Признаки умственной отсталости индивида

«Instagram» — социальная сеть — instagram.com — отзыв

Признаки умственной отсталости индивида, ИЛИ почему я выкладываю фото еды в Инстаграм. Плюсы и минусы, советы, популярные хештеги +фото, фото, фото

Инстаграм. Что у вас ассоциируется с этим словом? До регистрации мне представлялись фото дорогих красоток, которые каждое свое телодвижение выкладывают на этот самый сайт, но после регистрации мне открылась совершенно иная сторона.

Инстаграм — это бесплатное приложение на андроид или айос, созданное с целью редактирования и обмена фотографиями и видео. Ну обмена — это громко сказано. Чужие фото скачивать себе нельзя, только методом фотографирования экрана. Для сохранения своих фото можно либо настроить публикацию вконтакте/фейсбуке/твиттере/тумблере/форсквере/фликвере, либо так же, как и чужие — способом фотографирования экрана. Так же отредактированные «квадратные» фото сохраняются в телефоне в отдельной папке Instagram.

Для того, чтобы на вас подписывались и ставили лайки, нужно активно участвовать в жизни Инстаграма — самим подписываться на незнакомых людей, ставить несметное количество лайков, и в описании к своим фото всегда ставить хештеги.

Теги (хештеги) — это ключевые слова, по которым пользователи смогу найти ваше фото. Например, вы сфотографировали свой завтрак. Подписываем фото примерно таким образом: #еда #food #breakfast #завтрак. И так далее. Перед каждым тегом должен стоять знак # а после тега пробел. Все теги, которые вы вводили или искали, автосохраняются, и вам не нужно будет заново набивать однообразные слова, достаточно первой буквы.

Мои фото, набравшие наибольшее количество лайков благодаря хештегам:

Сайт нравится тем,что можно посмотреть, как живут люди на другом конце света. И это не только модные тусовки, но и обычная повседневная жизнь. Хотите посмотреть на жизнь Флориды или Нью-Йорка? Введите в поиск тег #Florida или #Newyork и наслаждайтесь фотографиями и видео обычных людей:

Плюсы Инстаграма:

  • Огромное количество фотографий, видео
  • Возможность следить за новыми фото друзей
  • Многие звезды сейчас сидят в Инстаграме, и для того, чтобы смотреть их фото, нужно просто подписаться. Их согласие на это не требуется. Я, например, подписана на Сергея Безрукова)
  • Все совершенно бесплатно
  • Нет лишних кнопок, рекламы
  • Минусы Инстаграма:

  • Закачивать фото можно ТОЛЬКО с телефона. На компьютере можно только посмотреть фото
  • Фотографии нельзя скачивать
  • Сохраняются они только в квадратном формате — остальное обрезается
  • Среди огромного количества фото огромное количество хлама
  • Есть извращенцы, выставляющие напоказ свои «прелести»
  • У меня никогда не проставляется местоположение. Не знаю, в чем причина, но это факт.
  • В связи с тем, что фото вынужденно обрезаются,многие становятся плохого качества.
  • Если кому интересно, мой инстаграм koreneva_a , подписывайтесь=)

    Ну, и конечно хештеги, как и обещала)))

    Самые популярные хештеги Инстаграма, это:

    #love #beautiful #summer #cute #me #girl #tbt #picoftheday #tweegram #TagsForLikes #TFLers #photooftheday #webstagram #colorful #style #swag #20likes #amazing #all_shots #follow #followme #follow4follow #like4like #look #instalike #igers #food #instadaily #instafollow #like #girl #iphoneonly #instagood #bestoftheday #instacool #instago #all_shots #follow

    irecommend.ru

    Умственная отсталость: причины, виды, признаки, лечение

    Умственная отсталость, также называемая олигофрения – врожденная или возникшая в раннем детском возрасте патология, характеризуемая существенной задержкой или неполноценным развитием высшей психической деятельности. Олигофрения проявляется, в первую очередь, недостаточными интеллектуальными способностями и сопутствующими дефектами эмоционально-волевой сферы. Умственная отсталость выступает серьезным препятствием для нормальной социальной адаптации человека.

    К настоящему времени отсутствуют точные данные о распространенности олигофрении в человеческой популяции. Это объясняется несколькими факторами: существованием различных диагностических критериев в разных странах, недостаточным вниманием государства к вопросам психического здоровья, недоступностью во многих регионах качественной и своевременной медицинской помощи.
    Однако, сравнивая данные из разных источников, можно утверждать, что численность больных олигофренией в индустриально развитых странах достигает отметки в 1% граждан. Исследования, проведенные в советские времена, утверждают, что число лиц, страдающих олигофренией, не превышает 0,5%.

    Олигофрению следует дифференцировать от приобретенной деменции – слабоумия, при которой спад умственных способностей происходит при предшествующем наличии у больного нормального коэффициента интеллекта. Также врожденную патологию следует отличать от явлений, свойственных для шизофрении, при которой дефекты возникают непосредственно в процессе болезни.

    Степени тяжести олигофрении
    В современной медицине существует несколько вариантов классификации олигофрении в зависимости от степени тяжести нарушений. Согласно Международному классификатору болезней 10-го пересмотра выделяют четыре степени умственной отсталости.

  • Легкая степень расстройства, ранее именовавшаяся «дебильность», подразумевает наличие у индивидуума коэффициента интеллекта в пределах от 50 до 59 баллов. При этом его психологический возраст колеблется на уровне от девяти до двенадцати лет.
  • Умеренная степень олигофрении, ранее описываемая под названием «незначительно выраженная имбецильность», может быть определена человеку с показателями интеллекта от 35 до 59 пунктов. Психологический возраст больного в таком случае пребывает в диапазоне от шести до девяти лет.
  • Тяжелая степень умственной отсталости, называемая в прошлом «выраженная имбецильность», свидетельствует о том, что коэффициент интеллекта человека находится на отметке от 20 до 34 пунктов. При этом умственный потенциал больного соответствует психологическому возрасту от трех до шести лет.
  • Глубокая степень олигофрении, ранее встречавшаяся под термином «идиотия», указывает, что уровень интеллекта пациента не превышает 20 баллов. Психологический возраст больного не преодолевает планку трех лет.
    Умственная отсталость: причины олигофрении
    На сегодняшний день точные причины развития умственной отсталости полностью не изучены. Поэтому ученые все виды олигофрении распределяют в две большие группы:
  • патология с неустановленной этиологией;
  • умственная отсталость, возникшая по установленным причинам.
    В свою очередь все случаи олигофрении с установленной этиологией распределяют в несколько групп в зависимости от причин, давших старт задержке психического развития. На основании причин возникновения выделяют следующие виды:
  • эндогенная олигофрения, обусловленная генетическими, хромосомными причинами;
  • эндогенная умственная отсталость, спровоцированная наследственными аномалиями, вызванными нарушением обмена аминокислот, углеводов, микроэлементов, пептидов, мукополисахаридов;
  • экзогенная олигофрения, ставшая следствием внутриутробных дефектов из-за негативного воздействия нейротоксических и инфекционных факторов;
  • аномалия, вызванная недоношенностью ребенка или проблемами в момент родовой деятельности;
  • задержка интеллектуального развития, являющаяся следствием травматических поражений черепно-мозговых структур, пониженного содержания кислорода в отделах головного мозга, инфекционных заболеваний с поражением ЦНС, которые имели место в первые годы жизни человека.
    Умственная отсталость: симптомы олигофрении
    Олигофрения в детском возрасте выражается не только в отставании больных от нормального для их лет развития когнитивных способностей. Присутствующие дефекты в познавательных возможностях, изъяны в эмоционально-волевых процессах, аномалии поведения различаются широким многообразием. При этом у больного ребенка наблюдаются не только количественные сдвиги в показателях интеллекта, но и грубое качественное ухудшение высшей психической деятельности.
    Умственно отсталый ребенок выглядит ослабленным и изнеможенным. Он становится неусидчивым, вялым, пассивным. Другие дети с олигофренией отличаются выраженным длительным беспокойством. У них присутствует множество лишних и бесполезных движений. Для них характерна чрезмерная болтливость, импульсивность и порывистость действий. При этом у больного ребенка отсутствует способность к самоконтролю.

    Очень часто у человека с олигофренией присутствует быстрая истощаемость и ярко выраженное снижение работоспособности. Из-за свойственной олигофрении патологической инертности нервных процессов, возникают нарушения внимания: недостаточная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нередко в структуре умственной отсталости присутствуют нарушения памяти. Малыш может запомнить яркие необычные привлекательные для них детали. Однако усвоить стандартную информацию он не может. Способность к произвольному вниманию у умственно отсталого ребенка формируется, как правило, к семи годам. Наблюдается недоразвитие речи. Некоторые больные олигофренией не говорят до пятилетнего возраста, издавая какие-то бессвязные звуки. С большим опозданием происходит развитие слуха.

    У умственно отсталого ребенка отсутствуют психические ресурсы для спонтанного усвоения опыта. Такому ребенку очень тяжело действовать согласно получаемой словесной инструкции. Он не может имитировать и подражать поведению окружающих. Такой малыш не способен играть в игры, соответствующие его возрасту. Он не пытается манипулировать игрушками. У него отсутствуют навыки конструирования, рисования, лепки. Вплоть до школьного возраста ребенок не способен изображать каких-то определенных линий и рисовать элементарные фигуры: его рисунок представляет собой черкание. При этом он не выполняет действий, которые являются нормальными в его годы. Например: малыш с олигофренией не только не умеет пользоваться ложкой, но и не понимает, для чего эта вещь предназначена.

    Детям с олигофренией очень сложно усвоить простейшие знания и навыки. Воспитателю требуется приложить немало усилий и осуществить неоднократные повторения для того, чтобы малыш усвоил сигналы, позволяющие ориентироваться в окружающей среде. Умственно отсталый ребенок не понимает значимые свойства тех или иных предметов. Он не может установить важные отношения между объектами и явлениями. Он не сознает причинно-следственные связи банальных действий. Для него непонятно, какой акт является важным и обязательным, а какое действие выступает лишь вспомогательным звеном.

    Ребенок с олигофренией испытывает колоссальные трудности при выполнении операций, требующих зрительного представления ситуации и оперирования образами. Вплоть до наступления школьного возраста больной малыш может воспринимать изображенные явления на иллюстрациях и картинах, как истинно существующую реальность. При этом он начинает действовать так, как будто он пребывает в тех условиях.
    Кроме отставания в умственном развитии у детей с олигофренией наблюдается недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы. У ребенка может фиксироваться повышенная возбудимость и неадекватно сильный ответ на действие раздражителей. Фиксируются беспричинные колебания настроения и лабильность чувств. Присутствует и крайне узкий диапазон переживаний. Ребенок в крайних формах выражает охватившую его радость и огорчение.

    У больного отсутствует собственные суждения и природная пытливость ума. Он быстро перенимает чужую точку зрения и взгляды окружающих. Человек с олигофренией легко попадает под влияние других людей и поддается указаниям со стороны. Поэтому он может совершить противоправные действия: ограбить, убить, поджечь, поскольку такие действия он выполняет машинально, на уровне автоматизма, не учитывая возможные последствия.

    У малыша отсутствует естественный интерес к событиям, происходящим в окружающем мире. Наибольшие трудности возникают именно в сфере коммуникаций. У больного не возникает потребности установить эмоциональный контакт с близкими родственниками. Также у ребенка с олигофренией не появляется желания общаться с его сверстниками. Поскольку умственно отсталый ребенок не понимает, что происходит в его окружении, он может ощущать негативизм к окружающим, что становится причиной появления у него страхов и агрессивного поведения. С возрастом ребенок начинает приобретать требуемые социальные навыки, поэтому он более комфортно чувствует себя в подростковом коллективе. Многие дети с отставанием в интеллектуальном аспекте довольно хорошо овладевают моделью приемлемого поведения в коллективах.
    Отставание в умственном развитии, недостаточная крепость здоровья малыша часто приводят к тому, что родители начинают окружать его чрезмерной опекой. Такая избыточная забота выступает значительным препятствием для развития и становления личности.

    Умственная отсталость: лечение олигофрении
    К сожалению, на сегодняшний день не изобретены медикаменты, которые смогли бы устранить умственную отсталость и воссоздать нормальные интеллектуальные способности человека. Специфическое лечение существует только для тех видов олигофрении, причины которых точно установлены.
    Если задержка умственного развития вызвана внутриутробным поражением плода инфекционными агентами, то проводят лечение с использованием препаратов, подавляющих активность болезнетворного микроорганизма. В случае, когда причиной олигофрении являются нарушения обмена веществ, целесообразный шаг – строгое пожизненное соблюдение соответствующей диеты и применение медикаментов, восстанавливающих метаболизм. Заместительная терапия гормонами способна улучшить состояние больного, если умственная отсталость является результатом эндокринопатий.

    Медикаментозное лечение также используют для коррекции психоэмоциональных расстройств, ликвидации нарушений поведения и устранения патологических влечений пациента. В большинстве случаев последовательно применяют стимуляторы нейрональных процессов, в числе которых присутствуют:

  • витаминные комплексы в высоких дозах;
  • глутаминовая кислота, стимулирующая метаболизм в центральной нервной системе;
  • ноотропные препараты, положительно влияющие на процессы обмена и кровообращения головного мозга;
  • гопантеновая кислота, способствующая улучшению умственной деятельности;
  • биологически активные аминокислоты и пептиды, восстанавливающие функции мозга;
  • гамма-аминомасляная кислота, восстанавливающая метаболизм головного мозга;
  • антипсихотические средства, устраняющие агрессивность;
  • бензодиазепиновые транквилизаторы, ликвидирующие эмоциональную нестабильность.
    Однако главенствующую роль для коррекции дефектов умственного развития играют педагогические программы, воспитательные мероприятия, трудовое обучение. К несчастью, на постсоветском пространстве еще существует предубеждение: разделять детей на «нормальных» и «особых». Такая система разделения приводит к тому, что дети, имеющие незначительные нарушения, становятся изгоями и очень быстро превращаются в реальных инвалидов.
    Много больных, страдающих олигофренией, обречены к существованию в замкнутом пространстве, не имея достаточного количества социальных контактов и не взаимодействуя с объективно здоровыми ровесниками. До сих пор не редкость, что таких детей не хотят принимать в дошкольные и образовательные учреждения, направляя их учиться в специализированные интернаты либо предлагая получить образование в домашних условиях.

    Из-за отсутствия общения со сверстниками ребенок, страдающий олигофренией, не понимает интересы и увлечения своего поколения. Поэтому он не знает, как реагировать на события, происходящие в окружающем мире. Соответственно, даже усвоив какие-то знания и навыки, он не может полноценно взаимодействовать в коллективе.
    Несмотря на протесты международных организаций, до сих пор в отечественной медицине существует традиция разделять больных с умственной отсталостью на три категории в зависимости от наличия у них дебильности, имбецильности, идиотии. На основании таких устаревших ярлыков избирается и режим пребывания ребенка. Дети с легкой степенью олигофрении воспитываются в специальных воспитательных и учебных учреждениях. Пациенты со средней и тяжелой степенью умственной отсталостью становятся пожизненным контингентом интернатов.

    Международная практика показывает, что при правильном подходе со стороны родителей и общества возможно значительное улучшение состояния ребенка с диагнозом «олигофрения». Не секрет, что любой ребенок, даже с самой тяжелой формой умственной отсталости, стремится к познанию мира и общению с другими членами общества. Дети с олигофренией увлеченно наблюдают за общением и игрой их ровесников, тем самым познавая окружающую действительность, устанавливая взаимосвязи между явлениями, обретая новые знания.

    Верная стратегия поведения с таким необычным ребенком позволяет привить ему жизненно важные навыки, необходимые для самообслуживания. Обучение в специальных коррекционных группах или классах помогает формированию у учащегося нравственных понятий, полезных представлений, адекватного способа поведения в человеческом сообществе. Грамотно составленный воспитательный план способствует эстетическому и физическому воспитанию ребенка с олигофренией, вызывает у него желание стать равноправным и полезным членом общества. Правильная стратегия воспитания – залог для исправления присущих такому малышу недостатков и последующего формирования волевых качеств личности и приобретения адекватных эмоций.

    Только создание подходящих условий для воспитания и обучения детей с олигофренией, как на уровне семьи, так и со стороны государства, может подарить им шанс для нормального существования в обществе.

    psixika.ru

    Признаки умственной отсталости индивида

    Центр, специалисты, услуги

    Хрестоматийные материалы

    Лаборатория картографии

    Форум Блог Обратная связь

    Последние действия на сайте

    2910 дн. с момента
    открытия on-line центра

    04. Особенности мышления при ЛУО

    Расстройства мышления — первейший признак умственной отсталости. Недоразвитие мышления умственно отсталых детей, в частности, определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности (Шиф Ж. И., Петрова В. Г.). Здесь представлены основные виды нарушений мышления умственно отсталых субъектов.

    Снижение уровня обобщения у умственно отсталых проявляется преобладанием в суждениях непосредственных представлений о предметах и явлениях, установлением сугубо конкретных связей между предметами. Умственно отсталые индивиды мыслят конкретно, т. е. остаются во власти единичных наглядных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное. Они скорее вспоминают, чем размышляют. Например, при классификации предметов они объединяют в группы разнородные предметы (тетрадь и стол, поскольку оба нужны для письма). Предметы ими группируются на основе второстепенных признаков. Этот тип нарушения мышления выявляется также методом «четвертый лишний». Например, кошку они отделяют от козы, курицы и коровы на том основании, что она живет в доме, а не в сарае. Отмечается непонимание условности и обобщенности образа при толковании пословиц и метафор. Не понятен перенос смысла пословицы на другие ситуации. Не происходит переноса способа решения одной задачи на другую, что связано с невозможностью обобщения, а за ним и анализа, взаимосвязанного с синтезом. Пословицы понимаются буквально, и при этом утрачивается их обобщенный смысл. При сравнении предметов отсталым субъектам легче установить различия, чем уловить сходство. В процессе обучения слабость обобщений проявляется в плохом усваивании правил и общих понятий. Заучивая правила наизусть, они не понимают их смысла и не умеют их применять. В связи с этим изучение грамматики и математики — предметов, в наибольшей степени требующих усвоения правил, представляет особенную трудность. Они не способны совершать опосредование словом объективных связей между предметами и явлениями реального мира, что затрудняет им управление своим поведением. Таким образом, несовершенно отражается предметный и человеческий миры и взаимосвязи в них. Умственно отсталые индивиды не умеют абстрагироваться от конкретных деталей, в то время как это необходимо для полноценного отражения объективных свойств и закономерностей явлений.

    Недоразвитие высших форм мышления — «первое и наиболее частое осложнение, возникающее как вторичный синдром при умственной отсталости», но осложнение, возникающее не обязательно. Отсюда вывод — умственно отсталые дети смогут научиться обобщать (Выготский Л. С).

    Искажение обобщения выражается в «отлете» от конкретных связей в чрезвычайно утрированной форме. Оно отражает случайную сторону явлений, предметное содержание которых не учитывается. Проявляется, оно, например, в выхолощенном резонерстве, когда в мышлении доминируют связи, неадекватные жизненным отношениям. Эта нетипичная для умственной отсталости форма нарушения мышления встречается в тех случаях, когда имеются аутистические симптомы, обычно являющиеся следствием органического повреждения головного мозга.

    Нарушение динамики мыслительной деятельности проявляется в форме лабильности и инертности мышления.

    Лабильность мышления, чередование адекватных и неадекватных решений, наблюдается при разных вариантах атонической формы умственной отсталости. При этом индивид наряду с адекватными обобщениями эпизодически совершает и конкретно-ситуационные сочетания, подменяя логические связи неправильными сочетаниями. Этот тип нарушений характерен также для болезненно повышенного настроения, сочетающегося со значительным расстройством внимания. Ассоциации при этом становятся хаотичными и не оттормаживаются. Одно из слов толкуемой пословицы может вызвать такую цепь ассоциаций, что она далеко уведет от начальной темы вопроса. Может возникнуть повышенная «откликаемость», т. е. чуткое реагирование индивида на любой раздражитель, не направленный на него. Характерно появление «вплетений», т. е. введение в контекст заданий случайных слов, обозначающих находящиеся перед ними предметы.

    Инертность мышления, затрудненность переключения с одной мысли на другую, т. е. вязкость, своеобразное резонерство, проявляется в обстоятельности и излишней детализации. Она характерна для многих умственно отсталых лиц. У них обнаруживается замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов и трудности переключения. В связи с этим при решении арифметических задач возникает стереотипное мышление, проявляющееся в попытках решать новую задачу по аналогии (Соловьев И. М.). При вязкости мышления неизбежны также нелогичные скачки; длительно задерживаясь на множестве деталей, ребенок все же скачком переходит к следующему суждению, затем снова увязает в деталях. Характерны запаздывающие ответы, следовой раздражитель сохраняет свое значение, иногда даже приобретая большее значение, чем актуальный.

    Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления характерно для умственно отсталых лиц, у которых, как правило, отсутствует мотив действия. Отсутствие целенаправленности в действии сказывается и в мышлении, которое становится не только поверхностным и незавершенным, но и перестает быть регулятором поведения.

    Разноплановость мышления, т. е. протекание суждений в разных руслах, обнаруживается у некоторых умственно отсталых субъектов, которые при выполнении классификаций используют то свойства предметов, то личные вкусы и установки. Например, лопату, кровать, ложку, автомобиль, самолет, корабль они объединяют в связи с тем, что те «железные».

    Нарушение критичности мышления (отсутствие контроля своих действий и коррекции допущенных ошибок) — постоянная характеристика умственно отсталых субъектов, которые не умеют оценивать работу мысли, взвешивать все доводы за и против. При выполнении ими заданий обнаруживается много ошибок, связанных с бездумным манипулированием предметами, безразличным отношением к собственным ошибкам.

    Слабость регулирующей роли мышления у индивидов с психическим недоразвитием возникает, в частности, в связи с тем, что они не умеют пользоваться в случае необходимости уже усвоенными умственными действиями. После ознакомления с новой задачей они сразу же принимаются ее решать, у них не возникают вопросы, предваряющие действия, отсутствует ориентировочный этап. Они не пытаются представить в уме ход решения новой задачи, не обдумывают своих действий, не предвидят результата. Ослабление регулирующей функции мышления связано с «некритичностью» мышления. Умственно отсталые лица не сомневаются в правильности своих, только что возникших предположений. Редко замечают свои ошибки. Они даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными.

    Таким образом, мышление умственно отсталых детей и подростков конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное, стереотипное и некритичное. Регулирующая роль мышления в поведении недостаточна.

    www.psi-sintez.ru

    Инструментарий мастеров

    Архив полезных ресурсов

    3. Классификации, созданные на основе психологических и клинических признаков

    Разнообразие симптоматики умственной отсталости послужило причиной появления классификаций, созданных на основе психологических и клинических признаков. Г. Я. Трошин (1915) приводит выделенные в XIX веке типы умственно отсталых индивидов:

  • апатичных,
  • ажитированных,
  • сенситивных,
  • боязливых и т. д.
  • Естественно, что эти характерологические особенности не являются существенными признаками психической отсталости, по которым можно было бы рекомендовать лечение, обучение и оценивать прогноз.

    Для классификации умственной отсталости используют особенности личности. С. Frankenstein (1964) на основе элементов психического дефекта (ригидности психики, отвлекаемости, автоматизма реакций, повторяемости их, «недостатка структуры» и т. д.) выделяет четыре типа умственной отсталости:

    К. Schneider (1949), разделив умственно отсталых лиц на:

    • хвастливого болтуна,
    • закоренелого ханжу,
    • бессмысленно упрямого,
    • инертно-пассивного,

    невольно показал всю несостоятельность такого подхода к систематизации.

    Отдельные симптомы или клиническая картина в целом использовались в качестве критерия для выделения форм умственной отсталости и другими специалистами (Фрейеров О. Е., 1964; Michaux L., Duche D.,1957; O’Connor G., Dingman H., 1966, и др).

    В одних классификациях — тот или иной наиболее яркий симптом формально используется для обозначения клинической группы,
    в других — за названием можно различить уже попытку проникновения в сущность основных нарушений страдания. Но и в этих последних случаях группировки оказываются чаще всего случайными и непоследовательными.

    Клиническая дефектология: пособие для врачей и психологов (Н. А. Дзеружинская, 2006)

    Пособие является авторским курсом по клинической дефектологии и предназначено для врачей-психиатров и медицинских психологов. Структура пособия отражает программу последипломной подготовки медицинских психологов и врачей-психиатров по проблеме клинической диагностики психических расстройств у лиц с ограниченными возможностями.

    Оглавление

    • Введение
    • Глава 1. Диагностика умственной отсталости
    • Глава 2. Умственно отсталый пациент как целостная личность
    • Приведённый ознакомительный фрагмент книги Клиническая дефектология: пособие для врачей и психологов (Н. А. Дзеружинская, 2006) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

      Умственно отсталый пациент как целостная личность

      Введение в проблему

      Исследование когнитивного функционирования при умственной отсталости преобладает в большинстве научных работ. Изучение личности умственно отсталых представлено в немногих исследований. Это связано с методологическими проблемами. Зиглер и Хартер (1969) отмечали, что в начале ХХ века преобладала точка зрения, что умственно отсталые люди в основном безнравственны, дегенеративны и испорчены. До сих пор люди с низким интеллектом подвергаются стигматизации. Вместе с тем, причина различий между индивидами могут заключаться не только в том, что они разные, но и в том, что у них различен социальный опыт. Различаться могут и мотивационные факторы. Доказано, что приспособленность к повседневной жизни людей как отсталых, так и неотсталых, зависит в равной степени не только от их когнитивных способностей, но и от их личностных характеристик.

      Многие из первых исследований поведения умственно отсталых людей восходит к теории ригидности Левина – Кунина. Левин (1936) описал когнитивную сферу индивида, разбив ее на различные подсферы, именуемые областями – регионами. Аспектом этой когнитивной системы является степень дифференциации или количество когнитивных областей. Левин также описал так называемые характеристики жесткости – слабости границ между этими областями, определяющие степень легкости, с которой человек может перемещаться от одной области к другой. Левин рассматривал умственно отсталого ребенка менее когнитивно дифференцированным, то есть имеющим меньше когнитивных областей, чем здоровый ребенок того же хронологического возраста. Он также считал, что физические границы между когнитивными областями умственно отсталого человека более жесткие и непроницаемые, что делает мышление умственно отсталых людей более ригидным. Опираясь на исследования Левина, Кунин (1941) предложил пять экспериментов, подтверждающих теорию ригидности. В других исследования (Stevenson & Zigler, 1957 et al.), напротив, не удалось подтвердить гипотезу о когнитивной ригидности умственно отсталых индивидов. Была отмечена чувствительность умственно отсталых людей к степени социального подкрепления и подтверждена роль социальной депривации. Выявлено, что ригидное поведение обусловлено мотивационными факторами.

      Работы Зиглера и его коллег стимулировали множество исследований, посвященных роли социальной депривации. Было показано, что социальная депривация приводит к повышению мотивации взаимодействовать с обеспечивающим поддержку взрослым человеком, то есть к повышенной отзывчивости на социальное подкрепление. Балла (1967) заметил, что умственно отсталые дети, проживающие в специальных учреждениях, могут использовать школу как место для взаимодействия с взрослыми, чтобы компенсировать недостаток этого взаимодействия в других местах. Если умственно отсталых детей, проживающих в специальных учреждениях, поставить в ситуацию, где возможно социальное взаимодействие, они предпочитают оставаться в ней дольше, чем это делают дети с нормальным интеллектом, проживающие дома и обычно получающие необходимое социальное подкрепление. Такая повышенная мотивация социального подкрепления свидетельствует о зависимости. Следовательно, основным последствием социальной депривации является чрезмерная зависимость. А переход от зависимости к независимости является важным фактором, позволяющим умственно отсталым людям с низким уровнем интеллекта стать самостоятельными в обществе.

      Экспериментальные исследования показали, что результатом социальной депривации является как повышенная мотивация взаимодействия с обеспечивающими поддержку взрослыми (склонность к положительной реакции), так и нежелание общаться и осторожность в общении (склонность к отрицательной реакции). Склонность к отрицательной реакции вследствие социальной депривации приводит умственно отсталых субъектов к осторожному поведению и к ослаблению социальной эффективности. Такая склонность мотивирует их поведение, которое снижает качество их функционирования до уровня ниже их реальных умственных способностей.

      Положение различных стимулов в иерархии стимулов может быть разным у отсталых детей и детей с нормальным развитием. За некоторым исключением, умственно отсталые дети менее реагируют на нематериальные подкрепления, чем дети того же возраста с нормальным развитием. Кроме того, дети более низкого социально – экономического уровня менее мотивированы просто правильно выполнять задания, чем дети среднего социально – экономического уровня (Cameron & Storm, 1965). Решающими в социальном поведении является не интеллектуальный уровень, а социальные навыки, усвоенные ребенком.

      Существуют некоторые данные, свидетельствующие о том, что пребывание в специальных учреждениях в большей мере, чем в обычной школе, способствует воспитанию в умственно отсталом ребенке чувство оптимизма и самоуверенности. Однако дети, проживающие в специальных учреждениях, более склонны к подражанию, чем те, которые живут дома. Очевидно, что ориентированность на окружающих может иметь как положительную, так и отрицательную сторону. Сандерс с соавт. (1968) выяснили, что чрезмерное доверие к замечаниям извне может оказаться неблагоприятным для процесса принятия решений.

      Конструкт самооценки («Я – концепция») занимает центральную позицию в теории личности. Следует ожидать, что умственная недостаточность и стигматизация умственно отсталых людей могут стать причиной их более низкой самооценки по сравнению с людьми с нормальным интеллектом. Однако такое предположение было подтверждено лишь частично. Результаты оказались разнородными. К примеру, Горлов, Батлер и Гатри (1963) отметили более низкую самооценку умственно отсталых людей, проживающих в специальных учреждениях. Особенно это касалось социального статуса, когда в качестве референтной структуры выступал весь мир. Полное понимание конструкта самооценки требует синтеза двух подходов – с позиции теории развития и эмпирического. Данные о самооценке умственно отсталых людей позволяют определить, что одним из последствий признания человека умственно отсталым является занижение им своих целей и стремлений.

      Таким образом, большинство исследований мотивационных и эмоциональных факторов умственно отсталых людей пока скорее наводят на размышления, чем окончательны в своих выводах.

      Психические расстройства у умственно отсталых людей

      Проблемы психических расстройств у умственно отсталых людей изучены недостаточно, несмотря на давнюю историю изучения. Вместе с тем, эпидемиологические исследования свидетельствуют об актуальности этой проблемы. Из 100 умственно отсталых детей, обследованных в психиатрической клинике Филипс и Вильямс (1975), у 38 % пациентов были диагностированы психотические, у 10 % – невротические, а у 52 % поведенческие расстройства. Среди психиатров существует тенденция пренебрегать такими больными. Диагностика психических расстройств у больных с умственной отсталостью затруднена из‑за ограниченного вербального контакта с пациентом и трудностей в описании ими своего состояния. Диагностические подходы, используемые для пациентов с нормальным интеллектом, недостаточны для описания психических расстройств у умственно отсталых больных. Баллингер с соавт. (1975) изучая возможности использования стандартизированного психиатрического интервью у умственно отсталых взрослых, пришли к выводу о некорректности его применения для выявления симптоматики.

      Со времен Сегена (1866) и Грезингера (1867) выделялись «апатические» и «возбудимые» идиоты. Крепелин (1919) считал обоснованным выделение двух первичных типов расстройств у умственно отсталых людей – апатические и эретические. Он констатирует, что олигофрения может формировать базис для маниакально – депрессивного, инволюционного, сенильного психозов, а при «dementia praecox» олигофреническая основа имеется в 7 % случаев. К этому периоду относится обсуждение проблемы «pfropfschizofrenia» – шизофрении, «привитой» к олигофрении.

      Мейер (1922) подчеркивал важность изучения умственно отсталого индивида как личности, а поведения как функции целостного организма. Исходя из этих предпосылок, каждый индивидуум должен быть обследован по трем сферам: аффективной, когнитивной, конативной (волевой). Усилия врача и психолога должны быть направлены на модификацию состояния в наиболее уязвимой психической сфере. Применение этих принципов в исследованиях послужило началом периода психобиологической ориентации. Хайман (1938), описывая психозы у умственно отсталых людей и у больных с низким интеллектом, выделил следующие общие свойства: выраженные моторные феномены, частые нарушения сознания, символизм, не столь трудный для понимания, очевидный кататимный характер бреда, отсутствие сложных ассоциаций, легкое детерминирование аффекта, поверхностные и транзиторные реакции.

      Горман (1954) впервые для диагностики психозов у олигофренов стал использовать «объективные» этологические критерии: уединение, манерность, позу, осанку, вербигирации, стереотипии. Особые трудности представляла оценка моторных аномалий при глубокой умственной отсталости.

      Меноласцино и Старк (1984) в своем руководстве приводит следующую классификацию умственной отсталости, осложненную психическими заболеваниями:

      1. Умственная отсталость без поведенческих расстройств.

      2. Умственная отсталость с поведенческими нарушениями, обусловленными церебральной дисфункцией.

      3. Умственная отсталость с реактивными поведенческими нарушениями.

      4. Умственная отсталость с невротическими расстройствами.

      5. Умственная отсталость с психозом.

      Рейд (1982) выделяет у умственно отсталых детей следующие психические расстройства:

      1. Гиперкинетический синдром.

      2. Ранний детский аутизм.

      3. Аффективные психозы.

      4. Шизофрения и параноидные психозы.

      5. Реакции органического типа.

      6. Невротические, поведенческие и личностные расстройства.

      Для клинических психологов большое значение имеет наследие отечественных психиатров в изучение личностных особенностей умственно отсталых людей. Клиницистами при олигофрении выделялись следующие клинические типы личностных особенностей: «основной», «уравновешенный», «простой» (Сухарева, 1961; Певзнер, 1975; Исаев, 1976; Чуркин, 1980); «апатико – абулический», «аспонтанно – апатический» (Фрейеров, 1964; Исаев, 1982); «мориоподобный», «эйфорический» (Чуркин, 1980; Бурелов, 1981); «дисфорический» (Фрейеров, 1964; Сухарева, 1974; Исаев, 1982); «психопатоподобный» (Сухарева, 1974; Личко, 1965).

      Основываясь на идее Выготского (1976), что «слабоумие не есть изолированное заболевание интеллекта, а охватывает всю личность в целом» Сыропятов (1986), Кудрявцев (1988), Горинов (1990), Дзеружинская (1991) выявили зависимость между глубиной интеллектуальной недостаточности и типами эмоционально – волевых нарушений. Исследовалась клиническая динамика умственной отсталости в общей и судебно – психиатрической практике.

      Горинов и Усюкина (1989) отметили особую чувствительность лиц с дебильностью, осложненной эмоциональными нарушениями по истеро – возбудимому и астено – дистимическому типам, к изменению жизненного стереотипа со склонностью к реакциям депрессивной и тревожно – депрессивной структуры с дезорганизацией поведения и социальной дезадаптацией.

      Ричардсон (1979) катамнестически проследил 222 умственно отсталых ребенка с «невротическими проблемами» и через 22 года выявил, что у 26 % из них имеются невротические проявления, а у 20 % антисоциальность. Следует отметить, что у умственно отсталых людей невротические расстройства редко распознаются. Как отмечает Клин (1974), выразительность и коммуникативность эмоций, поведения и речи умственно отсталых пациентов не всегда вмещается в прокрустово ложе психиатрической диагностики. Невротические расстройства чаще выявляются у лиц с незначительными когнитивными нарушениями, поскольку у больных с выраженной умственной отсталостью невротические расстройства менее очевидны. Рейс и Бенсон (1984) выделили следующие наиболее типичные социальные стрессоры, которым подвергаются умственно отсталые люди: 1) наклеивание ярлыков; 2) отвержение и осмеяние; 3) сегрегация; 4) инфантилизация; 5) разрыв социальных связей; 6) ограничения в занятиях; 7) виктимизация.

      Проблема психических нарушений у умственно отсталых больных имеет еще один важный аспект – это специфичность клинических форм психических расстройств в зависимости от глубины слабоумия. Груфмер и Темнер (1986) отмечают, что психические расстройства у лиц с легкой умственной отсталостью обычно классифицируются также, как и у людей с нормальным интеллектом, а при глубокой отсталости классифицировать психические расстройства невозможно. Однако Якоб (1982) делает попытку классифицировать психические нарушения в зависимости от уровня IQ.Так, при IQ = 30–34 для умственно отсталых характерны примитивные движения и глубокие расстройства развития; при IQ = 35–70 – недифференцированные психозы, конверсионная истерия, аутизм, шизофрения; при IQ = 50–70 – депрессия, невротические и психосоматические симптомы.

      Немногочисленны работы, посвященные особенностям психическим нарушениям в зависимости от возраста умственно отсталых больных. Как отмечает Штернберг (1977), Ковалев (1985) и др., три возрастных периода отличаются специфичностью – детство, пубертат и инволюция.

      Нет сомнения, что период детства играет важную роль в формировании психического здоровья. При умственной отсталости Вебстер (1963) выделяет примарную психопатологию, заключающуюся в недостаточной дифференцированности «Эго – функций», в результате чего формируется инфантильная или зависимая личность. Лангмейер, Матейчик (1984), Ниссен (1989) и др. в своих исследованиях установили роль хронической фрустрации в формировании необратимых нарушений в развитии, проявляющимися в боязливости, депрессивности, неконтактности в раннем детстве, а в более старшем возрасте в асоциальном, делинквентном или криминальном поведении.

      Хотя пубертатный возраст и признан важным возрастным периодом метаморфоза психических нарушений (Сухарева, 1974 и др.), удивительно мало работ, посвященным психическим нарушениям у умственно отсталых в этом возрасте.

      Психические расстройства у умственно отсталых людей пожилого возраста также мало исследованы. Это связано, прежде всего, с тем, что умственно отсталые люди редко доживают до преклонного возраста. А когнитивные нарушения, характерные для недугов старости, не дают распознавать «почву» – врожденное малоумие. Дэй (1985) при длительном наблюдении за интернированными умственно отсталыми больными пожилого возраста у 70 % выявил психические расстройства. Психотические состояния квалифицировались часто как «неизвестные психозы». Психические расстройства в два раза чаще наблюдались у мужчин, чем у женщин, и характеризовались нарушенным поведением с улыбкой и мутизмом, что предположительно указывало на галлюцинации. Все случаи пресинильной деменции отмечались у пациентов с болезнью Дауна. Их состояние характеризовалось прогрессирующим глобальным ухудшением предыдущего функционирования с потерей социальных навыков, ухудшением внешнего вида, усилением апатии, углублением нарушений личности, нарушением памяти и беспорядочным поведением.

      Наши собственные исследования умственно отсталых с психическими нарушениями, проведенными на клиническом материале Рижской психиатрической больницы (Сыропятов, 1993) позволил выявить психические нарушения у 35,9 % умственно отсталых взрослых пациентов. Оказалось, что спектр первичных психических (когнитивных) нарушений недостаточно определен и затрудняет диагностику вторичных психических (некогнитивных) нарушений. Все психические нарушения у умственно отсталых людей мало дифференцированы и плохо распознаются. Особенности диагностики и феноменологии психических нарушений у умственно отсталых пациентов позволяют поставить проблему «дефектологической психиатрии» или «клинической дефектологии», которая отличается от психолого – педагогической специальности «дефектология» и ставит своей целью изучение симптоматологии, течения, особенностей диагностики и терапии психических нарушений у лиц с врожденными дефектами и ограниченными возможностями.

      При постановке диагноза психических нарушений у умственно отсталых лиц следует использовать многоосевой подход, позволяющий устанавливать функциональный диагноз, учитывающий актуальное психическое расстройство, степень психического недоразвития, сопутствующие расстройства и уровень адаптивного поведения по стандартным шкалам. Многоосевая диагностика позволит выделить ведущие направления в усилиях специалистов.

      Применение в исследовании факторного анализа позволило отделить первичные психические нарушения, свойственные умственной отсталости, от инициальных симптомов вторичных психических нарушений. Первичные симптомокомплексы тесно связаны с врожденным слабоумием и определяют весь психический облик умственно отсталого человека. В этих случаях когнитивный дефицит сочетается со стереотипиями, аутоэротизмом, назойливостью, энурезом и энкопрезом. Вторая группа выявленных симптомокомплексов демонстрирует значение эмоционально – волевых нарушений, сопряженных с врожденным малоумием. Полученные данные соотносятся с результатами прежних исследований о сопряженности определенных видов эмоционально – волевых расстройств при умственной отсталости. Это астенические, эксплозивные и апатико – абулические расстройства.

      Симптомокомплексы, не связанные прямо с умственной отсталостью, представляют группу собственно инициальных психических нарушений. Интерпретация этих расстройств двояка: психические нарушения столь значительны, что отодвигают на второй план собственно интеллектуальный дефект или являются проявлениями вторичных психических нарушений при умственной отсталости. Это дисфорический, мориоподобный и астено – сенситивный с аутохтонными колебаниями настроения синдромы.

      Манифестные психические нарушения у умственно отсталых включают симптомокомплексы, в структуре которых есть признаки отсталости, и симптомокомплексы, при образовании которых, когнитивный дефицит не имеет столь явного значения. Для синдромов психических расстройств, в структуре которых имеются признаки отсталости, характерна взаимная интерференция симптоматики. Так, симптомокомплекс глубокой умственной отсталости с социальной запущенностью включает признаки дезориентировки в месте и времени. Эти признаки с известной осторожностью можно отнести к психотическим, поскольку сама умственная отсталость не обязательно приводит к этим расстройствам. При сочетании легкой умственной отсталости (дебильности) с органической неполноценностью головного мозга клиническая картина определяется выраженность мозгового поражения. В случаях присоединения церебрального атеросклероза к умственной отсталости, происходит регресс достигнутого в среднем возрасте уровня социальной адаптации. Вторичные психические нарушения, хотя и не связаны прямо с умственной отсталостью, имеют свойственную врожденному слабоумию «окраску». Для умственно отсталых характерна адинамическая депрессия с ипохондрией, при которой когнитивная недостаточность выражается в фиксированности на соматической сфере. Тревожная депрессия, как выражение антропотического варианта реактивных состояний, свойственна больным с легкой отсталостью, имеющими более широкие социальные контакты и соответствующие конфликты. Маниакальные состояния у умственно отсталых выражаются в непродуктивной двигательной мании.

      Симптомокомплексы шизофрении и параноидных психозов подтверждают независимость шизофренической и олигофренической симптоматики. При этом диапазон диагностических возможностей установления различных форм шизофрении у умственно отсталых больных ограничен. Достоверно устанавливается диагноз параноидной формы шизофрении. Экзогенно – органические синдромы чаще представлены галлюцинаторным вариантом помрачения сознания, эпилептиформным, дисфорически – паранойяльным синдромами и глубокой алкогольной деградацией с высоким риском общественно опасного поведения. Соматические заболевания у умственно отсталых усугубляют их психическую несостоятельность.

      kartaslov.ru