Проблема взаимоотношений человека и природы сочинение егэ

Содержание:

Итоговое сочинение для выпускников школ: темы, комментарии, материалы

Человек и природа в литературе – примеры сочинений, темы, цитаты

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • ( 68 Голоса (ов) )
      Подробности Категория: Образцы сочинений ЕГЭ по литературе

      Всё для подготовки к написанию итогового сочинения по направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»

      Что нужно прочитать на тему «Человек и природа»

    • «Слово о полку Игореве»;
    • И.С. Тургенев «Записки охотника». «Ася»;
    • А.И. Куприн «Олеся»;
    • М.М. Пришвин «Кладовая солнца»;
    • М.А. Шолохов «Тихий Дон»;
    • В.П. Астафьев «Царь-рыба»;
    • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»;
    • В.П. Катаев «Белеет парус одинокий»;
    • Ч. Айтматов «Плаха»;
    • В.М. Шукшин «Заревой дождь».
    • НАЗАД

      Темы сочинений по данному направлению

      Информация о темах. В период подготовки к итоговому сочинению известны только тематические направления. Экзаменационные темы сочинения станут известны только за несколько минут до экзамена. Но предположить вероятный список сочинений можно уже сейчас – скорее всего на экзамене предложат формулировки близкие к данному перечню.

    • Красота природы
    • Природа в жизни человека
    • «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» (Иоганн Вольфганг Гёте)
    • Поэзия родной природы
    • «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» ( Вильгельм Швебель)
    • «Природа – творец всех творцов» ( Иоганн Вольфганг Гёте)
    • «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, не только не блага, но несомненное и очевидное зло» (Л.Н.Толстой)
    • «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери)
    • Роль природы в жизни человека
    • Благодарная природа и неблагодарный человек
    • «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» ( Иоганн Готфрид Зейме)
    • Борьба человека за чистоту окружающего мира
    • «И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская)
    • Почему важно бережное отношение к природе
    • «Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов)
    • Человек – царь природы?
    • Природа — главный помощник человека
    • Примеры готовых сочинений (образцы) по направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе«

      Образцы сочинений. Предложенные ниже сочинения не нужно воспринимать как выверенные и отточенные на отлично шпаргалки. Данные образцы предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

      Природа прекрасна в любое время года, надо только научиться увидеть ее красоту. И белый пушистый снег, и набухающие на вербе почки, и золотой одуванчиковый луг, и багряные кисти рябины — все это чудесный мир, радующий и волнующий сердце человека.

      В художественной литературе природа не просто пейзаж, фон, на котором разворачиваются события. Описание природы — важнейший компонент произведения, источник разнообразных переживаний и ощущений для читателя. Впервые глубокое впечатление, связанное с эстетическим восприятием картины природы, я испытала, читая рассказы из Записок охотника Ивана Сергеевича Тургенева. Герой цикла — охотник, и, конечно, события происходят на лоне природы. В каждом рассказе есть различные по объему пейзажные зарисовки. Бежин луг начинается с описания прекрасного июльского дня . Утро. Восход солнца – это игра красок, света. Цветовая палитра обширна: здесь упоминаются багровый, лиловый, серебряный, золотисто-серый оттенки. На небе живут и меняются облака. Они то круглые высокие с нежными белыми краями , то сдвигаются, теснятся так, что не видно небесной синевы. К вечеру они исчезают, некоторые из них ложатся розовыми клубами напротив солнца . Когда я внимательно прочитала этот текст, поняла, что мы не видим, не чувствуем то, что окружающий мир щедро дарит нам каждый день. Могучее светило, которое взлетает на небо , россыпи серебристых звезд на ночном небе, тонкая паутинка между веточками берез — все это такой простой и такой загадочный мир, который надо понять, впустить в свою душу. Это красота, которая делает человека лучше.

      А что значит лучше? Например, наблюдательнее. Человек, увидев красоту живой природы, стремится раскрыть ее секреты, стать частью мира. Так происходит в маленьком рассказе М. Пришвина Золотой луг . В нем нет детально прорисованного пейзажа. Просто сказано: . под окном был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво . Красота заставила мальчика наблюдать. Он увидел, что вечером луг не золотой, а зеленый, потому что лепестки на ночь сжимаются, как пальцы на

      руках у человека. Одуванчик стал для детей одним из самых интересных цветков, ведь он ложился спать и вставал вместе с людьми. Когда я вижу цветущие полянки одуванчиков, всегда вспоминаю Золотой луг М. Пришвина.

      Вот так литературные произведения помогают видеть красоту природы, чувствовать единство человека и окружающего мира, учат находить радость и гармонию в общении с природой.

