Признаки легкой степени аутизма

Содержание:

Признаки легкой степени аутизма

Гилберг К., Питерс Т.
АУТИЗМ: МЕДИЦИНСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

Наиболее важные признаки

Ниже приведены описания некоторых наиболее характерных симптомов, встречающихся при аутизме, и краткое описание развития при типичных случаях Однако, здесь должно быть подчеркнуто, что в этой области не может быть «типичных случаев», все люди с аутизмом имеют свою индивидуальность, и различия превалируют над сходными чертами Несмотря на это, важно использовать терминологию, рассматривающую аутизм как расстройство, поражающее личность, чем использовать такие термины как «аутичные дети» или, еще того хуже, «аутисты» Дети, подростки и взрослые с аутизмом имеют или страдают от аутизма; они не аутисты «Люди с аутизмом» настолько различаются, насколько различаются «люди больные пневмонией» Они принадлежат к различным расам, социальным слоям, обладают различными интеллектуальными уровнями, характеристиками личности и сопутствующими расстройствами Они не должны рассматриваться как относящиеся к высоко специфическому прототипу или улучшаться под влиянием одного и того же вмешательства, лечения или обучения Первое и самое главное они — люди Так случается, что они страдают от одинакового (или похожего) расстройства, но это не делает их фотокопиями друг друга

Все люди, которым был поставлен диагноз аутизма, имеют сложные симптомы во всех областях социальных, коммуникативных и поведенческих нарушений

Названия этих видов нарушений являются заголовками 3-х следующих частей.

Нарушения общения

Часто очень трудно различить симптомы «социальных» и «коммуникативных» нарушений Остается неясным могут или не могут эти «две» области проблемы быть достоверно отделены друг от друга Несмотря на это, нарушения пре-вербальной и вербальной коммуникации, и функции, использующие жесты, мимику и язык тела, обычно подразумеваются при обсуждении трудностей коммуникации при аутизме. По причине традиционной точки зрения о том, что при аутизме присутствует триада расстройств социальные, коммуникативные и поведенческие нарушения, мы будем рассматривать нарушение коммуникации как отдельный тип

Однако мы осознаем, что разделение нарушений коммуникации от нарушений социальных может оказаться неестественным для многих читателей.

У некоторых детей с аутизмом может быть нарушено развитие гуления: оно может полностью отсутствовать, быть монотонным или появляться только для некоммуникационных целей. Однако многие родители детей с аутизмом говорят, что в этом отношении развитие их ребенка было без отклонений.

Тогда как многим нормальным детям нравится, когда другие обращают на них внимание, начиная приблизительно с 8-12 месяцев, и они радуются участию, например, в играх-прятках, дети с аутизмом не заинтересованы в такой деятельности. В наибольшем количестве случаев в течение первых лет жизни у них не развиваются указывающие жесты, по крайней мере, они не показывают вытянутым указательный пальцем.

Многие родители говорят, что «он только не обращал внимания, когда я звал его по имени или пытался привлечь его внимание другими способами». Дети могут «изображать глухих», однако, это не должно пониматься как то, что ребенок решительно отказывался отвечать. Иногда у ребенка проявляется быстрая реакция на речь, определенные звуки и другие стимулы. В других же случаях те же самые стимулы совершенно не привлекают внимание ребенка. Это выглядит так, как будто существует «феномен включения-выключения», при котором ответная реакция нервной системы либо включена, либо отключена.

В других случаях, ребенок с аутизмом может быть не способен выделять важную информацию из общего «шума» (на заднем плане), если только его внимание не было уже перенесено на себя, ко внутренней обработке этой информации.

Некоторые дети с аутизмом гиперактивны, начиная с первых месяцев жизни. Другие дети чрезмерно гипоактивны. «Стили коммуникации» этих двух групп детей с аутизмом, конечно, очень отличаются друг от друга Гиперактивный ребенок может показаться более «коммуникативным». С другой стороны, гипоактивный ребенок может рассматриваться как «имеющий меньшее количество проблем» и, таким образом, может не восприниматься как больной, даже при значительных нарушениях в развитии.

Дошкольный возраст

В течение второго года жизни большинство детей начинают использовать слова, которые понимают люди, не входящие в состав семьи. Только в этом случае, когда у ребенка с аутизмом речь развивается не по обычному пути, родители осознают, что что-то серьезно нарушено. Многие дети с аутизмом овладевают от 5 до 10 (иногда более) одиночными словами (включая слова, обозначающие понятия «сильных стимулов», такие как «больница», «пожарная бригада», «собака и т. д.), произносят они их в течение короткого времени, а затем прекращают их использование. Это часто является знаком того, что при аутизме, в основном, нарушена не речь, а способность ребенка улавливать значение используемого в общении языка: он обладает способностью говорить и овладевать некоторыми навыками языка, но повторение слов снова и снова вне контекста не ведет к действительному прогрессу, ребенок перестает употреблять эти слова, так как не может более понять причину их использования.

Многие дети с аутизмом после этой стадии остаются немыми. Небольшое количество детей никогда не овладевает разговорным языком. Около половины людей, которым когда-либо был поставлен диагноз как Страдающим от аутизма (не включая синдром Аспергера), никогда не овладевают ни одним из разговорных языков и в практической деятельности остаются немыми

Другая половина детей после появления у них признаков отставания в развития речи в течение первых лет жизни начинают механически повторять то, что слышат от других людей, начиная с 2,5 до 4, 5, б лет Нормальные дети также при развитии разговорной речи проходят через стадии эхолалической речи. Однако они применяют свою эхолалию в целях коммуникации вскоре после начала ее использования в качестве «чистой эхолалии». Огромное отличие между нормальными детьми и детьми с аутизмом в том, что в последней группе эхолалия остается в течение месяцев и лет Также часто встречается палилалия Это слово используется для описания феномена постоянного повторения слов и предложений (которые часто даже не имеют значения, произносятся шепотом)

Дети с аутизмом часто изменяют личные местоимения, используя «вы» вместо «я», «она» вместо «он», «мы» вместо «ты» и т.д. Это обычно является следствием эхолалии мама спрашивает. «Ты голоден», и ребенок отвечает: «Ты голоден?»; мама затем просит. «Не задавай вопрос «Ты голоден?», а скажи, что ты голоден, — и ребенок осознает, что это предложение временно связывается с чувством голода, и затем, когда он снова захочет кушать, то будет использовать фразу «Ты голоден».

