Проблемы психологии стресса

Содержание:

Все о психологии

Психология, статьи по психологии

Проблема стресса в психологии

Понятие стресса и его особенности.

Стресс имеет три стадии развития:

  • Стадия возбуждения – данная стадия характеризуется активной выработкой и поступлением в кровь большого количества адреналина, заставляющего стимулировать работоспособность всего организма. Данный этап характеризуется учащенным сердцебиением, повышением артериального давления, учащением дыхания, повышением уровня сахара в крови. В таком состоянии человек способен совершать вещи и действия, непостижимые для него в нормальном стабильном состоянии повседневной жизнедеятельности;
  • Стадия напряжения – данная стадия характеризуется проявлением повышенной активности. Продолжительность данного этапа напрямую зависит от силы и продолжительности самого стрессового состояния. Проблема стресса в психологии может проявиться при продолжительном стрессе, поскольку довольно продолжительный срок (месяц, год) может вызвать различные заболевания, постепенно разрушая здоровье;
  • Стадия истощения — после сильного всплеска эмоций, волнения и получения максимальной физической нагрузки наступает усталость. Поскольку на предыдущей стадии напряжения было затрачено слишком много энергии, то на стадии истощения наступает полнейшее истощение организма, сопровождающееся вялостью и усталостью.
  • Особенностями проявления стресса могут стать:

    • Нарушение психомоторики – дрожание рук, дрожание голоса, изменение ритма дыхания, нарушение речевых функций, замедление сенсомоторной реакции;
    • Нарушение режима дня – сокращение сна, работа в ночное время, отказ от полезных привычек, неадекватные способы избавления от стресса;
    • Профессиональные нарушения – увеличение количества ошибок на работе, низкая продуктивность рабочей деятельности, хроническая нехватка времени, ухудшение точности при выполнении требуемых усилий;
    • Нарушение социально-ролевых функций – снижение сензитивности, увеличение конфликтности, проявление антисоциального поведения, нарушение сна, нехватка времени, повышенная утомляемость, спешка, проблемы при общении.
    • Основные виды и проблемы стресса в психологии.

      Проблема стресса зависит от причин напряжения, как внешних, так и внутренних. Проблема стресса в психологии может быть выражена одним из способов:

    • Поведенческие;
    • Эмоциональные;
    • Интеллектуальные;
    • Физиологические.
    • Поведенческая эмоциональная напряженность имеет три формы:

      • Импульсивная форма – проявляется повышенным возбуждением и снижением активности, суетливостью, допущением ошибок при совершении каких-либо действий;
      • Тормозная форма – характеризуется заторможенностью при значительном снижении ресурсов нервной системы;
      • Генерализованная форма – данная форма характеризуется паническими действиями, непредсказуемостью, беспорядочным поведением и совершением поступков вопреки здравому смыслу.

      Проблема стресса состоит в особенностях его проявления и возникающий изменений. Наиболее часто стрессу подвергаются интеллектуальные стороны деятельности, такие как память и внимание. Нарушение данных показателей происходит за счет формирования стрессорной доминанты в коре полушарий мозга, в результате чего внимание затрудняется и проявляется повышенная отвлекаемость. Немного меньше страдают функции памяти. Физиологические проявления стресса затрагивают все органы и системы человека. Зачастую страдают сердечно-сосудистая, пищеварительная и дыхательная системы. При проявлении стресса наблюдаются: повышение артериального давления, частоты пульса, нарушение функционирования желудочно-кишечного тракта. Эмоциональная напряженность проявляется в учащении пульса и нарушении его ритмичности, обильном потоотделении, изменении размера зрачка и т.д.

      Проявление стрессовых ситуаций может негативно сказаться на функционировании всех органов и систем, отражаясь комплексными биохимическими и физиологическими нарушениями, такими как повышенная утомляемость, снижение иммунитета, изменение массы тела, частые проявления недомогания. Человек в этот период может ощущать затруднения при дыхании, боли в сердце, напряжение в мышцах, неприятные ощущения при работе пищеварительных органов и т.д. Эмоциональные проявления стрессового напряжения особо опасны, поскольку затрагивают разнообразные стороны психики, эмоциональный фон, придавая пессимистический оттенок. При продолжительном действии стресса может развиться депрессия, раздражительность, агрессия, гнев, появление аффективных состояний.

