является социо- культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и обучающимися культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт поведения, деятельности и общения. Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время. Основные задачи: коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни; развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности; формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;

7 формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; формирование умений, навыков социального общения людей; расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации; развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им. Недельная нагрузка 10 ч, из них 5 ч отводится на проведение коррекционно-развивающей работы. В 1 б классе, с учётом мнения родителей, выбраны следующие факультативы, клубы по направлениям внеурочной деятельности: «Спортивно-оздоровительное» направление представлено факультативом «Подвижные игры». Основная задача реализации содержания: гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья. «Общекультурное» направление представлено клубом «Чудеса аппликации», занятиями «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Основная задача реализации содержания: развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» — преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся. Основные направления работы: развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации,

8 активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности); развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения). «Нравственное» направление представлено клубом «Край, в котором я живу». Основная задача реализации содержания: воспитание ценностного отношения и любви к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России. «Социальное» направление представлено факультативом «Школа дорога в жизнь». Основная задача реализации содержания: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование жизненных компетенций: навыков гигиены, самообслуживания, культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности. «Коррекционно-развивающее» направление представлено индивидуальными и групповыми «Логопедическими занятиями» и курсом «Ритмика». Основные задачи реализации содержания: «Логопедические занятия» — развитие всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи, обогащение словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма, развитие коммуникативной функции речи, расширение представлений об окружающей действительности, развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

9 «Ритмика» — коррекция недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Продолжительность учебных занятий в 1 классе 35 минут (сентябрьдекабрь), 40 минут (январь-май). Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года составляет в 1 классе 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Для обучающихся устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Образовательные области Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Учебные предметы/ класс 1.1. Русский язык 4/ Чтение 4/ Устная речь 1/33 2. Математика 2.2. Математика 4/ Естествознание 3.1. Окружающий мир 1/33 4. Искусство 4.1. Изобразительное 1/33 искусство 4.2. Музыка и пение 1/33 5. Физическая 5.1. Физическая культура 3/99 культура 6. Технология 6.1. Трудовое обучение (Ручной труд) 2/66 Итого минимальная допустимая нагрузка: 21/693 1 б

10 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Внеурочная деятельность Направления Спортивнооздоровительное «Подвижные игры» 0,5/16 Общекультурное «Чудеса аппликации» 1/33 Занятия по развитию 2/66 психомоторики и сенсорных процессов Нравственное «Край, в котором я живу» 0,5/17 Социальное «Школа — дорога в жизнь» 1/33 Коррекционноразвивающее Логопедические занятия 4/132 Ритмика 1/33 Итого: 31/ 1 023

docplayer.ru

Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант)

1 Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант) п/п Образовательные области Учебные предметы Количество учебных часов в неделю подг. класс младшие старшие Федер. НРК (I) (II) (III) Федер. 0 I II III VI V VI VII VIII IX X XI XII НРК 1. Общеобразовательные курсы 1.1. Родной язык и литература 1.2. Чтение и 1.3. Письмо и 1.4. Развитие устной речи Математика Природа 2.1.Природоведение Биология География Обществознание 3.1. История Отечества 3.3. Этика и психология семейной жизни 4. Искусство 4.1.Изобразительное 5. Трудовая 3.2.Обществознание искусство Музыка и пение Физкультура Трудовое Профессиональнотрудовое 5.3.Производственное Трудовая

2 6. Коррекционная (коррекционные курсы) *Школьный компонент (обязательные ) Итого: обязательная Факультативные Всего: максимальная практика (в днях) 6.1. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности СБО Ритмика ** 6.4. Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные Поправка: Письмо Министерства РФ от / «Об использовании БУПов, утвержденных /2065-п» (Часы в графе «Обязательные индивидуальные и коррекционные групповые» перенести в строчку «Обязательные по выбору» * Часы, предусмотренные школьным компонентом и факультативными ми, дополняют образовательные обрасти по усмотрению. ** На обязательные индивидуальные и групповые отводится мин. Учебного времени на одного ученика, в том числе на класс. Корр. курсы 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. Логопедические ЛФК Развитие психомоторики и сенсорных процессов

