Проблема взаимоотношения людей в семье

Взаимоотношения с окружающими людьми

Человек – существо социальное, и прожить вне общества практически не может. Взаимоотношения с людьми становятся определяющим фактором для нормальной жизни, для продвижения по карьерной лестнице, построения семьи. С самых первых дней жизни человек вступает во взаимодействие с окружающими, учится выстраивать связи с близкими.

Социальные роли

Каждый человек в определенный момент выполняет различные социальные роли. Например, одна и та же женщина может быть мамой, сестрой, дочкой, пешеходом или водителем, продавцом или покупателем, соседкой, подругой или врагом. В каждом маленьком окружении роль меняется, и нужно уметь выстраивать взаимоотношения с людьми в конкретный момент.

Неумение правильно общаться вызывает определенные трудности во взаимоотношениях людей. Причины здесь могут быть самые разные:

  • неправильное восприятие окружающих
  • психологические различия
  • преднамеренное провоцирование на конфликт

Иногда человек становится в буквальном смысле слова препятствием на пути другого в достижении цели. Решение конфликтов почти всегда состоит в устранении их причины.

Хорошие взаимоотношения способствуют развитию личности каждого члена коллектива и удовлетворению его интересов и потребностей. Он уверенней себя чувствует, возрастают его моральное и материальное благополучие.

Взаимоотношения в семье

Очень важны для человека взаимоотношения в семье. Даже если на работе возникают конфликты, домашняя спокойная атмосфера способна уравновесить весь негатив. Как правило, люди всю жизнь живут по сценарию, написанному в детстве. Поэтому так важно, чтобы у ребенка сложился правильный стереотип поведения с близкими, он должен понимать, что семья – это «мы». То есть можно пожертвовать своими интересами, временем, силами для того, чтобы близкому человеку было хорошо.

Не нужно воспитывать жертвенность, нужно просто научиться осознавать, что другому нужна помощь, и оказывать ее с радостью. Однако необходимо вводить и некоторые ограничения, чтобы ребенок не требовал повышенного внимания к себе и не стремился только получать удовольствия от других.

Очень сплачивают взаимоотношения в семье общие занятия и дела, которые не следует делить на «взрослые» и «детские». Вовлечение в совместную трудовую и игровую деятельность – самый лучший способ научить ребенка нормальным взаимоотношениям с людьми.

ponchikov.net

Почему важно помнить детство?
А. Де Сент-Экзюпери «маленький принц»
А. Де Сент-Экзюпери в своей аллегорической сказке «Маленький принц» рассказывает нам историю мальчика, который посетил самые далекие уголки нашей вселенной. Он с удивлением обнаружил огромную пропасть между ним и взрослыми, которые совсем забыли, что значит быть детьми. Они интересуются больше цифрами, как господин с багровым лицом, утверждающий, что он «человек серьезный». Он никого не любит, ничего не чувствует, его и человеком назвать сложно. Маленький принц приходит к выводу, что он гриб, а не человек.

В чем заключается ценность воспоминаний о детстве?
Л.Н. Толстой «Детство»
Николенька, главный герой трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого , также предается воспоминаниям. В первой книге он делится воспоминания о детстве, о маме, об окружающем его мире. Этот мир детства показан как самый счастливый этап его жизни. Но в последующих книгах персонаж взрослеет, в его жизни происходит много событий. Он теряет мать, переезжает в другой город. В его взрослой жизни уже не все люди относятся к нему с такой теплотой, как в детстве, но воспоминания греют его душу и помогают справиться с трудностями. Незабываемая атмосфера любви и радости помогает уже взрослому герою осознать, что добро – это самое важное, что есть в жизни.

Какую роль играют воспоминания о детстве в жизни человека?
И.А. Гончаров «Обломов»
Обломову снится детство, идиллическое детство в стране покоя, остановившегося времени, где человек остается самим собой. Как же может он принять этот натиск и суету Петербурга, где жизнь его «достает!». Для главного героя детство – ожидание чуда и умиротворение.

Отношение человека к родителям, равнодушие по отношению к близким.
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитывала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».