      Проблема стресса может иметь субъективные и объективные причины:

      Субъективными причинами развития стрессовых ситуаций могут быть:

      • Несоответствие ожидаемых и реальных событий;
      • Стрессовые напряжения, развивающиеся от навязывания родительских программ, усложняющих жизнь ребенку и делая его поведение неадекватным;
      • Стрессовые ситуации, вызванные эмоциями, провоцирующими на спонтанные действия;
      • Несоответствие виртуального (вымышленного) и реального миров;
      • Стрессовые ситуации, связанные с убеждениями личности и неадекватными установками (на пессимизм или оптимизм, религиозными или политическими);
      • Невозможность реализации собственной актуальной потребности (сюда можно отнести физиологические потребности, потребности в безопасности, принадлежности, уважении, самореализации);
      • Неправильная коммуникация (в т.ч. критика, негативные предубеждения, неправомерные требование и т.д.);
      • Неадекватная реализация условных сигналов.
      • Объективными причинами развития стрессовых ситуаций могут быть:
      • Условия жизни и работы (домашние проблемы, тяжелая работа и т.д.);
      • Взаимоотношения с другими людьми (близкими, коллегами по работе и незнакомыми людьми);
      • Экономические факторы;
      • Политические факторы;
      • Чрезвычайные ситуации и обстоятельства (серьезные заболевания, криминал, природные и социальные чрезвычайные обстоятельства).
      • www.edu-psycho.ru

        Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса

        Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса

        6.1. Теоретические предпосылки учения о преодолении стресса

        Четыре взаимосвязанные концепции сформировали современные подходы к пониманию преодоления стресса: 1) эволюционная теория и поведенческая адаптация, 2) психоаналитическая концепция и личностное развитие, 3) теории жизненного цикла развития человека и 4) поведение при жизненных кризисах.

        Похожие главы из других книг

        Глава третья Методологические проблемы психотерапевтической науки

        Глава третья Методологические проблемы психотерапевтической науки Технологичность знания определяется тремя осями, его конституирующими. К ним относятся: «систематизм», свойственный исследованиям И.П. Павлова98, «целостность», обеспечившая универсальность позиций

        Глава 2 Методологические основы и принципы ландшафтной арт-терапии

        Глава 2 Методологические основы и принципы ландшафтной

        ГЛАВА I.Теоретико-методологические основы изучения влияния рефлексии на преодоление профессиональной деформации личности педагога 1.1 проблема профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной психологии

        ГЛАВА I.Теоретико-методологические основы изучения влияния рефлексии на преодоление профессиональной деформации личности педагога 1.1 проблема профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной психологии Развитие профессиональной рефлексии педагога в

        3.1. Методологические основы

        3.1. Методологические основы Каждая наука имеет свой предмет и соответствующие ему методы исследования.Однако, независимо от того, в какой области ведется исследование, к научным методам предъявляются определенные требования:? во-первых, изучаемое явление должно быть

        Глава 1. Методологические основы, история развития перинатальной психологии

        Глава 1. Методологические основы, история развития перинатальной

        Глава 1 Методологические основы юридической психологии

        Глава 1 Методологические основы юридической психологии § 1. Предмет и задачи юридической психологии Юридическая психология изучает психологические аспекты права, правового регулирования и юридической деятельности, исследует проблемы повышения эффективности

        Глава 1 Теоретические и методологические проблемы психологии рекламы

        Методологические основы тренинговой программы

        1.4. Методологические подходы к изучению психологического стресса

        1.4. Методологические подходы к изучению психологического стресса В науке и обществе время от времени происходит изменение парадигмы – фундаментального предположения, представления о природе тех или иных явлений, событий, процессов. Одним из очередных изменений

        Глава 5. Концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса

        Глава 5. Концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса 5.1. Понятие «преодоление стресса» Зарождение и развитие учения о противодействии стрессу связано с исследованиями ряда зарубежных психологов на деятельную, самостоятельную, конструктивную сущность

        6.2. Методологические особенности исследований преодоления стресса

        6.2. Методологические особенности исследований преодоления стресса В реагировании на стресс существуют выраженные индивидуальные различия. Так, одинаковые стрессоры могут иметь различные последствия у разных людей, так же как один и тот же человек будет по-разному

        Глава 7. Модели и механизмы преодоления стресса

        Глава 7. Модели и механизмы преодоления стресса Общепризнанным является положение о том, что не каждый человек под воздействием стресс-факторов жизни и деятельности теряет работоспособность, впадает в депрессию или заболевает. Большинству людей удается сохранить свою

        7.1. Модели преодоления стресса

        7.1. Модели преодоления стресса 7.1.1. Эго-психологическая модель Эта модель базируется на концепции систем защиты, таких как бессознательные адаптивные механизмы, которые являются главными средствами преодоления инстинкта и аффекта: G. Vaillant [488, 490] считает, что существует

        Глава 8. Процессы и ресурсы преодоления стресса

        Глава 8. Процессы и ресурсы преодоления стресса Противодействие стрессу и адаптация к условиям его развития определяются наличием личных ресурсов для реализации этого процесса, а также типом используемых стратегий действий и поведенческой активности конкретного

        Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса

        Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса

        Глава 10. Измерение стратегий преодоления стресса

        Глава 10. Измерение стратегий преодоления стресса Наиболее спорным в проблеме преодоления стресса является вопрос – как оценивать процесс и результат преодоления. Почти все соглашаются, что преодоление является решающим фактором в понимании влияния стресса на

        psy.wikireading.ru

        Проблемы психологии стресса

        ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА

        Китаев-Смык Л. А . Психология стресса. — М.: Наука, 1983 г. — 367 с.

        Монография Л.А. Китаева-Смыка представляет собой концептуальное и предметное исследование вопросов, связанных с проблемой психологической адаптации человека к экстремальной ситуации, способности противостоять экстремальным факторам среды, раскрытию возможностей человека, не проявляющихся в нормальных условиях его жизнедеятельности. Многие аспекты поставленной проблемы нашли отражение в современных научных исследованиях. Здесь имеют место как различные подходы, так и попытки создания единой синтетической картины (на методологическом уровне рассмотрения проблемы) экстремальности и сущности ее в процессах развития сложных адаптирующихся социальных систем.

        Большое значение имеют работы, связанные с изучением механизмов адаптации человека в условиях нетрадиционных экстремальных ситуаций (имеется в виду выход человека в космос и изучение его организма при таких неспецифических условиях) 1 .

        Кроме того, в ряде исследований рассматриваются либо проблемы практической адаптации человека к экстремальной ситуации 2 , либо изучается комплекс психологического и физиологического состояния человека в таких ситуациях 3 .

        В последнее время интенсивно изучаются экстремальные ситуации в деятельности малых групп и трудовых коллективов.

        До настоящего времени практически не было работ, в которых была бы осуществлена систематизация проведенных исследований в области психологии стресса, лежащих в его основе механизмов адаптационного синдрома в связи с современным уровнем развития наук о человеке. Исследование Л.А. Китаева-Смыка вносит заметный вклад в развитие наук, в которых так или иначе рассматриваются экстремальные ситуации, и в первую очередь их психологический фактор.

        Одной из существенных черт книги является ее проблемный характер. В ней последовательно раскрывается связь между конкретным осмыслением всего многообразия физиологических и психологических экстремумов.

        Обращаясь к концепции стресса Г. Селье, Л.А. Китаев-Смык останавливается как на апробированных, так и на спорных, вызывающих неоднозначную интерпретацию положениях его общей концепции.

        Важное место в работе занимает анализ протекания стрессовых процессов. Это касается в первую очередь физиологии экстремального напряжения организма человека, что позволяет рассматривать психологические аспекты в связи со всеми ее уровнями, включая социальный.

        Подробный анализ различных сторон адаптации организма человека к внешним экстремальным факторам среды позволяет автору дать определение кинетоза в широком смысле — как синдрома общей адаптации организма к субъективно невозможному фактору, проходящему в своем развитии через фазы активизации эмоционально-двигательного, вегетативного, интеллектуально-интроспективного и социально-психологического реагирования. Основной фактор, вызывающий кинетоз, — субъективная невозможность, субъективная невероятность текущей ситуации (с. 201).

        Представляет интерес тот раздел книги, в котором говорится о психическом отражении экстремальной ситуации.

        В работе строго прослеживается социальная обусловленность дистресса и эустресса в различных экстремальных ситуациях. «Присутствие людей является ценностным фактором среды» (с. 322), — пишет Л.А. Китаев-Смык, подчеркивая социальный характер всего многообразия специфических и неспецифических реакций человека на экстремумы среды. Спорно, конечно, выделение автором в этой связи двух тенденций в психологической сущности человека: альтруистической и эгоистической. Такое разделение может быть весьма условным, так как компенсаторные механизмы субъективной деятельности не всегда могут быть представлены однозначно в компенсаторных действиях человека. Работа дает возможность выявить качественную специфику психологического отражения и компенсаторных механизмов поведения человека в экстремальной ситуации. Книга Л.А. Китаева-Смыка позволяет связать в единую картину многоуровневый характер реакций организма человека и его деятельности в экстремальных ситуациях. Она имеет ярко выраженную практическую направленность, позволяя научно прогнозировать стресс, а также управлять им в экстремальных ситуациях. Работа имеет большое практическое значение при необходимости стабилизации деятельности человека в различных экстремальных ситуациях.

        Логическим завершением работы является рассмотрение глубинных, с точки зрения эволюционного подхода, механизмов адаптации в условиях стресса, а также индивидуальных особенностей, заложенных в биологической программе развития индивида и животных разного уровня организации.

        На протяжении всей работы автор пытается показать как негативные, так и положительные стороны экстремальных ситуаций и возникающих

        на их основе субсиндромов стресса. Это позволяет говорить о многофакторности экстремальных ситуаций и дифференцированной их роли в общем процессе оптимизации субъектно-объектных отношений в процессах субъектной жизнедеятельности. А это очень важно, так как стресс, как это подчеркивает и сам автор, может играть не только деструктивную, но и конструктивную роль, являясь средством активизации духовных и физических сил человека. К недостаткам работы следует отнести чрезмерную увлеченность автора эмпирическим материалом. Кроме того, можно указать на неравноценность ее разделов по объему и обсуждаемым вопросам. Это касается в первую очередь того, что автор недостаточно внимания уделяет раскрытию социального феномена экстремальных ситуаций.

        Эти и ряд других незначительных недостатков представленной работы объясняются, очевидно, ее информационной насыщенностью и ограниченностью поставленных в ней задач.

        1 Медико-биологические, психологические аспекты стресса интенсивно разрабатываются в авиационной и космической медицине. (См., например: Богдашевский Р.Б., Еремин А.В., Береговский А.В. Теоретическое обоснование космической клиники. Проблемы авиационной и космической медицины и биологии. — Пятые гагаринские чтения. М., 1975; Савкин В.И. О возможном переходе к оценке и изучению надежности систем обеспечения жизнедеятельности. — Там же.)

        2 См. Волович В. Т. Человек в экстремальных условиях природной среды. — М., 1980.

        3 См. Кассиль Г. Н. Наука о боли. — М., 1976.

        www.voppsy.ru

        Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социальной жизни человека

        В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но многие ли знают, подлинное значение термина СТРЕСС.

        Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что, минутное ослабление внимания – это сотни погибших; спортсмен, жаждущий победы; муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, – все они испытывают стресс.

        Этот термин широко используется в ряде областей знаний, – именно поэтому в него вкладывается разное содержание в зависимости от причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявления и последствий.

        Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социальной жизни человека особенно активно стала изучаться у нас в стране и за рубежом в последние десятилетия. Этому способствовал ряд обстоятельств.

        Во-первых, появление работ по проблемам влияния экстремальных факторов деятельности на состояние и работоспособность человека.

        Во-вторых, возрастающее внимание к изучению “человеческого фактора”, свойств и состояний личности специалистов ответственных, вредных и опасных профессий в связи с усложнением техники и содержания профессиональных задач.

        В-третьих, существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности, беспокойства у людей, вызванных локальными войнами, террористическими актами, массовым физическим и психическим травматизмом.

        Стресс как особое психическое состояние выражается не только в трудностях проявления эмоций, но и в мотивационных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен стресса требует специального психологического изучения.

        Важность проблемы обуславливается следующими положениями:

        • отсутствием системы медико-психологической помощи населению;
        • отсутствием психопрофилактических мероприятий, основанных на современных методах психологической коррекции стресса у людей, профессия которых, связана с риском.
        • отсутствием в учебных заведениях занятий по психопрофилактике и саморегуляции стрессовых состояний личности.

        Изучение стрессовых состояний человека в психологии.

        Проблема адаптации человека к деструктивным факторам среды привлекает постоянное внимание исследователей. Интерес современной психологии к этой проблеме постоянно возрастает в связи с ростом болезней, связанных со стрессом.

        В физиологии, психологии и медицине термин “стресс” применяется для обозначения состояния человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

        В современной научной литературе термин “стресс” применяется в трех значениях. Во-первых, понятие стресс как напряжение или возбуждение под влиянием любых внешних стимулов или событий. Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. Это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. В-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.

        В изучении психологического стресса важным и не до конца ясным остается вопрос о соотношении эмоций и стресса. Считается, что главной составляющей психологического стресса является эмоциональное возбуждение.

        Эмоции являются одной из форм психической деятельности, свойственной не только человеку, но и животным. Эмоциональные длительные напряжения являются основой различных психосоматических заболеваний, а эмоциональные патологические состояния как проявление психопатологии служат мишенью действия психофармакологических средств.

        Несовпадение внутренних побуждений личности с объективными условиями ее деятельности, конфликт мотивов и целей, оценка раздражителей как факторов, нарушающих стереотипную эмоциональность выполняемой работы, состояние растерянности в ситуациях, к которым у индивида нет готовых решений, все эти и подобные ситуации обусловливают эмоциональное возбуждение, субъективно оцениваемое как негативное. Термины “эмоциональный” или “психический стресс” являются синонимами. Главное, что обусловливает стресс “психического порядка”, это эмоциональный настрой личности по отношению к стрессору.

        Стресс может возникнуть как при сильных внешних воздействиях и непроизвольных реакциях на них, так и при осознании сложности ситуации, безвыходности положения человека.

        Выявлено, что адаптационная энергия не беспредельна. После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление, причем продолжительность периода сопротивления зависит от врожденной приспособляемости организма и от силы. Первые две фазы – это еще не болезнь, а естественная борьба организма с вредностью. На первых двух стадиях стресс может выступать как мобилизующая сила и в случае успешного преодоления вредности на этом и заканчивается.

        При продолжающемся действии стрессора или повторяющихся состояниях стресса наступает третья фаза – аффективного и гормонального истощения. Эту фазу рассматриваем как патологическую и обозначаем ее “дистрессом”. В это время преобладают тревога, чувство безысходности, тоска, которым клинически соответствует картина невроза, психореактивных состояний, “депрессии истощения” и начало психогенного развития личности.

        Ряд научных данных свидетельствует о том, что повторяющиеся воздействия стрессов могут привести к формированию физиологической выносливости устойчивости. Однако условия хронического стресса могут вызывать негативные состояния, включая истощение, заболевания и смерть.

        Эмоциональный стресс значительно усиливается, если человек рассматривает его как непреодолимую преграду, а свои возможности для борьбы со стрессом явно недооценивает.

        Если эмоциональный стресс характеризовать как психологическую “угрозу”, которая лишает человека возможности эффективно осуществлять свою деятельность, то между биологической эмоцией и эмоционально-стрессовой реакцией нет отличия. Острый эмоциональный стресс, т.е. немедленная психологическая реакция на конфликтную ситуацию, в своей основе имеет эмоциональное возбуждение, выступающее в качестве дезорганизатора адекватной деятельности, особенно тогда, когда содержание эмоции противоречит целям и задачам деятельности.

        Психологическая специфика состояний напряженности зависит не только от внешних воздействий, но и от личностного смысла цели деятельности, оценки ситуации, в которой он находится, т.е. у каждого человека экстремальная ситуация будет оценена по-разному. Отсюда разные реакции на стрессы.

        Анализ природы такого сложного и многомерного явления, как стресс,

        показывает, что в нем одновременно есть признаки и реакции и процесса, и состояния. Дать общее определение стресса затруднительно. Во-первых, это понятие все более приобретает характер междисциплинарного, возрастает степень его обобщенности. Во-вторых, понятие “стресс” очень емкое, по уровню обобщенности оно стоит в одном ряду с такими понятиями, как адаптация, болезнь, здоровье. В-третьих, совокупность явлений, входящих в область определения данного понятия велика, она охватывает различные уровни организации человека – от биохимического до социального.

        Итак, рассмотрев в динамике стрессовое состояние личности можно сформулировать следующее определение стресса.

        Стресс – это эмоциональное психическое напряжение, влияющее на адаптацию и продуктивность выполняемой деятельности, на активность и отношение личности к себе, окружающим и социальной среде.

        Механизмы психологической защиты

        Механизмы психологической защиты, изученные Фрейдом и его дочерью Анной, весьма многообразны. Рассмотрим самые главные из них.

        Чаще всего человек прибегает к такому защитному механизму, как “подавление”. Подавление состоит в вытеснении желания или конфликтной ситуации в область подсознательного, сохраняемого в виде подавленного влечения.

        “Реактивное обучение” предполагает принятие человеком чувств и поступков, противоположных тем, что были вытеснены им, с целью еще более сильного их подавления.

        “Отрицание и отвержение” выражаются в бессознательном отказе допустить существование определенных фактов.

        Механизм психологической защиты “вытеснение” означает замену недостижимой цели другой целью, вполне достижимой.

        “Сублимация” представляет собой разновидность вытеснения, приносящее человеку реальное удовлетворение.

        “Проекция” состоит в неосознанном наделении других людей собственными мотивами, чертами и свойствами.

        А психологический механизм защиты “рационализация” заключается в поиске удобных причин для оправдания невозможности совершить определенный поступок или, наоборот, в поиске убедительного обоснования неприемлемого поведения.

