Принципы социальной адаптации и реабилитации детей с умственной отсталостью

Принципы социальной адаптации и реабилитации детей с умственной отсталостью

Изменения, произошедшие в последние десятилетия в гуманитарной сфере жизни россий — ского общества, в числе прочего, выразились в усилении внимания к тем категориям и груп — пам населения, специфические социальные проблемы которых прежде либо неоправданно рассматривались как незначимые, либо не замечались и игнорировались, либо намеренно замалчивались и скрывались. Речь идет, в частности, о лицах с ограниченными возможнос — тями здоровья (инвалидах), в том числе о детях и взрослых с нарушениями интеллекта.

В настоящее время изменилось само отношение к людям с инвалидностью: члены обще — ства стали более внимательно, с пониманием относится к их потребностям. большое вни — мание уделяется включению в общество лиц с нарушениями интеллекта. Социальная ре — абилитация является главным фактором успешной интеграции инвалидов в общество, их трудоустройства, полноценной, равноправной и активной жизни.

Принципиальное значение для успешной реализации данной функции и задачи приобре — тает кадровое обеспечение соответствующей практической деятельности, т. е. насыщение ее инфраструктуры специалистами, владеющими современными эффективными социально-ре-

© Хижняк Л. А.

абилитационными технологиями. Обучение кадрового состава должно быть направлено на приобщение специалистов к новой «фи — лософии» взаимодействия общества с людь — ми с проблемами интеллекта и на выработку практикоориентированных представлений о проведении реабилитационной работы, на- правленной на включение людей с интеллек — туальной недостаточностью в общество.

Наиболее важное условие реабилитации умственно отсталых детей − раннее выявление, своевременное и поэтапное оказание лечебной и коррекционно-педагогической помощи, ко — торая осуществляется сетью учреждений, диф — ференцированных с учетом возраста и степени психического недоразвития. Эта сеть включа — ет в себя специализированные ясли и дома ребенка для детей с последствиями органи — ческих поражений ЦНС и интеллектуальным недоразвитием, детские сады для умственно отсталых детей, вспомогательные школы и школы-интернаты для обучаемых олигофре- нов школьного возраста, специализированные профессионально-технические училища для умственно отсталых подростков, а также ин — тернаты социального обеспечения для глубоко умственно отсталых. детям с интеллектуаль — ным дефектом в тяжелой и умеренной степени, а также с более легким интеллектуальным не — доразвитием, но с наличием дополнительной симптоматики, затрудняющей обучение и вос — питание ребенка, выплачивается пенсионное пособие по детской инвалидности [1].

Реабилитация детей данной категории предусматривает системные интегральные усилия специалистов по социальной реаби — литации, педагогов, психологов или психо-

потребление наркотических препаратов, уделять большое внимание здоровому об — разу жизни.

Одной из основных задач обучения и вос — питания детей с нарушениями интеллекта яв — ляется оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельнос — ти и личности в целом, подготовка и включе — ние в среду в качестве полноправных членов общества. Целью социальной реабилитации умственно отсталых детей является наиболее полное развитие у ребёнка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и ин — тересов, его собственной активности и созда — ния соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эф — фективно проявляться [2].

Практика специальной коррекционной школы для детей с нарушениями интеллекта показывает, что проблемы социальной адап — тации умственно отсталых учащихся реша — ются в последние годы все труднее и труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-вос- питательной работы с умственно отсталыми детьми. Однако полного представления о содержании социальной адаптации как про — цессе, а также конкретных путях его разре — шения в школе, в семье, на производстве до сих пор не существует [3].

Главная задача всех лиц, работающих с ребенком-инвалидом, состоит в том, что — бы обеспечить положительные изменения в развитии его как личности. для этого не — обходим комплексный, системный подход,

терапевтов, а при наличии психопатологии ­предполагающий учет как внешних, так и

врачей-психиатров. Огромное внимание необходимо уделять работе с семьей и роди — телями, которые также должны принимать активное участие в мероприятиях, проводи — мых с их детьми.

С целью профилактической деятельнос — ти умственной отсталости очень важно про — водить регулярное обследование будущих матерей, они должны посещать гинеколо — гические кабинеты, полностью исключить

внутренних факторов, воздействующих на личность. Вот почему деятельность специа — листа по социальной реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью долж — на быть многоплановой и включать в себя все основные направления социально-реа — билитационного процесса.

Такими направлениями, на наш взгляд, являются: организаторская деятельность; деятельность по диагностике психического

и личностного развития ребенка; развива — ющая и коррекционная работа; консульти — рование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми; де — ятельность по охране здоровья и безопаснос — ти жизнедеятельности и социальная работа.

Исходя из анализа научной литературы и социальных опросов специалистов, нами были выделены следующие формы реаби — литации детей с нарушениями интеллекта: социально-медицинская, социокультурная, социальная, психолого-педагогическая и трудовая (в основном в рамках творчества). При определении приоритетных форм реа — билитации умственно отсталых детей мне- ния специалистов разделились. большинс — тво респондентов считают комплексную реабилитацию приоритетной при работе с данной категорией детей. Примерно треть отдают приоритет социально-бытовой ре — абилитации. Остальные говорят о том, что приоритеты в выборе форм реабилитации зависят от возраста ребенка. Например, в младшем возрасте приоритет должен отда — ваться медицинской реабилитации, в более старшем ­психологической и педагогической реабилитации, в подростковом ­трудовой.

Основными этапами реабилитации детей

с интеллектуальной недостаточностью явля — ются следующие.

1. Лечебные мероприятия. Начальным звеном системы общей реабилитации инва — лидов является медицинская реабилитация, которая представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утрачен — ных функций или компенсацию нарушенных функций, приостановление прогрессирова — ния заболеваний. Медицинская реабилита — ция неразрывна с лечебным процессом − уже в ходе оказания медицинских услуг потеряв — шему здоровье индивиду должны учитывать — ся возможности дальнейшей реабилитации.

2. Корреционно-развивающее обучение (занятия с логопедом, психологом, учителем — дефектологом).

3. Социальная адаптация.

Чтобы реализовать названные задачи, специалист по социальной реабилитации

должен знать все направления и аспекты ра — боты с детьми с умственной отсталостью.

Аспекты реабилитационной работы с де — тьми с интеллектуальной недостаточности следующие.

I. Основные (типичные) нарушения, оп — ределяющие мероприятия социальной реа — билитации:

1) нарушения психомоторных функций и речи;

2) локальные нарушения отдельных сен — сорно-перцептивных, мнестических, интел — лектуальных функций;

3) локальные эмоционально-мотивацион — ные нарушения;

4) системные нарушения интеллектуаль — ной деятельности;

5) эмоционально-мотивационные нару — шения на уровне личности;

6) патологическое развитие личности;

7) нарушения психического развития це — ребро-органического происхождения;

8) нарушения психического развития со — матогенного происхождения;

9) комплексные, системные, разноуровне — вые психологические расстройства;

10) акцентуации, характерологические дисгармонии и другие психологические осо — бенности, не относящиеся к разряду пси — хо — и патопсихологических особенностей, но затрудняющие успешность социальной адаптации ребенка.

II. Основные задачи социальной реабили — тации:

1) компенсация нарушенных психических функций;

2) снятие (ликвидация) разного рода пси — хо — и патопсихологической симптоматики;

3) формирование психологических осо — бенностей, способствующих успешности со — циальной адаптации ребенка;

4) психологическое обеспечение возмож — ности адекватно профессионального само — определения;

5) психологическое обеспечение оптималь — ной позиции ребенка в отношении других реабилитационных мероприятий (медицинс — ких, социальных, педагогических и т. п.).

6) формирование средовых условий, в том числе внутрисемейных, стимулирующих психическое развитие ребенка.

III. Конечная цель социальной реабилита — ции:

1) развитие способностей адекватного по — ведения;

2) развитие способностей общения с ок — ружающими;

3) развитие способностей самообслужи — вания;

4) уменьшение (ликвидация) ограничений к получению образования;

5) уменьшение (ликвидация) ограничений в профессиональном самоопределении;

6) уменьшение (ликвидация) ограничений к интеграции в общество.