Проблема одиночества. Может ли одинокий человек чувствовать себя счастливым?
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Максим Максимыч – одинокий человек. Долгая служба в суровых условиях не позволила ему создать семью, а частая смена места жительства мешала ему образовать крепкие дружественные связи. По долгу службы Максиму Максимычу в большинстве случаев приходилось общаться с людьми официально. Он жил уединенно, единственными его собеседниками становились люди, приезжавшие на время по долгу службы. Поэтому он жаждал простого человеческого общения, хотел заботиться о ком-то, делиться мыслями и чувствами. Молодые люди, как правило, не так остро чувствуют одиночество, потому что у них много забот, они заняты карьерой, строят планы на жизнь. Максим Максимыч достиг такого возраста, когда человеку необходимо иметь близких людей, заботиться о детях, воспитывать внуков. Может быть, именно поэтому он с такой радостью принял Печорина, помогал ему, участвовал в его жизни. Он воспринимал его как сына. К сожалению, молодой офицер не ответил взаимностью старому служаке. Холодность Печорина обидела Максима Максимыча, он замкнулся, чувствуя себя никому не нужным, покинутым и забытым. Таким образом, можно сделать вывод, что человеку необходимы близкие люди, только тогда он чувствует себя счастливым, в то время как одиночество ожесточает человека, делает его несчастным.

Что приводит человека к одиночеству? В чем причины одиночества?
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Ключевая тема романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова — это одиночество. Григорий Александрович Печорин – человек, не способный на глубокие чувства. Он имеет большие возможности, приятную внешность, обладает высоким интеллектом, но тем не менее он очень одинок. Причина его одиночества кроется в характере. Он отталкивает всех людей, которые к нему неравнодушны. Так происходит с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Верой. Поведение Печорина определяет его дальнейшую судьбу: он умирает по дороге из Персии, так и не создав семью, не найдя истинных друзей. Таким образом, можно сделать вывод, что к одиночеству часто приводит эгоизм и неспособность любить окружающих.

Проблема отцов и детей.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Ярким примером конфликта старого и нового поколения может служить роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Базаров отрицает убеждения братьев Кирсановых, олицетворяющих в романе образ старого дворянского общества. Его презрение к истории «отцов» поражает, нигилистические взгляды полностью противоречат всем нравственным убеждениям старшего поколения. Он отрицает даже такое фундаментальное понятие, как любовь. За такое пренебрежение Тургенев сам наказывает своего героя: смерть нахального и амбициозного Базарова нелепа и разрушительна для всех его идей, ведь на смертном одре он признает поражение своих убеждений, признаваясь в любви Одинцовой. На его примере мы видим, что пренебрежение к идеям старшего поколения является губительной тенденцией. Новое – это хорошо, но быть сторонником новых идей не значит «растоптать» старые.
На кого должен ориентироваться человек, когда он взрослеет, приобретает жизненный опыт?

Проблема взросления.
Л. Улицкая «Зеленый шатер»
Проблема взросления — одна из ключевых в романе Л. Улицкой «Зеленый Шатер». В произведении изображена судьба трех мальчишек, которые, несмотря на непохожие условия жизни и разность характеров, становятся лучшими друзьями. Будучи школьниками, Илья, Миха и Саня вступают в кружок любителей русской словесности, организованный новым преподавателем литературы Виктором Юльевичем Шенгели. Учитель прививает им вкус к литературе, водит по историческим местам Москвы и обсуждает с ними философские вопросы. Виктор Юльевич самостоятельно разрабатывает теорию взросления. Преподаватель считает, что в подростковом возрасте есть момент, в который может произойти формирование полноценной личности, а может и не произойти. Он сравнивает взросление с превращением куколок в бабочек. Если подростку в это период помочь, то он раскроется. Эта теория находит свое отражение в судьбах друзей, а сам Виктор Юльевич и бабушка одного из мальчиков становятся теми людьми, которые помогают друзьям стать полноценными личностями, то есть теми, кто может самостоятельно распоряжаться своей судьбой и принимать ответственные жизненные решения. Бабушка Сани, Анна Александровна, не проводит друзьям экскурсии по городу и не ведет у них уроков, но ее влияние не меньше учительского. Она приглашает ребят в гости, делится с ними воспоминаниями, они вместе слушают музыку и читают книги. Можно сделать вывод, что в процессе взросления герои произведения учатся принимать собственные решения, ориентируясь на взрослых людей, внушающих им уважение и занимающих в их жизни важное место.

