Признаки стресса у детей

Содержание:

Стресс у ребенка: что делать родителям

Детство кажется самым беззаботным временем без тревог и волнений, полным радостных событий. Тем не менее дети могут испытывать нервные перенапряжения на фоне физиологических изменений в организме или непривычных внешних условий. О причинах возникновения стресса у детей и способах борьбы с ними рассказывает педиатр Лусине Хачятрян.

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

Лусине Хачатрян, педиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней МГМУ им. М.И. Сеченова.

Раннее детсво

Даже в раннем возрасте ребенок может испытывать стресс. Он может быть связан с болезнями, разлукой с матерью (даже краткосрочной), режущимися зубами, первыми посещениями врачей (и в целом встречами с чужими и непривычными для ребенка людьми, в особенности с теми, кто прикасается к нему), походами в детский сад, сменой климата или часового пояса.

гиперактивность (следствие повышенной возбудимости), нетипичное нарушение сна, проблемы с аппетитом (вплоть до полного отказа от еды), беспричинная плаксивость, частые (навязчивые) мимические движения, тики, суетливость или даже агрессия.

Что делать родителям

  • Cледите за режимом сна и бодрствования. Чем ребенок младше, тем более продолжительный отдых необходим ему (не только ночью, но и днем).
  • Если у ребенка беспокойный сон, то ему подойдут дыхательные упражнения и спокойные игры. Помогут и творческие занятия: рисование, лепка из пластилина. Родителям стоит также следить, чтобы телевизор не был включен слишком часто.
  • Поддерживайте у ребенка чувство безопасности – это одна из базовых потребностей в раннем возрасте. Сохраняйте физический контакт, держите за руку, обнимайте ребенка, ведь ребенок должен чувствовать, что вы рядом.
  • К грядущим переменам, например к посещению детского сада и тем более, ясельной группы ребенка надо готовить заранее.
  • Если ребенок 2-5 лет проявляет агрессию в обыденных ситуациях – по отношению к другим членам семьи или даже игрушкам – то ему будет полезно соответствующее возрасту закаливание и водные процедуры, которые снимают нервное напряжение. Нередко рекомендуют и пет-терапию, когда справиться с различными проблемами помогают животные.
  • Младшие классы

    Стресс в этот период – реакция организма на изменение привычного хода вещей, которую дети не могут контролировать самостоятельно. Школа радикально меняет уклад жизни, к которому ребенок уже успел привыкнуть. Режим становится более жестким, появляется много обязанностей, ответственность, неизвестные обстоятельства «новой» жизни. Школа – это первые друзья и первые ссоры, переживания из-за оценок. Формируются внутренние страхи, так как ребенок более осознанно и критично анализирует происходящее вокруг.

    утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании и прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти, ручки, кусать губы), замкнутость и изоляция, заикание, частые головные боли, беспричинная раздражительность.

    • Необходимо подстроиться под школьный режим – ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Это особенно полезно при повышенной утомляемости и ухудшении памяти.
    • Душ комфортной температуры (избегать излишне горячей воды) для улучшения качества сна.
    • Правильное питание и дополнительный прием детских витаминных комплексов – причиной чрезмерной раздражительности зачастую бывает нехватка нужных организму веществ.
    • Больше проводите времени вместе, в том числе за играми. Игры помогают детям перенести свою тревогу на игровые ситуации и снять напряжение.
    • Старайтесь аккуратно говорить о том, что волнует ребенка, и обсуждать возможные проблемы, воздерживаясь от оценки.
    • Регулярные физические нагрузки также помогают снять умственное перенапряжение и повышают устойчивость ребенка к стрессовым ситуациям. Бег, катание на велосипеде, лыжи, теннис, танцы, плавание – выбирайте то, что больше нравится ребенку.
    • МОЖНО ЛИ «ЛЕЧИТЬ СТРЕСС» У РЕБЕНКА?