Основным нарушением общения при аутизме (как и в любом виде социальных нарушений) является недостаток взаимности и неспособность в действительности понять значение использования языка в качестве передачи коммуникативной информации, «сообщений» от одного человека к другому. В том случае, если вы не знаете, что разговорная речь служит для обмена информацией о мнениях, мыслях и чувствах, то лучшее, чего вы можете достигнуть, это повторения высказываний, вопросов (и только тех, на которые вы знаете, как отвечать) и целых бесед Действительное понимание разговорного языка становится в значительной степени нарушенным, даже в том случае, когда понимание отдельных слов не страдает.

Многие аутичные люди отлично понимают отдельные слова (особенно существительные и глаголы, описывающие предметы и действия, которые можно увидеть или услышать в окружающем мире) и в то же время не могут понять те же слова при нахождении их в контексте Иногда родители говорят, что мы ошибаемся в нашей точке зрения о том, что у ребенка есть речевые нарушения. «Он понимает больше, чем вы в действительности думаете, он все понимает». Это и правда и не правда, у ребенка может быть отличное «механическое» запоминание отдельных слов, но он не владеет способностью скомпановывать их вместе, а также понимать их в полном предложении. Таким образом, ребенок может понимать слово «выходить», и родители верят в то, что он понимает предложение «Давай, выйдем погулять!» — каждый раз, когда они используют это предложение, ребенок бежит к двери, четко показывая, что он хочет выйти на улицу. Однако ребенок таким же образом бежит к двери каждый раз, когда он слышит такое предложение как: «Мы не выйдем сегодня на улицу».

Школьные годы

У тех, кто овладевает разговорной речью, эхолалия и палилалия может продолжаться в течение многих лет, иногда в течение всей жизни Однако значительная часть этой группы овладевает коммуникативной речью (различной степени и качества) Разговорная речь, даже в этой группе, имеет обычно различные качественные уровни Она кажется формальной, механической и произносится монотонно, необычным голосом, тоном и громкостью

Таким образом, начиная с 7-12 лет, проявляются значительные отличия у разных детей, имеющих диагноз страдающих от аутизма, в дошкольном возрасте Даже дети, имеющие одинаковый уровень развития 3 года, могут совершенно отличаться друг от друга через 5-7 лет один может быть немым и почти совершенно некоммуникабельным, другие же могут быть разговорчивыми и активными Однако различие в отношении осознания (понимания) семантики разговорной речи может оставаться не в лучшем состоянии.

Многие люди с аутизмом, включая тех, которые являются немыми, лучше справляются с закодированной письменной речью, чем с пониманием устной речи.

Предподростковый и подростковый возраст

Небольшое количество людей с аутизмом очень хорошо развивается в период предподросткового и подросткового возраста, особенно в сфере речевой деятельности. Они могут измениться в этом отношении настолько, что становится очень трудно распознать в них личность, имеющую тяжелые нарушения, какими они были несколько лет назад.

С другой стороны, приблизительно 1 из 4-6 людей с аутизмом опускается на более низкий уровень развития в течение подросткового возраста. Некоторые из них теряют навыки речи или теряют интерес к использованию языка, которым они все еще владеют. У других снова появляется эхолалия или палилалия, как основной вид коммуникации.

Взрослый возраст

В следующей части приводится описание доминирующего социального типа взрослых с аутизмом, фокусирующееся в основном на форме и степени социального нарушения. Группа, состоящая из предпочитающих постоянное социальное уединение и мужчины странные, предпочитающие одиночество, наиболее вероятно принадлежат к типу молчаливых Женщины, активные, но странные, а также мужчины и женщины с аутизмом, пассивные и дружелюбные, в большей степени имеют некоторую, даже значительную степень разговорного языка.

Нарушения социальных навыков

Большинство детей с аутизмом обнаруживают наличие нарушений социальных навыков еще в течение первого года жизни Приблизительно только 1 из 5 имеет относительно нормальное развитие социальных навыков до 18-24 месяцев.

Первый год жизни

В случаях аутизма мамы таких детей обычно рассказывают следующее (в момент, когда поставлен диагноз аутизма, обычно только после 2-х лет): » В нем было что-то необычное, начиная с первых месяцев жизни»; «Было что-то странное в нем, в его взгляде, в его поведении, когда я пыталась его кормить»; «Не то, чтобы он избегал или убегал от моих попыток контакта с ним, но даже то, что он не отвечал или не воспринимал, когда я пыталась держать его на руках»; «Когда я смотрел на него, он или отворачивался назад, не отвечая, не улыбаясь, или казалось, что он смотрит прямо через меня, или мог уставиться в определенную точку на потолке надо мной», »Он казался таким довольным, когда был предоставлен самому себе, но если другие начинали обращаться к нему, начинал волноваться, даже кричать»; «Я была огорчена, так как не могла получить его ответную улыбку»; «Он никогда не заинтересовывался, если я старалась привлечь его внимание к объектам или действиям, которые постоянно происходили в доме или на улице», «Когда я или кто-либо другой хотели играть с ним, он просто мог уставиться по направлению к этому человеку, смотрел в другом направлении, или казался совершенно диким», «Иногда, когда я наблюдала за ним, и он этого не замечал, можно было видеть его странные движения, такие как раскачивание самого себя и всей его маленькой кровати или движение из стороны в сторону своей руки перед глазами, а затем он мог мгновенно остановиться, заметив, что я наблюдаю за ним. «Я не заметила ничего странного в нем, кроме того, что он был таким мягким, таким хорошим, что мы не могли верить в наше счастье, видя, с чем приходится сталкиваться другим родителям. Он никогда ничего не требовал», «Начиная с первых дней жизни, он мог плакать все время, казалось, что он совершенно не нуждался во сне»; «Он ненавидел, когда кто-либо пытался кормить его, и мы даже должны были подвешивать бутылку на веревке для его кормления, когда он лежал на спине так, чтобы у него не было контакта с телом другого человека»

К концу первого года жизни очень характерным для ребенка, у которого поздно был выявлен аутизм, появляется его заинтересованность в игре в прятки («ку-ку»), отстранение (или отсутствие реакции) при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей среды (кухонная лампа, пролетающая птица, появляющаяся машина и т. д.) и отсутствие использования указательных жестов с помощью вытянутого пальца. Очень часто, когда ребенок что-то хотел, он мог подойти к тому человеку, которого знал, взять его за руку и отвести его к желаемому объекту, не смотря ему в глаза.