      Автор сочинения Татьяна Новосёлова

      «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», — так писал более ста лет назад Л.Н. Толстой. Есть ли счастье у людей сегодня? Все меньше становится чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей. В крупных городах людям уже нечем дышать.

      Кто виноват в том, что исчезло единение человека с природой? Почему наступило противостояние? Ответы на эти вопросы ищут те, кто обеспокоен будущим человечества и Земли. Среди защитников жизни на планете и русские писатели. Не одно десятилетие к их мнению прислушиваются, обсуждают их книги, на них равняются экологи и политики. Произведения В. Астафьева, В. Распутина, Ч. Айтматова раскрываются наболевшие проблемы взаимоотношений человека и природы. Но если в произведениях В. Астафьева и В. Распутина природа погибает, хотя и не всегда покоряется, то у Айтматова она начинает мстить человеку за все страдания.

      С первых строчек романа «Плаха» читатель чувствует тревожные мотивы конца света, гибели природы перед сокрушающей деятельностью человека. «Машины, вертолеты, скорострельные винтовки – и опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном…». Причина надругательства над природой самая прозаическая: область не выполняет план по мясосдаче. В результате решено выполнить его за счет ресурсов природы. В заповедных местах зверски истребляются сайгаки.

      Читателю хочется найти ответы на многие вопросы. Главный из них -совместимы ли поступки человека и природы? И выходит, что чаще всего несовместимы. Что может быть трагичнее такого ответа, ведь человек сам – дитя природы.

      В романе «Плаха» природу олицетворяет семья волков. Волки – свободные, властные животные. Поражает образ волчицы Акбары с прозрачно – синими божественными глазами. Именно так красива, по мнению Айтматова, должна быть в нас природа. Пока связи Акбары с миром людей не нарушены, она может жалеть голого, беззащитного человека. Но вот человек вмешивается в хрупкую гармонию природы: устраивает бойню. Во время охоты на сайгаков убивает, сжигает, похищает волчат. Потеряв три выводка,

      волки начинают мстить человеку. Однажды возле человеческого жилья Акбара встречает ребенка: «Она кротко смотрела на малыша, дружелюбно помахивая хвостом». От этой фразы тепло становится на душе. Для Акбары, как для любой матери, дети — смысл жизни. Но волчица уносит ребёнка, и звучит трагический выстрел, который зачеркивает обе жизни.

      Трагедия семьи Бостона приравнивается к трагедии семьи волков. Описывая гибель волчонка Большеголового во время расстрела и гибель сына Бостона, писатель обращается к одному образу: мир теряет звуки. И жена Бостона, оплакивая сына, «…припала к изголовью и завыла так, как выла ночами Акбара».

      В каждую строчку романа писатель вдохнул частицу своей души. Его гражданская позиция говорит о том, что он не может оставаться равнодушным, предвидя бедствия, страдания человечества, занятого самоуничтожением. Нарисовав глобальное противостояние человека и природы, Айтматов призывает к совести, добру и ответственности каждого. «Плаха» звучит трагическим предупреждением: если человек погубит природу, то и себе он вынесет смертный приговор.

      Проблема «человек и природа» — нравственная. Потому что отношение человека к природе можно считать критерием гуманности. Она вырастает в проблему совести как одного из качеств, отличающих человека от всего остального в мире.

      Проблема «человек и природа» и социальная. Потому что очень важно, кто будет на Земле хозяином, в чьи руки попадут природные богатства. Будут ли эти руки принадлежать людям бережливым, трудолюбивым и старательным. И будет ли благодаря им цвести край родной,

      Раскрывая эти аспекты проблемы, литература помогает отстоять не только лучшее в жизни, но и саму жизнь, даёт рецепты гармоничных отношений человека и природы.

      Закончить сочинение я хочу словами уральского писателя Николая Никонова, потому что к его словам мне нечего добавить:

      «Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с

      камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить….»

      egeigia.ru

      Школьный ассистент — готовые сочинения по русскому языку и литературе

      Сочинение ЕГЭ по тексту В. Солоухина. Это Сочинение по одной из наиболее популярных проблем ЕГЭ. Рассматривая взаимоотношения природы и человека, автор вслед за известным публицистом приходит у выводу о необходимости бережно относиться к природным богатствам.

      В текст сочинения «Природа и человек» включены аргументы ЕГЭ, взятые из художественной литературы. В предложенном тексте русский публицист В. Солоухин размышляет о судьбе нашей планеты. Автор поднимает проблему взаимоотношений человека и природы, точнее, отдаления людей от природы.