      Применение лекарств допустимо только в том случае, если препараты разрешены детям и подходят текущим активностям ребенка.

      «Для описанных выше ситуаций подойдет Гомеострес, так как этот препарат с комплексом растительных компонентов способен одновременно устранить и психоэмоциональные, и физические проявления стресса, – отмечает доктор медицинских наук Лусине Хачатрян. – К тому же он нормализует сон, давая организму возможность восстановить свои адаптивные ресурсы и «обнулить» все негативные эмоции, оставшиеся от прошедшего дня. А препараты на основе валерианы и различные успокаивающие чаи подойдут только тогда, когда ребенок не выполняет задачи, требующие повышенной концентрации внимания».

      Дети тоже подвержены выгоранию?

      Нам может казаться, что проблемы детей несравнимы с нашими. Но учебные нагрузки и наши требования тоже выматывают их. Как предотвратить детское выгорание и что делать, если вы столкнулись с ним? Рассказывает психолог Беатрис Миллетр.

      Мой ребенок всегда плачет!

      Почему он кричит? Вроде бы и сыт, и сух, и здоров. Нежели специально изводит? Некоторые родители интуитивно знают, как успокоить ребенка. Многие — раздражаются, а потом мучаются виной. Детский психолог Ирина Млодик рассказывает, как совладать с эмоциями.

      Болезни кожи – послания души

      Юнгианский психолог Энн Магуайр – о том, как наша кожа показывает нам выход из конфликта с собственным внутренним миром.

      Необычное свойство бега: как стать умнее за 40 минут

      После пробежки, в голове проясняется, и само собой приходит решение многих вопросов. Секрет в том, что нервные клетки восстанавливаются, и происходит это через 30-40 минут после начала бега.

      www.psychologies.ru

      Детский стресс: причины и проявления в раннем возрасте

      Не только взрослые люди подвержены травмирующим факторам, в любом возрасте можно столкнуться с болезненной ситуацией. Детский стресс рассматривается психологами как защитная реакция организма. Наблюдательные родители могут заметить изменения в поведении своего чада, например, шумный малыш стал тихим и вялым, а спокойная девочка на любые действия взрослых начинает плакать. Рассмотрим основные причины появления стрессового состояния у детей разного возраста, какие симптомы свидетельствуют о неблагополучии?

      От рождения до трех лет

      В этом возрасте у малыша активно развивается головной мозг, именно в данный период важно участие родителей, особенно матери, в жизни ребенка. Основным стрессовым фактором для маленького человечка становится неправильное поведение близких людей.

      Причины появления стресса:

      1. Отсутствие контакта с родителями. Малыша редко берут на руки, игнорируют при плаче, отказывают в необходимой ласке. Такая ситуация считается стрессовым воздействием, в результате такого поведения у детей снижается уверенность, появляются страхи.
      2. Неожиданная разлука с мамой. Если ребенка помещают в незнакомую среду, лишив источника уверенности и защиты в лице матери, то детский стресс неминуем. Сильным травмирующим фактором является помещение в больницу, особенно без присутствия рядом близкого человека.
      3. Конфликтные отношения между членами семьи. Регулярные скандалы в окружении ребенка делают его уязвимым, подрывают доверие к миру. Отрицательно сказывается развод, алкогольные склоки, агрессивное поведение кого-либо из родителей. Постоянный стресс влияет на развитие малыша, страдает эмоциональная сфера, снижается адаптация.
      4. Обучение новым навыкам. Если приучение к горшку, еде ложкой, самостоятельному умыванию и другим навыкам происходит с применением силы, обидных слов, унижений, то любое упоминание об этом вызывает стресс. Обучение должно быть мягким, имеет значение развитие ребенка и его физиологические особенности.
      5. Как проявляется стресс в этом возрастном периоде? Грудные дети могут отказываться от еды, без причины срыгивать пищу, плохо спать, часто малыши путают день и ночь. У детей постарше болезненная ситуация проявляется через крик, раздражительность, истерику. Малыш может не отпускать мать ни на минуту, громко кричать при ее попытках куда-то выйти.

