Проблема взаимоотношение человека и природы

Решебники и ЕГЭ

Скачайте демонстрационные варианты ГИА и ЕГЭ по всем предметам:

Демонстрационные варианты ОГЭ 2018:

Расписание ОГЭ и ЕГЭ в 2018 году:

Проблема отношения к природе, аргументы из произведений для C1 в ЕГЭ по русскому

Проблема отношения к природе, аргументы из произведений для C1 в ЕГЭ по русскому:

И. С. Тургенев, «Отцы и дети»

Люди забывают о том, что природа — их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Именно таким Автор видит в нем «нового» человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести. В романе И.Тургенева «Отцы и дети» поднимается актуальная тема отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека — как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней — когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой.

М.Ю. Лермонтов «Герой Нашего времени»

Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.

Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь пи наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.

С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная» Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.

Ключевые фразы статьи: Проблема отношения к природе, аргументы из произведений для C1 в ЕГЭ по русскому, Сочинения ЕГЭ 2013, Сочинения по русскому, Проблема отношения к природе, аргументы из произведений для C1 в ЕГЭ по русскому, Сочинения ЕГЭ 2013 — Сочинения по русскому

resh-ege.ru

Проблема взаимоотношений человека и природы

Взаимосвязь человека и природы прослеживается в формировании человеческих потребностей. Человек как субъект общественных отношений является особым видом живого, телесного существа, продуктом исторического развития общества.

Отличительным признаком Homo sapiens является не его биологическая организация, а способность создавать «вторую природу» и культурные ценности. Человек, по словам К. Маркса, может вести себя по мерке любого вида.

Удовлетворение потребностей человека находит свое выражение в человеческом интересе. Человек как личность стремится познать окружающий мир и воздействовать на него практическим образом. Роль природы в жизни человека огромна. Природное окружение, климат, особенности почв, минералов, сортов деревьев — все это влияет в определенной степени на формирование человеческих потребностей.

Так, Египет, — страна камня — отсюда пирамиды, гробницы, каменные стелы, колонны; в Греции много мрамора — отсюда материал для статуй, храмов, рельефов. Свойства материала облегчали поиск и «подсказывали» наиболее целесообразное осуществление духовных потребностей человека, развивая в нем чувство красоты. Папирус (иероглифы) и глиняные плитки (клинопись), бумага (печатное слово) по-разному служили одному делу — развитию человеческой культуры.

Бивни мамонта и моржа, мрамор и различные породы деревьев влияли на форму произведений изобразительного искусства. Потребности детей в игре вполне удовлетворяют игрушки из пластмассы, в чем-то они лучше деревянных, но из пластмассы еще никому не удавалось изготовить скрипку, равную по звучанию скрипке Страдивари.

Многие потребности, способы и средства их удовлетворения диктуются природой. Например, в не столь отдаленном прошлом у чукчей не было потребностей не только в книгах, но и во фруктах, поскольку они не подозревали об их существовании. Многие явления природы подсказывали научные открытия и изобретения. Наблюдая полет птиц, человек стремился к полетам и пришел к самолету, движения небесных светил подсказали ему многие вычисления, а смена природных ритмов — первые философские обобщения (идея цикличности).

Человек — высшее творение природы. Но отсюда нельзя сделать вывод, что и культура — творение природы. Культура — это творчество человека, который является связующим звеном между ней и природой. Природа существовала и может существовать без человека и без культуры, человек же не может порвать с природой, «убежать» от нее.

Некоторые исследователи даже считают, что главную роль в развитии культуры играет не человек, а различные вещи: напитки, пряности, деньги, источники энергии, дерево, уголь, города, географическое единство, климат и т. п. Это так называемый географический детерминизм (щедрость природы Африки и характер негров).

Так, например, французский историк Л. Февр писал, что смерть Венеции наступила после того, как был открыт морской путь вокруг Африки в Индию: Океан победил Море. Другой историк Ф. Бродель считает, что трудность при изготовлении сухарей есть, но изобретение сухарей позволило держать в Средиземном море огромный флот (нет хлеба — нет флота). «В истории пшеницы, — пишет он, — история цивилизации». Сахара когда-то была цветущей саванной, но бесчисленные стада домашних животных превратили ее в пустыню. Все это имеет значение для изучения материальной основы цивилизации, но при этом забывается, что главным, решающим элементом культуры является человек.

Рассматривая основные тенденции взаимоотношения и взаимодействия человека и природы в динамике социально-культурной жизни, можно увидеть тенденцию гармонизации их отношений путем приспособления к ней. Противоречия между культурой и природой существуют, но исторический опыт человечества свидетельствует о том, что они порождаются «малокультур­ным» отношением к природе. Так, человек в период палеолита был охотником, природа была враждебна ему, над ним постоянно витал страх голодной смерти. Не случайно тотемизм был первой формой религии. Переход к земледелию и скотоводству, т. е. производящему хозяйству, изменил отношения человека и природы. Начался длительный период аграрной культуры. Бытие человека двойственно: с одной стороны — он активно действующее существо, с другой — он еще не оторван от природных условий своего существования, что говорит о большом значении природы в жизни человека.

Природный элемент в производительной деятельности человека преобладает, т. к. земля в качестве объекта труда и сам производитель не зависят от деятельных сил человека. Они только «встречаются» в процессе трудовой деятельности, но результат этой «встречи» в большей степени определяется стихийными силами природы. В сознании человека этот этап взаимодействия с природой отразился в земледельческих культах, в мифологизме, в антропоморфном восприятии мира (бог моря — Пойседон, бог солнца — Ра, бог скота — Белес и т. п.). Такое мировоззрение человека той эпохи базировалось на неотделенности культурного от природы. Это породило анимистические представления о Вселенной, т. е. одухотворенности предметов и явлений природы.

Взаимосвязь культуры и природы всегда была опосредствована мировосприятием человека. Мировые религии отражают этот процесс. Так, в индийской культурной традиции (индуизм, буддизм) с ее направленностью на достижение морального совершенства и состояния внутренней сосредоточенности, акцент делается на практическое отрицание мира. И как следствие — пассивное отношение человека к природе. Но в конкретном контакте с природой действует традиция уважения всего живого и не причинения вреда. С давних времен и до настоящего времени культура Индии, Китая, Япо­нии удерживала представление о божественной сущности природы.

В философских системах древности Индии, Китая и античной Греции были впервые сформулированы научные концепции человека, где он рассматривался как часть космоса. Человек может выступать как малый мир (микрокосм) и как большой мир (макрокосм).

Согласно представлениям древних китайцев, природа трактовалась как живой организм, а человек — как сочетание различных «стихий» космоса. Один из китайских мудрецов сказал: «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего». Наиболее самобытными и оригинальными концепциями человека в древнекитайской философии являются теории конфуцианства и даосизма.

Конфуцианство (основоположник — мудрец Конфуций, VI в. до н. э.) утверждало вечность и неизменность общества и мира в целом, где каждому человеку отводилось право занимать предопределенное ему изначальное место. Гуманность, милосердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми. Каждый обязан помогать другому достичь того, к чему сам стремится, и не делать того, чего не желает себе. Овладеть таким правильным поведением помогает следование строгому порядку (ли) и нормам, включающим этикет.

Другим важнейшим направлением древнекитайской философии, в котором особое внимание уделяется проблеме человека, являлся даосизм (основоположник Лао-цзы — VI в. до н. э.). Центральным понятием этого учения является «дао» — путь. Согласно учению даосизма, все в мире находится в движении, изменении, в пути; все непостоянно и конечно.

В европейской культуре с ее принципом прагматизма, доминирует принцип полезности в отношении к природе. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — утверждает герой романа «Отцы и дети» И. Тургенева. А персонаж горьковского рассказа «Мальва» — крестьянский парень Гаврила в ответ на восхищение женщины безбрежной картиной моря тоскливо говорит: «. Эх, кабы это земля бы, да чернозем бы, да распахать бы». Здесь мы встречаемся с западноевропейской традицией овладения природой.

В христианской культуре мира природный мир принимается на условиях его активного усовершенствования, т. к. человек — творение Бога и самим этим фактом призван творчески относиться к себе и к природе.

Эти радикальные изменения в соотношении природы и культуры наблюдаются и сейчас. В период промышленного культурного развития, т. е. следующего этапа культурной эволюции, человек не столько зависит от природных обстоятельств, сколько от исторически созданных условий производственной деятельности. В литературе, посвященной борьбе с экологическими злоупотреблениями, понятие «природа» нередко заменяется на словосочетание «природные ресурсы» или «сырье», в лучшем случае — на «естественные условия существования человека». В таких условиях речь идет не о гармонизации отношений между природой и культурой, природой и человеком, а о природе, как объекте утилитарного использования для своих потребностей.

В таких условиях возникает проблема человека и культуры и гармонизации этих взаимоотношений. Понимание природы как полезной вещи для человека губительно для культуры. На это обращали внимание многие выдающиеся философы. Гегель: «практическое отношение к природе обусловлено в общем заносчивостью, а последняя эгоистична. Потребность стремится к тому, чтобы употребить природу на свою пользу, стереть ее грани, выхолостить, короче говоря, уничтожить ее» [1].

К.Маркс: «Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно. оставляет после себя пустыню» [2]. С. Л.Рубинштейн предостерегал, что «культура, которая вообще изгнала бы из жизни природу, разрушила бы сама себя и стала нестерпимой» [3]. Такое влияние человека на природу может привести к пагубным последствиям и экологическим катастрофам.

1. Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук в 2-х т. М., 1975. – Т. 2., с.12.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 32, с. 43.
3. Рубинштейн Л. С. Проблемы общей психологии, М., 1973, с. 62.
4. Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

www.mudriyfilosof.ru

Проблема взаимоотношений человека и природы по тексту К. Паустовского (ЕГЭ по русскому)

В данном тексте автор поднимает проблему взаимоотношений человека и природы. К. Паустовский раскрывает проблему на примере сказки старика Прохора. Однажды кузнецы сковали ружьё, которое попало в руки дураку. Он убил из него иволгу. Кровь птицы попала на листья, после чего они покраснели и осыпались, а лес, куда упала птица, пожух. С тех пор загрустила земля, обиделась, и началась с той поры мокрая осень. Также автор говорит о том, что очень -это не только слякоть и мокрые крыши.

Осень — художница, которая смешила все чистые краски, которые только есть на земле, нанесла их на далекие пространства земли и неба, будто на холст.

Авторская позы я заключается в следующем: природу нужно беречь, не портить, в противном случае нас ждёт погибель. Я полностью согласна с точкой зрения автора. Люди губят природу, не задумываясь о последствиях. Убивая животных, уничтожаясь растения, человек вредит сам себе. Сейчас многие не задумываются о будущем, когда бросают мусор мимо урны, загрязняют воздух выхлопными газами, жгут костры. Этим люди уничтожают свою среду обитания. Мы очень тесно связаны с природой, поэтому должны беречь ее.

В художественной литературе данная проблема поднимается в произведении И.С. Тургенева » Отцы и дети». Герой романа Евгений Базаров считает природу мастерской, а человека — работником в ней. Он равнодушно к ценностям поколений, он лишь пользуется природой, но ничего не отдаёт ей взамен. Базаров не задумывается о последствиях.

Также в романе Л.Н. Толстого » Война и мир» проходит данная проблема. Андрей Болконский два раза проезжал мимо дуба: первый раз — осенью, когда дуб осыпался, засыпал, а второй — весной, во время цветения, пробуждения дерева. Князь заметил, как сходно было его состояние с состоянием дуба. Это яркий пример тесной связи человека и природы.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек и природа очень связаны друг с другом, поэтому человек должен заботиться о природе, а взамен она даёт нам все необходимое для жизни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Взаимоотношения человека и природы.

Сочинение ЕГЭ:

Слово «экология» в переводе с греческого означает «учение о доме». Планета Земля — наш большой общий дом, может быть, поэтому растёт обеспокоенность человека проблемами экологии. О взаимоотношениях человека и природы размышляет и автор предложенного мне текста — писатель В.М. Песков.

«Человек – царь природы» – расхожая фраза! Оглянетесь вокруг! – последствия нашего «правления» страшны. А ведь когда-то, в эпоху античности, каждое дерево, каждый ручей, каждый водный поток, каждый холм имели своего духа-защитника. И прежде чем срубить дерево, важно было расположить в свою сторону духа. Текст В.М. Пескова демонстрирует взаимоотношения человека и природы сегодня, когда ради сиюминутной выгоды в жертву приносится беззащитная, не способная ответить тем же природа.

Позиция автора явно выражена. В.М. Песков осуждает действия чиновников: «А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей». Автор уверен, что деньги не должны быть единственным, что руководит в вопросе корчевания леса. А ведь так и происходит в реальности: «Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать».

Мне очень близка позиция автора. Недавно я был на презентации проекта “Экология родного края”. Меня поразила статистика изменения окружающей среды и особенно постоянное ухудшение ситуации с центральной водной артерией России – Волгой.

Проблема взаимоотношения человека и природы волновала многих писателей, поэтов. Данный вопрос поднимает и В.П Астафьев в повести «Царь — рыба». Один из героев, Игнатьич, – опытный рыбак, но он не задумываясь использует свои навыки во вред природе, занимаясь браконьерством. Жадность, корыстолюбие, самолюбие заставляют его ловить рыбы гораздо больше, чем необходимо. Всё изменяет роковая встреча с необыкновенной величины осетром — таинственной царь-рыбой. В.П. Астафьев в своем произведении не только демонстрирует потребительское отношение человека к природе, но и показывает, что у природы есть не меньшие силы противостоять человеку и она может себя защитить.

Экологическая проблема поднимается в книге «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Лихачева. В письме «О русской природе» академик сравнивает две культуры: человеческую и природную. По мнению публициста, если мы не можем прожить без природы, то она не нуждается в нашем присутствии. Путь спасения – в соблюдении гармонии двух культур, а это, с точки зрения автора, задача каждого.

Ситуация, описанная В.М. Песковым, к сожалению, не редкий случай, не исключение. Но то, что человек не остаётся равнодушным к проблеме экологии, дает надежду: не все еще потеряно.

Текст В. Пескова: неполный

(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина.(3)Молчаливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось?

vopvet.ru

Проблема взаимоотношения человека и природы

Какова роль природы в формировании духовного мира человека?

Что такое природа – храм или мастерская?

Человек – царь природы: так ли это?

Каково отношение человека к окружающей его природе?

Окружающая нас природа, будь то бескрайние поля и луга, зеленые (золотые) рощи или одиноко стоящее дерево, способно вызвать в нас стремление к прекрасному, высокому, а иногда способно изменить коренным образом и саму жизнь. Подобное произошло с кадетом-семиклассником Дмитрием Казаковым в рассказе А. И. Куприна «Фиалки».Накануне «самого страшного экзамена по математике» он гуляет по парку, проходит в заброшенную ее часть, где находит целый оазис цветущих фиалок, собирает их в букет, наслаждаясь ароматом первых весенних цветов. На обратном пути встречает женщину. «Она высока, легка и стройна, лицо ее прекрасно», а глаза цвета тех самых фиалок, которые он держит в руке. «Какие прелестные фиалки! – восклицает дама. Недолго думая, мальчик протягивает ей цветы. И в этом жесте отразилось великое благословение всей окружающей красоте: «земле, водам, деревьям, цветам – вечной благодати, одухотворяющей человека! И как бы потом ни сложилась его жизнь со всеми ее падениями и удачами, дружбой и ненавистью, любовью и отвращениями, он благодарно и счастливо улыбнется, вспомнив те самые фиалки, потому что на его долю выпало редкое счастье испытать истинную красоту, целомудрие, поэзию.

Однако в классической литературе есть и противоположный пример, например, в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Лопахин, желая спасти от разорения имение Раневской, предлагает вырубить сад, «прекраснее которого нет на свете», и выстроить дачи, чтобы сдавать их впоследствии в аренду. В результате гибнет все: дом, сад («слышно, как в саду стучат топорами») и человек («Фирса в доме забыли»). Канула в небытие целая эпоха, потому что не сумели сохранить красоту этого мира. Поистине, «когда погребают эпоху/ Надгробный псалом не звучит,/ Крапиве и чертополоху/ Украсить ее предстоит» (А. Ахматова).

studopedia.ru