      Поднятая автором проблема чрезвычайно актуальна, так как именно от нас, людей, зависит судьба планеты. В. Солоухин с горечью отмечает: «стоит людям привнести капельку зловредной культуры в земную шубу Леса, и она заболевает». А мы не задумываемся над этим и безответственно относимся к окружающему миру.

      Автор считает, что человек отдалился от природы. В суете городской жизни люди забывают, какой прелестный мир их окружает; их духовная связь с природой со временем ослабевает. Подчас люди, заботясь о сиюминутном, разрушают природные богатства, создававшиеся веками. Автор эмоционально описывает, что происходит с природой из-за вмешательства человека: «Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми веществами реки и океаны, саму атмосферу Земли». Я разделяю точку зрения В. Солоухина. Его позиция мне близка. Действительно, мы сами, того не осознавая, своими действиями способствуем необратимому процессу разрушения Земли.

      Последствия могут быть очень трагичными для каждого из нас. В подтверждение своих слов приведу примеры из произведений классической литературы. Для Евгения Базарова, героя романа И. С.Тургенева «Отцы и дети», природа — это «не храм, а мастерская, а человек в ней работник».

      Базаров отвергает всякое наслаждение природой. А его друг, Аркадий, напротив, восхищается ею, и природа помогает ему залечить душевные раны, погрузиться в свои мысли. И. С.Тургенев подчеркивает необходимость общения и контакта с окружающим миром, приводя В финале романа Евгения к осознанию своей неправоты.

      Еще одним примером, иллюстрирующим последствия вмешательства человека в природу, является сюжет повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает милой собаке Шарику часть человеческого мозга, превращая симпатичного пса в отвратительного гражданина Полиграфа Полиграфовича Шарикова. На мой взгляд, нельзя бездумно вмешиваться в природу, поскольку последствия такого вмешательства трудно предсказывать. Я считаю, что человек сам творит свою судьбу, и только он может решить проблемы нашей планеты.

      Надеюсь, люди смогут найти средства, предотвращающие разрушение Земли. Нам всем надо внимательнее и бережнее относиться к природе, сохранять её красоту и богатства для будущих поколений, так как именно от нашего поведения зависит будущее человечества.

      Если данное школьное сочинение на тему: Природа и человек. Сочинение ЕГЭ по тексту В. Солоухина, вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.

      schooltask.ru

      Сочинение на ЕГЭ: «Человек и природа»

      Последние статьи раздела «Образование»

      Какую роль в жизни человека играет природа

      Текст: Анна Чайникова
      Фото: news.sputnik.ru

      Написать хорошее сочинение непросто, но правильно подобранные аргументы и литературные примеры помогут получить максимальный балл. В этот раз разбираем тему: «Человек и природа».

      Примерные формулировки проблемы

      Проблема определения роли природы в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет природа?)
      Проблема воздействия природы на человека. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)
      Проблема умения замечать красоту в обыденном. (Что дает человеку умение замечать красоту в простом и обыденном?)
      Проблема влияния природы на духовный мир человека. (Как влияет природа на духовный мир человека?)
      Проблема негативного влияния деятельности человека на природу. (В чем проявляется негативное влияние деятельности человека на природу?)
      Проблема жестокого/доброго отношения человека к живым существам. (Допустимо ли мучить и убивать живых существ? Способны ли люди относиться к природе сострадательно?)
      Проблема ответственности человека за сохранение природы и жизни на Земле. (Ответственен ли человек за сохранение природы и жизни на Земле?)

      Видеть красоту природы, ее поэтичность может далеко не каждый. Существует довольно много людей, которые воспринимают ее утилитарно, подобно Евгению Базарову, герою романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». По мнению молодого нигилиста, «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Называя природу «пустяками», он не просто неспособен восхищаться ее красотами, но в принципе отрицает эту возможность. С такой позицией не согласился бы Ф. И. Тютчев, который в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…», по сути, дал ответ всем сторонникам точки зрения Базарова:

      Не то, что мните вы, природа:
      Не слепок, не бездушный лик —
      В ней есть душа, в ней есть свобода,
      В ней есть любовь, в ней есть язык…

      По мнению поэта, люди, которые остаются глухи к красоте природы, существовали и будут существовать, но их неумение чувствовать достойно только сожаления, ведь они «живут в сем мире, как впотьмах». Неумение чувствовать — это не вина их, а беда:

      Не их вина: пойми, коль может,
      Органа жизнь глухонемой!
      Души его, ах! не встревожит
      И голос матери самой.