У мамы ребенка, которому поздно был поставлен диагноз аутизма, в больнице часто спрашивают »Действительно ли ребенок в порядке9″. Становится довольно характерной для мам хорошая информированность о раннем развитии ребенка и знание о существовании аутизма. Так, мама может спросить- «Есть ли у него аутизм?». Мамы спрашивают о развитии их детей, и особенно те, которые спрашивают о социальных аспектах развития, должны восприниматься очень серьезно. Не все мамы, спрашивающие об этих вещах, имеют детей с отклонениями. Однако в прошлом, все мамы, слишком обеспокоенные этими вопросами, в какой-то мере уходили из-под внимания и очень часто без основательной причины Всегда должно присутствовать детальное обследование ребенка, повторяющееся время от времени Без основательного анализа результатов отрицание существования у ребенка проблемы, которая, как чувствует мама, существует, может усугубить ее тяжелое положение, что в конце может привести к недоверию к «экспертам» со стороны обоих родителей.

В течение второго и третьего года жизни обычно становится явным то, что ребенок с аутизмом имеет большие трудности в своем социальном развитии Он не кажется заинтересованным в других людях и особенно в других детях Он может избегать или не избегать их, может/не может быть совершенно одиноким и отрезанным от мира Он может обращаться к другим людям, но только для того, чтобы получить желаемое Основное нарушение в данный период — типичный недостаток взаимности Ему может нравиться телесный контакт, но он не будет участвовать в игре типа «Дай-и-возьми» или каких-либо других взаимодействиях Некоторые дети, страдающие аутизмом легкой степени, могут стоять в центре группы детей (или около), и все же могут быть окружены странной «аурой» одиночества

Взгляд обычно странный, не меняющий направления, избегающий или просто не направленный на вещи и происходящие действия, которые привлекают взгляд других детей и взрослых Не является правилом то, что дети с аутизмом не имеют зрительного контакта и то, что они четко избегают смотреть на других людей (хотя те, у кого аутизм связан с хромосомным нарушением, называемым синдромом «хрупкой Х-хромосомы», обычно так себя и ведут). Однако их взгляд странен и не такой «живой» как у нормальных детей Взаимодействие с аутичным ребенком может казаться немного мрачным, и человек, участвующий в контакте, даже если видит, что ребенок смотрит на него, может чувствовать, что взгляд чрезмерно сфокусирован, слишком отстранен, «свободен» или фиксирован более на ресницах, бровях или челке собеседника, чем на спонтанное движение взад-вперед самих глаз

Некоторые дети с аутизмом кажутся такими растерянными в компании сверстников, что начинают кричать и бить себя, требуя остаться одному. Другие стоят в углу спиной к другим детям. Однако в большинстве случаев социальные нарушения, вызываемые аутизмом, не являются такими тяжелыми или явными как эти. Недостаток взаимодействия и отсутствие способности определения ожиданий собеседника характеризуют детей с аутизмом. Некоторые даже могут принимать компанию других детей без действительного участия в «реальной» интересной социальной игре По-прежнему они не обращают внимания на нужды других людей и обращаются к ним только тогда, когда им что-то нужно, например, любимый предмет, посуда или пространство для наблюдения. В процессе этого они начинают провоцировать детей и родителей и в следствие этого могут быть испуганы или запуганы, находясь в зависимости от таких факторов, как физический напор, физическая агрессия.

В период раннего дошкольного возраста многие аутичные дети проявляют небольшой интерес ко взаимодействию, «контактам» или «игре».

Однако несколько лет спустя, те же дети могут даже развить, иногда в большой степени, связи с родителями, братьями и сестрами, радуясь их присутствию, возможно даже полагаясь на них в необычной манере.

Существует широко распространенная неправильная концепция о том, ЯГО люди с аутизмом не любят физический контакт Даже если небольшое количество людей отстраняются от физического контакта в течение почти всей жизни, большинство в действительности любят такого рода взаимодействия, часто даже если контакт имеет тип «грубого и беспорядочного», или включает щекотание, удары, хлопанье, или такие как «тяжелые», «явные», «ритмические» взаимодействия Не является редким для ребенка с аутизмом обладание низкой чувствительностью к боли, ведущая к неспособности регуляции поведения (включая нанесение повреждений самому Себе), которая может привести к физическому повреждению.

Многие, даже наиболее отчужденные и безразличные дети, в дошкольный период претерпевают положительные изменения с социальной точки зрения в такой степени, что ребенок может больше не выглядеть как Имеющий тяжелые социальные нарушения Он может лучше воспринимать обращенную к нему речь других людей и может более не избегать Социальных взаимодействий Некоторые из них даже радуются, когда их окружают люди. Однако отсутствие взаимности в отношениях остается в большинстве случаев неизменным

Исключая случаи проблем дезинтеграции, и когда причины заболевания вызывают нарушение функции деятельности мозга, в течение этого периода должно ожидаться положительное социальное развитие Отсутствие значительного прогресса в социальной сфере в этом возрасте должно быть показателем необходимости тщательного обследования нейробиологической и психосоциальной образовательной сфер.

Предподростковый и подростковый возраст У некоторых аутистических людей социальное развитие улучшается в течение подросткового и взрослого периода жизни Небольшое количество детей делают значительный шаг вперед в течение подросткового периода и после пубертатного периода значительно лучше функционируют по сравнению с ранними годами жизни.

Относительно большая группа людей с аутизмом проходит через подростковый период с небольшими трудностями и без каких-либо особых достижений в социальном развитии

К сожалению, большая часть людей с аутизмом (около 40%, согласно некоторым исследованиям) обнаруживают основные проблемы в подростковый период. В основном, это ухудшение симптомов, характеризующих проблемы ранних лет жизни Также встречается нарушение Фрэнка (примерно в 1/3-1/2 случаев, что показывает некоторый уровень ухудшения симптомов). Некоторые дети, хорошо развивавшиеся в течение периода раннего школьного возраста 12-14 лет, затем начинают регрессировать до уровня социального развития дошкольного возраста с более выраженной замкнутостью, аутичной холодностью и отверганием других людей.

Некоторые даже теряют приобретенные ранее навыки, в особенности некоторые навыки самообслуживания Небольшое количество даже утрачивают навыки речи, которыми они с трудом овладели в предподростковый, период. Типично небольшое обострение таких нарушений как гиперактивность, нанесение себе повреждении и стереотипность движении.

Взрослая жизнь

По достижении взрослого возраста аутистические люди обычно имеют развитый тип личности, который соответствует одной из 3-х категорий. (1) аутист-уединенный, (2) активный, но странный, (3) пассивный и дружелюбный. Эти виды, отражающие основные модели социального «взаимодействия», часто проявляются у них намного раньше, но только в старшем возрасте они значительно яснее различаются по этим направлениям Относящиеся к первой группе остаются замкнутыми, часто отказываются выходить из комнаты или активно избегают других людей. Вторая группа делает одностороннюю попытку контакта с другими людьми Они могут физически дотрагиваться до других людей социально совершенно не принятыми формами Они, в основном, воспринимаются как «трудные», и их активное обращение обычно не понимается. Третья группа пассивно принимает компанию других людей и может восприниматься окружающими их людьми «как явно не аутичными» Однако в случае перемены распорядка их жизни или увеличения уровня социального и академического стресса может появиться возврат к основным симптомам аутизма.

Поведение и воображение

Все люди с аутизмом обнаруживают нарушения поведения с первых лет жизни Эти особенности поведения предположительно отражают ухудшенное, ограниченное воображение, позволяющее демонстрировать только лимитированный репертуар поведения. Раньше (например, в ранних работах Каннера) предполагалось, что дети с аутизмом имели «богатый внутренний мир», способности воображения. иногда превышающие уровень этих же способностей нормальных детей, имеющих высокий уровень развития интеллекта. Только в течение последних двух десятилетий ученые начали считать, что люди с аутизмом в значительной степени ограничены в своем воображении Это не означает, что у них ограничены навыки воображения Однако даже те отдельные больные, которые демонстрируют наличие воображения, обычно делают это только в очень ограниченной форме (зеленые монстры, капитан Немо, утенок Дональд, герои наиболее известных трагедий Шекспира и т.д.).

Стереотипы и стереотипные поведения

Многие дети с типичным и сложным аутизмом развивают моторные стереотипы уже в первый год жизни. Моторный стереотип — это повторяющееся движение одной или нескольких частей тела человека. Оно может быть похожим на тик и, конечно, иногда невозможно отличить его от тика.

Тик является (обычно непроизвольным) принудительным, спазматическим, обычно ритмическим сокращением мускула или группы мускулов, которое только частично находятся под волевым контролем. „. Наиболее типичные стереотипы, встречающиеся у очень маленьких детей с аутизмом — это махание рукой, вращение рукой или взмахи руками. Не являются редкими случаи, когда дети, получившие поздний диагноз аутизма, получают прозвище «Рука!» Одна из рук может держаться с распростертыми пальцами близко k лицу ребенка, напротив одного из глаз Рука может двигаться назад и вперед, и дети могут смотреть через пальцы, как будто их внимание привлекает произведенный световой эффект

Возможно, что наиболее распространенными вариантами моторных стереотипов, встречающихся при аутизме, являются следующие симметричное взмахивание обеими руками, локтями в максимальном сгибе, легкие удары пальцами (одной или обеих рук), раскачивание телом, потряхивание головой или вращение и хлопки различных типов. Стереотипная негибкость («замерзание») всего тела или его части и хождение высоко на носках в ускоренном темпе тоже являются очень частыми повторяющимися формами поведения, которые могут появлягься при возбуждении или чрезмерной стимуляции Некоторые стереотипные формы поведения перерастают в действия нанесения себе повреждений, такие как удары по лицу, удары по глазам, повреждения головы, кусание кистей и хлопки по бедрам. При часто встречающейся сниженной болевой чувствительности у многих людей с аутизмом нанесение себе повреждений становится хроническим

В одной из групп аутистических людей особенно часто появляются стереотипичные движения в первые годы жизни В другой группе такой тип поведения проявляется редко в возрасте до 4 лет, затем обнаруживается средняя степень тяжести проявлений стереотипичного поведения в течение 1-3 лет, а позже появляется менее выраженное поведение такого типа в более позднем возрасте Средняя выраженность стереотипного поведения (оттягивание пальцев, легкие постукивания руками и пальцами) могут оставаться, но могут и не наблюдаться у людей с аутизмом, которые осознают, что другие люди рассматривают это поведение выходящим из нормы. Также существует группа людей с аутизмом, у которых отсутствует период ярко выраженного моторного стереотипного поведения, но обычно обнаруживается множество других видов стереотипной деятельности. Особенно у тех людей с аутизмом, у которых имеется высокий уровень развития интеллекта, можно обнаружить смесь моторных стереотипов, которые, хотя не являются целенаправленными, но в какой-то степени являются намеренными, и у них же могут быть обнаружены тики

У некоторых аутистов имеются различные голосовые (вербальные) стереотипы, которые иногда очень тяжело отличить от тиков Они могут снова и снова повторять определенные звуки, слова или без конца стереотипно задавать один и тот же вопрос.

Многие аутисты живут, придерживаясь строгого распорядка и не изменяющихся ритуалов Они могут 10 раз входить и выходить из ванной комнаты прежде, чем зайти в нее с целью выполнения обычных процедур. Или, например, утром они могут несколько раз кружиться вокруг себя прежде чем согласиться одеться, требовать от мамы перемешать небольшое количество масла в сковороде каждое утро до начала приема обычных для завтрака хлопьев с молоком. Они не могут вечером улечься в кровать спальни на втором этаже до тех пор, пока мама, папа и оба брата не встанут у окна гостиной первого этажа. Или же они могут требовать выйти из дома через окно, а не через парадную дверь. Через несколько лет могут появиться стереотипные виды интересов. Это может наиболее явно наблюдаться у страдающих синдромом Аспергера, но также часто встречается во всех расстройствах аутистического спектра. Наиболее простые из этих интересов могут обнаруживаться у тех, кто собирает вещи, части предметов (кусочки пластмассы, резинки, палочки, замасленную бумагу, предметы, которые можно вертеть и т д.) или имена и простые факты для запоминания и составления списка. Более сложные виды интересов, некоторые из которых относятся к высоко интеллектуальным областям, обычно не устанавливаются до 4-5 лет

Отдельные зрительные и слуховые признаки объектов могут в той или иной мере завораживать детей с аутизмом Вещи, которые блестят или издают какие-либо звуки, могут отбираться ребенком или взрослым для зрительной или слуховой стимуляции. Например, размахивание ложкой из нержавеющей стали в течение долгого времени может поддерживать обеспечение обеих моторной и зрительной стимуляции.