При каких обстоятельствах подростки чувствуют себя счастливыми?
Аргумент из романа Л. Улицкой «Зеленый шатер»
Проблема счастья находит свое отражение на страницах романа Л.Улицкой «Зеленый шатер». Главных героев, казалось бы, не объединяет ничего, кроме школы: у них разные интересы, привычки и воспитание. Саня, воспитанный мальчик из интеллигентной семьи, увлекается музыкой и книгами, которыми наполнен его дом. Илья — отчаянный сорванец, всюду бегающий со своим фотоаппаратом и снимающий все примечательное для архива. Миха – детдомовский мальчик, которого усыновила тетя и который никогда не знал настоящей семьи. Дружба объединяет таких разных людей и делает их семьей. Они вместе проводят много времени, вечерами пропадают в квартире Сани, пьют вместе чай, наслаждаются музыкой и слушают истории Саниной бабушки. Там ребята по-настоящему счастливы, они находятся в кругу семьи, где царит любовь и взаимное доверие. Таким образом, история героев является доказательством того, что только в атмосфере взаимного уважения и понимания подросток может почувствовать себя счастливым.

rustutors.ru

Взаимоотношения и их проблемы

Жизнь в обществе всегда подразумевает взаимодействие, контакты с людьми. Понятие «взаимоотношения» является собирательным и подразумевает определенные связи в конкретных социальных группах, будь это супружеская пара, ученики класса, родители и дети, сотрудники организации.

Для развития взаимоотношений и коммуникации требуются определенные стимулы, побуждения, мотивы. В этом случае речь идет о взаимодействии людей по необходимости (рабочие моменты, обучение), о сотрудничестве, контактах, основанных на общих интересах. Так, популярная классификация разделяет взаимоотношения не следующие их виды:

Какой бы дружной, сплоченной и замечательной ни была семья, семейные взаимоотношения не обходятся без конфликтных ситуаций, неурядиц, споров. В одних случаях проблемы взаимоотношений затрагивают исключительно супругов, отражаясь на детях лишь косвенно, в других возникает так называемая проблема взаимоотношения отцов и детей, проявляющаяся главным образом в непонимании, невозможности беспрепятственного нормального (с общепринятой точки зрения) общения взрослых и детей.

Проблемы взаимоотношений в семье

Вступающая пара в брак – это два человека, которые выросли в определенных условиях, каждый в своей семье. В этих семьях были свои порядки, свой устав, особые принципы, касающиеся остальных домочадцев. Появление новой семьи изолирует каждого ее члена из привычной ячейки общества. Так появляются проблемы с взаимоотношениями, в истоке которых чаще всего лежит несоответствие привычных друг другу понятий.

Иногда конфликты решаются полюбовно, без привлечения третьих лиц. Но в случае более сложных взаимоотношений в семье не обойтись без специалистов. Многие не могут признать свою неправоту, свои ошибки, свою вину, в результате чего конфликты заходят в тупик, а их разрешение – специализированной помощи.

Особенности подросткового периода

Редкие родители не замечают изменений поведения и даже характера ребенка подросткового возраста. В это время подростки становятся более ранимыми и обидчивыми, при этом может появиться излишняя самоуверенность и жестокость, направленная на сверстников и даже на родителей. Снижается успеваемость, портятся взаимоотношения детей в классе, появляются зависимость, порой даже весьма опасные. Родители усиливают контроль и требования к ребенку, а ситуация не улучшается.

Особенностями пубертатного периода, проблемами взаимоотношений людей разных возрастов успешно занимаются специалисты TrustLine в Днепре. Основное направление центра – духовная помощь, проработка, корректирование взаимоотношений.

Куда обратиться за помощью?

«Линия Доверия» (Днепр) – это современные, эффективные методики духовной помощи в руках у квалифицированных опытных специалистов. Звоните! Мы постараемся помочь максимально легко и безболезненно выйти из кризисных ситуаций, сохранить гармонию в семье, найти подход к детям разного возраста, наладить взаимоотношения и вывести их на новый уровень!

trustline.com.ua

Проблема взаимоотношения людей в семье

Межличностные отношения в семье — это отношения двух взрослых людей противоположного пола, не состоящих в близких родственных отношениях и добровольно выбравших друг друга для совместной жизни и личностного развития каждого. В рамках семейных взаимодействий — супружеские отношения имеют общие аспекты: высокая степень удовлетворенности базовых потребностей всех членов семьи в процессе успешного общения. Также им присущи максимально адекватное восприятие друг друга и взаимопонимание, совпадение ценностей, совместные идеи, мысли у супругов, родителей и детей, гармоничное распределение власти, терпимость к разногласиям, открытость в обсуждении.

В браке должна быть удовлетворена одна из социальных потребностей человека: потребность в любви, ласке, нежности, внимании и уважении. В семье всегда должна поддерживаться вера в ценность, значимость, уникальность, неповторимость своей собственной личности. В эмоциональных контактах с членами семьи у человека должно вырабатываться и постоянно поддерживаться ощущение собственного достоинства.

Супружеские взаимоотношения должны отличаться высокой степенью взаимопонимания, уважения и взаимопомощи; способствовать решению возникающих перед мужем и женой в быту и на работе трудностей и проблем.

Ни в коем случае нельзя «отстраняться» от другого, особенно в трудный для него час. Каждый супруг в сложной для него ситуации ждет, что семья придаст ему уверенность. Понимание, проявленное супругом, помогает другому члену супружеской пары выйти из затруднительного положения.

Каждому из супругов важно осознавать, что он может вернуться домой в атмосферу безопасности, уюта и уверенности, где тебя принимают со всеми слабостями, что перед ним можно быть самим собой и это никак не повлияет на взаимоотношения. Человеку необходимо сознавать, что ему есть куда прийти со всеми неудачами и ошибками, бремя которых для него одного слишком тяжело.

Любовь и гармония живут только там, где супруги уважают достоинства друг друга, заботятся о нем. Достоинство является нравственной почвой для привязанности супругов, укрепляя их единство. Достоинство одного из супругов должно не унижать, а предполагать и поддерживать достоинство другого.

Общение. Нужно говорить друг с другом, делиться впечатлениями, интересоваться работой другого супруга. Но общаться нужно как личности, а не как носители и исполнители семейных функций. Партнер должен постоянно осознавать себя единственным и неповторимым в своей индивидуальности. Стараться почаще проявлять свои чувства.

Почаще хвалить друг друга и избегать проявлений негативизма в любой из его обычных форм – грубости или бестактности; безразличия и потере интереса или формально – язвительной вежливости.

Не допускать появления в отношениях отчужденности. Не бояться сокращать психологическую дистанцию между супругами. Почаще делать шаги навстречу друг другу.

Нельзя быть навязчивым и сверхтребовательным во взаимоотношениях. Уважать право супруга иногда оставаться наедине с собой.

sites.google.com

Психология отношений в семье

Отдельный крупной раздел психология отношений в семье изучает взаимодействия участников определенной социальной ячейки, причины и следствия, происходящих внутри семьи событий, вероятные конфликты, которые возникают на пути к реализации общих целей и планов.

В наше время практически каждый человек сталкивается с проблемой того, как сохранить в семье действительно теплые и гармоничные отношения. При этом имеет место быть тот факт, что чем продолжительней отношения супругов, тем сложнее становится достижения этой цели, а конфликты происходят все чаще и все агрессивнее.
Следует помнить, что семья всегда была и остается основой любого социума. Она представляет собой один из самых главных социальных институтов, в условиях которого растут и воспитываются будущие полноценные члены общества, отдельные личности. И вместе с тем, благополучие семьи напрямую зависит от взаимоотношений двух разных людей.

Взаимоотношения в семье

С точки зрения социологов и психологов, каждая семья – это определенный небольшой коллектив, участники которого находятся в своем, строго установленном психологическом и социальном взаимоотношении. Взаимоотношение в семье, как правило, основывается в первую очередь на связи между супругами, их умении выстраивать семью, правила и порядки, которые они задали для семейного круга, умения и подхода к воспитанию детей. Отсюда следует вывод, что семейный микроклимат во многом зависит от супругов, которые являются, фактически, основателями новой ячейки общества.