      Именно к этой категории людей относится Соня, героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Будучи довольно прозаической девушкой, она не способна понять красоту лунной ночи, поэзии, разлитой в воздухе, которую чувствует Наташа Ростова. Восторженные слова девушки не достигают Сониного сердца, она лишь хочет, чтобы Наташа скорее закрыла окно и ложилась. Но та не может спать, чувства переполняют ее: «Нет, ты посмотри, что за луна. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!
      — Полно, ты упадешь.
      Послышалась борьба и недовольный голос Сони:
      — Ведь второй час.
      — Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди».

      Живую и открытую всему миру Наташу картины природы наталкивают на мечты, которые непонятны приземленной и нечуткой Соне. Князя Андрея, ставшего невольным свидетелем разговора девушек ночью в Отрадном, природа заставляет посмотреть на свою жизнь иными глазами, подталкивает к переоценке ценностей. Сначала он переживает это на поле Аустерлица, когда лежит, истекая кровью, и смотрит в необыкновенно «высокое, справедливое и доброе небо». Тогда все прежние идеалы кажутся ему мелкими, а смысл жизни умирающий герой видит в семейном счастье, а не славе и всеобщей любви. Потом природа становится для переживающего внутренний кризис Болконского катализатором процесса переоценки ценностей, дает толчок к возвращению в мир. Нежная листва, появившаяся весной на старых корявых ветвях дуба, с которым ассоциирует себя князь Андрей, дает ему надежду обновления, вселяет силы: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. …надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь».

      Счастлив тот, кто чувствует и слышит природу, способен черпать силы в ней, находить поддержку в трудных ситуациях. Таким даром наделена Ярославна, героиня «Слова о полку Игореве», троекратно обращающаяся к силам природы: с упреком за поражение мужа — к солнцу и ветру, за помощью — к Днепру. Плач Ярославны заставляет силы природы помочь Игорю бежать из плена и становится символической причиной завершения событий, описанных в «Слове…».

      Связи человека и природы, бережному и сострадательному отношению к ней посвящен рассказ К. Г. Паустовского «Заячьи лапы». Ваня Малявин приносит к ветеринару зайца с рваным ухом и обожженными лапами, который вывел его деда из страшного лесного пожара. Заяц «плачет», «стонет» и «вздыхает», совсем как человек, однако ветеринар остается равнодушен и вместо помощи дает мальчику циничный совет «зажарить его с луком». Дед и внук всеми силами стараются помочь зайцу, они даже несут его в город, где, как говорят, живет детский врач Корш, который не откажет им в помощи. Доктор Корш, несмотря на то, что «всю жизнь лечил людей, а не зайцев», в отличие от ветеринара проявляет душевную чуткость и благородство и помогает выходить необычного пациента. «Что ребенок, что заяц — все одно», — говорит дед, и нельзя не согласиться с ним, ведь животные так же, как человек, могут испытывать страх или мучиться от боли. Дед Ларион благодарен зайцу за спасение, но испытывает чувство вины за то, что однажды чуть было не застрелил на охоте зайчонка с рваным ухом, который потом его вывел из лесного пожара.

      Однако всегда ли человек отзывчив к природе и бережно относится к ней, понимает ценность жизни любого существа: птицы, зверя? В. П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой» показывает жестокое и бездумное отношение к природе, когда дети ради забавы подбили камнем птицу, рыбу-подкаменщика «растерзали… на берегу за некрасивый вид». Хоть ребята потом и пытались отпоить ласточку водой, но «она пускала в речку кровь, воды проглотить не могла и умерла, уронив головку». Похоронив птичку в гальке на берегу, дети скоро забыли о ней, занявшись другими играми, и им совсем не было стыдно. Часто человек не задумывается о том, какой ущерб он наносит природе, насколько губительно бездумное уничтожение всего живого.

      В рассказе Е. Носова «Кукла» рассказчик, долго не бывавший в родных местах, ужасается тому, как до неузнаваемости изменилась когда-то богатая рыбой река, как обмелела, заросла тиной: «Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей». Произошедшее в Липиной яме можно назвать настоящей экологической катастрофой, но в чем же ее причины? Автор видит их в изменившемся отношении человека к окружающему миру в целом, не только к природе. Небережное, немилосердное, безразличное отношение людей к окружающему миру и друг к другу может иметь необратимые последствия. Старый перевозчик Акимыч так объясняет рассказчику произошедшие перемены: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят». Равнодушие, по мнению автора, — один из самых страшных пороков, разрушающих не только душу самого человека, но и окружающий его мир.