        Как помочь детям? Во-первых, наладить спокойную домашнюю обстановку. Лишь одна эта мера может успокоить малыша. Во-вторых, не стоит бояться разбаловать ребенка в этом возрасте. Ему сейчас необходим тактильный контакт, нужно как можно чаще обнимать кроху, так формируется доверие к миру. В-третьих, справиться с травмирующим фактором можно при помощи игры. Прятки, игра в ку-ку, бег наперегонки – любимое веселое занятие с родителями раскрепощает маленькую личность.

        Стресс у дошкольника

        После трех лет дети учатся адаптироваться в обществе. Это время приучения ребенка детскому саду, воспитателям. Новая среда может вызвать сильную стрессовую реакцию у ребенка. Если любимое чадо все это время было окружено только близкими людьми, то социализация вызывает страх.

        Помимо адаптации в детском саду, факторами стресса у ребенка могут быть следующие причины:

      6. резкое изменение условий жизни, например, в результате переезда, пожара, смерти члена семьи;
      7. семейные причины: ссоры, неправильное воспитание;
      8. конкуренция в детском саду, во дворе, между братом или сестрой;
      9. регулярный просмотр телевизионных передач, раннее приучение к компьютерным играм;
      10. конфликт с воспитателем в детском саду;
      11. появление страхов в результате испуга, например, боязнь уколов, собак, воды, грозы и т.п.
      12. Симптомы болезненных переживаний выражаются в агрессивном поведении, раздражительности, замкнутости в детском саду, нервных (навязчивых) движениях, заикании. В некоторых случаях отмечается желание ребенка быть маленьким, то есть он просит соску, требует качать его на ручках, в коляске.

        Если устранить травмирующий источник, то можно помочь дошкольнику справиться с болезненными переживаниями. Но узнать причины стрессовых переживаний иногда сложно. Дошкольник не может выразить словами свои чувства. Помогает наблюдение, игры, рисование. Малыш выражает свои страхи во время игр, например, разговаривая с любимой куклой или мишкой.

        Психологи рекомендуют как можно чаще обнимать ребенка, существуют даже определенная норма – от четырех раз в день. Полезны ролевые игры с родителями, чтение книг пред сном, проведение совместного досуга с взрослыми, например, катание на роликах или велосипеде. Нельзя заменять общение с сыном или дочкой просмотром телевизора, если чадо все время сидит перед экраном, то проблема социализации усугубляется. Иногда простое ласковое общение с крохой снимает внутреннюю напряженность.

        Если проблему не удается решить, то стоит обратиться за помощью к психологу. Полезны совместные занятия с детьми в психологической группе. Для ребенка нужно создать комфортную атмосферу для развития.

        Стресс в младшем школьном возрасте

        В этом возрасте расширяются границы общения, наступает новый этап – школьный возраст. Если в детском саду дошкольник испытывал стресс от разлучения с родителями, то школьная адаптация намного шире. Травмирующими обстоятельствами могут стать отношения с учителем, одноклассниками, школьная нагрузка.

      13. семейные неурядицы, развод;
      14. переезд, катастрофа, смерть близкого человека;
      15. пережитый испуг.
      16. Как проявляется детский стресс в этом периоде? Школьник может отказываться посещать школу, нарушается сон, отсутствует аппетит, происходят необъяснимые вспышки гнева, настроение подавленное. Травмирующее переживание может заявлять о себе в виде болезней. Страдает желудок, бывает необъяснимая рвота, возможны кожные заболевания, тики, заикание.