Чрезмерное ограничение репертуара поведения

Не только качество нарушенного поведения, такого как моторный стереотип, которое является типичным для аутизма, но также и ограниченность поведения должна помогать при диагностике аутизма

Большое количество людей с аутизмом, независимо от интеллектуального функционирования, проявляет очень ограниченный репертуар поведения и интересов. Больные дети и взрослые очень часто выполняют одни и те же действия снова и снова в течение долгого периода времени.

В отношении к людям с аутизмом часто возникают такие вопросы как «Почему они делают то или это?». Веским ответом часто является следующее: «Это единственное, с чем он хорошо знаком и знает, как выполнять» Этот тип объяснения является правомерным в случаях, когда люди с аутизмом показывают «необычные формы поведения», такие как проведение долгих часов, лежа в постели, стоя на кухне, раскачиваясь взад и вперед, или чрезмерно мастурбируя. Если для аутиста будет найдена имеющая смысл деятельность, которую он сможет выполнять, то «нарушенная деятельность» может исчезнуть или ее уровень быстро снизится.

www.autism.ru

Легкая форма аутизма у детей симптомы и лечение

Аутизм у взрослых: признаки, формы, лечение

Здоровье &gt Будь здоровым &gt Аутизм у взрослых: признаки, формы, лечение

Аутизм – одно из психических расстройств, которое развивается в результате нарушений в работе головного мозга. У пациента наблюдаются затруднения во взаимодействии с окружающими, безэмоциональность, шаблонность мышления, узость интересов и другие первичные и вторичные симптомы.

Об этом недуге говорят много и увлеченно, ведь феномен аутизма до сих пор окончательно не исследован. Ученые не могут установить ни точную причину патологии, ни механизм ее развития.

Диагностировать аутизм можно еще в раннем детстве, а вот окончательно вылечить нельзя. Так что на смену детской болезни приходит аутизм у взрослых. Существуют различные формы аутизма, объединенные в общую группу расстройств аутического спектра. От степени сложности недуга зависит его симптоматика, характер терапии и степень социализации взрослого-аутиста.

Признаки аутизма

Определяющими признаками аутизма является так называемая триада:

  • проблемы с социальным взаимодействием
  • нарушение коммуникативных навыков
  • узкий круг интересов личности и ритуальность поведения.

    Характерной чертой аутиста является замкнутость. Независимо от формы заболевания такой человек с трудом налаживает социальные контакты и на протяжении всей жизни находится как бы в стороне от общества. Следует отличать первичный аутизм от вторичного, или «аутизма поневоле». Нередко люди с патологиями речевого или слухового аппарата, врожденным слобоумием и другими недугами оказываются отвергнуты обществом. Они замыкаются в себе, оказываясь вне социума. Принципиальное отличие «аутистов поневоле» в том, что они испытывают острый дискомфорт из-за своего конфликта с окружающими, врожденным аутистам контакт с другими не интересен. Эти люди по своей природе асоциальны, общение для них – раздражитель.

    Один из главных признаков аутизма — нарушение коммуникативных навыков

    Отсюда вытекает другой симптом – нарушение коммуникативных навыков. Зачастую дети-аутисты поздно начинают говорить.

    Аутисты испытывают острую потребность в постоянстве, в некоторой степени граничащим с ритуальностью. Это может проявляться в четком соблюдении установленного распорядка дня, гастрономических привычках (существует даже понятие «диета аутистов»), систематизации личных вещей. Любое нарушение привычного уклада жизни вызывает волнение у больного, приступы паники или агрессии.

    Из-за нелюбви к переменам у аутистов очень узкий круг интересов. Методичное повторение одного и того же нередко позволяет им довести любимый навык до совершенства. Аутизм в значительной мере поэтизировали, назвав его «болезнью гениев». На самом деле гениальные безумцы из аутистов получаются редко. Зачастую заболевание сопровождается низким уровнем IQ (у половины больных он ниже 50) и умственными отклонениями. В таком случае ведущим навыком взрослого-аутиста станет не виртуозная игра в шахматы, а собирание пирамиды из детских кубиков.

    Кроме триады, признаками аутизма являются:

  • стереотипия (повторение движений: взмахи руками, покачивание головой, втягивание плеч и т. п.)
  • вспышки гнева, агрессии, приступы паники
  • аутоагрессия (действия, направленные против самого себя)
  • дефицит концентрации внимания (человек практически не способен сконцентрироваться на задании, которое не входит в круг его избранных интересов)
  • повышенная сенсорная чувствительность (паническая реакция на слишком громкие звуки, яркий свет и т. п.)
  • нарушение моторики
  • затрудненная обучаемость (зависит от уровня умственных способностей).

    В зависимости от количества и степеней проявления признаков, выделяют различные формы аутизма.

    Формы аутизма

    К общему понятию «заболевания аутистического спектра» относят:

  • собственно аутизм (синдром Каннера)
  • синдром Аспергера (облегченная форма аутизма)
  • синдром Ретта (женское психоневрологическое заболевание)
  • атипичный (комбинированный) аутизм.

    Лечение аутизма должно начинаться в раннем возрасте

    Наиболее сложная форма недуга – это синдром Каннера, или собственно аутизм. У больного наблюдается практически полный спектр симптомов. Он абсолютно асоциален, речевые навыки слабые или вообще отсутствуют из-за атрофии речевого аппарата. Важнейшие нервные структуры не развиты, интеллект находится на уровне средней или тяжелой умственной отсталости. О самостоятельной жизни такого человека не может быть и речи. Он должен находиться под постоянным присмотром, в особо тяжелых случаях требуется изоляция в специализированное медицинское учреждение.

    Синдром, описанный психиатром Гансом Аспергером, является более мягкой формой заболевания. Несмотря на ощутимые проблемы в общении и социализации, такие люди свободно владеют речевыми и когнитивными способностями. Они могут быть замкнутыми, странными, несколько неуклюжими, но вполне самостоятельными. Люди с синдромом Аспергера зачастую работают и становятся полноценными членами общества.

    Синдром Ретта является хроническим заболеванием. передающимся только по женской линии. Недуг проявляется не ранее 1 года, после чего пациент начинает стремительно регрессировать. Терапия помогает незначительно улучшить общую картину. Взрослых женщин, страдающих от синдрома Ретта, немного. Обычно заболевание заканчивается летальным исходом до 25–30 лет.

    Когда идентифицировать конкретную форму аутизма невозможно, говорят об атипичном аутизме, что представляет из себя комбинированный набор различных симптомов.

    Чаще всего наблюдается аутизм в облегченной форме (синдром Аспергера или атипичный аутизм). Синдром Каннера – довольно редкое заболевание. От недуга в острой форме страдают от 2 до 4 людей из 10 тысяч. Чаще всего ем подвержены мужчины.

    Лечение аутизма

    При лечении любого заболевания врач отталкивается от причины, спровоцировавшей патологию. Несмотря на то, что аутизм детально изучается с первых десятилетий ХХ века, его феномен до сих пор не разгадан. На сегодняшней день ведущей является теория генной мутации. Ученым удалось определить некоторые гены, что влияют на развитие аутизма, однако выяснить, как и почему происходит мутация, не вышло.

    Лечение аутизма должно начинаться в раннем возрасте, как только заболевание диагностировано. Только в этом случае у маленького аутиста есть шанс вырасти в более или менее самостоятельного взрослого. Первостепенную роль играет терапия (поведенческая, логопедическая). Регулярное посещение психотерапевта рекомендуется и взрослым аутистам, которым удалось адаптироваться в обществе.

    Зачастую больным прописывают медикаменты (психотропные и противосудорожные вещества). Это могут быть антидепрессанты, антипсихотики, различные стимуляторы. Они помогают стабилизировать состояние больного, облегчить симптомы, но само психологическое расстройство не искореняют.

    Как такового лечения заболевания не существует, потому что сам по себе аутизм неизлечим. Методичная и непрерывная терапия поможет предотвратить появление припадков и приступов. сделать жизнь больного более насыщенной и самостоятельной.

    Сегодня существует множество программ для ранней диагностики аутизма у детей и реабилитационных методик для взрослых аутистов. Все они направлены на посильное улучшение состояния больного, в то время как ученые продолжают биться над загадкой генной мутации.

    Видео о признаках аутизма у взрослых:

    Понравилось? Лайкни и сохрани у себя на страничке!

    Аутизм у детей

    Аутизм у детей — это особенное состояние нервной системы. Аутизм у детей — это даже не болезнь в прямом смысле этого слова, а особенное развитие нервной системы и психической сферы. Оно проявляется в нарушении нормального развития с отставанием в психомоторной сфере и нарушением социализации и контактов с окружающими. Зачатки этого состояния можно обнаружить внимательным родителям ее в 8-10 месяцев — когда ребенок предпочитает монотонную деятельность, протестует против нахождения на руках, плачет из-за мелких раздражителей. Примерно к 18-20 месяцам диагноз можно установить уже с большой долей вероятности и после трех лет он будет выставлен точно.

    Проявления болезни выражаются не на уровне тела, а на уровне поведения и реакций ребенка, его отношения к миру и окружающим его людям. Причину возникновения аутизма до конца так и не выявили — что только не приписывали — и прививки, и условия жизни, но чаще всего выявляются особые генетические нарушения, но проблема аутизма до сих пор является объектом пристального изучения детских психиатров.

    Как распознать аутизм у детей?

    Все родители хотят, чтобы их малыш рос и развивался нормально. И если у него есть какие-то проблемы, им хочется знать о них заранее — как можно раньше их распознать и начать лечение. Родители очень радуются, когда малыши начинают им улыбаться, смеяться и произносить звуки, когда они позитивно реагируют на окружающую их жизнь. Обычные малыши очень любят к себе внимание окружающих, стараются его к себе привлечь.

    Аутисты — другие. Они не хотят и всеми силами стараются не привлекать внимания окружающих, они хотят жить в своем собственном внутреннем мире. На контакты с ними они реагируют неадекватно и иногда очень бурно, плачем при попытке взять их на руки. Им не интересно познание нового в окружающем мире, они не хотят ни с кем знакомиться, не делятся эмоциями. У таких детей возникают сложности в сфере общения и адаптации в обществе, они не интересуются обычными детскими вопросами и радостями. При подобных проявлениях родители начинают подозревать неладное и обращаются к врачам — неврологам или психиатрам. Аутизм именуют еще синдромом Ретта или Аспергера, это разные варианты одной и той же по сути проблемы — нарушением познавательной и эмоциональной сферы.

    Признаки аутизма у детей.

    Обычно аутистские черты проявляются постепенно, начиная с 10-15 месяцев, и полностью сформировываются к трем годам. Родители отмечают отсутствие интереса к любым играм, привычным для детей, нежелание заниматься, нарушение психического развития и речи. При подобных проявлениях необходимо проверять следующие симптомы:

    — ребенок отказывается от тактильного и телесного контакта родителями.

    — ребенок к трем годам не говорит совсем.

    — ребенку нравится быть одному. Он избегает общества.

    — ребенку не хочется контактов с миром, у него нет интереса к его изучению, прогулкам.

    — он слабо может общаться невербально, жестами.

    — ребенок отказывается смотреть глаза родителям и другим людям.

    — жесты ребенка очень странного характера, он нервный, маловыразительный.

    — речь ребенка монотонна и как бы заучена.

    — ребенок повторяет слова других людей эхом, но без выражения и эмоций.

    — он необычно реагирует на звуки, сет или прикосновения.

    Аутизм у детей может быть в легкой форме, когда ребенка, возможно, почти полностью адаптировать в социуме и дать возможность полноценно учиться и работать, до очень тяжелых проявлений с формированием даже умственной отсталости. Иногда признаки аутизма у детей проявляются при начале школы или садика — это сложность адаптации.

    Аутизмом называют расстройство психики, и проявления его широки, у каждого ребенка будет набор своих особенных проявлений, это выражается в жестах и движениях, реакциях и речи. Чаще всего изменяется поведение ребенка и проявляется оно в таких особенностях:

    — ребенок не может нормально общаться — словами и без слов, развитие его речи не соответствует возрастным нормам. Он говорит без выражения и ритма.

    — у ребенка постоянно проявляется одна и та же манера поведения с окружающими, предпочитает их обществу одиночество.