        Психологический механизм – это “система психологических явлений, предназначенная для преобразования и формирования активности, выраженной одним или несколькими мотивами, в требуемую активность, выраженную другими мотивами”. В общем виде под психологическим механизмом развития личности можно понимать систему психических и социальных предпосылок, условий, обеспечивающих направленность поведения человека. Всем психологическим механизмам присуща обобщенность, в них отражается взаимосвязь многих звеньев психической системы, обеспечивающей человеческую деятельность и поведение.

        Таким образом, защитные механизмы стремятся избавить человека от рассогласованности побуждений, предохранить его от осознания нежелательных содержаний и устранить тревогу и напряженность. Психологические механизмы защиты достигают своей цели ценой уступок, самообмана или невроза личности. А психологические механизмы коррекции стрессовых состояний личности направлены на уменьшение напряженности человека через его сознание.

        Анализ природы такого сложного и многомерного явления, как стресс, показывает, что в нем одновременно есть признаки и реакции, и процесса, и состояния.

        Стресс – это эмоциональное психическое напряжение, влияющее на адаптацию продуктивность выполняемой деятельности, на активность и отношение личности к себе, окружающим и социальной среде.

        Человек использует механизмы психологической защиты, но они только на короткое время могут ослабить тревогу, порожденную конфликтом, выступая средством борьбы с тревогой, пока человек не найдет рационального способа разрешения данного конфликта.

        Под психологическим механизмом развития личности можно понимать систему психических и социальных предпосылок, условий, обеспечивающих направленность поведения человека. Всем психологическим механизмам присуща обобщенность, в них отражается взаимосвязь многих звеньев психической системы, обеспечивающей человеческую деятельность и поведение.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Проблема психологического стресса в контексте психического и психологического здоровья школьников

        Настоящая работа посвящена изучению проблемы психологического стресса. Стремительное повышение темпа жизни, экономические, социальные и политические трансформации, увеличение разного рода нагрузок придают проблематике психологического стресса и, в частности, проблеме переживания стрессовых ситуаций особую актуальность. В настоящее время психологический стресс является одной из главных «болезней века», составляющей серьезную угрозу трудоспособности и качеству жизни населения большинства стран мира (Судаков, 1998; Quick et al., 1997; Schabracq et al., 1996 и др.). Исследователи отмечают, что переживание хронического стресса, может приводить к разнообразным психическим нарушениям: депрессии, неврозам и синдрому посттравматического стресса (Водопьянова и Старченкова, 2005; Величковский Б.Б., 2007; Olff et al., 2005). В современной психологии стрессовая ситуация рассматривается как вид социально–психологической ситуации, в том числе и учебной ситуации, которая содержит объективные повышенные требования к адаптационным потенциалам (ресурсам) человека, детерминирует изменения психического состояния человека и качество взаимодействия в системе «субъект—ситуация». Представляется, что изучение взаимосвязей между смысложизненными ориентациями и самооценкой старшеклассников в зависимости от типа стрессовой ситуации открывает новые возможности для объяснения и прогнозирования успешности или неуспешности адаптации школьников к воздействию разнообразных жизненных стрессоров, создающих угрозу их психическому и психологическому здоровью.

        Цель нашего исследования состояла в выявлении взаимосвязи смысложизненных ориентаций и самооценки в зависимости от переживания старшеклассниками стрессовой ситуации.

        Мы предположили, что в зависимости от стресс-факторов старшеклассники включены в разные типы стрессовых ситуаций; в разных типах стрессовых ситуаций наблюдаются специфические взаимосвязи смысложизненных ориентаций и самооценки школьников.

        Достижение поставленной цели и проверка выдвинутого предположения реализовывались в процессе последовательного решения следующих задач исследования: теоретический анализ психологических подходов к изучению стрессовой ситуации, смысложизненных ориентаций и самооценки; подбор комплекса психодиагностических методик и выделение критериев анализа стрессовой ситуации, смысложизненных ориентаций и самооценки; сбор и анализ данных с использованием выделенных критериев; выявление специфики взаимосвязей между смысложизненными ориентациями и самооценкой старшеклассников в разных типах стрессовой ситуации.

        Методы исследования включали: анализ научной литературы по проблеме психологического стресса; смысложизненных ориентаций и самооценки; диагностическая проективная методика «Я и мой стресс» для выявления типов стрессовой ситуации; комплекс психодиагностических методик для оценки смысложизненных ориентаций и самооценки старшеклассников, включающий тест «Смысложизненных ориентаций» и методику «Самооценка» по Будасси; методы и процедуры статистической обработки данных с целью проверки предположения (показатели описательной статистики, корреляционный анализ).