        Помощь при стрессе ребенка школьного возраста должна быть комплексной. Обычно семейные скандалы сказываются на школьном поведении и успеваемости, поэтому нужно исключить все возможные причины. С детьми этого возраста нужно разговаривать, проявлять искренне участие, наблюдать за эмоциональными и проявлениями. Нельзя давить на школьника, он может не справиться с грузом требований.

        Психическое напряжение сильно сказывается на здоровье и психике. Для ребенка травмирующие переживания оказываются непосильной ношей. В большинстве случаев негативные эмоции сказываются на личности, деформация может проявиться в агрессивности, пассивном поведении, замкнутости. Психологи рекомендуют помогать детям, создавая им спокойную семейную атмосферу.

        ostresse.ru

        Как лечить стресс у ребенка

        Содержание статьи:

        1. Симптомы появления
        2. Причины возникновения
        3. Последствия стресса
          • Негативные
          • Позитивные
          • Методы лечения
          • Как избежать

        Стресс у ребенка — это адаптационная реакция организма, а точнее центральной нервной системы на различные раздражители (физические, эмоциональные, психические). В детском возрасте это явление весьма частое. Оно может иметь негативные последствия. Поэтому важно вовремя распознать его и обратиться за помощью к специалистам.

        Симптомы появления стресса у детей

        Человеческий организм реагирует на внешние раздражители с самого рождения. Стрессы бывают кратковременными и долговременными. В первом случае в целом организм получает пользу. Однако во втором, наоборот, практически неизбежен вред.

        В зависимости от возраста, симптомы стресса у ребенка могут быть совершенно разными:

          Проявление реакции организма у детей до двух лет. Грудные дети и малыши выражают пережитый стресс ухудшением сна, аппетита или полным отказом от еды, чрезмерной плаксивостью и раздражительностью.

        Стресс у детей дошкольного возраста (от двух до пяти лет). Выражается в возвращении к предыдущему возрасту (регресс): сосание пустышки, недержание мочи, просьбы покормить из ложечки и прочие. Может возникнуть плаксивость при смене обстоятельств или появлении новых людей. Наблюдается снижение общей активности или, наоборот, проявление признаков гиперактивности (не стоит забывать, что гиперактиность — это самостоятельное расстройство психики). Отмечают беспричинное повышение температуры, рвоту. У очень впечатлительных может начаться заикание (временное или постоянное). Ребенок капризничает, у него повышается требовательность, появляются частые вспышки гнева на отказ в выполнении поручений взрослых, немотивированная агрессия, нервозность без видимых причин, частая смена настроения (в худшую сторону). Также наблюдается чрезмерное проявление детских страхов (боязнь темноты, одиночества, смерти), из-за которых малыш не может уснуть.

      17. Стресс у школьника младшего возраста. В этом периоде развития может появиться быстрая утомляемость, начинают мучить ночные кошмары. Ребенок часто жалуется на тошноту, головные боли, боли в области сердца, что может сопровождаться повышением температуры, беспричинной роты. Родители отмечают частые случаи лжи, возрастной регресс (начинает вести себя, как младшие дети). Периодически возникает стремление искать приключения, или, напротив, школьник замыкается в себе, отказывается выходить на прогулки, избегает общения со сверстниками, не желает посещать школу. Отмечается агрессия по отношению к окружающим людям, а также низкая самооценка, стремление сделать все так, чтобы ребенка похвалили. Беспричинное ощущение страха, тревоги, ухудшение внимания, памяти, возможна избирательная амнезия (забываются события, вызвавшие стресс). У ребенка появляется постоянная сонливость или бессонница, аппетит может как ухудшаться, так и, наоборот, стать чрезмерно повышенным. Родители с ужасом отмечают дефекты речи, нервные тики, перепады настроения, а также длительное (несколько дней) вызывающее поведение.
      18. Кроме вышеперечисленного, для детей всех возрастов на фоне стресса характерно приобретение новых привычек. Например, могут начать грызть ногти или предметы (карандаши, ручки, линейки), играть с собственными волосами (девочки), почесывания, ковыряние в носу и так далее.