IV. Основные факторы, определяющие ха — рактер социальной реабилитации:

1) особенности актуального психического (соматического) состояния ребенка и уро — вень реабилитационного потенциала;

2) возраст, социальный статус его семьи, особенности ближайшего окружения;

3) специфика регионального социально — экономического потенциала (наличие реа — билитационных центров и соответствующих учреждений), их научно-методологическая и техническая база, наличие соответствующих специалистов и т. п.

4) учет специфики актуальных меропри — ятий других аспектов реабилитации (меди — цинской, педагогической, социальной).

V. Средствами реабилитационного воз — действия могут быть:

1) различные виды деятельности (игро — вая, учебная, трудовая и др.);

2) психологическая помощь (психолого — профилактическая и просветительская ра — бота, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия);

3) специальная помощь (игротерапия, арттерапия или терапия искусством ­музы — котерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия);

4) предметы материальной и духовной культуры.

Необходимо сказать, что сам процесс со — циальной реабилитации протекает только в деятельности [1]. Она обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает но — вые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Ос — новными видами деятельности ребенка и под — ростка, в которых они наиболее полно разви — ваются, являются игра, учение и труд.

Кроме реабилитационных занятий, ко — торые могут проходить в виде тренинга, учебного занятия, в социально-реабилита — ционной практике используются и другие формы: кружки и секции различного профи — ля, проведение различных вечеров, встреч, дискотек, экскурсий, работа в мастерских и т. д. Проводится амбулаторно-комплексная реабилитация (социальная, медицинская, профессиональная) инвалидов с рождения до 18 лет. Реализуются следующие направ — ления деятельности: работа с детьми; рабо — та с подростками; работа с родителями; на — учно-методическая работа. Помощь детям с интеллектуальной недостаточностью пре — дусматривает социально-психологическую поддержку их семей.

В последнее время развиваются новые формы работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, проживающими в семье, и их близким окружением. Например, на базе ддИ № 15, № 28 и ддИ «Южное буто — во» открыты реабилитационные отделения дневного пребывания для оказания детям с отклонениями в умственном и физическом развитии квалифицированной реабилита — ционной медико-социальной, педагогичес — кой помощи, обеспечения их максимально полной своевременной адаптации к жизни в семье и обществе [3].

В заключение изложенного следует от — метить, что результативность психологи — ческой реабилитации детей с умственной отсталостью должна и может определяться следующими факторами: комплексностью, системностью и последовательностью осу — ществляемого воздействия.

Материал взят из: Вестник МГОУ «Психологические науки». — №3-2011

moyuniver.net

Опубликовано Редакция в 5/26/10 • Категории Неврология

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.) в качестве цели государственной политики в отношении инвалидов впервые определено не помощь инвалидам, а обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Проблемы восстановления потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями, приспособления их к жизни имеют огромную социальную значимость.

Основным звеном государственной политики в отношении инвалидов является комплексная реабилитация.

Основным механизмом осуществления реабилитации инвалидов является Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида, которая в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» включает в себя медицинский, профессиональный и социальный аспекты.

Необходимость и целесообразность проведения реабилитационных мероприятий и разработки ИПР устанавливают бюро МСЭ при первичном или повторном освидетельствовании граждан на основе определения реабилитационного потенциала и реабилитационно — экспертного заключения.

ИПР инвалида — разработанный на основе решения учреждения службы медико — социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

При формировании ИПР детям-инвалидам, учитывается возраст ребенка, показатели здоровья, особенности отклонений развития ребенка, клиническая форма заболеваний, выраженность нарушений функций организма и мотивация семьи для участия в реабилитационном процессе.

ИПР реализуется в форме последовательной цепи реабилитационных циклов, каждый из которых включает в себя этап комплексной медико-социальной экспертизы и этап собственно реабилитации, т.е. набора мероприятий по поддерживающей медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации, определенного возрастными и личностными особенностями ребенка и текущим уровнем тяжести ограничений его жизнедеятельности.

ИПР инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно — правовых форм и форм собственности.

Важнейшей составной частью ИПР является раздел социальной реабилитации. Именно этот вид реабилитации дает основу для социализации ребенка-инвалида.

Применительно к детям — инвалидам социализация рассматривается в аспекте возможности самообслуживания ребенка-инвалида, его интеграция в игровую и познавательную деятельность здоровых сверстников, а также в аспекте его будущей интеграции в общество во всех областях жизни последнего.

Комплекс реабилитационных мероприятий, устранение педагогической и социальной запущенности, правильная подготовка к труду и профессиональная ориентация, проводимая с учетом интеллектуальных, сенсорных, речевых и личностных возможностей детей и подростков с отклонениями в развитии, создают предпосылки для их адаптации в обычных жизненных условиях — социальной реабилитации.

Возможности социальной реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии находятся в прямой зависимости от характера и тяжести первичных нарушений, наличия дополнительных отклонений, их индивидуальных особенностей, организации процесса обучения и воспитания детей, воздействия ближайшего социального окружения.

Интегративная роль социальной реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии, усилия специалистов разного профиля на основе достижения основной цели — включения ребенка с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщения к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

В структуре патологии детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания.

В целях разработки мер реабилитации среди детей инвалидов выделяют две группы: дети с отклонениями в умственном развитии и дети с неврологической патологией с различной степенью отставания умственного развития. У детей обоих групп вследствие развившихся устойчивых и выраженных органических и функциональных изменений, врожденных дефектов резко нарушены процессы социальной адаптации социализации.

Комплексная реабилитация имеет, прежде всего, социальный аспект. Меры реабилитации в рамках этого аспекта направлены на решение задач материально-бытовой, материально-технической и социальной поддержки инвалида и его семьи, члены которой являются непосредственными проводниками реабилитационных мероприятий.

В представленных методических рекомендациях по социальной реабилитации инвалидов, рассматриваются проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов с психоневрологическими заболеваниями. Своеобразие реабилитации такого ребенка-инвалида заключается в том, что болезнь обуславливает сужение рамок нормативного развития. Ограничения жизнедеятельности возникают в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений в период становления личности.

Процесс социальной реабилитации и содействие интеграции должны обеспечиваться системой мер социальной защиты, направленных на создание инвалидам условий для их полной или частичной экономической самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развития общества.

Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса ребенка с отклонениями в психическом развитии, его социальная адаптация и достижение определенной социальной независимости.

При разработке ИПР учитываются необходимые специфические меры социальной реабилитации, которые регламентированы Федеральными, региональными и местными нормативными актами, программами адресной социальной помощи.

Важной частью социальной реабилитации являются меры материальной помощи (пенсии и компенсирующие выплаты, адресная материальная помощь (пособия), целевые дотации, приобретение технических средств реабилитации, оборудования, необходимого для облегчения самообслуживания ребенка, его воспитания, обучения и другие цели, направленные на наиболее полную социальную адаптацию ребенка-инвалида.

В процессе разработки Индивидуальной программы реабилитации специалист по социальной работе совместно с семьей ребенка-инвалида формулирует предложения для социальной реабилитации, намечает последовательный план действий, в который включаются контакты семьи ребенка с территориальными органами социальной защиты и реабилитационными учреждениями.

Программа социальной реабилитации состоит из нескольких видов: социально-педагогической, социально-психологической, социо-культурной и социально-бытовой реабилитации. Кроме этого, особо определяются возможности формирования или привития навыков ориентации и передвижения ребенка-инвалида, проведение ему лечебно-физкультурного комплекса при реабилитации ребенка в условиях реабилитационных центров или лечебно-профилактических учреждений.

Цель социально-педагогической реабилитации в процессе общего образования детей с психоневрологическими заболеваниями включает решение как общеобразовательных задач, так и задач коррекционных, лечебно-педагогических, направленных на максимальное приспособление детей к самостоятельной жизни и труду. Особое внимание должно уделяться профориентационной работе, трудовой подготовке по различным видам труда. Т.е. основная задача социально-педагогической реабилитации научить ребенка такому образу жизни, при котором он максимально может быть интегрирован в общество.

У детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития и отдельных анализаторов (слуха, зрения, моторики, речи), наблюдается слабость памяти, недостаточность темпа и подвижности психических процессов. Такие дети обычно стойко не успевают в массовой школе. Для них рекомендуются специальные программы, которые реализуются в коррекционных образовательных учреждениях для детей с задержкой психического развития.

Для детей с тяжелой умственной отсталостью рекомендуется социально-педагогическая реабилитация в коррекционных образовательных учреждениях для умственно отсталых детей и в детских домах-интернатах Министерства труда и социального развития. Основная цель социально-педагогической реабилитации таких детей — социально-трудовая подготовка и максимально-достижимая адаптация к жизни, т.е. чтобы дать тяжело умственно отсталым детям сформировать навыки самообслуживания и личной гигиены, возможность предметной, бытовой, социальной ориентацией, знакомства с живым миром, этику и культурного социального поведения.

Дети с глубокой умственной отсталостью характеризуются неспособностью к обучению. Дети с такими нарушениями, как правило, находятся в специализированных домах-интернатах Министерства труда и социального развития, где осуществляется постоянный надзор и уход.

Одним из видов социально-педагогической реабилитации является социально-педагогический патронаж семьи, осуществляемый специалистами реабилитационных центров для коррекции внутрисемейных отношений и поддержки семей с детьми-инвалидами.

Социально-психологическая реабилитация — развитие, формирование навыков общения, снижения напряженности эмоциональных отношений в семье, т.е. обеспечение применения таких технологий, которые обеспечивают социальную интеграцию.

Цель социально-психологической реабилитации заключается в формировании психических особенностей, свойств ребенка, которые обеспечивали бы его «включенность» в актуальные для него и соответствующие социокультурные сферы социальных отношений.

Проведение социально-психологического патронажа и поддержка ребенка и его семьи должны включать организацию помощи по коррекции внутрисемейных отношений, особенно, в неблагополучных и неполных семьях, семьях группы риска, организацию обучения родителей методам психологического воздействия на ребенка, организацию психологического помощи семье в целом.

Конечной целью социально-психологической реабилитации является социальная интеграция и социальная адаптация ребенка.

Важное значение в реабилитации детей-инвалидов имеет социокультурная реабилитации. Социокультурная реабилитация — один из способов приобщения детей-инвалидов к активной жизни общества. Главная задача — приобщение детей и подростков к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни. Возможность реализовать запросы инвалидов, организовать их культурный досуг, общение со здоровыми — такова главная задача социокультурной реабилитации инвалидов.

Формы и методы социокультурной реабилитации многообразны. Наибольшее распространение получили следующие: арттерапия, изотерапия, библиотерапия, глинотерапия, игротерапия (включая компьютерные игры), туротерапия.

В рамках социокультурной реабилитации широко используется проведение экскурсий, посещение музеев, театров, концертов. Особое место занимает проведение фестивалей, выставок прикладного искусства и художественного творчества инвалидов. Вовлечение специализированных культурных и досуговых детских учреждений необходимое условие социокультурной реабилитации детей-инвалидов.

Социально-бытовая реабилитация показана всем детям с нарушениями умственного (задержкой психического) развития. Этот вид реабилитации относится к числу специальных коррекционных видов реабилитации, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с психо-неврологическими заболеваниями. При этом учитываются национальные традиции и местные особенности. Содержание занятий должно включать следующие темы: «Личная гигиена», «Питание», «Семья», «Одежда и обувь», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», Средства связи», «Медицинская помощь», «Культура поведения». Особое внимание необходимо уделять привитию установки на неукоснительное следование нравственным нормам, уважение к личности.

Овладение навыками социально-бытовой реабилитации облегчает адаптацию детей-инвалидов в условия общественной жизни.

Для формирования знаний, умений и навыков в рамках социально-бытовой реабилитации применяются различные методические приемы: объяснение, показ, сюжетно-ролевые игры, экскурсии и т.д.

Программы социально-бытовой реабилитации направлена на максимальную адаптацию ребенка-инвалида к самостоятельному обслуживанию, на облегчение родителям и медперсоналу работу по уходу за детьми. Программа бытовой реабилитации включает комплекс мероприятий, предназначенных для создания адаптированной к возможности ребенка среды обитания и предметной среды, разработку методов и способов включения детей в различные виды игровой, учебной и спортивной деятельности.

Важное значение для успешной бытовой реабилитации имеет использование по показаниям специализированных технических средств, позволяющих в той или иной мере компенсировать нарушенные или утраченные функции. Такие технические средства позволяют ребенку-инвалиду развить умения, навыки, способности, расширяющие его возможности не только в быту, но и в играх, учебе, облегчающие общение с другими детьми.

Реабилитация методами физкультуры и спорта

Физическая культура и спорт являются уникальным средством адаптивной реабилитации.

Система физкульурно-спортивных мероприятий среди детей-инвалидов предусматривает проведение лечебной физкультуры, проведение спортивных соревнований на всех уровнях среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, психическими отклонениями и т.д. Этот вид социальной реабилитации проводится в домах ребенка, специальных (коррекционных) учреждениях, в реабилитационных учреждениях системы социальной защиты, санаторно-курортных учреждениях, учреждениях дошкольного, начального основного, среднего общего образования.

Применяя разнообразные меры социальной реабилитации, необходимо объективно оценивать эффективность их реализации. Следует учитывать, что уменьшение или ликвидация проявления социальной недостаточности у детей-инвалидов с психо-неврологическими отклонениями в развитии может достигаться всем комплексом реабилитационных мер — медицинских, психологических, педагогических и социальных. Таким образом, степень социальной реабилитации, т.е. уменьшение или ликвидация социальной недостаточности является интегральным проявлением всех мер реабилитации и мерой их эффективности.

Социальная недостаточность из-за снижения способности интеграции ребенка в общество компенсируется деятельностью центров реабилитации, дневных стационаров, игротек, социально-педагогическим патронажем, обеспечения участия детей с отклонениями в развитии в культурно-досуговых мероприятиях и спорте, а родителей — родительских ассоциациях.

Эффективность перечисленных мер социальной реабилитации определяется уровнем социализации ребенка, его способности адаптироваться и сотрудничать в обществе сверстников.

1. Социокультурная реабилитация инвалидов. Методические рекомендации. Министерство социальной защиты Республики Татарстан. Казань, 2004.

2.«Комплексная реабилитация детей с хромосомными болезнями». Методические рекомендации. М-ва,С-Пбг, 2001, с.211-218, 264-290.

3.«Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний с нервной системы». Методические рекомендации.

М-ва,С-Пбг, 1999, с. 268-290.

4.«Комплексная реабилитация детей с психическими заболеваниями». Методические рекомендации. ООО «Мединформатика», 2000, с. 159-161, 225-242.

5.Правовые, организационные и методические основы реабилитации инвалидов. Руководство. Т.1 — М.; ОАО «Издательство «Медицина», 2005, с.443-454.

6.Правовые, организационные и методические основы реабилитации инвалидов. Руководство. Т.2 — М.; ОАО «Издательство «Медицина», 2007, с. 331-413.

7. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями /Ю.А.Блинов, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова; Мин-во труда и социального развития Рос.Федерации и др. М.: Просвещение, 2002. (Президентская программа «Дети России»).

