Природа аутизма

На пути к познанию природы аутизма

Аутизм – нарушение развития, проявляющееся с рождения или в первые два года после него. Внешне большинство аутичных детей вполне нормальны, но все время заняты странной и разрушительной деятельностью, существенно отличающейся от занятий обычных детей. В менее тяжелых случаях ребенку ставится диагноз «общего нарушения развития» (Pervasive Developmental Disorder,PDD) или синдрома Аспергера.

Такие дети нормально разговаривают, но имеют «аутистические» социальные и поведенческие проблемы. Наиболее частый и ранний признак аутизма ? отставание в речевом развитии. Часто врачи говорят, что надо просто подождать, что мальчики начинают говорить позже девочек и т.д. В результате аутизм диагностируется с опозданием и теряется возможность обучения ребенка в годы, когда он наиболее обучаем.

На протяжении достаточно длительного периода развития человеческого общества аутизм встречался весьма редко – несколько детей на 10 000. Начиная с 90-х годов прошлого века, его частота стала резко возрастать. Сегодня она увеличилась на порядок – до 60 детей на 10 000. Среди мальчиков частота аутизма в 4 раза больше, чем среди девочек. В 2007 году, по данным Центра контроля заболеваний, число детей с диагнозом аутизм составило 1 на 150 детей. В Великобритании оно еще больше и составляет примерно 1 на 80 детей.

Ранее считалось, что аутизм – судьба, и с ним нужно смириться. Сегодня, однако, появляются методы лечения, дающие обнадеживающие результаты, и чем раньше начинается лечение, тем они лучше.

В наше время многие дети с аутизмом посещают обычную школу и нуждаются в минимальной помощи, хотя имеют очень ограниченные возможности для общения и адаптации в обществе.

Интервью на эту тему удалось взять у Михаила Плeтникова, MD, PhD, заведующего лабораторией нейробиологии и нейроиммунологии поведения, профессора психиатрии и нейробиологии медицинской школы Университета им.Джонса Хопкинса (Балтимор, штат Мэриленд, США).

Какова природа увеличения частоты аутизма?

Какие сегодня доминируют представления о природе аутизма?

Какова роль генов в аутизме?

Если происходит повреждение мозга при аутизме, то как?

Mы пока плохо понимаем, как проиcxодит повреждение мозга. Мы знаем, что аутизм ? это болезнь, скорее всего, связанная с неправильной работой генов, отвечающих за развитие. Как и какое влияние на эти процессы оказывает среда, пока не очень понятно, хотя недостатка в гипотезах нет. Есть данные, что во 2-м триместре беременности такие факторы, как стресс или вирусная инфекция у матери, могут взаимодействовать с генами, предрасполагающими к аутизму, и стимулировать его развитие.

Факторы иммунной системы могут оказывать различные влияния на развитие мозга. Один вариант ? прямое воздействие цитокинов на нервные клетки как факторов роста, а иногда как вредоносных факторов, по-видимому, в зависимости от продолжительности самого воздействия и/или его дозы.x`

Иной (но не противоречащий первому) вариант может включать механизмы, связанные с ролью иммунных факторов в созревании нервных клеток, когда эти факторы участвуют в удалении синаптических окончаний, произведенных в избыточном количестве.

Но роль иммунной системы при аутизме только начинает изучаться.

Что в этой области уже сделано и чего можно ожидать в ближайшем будущем?

Как клинический феномен болезнь достаточно хорошо описана, но патогенез ее остается непонятным.

Огромные финансовые и исследовательские ресурсы сейчас направлены на 1) поиски генов и генетических мутаций, специфических для аутизма; 2) описание патологии мозга у пациентов с использованием как прижизненных методов исследования, таких как Позитро?нно-эмиссио?нная томогра?фия (ПЭТ) или Магнитно-резонансная томография (МРТ), так и более подробным изучением нейропатологии.

Новые факты свидетельствуют, что они имеют много сходных механизмов и общих патологических основ.

dislife.ru

Аутисты не испытывают потребности общения с другими людьми, избегают прямого контакта и стремятся находиться в одиночестве, имеют проблемы понимания эмоций других людей или говорят только о своих эмоциях. До 40% из них не говорят на протяжении всей жизни, либо повторяют сказанные другими слова (эхолалия), могут не понимать жесты. Часть из них могут говорить обычно, но слушать других они могут с трудом. Аутисты могут повторять одно и то же действие снова и снова. Они хотят, чтобы в окружающем мире ничего не менялось, и события всегда происходили в привычном порядке. Даже незначительное изменение в нем их расстраивает.

При том, что среди страдающих аутизмом встречаются лица с гениальными способностями в одной из областей человеческой деятельности (музыка, живопись, др.), многие не имеют простейших бытовых и социальных навыков и проявляют разной степени умственную отсталость. Более половины имеют IQ ниже 50 баллов, и только две трети – более 30 баллов. Имеются данные, что базовые показатели владения языком, включая словарный запас, у некоторых аутистов с возрастом могут быть не хуже, чем у обычных людей, а иногда даже лучше. Однако, по мнению большинства специалистов, способности аутистов просто переоцениваются.

Какова природа увеличения частоты аутизма?

Вопрос увеличения частоты аутизма остается спорным, и до сих пор не установлено точно, связано ли оно с улучшением диагностики или истинным возрастанием числа больных.

Какие сегодня доминируют представления о природе аутизма?

Аутизм рассмaтривается как одно из самых наследуемых генетических заболеваний. Это болезнь развития мозга, которая начинается задолго до рождения.

Какова роль генов в аутизме?

Несмотря на тот факт, что наследственная природа аутизма не вызывает сомнения, поиск генов, изменения в которых смогли бы объяснить большинство его случаев, пока остается малоуспешным. Более того, довольно большое количество генов, которые были первоначально ассоциированы с аутизмом, оказались также вовлеченными и в другие заболевания, такие как эпилепсия, умственное недоразвитие, а также шизофрения и маниакально-депрессивный психоз.

Если происходит повреждение мозга при аутизме, то как?

Что в этой области уже сделано и чего можно ожидать в ближайшем будущем?

Как ни странно, но мы только начинаем по-настоящему изучать биологию аутизма.

Огромные финансовые и исследовательские ресурсы сейчас направлены на 1) поиски генов и генетических мутаций, специфических для аутизма; 2) описание патологии мозга у пациентов с использованием как прижизненных методов исследования, таких как Позитро?нно-эмиссио?нная томогра?фия (ПЭТ) или Магнитно-резонансная томография (МРТ), так и более подробным изучением нейропатологии.

Мне представляется, что именно на этих направлениях мы можем ожидать каких-либо принципиально новых знаний об аутизме. Например, то, что называется количественное разнообразие повторяющихся последовательностей в геноме, как оказалось, встречается гораздо чаще при спорадических случаях аутизма по сравнению с семейными.

Уже сейчас мы начинаем понимать, что психические болезни ? это болезни развития мозга.

Может быть, более глубокое понимание аутизма приведет к тому, что и другие болезни станут менее загадочными, а также к тому, что терапия, направленная на общие патологические изменения, может оказаться полезной для целого ряда заболеваний, которые сейчас рассматриваются как совершенно разные нозологии.

(Интервьюировал главный редактор медицинской газеты «Medicus Amicus» Н. Яблучанский)

www.medicusamicus.com

Природа аутизма

Сейчас все больше исследований говорит о том, что аутизм – не только психическое заболевание (не бывает симптомов без причины), но в первую очередь – нарушение обмена веществ. Некоторые исследования показывают, что у аутистов в пищеварительном тракте не разлагаются два белка, которые находятся в молоке и пшенице – казеин и глютен, соответственно. У нормальных людей эти белки разлагаются на составляющие и усваиваются, а у аутистов превращаются в опиаты – то есть, наркотики – и в таком виде всасываются в кровь. Понятно, почему аутисты странно себя ведут – чего можно хотеть от человека, который постоянно находится под наркотическим кайфом? Понятно также, почему многие из них имеют патологическое пристрастие к молочному и мучному – это не выбор любимой еды, а наркотическая зависимость.

Многие родители, не дожидаясь окончания исследований, сажали детей на бесказеиновую и безглютеновую диету, зачастую с удивительными результатами – дети показывали значительное улучшение, а иногда избавлялись от диагноза. Однако, чтобы диета подействовала, она должна быть абсолютно строгой – даже небольшие количества глютена или казеина могут отбросить ребенка назад. Известны случаи, когда ребенок на диете лучшал, потом по недосмотру родителей находил печенье, съедал его, и опять пару дней бился головой об стену, крутил колесики у машинки и не реагировал на собственное имя. (см. Диета, витамины, пищевые добавки)

Причиной того, почему у аутистов всасываются в кровь нерасщепленные пептиды, возможно, является нарущение герметичности кишечника. Проще говоря, у многих аутистов есть нарушения в стенках кишечника: язвы, повреждения кишечных ворсинок и др. Через эти поврежденные стенки кишок и попадают в кровоток нежелательные пептиды. Ситуацию усугубляет часто встречающийся у аутистов дисбактериоз в кишечнике: большое количество дрожжеобразных грибков (кандиды), различных патогенных бактерий, и, наоборот, малое количество или отсутствие полезных бактерий (бифидо- и лактобактерий). Для лечения стенок кишок применяют комплексное лечение: борются с кандидой, дают пробиотики (бифидо- и лактобактерии), витамины и минералы. Сейчас также применяют пищеварительные ферменты, которые, с одной стороны, расщепляют пептиды из пищевых продуктов, не давая им попадать в кровь и оказывать наркотический эффект, а с другой стороны, способствуют заживлению повреждений в стенках кишечника. (см. Диета, витамины, пищевые добавки)

Борьба с кандидой эффективна и по другой причине. Дрожжеобразные грибки тоже могут способствовать аутистическому поведению: определенный пептид, являющийся остатком жизнедеятельности дрожжей, также аналогичен сильному психотропному средству. У аутистов его концентрация в крови достигает абнормальной высоты. Поэтому многим аутистам помогают антигрибковые средства (нистатин и др.) и бездрожжевая диета. (см. Диета, витамины, пищевые добавки)

Причина повреждения стенок кишечника у аутистов точно не выяснена, но существуют мнения, что они вызываются вирусами (в том числе вирусами краснухи и кори, которые попадают в организм в результате прививок, а также вирусом герпеса и цитомегаловирусом). Антивирусная терапия тоже помогает многим детям. (см. Методы лечения)

Другая точка зрения – что нарушения обмена, ведущие к аутизму, вызываются отравлением тяжелыми металлами, особенно ртутью (из прививок, из “серебряных” пломб у ребенка или у матери во время беременности). Ртуть известна как сильный токсин, в том числе влияющий на мозг и нервную систему, а также на механизмы обмена. Проведение хелатирования (очищения организма от ртути) дает очень положительный эффект для многих детей, вплоть до полного выздоровления, но надо отметить, что хелатирование – трудное и рискованное дело, поскольку ртуть, вытягиваемая хелат-агентами из органов и мозга, при неправильной схеме лечения может не выходить из организма, а перераспределяться в нем, вызывая дополнительные токсические эффекты. (см. Методы лечения)

Пищевые аллергии тоже играют свою роль в ненормальном поведении. Анализы крови на аллергию к определенным пищевым продуктам помогают выяснить, что именно надо удалить из рациона аутистов, и во многих случаях после этого поведение и контакт с миром значительно улучшается. (см. Диета, витамины, пищевые добавки) При этом многие родители, проводившие с детьми хелатирование сообщают, что чем дольше они проводят хелатирование, тем большее количество продуктов ребенок оказывается способен переносить без аллергий.