        В исследовании принимали участие 80 старшеклассников 9-х и 10-х классов Лицея №1511 при МИФИ.

        В зависимости от выраженности стресс-факторов, у старшеклассников нами выделены следующие типы стрессовых ситуаций: «стресс с человеческим лицом», «стресс как неодушевленный предмет», «стресс, связанный с атрибутами обучения в лицее», «стресс, связанный с оценкой успеваемости», «отрицание стресса».

        В группе «стресс с человеческим лицом» выявлено наибольшее число положительных взаимосвязей между смысложизненными ориентациями и всеми типами самооценки. Результаты исследования показывают, что по критерию «цели» значимых корреляций нет. Отсутствие корреляций позволяет нам предположить, что учащиеся предпочитают действовать в логике окружающих их людей. По критерию «процесс» все типы уровня самооценки значимы, но более выражена взаимосвязь «Я глазами учителей», по критерию «результат» значимыми взаимосвязями являются «Я глазами учителей» и «Я глазами одноклассников». «Локус контроля – Я » взаимосвязан с самооценкой «Я глазами родителей», «Я глазами учителей» и «Я глазами одноклассников». По этому критерию, как и по предыдущему, наиболее выраженная взаимосвязь «Я глазами одноклассников». «Общий показатель смысложизненных ориентаций», так же как и «локус контроля – Я » значимо взаимосвязан с теми же типами уровня самооценки, причем наиболее выраженным так же является «Я глазами одноклассников».

        Таким образом, в группе «стресс с человеческим лицом» выявлены следующие взаимосвязи: чем больше направленность на процесс, тем выше самооценка «Я глазами учителей» и «Я глазами родителей»; чем больше направленность на «результат», выше выраженность «локус контроля – Я » и «Общего показателя смысложизненных ориентаций», тем выше самооценка «Я глазами учителей» и «Я глазами одноклассников». Преобладание взаимосвязей с самооценкой «Я глазами одноклассников», на наш взгляд, связана со значимостью мнения данной референтной группы для старшеклассников, что характерно для подросткового возраста. Старшеклассники данной группы предпочитают действовать в логике окружающих их людей, и ориентированы на процесс.

        В группе «стресс как неодушевленный предмет» не выявлены значимые взаимосвязи, имеются лишь результаты на уровне тенденций. По критерию «результат» отсутствуют значимые взаимосвязи. По критерию «цели» имеется обратная взаимосвязь на уровне тенденций с самооценкой «Я глазами учителей» и прямая с уровнем самооценки. По критерию «процесс» так же выделяется обратная связь на уровне тенденций с самооценкой «Я глазами учителей». Критерии «локус контроля — я», «локус контроля — жизнь» и «общий показатель смысложизненных ориентаций» взаимосвязаны с уровнем самооценки. Только «общий показатель смысложизненных ориентаций» относительно взаимосвязан с уровнем самооценки.

        Таким образом, в группе «стресс как неодушевленный предмет» у старшеклассников отсутствуют взаимосвязи по критерию «результат»; выявлена относительно значимая взаимосвязь: чем выше «общий показатель смысложизненных ориентаций», тем выше уровень самооценки. Можно предположить, что в данной группе смысложизненные ориентации слабо выражены, что действия старшеклассников подчинены внешним предметным ситуациям.

        В группе «стресс, связанный с атрибутами обучения в лицее» результаты исследования показывают, что по критериям «цели», «процесс», «локус контроль — Я» значимые корреляции отсутствуют. По критерию «результат» выявлены взаимосвязи с «самооценкой» себя, самооценкой «Я глазами учителей» и «Я глазами одноклассников». Наиболее выраженной взаимосвязью является «самооценка». По критерию «локус контроля — жизнь» выявлена взаимосвязь с самооценкой «Я глазами одноклассников». По критерию «общий показатель смысложизненных ориентаций» выявлена единственная взаимосвязь с «самооценкой» себя.

        Таким образом, в группе «стресс, связанный с атрибутами обучения в лицее» выявлены следующие взаимосвязи: чем выше направленность на «результат» и «общий показатель смысложизненных ориентаций», тем выше самооценка; чем больше выражен «локус контроля — жизнь», тем выше самооценка «Я глазами одноклассников». Старшеклассникам данной группы свойственно перекладывание ответственности своих действий на жизненные обстоятельства и ориентированность на конечный результат. Однако, в связи с отсутствием взаимосвязей на «процесс», можно предположить, что не всегда достигнутый результат совпадает с желаемым.

        В группе «стресс, связанный с оценкой успеваемости» результаты исследования показывают, что по критерию «результат» значимых взаимосвязей нет. По критерию «цели» значимыми корреляциями являются «самооценка» и более выраженный — «уровень самооценки». По критерию «процесс» имеется обратные корреляции с самооценкой «Я глазами родителей» и Я глазами одноклассников» и прямая с «уровнем самооценки». По критерию «локус контроля — Я» выделяются взаимосвязи: обратная — «Я глазами одноклассников» и прямые — «самооценка» и более выражена «уровень самооценки». По критерию «локус контроля — жизнь» имеются значимые взаимосвязи с самооценкой «Я глазами учителей». По критерию «общий показатель смысложизненных ориентаций» так же значимой взаимосвязью является общий «уровень самооценки».

        Таким образом, несмотря на наличии цели и ответственности за ее достижения, у старшеклассников проявляются сложности с реализацией процесса и отсутствием направленности на результат.

        В группе «отрицание стресса» результаты исследования показывают преобладание отрицательных взаимосвязей, к тому же по критерию «процесс» значимых взаимосвязей не выделено. По критерию «цели» выделяется обратная значимая взаимосвязь с самооценкой «Я — реальный и Я глазами родителей». По критерию «результат» все типы уровня самооценки значимы, но с «самооценкой» прямая взаимосвязь, а с «Я глазами родителей», «Я глазами учителей», «Я глазами одноклассников» обратная. Наиболее выражена обратная взаимосвязь с «Я глазами учителей». По критерию «локус контроля — Я» значимая взаимосвязь «самооценка». По критериям «локус контроля — жизнь» и «общий показатель смысложизненных ориентаций» имеются обратные взаимосвязи с «Я глазами родителей», «Я глазами учителей», «Я глазами одноклассников», наиболее высоко значимо выражен и в том и другом критерии «Я глазами учителей».

        Данной группе свойственно преобладают отрицательные взаимосвязи, что говорит о их высоком эгоцентризме, поскольку одобряются только собственные действия в ситуациях а действия других оцениваются негативно: чем выше показатели «локус контроля — жизнь» и «общий показатель смысложизненных ориентаций», тем ниже самооценка «Я глазами родителей», «Я глазами учителей» и «Я глазами одноклассников».

        Итак, в зависимости от выраженности стресс-факторов, у старшеклассников выделены такие типы стрессовых ситуаций как «стресс с человеческим лицом», «стресс как неодушевленный предмет», «стресс, связанный с атрибутами обучения в лицее», «стресс, связанный с оценкой успеваемости», «отрицание стресса». В группе «стресс с человеческим лицом» старшеклассники предпочитают действовать в логике окружающих их людей, и ориентированы на процесс. В отличие от них, в группе «стресс как неодушевленный предмет» отсутствуют значимые взаимосвязи. Можно предположить, что в данной группе смысложизненные ориентации слабо выражены, действия старшеклассников подчинены внешним предметным ситуациям. Группе «стресс, связанный с атрибутами обучения в лицее» свойственно перекладывание ответственности своих действий на жизненные обстоятельства и ориентированность на конечный результат. Однако, в связи с отсутствием взаимосвязей на «процесс», можно предположить, что у них не всегда желаемый результат совпадает с достигнутым. Старшеклассникам группы «стресс, связанный с оценкой успеваемости» не смотря на наличие цели и ответственности за ее достижение, свойственно проявление сложности в реализации процесса и отсутствие направленности на результат. В группе «отрицание стресса» преобладают отрицательные взаимосвязи, что говорит о не сформированности их самооценки и смысложизненных ориентаций. Полученные результаты раскрывают стимулирующую функцию стресса для развития личности и ориентировки в сложных жизненных ситуациях.

        В исследовании впервые определена специфика взаимосвязи смысложизненных ориентаций и самооценки старшеклассников в зависимости от типа стрессовой ситуации. На основании предложенного комплекса психодиагностических методик может осуществляться: прогноз успешности ориентировки старшеклассников в учебных ситуациях и ситуациях жизнедеятельности; разработка программ приобретения ими конструктивных способов выхода из стрессовой ситуации; повышения успешности учебной деятельности. Полученные результаты позволят организовывать и проводить со старшеклассниками систему целенаправленных занятий по коррекции и профилактике выявленных проблем в соответствии с каждым типом стрессовой ситуации.

        childpsy.ru