    — проявления ярко дают знать в возрасте после двух лет

    — дети не играют с другими детьми и игрушками. Все их игрушки расставлены в строгом и всегда неизменном порядке, в зависимости от цветов

    — ребенок не хочет ничего менять в окружающем, перемены для него неестественны и все его занятия должны с педантичностью повторяться ежедневно.

    — у ребенка могут быть расстройства сна.

    Понимание такого ребенка и работа с ним очень сложны, от родителей потребуется много усилий в воспитании и развитии малыша. Необходимо соблюдать некоторые рекомендации в вопросах общения и воспитания.

    -вам важно заставить ребенка понять, что он обычный член семьи и не требует особенного отношения. При чрезмерном к себе внимании и отношении гиперопеки ему будет некомфортно.

    — дайте ребенку возможность самому составить для себя удобный график питания, сна и прогулок. Навязывание ему режима, даже самого правильного, может привести к негативу и усилению отклонений поведения.

    — всегда хвалите ребенка даже за самые мелкие задания, но только сразу после него. Большинство аутистов не помнят вчерашних дней и не поймут отсроченной похвалы.

    — найдите сообщество таких же родителей и специальные учреждения по воспитанию и поддержке детей аутистов. Вместе бороться с проблемой всегда легче.

    Как лечится аутизм у детей?

    На сегодня нет эффективных препаратов и методов лечения аутизма у детей — все способы и меры реабилитации направлены на улучшение их социальной адаптации и возможность существования в обычном обществе.

    Применяют различные виды терапии — общение с животными, особенно лошадьми и собаками, сказкотерапию и психотренинги, работу с психологом-педагогом и общение с такими же детьми, либо здоровыми сверстниками — по рекомендации ведущего врача. Проявления и методы лечения зависят от тяжести состояния — при легкой степени аутизма возможно даже обучение в обычной школе.

    Симптомы аутизма

    Аутизм — заболевание, проявлениями которого являются возникшие сложности у ребенка в общении с окружающими людьми. Причины аутизма до настоящего времени так и не были точно установлены, но согласно проводимым исследованиям большую роль в формировании недуга играет наследственный фактор.

    Что такое аутизм

    Заболевание аутизм — что это такое? Представленная патология характеризуется нарушением развития человека. Оно сопровождается отклонениями в поведении, общении и социальном взаимодействии. Эта болезнь может проявляться в самых разнообразных формах и присутствовать, если есть другие умственные патологии.

    Бывает легкая форма аутизма и тяжелая. Люди при легком течении заболевания могут казаться нормальными. Если недуг протекает с тяжелой степенью, то у таких пациентов имеется полное нарушение функционирования мозга.

    Сегодня все больше актуален вопрос о том, аутизм врожденный или приобретенный недуг? Все симптомы представленного заболевания могут возникнуть сразу после рождения ребенка, и тогда это — врожденная форма. Если человек в течение длительного времени испытывал депрессию, то имеется высокий процент вероятности формирования у него аутизма. В таком случае он будет иметь приобретенную форму.

    Типы болезни

    У людей могут быть обнаружены следующие типы аутизма:

  • аутистические нарушения
  • синдром Аспергера
  • синдром Ретта
  • дезинтегративное расстройство
  • общее расстройство психологического развития.

    Причины аутизма

    Как отмечалось выше, на данный момент отсутствует основная причина развития этого недуга. Ученые полагают, что формируется болезнь при сочетании двух факторов:

  • генетическая предрасположенность
  • внешние факторы: заболевания вирусного характера, загрязнение воздуха.

    Факторами риска являются:

    1. Пол человека, который болен аутизмом. Согласно статистике, больше всего подвергаются этому заболеванию мальчики.
    2. Семейный анализ. Если в семье появился на свет ребенок-аутист, то имеется высокая вероятность, что у этих родителей могут родиться дети с таким отклонением.
    3. Впервые термин аутизм был введен швейцарским психиатром Э. Блейлером в 1912 году и отнесен к проявлениям шизофрении у взрослых людей. Несколько лет спустя, в 1943 году, Л. Каннер отнес термин к современному пониманию этой болезни.

      Общие проявления

      Как определить аутизм? Представленное заболевание может формироваться как у взрослого человека, так и у детей. В связи с этим симптомы болезни аутизм подразделяются на несколько областей:

    4. Социальное взаимодействие у больных сопровождается определенными специфическими привычками, которые сразу отмечают окружающие. Например, больные аутизмом во время общения могут продолжительное время молчать и смотреть в глаза. С близкими и родными такие люди не общаются по причине отсутствия всяческих интересов и переживаний.
    5. Вербальное и невербальное общение. Как проявляется аутизм в этом случае? Ребенок очень поздно начинает разговаривать, а бывают ситуации, когда у него вообще отсутствуют эти навыки. Опираясь на данные статистики, около 40% детей-аутистов не разговаривают. Приступить к разговору такому пациенту самостоятельно очень сложно. У него отсутствует желание продлевать диалог, если кто-то другой его начал. Нередко люди-аутисты повторяют в разговоре одну и ту же фразу.
    6. По причине ограниченности интереса такие пациенты все время сосредотачиваются на одних и тех же деталях. Для описания объекта в целом у них просто не хватает мышления. Их увлечения включают всего несколько тематик, например, карты, видеоигры.
    7. Присутствие стереотипного мышления побуждает больных аутизмом детей и людей повторять определенные жесты — хлопанье в ладоши, раскачивание тела.

    Как проявляется заболевание у маленьких пациентов до 2 лет?

    Ранние симптомы аутизма дают о себе знать уже сразу после появления ребенка на свет. На протяжении первого года жизни родители начинают обнаруживать существенные отличия в поведении своего чада по сравнению с его ровесниками.

    Первые признаки аутизма следующие:

  • малыш никогда не смотрит прямо в глаза своим родителям
  • не плачет, когда уходит мама, не улыбается родителям
  • по причине задержки речи, к году ребенок не «гулит», а применяет парочку простых звуков
  • агрессия по отношению к другим деткам приводит к тому, что с больным аутизмом ребенком никто не желает играть
  • может бояться различных звуков, света.

    Задача родителей — четко научиться отличать основные признаки аутизма от психологических особенностей личности. Ведь очень часто такое поведение указывает на проявление скромности и молчаливости. Аутизм у детей требует помощи психолога. Поэтому при обнаружении подобных симптомов у своего ребенка, нужно срочно отправляться в больницу для диагностики.