Вместе с тем немаловажная зависимость психологии в семье от различных внешних условий. Среди них отмечают все особенности социума, в котором создавалась и развивалась семья: национальный, культурный, духовный уровень развития, материальная обеспеченность, уровни ценностей и их взаимоотношения, мораль окружающего контингента и его влияние на членов семьи, и т.д. На самом деле таких факторов очень и очень много, некоторые из них влияют на всех членов семьи, некоторые – на определенных участников.
Также от вышеперечисленных условий напрямую зависят многие причины особенностей семейных отношений, возникающих в них ситуаций, причин разводов и конфликтов. В зависимости от уровня психологического и культурного развития, а также формирования индивидуальности, супруги обладают определенным навыком консолидации, совместного решения проблем. А эти качества весьма важны для создания и сохранения гармоничных отношений в доме.
Понятие семьи также отмечается как важная социально-экономическая структура. Это группа людей, коллектив, объединенный культурно, духовно, социально и даже юридически. В точки зрения экономики, семья также является своеобразной единицей, производящей и потребляющей набор благ, который распределяется между всеми членами семьи согласно их потребностям. Разумеется, подобные функции лежат, главным образом, на обоих партнерах, которые создали семейную ячейку. Именно супруги обеспечивают все необходимые материальные средства для удовлетворения главных и второстепенных потребностях себя и членов семьи. Правильно выбранная профессия, образование, личный успех и ряд достижений обеспечивают им необходимые условия для возможности занимать выгодную должность и получать необходимое количество средств.
Тем не менее, на старших членах семьи лежит ответственность не только за материальное обеспечение всей семьи. Не стоит забывать и о других важных функциях этой ячейки общества. В частности, стоит упомянуть понятия досуга, культурного отдыха и воспитания. Каждый из этих перечисленных факторов является значимым для поддержания атмосферы доверия, уважения, крепких связей в семье. Вместе с тем, фактор воспитания играет решающую роль в подготовке подрастающего поколения к их будущему, принятию ими определенных социальных ролей, обязанностей.
От всего этого зависит будущее детей, какими они смогут стать, каковыми будут их амбиции и перспективы, напрямую связанные с самооценкой и подготовкой к суровой взрослой жизни. Между прочим, даже будущее семьи, которую создаст в дальнейшем этот ребенок, зависит от того, насколько семья подготовила будущего мужа или жену к особенностям взаимоотношения полов. Даже если специфического воспитания в этой сфере не происходило, дети сами берут пример из своей семьи, планируя в будущем свою собственную.

Проблемы семейных отношений

В наше время специалисты в области семейной психологии, и даже социологи, отмечают все чаще и чаще возникающие проблемы семейных отношений. Почему же происходит так, что процент крепких и счастливых семей падает, а вот частота разводов все больше возрастает?

Уже сейчас отмечается целый ворох растущих тенденций, которые вызывают беспокойство у специалистов. С бешенным темпом развития современных цивилизаций, институт семьи, да и самое явление семьи как ячейки общества оказывается под серьезной угрозой. Конечно, под ударом больше всего оказываются отношения между супругами, а также родительско-детские взаимоотношения. Причинами роста тенденций нарушения семейной гармонии считаются различные социально-экономические проблемы, обострившиеся в наши дни. Это может быть и экономический кризис, падение уровня жизни, сложности с трудоустройством, связанные с текущей экономической проблемой страны проживания семьи. Проблемными являются и вопросы культурного, морального воспитания партнеров, так как все больше страдающий институт семьи едва справляется с обеспечением социума адекватными будущими членами общества. Возрастает процент малообеспеченных семей, в которых оба или один из супругов страдает девиантным поведением. В частности, обостряется проблема алкоголизма и наркомании среди семей.
Ну и, конечно же, нельзя забывать о проблеме рождаемости. В настоящее время рождаемость обладает тенденцией к падению, что напрямую связано с увеличением числа молодых семей с одним ребенком и постепенной актуализацией среди молодежи отказа от детей. Эти явления специалисты соотносят с развитием социально-экономических проблем.

psytheater.com