Проблема взаимоотношения народа и власти

Сочинение на тему: Народ, власть, история в романе «Петр Первый»

Народ, власть, история в романе «Петр Первый».

В романе А. Толстой воссоздает основные вехи истории Рос­сии на рубеже XVII-XVIII вв. Он рисует стрелецкие мятежи, покорение Азова, войну со Швецией, строительство Петербур­га. Писатель охватывает жизнь и быт во всех их проявлениях, переходя от изображения отдельных персонажей к массовым сценам и созданию собирательного образа народа.

А. Толстой разворачивает картину жизни разных слоев обще­ства. Люди из низов — крестьяне, беглые, холопы, стрельцы, монахи, солдаты — выступают в реалистически жизненных ка­чествах. Даже эскизно данный образ человека из народа настолько схвачен в каких-то колоритных чертах, что запоминается сразу. Отдельные персонажи не сливаются во что-то безличное, они оттеняют, представляют ту или иную черту облика народа.

Федька Умойся Грязью — один из строителей Петербурга, народные мастера братья Воробьевы, пытанный, мученный Июда из шайки Овдокима, убежавший от помещичьей кабалы Цыган и многие другие представляют многоликую народную Русь. А. Толстой подчеркивает, что русский человек умеет кра­сиво работать, он вынослив, добр, отзывчив, иногда плуто­ват, хитер, но долготерпелив. Кузнец Жемов — человек не толь­ко редкого изобретательного ума и мастеровитых рук. Он — мечтатель. Его притягивает к себе свобода небесного простора. Этот русский Икар пытается летать, сделав себе крылья. Из низов выбивается Алексашка Меньшиков, Ивашка Бровкин. Российская земля оказывается способной рождать «собствен­ных Платонов».

Однако народ выступает и как косная сила, не принимаю­щая царские реформы, не желающая никакой новизны в его пусть тяжелой, бесправной, но устоявшейся жизни. Люди живут по патриархальным законам, им кажется, что именно наруше­ние старины приводит к опустошению и оскудению полей, к голоду. При Петре жизнь народа становится еще тяжелее — царь вовсе не ставит целью облегчить состояние народа. Измученные крестьяне бегут в леса, уходят в раскольничьи скиты.

Взаимоотношения народа и власти — одна из основных ли­ний романа. На протяжении всего повествования проводится мысль, что народ — орудие в руках государства, власть пользует­ся его терпеливостью и покорностью.

После смерти царя, в смутное время междуцарствия, народ в растерянности. Он боится грядущего. Эти настроения используют сторонники Софьи в борьбе за власть. Возбужденные подстрекательством против Петра взбунтовавшиеся люди жестоко и бессмысленно убивают других. Они оказываются только ору­дием в достижении власти.

Выросший Петр понимает, что опора в его деятельности — народ. Поэтому он приближает к себе наиболее талантливых про­стых людей. Но, придя к власти, Петр действует так же, как и его предшественники: осуществляет свои замыслы за счет угне­тения и жестокости по отношению к народу.

Власть не берет в расчет желания народа. Когда не прини­мающие петровских реформ стрельцы поднимают бунт, Петр жестоко расправляется с ними, насильно, через виселицы, дыбу, вводя новыя законы и нормы.

В периоды войн патриотизм народа всегда снимал противо­стояние его и власти. Война со Швецией не могла бы окончить­ся победой, если бы Петр не слился со своей армией. Он стал частью народа — тянул пушки, стрелял, испытывал все тяготы походной солдатской жизни. Это воодушевляло солдат, уничто­жало пропасть между царем и народом.

Строительство новой столицы, долженствующей показать могущество власти, снова потребовало рабского труда русского народа. Снова власть видит в народе только средство исполне­ния своих державных замыслов. Петербург растет на костях ты­сяч крепостных, погребенных в невских болотах.

Отношения между народом и властью прослеживаются как противоречивые, сложные. А. Толстой не оправдывает насилие над народом, но, вместе с тем, всем повествованием дает по­нять, что без этого эпохальные преобразования были бы невоз­можны.

Дополнительная литература.

Алпатов А.В. Алексей Толстой — мастер исторического романа. М., 1958.

Крестинский Ю.А. А.Н. Толстой. Жизнь и творчество. М., 1960.

Крюкова А.М. А.Н.Толстой и русская литература. М., 1990.

vsesochineniya.ru

Проблема взаимоотношения народа и власти

Наверное, трудно найти проблему, которая была более злободневна, чем взаимодействие народа и власти. Несмотря на то, что власть то же народ, невидимые и видимые границы (кабинеты) их разделяют. И сколько бы ни провозглашали, что народ и власть едины они всегда противостоят друг другу. Не знаю, противостоял ли народ Моисею, который он водил по пустыне, или все шли безропотно и дружно. Скорее всего, были недовольные и ропщущие. А с другой стороны ведь так должно и быть, так как любое движение и развитие это всегда противоречия и их разрешение. Но если есть противоположности, то должны быть организации, осуществляющие их взаимодействие, которое должно быть равнозначно, эффективно и действенно.

Что касается организации власти, то здесь все ясно. Власть это четкая структура: министерства, комитеты, службы безопасности и т.д. А как обстоит дело с организацией народа? Здесь все сложнее. Наиболее доступными и официальными организациями являются партии. Существуют и другие формы организации, например, садовые общества, но их организация выражена гораздо слабее. Партии (практически их большинство) либо стремятся к власти, либо находятся в оппозиции к ней. Вся «оригинальность момента» заключается в том, что как только партия включается в сферу власти, она превращается в элемент этой власти и, по сути, перестает представлять организацию народа и его интересов. Казалось бы, возникает безвыходная ситуация, с одной стороны партии должны стремиться к власти, чтобы осуществлять реализации своих программ и интересы сторонников, а с другой они переходят в стан власти и становятся выразителями ее интересов. Возможен ли выход из этого положения? Возможен, если представить такую организацию, которая всегда будет вместе с народом, выражать его интересы, взаимодействовать с властью и эффективно решать возникающие проблемы. Конечно, у народа есть определенные формы организации: митинги, демонстрации и наконец, самые страшные и беспощадные «бунты», которые зачастую приводят к разрушениям и жертвам. Но, может ли существовать более рациональная и эффективная организация? Вероятно, в качестве такой организации может выступать партия. Однако, только, что было показано, что любая партия, переходящая во власть полностью (партия власти) или частично (партия сателлит) становится антагонистом народу. Однако это утверждение справедливо для партий, которые стремятся войти во власть. А, что если создать партию, например, народную, которая по своему принципу (уставу) не будет стремиться во власть, т.е. всегда будет находиться в оппозиции к власти. «Ну и что»: скажет критичный читатель: «мы все до одного можем встать в оппозицию власти, но что это изменит». Может быть ничего, а может быть многое, все зависит от организации оппозиции. Ну, а конкретно? Начнем со средств массовой информации (СМИ). Народная партия как любая организация может иметь финансовые средства, которые может использовать для оплаты телеканала. Наверное, не трудно представить, что такой канал будет пользоваться большой популярностью и поддержкой народа, если при этом партия будет объективно выражать интересы народа. Безусловно, это важное, но далеко не самое эффективное воздействие на власть. Ведь есть же классический веками проверенный принцип – « А Васька слушает, да ест». Как быть в таком случае? Возможно, следует ввести ряд контрольных показателей, разработанными представителями Власти совместно с представителями Народной партии. Таких показателей должно быть не много (например, семь). Они должны быть понятны, прозрачны, защищены от возможных искажений и отражать состояние народа и среды, в которой он проживает. В качестве первоначального наброска можно предложить: оценка состояния экологии, продолжительность жизни населения, рождаемость, смертность, потребление необходимых продуктов и вещей в натуральном выражении, оценка структуры общества, интеллектуальность народа. Конечно, это только набросок, который требует детальной и глубокой проработки, как со стороны Власти, так и со стороны Народной партии.

И, наконец, самое главное. Контроль очень важная функция управления, но за ним следуют принятия решений и действия по их реализации. Контролируемые показатели следует закрепить конституционным путем. При запредельных значениях определенных контролируемых показателей, например, повышение смертности, от власти необходимы действенные меры по совершенствованию тех ветвей власти, от которых зависит данный показатель, в данном случае министерство здравоохранения и социального обслуживания. При запредельных значениях большего количества показателей, например, повышение смертности и ухудшение экологической обстановки, требует более жестких мер Власти. И, наконец, при запредельном значении комплекса контролируемых показателей, необходимо всенародное обсуждение и возможная смена Власти.

Хочется еще раз повторить, что это только наброски. Главная мысль заключается в том, что во взаимодействии Народа и Власти должен использоваться принцип обратной связи, исследованный такими корифеями как А.А. Богданов и Норберт Винер, доказавшими его универсальность в любых системах управления.

Такая сложная система как государство требует многоцелевого управления. Это в первую очередь целостность и независимость государства, максимальная производительность труда, минимизация затрат и максимальная сохранность Природы, повышение жизненного уровня и продолжительности жизни народа, повышение его духовного и интеллектуального потенциала. Конечно это не все цели, но даже приведенные показывают их сложные и зачастую противоречивые зависимости. Так, например, повышение жизненного уровня народа требует использования все больших ресурсов, что приводит к экологическим проблемам, которые в свою очередь сказываются на продолжительности жизни народа. Как разрешить эти противоречия и найти общий вектор развития? Исследования различных целей и критериев их оценки показывают, что их реализация приводит к крайнему (экстремальному) состоянию системы. И только гармония является тем критерием и механизмом, которая позволяет системе уходить от крайностей, экстремизма и как следствие создавать стабильное развитие при стремлении системы к Единству и росту разнообразия (свободы).

Взаимодействие Народа и Власти должно иметь четкую перспективу и прозрачность ее реализации. Системно – гармонический подход может быть основой такого взаимодействия.

Однако для выхода на такой уровень развития необходимо преодолеть многие язвы современного состояния нашего общества и государства. На первое место следует поставить низкую активность нашего народа. В беседах со многими людьми и, особенно с молодежью на эту тему, сталкиваешься с постоянным мнением, о том, что «достучаться» до Власти невозможно и тем более как-то на нее воздействовать и менять сложившуюся ситуацию: будь-то замусоренность природы, беспредел чиновников, низкое качество товаров и т.д. и т.п. Для того чтобы повысить активность людей нужно дать ей выход. Если не возможно «достучаться» до Власти нужно дать возможность людям обращаться к оппозиции, т.е. Народной партии. При этом Народная партия не должна быть просто почтовым ящиком, а органом оценки, отбора, трансформации мнений людей во Власть и их реализации.

Следующей злободневной язвой нашего времени является коррупция (подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц). Проблеме коррупции уделяется столько внимания, что его хватило бы на создание нанотехнологии. Однако результаты борьбы с коррупцией пока очень скромные. Причина коррупции связана с нашей современной идеологией. Вообще это слово сейчас почти не применяется. Считается, что идеология была в нашей прошлой жизни, она была коммунистическим инструментом, от которого многие пострадали. Поэтому сейчас идеологии нет. Конечно же, это не так – она есть, но другая. Если в Советское время доминантой идеологии было общество и общественные отношения, то в наше время индивидуальность и индивидуальный подход к решению большинства проблем.

Приоритет частной собственности, обогащение любым способом, возьми от жизни все, что можешь, если ты умный, то почему такой бедный эти императивы встречаются на каждом шагу, а в телевидении в любой передаче. В Древней Греции было мудрое изречение: « Свобода каждого для свободы всех». Когда это говоришь студентам, они недоумевают – сейчас каждый живет для себя. Конечно, отношение к человеку как безответному винтику в серой людской массе – это не лучшие условия в его жизни и права человека святы. Но нельзя забывать, что человек «социальное животное» и преимущества синергии неоспоримы. Так что гармоническое соотношение частного и общего является важнейшим условием эффективной организации в жизни каждого человека и общества. Кстати сами коррупционеры неплохо используют коллективные отношения. Проповедуя индивидуализм, они организуют круговую поруку, взаимовыручку и другие принципы коллективного поведения. Но главное конечно у коррупции урвать кусок пожирнее там, где это возможно. Не будем рассматривать способы и приемы коррупционных деятелей их много и для их рассмотрения есть специалисты. Обратим внимание на другие причины, способствующие коррупции и мешают борьбе с ней. Рассмотрим причину, которую следует рассматривать как несовершенство структуры и системы управления правоохранительными органами. Начнем с примера, взятого из передачи телевидения. Оперативная группа зафиксировала передачу взятки, переданную чиновнику. Чиновник был задержан и доставлен в следственный орган. Однако через нескольких часов он был отпущен без возбуждения уголовного дела. Внятного объяснения этому никто не дал. Безусловно, что бороться с коррупцией, когда одни ловят, а другие отпускают, очень сложно и не эффективно. Но, как этому можно противостоять. Один из способов сделать процесс функционирования правоохранительных органов четким и прозрачным. Современные технические средства позволяют это делать. Применение подобного способа в ГИБДД кажется, уже дают положительные результаты, хотя почивать на лаврах еще рано. Конечно же, решить проблему коррупции, каким – либо одним способом не возможно, для этого необходим комплексный подход.

В разговорах с работниками УВД они единодушно утверждают, что совершенствование правоохранной системы зависит не столько от реформы отдельного органа (например, от преобразования милиции в полицию), а от взаимодействия всех составляющих системы. Особые нарекания вызывают действия судейских органов. Совершенствование судейских и многих других компонентов правопорядка дело специалистов и Власти. Но, есть такие принципы как справедливость, порядочность, благородство, которые действуют по общечеловеческим законам и должны служить всему народу.

Рассмотрим, что еще важно во взаимодействии Народа и Власти. Посмеем утверждать, что это интеллектуальность. Сначала заметим, что интеллектуальность это не человек в шляпе и очках, а способность к созиданию. В настоящее время много дебатируют о нашем образовании. И очень страшно и странно слышать от работников образования, что какая — то неведомая сила разрушает образование и что самое ужасное направляет наших учеников и студентов в бездумность, бездарность, лень и безучастность ко всему окружающему. Может быть, это слишком хлестко сказано, но когда встречаешься с продуктом школьного образования в стенах ВУЗа и видишь их безучастные лица и уровень грамотности, то все эти эпитеты не кажутся запредельными.

Очень актуальна проблема платности образования, Возможно платное образование должно иметь место, но оно должно быть четко дифференцированно, на частное – платное и государственное – бесплатное. Нужно прекратить всевозможные поборы в государственных образовательных учреждениях. При этом государство должно оказывать поддержку при создании и в работе частных образовательных организаций, что даст возможность регулировать соотношение учащихся в разных формах образования, экономить средства и улучшать условия в государственных образовательных организациях.

Вероятно, следует вспомнить о профессиональном образовании в школе. Юноши и девушки в возрасте от 14 до 18 лет это уже вполне взрослые люди, которые могут не только освоить многие профессии, но и создавать материальные и интеллектуальные ценности. Это особенно актуально в средних и высших специальных учебных заведениях. Многие студенты вынуждены подрабатывать. Но обычно это работа низкоквалифицированная и не соответствующая выбранной специальности. ВУЗы и колледжи в настоящее время имеют возможность создавать малые предприятия и организации, но пока она используется слабо. Для инициации этого процесса важную роль может сыграть взаимодействие ВУЗов, студентов и Власти. И совсем необязательно чтобы Власть ждала инициативы снизу, разве у нее мало проблем, которые необходимо решать и где может быть использован студенческий потенциал. Чего стоит, например, проблема чистоты нашей Природы и использование отходов, начиная с бытовых и кончая производственными.