        При таком обилии симптомов распознать стресс у ребенка обычному человеку (родителям, учителям, например) чрезвычайно сложно. Зачастую признаки расцениваются как проявление каких-либо заболеваний, недостаток воспитания, особенности характера самого малыша. Точный диагноз может поставить только специалист на основе результатов нескольких собеседований, проведения психологических тестов.

        Причины возникновения стресса у ребенка

        Дети в силу того, что их психика еще чрезвычайно нежна, а жизненный опыт ничтожно мал, гораздо сильнее взрослых впечатляются под воздействием, казалось бы, незначительных событий.

        Потенциальные причины стресса детей довольно многочисленны:

          Резкое изменение распорядка дня. Например, малыш привык укладываться спать, когда захочет, а просыпаться довольно поздно. И вдруг ему нужно вставать на два-три часа раньше, чтобы вовремя прийти в детский сад.

        Смена окружения. Тот же детский сад или школа — это новые лица взрослых, которые еще и командуют, необходимость уживаться в коллективе и подчиняться его законам, и так далее.

        Изменение привычной обстановки. Смена жительства всей семьи и переезд в новую, незнакомую квартиру, в то время как на старом месте ребенку было очень комфортно.

        Разлука. Расставание на длительный или даже короткий срок с родными и близкими, друзьями.

        Потеря или смерть домашнего питомца. Некоторые дети остро реагируют даже на смерть аквариумной рыбки или комнатного растения.

        Воздействие СМИ и компьютерных технологий. Просмотр телепередач, кинофильмов, интернет контента, не предназначенного для конкретного возраста (сцены насилия, убийств, даже сцены эротического и сексуального характера). Информация может быть неверно истолкована и восприниматься как нечто плохое. Усугубить ситуацию может резкий окрик или иная негативная реакция взрослых, которых ребенок «застукал» во время интимного общения или просмотра эротического видео. Сюда же относится прослушивание новостей о событиях в стране и в мире (о войнах, природных катаклизмах, несчастных случаях). Слишком сильное увлечение компьютерными играми, особенно теми, которые в той или иной степени связаны с агрессией и насилием.

        Влияние человека. Довольно часто стрессовое состояние взрослых может передаваться детям. Мамы даже в утробе могут наблюдать за изменением поведения малыша при смене настроения у нее.

        Экологические стрессы. То есть резкая смена климата, перемена погодных условий, снижение качества пищи, воды и воздуха. Дети, как и взрослые, могут быть метеозависимыми. Особенно часто это замечают родители малышей до года, когда те резко начинают капризничать, отказываться есть или часто просыпаться по ночам при полнолунии, например.

      19. Воздействие из окружающей среды. Поскольку все процессы в человеческом организме, в том числе и в центральной нервной системе, представляют собой цепочки химических реакций, то причинами стресса у ребенка могут стать находящиеся в воздухе и воде токсичные вещества, отравления, а также облучения.
      20. Последствия стресса у детей

        Как уже говорилось, стресс — это закономерная и неизбежная реакция организма, которая в некоторой степени приспосабливает его к новым условиям. Таким образом сам организм пытается выжить. Однако затянувшиеся пребывание в этом состоянии неизбежно будет иметь негативные последствия для всей целостной биологической системы.

        Негативные последствия

        Большинство стрессов носит негативный отпечаток. Проявляется это зачастую следующим образом:

        Возрастает склонность к заболеваниям. Вчетверо повышается риск возникновения сердечно-сосудистых болезней. От 10% до 25% детей при длительном пребывании в стрессовом состоянии страдает обострением хронических заболеваний внутренних органов. Даже у здорового ребенка на нервной почве часто развиваются гастриты и другие проблемы пищеварительной системы. Ослабляется иммунитет, и как следствие повышается риск инфекционных заболеваний.

    Нарушается сон. Даже после кратковременного стресса может возникнуть, например, бессонница во время подготовки или после сдачи экзаменов. Что касается детей до 5 лет, то у них проявляется состояние частыми подъемами среди ночи, желанием поспать с родителями, а также требованием оставить свет в комнате.

    Появляются психологические проблемы. Развитие депрессии, повышение риска совершения суицида, что особенно ярко наблюдается у детей подросткового возраста.

    Проблемы с едой, ее усвоением. Часто у детей, живущих в регулярном стрессе, наблюдается избыточный вес (при повышении аппетита) или, наоборот, катастрофическое его понижения (когда аппетит отсутствует). В первом случае ребенок «заедает» свои проблемы, во втором он находится настолько в подавленном состоянии, что его организм просто отказывается воспринимать пищу.

  • При длительном пребывании в стрессе притупляются реакции организма. Перестают выделяться в достаточном количестве гормоны адреналин и кортизол. В результате ребенок не сможет правильно среагировать в экстремальной ситуации. В более мягком варианте это может выглядеть, как провал на экзамене при полной готовности. В спорте о таком состоянии говорят «перегорел».
  • Позитивные последствия

    Последствия стресса ребенка могут быть и позитивными. Обычно они кратковременные и не наносят столь глубокого ущерба для психики, как негативные.

    Природа позаботилась таким образом о выработке защитных реакций на внешние раздражители, что позволяет быстрее адаптироваться. Например, на этом основано закаливание всего организма через обливания. Во время спортивных тренировок стрессовое состояние позволяет выработать необходимые условные рефлексы. Укрепляется психика, появляется возможность быстро принимать решения в экстренных ситуациях.

    Позитивный стресс возникает под действием не только страха или шока от смены привычного состояния, но даже при неожиданном положительном событии. Скажем, если к ребенку раньше вернулся отец из командировки.

    Методы лечения стресса у ребенка

    Определить наличие стрессового состояния может только специалист. Он же и должен назначать лечение стресса детей, которое всегда комплексное. Как правило, первое, что рекомендует врач, — это устранить источник такого состояния. В большинстве случаев это дает хотя и не мгновенные, но положительные результаты. Бороться с положительным стрессом нет смысла, так как организм прекрасно справляется сам.

    Нередко параллельно с устранением источника прописываются такие препараты, как настойка валерианы или пустырника, которые оказывают успокаивающее действие. Врач может назначить применение ноотропных препаратов, улучшающих обменные процессы в головном мозге.

    Кроме того, применяются массажи воротниковой зоны, электросон, принятие хвойных ванн или ванн с морской солью. В обязательном порядке назначаются витамины (В-комплекс в прерогативе). Настоятельно рекомендуется соблюдение режимов сна, питания, в некоторых случаях диеты, что подразумевает исключение продуктов, провоцирующих возбуждение нервной системы.

    Психокоррекция поведения детей, а также взрослых из ближайшего окружения (родителей, опекунов, бабушек, дедушек) проводится под наблюдением психолога.

    Как избежать возникновения стресса у детей

    Следует понимать, что полностью избежать негативных ситуаций ребенку не удастся. Его придется изолировать от всего мира, чтобы это произошло. Однако снизить их влияние и повысить устойчивость нервной системы к различным нагрузкам вполне возможно.

    Для этого понадобится:

    Строгий распорядок дня, отдыха. В первую очередь дети любого возраста должны соблюдать режим, вовремя ложиться спать. Сон должен быть непрерывным и полноценным. Малышей необходимо укладывать в одно и то же время. Перед этим рекомендуются водные процедуры. Лучше всего, если это будет душ. Контрастные процедуры или горячие ванны противопоказаны. Само собой, нельзя переедать вечером. Игр перед сном (в том числе и компьютерных), а также физических нагрузок следует избегать, так как они действуют возбуждающе. Это же касается и умственных нагрузок в вечернее время.

    Спортивные занятия. Повышают устойчивость к стрессам различные физические нагрузки утром, днем, вечером (но не позже, чем за три часа до сна). Спортивные занятия — это вообще отличный способ снятия стресс у детей, повышения самооценки, улучшения общего состояния организма. Очень полезны прогулки на свежем воздухе для расслабления после физических или умственных нагрузок. Они могут быть как в быстром темпе, так и проходить медленно. В это же время полезно общаться, спрашивать о состоянии здоровья, проведенном дне, обсуждать проблемы, помогая избавиться от накопившегося за день негатива.

    Ограниченный доступ к компьютеру, телевизору. Необходимо контролировать контент, который поступает к ребенку. Ограничить или совсем исключить чересчур агрессивные компьютерные игры, кинофильмы со сценами насилия, материалы, не соответствующие возрасту.

    Подготовка к стрессовой ситуации. Чтобы снизить риск негативных последствий, например, когда ребенок пойдет в детский сад, психологи рекомендуют родителям играть с малышом в прятки. Это поможет понять, что отсутствие мамы или папы временное и всегда заканчивается их приходом.

    Правильное питание. Здоровая и полезная пища также имеет очень важное значение для психологического состояния. Об этом уже упоминалось в причинах возникновения стресса. И дело не только во вкусовых ощущениях или чувстве сытости. С пищей в организм поступают необходимые минеральные вещества, играющие большую роль в химических процессах. Они либо провоцируют чрезмерную возбудимость, либо успокаивают нервную систему. Для активных и впечатлительных детей, у которых проблемы, например, со сном, рекомендуют в чай добавлять мяту, мелиссу, перед сном пить теплое молоко. Кроме того, например, недостаточное поступление такого элемента, как магний, способствует нарушению обменных процессов в клетках, перевозбуждению нервной системы, развитию склонности к диабету, повышению артериального давления и так далее. Дефициту магния способствует употребление ортофосфорной кислоты в газированных сладких напитках, энергетиках, чрезмерное применение в пищу полуфабрикатов, насыщенных пищевыми добавками (глутамат, аспарат), прием психостимуляторов.

  • Прием витаминов во время смены сезонов. Начиная с поздней осени и заканчивая ранней весной естественное поступление в организм микроэлементов (того же магния) снижается. Это является одним из факторов возникновения стресса. Поэтому необходимо компенсировать поступление нужных веществ, принимая витамины.
  • Как лечить стресс у детей — смотрите на видео:


    tutknow.ru

    10 признаков стресса у ребенка

    Школа или сад, кружки и секции, потоки информации и новых впечатлений, да еще и потоки требований со стороны родителей и педагогов. Неудивительно, что многие современные дети, даже совсем маленькие, находятся в постоянном стрессе. Как же распознать его признаки?

    Слово «стресс» английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

    Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

    Как проявляется стресс, и как помочь ребенку?

    Это означает возвращение к формам поведения раннего детства: ребенок начинает сосать палец, плачет, когда уходит мама, мочится в постель , виснет на взрослых, постоянно требует внимания.

    Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

    Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

    Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять истоки страха , либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

    3. Агрессивность

    Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, драться , швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

    Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

    4. Перепады настроения

    Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерики или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

    Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

    5. Проблемы со здоровьем

    Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, расстройство кишечника , сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

    Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

    6. Беспокойный сон

    При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

    Что делать? От беспокойного сна помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

    7. Снижение успеваемости

    О том, что ребенок находится в плохом психо-эмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

    Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. Не ограничивайтесь дежурным вопросом «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

    8. Быстрая утомляемость

    Плохая концентрация внимания и запоминания , трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

    Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

    9. Изоляция

    Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в боязни контактов , стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

    Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

    10. Компульсивные признаки

    Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами,ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.

    Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.

    Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.

    Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, хроническому неврозу ), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

    www.frekbok.ru