Н.Х.Самигуллина, специалист по социальной работе филиала № 18.
ФГУ «Главное бюро медико-социааальной экспертизы по Республике Татарстан»

mfvt.ru

Глава 9. Основы и принципы реабилитации

Труд — благороднейший исцелитель всех недугов.
Н.А. Островский

В последние десятилетия во многих странах мира необычайно возрос интерес к этой весьма важной и актуальной проблеме. В этих целях проводятся широкие исследования, задачами которых являются обоснование принципов и разработка методов реабилитации, реабилитационных программ и критериев эффективности их использования. Причина такого большого интереса — большое практическое значение реабилитации. Примером, в частности, может быть высокий процент больных, перенесших инфаркт миокарда, возвратившихся к своей прежней работе и привычному ритму жизни.
К числу причин большого интереса к проблеме реабилитации относятся: уменьшение числа инвалидов и большой процент людей, которые после перенесенных тех или иных заболеваний и травм, возвратились к своей профессиональной деятельности. В результате общество получает значительный социально-экономический эффект.
Термин «реабилитация» используется с давних пор в юридической практике применительно к лицам, восстановленным в правах, и происходит от латинского слова reabilitacio (восстановление). В медицине — это комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных па восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов (БМЭ, т. 22, 1984, с.71).
Несмотря на широкое использование этого термина в медицинской науке и практике, в отношении сущности реабилитации, а также ее целей и задач до настоящего времени нет единой точки зрения. В одних странах под реабилитацией понимают только восстановление здоровья, в других — это понятие относится и к восстановлению трудоспособности, в третьих — к оказанию материальной помощи пострадавшим и т.д.
Во втором отчете Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по реабилитации (1969 г.) ею названо сочетание и скоординированное применение медицинских, социальных, просветительных и профессиональных мероприятий, включающих обуче- ниє или переобучение инвалидов, для достижения реабилитантами по возможности наиболее высокого уровня функциональной активности.
В резолюции IX Совещания министров здравоохранения бывших социалистических стран реабилитация определена как система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение бальных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду.
Итак, реабилитация значительно шире, чем восстановление здоровья. Реабилитация является важным достижением современной медицины, призванной не только вернуть здоровье больным и инвалидам, но и сохранить их профессиональную трудоспособность.
В медицине понятие «реабилитация» впервые было применено официально к бальным туберкулезом, когда в 1946 г. в Вашингтоне был проведен конгресс по реабилитации этих больных. Принято считать, что реабилитация восходит к годам Первой мировой войны, когда в Великобритании были созданы ортопедические госпитали для лечения инвалидов войны. В этих госпиталях широко применялась трудотерапия, проводившаяся под руководством квалифицированных рабочих. Опыт этих госпиталей был использован и в нашей стране в ортопедических и психиатрических лечебных учреждениях. Затем стала развиваться и медицинская педагогика, которая оказала большое влияние на становление реабилитации не только психических больных, по и соматических.
Однако корпи трудотерапии, как важной составной части реабилитации, уходят в далекое прошлое. Об этом, в частности, свидетельствуют древние рукописи об использовании лечения трудом (трудотерапия) в монастырях. По велению Петра I па Каменном острове в Санкт-Петербурге были созданы отделения для выздоравливающих матросов, где активно применялась трудотерапия.
Применение труда с лечебной целью в психиатрии относится к концу XVIII в. (Пипсль, Тыок и др.). В России в начале XIX в. организованный труд для лечения психических больных первыми применили И.Ф. Рюль и В.Ф. Саблер. Интенсивно развивали трудовую терапию как средство лечения хронических психических больных Н.Н. Баженов, В.И. Яковен- ко и др.
Принципы восстановительного лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями были разработаны в СССР в тридцатые годы нынешнего столетия (Г.Ф. Ланг). Не случайно видный американский кардиолог Рааб обращал в 1968 г. внимание на то, что ежегодно 5 миллионов американцев вынуждены были выезжать за пределы США в зарубежные центры здоровья, в то время как в СССР были тысячи санаториев и курортов — важных этапов реабилитации.

9.1. Цель, задачи и основы реабилитации

Целью реабилитации является оздоровление больного (инвалида) и оказание ему помощи в восстановлении или развитии профессиональных навыков с учетом специфики перенесенной им травмы или болезни. Варианты реабилитации:

  • адаптация реабилитанта на прежнем рабочем месте;
  • реадаптация — работа на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии;
  • работа на новом месте в соответствии с приобретенной новой квалификацией, близкой к прежней специальности, но отличающейся пониженной нагрузкой;
  • при невозможности реализации вышеизложенных пунктов полная переквалификация с последующим трудоустройством на том же предприятии;
  • переквалификация в реабилитационном центре с подысканием работы по новой специальности.
  • Основные задачи реабилитации:

  • ускорение выздоровления;
  • улучшение исходов травмы (болезни), в том числе профилактика осложнений;
  • направленность всех реабилитационных мероприятий на сохранение жизни больного;
  • предупреждение инвалидности или смягчение ее проявлений;
  • возвращение человека к активной жизни, трудовой и профессиональной деятельности;
  • возвращение в общество профессиональных кадров;
  • значительный экономический эффект для общества — вклад кадров, возвращенных в строй, плюс устранение затрат.
  • Таким образом, основные задачи реабилитации заключаются в том, чтобы сделать больного или инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественный трудовой процесс, исходя из того, что трудовая деятельность является не только необходимым социальным условием полноценного существования человека, но и подчас решающим фактором излечения
    Основы реабилитации:

  • биологические — свойства организма человека адаптироваться к новым условиям в результате компенсаторно-восстановительных процессов;
  • психические — стремление человека к полезности для общества, которое выражается в производственной (профессиональной) деятельности и в социально-экономических отношениях;
  • морально-этические — принцип высокого гуманизма, моральный эффект для общества;
  • научно-медицинские — разработка, апробация и внедрение современных достижений медицинской науки и практики в области восстановительного и заместительного лечения;
  • — социально-экономические — полезность для общества, обусловленная профессиональными знаниями, жизненным и производственным опытом, а также экономический эффект реабилитации, значительно перекрывающий необходимые материальные затраты для ее осуществления. Так, по данным медиков США, при некоторых заболеваниях каждый вложенный в реабилитацию доллар возвращается 35 долларами. По нашим данным, 80% больных, перенесших инфаркт миокарда, после реабилитации приступили к трудовой деятельности.
    Реабилитация достигается сочетанным применением реабилитационных мероприятий: медицинских, психологических, физических, педагогических, социальных, трудовых, технических и правовых, составляющих единый комплекс.

    9.2. Медицинская реабилитация

    Основные направления медицинской реабилитации:

  • ранняя диагностика болезни (травмы);
  • своевременная госпитализация;
  • полноценное лабораторно-инструмепталыюе обследование;
  • раннее комплексное лечение (режим, диета, медикаменты и др.);
  • контроль за динамикой болезненного процесса и эффективностью лечения;
  • определение прогноза течения болезни;
  • диспансерное наблюдение за больными после выписки из стационара с проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
  • Таким образом, своевременное и полноценное лечение имеет решающее значение в эффективности реабилитационных мероприятий. Следовательно, лечение и реабилитация — это неразрывные части единого процесса. В связи со сказанным следует напомнить об одном неверном положении, высказанном Г. Раском, который назвал реабилитацию третьей фазой лечения. Речь шла о том, что реабилитация следует после острой фазы болезни и фазы выздоровления. Это положение неверно, так как реабилитационные мероприятия следует начинать как можно раньше, разумеется, с учетом состояния больного.
    Итак, медицинские мероприятия (медицинская реабилитация) объединяют лечебные меры, направленные на восстановление здоровья. Их следует начинать тотчас по выявлении заболевания и проводить комплексно с использованием всех средств, способствующих развитию компенсаторных процессов и приспособительных реакций организма. Медицинские мероприятия в большинстве случаев проводятся на всех этапах реабилитации и нередко надолго сохраняются в плане диспансерного обслуживания.
    В СССР была создана стройная система реабилитации больных и инвалидов, включающая в себя:

  • создание в амбулаторно-поликлиническом звене ряда кабинетов восстановительного лечения (физиотерапии, психотерапии, лечебной физкультуры и др.), объединенных в единый комплекс отделений восстановительного лечения. При многих из них были организованы группы здоровья, которые, кроме реабилитационного, имеют и профилактическое предназначение;
  • в стационарном звене были созданы как самостоятельные реабилитационные отделения, так и специализированные больницы восстановительного лечения для реабилитации определенных контингентов больных. К их числу относятся организованные в послевоенные годы госпитали для восстановительного лечения раненых и инвалидов Великой Отечественной войны. В системе поэтапной реабилитации лиц, перенесших инфаркт миокарда, большое значение принадлежало 24-дневному бесплатному лечению в специально созданных для этой цели санаториях;
  • широкая сеть домов отдыха, санаториев, в том числе специализированных;
  • создание профильных специализированных центров реабилитации (всесоюзные, республиканские), главным образом на базе головных (по проблеме) научно-исследовательских институтов.
  • 9.3. Физическая реабилитация