Интеллектуальность как база развития и созидания многогранна и связана со многими сторонами жизнедеятельности. Это моральность, толерантность, благотворительность и т.д. В формировании этих качеств человека большую роль играет искусство и средства массовой информации и особенно телевидение и интернет. К сожалению, влияние этих средств весьма незавидно. По этому поводу много сказано, существует почти единодушное мнение, но, к сожалению, ничего не меняется. Можно и нужно ли влиять на эти средства, ведь роль их очень велика? Безусловно, да, но как? И здесь, вероятно, опять следует обратиться к началу – созданию и деятельности Народной партии. Именно при активном участии этой независимой партии (если она будет таковой) возможно влиять на эти мощные средства воздействия на человека.

Попытаемся сделать обобщение изложенному. В статье рассматривается актуальная проблема: взаимодействие Народа и Власти.

Государство это сложная социально – экономическая система, которая должна непрерывно развиваться. Когда нам выдвигают лозунг: «Только вперед» возникает вопрос « Куда?». Если двигаться вперед по прямой линии, то можно зайти в тупик, что уже и было с нами при лозунге: « Вперед к победе коммунизма». Развитие же должно идти по спирали, а скорее всего по конусу в соответствии с принципом системно – гармонического развития. Для развития необходимо как минимум два компонента (дихотомия) находящиеся в соотношении и определенном противоречии друг с другом. В государстве в качестве такого противоречия выступает Народ и Власть. Для их эффективного взаимодействия нужно чтобы обе стороны обладали достаточно высоким уровнем организации адекватными друг другу. Если Власть обладает достаточно высоким уровнем организации по определению, то организация народа зачастую носит спонтанный и низкий уровень организации. В работе предлагается создание Народной партии, представляющую собой постоянно действующую и хорошо организованную оппозицию Власти. При этом под оппозицией понимается не противоречие по любым вопросам и вставление палок в колеса, а конструктивное взаимодействие и разрешение противоречий. Для наглядности можно привести пример, в котором автомобиль с пассажирами и дорога представляют собой государство. При этом состояние дороги и есть оппозиция. Если дорога слишком гладкая – гололед, автомобиль не имеет сцепления с дорогой и езда очень опасна. Если дорога в рытвинах и камнях, то движение затруднено и страдает автомобиль и пассажиры. Выбрать наиболее рациональную дорогу – основная задача оппозиции и Власти.

Народ и партия (Власть) – едины, это пожелание – обманка не может быть реализовано в принципе (диалектика), но могут двигаться – развиваться в одном направлении, направлении гармонического развития.

kolkovsite.narod.ru

Отношения народа и государства в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

Проблема взаимоотношений народа и государства — это вечная проблема

Конечно же, выдающийся писатель А.Н.Толстой не мог обойти ее в своем

творчестве. Ведь каждый талантливый писатель — всегда часть своего на-

рода, и эта проблема становится для него и личной проблемой. А.Н.Толс-

тому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый период

истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела не-

бывалую остроту. В этом плане правомерно обращение писателя к истокам,

к нашей истории. Ведь понять и осмыслить прошлое — это значит понять и

осмыслить и настоящее, и будущее. Эпоха Петровских реформ, коренных

преобразований жизни России начала XYIII века, как нельзя лучше помо-

гает понять всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны.

Воплощением творческого замысла А.Н.Толстого стал исторический роман

Тема взаимоотношений народа и государства явственно проступает

буквально с первых страниц романа. Царь умер, начинается смутное вре-

И в разговоре мужиков в дороге звучит тревога за судьбу России, за их

собственную судьбу. Ведь народ русский не мыслит себя отдельно от Оте-

чества, будущее страны — это и будущее народа. Все ждут перемен, уве-

рены в их неизбежности, но народ боится этого. Народ не знает, с кем

ему идти, куда идти. Он не имеет решающего голоса в решении своей

судьбы. Сторонники царевны Софьи умело толкают народ против сторонни-

ков Петра. Сцены бунта, жестокое убийство Матвеева, оставившие такой

глубокий след в душе маленького Петра, еще раз обнажают всю бессмыс-

ленность и беспощадность задерганных неразберихой людей, страшащихся

Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительни-

цей Софьей и князем Василием Голицыным. На пути к преобразованиям свою

опору Петр видит в народе. Выходец из народа Алексашка Меньшиков ста-

новится главным его помощником.

Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потеш-

ную гвардию, Преображенский и Семеновские полки, которые впоследствии

славно послужат царю и Отечеству.

Придя к власти, Петр начинает свои реформы. Он действует жес-

токо, даже слишком жестоко, он реализует свои замыслы без учета мнений

народных масс. Петр насаждает обычаи, чуждые русскому народу, и народ

стихийно протестует против этого. Таким протестом явился

стрелецкий бунт. Причиной этого бунта послужило прежде всего непонима-

ние народом политики царя, неприятие тех методов, которыми он пользо-

вался. Жестокая расправа над участниками стрелецкого бунта служит яр-

ким примером того, что государство по-прежнему не хочет видеть души

народной, по-прежнему считает его слепым орудием в своих руках. Если

народ не понимает реформ, проводимых государством, это всегда оборачи-

вается насилием, жестокостью, кровью.

Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает

перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих

сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, спо-

собность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти-то моменты

исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится

частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает своим

солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой

гуще сражения в схватке с врагом. Царь воюет простым бомбардиром. Про-

тивостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ,

единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества.

Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные

годы русская армия разбивает непобедимые корпуса шведов. И устами царя

именно народ дает гневную отповедь фельдмаршалу О’Гильви, который не

желает видеть дисциплинированности и боеспособности в русском воинс-

тве. Сцена осады Нарвы демонстрирует полное единение власти с народом,

приведшее к окончательной победе. И глубоко символично, что именно

Меньшиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позво-

лившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву.

Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую

столицу. Строительство Петербурга потребовало колоссальных сил и нап-

ряжения русского народа. Основная трагедия в том, что власть снова ви-

дит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов.

Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, но-

вым ростом противостояния народа царю. Власть снова не находит иного

средства реализации своих планов, кроме насилия. Петербург растет на

муках, на костях тысяч каторжан и крепостных. Здесь очень характерен

образ каторжанина Федьки Умойся Грязью. Вместе с ним автор протестует

против произвола властей, вседозволенности, отношения к людям как к

винтикам государственной машины.

Отношения между народом и государством в нашей стране очень

противоречивы. Правдивый художник Толстой показал их во многообразии,

во всей сложности. Автор романа «Петр Первый» решает для себя проблему

взаимоотношений народа и власти однозначно. Он отрицает насилие госу-

дарства над народом, чем бы оно ни оправдывалось.

sochinenia1.narod.ru

Народ и власть в романе «Война и мир»

Если довериться высказыванию, что историю творят выдающиеся личности, то стоит сказать, что все величественное в мире вершится именно ими. Это касается и литературы, и искусства, и науки, и, вероятно, всех других отраслей жизни. Но выдающиеся личности не падают с неба, а воспитываются здесь, на Земле.

А среди титанов XIX века фигура Льва Николаевича Толстого выделяется особенно ярко. Возможно потому, что сам Толстой всю жизнь стремился быть полезным обществу, его творчество тоже существенно отличается от его предшественников и современников, потому что он показал процесс противостояния человека обстоятельствам, разрыв личности со всем лживым и социально несправедливым.