    Какие симптомы аутизма у детей 2-11 лет?

    У детей, страдающих аутизмом в возрасте 2-11 лет, наблюдаются следующие симптомы:

  • повторение одной и той же фразы
  • ребенок не пытается поддерживать беседу
  • не разговаривает
  • присутствие стереотипного мышления с аналогичными действиями
  • школьников-аутистов очень сложно обучить писать и читать
  • повышенный интерес к конкретным наукам.

    По причине того, что представленные ранние признаки аутизма накладываются на другую симптоматику, определить эту патологию можно легко не только доктору, но и близким.

    Какие признаки аутизма у детей после 11 лет?

    Ранний детский аутизм не подлежит к лечению, поэтому все описанные выше симптомы будут присутствовать у ребенка в течение всей его жизни. Но для возраста 11 лет имеются свои специфические проявления:

  • Для такого возраста характерна перестройка не только гормональной сферы, но и головного мозга. Здесь необходимо отметить повышенную агрессивность, тревожные расстройства, депрессию, приступы эпилепсии.
  • Стойкое отстаивание своей позиции, игнорирование советов, просьб от окружающих и близких людей.
  • Школьники-аутисты способны к выполнению социально опасных действий. По этой причине они должны всегда находиться под контролем родителей.

    Болезни психики связаны с изменением сознания человека. О других психиатрических заболеваниях читайте в этой статье. О болезнях нервной системы смотрите тут.

    Проявление аутизма у взрослых

    Симптомы аутизма у взрослых зависят от степени тяжести недуга, социальной среды и индивидуальных особенностей личности:

  • нет эмоций, чувств
  • не удается построить дружеские отношения
  • сложность в общении
  • плохой словарный запас
  • речь схожа с «роботом».

    Симптомы легкого аутизма отличаются от шизофрении и позволяют жить взрослому человеку в возрасте 25 лет отдельно от своих близких. Если у него достаточное развитие умственных способностей, он может даже завести семью.

    Когда заболевание протекает в средней степени, то признаки аутизма у взрослых людей в таком случае сопровождаются невозможностью самостоятельно приготовить еду, обращаться с бытовыми приборами, а их интеллект ниже среднего.

    Диагностика

    При обнаружении у своего ребенка или у взрослого человека описанных выше симптомов необходимо в срочном порядке обращаться за помощью к специалисту. Определение аутизма предполагает присутствие целой комиссии врачей. Это:

  • психолог
  • невролог
  • другие специалисты.

    При постановке диагноза в состав комиссии могут входить родители, воспитатель и учителя. Благодаря диагностике аутизма можно выделить ряд важных особенностей, которые отличают этот недуг от заболеваний типа ДЦП. Кроме этого в ходе исследования удается понять и определить имеет ли место наследственный аутизм.

    Если другие психологические расстройства можно вылечить, то эффективная терапия аутизма отсутствует. Сегодня еще не разработаны методы лечения, благодаря которым можно было бы устранить недоразвитие тканей головного мозга. Несмотря на это, имеется большое количество различных психологических методик, которые помогают больному человеку приспособиться социально.

    Очень часто возникает вопрос о том, где лечить аутизм? Как правило, все терапевтические мероприятия можно осуществлять в учреждении, где дети-аутисты учатся, или дома.

    Аутизм у взрослых и у детей — заболевание, в результате которого нарушается картина общего восприятия окружающего мира. Таким людям очень трудно общаться с близкими, выражать свои эмоции и чувства. Для адаптации таких пациентов необходима психологическая коррекция.

    Далее можно посмотреть видео симптомов аутизма у детей и узнать больше информации о заболевании:

    Помощь в лечении аутизма народными методами

    Описание заболевания

    Заболевание неизлечимо, но с ним можно и нужно жить

    К сожалению, болезнь аутизма у детей не лечится какими-либо таблетками и сохраняется на протяжении всей жизни. Некоторые родители, чьи дети страдают ею, стараются замаскировать диагноз, сделав его более благозвучным для восприятия. Понять таких мам и пап можно, т. к. общая масса окружающих людей считает аутистов шизофрениками. Но убегать таким образом от проблемы нельзя, ведь без внимания и понимания больные с этим отклонением живут совсем недолго.

    К первой относятся люди, которые больны не поддающейся лечению формой заболевания. Как правило, для них окружающая действительность не существует, поэтому адаптация их к социуму не представляется возможной. Вторая группа включает людей, которые очень замкнуты в себе. С другими людьми они общаются лишь из своих представлений о мире, невзирая на настоящую действительность. Аутизм такой формы, как и предыдущий, трудно поддается коррекции. Отмечено, что аутисты второй категории могут часами заниматься любимым делом, складывая, например, одну и ту же фигуру из кубиков или мозаики. При этом у них не появляется желания поесть или лечь спать: они просто забывают об этом. Аутисты третьей группы чуть больше социализированы, но они никогда не принимают во внимание интересы окружающих людей. Такие люди почти не могут нормально о себе позаботиться и с огромным трудом отвлекаются на других. Они полностью поглощены своими интересами. Очень часто их родные и близкие даже не подозревают об их способностях и нередкой одаренности. У людей четвертой группы наблюдается легкая форма аутизма, которую без помощи психиатра иногда не обнаружить. Как правило, такие люди не особо отличаются от сверстников, но при этом они очень обидчивы, совершенно не приспособлены к самостоятельной жизни, слишком послушны по отношению к своим опекунам и почти всегда следуют установленным для самих себя правилам. Аутизм у людей пятой группы проявляется не только замкнутостью, но и гениальными способностями. Из таких людей могут вырасти выдающиеся писатели, художники, программисты и другие таланты.

    Причины возникновения аутизма

    Заболевание у плода может развиться из-за инфекций, перенесенных матерью в период беременности

    Понять, кто же виноват, в этом случае ответить, увы, невозможно. Ученые всего мира до сих пор спорят о причинах возникновения аутизма. Многие из светил медицинской науки выдвигают предположение о том, что психическое отклонение может возникнуть из-за инфекций, воздействующих на плод в период его вынашивания матерью. Также на развитие могут повлиять тяжелые осложненные роды, ситуации, травмирующие до конца не сформировавшуюся психику, и даже прививки.

    vrachikliniki.ru