      Произведения
      «Слово о полку Игореве»
      И. С. Тургенев «Отцы и дети»
      Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
      Л. Н. Толстой «Война и мир»
      Ф. И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»
      В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
      А. И. Куприн «Белый пудель»
      Л. Андреев «Кусака»
      М. М. Пришвин «Лесной хозяин»
      К. Г. Паустовский «Золотая роза», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Дремучий медведь», «Квакша», «Теплый хлеб»
      В. П. Астафьев «Царь-рыба», «Васюткино озеро»
      Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
      Ч. Айтматов «Плаха»
      В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
      В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар»
      Г. Н. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
      Е. И. Носов «Кукла», «Тридцать зерен»
      Дж. Лондон «Любовь к жизни», «Белый клык»
      Э. Хемингуэй «Старик и море»

      godliteratury.ru

      Проблема взаимоотношений человека и природы сочинение егэ

      20.05.2018ВНИМАНИЕ. Одиннадцатиклассники! Вы можете выставить свои работы как по русскому, так и по литературе на проверку в ВИП-раздел сайта. Цена перед экзаменами снижена. Подробнее >>

      16,09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

      09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

      16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

      16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

      25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

      28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

      28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

      22.01.2017Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

      Рекомендации по написанию третьего блока сочинений «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»

      Рекомендации по написанию сочинения предоставлены Надеждой Геннадьевной Горох

      Человек и природа в отечественной и мировой литературе

      (Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы)

      Общие тезисы по теме:

      Русская классическая литература представляет благодатный материал для воспитания в человеке любовного отношения к природе. Трудно найти в мире другую национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме «Природа и человек». Описания природы в русской классической литературе – это не просто фон, на котором разворачивается действие, они имеют важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается и внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.

      Английский писатель Ч.Сноу, говоря об отличии английской литературы от русской, заметил: «Почти во всех произведениях русской литературы и прежде всего Толстого английский читатель ощущает дыхание необъятных пространств, бескрайних русских равнин».

      1.Тезис: «Человек и природа — единое целое. Все мы — порождение природы, ее часть».

      И.С.Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»

      •И.С.Тургенев в историю русской литературы вошел как художник, который показывает первозданную общность природы с человеком. Хорошо известны его слова: «Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячами нерасторжимых нитей». Ощущение своего единства со всем живым на земле определяет нравственные свойства многих его героев.

      •Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека — как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней.

      М.Пришвин «Кладовая солнца»

      В произведении «Кладовая солнца» Пришвин высказал в нем свои сокровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

      «Слово о полку Игореве»

      Природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости.

      В «Царь-рыбе» Виктор Астафьев пишет о животворящем начале соединения человека и природы. Отношения человека и природы, по мысли Астафьева, должны строиться на принципах гармонии. Попытки «покорения» природы способны привести к гибели всего.

      Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.

      Тезис: Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым.

      В.Шукшин «Старик, солнце и девушка»

      В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим пример отношения к родной природе. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Девушке-художнице, которая находится рядом с ним, он ежеминутно комментирует меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и для героини открытие, что дед, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!

      Ф.Абрамов «Есть, есть такое лекарство»

      «. Баба Маня встала. Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у нее началось двустороннее воспаление легких. Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрет старуха. Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мертвых. Есть, есть такое лекарство! Его бабе Мане принесли скворцы. »

      Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями».

      Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что-то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.

      Саня Неверов, герой рассказа В. М. Шукшина «Залетный», по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучала в его дверь, ему вдруг страстно захотелось жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!»- говорит он.

      Л.Н.Толстой «Война и мир». Эпизоды «Ночь в Отрадном», «Дуб».

      Не может оторваться от созерцания прекрасной лунной ночи героиня романа «Война и мир» Л.Н.Толстого Наташа Ростова. Она так восхищена ночным пейзажем, что не может даже думать о сне. Андрей Болконский, тоже любовавшийся прекрасной ночной картиной и случайно подслушавший восклицания девушки, очарованной красотой ночи, неожиданно придет к выводу, что «жизнь не кончена в тридцать один год»…

      Тезис: Необходимо бережно относиться к природе.

      Сент-Экзюпери «Маленький принц»

      Очень важная мысль сказки-притчи бесхитростно выражается в словах главного героя – Маленького Принца: «Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету». Человек — не царь природы, и если он не следует её законам, то извечный миропорядок может нарушиться, — считает автор. Устами ещё одного героя сказки – Лиса – автор напоминает нам, людям: « Мы в ответе за тех, кого приручили».

      Б.Ш. Окуджава «Мышка»

      Тезис:«Мы в ответе за тех, кого приручили».

      Н.Д. Телешов «Белая цапля».

      Тема потребительского отношения к природе. Проблема ответственности человека за свои поступки.

      Поделись с другом в социальной сети

      xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai