Приспособительное значение стресса

Vuz-24.ru — Оригинальные учебные работы

Помощь студентам и научным работникам

Стресс и неврозы

Стресс и неврозы

«Людей расстраивают не события, а то, как они на них смотрят».

Стресс — системная реакция организма на любое биологическое, химическое, физическое, психологическое воздействие (стрессор), имеющая приспособительное значение. Термин «стресс» вошел в медицинскую практику в 1936 году с легкой руки ученого Ганса Селье.

Он позаимствовал этот технический термин, означающий «напряжение», «нажим», «давление», из науки о сопротивлении материалов. Селье метко употребил его применительно к человеку. С тех пор слово «стресс» — на устах всего человечества. Потому что ни одного из нас «чаша сия» не миновала: каждый день, каждый час мы то пригубляем из нее, то пьем взахлеб. Стресс — при болевом воздействии, сопровождаемый, как правило, отрицательными эмоциями, называют дистрессом.

Г. Селье выделял три стадии стресса:

— стадия тревоги отражает мобилизацию всех ресурсов в организме;

— стадия резистентности (носит общий, неспецифический характер), в ходе которой устанавливается повышенная сопротивляемость стрессору;

— стадия истощения, возникающая при действии сверхсильных или сверхдлительных раздражителей, сопровождается снижением резистентности организма и в тяжелых случаях может привести к его гибели.

Первым и наиболее интенсивно реагирует на любое внешнее раздражение гипоталамус — дозорный центральной нервной системы. Он посылает сигналы в гипофиз, который и «командует парадом»: выделяет гормоны, чутко улавливаемые многими тканями и органами, в первую очередь надпочечниками. Те в ответ «выпускают» в организм адреналин — гормон тревоги. В результате стенки сосудов резко сужаются, повышается артериальное давление, учащаются пульс, дыхание, нарастает мышечное напряжение, увеличивается содержание сахара в крови. Действие стрессора не заканчивается?

Тогда нейроны — нервные клетки мозга — начинают ненормально реагировать на нормальные физиологические процессы, происходящие в организме, или перестают на них отвечать. Возникшее в структурах мозга эмоциональное возбуждение через нервную, гормональную системы поступает ко всем органам. Стресс начинает их беспощадно «бомбардировать». Величина стресса оценивается как по величине возрастания гормонов надпочечников в крови (стрессореактивность), так и по скорости возвращения к прежнему уровню (стрессоустойчивость). Особое значение для человека имеет психогенный, или эмоциональный, стресс, возникающий в результате различного рода социальных конфликтов, при неопределенности прогноза в разрешении ситуаций, невозможности осуществления готовых программ деятельности или их подбора в условиях дефицита времени и т.п.

Хронические или неконтролируемый и непредсказуемые стрессы могут привести к различного рода психическим расстройствам (в частности, к неврозам), а также вызвать дисфункцию любой из систем организма, которая приводит к возникновению психосоматических заболеваний. Однако стрессорные воздействия умеренной силы и длительности полезны (и даже необходимы) для нормального функционирования организма.

Роль стресса в развитии заболеваний

«Рвется там, где тонко: мишенью стресса в первую очередь становятся генетически более слабые органы, системы или уже пораженные ранее каким-либо недугом».

Мозг: ухудшение кровоснабжения из-за сужения сосудов кислородное голодание клеток мозга Нервная система: бессонница неврозы депрессии синдром хронической усталости Если в течение последних 6 месяцев вы не можете справиться с утомлением, не проходящим даже после отдыха, постоянно чувствуете себя «разбитым», снизилась работоспособность, не хочется, как говорится, ни есть, ни пить, ни любить, значит вами завладел синдром хронической усталости. Его виновник — стресс.

Сердечно-сосудистая система: учащенное сердцебиение аритмии головная боль, мигрень гипертоническая болезнь болезнь Рейно инфаркт миокарда ишемическая болезнь сердца По наблюдениям специалистов, стрессовые состояния, приводящие впоследствии к инфаркту миокарда, в 18% случаев возникают у пациентов в очередях.

Дыхательная система: учащение дыхания одышка хроническая гипервентиляция легких нарушение функций гладкой мускулатуры бронхов астма

Желудочно-кишечный тракт: нарушения пищеварения запоры язва желудка и двенадцатиперстной кишки язвенный колит Снижение функций желудочно-кишечного тракта в ответ на стресс в некоторых странах использовалось как тест для уличения преступников. В Индии, например, подозреваемому давали пожевать «священного рису». Из-за боязни быть раскрытым и наказанным провинившийся выплевывал зерна на пальмовый лист почти сухими, так как в стрессовом состоянии тормозится слюноотделение.

Эндокринная система: нарушение баланса гормонов (у мужчин, например, резко снижается содержание в крови мужского полового гормона тестостерона) поражение желез внутренней секреции На Востоке их называют железами судьбы. После первой мировой войны русские и немецкие ученые зафиксировали в своих странах рост заболеваний токсическим зобом и сахарным диабетом. Во время второй мировой войны после сильных бомбежек английских городов у многих развились болезни щитовидной железы, которые были тут же окрещены врачами «зобом бомбоубежищ». резкое увеличение содержания глюкозы в крови сахарный диабет

Печень, желчный пузырь, почки: нарушение деятельности, угнетение функций

Мочеполовая система: воспаление мочевого пузыря нарушение менструального цикла, бесплодие у женщин затруднение эрекции, преждевременное извержение семени, снижение активности сперматозоидов, импотенция у мужчин

Мышечная система: сохранение высокого мышечного тонуса даже в состоянии покоя Виновниками боли в спине всегда считают некоторые органические заболевания (радикулит, ишиас, патология позвоночника). Но во многих случаях именно стресс приводит к сильному напряжению мышц спины, что и вызывает болезненные ощущения.

Суставы: воспалительный ревматоидный артрит Кожа: крапивница экзема чешуйчатый лишай угревая сыпь псориаз

Иммунная система: резкое снижение иммунитета

Неврозы — группа нервно-психических расстройств, вызванных действием неблагоприятных факторов и выражающихся в нарушениях эмоциональной сферы человека и различных вегетативных расстройствах. Основной причиной невроза являются различного рода социальные конфликты (ссоры, обиды, несправедливое отношение со стороны других, эмоциональный стресс и т.п.), в результате которых у человека может возникнуть болезненное переживание неудачи, внутренние конфликты, чувство недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т.д.

Предпосылки возникновения невроза часто закладываются еще в детском возрасте, когда ребенок воспитывается в неблагоприятных условиях (ссоры и конфликты в семье, неуважительное отношение к личности ребенка со стороны родителей и взрослых), что в целом может способствовать формированию таких черт характера, как робость, застенчивость. неуверенность в себе, мнительность, нерешительность.

Неврозы легче возникают у людей со слабым типом нервной системы, а также у людей с недостаточно развитыми волевыми качествами и большой степенью внушаемости. Неврозы могут быть вызваны как действием сверхсильных раздражителей (потеря близкого человека, эмоциональный шок), так и более слабых, но постоянно действующих травмирующих раздражителей, вызывающих длительное состояние психического перенапряжения (например, неблагоприятная обстановка в семье, на работе).

Перенапряжение возбуждения может быть вызвано каким-нибудь сильным внешним раздражителем. В 1924 г. во время наводнения в Ленинграде подопытных павловских собак спасали на лодках, после чего условнорефлекторная деятельность у них оказалась нарушенной. Перенапряжение тормозного процесса может произойти при выработке тонких дифференцировок, требующих различения раздражителей, мало отличающихся друг от друга.

При этом могут исчезнуть выработанные условные рефлексы или нарушиться зависимость величины рефлекса от силы раздражителя: на слабое раздражение возникает сильная реакция, и наоборот, на сильное — слабая. Это значит, что нарушается основной закон, согласно которому величина условного рефлекса тем больше, чем сильнее раздражение. Наряду с этим изменяется и поведение животного: оно либо беспричинно лает, рвется из станка, либо находится в состоянии сонливости.

В качестве главных проявлений невроза выступают различные нарушения эмоциональной сферы: подавленное настроение, слезливость, тревога, страх, повышенная тревожность, отчаяние, нетерпимость, раздражительность. Часто наблюдаются нарушения сна и аппетита, потливость, неприятные ощущения в области сердца и т.п.

Важную роль в профилактике неврозов играет правильное воспитание ребенка, направленное на повышение его адаптивных возможностей, развитие и тренировку его волевых качеств, формирование правильной оценки своей личности. При этом необходимо обращать пристальное внимание на налаживание психологического климата в семье, коллективе, основанного на уважительном отношении к человеку, его потребностям и целям.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа

vuz-24.ru

Приспособительное значение эмоций

Биологическая теория эмоций строится на нескольких ведущих постулатах.

Постулат первый. Эмоции возникли в эволюции и закрепились как средство оценки внутренних метаболических потребностей живых существ и их удовлетворения.

Как правило, любые потребности субъективно неприятны, например, ощущение голода, жажды, страха и др. отрицательные эмоции позволили живым существам быстро и надежно оценивать метаболические потребности. Отрицательная эмоция как общее чувство стимулирует животное, испытывающее ту или иную потребность, к ее удовлетворению.

Удовлетворение потребности оценивается положительной эмоцией, м .мггельная эмоция также позволяет быстро, без оценки деталей, оценить удовлетворение потребности, быстро завершить деятельность по ее удовлетворению. Положительная эмоция удовлетворения потребности выступает в роли санкционирующего фактора поведения. Она как бы награждает субъекта за успех поиска потребных веществ. Чем труднее преодоление препятствий к достижению цели, тем сильнее выражена положительная эмоция.

Удовлетворение не только биологических, но и социальных потребностей человека эмоционально приятно. Эти субъективные ощущения являются мощными стимулами целенаправленной деятельности человека.

При неоднократном удовлетворении однотипных биологических или социальных потребностей, особенно если удовлетворение однотипной потребности осуществляется многократно на протяжении жизни особи или нескольких поколений живых существ, уже при возникновении самой потребности изменяется ее эмоциональный знак. В этом случае эмоционально начинает оцениваться не только потребность, но и предвидеться положительная эмоция, которая сопровождает удовлетворение данной потребности. Таким образом, формируется аппетит в широком смысле слова- аппетит, вызываемый знанием, спортивными успехами, т.е. аппетит, вызываемый достижением любой цели. Следовательно, при неоднократном удовлетворении любой потребности, эмоции будущего результата деятельности предвидятся и являются мощным стимулом целенаправленной деятельности.

Постулат второй. Эмоции имеют межличностный информационный смысл. Они являются надежным средством общения и играют коммуникативную роль. Это вегетативные, мимические и поведенческие проявления эмоций.

На основе эмоциональных переживаний рождаются соответствующие звуки, а у человека — слова. В основе речевой деятельности человека всегда лежат субъективные ощущения, которые даже при незнании языка позволяют общаться артикуляцией или языком жестов.

Постулат третий. Эмоции в оценке внешних воздействий.

Эмоции позволяют быстро оценивать действие внешних факторов, их вредность или полезность. Особенно быстро организм отвечает эмоциональной реакцией на действие повреждающих факторов.

psyera.ru

Приспособительное значение стресса

В ответ на слабые и умеренные стрессорные факторы по Селье, развивается эустресс — стресс без явлений повреждения или стресс с незначительными нарушениями. По мнению Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакиной и М.А. Уколовой (1977), на слабые, повторяющиеся и возрастающие по силе воздействия развиваются реакции тренировки, а на средние по силе раздражители —реакции активации. Эти научные исследования ростовских учёных признаны открытием. Именно эустрессы имеют наиболее важное для нормальной жизни организма значение. В этой связи можно даже вывести такую зависимость: отсутствие стресса —> отсутствие адаптации —> отсутствие резервов —> нарушение жизнедеятельности —> смерть.

В процессе онтогенеза (начиная с внутриутробного периода) организм постоянно подвергается действию разнообразных стрессорных факторов. В ответ на слабые и средние по силе, продолжительности и характеру стрессорные воздействия в организме формируются те или иные реакции тренировки и активации.

На действие интенсивных (сильных или чрезмерных), безысходных, неопределённых и (особенно) личностно значимых раздражителей в организме развивается дистресс — резко выраженная адаптивная реакция, быстро переходящая в неспособность организма приспосабливаться из-за снижения адаптивных резервов и подавления механизмов антистрессорной защиты. Дистресс всегда сопровождается значительными явлениями «полома», повреждения, деструкции, катаболизма, дистрофии, язвообразования, иммунодефицита и других расстройств, приводящих к развитию разнообразных патологических процессов, состояний, заболеваний и даже гибели организма.

Таким образом, стресс может развиваться на действие как повреждающих факторов, так и многих других стимулов, не сопровождающихся повреждением (например, физические или умственные нагрузки, температурные воздействия, влажность, сухость, ветреность погоды и др.).

При этом можно утверждать, что стрессорное состояние организма определяется не только интенсивностью действия этиологических факторов и условий, но и отношением к ним индивидуума, его качеств личности, воспитания и умения выходить из разнообразных конфликтных ситуаций.

Стресс-реакция может быть кратковременной (острый стресс) и длительной (хронический стресс), системной или общей (системный стресс), и локальной, т.е. местной (местный стресс).

— Острый системный стресс характеризуется развитием общего адаптационного синдрома (ОАС), включающего преимущественно адаптивные неспецифические сдвиги во всём организме.
— Местный стресс — возникновением преимущественно адаптивных неспецифических изменений в ограниченной части тела.

Как местный, так и общий стресс имеют преимущественно защитно-приспособительное значение, так как они способны повышать устойчивость организма к действию разнообразных стрессоров.

Системный стресс (системная стресс-реакция) сопровождается развитием комплекса поведенческих и физиологических изменений в организме.
— Изменения в поведении в ответ на действие стрессоров характеризуются развитием ориентировочных реакций, боевой готовности (к нападению) или готовности к убеганию. Они включают возбуждение многих сенсорных систем, обострённое внимание, повышенную настороженность, активизацию мыслительной деятельности, усиление познавательной способности, активизацию регуляторных и исполнительных систем, кроме пищевой и сексуальной (думать так и делать всё, чтобы сохранить прежде всего собственную жизнь и только при возможности продолжить свой род и вид).

— Физиологические изменения при стрессе включают мобилизацию функций органов и систем, ответственных за адаптацию, резистентность, сохранение жизни, за получение большего количества кислорода, питательных и регуляторных веществ.

В целом стресс обладает положительным адаптивным эффектом, позволяющим организму встретить неблагоприятный фактор в состоянии готовности и мобилизации в целях эффективной борьбы с ним. Как неспецифическая защитная реакция стресс улучшает выживание и способствует преодолению отрицательных воздействий. Стресс-реакция повышает резистентность организма и тренирует его защитные механизмы. Г. Селье писал: «Стресс — это аромат и вкус жизни, и избежать его может лишь тот, кто ничего не делает».

Однако стресс может нередко приводить и к развитию различной патологии. В основе стрессовой патологии лежит нарушение способности организма отвечать на действие стрессоров адекватной защитно-приспособительной реакцией. Вероятность возникновения стрессовых повреждений определяется не только интенсивностью и длительностью действия неблагоприятного фактора, но и зависит от состояния стресс-системы (стресс-реализующей системы) — её базальной (исходной) активности и реактивности, определяемой эффективностью работы стресс-лимитирующей системы.

dommedika.com

1.1.2. Адаптация и акклиматизация животных

Адаптация (от позднелатинского adaptio — приспособление) – эволюция, приспособление организмов к меняющимся условиям внешней среды посредством приобретения свойств, обеспечивающих их выживание и размножение в этих условиях.

О роли адаптации в обеспечении жизнедеятельности особи и существования вида образно выразился Л.А. Орбели: «Понятие «жизнь» и «адаптация» если не идентичны, то значительно перекрывают друг друга».

Приспособление организма к влиянию факторов окружающей среды происходит в процессе всей жизни индивидуума, и осуществляется с помощью различных нервно-гуморальных механизмов.

Любое раздражение, особенно стресс , ведет к возникновению сложного комплекса реакций, основная цель которых приспособить организм к изменяющимся условиям, предотвратить или сгладить возможный сдвиг во внутренней среде организма.

При взаимодействии животных с внешней средой, возникают ситуации, характеризующиеся конфликтом между потребностями и возможностями их удовлетворения. Они ведут к формированию состояния напряжения – эмоционального стресса, приспособительное значение которого проявляется в мобилизации защитных сил, направленных на преодоление конфликта. Невозможность его разрешения приводит к формированию длительного застойного эмоционального возбуждения, проявляющегося в различных нарушениях, в том числе соматических заболеваниях.

Адаптация является совокупностью физиологических реакций, обеспечивающих приспособление организма к изменению условий окружающей среды с включением стресс-реализующих систем (прежде всего гипотоламо — гипофизарно — надпочечниковой и адреналовой).

Проблема стресса и адаптации в животноводстве имеет особо важное значение при использовании промышленных технологий. Следует отметить, что практика функционирования животноводства нашей страны в условиях рыночных отношений доказала экономическую целесообразность производства именно с использованием индустриальных технологий.

По сути, альтернатив этим технологиям, особенно в птицеводстве и свиноводстве, нет.

Наряду с рядом преимуществ (уменьшение ручного труда, увеличение производительности труда и др.) индустриальные технологии обуславливают и появление проблем, связанных с концентрацией на ограниченной площади значительного поголовья животных. Это вызывает развитие у последних состояния стресса и, как следствие, появление новых нозологических , в том числе гиподинамии , клеточного паралича , нарушения жирового обмена и др. (см. ниже раздел 2.5.2 ).

Существующий дисбаланс между интенсивными технологиями, а также климатическими особенностями региона, с одной стороны, и биологическими возможностями организма животных, с другой, можно, по крайней мере, частично нивелировать. Для этого необходимо использовать кондиционных стрессоустойчивых особей, повышать адаптационные возможности организма к действию изменяющихся факторов внешней среды различной природы.

Феномена адаптации, т.е. повышения устойчивости параметров гомеостаза , можно добиться разными способами.

Так, например, перед началом жаркого периода года поголовье кур-несушек можно обеспечить комплексом витаминов и/или подвергнуть «тренингу», т.е. периодическими воздействиями температуры окружающей среды выше комфортного диапазона. В этих случаях механизм повышении адаптированных возможностей организма будет различен, но конечная цель достигнута.

В практике животноводства уже не один десяток лет применяется «холодный» способ выращивания телят. Суть его заключений в том, что телят, практически с рождения, содержат в зимний период года в облегченных неотапливаемых домиках. Перепады температур в раннем периоде постнатального онтогенеза обеспечивает стабилизацию реактивности гипотоламо-гипофизарно-надпочечниковой системы, повышению резистентности организмов.

Акклиматизация (от латинского ad — к, для и klima – климат) — приспособления живых организмов к новым условиям существования, к новым биоценозам .

Возможность акклиматизации обусловлена широтой генофонда вида и наличием преадаптаций, обеспечивающих выживание в новых условиях среды обитания.

Примером акклиматизации в естественных биоценозах может послужить американская ондатра. В настоящее время ее ареалом является практически вся Евразия. Причем, территорию, которую она ныне занимает существенно больше, чем ее ареал в Северной Америке. Следует отметить ее отрицательные влияние на биоценозы новых мест обитания. В ряде районов средней полосы России и Западной Европы она уничтожает водные растения, в т.ч. тростник, вступая в конкурентные отношения с аборигенными видами промысловых грызунов.

Растительноядные рыбы (белый амур, белый и пестрый толстолобик) завезены в Советский Союз в 1960-1970 гг. из водоемов Китая. Расселение их в прудовых хозяйствах, а в последствии озерных и речных системах ряда регионов РФ оказались успешной, т.к. они заняли свободную экологическую нишу и не составили конкуренции аборигенным видам – карасю и карпу – питающимися зоопланктоном и бентосом. . В результате продуктивность прудового рыбного хозяйства значительно увеличилась.

Однако, в климатических условиях нашей страны, в т.ч. Ставропольского и Краснодарского краев, естественное размножение этих видов рыб оказалось невозможным. И только на рыбозаводах и питомниках удалось разработать биотехнологию искусственного размножения, включающую иницирование овуляции и спермоотделения, посредством гормональных инъекций производителям.

Таким образом, степень приспособляемости различна. Не всякий вид может полностью акклиматизироваться. Биологической основой акклиматизации является модификационная изменчивость организмов данного вида, диапазон которой определяется нормой реакции генотипа.

mgavm.ru

Страницы помеченные меткой ‘стресс’.

Стресс, его виды, стадии и механизмы. Влияние стресса на эффективность деятельности, когнитивные и интегративные процессы

Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом. Стресс – особое функциональное состояние, которым организм реагирует на экстремальное воздействие. Впервые стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин стресс был предложен им позднее. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Эустресс. Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может

Эмоциональный стресс. Развитие неврозов

Стресс — системная реакция организма на любое биологическое, химическое, физическое, психологическое воздействие (стрессор), имеющая приспособительное значение. Термин «стресс» вошел в медицинскую практику в 1936 году с легкой руки ученого Ганса Селье. Он позаимствовал этот технический термин, означающий «напряжение», «нажим», «давление», из науки о сопротивлении материалов. Селье метко употребил его применительно к человеку. С тех пор слово «стресс» — на устах всего человечества. Стресс — при болевом воздействии, сопровождаемый, как правило, отрицательными эмоциями, называют дистрессом. Г. Селье выделял три стадии Стресса: — стадия тревоги отражает мобилизацию всех ресурсов в организме; — стадия резистентности (носит общий, неспецифический характер), в ходе которой устанавливается повышенная сопротивляемость стрессору; — стадия

Стресс. Определение, стадии развития

Автор концепции стресса Ганс Селье выделяет «стресс» от «дистресса». Его понятие стресса тождественно изменению функционального состояния, отвечающего задаче, решаемой организмом. Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Дистресс же — это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму. Сейчас слово «стресс» чаще понимают в узком смысле слова. т. е. стресс — это напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. Сейчас принято говорить о стрессе как об особом функциональном состоянии, которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу. Таким образом, стресс возникает как

Наш организм постоянно подвергается неблагоприятным воздействиям, которые могут иметь физический характер. Например, сильное охлаждение или перегрев тела, потеря крови и различные травмы. Неблагоприятными воздействиями на организм могут быть лишения необходимых потребностей, например голод, жажда. Наконец, эти воздействия могут быть направлены на психику, например утеря близких родственников и друзей, присутствие при насилии и т.д. Оказывается, несмотря на различие таких неблагоприятных воздействий, они вызывают в организме довольно однообразные изменения, которые называются стрессом. Концепция стресса была сформулирована канадским ученым Гансом Селье в 1936 г. Согласно этим представлениям под влиянием различных вредящих агентов, стрессоров (холод, токсичные вещества в сублетальных дозах, чрезмерная мышечная нагрузка, кровопотеря и т.

Кусание ногтей

Кусание ногтей является одновременно проявлением стрессового состояния и способом моментального получения разрядки. У животных такой тип активности называется заместительным поведением. Собака в ситуации напряженности — например, когда незнакомый человек пытается ее погладить — может внезапно сесть и начать чесаться. Две лошади, принимающие угрожающие позы в борьбе за доминантное положение, внезапно начинают щипать траву. Заместительное поведение очень часто имеет характер приведения себя в порядок (груминг — самоухаживание, самочистка). У животных в условиях ограничения свободы это поведение может так часто повторяться, что ведет к самокалеченью. Птицы чистят перышки до тех пор, пока не выщипают их все до лысин; кошки разлизывают лапу до

www.braintools.ru