3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к базисному учебному плану и примерным учебным планам специальных (коррекционных) учреждений (VIII вида) Хабаровского края Примерный учебный план специального (коррекционного) образовательного учреждения (VIII вида) разработан на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений (VIII вида) 1 вариант (приложение к приказу МО РФ от /2065-п), устанавливающего перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по учебным годам. Базисный учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации. В учреждениях может функционировать подготовительный (0) класс, при наличии обучающихся с низким уровнем подготовленности к обучению даже в специальных условиях или обучающихся с диагнозом, требующим уточнения. В I-IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. В V-IX классах продолжается общеобразовательным предметам и вводится трудовое, имеющее профессиональную направленность. Базисный учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых отвечает возможностям его усвоения умственно отсталыми школьниками, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами в I-IX классах являются: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, физкультура, трудовое и профессионально-трудовое. В V классе введено природоведение, в VIII IX — обществознание. Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер включено в курс трудовой подготовки. В V-IX классах по математике один час в неделю отводится на изучение элементов геометрии. К коррекционным м в младших (I-IV) классах относятся по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, по ритмике, а в старших классах (V-IX) социальнобытовая ориентировка (СБО). Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические (0- VIII) классы, ЛФК (0-IV) классы и по развитию психомоторики и сенсорных процессов (0-IV) классы, для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями. В учреждениях могут создаваться одногодичные (X), двухгодичные (X-XI), трѐхгодичные (X-XII) профессиональные классы или профессиональные курсы (I,

4 I-II,I-III), что входит в компетенцию региона и учреждения (Методическое Письмо от /2932 6). Курсы могут функционировать как производственные для обучающихся, имеющих возможности овладения углубленной профессиональной подготовкой по тому профилю труда, под который есть социальный заказ и производственная база для трудоустройства выпускников. Часы, отведѐнные на обязательные предметы школьного компонента и факультативные, могут быть использованы, по усмотрению учреждения, на по логопедии, развитию речи, на такие предметы как элементы физики и химии в быту и на производстве, история и культура родного края, на производительный труд по профилю трудового обучения, дополнительно на профессионально-трудовое. С целью обеспечения всеобщей компьютерной грамотности, целесообразно ввести изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Специфические особенности, характерные для обучающихся с умственной отсталостью, являются основанием для введения в учебный план новых образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, направленных на усиление коррекционного воздействия на личностное и психофизическое развитие, таких как кулинария, этика и психология семейной жизни, экономический практикум, рукоделие (вязание, макраме) и др. Введение новых дисциплин должно быть обусловлено наличием достаточной материально-технической базы, конкретной программы обучения В V-IX классах предусмотрена трудовая практика по профилю обучения по окончании учебного года или в том же объѐме в течение года при продлении срока обучения на базе школьных мастерских. В X-XII классах практика отрабатывается на базе промышленных предприятий или в учебнопроизводственных комплексах. Для учащихся I-II классов часы, отведѐнные на преподавание учебных предметов «ИЗО» (1 час в неделю) и «Трудовое» (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения возможно введение интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю). На ступени общего образования для организации изучения содержания образования краеведческой направленности допустим перенос в национальнорегиональный компонент следующих часов: 1 час в неделю учебного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология» или 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Трудовое» и 1 час в неделю учебного предмета «История». Указанные часы рекомендуется использовать для проведения интегрированного учебного предмета «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов общеобразовательного курса. Представленные варианты учебных планов являются примерными и имеют рекомендательный характер. Их следует рассматривать как иллюстрацию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана.

5 п/п Примерный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Образовательные области 1. Общеобразовательные курсы Учебные предметы 1.1. Родной язык и литература 1.2. Чтение и 1.3. Письмо и 1.4. Развитие устной речи Количество учебных часов в неделю подг. класс младшие старшие Федер. НРК (I) (II) (III) Федер. 0 I II III VI V VI VII VIII IX X XI XII Математика Природа 2.1.Природоведение Биология География Обществознание 3.1. История Отечества 3.2.Обществознание Этика и психология семейной жизни 4. Искусство 4.1.Изобразительное Трудовая искусство 4.2. Музыка и пение Физкультура Трудовое Профессиональнотрудовое 5.3.Производственное НРК