    Физический аспект реабилитации включает в себя все вопросы, относящиеся к применению физических факторов в восстановительном лечении больных.
    Сюда относятся лечебная гимнастика и другие элементы лечебной физкультуры, интенсивные тренировки, санаторно-курортное лечение идо.
    Физический аспект является частью медицинской реабилитации и предусматривает мероприятия по восстановлению трудоспособности больных путем применения лечебной физкультуры и проведения нарастающих по интенсивности физических тренировок.
    Основное предназначение использования физических факторов — всемерное повышение физической работоспособности больных, инвалидов, лимитированной по болезни или инвалидности.
    В отличие от медикаментозных средств .Использование физических факторов оказывает более широкое воздействие на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы, обмен веществ и газообмен в легких.
    Механизмы положительного воздействия физических нагрузок:

    1. благоприятное влияние на регуляторные системы, что обеспечивает адаптационные процессы и выздоровление;
    2. нормализация нарушенных функций различных органов;
    3. становление, улучшение деятельности компенсаторно-приспособительных механизмов;
    4. тренировка мышц, в том числе сердечной;
    5. нормализация обмена веществ;
    6. улучшение пищеварения, нормализующее влияние на желчеотделение и функцию кишечника;
    7. укрепление защитной функции иммунной системы организма;
    8. психологический эффект, благотворное влияние на эмоциональную сферу человека;
    9. улучшение течения болезни, сокращение сроков лечения.
    10. Пренебрежительное отношение к физическому аспекту реабилитации в прошлом приводило к весьма неблагоприятным последствиям: более затяжному периоду течения болезненного процесса и увеличению частоты осложнений. В результате неоправданно затягивались сроки постельного режима, стационарного лечения и нетрудоспособности больных. Следовательно, увеличивались и экономические затраты. Значительная часть больных была не в состоянии в течение первого года болезни вернуться к трудовой деятельности. У больных развивался страх активных движений, а также другие соматические расстройства, что значительно ухудшало эффективность проводимого лечения.
      Более раннее и широкое применение физических факторов при комплексной реабилитации больных, например, при наличии инфаркта миокарда, улучшает течение болезни, предупреждает развитие ряда осложнений, сокращает сроки стационарного лечения и временной нетрудоспособности и предупреждает развитие инвалидности у большинства больных.
      Применение физических факторов имеет ту особенность, что они эффективны только при адекватном назначении. Неадекватная физическая нагрузка не только бесполезна, но и может вызвать серьезные последствия. В настоящее время существуют точные и надежные методы определения индивидуального темпа, объема физических нагрузок, гарантирующих их эффективность и безопасность. Эти методы позволяют осуществлять контрольную функцию, т.е. получение точной объективной информации о реакции больных на расширение режима двигательной активности и введение новых элементов лечебной физкультуры. «Суть человеческого естества — в движении. Полный покой означает смерть» (Б. Паскаль).
      Некоторые методологические аспекты применения физических нагрузок
      а) Физические нагрузки — часть медицинской реабилитации, составная часть комплекса реабилитационных мероприятий. Одна физкультура без правильного питания, здорового образа жизни, полноценного отдыха, без отказа от алкоголя и курения не может обеспечить хорошее здоровье.
      б) Физическую реабилитацию следует начинать как можно раньше. Говоря о стратегии физического воспитания и развития человека, следует помнить о необходимости преемственности осуществляемых мер на протяжении всех периодов индивидуальной жизни человека. Решать проблему физического воспитания и физического развития населения необходимо с дошкольного возраста, а затем в школах, училищах, институтах, на предприятиях и т.д.
      в) Перед тем как приступить к физическим тренировкам, необходимо пройти серьезное медицинское обследование с использованием различных нагрузок. Ясно, что определение вида и интенсивности физической нагрузки и контроль над ее эффективностью должен взять на себя специалист этого дела — врач. Врач, давая советы, должен учитывать не только фактическое состояние здоровья человека, но и степень его физической подготовленности, тренированности.
      г) Во всякий труд нужно входить постепенно. Не следует сразу перенапрягать свои усилия, а необходимо, входя в работу, развивать свои усилия постепенно.
      д) Необходим контроль за эффективностью использования физических нагрузок. Оценка эффекта или, напротив сигнал к отмене или изменению характера и режима физических нагрузок.
      е) Оптимальный выбор вида, темпа, интенсивности и продолжительности физических нагрузок с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей организма и уровня его тренированности.
      Повышение физической работоспособности с помощью лечебных и физических факторов не является самоцелью. Высокая физическая работоспособность зависит от хорошего состояния здоровья и является необходимым условием сохранения профессиональной активности. Таким образом, существует тесная связь между медицинским, физическим и профессиональным аспектами реабилитации. Применение физических факторов способствует сокращению сроков лечения, т.е. уменьшению экономических заірат на реабилитацию. Установлено благоприятное воздействие физических факторов на психологическое состояние больных. Следовательно, физический аспект реабилитации связан с другими реабилитационными аспектами — экономическим и психологическим.

      9.4. Психологическая реабилитация

      Цель психологической (психической) реабилитации — преодоление отрицательных реакций со стороны психики у больных и инвалидов, возникающих в связи с болезнью или инвалидностью. Конечной целью любых реабилитационных программ является восстановление личностного и социального статуса больного (инвалида). Для достижения этой цели необходим комплексный интегральный подход к больному человеку (инвалиду) с учетом не только клинико-биологических закономерностей болезни, но и психосоциальных факторов, особенностей окружающей его среды.
      Психологический аспект реабилитации имеет у многих больных и инвалидов не меньшее значение, чем физический. Так, например, почти в половине случаев психические изменения и психические факторы являются основной причиной, препятствующей возвращению человека к труду после перенесенного инфаркта миокарда.
      Это вызвано, прежде всего, тем, что течение инфаркта миокарда часто сопровождается психическими нарушениями. Депрессия, «уход в болезнь», страх перед физическим напряжением, уверенность в том, что возвращение на работу может причинить вред сердцу, — все эти психические изменения могут свести на нет усилия кардиолога и методиста по лечебной физкультуре, стать непреодолимым препятствием для восстановления трудоспособности и решения вопросов трудоустройства.
      Однако и при нормальном психическом состоянии особенности личности больного (инвалида), ее установка, характер психологической реакции на болезнь (инвалидность) существенным образом влияют на отношение к врачебным рекомендациям и во многом определяют уровень социальной активности после болезни или инвалидности.
      В свою очередь, психические нарушения оказывают неблагоприятное воздействие на течение основного заболевания, нарушают функционирование различных органов.
      Психологические мероприятия (психологическая реабилитация) неразрывно связаны с медицинскими, так как содействуют еще в период лечения психологической подготовке больного (пострадавшего) к необходимой адаптации, реадаптации или переквалификации при неполном восстановлении его профессиональных навыков.
      Психологическая реабилитация имеет большое значение при подготовке больного к хирургическому вмешательству для вселения в пего веры в способность после операции продолжить трудовую деятельность и восстановить свою социальную полноценность.
      Психопрофилактика и психотерапия облегчают реабилитацию на последующих этапах. Психологическая подготовка пострадавшего более эффективна, если ею занимается специалист — врач-психотерапевт,
      Важнейшие задачи психической реабилитации — всемерное ускорение нормального процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни (инвалидности) жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся болезненных психических нарушений.
      Решение этих задач возможно только на основе глубокого изучения всего диапазона психических изменений в динамике на всех этапах заболевания, природы этих изменений, анализа «внутренней картины» болезни, включая динамику доминирующих переживаний, исследование социально-психологических факторов, определяющих психическое состояние больного (инвалида) в разные сроки от начала болезни.
      Основные психологические факторы, определяющие психическое состояние больных (инвалидов):

    11. характер динамики основного болезненного процесса;
    12. длительность постельного режима и сроков пребывания в стационаре;
    13. характер инвалидности;
    14. психогенное влияние медицинского персонала, семьи, других больных или инвалидов, друзей, родственников;
    15. начало возвращения к трудовой деятельности.
    16. Учет этих факторов и устранение тех из них, которые оказывают отрицательное воздействие, могут оказаться действенным средством психогигиены и психопрофилактики.
      Основные методы психической реабилитации:

    17. различные психотерапевтические воздействия (аутотренинг, гипноз и др.);
    18. психогигиена;
    19. психопрофилактика;
    20. в некоторых случаях — лекарственные препараты психотропного действия;
    21. благожелательная обстановка в семье и коллективе;
    22. эстетотерапия;
    23. физические тренировки;
    24. лечение трудом (трудотерапия).
    25. Трудовая деятельность имеет важное значение для сохранения и укрепления психики больного (инвалида). Так, изучались показатели психического состояния неработающих и работающих инвалидов, у которых до инфаркта миокарда психические нарушения не выявлялись. Разница оказалась разительной. Если среди неработающих инвалидов число лиц с психическими нарушениями составило 90,5%, то среди работающих инвалидов — лишь 13,3%.
      Большое значение в психической реабилитации имеет благожелательная обстановка в семье и коллективе, в том числе и юмор, живительные свойства которого всегда высоко ценились.
      К сожалению, недостаточно внимания уделяется состоянию психического здоровья населения. Довольно часто можно встретить людей, которые непростительно мало заботятся о своем психическом здоровье, а то и вовсе не думают о нем. Только халатностью можно объяснить отсутствие режима в работе и отдыхе, безрассудное отношение ко сиу и свободному времени и злоупотреблению вредными привычками. Разве не халатность это по отношению к своему здоровью и к здоровью окружающих, когда мы повышаем голос, сердимся и ругаемся? К сожалению, основные истины психогигиены далеко не так популярны, как правила сохранения физического здоровья. С одной стороны, люди меньше знакомы с условиями сохранения психического здоровья, с другой — не придают значения тому, что им известно. Все это может привести к развитию психических расстройств.

      9.5. Профессиональный аспект реабилитации

      Первоначально реабилитация отождествлялась с восстановлением трудоспособности, которая, в свою очередь, является критерием эффективности реабилитации. Профессиональный аспект реабилитации шире. Это не просто восстановление трудоспособности, а восстановление профессиональной деятельности. Профессиональный аспект реабилитации следует рассматривать с точки зрения не только восстановления утраченной трудоспособности, но и дальнейшей профилактики возможного ее снижения.
      Успешное восстановление и сохранение трудоспособности является производным многих факторов: правильной экспертизы трудоспособности, систематической вторичной профилактики, а также выполнения программы, направленной на повышение физической и психической толерантности больных (инвалидов).
      В докладе экспертов ВОЗ указывается, что «целью восстановления трудоспособности является не только стремление вернуть больного к прежнему состоянию, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня. Это означает вернуть больному самостоятельность в повседневной жизни, вернуть его к прежней работе или, если это возможно, подготовить больного к выполнению другой работы с полным рабочим днем, соответствующим его физическим возможностям, или подготовить к работе с неполным рабочим днем, или к работе в специальном учреждении для инвалидов».
      В решении этих важнейших задач принимают участие не только клиницисты, по и специалисты смежных областей: профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда, эргономики, трудового обучения и воспитания, трудового законодательства и др. Таким образом, в решении задач профессиональной реабилитации необходим комплексный подход и содружество различных специалистов, среди которых ведущими должны быть клиницисты.
      Трудовые мероприятия (профессиональная реабилитация) заключаются в подготовке инвалидов к трудовой деятельности. Они должны начинаться как можно раньше и проводиться параллельно с медицинскими, психологическими и другими реабилитационными мероприятиями. Еще до получения определенных производственных навыков или переквалификации инвалид (больной) должен быть профессионально ориентирован в основных специальностях и знать требования к избираемой им профессии.
      Трудовая (профессиональная) реабилитация завершается трудовым устройством инвалидов.
      В соответствии с требованиями, предъявляемыми к трудоспособности и трудоустройству, профессия должна:

    26. не усугублять тяжести общего состояния инвалида (больного);
    27. способствовать наибольшим проявлениям способностей инвалида (больного);
    28. обеспечить инвалиду (больному) максимальное удовлетворение;
    29. соблюдать принцип соответствия физической работоспособности инвалида (больного) уровню энергозатрат при данной профессиональной деятельности.
    30. Трудотерапия, несомненно, способствует восстановлению физической работоспособности, оказывая и благоприятное психологическое воздействие на инвалида (больного). Не случайно Целье говорил, что «безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает пашу молодость». А. П. Чехов писал: «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
      Трудотерапия меняет отношения инвалидов с другими людьми, т.е. улучшает его социальную реабилитацию. Различают функциональную трудовую терапию, направленную на восстановление нарушенных функций организма в связи с болезнью, и производственную, подготавливающую больного (инвалида) к трудовой деятельности и помогающую восстановить профессиональные возможности инвалида (больного).
      М.С. Лебединский и В.Н. Мясищев (1966) выделяют несколько сторон лечебного воздействия труда: стимуляция жизненных процессов и повышение сопротивляемости организма; отвлечение от болезненных переживаний; укрепление интеллектуально-волевых качеств в соответствии с условиями и требованиями реальности; повышение психического тонуса инвалида (больного); освобождение его от чувства своей неполноценности и ущербности; восстановление связи инвалида (больного) с коллективом.
      Деятельный образ жизни является одним из средств, стимулирующих умственное и физическое развитие человека. В процессе трудовой деятельности происходит формирование полноценной личности. Бездеятельный образ жизни ведет к слабости, снижению уровня жизненных функций организма.
      Труд должен доставлять радость, не быть обременительным, не приводить к утомлению, соответствовать физическим возможностям организма. При выполнении любой работы высокая работоспособность достигается не сразу. Для этого требуется определенное время, так называемый период врабатываемости. Поэтому во всякий труд надо входить постепенно, как бы набирая темпы. Стремительное начало в работе приводит к преждевременному утомлению. Постоянный труд положительно влияет на организм человека в любом возрасте.
      Некоторые мудрые изречения:
      «Праздность более утомляет, чем труд» (П. Вовернарт);
      «Нет ничего более невыносимого, чем безделье» (Ч. Дарвин);
      «Труд — наилучшее лекарство, нравственное и эстетическое» (Ана- толь Франсе);
      «Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело. Труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного» (К.Д. Ушинский).
      Трудотерапия — важный фактор в системе реабилитационных мероприятий. Ведь часто из-за соматических и психических расстройств человек надолго отрывается от любимой работы и коллектива, начинает забывать ранее приобретенные трудовые навыки. При хронических заболеваниях именно безделье, отрыв от систематической работы являются главными факторами, которые вызывают инертность, безразличие, пассивность, отход от друзей. Задачей и целью трудотерапии яв- ниются не дать больному (инвалиду) возможность впасть в безделье, нос становить его активное отношение к труду и вновь создать начинающие утрачиваться стереотипы трудовой деятельности с их комплексом социальных связей. Целесообразная работа в коллективе помогает найти обратный путь в коллектив и общество. Активный и разнообразный режим дня способствует еще и тому, что тускнеют и становятся менее актуальными мотивы, определяющие, поведение больного (инвалида), то есть болезненные переживания и явления.
      Великий отечественный педагог К.Д. Ушинский писал: «Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья».

      9.6. Другие аспекты реабилитации

      Педагогические мероприятия в большинстве случаев относятся к детям и подросткам с врожденными или приобретенными дефектами. Для их обучения и воспитания была создана сеть специализированных учреждений.
      Технические мероприятия (техническая реабилитация) предусматривают применение достижений научно-технического прогресса для восстановления функциональной полноценности организма инвалида (больного) и для включения его в общественно полезный труд. Практически технические средства широко используются на всех этапах восстановительного процесса. Особенно велика роль их при повреждениях опорно-двигательного аппарата (протезирование, различные средства передвижения ит. п.).
      Правовые мероприятия реализуют гарантии, обусловленные Конституцией России. Наряду с этим инвалидам обеспечены дополнительные гарантии, например, нуждающимся в облегченных условиях труда предоставляется работа в соответствии с трудовой рекомендацией ВТЭК.
      Социальный аспект реабилитации — это часть единого целого, каким является комплексный процесс реабилитации, и его следует, конечно, рассматривать во взаимодействии с другими аспектами реабилитации. Медицинская, профессиональная и техническая реабилитация, вместе взятые, обеспечивают социальную реабилитацию больного (пострадавшего), восстановление его нормальных отношений в обществе, в первую очередь в сфере труда. В результате преодолевается связанное с инвалидностью чувство социальной неполноценности, устраняется сосредоточение инвалидов всего внимания на своем увечье или болезни, он обретает веру в собственные силы.

      Социальный аспект реабилитации предусматривает изучение влияния социальных условий на болезнь (травму), выявление механизмов их действия, что дает возможность устранить причины, мешающие эф- елективному восстановлению личности обществе. В социальный аспект реабилитации входят многие вопросы: влияние социальных факторов на развитие и последующее течение болезни, на эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий, социальное обеспечение инвалидов, наличие свободных трудовых мест, вопросы трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношения больного (инвалида) и общества и т. д.
      Социальный аспект реабилитации предусматривает и применение социальных методов воздействия на больного (инвалида) для успешного восстановления личности, как социальной категории, путем организации соответствующего образа жизни, устранения воздействия социальных факторов, мешающих успешной реабилитации, восстановлению или усилению социальных связей. В решении задач социальной реабилитации особенно велика роль государства.
      Экономический аспект реабилитации. Эффективная реабилитация, как это уже установлено, по отношению ко многим болезням и травмам снижаст расходы государства на лечение и социальное обеспечение за счет сокращения сроков лечения, предотвращения нетрудоспособности, уменьшения размеров и количества пособий по инвалидности, сохранения опытных квалифицированных профессиональных кадров.
      Так, например, японцы давно уже выяснили, как полезны для производства хорошая физичсская подготовленность и здоровье рабочих. На предприятиях организованы перерывы для физических упражнений. В свободное от работы время рабочие посещают оздоровительные центры. Учитывая такое внимание к физической подготовленности рабочих, нетрудно понять, почему производительность труда в Японии самая высокая в мире.
      В настоящее время специальные оздоровительные программы применяются и на предприятиях США. С 1979 по 1982 г. в такие программы было вложено около 2 млрд. долларов. Эти программы используются для повыше:іия тонуса людей в рабочее время. Но оказалось, что эти мероприятия также улучшают и отношение к работе, уменьшают текучесть кадров, снижают расходы на нетрудоспособность и страховые выплаты. После введения оздоровительной программы в компании «Пру- денчшэл» уровень временной нетрудоспособности упал на 59%, что за год дало 248 ООО долларов прибыли.

      9.7. Этапы реабилитации

      Всемирная организация здравоохранения предложила следующую классификацию фаз реабилитации:
      а) больничная фаза, начинающаяся с момента поступления больного (пострадавшего) в стационар;
      б) фаза выздоровления (реабилитационные мероприятия выполняются в центрах реабилитации, поликлиниках, санаториях);
      н) фіш поддерживающая, которая длится всю жизнь и проводится при длительном диспансерном наблюдении.
      В рамках каждой из этих фаз решаются в том или ином объеме задачи каждого вида реабилитации. Эффективность всей системы реабилитации больных определяется тем, насколько успешно будут решаться задачи каждой из фаз реабилитации. При этом от того, какие задачи ставятся перед каждой из фаз реабилитации, зависят продолжительность фазы и ее организационная структура.
      Целью больничной (стационарной) фазы реабилитации является восстановление физического и психологического состояния здоровья настолько, чтобы больной был подготовлен к проведению второй фазы реабилитации.
      По завершению больничной фазы реабилитации больной оказывается подготовлен к выполнению программы фазы реабилитации — фазы выздоровления. Выполнение этой программы оптимально осуществлять в специализированных реабилитационных отделениях местных санаториев, являющихся по своим задачам и оснащенности загородными реабилитационными центрами. Эта фаза реабилитации является, по существу, рубежом между периодом, когда человек находится в статусе больного и возвращением его в семью, к активной деятельности. Основная цель второй фазы реабилитации — — подготовить больного к активной жизни — возвращению в семью, к рациональной перестройке жизненного уклада, изменению некоторых привычек, к систематическому проведению профилактических мероприятий, включая вторичную профилактику. Задачи физического, физиологического и других аспектов реабилитации решаются в этой фазе на новом, по сравнению с больничным этапом, уровне.
      По завершении фазы выздоровления больной вступает в третью (поддерживающую) фазу реабилитации, целью которой является поддержание достигнутого уровня физической работоспособности с некоторым ее увеличением у ряда больных, завершение психологической реабилитации уже в условиях возобновления его социальной жизни и предупреждение прогрсссирования заболевания. Решение всех задач третьей фазы реабилитации возможно только при отработке организационной структуры се в условиях районной поликлиники.
      Во второй и третьей фазах реабилитации следует энергично проводить мероприятия вторичной профилактики, которая включает в себя борьбу с первичными факторами риска, играющими роль в возникновения данного заболевания. Основная задача вторичной профилактики — предупреждение прогрессирования заболевания, его рецидивов и развития осложнений. Составными частями вторичной профилактики являются: лечебная физкультура, лечебное питание, физиотерапевтические процедуры, медикаментозное лечение и др.

      Единая система борьбы с хроническими заболеваниями должна быть построена по типу последовательности и преемственности этапов: первичная профилактика — распознавание болезней, лечение их — реабилитация — вторичная профилактика. Эффективность реабилитационных и профилактических мероприятий обусловлена тесным контактом (пре- емственностыо) врачей больницы, реабилитационного центра, поликлиники, санатория. Практика показала, что использование реабилитационных мероприятий наиболее эффективно тогда, когда они проводятся в системе диспансерного наблюдения.
      Государственные структуры должны субсидировать научные исследования по созданию новых высокоэффективных реабилитационных программ, материально-техническую базу, обеспечивающую проведение реабилитационных мероприятий, систему наблюдения.

      9.8. Основные принципы реабилитации

      К их числу относятся:
      а) Реабилитация больных (инвалидов) — это многоплановый, неразрывный процссс — единый комплекс лечебных, реабилитационных, профилактических и оздоровительных мероприятий. Реабилитация находится в органической связи с профилактикой заболеваний и составляет с нею единое целое. Действительно, в случае угрозы инвалидности реабилитационные мероприятия, применяющиеся в комплексе с лечебными, являются профилактикой инвалидности, а при ее наличии — становятся первым этапом борьбы с нею. Данный принцип отражает единство лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.
      Во-первых, ранняя диагностика заболеваний, выявление начальных форм заболеваний, лежащих в основе диспансеризации, являются основой наиболее эффективных реабилитационных мероприятий. Во- вторых, учет и динамическое наблюдение за лицами с хроническими заболеваниями или последствиями травм — важное условие для решения задач реабилитации.
      б) Необходимость использования комплекса различных реабилитационных мероприятий с участием медицинских работников, психологов, педагогов, специалистов физической культуры, юристов и др.
      в) В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов реабилитации и длительностью лечения.
      г) Реабилитация предполагает использование единых методических и организационных подходов к решению таких вопросов, как установление степени нарушений функций органов и систем организма, определение трудоспособности и трудового прогноза, разработка плана восстановительных мероприятий.
      д) Как можно раннее начало реабилитационных мероприятий, которые должны быть неотъемлемой частью лечебных мероприятий, органически их дополнять.
      е) Выбор реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего и возвращение его в коллектив, к основному общественно полезному труду. Разумеется, что выбор осуществляется с учетом состояния больного (инвалида), характеристики и тяжести болезненного процесса и переносимости того или иного реабилитационного воздействия.
      ж) Реабилитационные мероприятия должны осуществляться непрерывно, последовательно и преемственно.
      з) Важным условием эффективности реабилитации больных (инвалидов) является се индивидуальность. В реализации этого положения решающая роль принадлежит врачебно-трудовой экспертизе, во время которой устанавливается степень функциональной недостаточности и трудоспособности. В зависимости от состояния больного (инвалида) в динамике вносятся соответствующие коррективы в объем реабилитационных мероприятий. Реабилитация, если речь идет об инвалиде, рассматривается как непрекращающийся процссс, так как он нуждается в постоянном медицинском наблюдении и социальной защите.
      и) При составлении плана реабилитационных мероприятий следует учитывать индивидуальные особенности личности реабилитируемого и течения у пего болезненного процесса, втом числе его психосоциальные, биологические особенности и связи с трудовым коллективом, возраст, образовательный ценз, специальность, ссмсйио-бытовую обстановку.
      к) Планируя реабилитационные мероприятие, необходимо соблюдать соответствующие санитарно-гигиенические рекомендации, особенно при проведении трудотерапии и профессиональной подготовки, .требования по охране труда, санитарно-эпидемиологические нормы н условия лечебно-профилактической помощи.

      9.9. Некоторые аспекты реабилитации инвалидов

      По данным ООН, в мире каждый десятый житель планеты — инвалид.
      В энциклопедическом словаре реабилитация инвалидов рассматривается как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов». Как видно из этого определения, в понятие «реабилитации» входят: функциональное восстановление или компенсация того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида.
      Патологические процессы, развивающиеся в результате болезни, с одной стороны, нарушают целостность и естественность функционирования организма, а с другой — вызывают у инвалида комплексы психологической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью, а подчас и антисоциальными установками.
      Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения и последующих коррекций, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество — первостепенная государственная задача.
      В декларации ООН о правах инвалидов (1975 г.) говорится: «Инвалиды имеют все права на уважение их человеческого достоинства, па образование, профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности, па максимальное проявление своих возможностей и способностей, па ускорение процесса их социальной интеграции».
      Любая патология, которая привела человека к инвалидности, независимо от вызвавшей ее причины и нозологической формы непременно отражается па двигательной функции. Малоподвижность инвалида приводит к гипокинезии и гиподинамии, проявляющиеся целым рядом негативных последствий: снижение функциональных возможностей и работоспособности, нарушение социальных связей и условий самореализации, потеря бытовой и экономической независимости, что, в свою очередь, вызывает стойкий эмоциональный стресс. Поэтому борьба с гипокинезией — это избавление от ряда негативных изменении всех органов, это профилактика ряда заболеваний, это также становление адаптации инвалидов к жизни и профессиональной деятельности.
      Привлечение инвалидов к занятиям физкультурой и спортом — наиболее целесообразное реабилитационное мероприятие. Активная физическая культура — это средства, приемы и методы физического воспитания для формирования у инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развития и совершенствования физических, психических, функциональных и волевых качеств и способностей, позволяющих им обрести самостоятельность, бытовую и психологическую независимость, совершенствоваться в профессиональной деятельности, уметь отдыхать.
      Помимо основных принципов реабилитации при проведении реабилитационных мероприятий у инвалидов необходимо соблюдать принцип партнерства — включение самого инвалида и членов его семьи в лечебно-восстановительный процесс, привлечение их к участию в восстановлении тех или иных функций и социальных связей.
      К числу наиболее распространенных врожденных пороков развития относятся: умственная отсталость, дефекты зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, причем эти пороки развития нередко сочетаются.

      Особенности реабилитации детей с умственной отсталостью

      Распространенность этого порока развития в разных странах достигает 1—3%. Принято считать, что до 75% всех случвев умственной отсталости обусловлено генетическими факторами. Эти лица нуждаются в специальных методах воспитания и обучения. Очевидно, что характер реабилитационных мероприятий зависит от глубины умственного недоразвития. Так, лица с относительно не глубоким интеллектуальным недоразвитием могут обучаться по специальной школьной программе и получить доступные профессиональные навыки. В то же время у лиц с глубокой умственной отсталостью невозможны ни школьное обучение, ни профессиональная ориентация. По данным ряда исследователей, занятия физической культурой способствуют улучшению психического развития детей и инвалидов.

      Особенности реабилитации при дефектах зрения и слуха

      Свыше 40 млн. человек во всем мире и более 500 тыс. в США оцениваются юридически как слепые (незрячие), и каждый год теряют зрение еще миллион человек. Ведущая роль в происхождении врожденных дефектов зрения и слуха принадлежит генетическим факторам. Степень выраженности дефекта зрения или слуха имеет большое значение для возникновения вторичных нарушений развития ребенка (расстройства нервно-психического развития). При небольшом дефекте слуха — тугоухости существует возможность нарушения самостоятельного овладения речью, а полная глухота при отсутствии специального обучения обычно приводит к немоте.
      При слепоте и глухоте задерживается развитие навыков общения, нарушаются формирование предметных представлений (из-за отсутствия контакта, общения) и развитие эмоциональной сферы. Оба вида нарушений требуют соответствующей коррекции. Общие закономерности дефектов зрения и слуха: недоразвитие способностей к приему, переработке, хранению информации и недостаточность словесного опосредования. В результате возникает тенденция к определенному замедлению темпа развития мышления, в частности процессов обобщения и отвлечения. К числу мероприятий коррекции при дефектах зрения и слуха основная роль принадлежит стимуляции развития остаточного слуха и зрения.
      У слепых часто имеет место гипокинезия (гиподинамия), поэтому попятно большое значение адаптивной физической культуры. Обучение слепых детей и их родителей проводится на специальных курсах обучения по программам:

    31. академической (получить образование);
    32. профессиональной (помочь слепым подготовиться к трудовой деятельности);
    33. самосовершенствование (изучение для внутреннего удовлетворения и радости).
    34. Особенности реабилитации при дефектах нижних конечностей

      Из всех нуждающихся в профессиональной реабилитации 70% — лица с дефектами опорно-двигательного аппарата.
      Реабилитация лиц с дефектами опорно-двигательного аппарата не должна ограничиваться только медицинскими и физическими реабилитационными мероприятиями, но также должна включать коррекцию нервно-психических расстройств, которые, в свою очередь, могут отразиться на формировании интеллектуального развития. У этих индивидов нередко отмечается склонность к невротическим расстройствам. Причинами этих расстройств являются: двигательная недостаточность и сверхопека при воспитании. Система коррекционного воспитания и обучения, формирующая у инвалида чувство своей нужности, полезности в известной степени препятствует возникновению личностных качеств, связанных с ощущением своей физической неполноценности. Этому способствуют, в частности, социальные программы (системы) воспитания и обучения.
      Потеря нижней конечности (конечностей) приводит к снижению трудоспособности и двигательной активности (гипокинезия, гиподинамия), нарушениям обмена веществ и функционального состояния центральной нервной системы, является серьезной психологической травмой и стрессорным фактором. Гипокинезия и расстройства обмена углеводов и липидов (повышение содержания холестерина в крови). Наиболее выраженные нарушения отмечаются со стороны аппаратов кровообращения и дыхания (снижение сократительной функции сердца, тенденция к повышению артериального давления и др.). Следовательно, у этой группы инвалидов имеется высокая угроза развития таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца. Адаптивная физическая культура способствует формированию нового функционального состояния (специальной системы адаптации), характеризующегося приспособлением к дефекту, компенсацией нарушенных функций внутренних органов, нормализацией обмена веществ, психической и эмоциональной деятельностью, предупреждением развития различных заболеваний.
      Эффективность физических тренировок обусловлена структурой движений, последовательностью, регулярностью, частотой и продолжительностью занятий, интенсивностью выполнения физических упражнений, индивидуальным подходом к выбору их, оптимальным режимом отдыха.
      В экономически развитых странах подсчитано и доказано, что средства, вложенные в инфраструктуру, адаптированную для нормальной жизни инвалидов, полностью себя оправдывают. При этом не только уменьшаются затраты на лечение инвалидов и сокращается число людей, вынужденных отрываться от основных видов деятельности, ухаживая за заболевшими родственниками, но и более эффективно используется трудовой потенциал самих инвалидов, повышается их жизненный уровень. Кроме того, резко снижается социальная напряженность, создается благоприятная морально-психологическая обстановка в обществе.

      Контрольные задания

    35. Определение целей и задач реабилитации.
    36. Задачи и содержание медицинской реабилитации.
    37. Задачи и содержание физической реабилитации.
    38. Задачи и содержание психологической реабилитации.
    39. Содержание профессиональной реабилитации.
    40. Характеристика этапов реабилитации.
    41. Основные принципы реабилитации.
    42. Особенности реабилитации инвалидов.
    43. aupam.ru