Это особенно ощутимо в романе-эпопее «Война и мир». Не только потому, что это монументальное произведение, но и потому, что сами понятия войны и мира — это не просто сцены из произведения, это ежедневная борьба человека в человеческом быту, который никогда не утихает и двигает жизнь вперед. А исторически конкретное изображение войн, столкновения армий, поэтические картины природы, сцены из жизни помещичьих имений и великосветских салонов, недовольства крепостных своим положением, патриотизм народа — все это создает в романе широкий фон эпохи, где как вечное противостояние войны и мира выступает еще одно противостояние — народа и власти.

Власть. Ее олицетворяют и постоянные посетители салона Анны Павловны Шерер, и частные лица, и русский самодержец, и Наполеон, которые вершат доли подчиненных им людей. А основная тема романа — тема Наполеона — рождается уже на первых страницах произведения, в салоне Анны Павловны. Там же великосветская знать показана в ореоле внешнего величия и внутренней непривлекательности. Стоит вспомнить прядильную мастерскую, владычице которой было важно слышать шум веретена, а не видеть содержание самой работы. Это относительно отношения людей власти к людям бесправным. А если посмотреть на несколько ступеней выше и проследить за отношениями Александра І и Кутузова? Какой смешной выглядит награда царя Кутузову — народному полководцу. На каких весах можно измерять то, что сделал Кутузов для своего государства, для своего народа? И брошено вслед ему «старый комедиант» звучит возмутительно для человека, который спасал отчизну, не думая о наградах. А которой выглядит чиновническая верхушка? И это тогда, когда враг вступил на территорию России: «Все люди этой партии ловили рубли, чины и в том ловлении следили только при направлением флюгера царской милости».

Возможно, именно потому, что произведению Л. Толстого свойственные широкий план изображения исторической действительности и глубокое раскрытие беспрестанного процесса жизни, главным героем выступает народ и основная идея романа — утверждение непобедимой силы народа, когда «миром, – все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью.» люди выступали против врага.

Все события и герои романа «Война и мир» рассматриваются в отношении до войны в 1812 году. Они получают моральную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен проникнутся единственным с народом чувством. Народ в романе «Война и мир» — это категория не столько социальная, сколько моральная, ведь это все то лучше всего, что есть в русской нации. Народ — это и солдаты, и Тихон Щербатый, и староста Василиса, и купец Ферапонтов, и Наташа, и князь Андрей, и Пьер Безухов, и Кутузов. Народ — это творческая сила. Именно поэтому народное патриотическое чувство повлияло не только на Пьера, Наташу, Андрея Болконского, Денисова, Петю Ростова, но и на Долохова, который находился среди партизан, и на Жюли Курагину, княжну Катиш, которые удостоверились в том, что нельзя оставаться на оккупированной территории.

Не поняли эти благородные порывы патриотизма представители власти — Александр І, князь Василий, фрейлина Шерер, графиня Безухова. В преодолении их эгоизма были определенные трудности для народа.

Еще одним представителем власти в романе является Наполеон. В начале войны с Россией мы видим его французским национальным героем, хотя некоторые портретные детали подчеркивают определенное позерство. Писатель же увидел в нем врага русского народа, а впоследствии мы увидели, что он является врагом и собственному народу: «И наконец, последний отъезд большого императора от героической армии представляется нам историками как что-то великое и гениальное. Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок, и этот поступок на языке историков получает оправдание». Л. Толстой не показывает интимной жизни Наполеона, а пытается представить его человеком государственным. Писатель отрицает решающую роль исторических личностей в истории вообще.

Однако он показывает еще одну черту народного характера — бить врага, но накормить пленных, потому что даже в годы войны человечность оставалась еще одной определяющей чертой национального характера.

Именно поэтому народ — главная сила, которая определила ход войны. Ведь само понятие «народ» составляют люди, способные на наивысшую ответственность за свои поступки, за свою судьбу и судьбу близких людей, за судьбу отчизны.

school-essay.ru