6 6. Коррекционная Школьный компонент (обязательные ) Итого: обязательная Факультативные Всего: максимальная 5.4.Трудовая практика (в днях) Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 6.2.СБО Ритмика Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные 6.5.ОБЖ Вариант 1.Рукоделие Информатика Вариант 2. Информатика Кулинария /1 1/1 1/1 1/1 1/1 10 1/1 1/1 1/1 1/1 1/ Введение курса ОБЖ в V-VII классах (за счѐт часов из НРК, отведѐнных на обязательные Школьный компонент). За счѐт часов, отведѐнных на факультативные, можно ввести курсы в V-IX классах: Вариант1.: Рукоделие (1 час в неделю), Информатика (1 час в неделю) или Вариант 2.:Информатика (1 час в неделю), Кулинария (1 час в неделю). Введение различных спецкурсов, факультативов, практикумов, модулей предметов обязательно должно проводится с учётом материально-технической базы учреждения, его специфики, возрастной группы учащихся, программного обеспечения учебного процесса, условий района.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноборская средняя школа»

Официальный сайт

Учебный план основного общего образования (для учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости)

Скачать

педагогическим советом ОУ

протокол от 23.03.2017 г. № 5

от 23.03.2017 г. № 49

Учебный план

общего образования

муниципального общеобразовательного учреждения

«Красноборская средняя школа»

2017 – 2018 учебный год

(для учащихся с легкой степенью умственной отсталости)

3, 5-7 классы

с. Красный Бор

2017 год

Пояснительная записка к учебному плану МОУ «Красноборская СШ»

для учащихся с легкой степенью умственной отсталости на 2017 -2018 учебный год:

Учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью МОУ «Красноборская СШ» на 2017 – 2018 учебный год разработан на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности – образовательным программам начального общего и среднего общего образования».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения».
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015.
  7. Приказ Министерства образования Нижегородской области от 31.07.2013 №1830 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года».
  8. Постановление правительства Нижегородской области от 07.05.2014 № 313 « Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях»
  9. Устав МОУ «Красноборская СШ».
  10. Лицензия (серия 52ЛО1 № 0002590, выдана 21 августа 2015 года, регистрационный № 741, срок действия лицензии — бессрочно).
  11. Решение педагогического совета о рассмотрении части учебного плана, формируемой участникам образовательных отношений (протокол от 23.03.2017 г. № 5)

Обучение учащихся с легкой степенью умственной отсталости

Федеральный компонент учебного плана для учащихся с легкой степенью умственной отсталости предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации. В учебном плане федеральный компонент реализуется полностью. Учебный план реализуется при 6-ти дневной учебной недели.

Учебный план коррекционного класса составлен с учетом максимально допустимого количества часов, рассчитанных на шестидневную учебную неделю, в нем сохранены образовательные области общего образования.

В учебном плане школы отражены все образовательные области и учебные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых учащихся. В целях более успешного продвижения в развитии учащихся, коррекции недостатков их психического развития реализуется образовательная область «Коррекционная подготовка», предусматривающая коррекционные курсы: «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Ритмика», «Социально – бытовая ориентировка», реализуемые за счет часов федерального компонента. Наибольшее количество часов отведено на трудовое обучение и профессионально-трудовое обучение с целью профессиональной подготовки обучающихся.

В 5-7 классах из уроков математики 1 час отводится на изучение элементов геометрии.

Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включен в предмет «Профессионально-трудовое обучение» с 5 по 7 класс. Час факультативных занятий в 5-7 классах отводятся на предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В 3 классе предмет изучается интегрированно в коррекционном курсе «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности».

При составлении учебного плана класса-комплекта и детей, занимающихся интегрировано в классе возрастной нормы, использовался 1 вариант регионального базисного учебного плана для общего образования учащихся с легкой и средней степенью умственной отсталости ( VIII вид).

Педагоги, обучающие детей по адаптированной основной общеобразовательной программе прошли курсовую подготовку, обеспечены необходимой для этого учебной литературой и МТБ.

Обучение ведется по учебникам для специальных (коррекционных) школ VIII вида.

krbor.shkola.hc.ru

Примерный учебный план для детей с умственной отсталостью

к Учебному плану

МАОУ Сладковская СОШ

для реализации адаптированной образовательной программы для детей

Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития составлен с учетом решения двух основных задач:

1) сформировать основы функциональной грамотности и основные

умения и навыки учения и общения, дать обучающимся начальные

представления об отечественной и мировой культуре;

2) как можно полнее скорригировать отставание в развитии

обучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об

окружающем мире, характерные для этих обучающихся, и преодолеть

недостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включая

недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной

ориентировки, регуляции поведения и др.

Индивидуально — групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Продолжительность индивидуальных коррекционных занятий в неделю составляет от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2 — 3 обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков

с задержкой психического развития в общеобразовательных классах

Кол-во часов в неделю

Русский язык и литературное чтение

Иностранный язык (английский)

Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия

Педагогическая коррекция (по учебным предметам)

МАОУ Сладковская СОШ обучения на дому по адаптированной образовательной программе с глубокой умственной отсталостью

на 2017-2018 учебный год.

Родной язык и литература

Чтение и развитие речи

Письмо и развитие речи

развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия

Занятия с социальным педагогом


Учебный план МАОУ Сладковская СОШ

обучения на дому по адаптированной образовательной программе с умственной отсталостью

Количество часов в неделю

чтение и развитие речи

письмо и развитие речи

Максимальный объем учебной нагрузки

Учебный план МАОУ Сладковская СОШ

обучения на дому по общеобразовательной программе на 2017-2018 учебный год.

Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности

Обязательные коррекционные занятия:

Учебный план
обучения на дому по общеобразовательной программе на 2017-2018 учебный год.

МАОУ Сладковская СОШ

Русский язык и литература

Математика и информатика

ВЫПИСКА ИЗ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МАОУ СЛАДКОВСКАЯ СОШ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2)

Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития в МАОУ Сладковская СОШ обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения.

Индивидуальный учебный план (ИУП), разработанный в соответствии с особыми образовательными возможностями и потребностями конкретного обучающегося, содержит предметные области, предметы и коррекционные курсы. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не превышает объем, предусмотренный учебным планом АООП.

В рамках реализации АООП образования школа в соответствии с особенностями ребенка, запросом родителей определила следующую форму организации образовательного процесса: чередование предметной, коррекционной и внеурочной деятельности.

Учебный план МАОУ Сладковская СОШ, реализующей вариант 2 АООП, включает две части:

I — обязательная часть, включает:

  • шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами;
  • коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, психологом, социальным педагогом, учителем;
  • II — часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:

    При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. Так, с учетом примерного учебного плана Сладковская СОШ, реализующая вариант 2 АООП, составляет ИУП для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки

    С учётом трудности адаптации к условиям обучения в классе объем нагрузки занятий на уроке также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.

    Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для состава всего класса, а также индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин., фронтальных, групповых и подгрупповых занятий — не более 40 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся.

    Коррекционные занятия реализуются в форме индивидуальных занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных занятий, их количественное соотношение осуществляется школой, исходя из особенностей развития обу­чающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций психоло­го-медико-педагогической службы и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 25 минут.

    В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной орга­низации.

    Время, отведённое на внеурочную деятельность (внеклассную воспитательную работу), не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

    Срок освоения АООП (вариант 2) обучающимися с умственной отсталостью составляет 13 лет с обязательным включением 1 дополнительного класса.

    Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения — 5 дней. Обучение проходит в одну смену.

    Продолжительность учебного года составляет 33 учебные недели Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.

    обучения по адаптированной образовательной программе

    с умственной отсталостью на дому 2017-2018 уч. год

    Количество часов в неделю

    1. Язык и речевая практика

    1.1 Речь и альтернативная коммуникация

    3. Окружающий мир

    3.1 Окружающий природный мир

    3.4. Окружающий социальный мир

    4.1 Музыка и движение

    4.2 Изобразительная деятельность

    5. Физическая культура

    5.1 Адаптивная физкультура

    6.1 Профильный труд

    7. Коррекционно-развивающие занятия

    Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

    1. Сенсорное развитие

    2. Предметно-практические действия

    3. Двигательное развитие

    4. Альтернативная коммуникация

    Итого коррекционные курсы

    Внеурочная деятельность 5 дней —

    к Учебному плану

    на 2017-2018 учебный год

    для реализации адаптированной образовательной программы для детей

    Учебный план по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально — трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.

    Во 2 — 4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.

    В 5-9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. Социально-бытовая ориентировка проводится интегрировано с профессионально-трудовым обучением.

    Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

    Во 2-9-х классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математика, биология, история, обществознание, география, изобразительное искусство, пение и музыка, физическая культура, осуществляется трудовое и профессионально — трудовое обучение. В 5 класс введено природоведение, в 8 — обществознание. Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включено в курс трудовой подготовки.

    В 5-9 классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии.

    К коррекционным занятиям во 2-4 классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, в 5-х классах — социально — бытовая ориентировка (СБО). В 6-9 классах 1 час СБО интегрируется в общеобразовательных предметах географии и биологии.

    Обязательные коррекционные занятия (индивидуальные и групповые) проводятся во второй половине дня. Определение вида коррекционных занятий основано на психолого-медико-педагогических рекомендациях и согласовано с родителями (законными представителями) с целью реализации индивидуального образовательного маршрута (логопедические, психологические занятия, занятия с социальным педагогом). На коррекционные индивидуальные и групповые занятия отводятся часы во второй половине дня. Продолжительность занятий 15 – 25 минут. Дополнительные логопедические занятия проводятся на базе логопедического пункта.

    ЛФК (2-4 классы) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями не запланированы, так как нет медицинских показаний.

    Во 2, 3 классе недостающий 1 час чтения и письма и 1 час трудового обучения восполнены за счет 2 часов английского языка общеобразовательной программы. Недостающие 2 часа математики за счет 2 часов окружающего мира общеобразовательной программы.

    В 4 классе недостающий 1 час чтения и развития речи восполнен за счет 1 часа курса ОРКСЭ, недостающие 2 часа математики за счет 2 часов иностранного языка, 2 часа трудового обучения за счет 2 часов окружающего мира общеобразовательной программы.

    В 5 классе недостающие 2 часа чтения и развития речи компенсируются за счет 3 часов английского языка, недостающий 1 час математики за счет 1 часа обществознания. 3 часа технологии восполнены за счет 2 часов немецкого языка. В рамках 1 часа общеобразовательных предметов «География» и «Биология» проводится 2 часа природоведения.

    В 6, 7 классе недостающий 1 час чтения и развития речи и 1 час математики реализуются в рамках 2 часов русского языка общеобразовательной программы, недостающие часы трудового обучения за счет 2 часов немецкого языка, 3 часов английского языка.

    В 8 классе недостающий 1 час письма и развития речи, 1 час чтения и развития восполнен за счет 2 часов физики общеобразовательной программы, недостающие 11 часов профессионально – трудового обучения за счет 3 часов английского языка, 1 часа информатики, 2 часов химии, 1 часа ОБЖ, 1 часа географии, 1 часа биологии, 1 часа истории. В рамках общеобразовательного предмета «Искусство» проводится музыка и пение.

    В 9 классе недостающие 2 часа письма и развития речи восполнены за счет 2 часов физики. 13 часов трудового обучения реализуются за счет 3 часов английского языка, 2 часов информатики, 2 часов химии, 1 часа искусства, 1 часа истории, 1 часа географии, 1 часа биологии, 1 часа ОБЖ, 1 лишнего часа математики.

    Коррекционный курс «Ритмика» проводится интегрировано в рамках второго часа физической культуры.

    С 01 сентября 2016 г. в МАОУ Сладковская СОШ в штатном режиме реализуется ФГОС ОВЗ. Учебный план на 2017-2018 уч. год 2-х классов (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее — учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения.

    Вариант 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП.

    Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП образования определяет образовательная организация.

    Учебные планы обеспечивают возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

    Примерный учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП, включает две части:

  • коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем или учителем-дефектологом;
  • коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
  • внеурочные мероприятия.

В прилагаемых таблицах представлен примерный годовой и недельный учебный план для варианта II общего образования обучающихся с умственной отсталостью, рассчитанный на 13-летний период обучения (с 1 (дополнительного) по 4 и с 5 по 12 классы).

При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. Так, с учетом примерного учебного плана организация, реализующая вариант 2 АООП, составляет ИУП для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности. У детей с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на предметные области. Для детей, особые образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом (в соответствии с п. 2.6. приложения соответствующего ФГОС). Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.

Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для состава всего класса или для группы учащихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин., фронтальных, групповых и подгрупповых занятий — не более 40 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2-3обучающихся), класс (все обучающиеся класса).

Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них «среднего» ученика. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического содержания увеличиваются.

Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития обу­чающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций психоло­го-медико-педагогической комиссии/консилиума и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 20 минут.

В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной орга­низации.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и СИПР определяет образовательная организация.

Время, отведённое на внеурочную деятельность (внеклассную воспитательную работу), не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП.

Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, в том числе включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.

Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения — 5 дней. Обучение проходит в одну смену. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность составляет не более 5 часов в неделю.

Продолжительность учебного года составляет 33 учебные недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся 1 класса устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

с умственной отсталостью в общеобразовательных классах

xn--80aeebc7ae1abxv.xn--p1ai