С точки зрения поведения, аутизм характеризуется несколькими основными проблемами: отсутствием интереса к общению, затрудненным обучением, агрессией, аутостимуляцией. Существуют методики обучения, которые специально нацелены на преодоление определенных проблем. Наиболее известная из них, “Прикладной анализ поведения” (applied behavior analysis, ABA) обучает детей жизненным и школьным навыкам, которые они не могут освоить естественным путем, а также уменьшает количество нежелательных (агрессивных, аутостимулирующих и др.) поведений. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др, разбиваются на мелкие блоки, каждый блок отрабатывается с ребенком отдельно, а потом соединяется в цепь с предыдущим и последующим. По отзывам родителей, эта методика чрезвычайно действенна. Другой подход, который называется Floor time (что-то вроде “игровое время”) пробуждает интерес к общению: терапист пытается принять участие в том, чем занимается ребенок, используя интересы ребенка, даже патологические, для установления с ним контакта.

Лично мне наиболее перспективным кажется третий подход, развитие межличностных отношений, который активно, с помощью специально придуманых игр и упражнений, пробуждает в аутичном ребенке интерес к другим людям, а затем последовательно проводит ребенка через все стадии обучения общению, через которые самостоятельно и в более младшем возрасте проходит нормальный ребенок: сначала позволяет почувствовать радость от общения, заинтересоваться другими людьми, потом научиться координировать свои действия с другими, потом – научиться понимать их точку зрения, потом научиться завязывать и поддерживать дружбу. (см. Педагогические методы)

Применение этих методик, особенно в комбинации с диетой и прочими терапиями, особенно в ранних возрастах, дают не только улучшения для большинства детей, но даже случаи полного излечения. Существует (по-английски) и база данных о детях, которые “сбросили диагноз” аутизма и о методах, которыми их лечили.

Существует много англоязычных сайтов и форумов, где родители обсуждают вопросы, которые возникают при лечении детей вышеназванными методами. В разделе Форум я помещаю некоторые посты из этих форумов (в переводе на русский). Там же можно задавать вопросы, на которые я, если сумею, отвечу, а если не сумею, то могу с вашего разрешения вывесить их на англоязычный форум и попросить ответить более опытных родителей.

Существует также много книг о причинах аутизма. Здесь я приведу перевод (пока неполный) первой главы из книги Жаклин Мак-Кендлесс “Дети, у которых голодает мозг”. Д-р Мак-Кендлесс – доктор с 30-летним стажем, столкнувшаяся с аутизмом, когда ее внучке поставили диагноз. После этого Мак-Кендлесс занялась биомедицинской стороной аутизма, стала лечить свою внучку, а потом и других пациентов, и через несколько лет написала эту книгу. Поскольку Мак-Кендлесс – врач, ее свидетельство обладает особой ценностью.

lechenieautizma.org

Природа аутизма по Мерцениху

Природа аутизма по Мерцениху

Мерцених решил, что ему нужно вернуться к научной работе, чтобы лучше понять природу аутизма и многочисленные задержки в развитии, связанные с ним. Он считал, что для этого необходимо прежде всего создать «аутистичное животное» — животное, у которого будут те же нарушения в развитии, что и у детей-аутистов. Тогда он сможет изучить его и попытаться вылечить.

Когда Мерцених начал думать о том, что он называет «детской катастрофой» аутизма, ему пришло в голову, что, возможно, в этом случае что-то идет не так в младенческом возрасте, то есть в тот период, на который приходятся наиболее важные критические периоды, наивысшая пластичность мозга и максимально активное его развитие. Однако аутизм — это, главным образом, наследственное расстройство. Если один из однояйцевых близнецов страдает аутизмом, то его вероятность у второго близнеца равна 80–90 процентам. В случае разнояйцевых близнецов, когда один из них аутист, у второго, не страдающего аутизмом, все же бывают проблемы с речью и социальными взаимодействиями.

Тем не менее число случаев аутизма растет с ужасающей скоростью, что не может объясняться исключительно генетикой. Когда около сорока лет назад это расстройство впервые получило признание в качестве самостоятельного диагноза, оно наблюдалось примерно у одного человека из 5000. Сегодня — у одного из 15 человек! Это увеличение вызвано отчасти тем, что аутизм устанавливают лучше, чем раньше, кроме того, у некоторых детей признают «легкий аутизм» ради обеспечения государственной финансовой помощи на их лечение. «Однако, — говорит Мерцених, — даже с учетом всех поправок, наблюдается трехкратное увеличение числа случаев аутизма за последние пятнадцать лет».

Мерцених пришел к мысли, что существует вероятность влияния факторов окружающей среды на рефлекторные дуги таких детей, вызывающего раннее завершение критических периодов до полной дифференциации карт мозга. При рождении наши проекционные зоны мозга напоминают «черновые наброски», или схематичные чертежи, лишенные деталей и недифференцированные. В сенситивные периоды, когда под действием первого жизненного опыта формируется структура карт нашего мозга, черновой набросок становится детализированным и дифференцированным.

med.wikireading.ru

Рассуждения о природе аутизма

Дорогие друзья. Мир имеет дело с новым, малоизученным недугом, причина которого неизвестна, и который стремительно распространяется. Дети с аутизмом рождаются у здоровых родителей (заявления о генетической природе аутизма преждевременны, нет никакой официально признанной причины заболевания), старшие братья и сестры аутят чаще всего – здоровы. Потому в семьях, когда узнают диагноз младшенького – шок и в первые месяцы неверие что такое может быть. Многие семьи тут же распадаются из-за взаимных обвинений родителей: «У нас в роду таких не было, это от тебя». Распадаются и оттого, что воспитывать аутичных детей безумно тяжело. Это огромный физический и моральный труд.

Еще пару лет назад по статистике в Канаде , где я живу, на каждые 155 детей был один аутист, сейчас – один на 88. В каждой канадской школе нынче работает кучка ассистентов, которые сидят на уроках с этими детьми, по школам кочует с консультациями для учителей «аутистик тим» – команда специалистов, которая обучает педагогов как общаться с этими необщительными детьми. Заходишь в школу, и видишь учителя, который во время уроков гуляет с аутятами по коридору, потому, что в силу своей гиперактивности, они не могут высидеть долго в классе.

К сожалению, аутизм – это инвалидность. Да, есть, конечно, такие аутисты, которых называют савантами – дети с необычными способностями, как Соня Шаталова , пишущая замечательные стихи. Но как среди здоровых детей редки гении, так и среди аутистов далеко не все саванты. По статистике, в Северной Америке лишь один из шести аутистов во взрослом возрасте может устроиться на работу. Остальные нуждаются в постоянном уходе. Многие аутисты совсем не умеют говорить. Прибавьте к этому неумение и нежелание общаться. Этим людям с трудом даются навыки самообслуживания. И, скажем честно, их никто нигде не хочет: таких детей выживают из садиков, из школ, у них нет друзей. И не потому, что они плохие, а, скорее, потому, что человек из чувства самосохранения не любит ничего аномального, отторгает его на инстинктивном уровне.

Интернет-форумы для родителей детей с задержкой в развитии (там сидят мамы детей с синдромом Дауна, аутизмом, умственной отсталостью, гиперактивностью и пр.) полны слез, тоски, отчаяния с одной стороны и героической готовности бороться каждый день и час – с другой. Они дают друг другу советы, они консультируются насчет прописанных лекарств, они поддерживают тех, у кого мелькают мысли о суициде.

Но таких, кстати, мало. Каждый родитель осознает: а что будет с ребеноком, если меня не станет? Психушка?

Помню, читала комменты одной мамы шестилетнего аутиста. Она писала, что возит его на лечение дельфинами на Бали. У мальчика очень тяжелая форма болезни. «У нас улучшения! –радостно рапортовала она. – После этого курса у сына появились звуки, и он стал показывать, что хочет в туалет». Все форумчане радовались вместе с ней.

Один папа рассказывал мне, как выводил из состояния тяжелого аутизма своего маленького сына. Тот целыми днями сидел и раскачивался. Ничего не просил, не говорил, издавал только звуки, кричал, и порой бился головой о стену или оконное стекло. «Я оставил работу, работала у нас в семье только жена – у нее зарплата выше, и она сказала, что не в силах видеть сына в таком состоянии. Так вот, я оставил работу, и стал заниматься с ребенком. А он вообще на меня не смотрел. Я лез с разных сторон ему на глаза, он только отворачивался. А как обучать мальчика, если он не смотрит и не слушает? И вот однажды он стал биться головой о стекло, и разбил его, и пошла кровь. А я стоял и смотрел. Представляете, что я чувстовал? И я подошел и стал тоже биться и кричать. И тут ОН ПОСМОТРЕЛ НА МЕНЯ. Он впервые меня УВИДЕЛ, заинтересовался. Это была победа!»

Отец вот так вот, ощупью, нашел все же ключ к сыну, и потом уже по нескольку часов в день занимался с ним и довел его до такого состояния, что мальчик стал учиться в школе, и у него на сегодняшний день даже есть друзья. По нему, конечно, видно, что это ребенок иной, чем все, но прогресс – громадный.

Я сказала «ощупью нашел ключ к сыну». У родителей аутистов часто встречается именно такое сравнение: «Как будто идешь по темному тоннелю и не знаешь будет ли в конце свет. Говорят, аутизм неизлечим, но ты не веришь, и идешь. Падаешь, но идешь».

Я слушала этого отца, который, по сути, 12 лет прожил в домашней психиатрической больнице, и думала: сколько же героев среди нас. Никто не знает, что тысячи простых людей ежедневно и даже еженощно (у аутистов часто проблемы со сном) сражаются за мозг своего ребенка. «С тех пор, как мы узнали, что у дочки аутизм, жизнь закончилась, — с грустной улыбкой говорит мне одна мама. – Я играю с ней в развивающие игры, я гуляю чтобы ее мозг получил кислород, я изощряюсь с едой, чтобы она получила необходимые для мозга питательные вещества, я массирую ее разными валиками и щетками. И этому нет конца, но происходят улучшения, и они дают силы».

Она же мне сказала: «Вот говорят, герой – это кто прыгнул в воду, или в огонь. А мне это кажется таким легким. Ты попробуй сначала пережить психиатрический диагноз своего маленького, красивого ребенка, на которого даже на улице оглядываются – «какой милашка». Попробуй не плакать от мысли что с ним будет, когда ты умрешь. Попробуй каждый день складывать с ним паззлы, пирамидки, показывать ему буквы и цифры, и так годами, потому, что он не запоминает как здоровые. Попробуй пережить то, что тебя отовсюду гонят с твоим ребенком вместе. И надо не отчаяться, и улыбаться, и садиться за парту с ребенком веселой. Потому, что больной ребенок должен жить со счастливой и бодрой мамой. Нам мужество надо не на миг – на жизнь».

Кто-то скажет: «Аутисты – не такие, как вы описываете! Они хорошо разговаривают, они почти такие же, как мы». Да, просто это заболевание делится два вида: аутизм Аспергера (это вот такие говорливые, по которым не сразу заметишь) и аутизм Каннера , когда ребенок может вообще не разговаривать, и по нему сразу заметно все. Но на самом деле видов аутизма куда больше, просто толком описаны эти два вида.

Очень хочется сказать родителям малышей: если ваш ребенок не разговаривает когда уже положено по возрасту, или не реагирует когда его зовешь, или выстраивает в цепь игрушки, или не слушает книжки, а только быстро-быстро их листает, или он странно машет руками, или раскачивается из стороны в сторону, или подпрыгивает время от времени, или имеет странные пристрастия (подолгу закрывать и открывать дверь, подолгу крутить колесики у машин, подолгу качаться на качельке, вообще какое-то однообразное занятие) – бегите к невропатологу. При аутизме, чем раньше он замечен, тем большего прогресса в лечении можно достичь. Сроки имеют критическое значение.

Другие симптомы: маленький ребенок не смотрит в глаза, или смотрит бегло, не называет вас мамой и папой, вообще ни к кому не обращается по имени, не отвечает как его зовут и сколько ему лет (когда по возрасту должен), говорит о себе только в третьем лице, не произносит «я», не машет «здравствуй» и «до свидания», не любит ничего нового, не играет с детьми, издает порой странные звуки, крики, смеется без причины, плачет внезапно, без причины, бегает кругами или из угла в угол.

Не думайте, что у аутиста должны быть все эти симптомы. По канадскому опроснику, который раздают родителям при подозрении на заболевание, достаточно пяти из перечисленных симптомов. Но думаю, если три увидели, уже идите к невропатологу. И не слушайте кумушек: «Ничего, сейчас не разговаривает, а потом как заговорит, не рада будешь». Они не видели детей, которые так никогда и не заговорили.

И последнее, что хочу сказать. Не думайте, что на Западе аутизм лечат лучше, чем в России . Не ездите туда, не тратьте деньги. Его там вообще не лечат медицинскими препаратами (есть только разные диеты и хелирование — выведение токсинов из организма). Родителям сразу говорят, что даже и не надейтесь на излечение, препараты бесполезны, только развивайте и любите.

И это, на мой взгляд, огромный минус. Просто катастрофа. Потому, что в России и на Украине таким детям дают препараты, в основном ноотропы, и многие родители свидетельствуют о том, что ребенок на этих лекарствах продвигается, порой чудесным образом. Кому-то они не помогают, а кого-то очень и очень толкают вперед, достаточно посмотреть на тысячи откликов на родительских форумах. Я знакома с мамой из Украины, у которой по шестилетнему ребенку теперь и вовсе не поймешь, что он аутист, настолько он улучшился. А в 2.5 года он часами катал машинки, не реагировал на родителей, не разговаривал, не смотрел в глаза, махал руками. Родители-украинцы из Канады, как узнали диагноз сына, сразу переехали на Родину (!), и там врач его вылечила курсами ноотропов. Правда, были еще физиотерапия, логопед, дельфины, развивающие занятия, но мама говорит, что именно после курсов инъекций с сыном начинались великие перемены.

Плюсом России и Украины в данной проблеме является и ранняя диагностика. И к невропатологам, и к психиатрам, и на ЭЭГ, томографию, МРТ в этих странах легко попасть, тогда как, в Канаде, например, очень нудная система: сначала надо записаться на прием к семейному врачу (ждешь пару недель), потом он пошлет тебя к невропатологу (месяцами можешь ждать приема), а ЭЭГ ребенку делают для своего, врачебного удобства, только под наркозом (что ему вредно, и что российские врачи обычно не советуют, а делают без наркоза). Таким образом, драгоценное время теряется. Государство же ставит диагноз (без всяких обследований на аппаратуре, просто на глазок – сидит тройка спецов и смотрит на ребенка), только когда ребенку исполнится четыре года. А бесплатные, оплаченные государством уроки у дефектологов и логопедов, вообще годам к шести-семи получить можно. В общем, когда надо ребенка хватать, диагностировать, лечить и развивать, в Канаде жвачку жуют.

В России и в Украине все делается быстро, толково, и к специалистам можно ходить к разным хоть каждый день. Нехватки врачей в этих странах, как в Канаде, нет. Родитель может получить весь спектр мнений, и поиметь консультацию даже у профессора. Если повезет, то даже и бесплатную. (Но тут для родителя не столько деньги важны, сколько доступ к ученому телу).

Не верите? Привыкли думать о своей Родине плохо? А зря. Медицина в России, представьте себе, хорошая. Я езжу на лечение в Россию, а мой знакомый канадский адвокат – на Кубу.

И в России с Украиной, и в Канаде с Америкой, много развивающих центров для детей с аутизмом. И опять же, ознакомившись с работой там и сам, я не скажу, что в Северной Америке развивают лучше. Все зависит от конкретного специалиста, его профессионализма и совести. В самарском «Реацентре», например, специалисты куда лучше, чем те, с которыми я сталкивалась в Торонто .

Кстати, о «Реацентре». Это клиника с отделениями в разных городах России, платная, в которую везут ребятишек с ДЦП, аутизмом, гидроцефалией, задержкой речи, вообще с разной неврологией. Я разговаривала с разными родителями, некоторые привозят ребенка уже в девятый, четырнадцатый раз! Привозят даже из стран Европы . Потому, что есть улучшения. Лечат там методом электрорефлексотерапии.

А в Северной Америке такой метод к детям не применяют. Не потому, что знают о нем что-то плохое, а просто, надо полагать, не додумались. Так что в данном случае Россия рулит.

В чем преуспела Америка и Канада, так это в отношении к аутистам и инвалидам вообще. В школе ребенку с диагнозом «аутизм» или «гиперактивность» приставляют помощника-педагога. Поздновато, но все же он начинает получать бесплатные уроки у специалистов. Его не могут изгнать из школы, не могут не пустить в океанариум. Его не дразнят. (В канадских школах вообще дразнить никого нельзя – с этим строго).

Вот пишу, и вспоминаю, что одна российская мама сказала мне, что она получает пособие по инвалидности на сына-аутиста, весьма неплохое. А в Канаде нет такого пособия. Есть только налоговые скидки. Так что и с социальным что-то лучше там, а что-то сям.

Если бы кто-то спросил меня где лучше лечить ребенка-аутиста, я бы однозначно сказала, что в России. А вот где ему лучше потом всю жизнь жить, так это в Канаде (если бы сравнение шло между этими двумя странами). Там люди добрее себя ведут. Не бросают косых взглядов на его родителей: «Наверное, нагрешили и Бог наказал».

Кстати, в России именно Церковь несет в мир цивилизованное, гуманное отношение к больным. Священники сейчас очень часто разъясняют на сайтах, что болезнь – не всегда наказание за грехи, а часто – испытание, решение Бога приблизить к себе человека через страдание, сделать так, чтобы упование осталась только на Него.

Я не врач, я журналист и мама здорового старшего сына и аутичной маленькой девочки. Она милая внешне, она добрая и благодарная, ласковая, с умными глазками, но она ни о чем не спрашивает и ничего не рассказывает. Она правильно складывает паззлы, любит рассматривать картинки в книгах, смотреть мультики, и если долго добиваться, она ответит на вопрос. Она играет со взрослыми, и никогда – детьми. Она разговаривает отдельными словами, не предложениями. Она машет руками.

Я писала эту статью для того, чтобы читатели поняли странных детей, пришедших в этот мир, сострадали им, и помогали их родителям. В первый год после диагноза родители от ужаса на грани помешательства. Помогайте им. Просто выслушивайте, просто поите чаем, просто скажите, что вы читали: неустанным трудом ребенок сильно улучшается, сейчас уже много разных методик. И вообще, может быть в ближайшие годы найдут и причину аутизма, и таблетку от него.

Главное – поддержать на первых порах. А потом человек сам понесет свой крест. Но никогда не забудет вас.

autism.invamama.ru